Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция большого пространства.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Большое пространство – очерчивание определенного географического региона, в рамках которого проявляется своеобразие народов и государств, входящих в состав этого региона. В мире существует несколько геополитических образований, одно из них – европейский мир. Эта организация складывается объективно и спонтанно. Общая система должна иметь какого-то арбитра. Суверенитет и его проявление – это и есть решение. В современном мире, когда складывается искусственная концепция прав личности в противовес концепции прав народа или прав государства, для отдельной личности – теория партизана, т.е. человека, который сопротивляется государству, он должен противостоять воинственному миру или пацифистской войне, он формально действует вне закона, но ведомый своей земелй противостоит этому. Европейский мир прошел 4 этапа: 1) теологический 2) метафизический 3) гуманитарно-моральный 4) экономический. 20 век – кроме экономических вопросов на передний план выступил техницизм. Сама по себе техника не может быть ни хорошей, ни плохой.
75. Политико-правовое учение Петерима Сорокина (1889-1968) социолог. В 20-е гг. выслан в Америку. П. Сорокин писал, что в ХХ в. произошла замена линейных теорий на нелинейные. История – это история культурных суперсистем. * С. – единство целостностей, сложная взаимосвязь; это определенный народ, нация. Каждая культурная суперсистема представляет собой культурное единство. Сорокин наделяет суперсистемы следующими свойствами: реальность, индивидуальность, зависимость от главных частей, избирательность и ограниченная изменчивость. Каждая суперсистема имеет свои границы (как правило, географические). Периодам роста, зрелости и распада соответствуют следующие фазы суперсистем: идеациональная; идеалистическая; чувственная. Идеациональная фаза. * Ее главный принцип и ценность – Бог. Литература и живопись основывались на Библии, архитектура и скульптура выражались как Библия в камне. Этика и право представляли собой разработку заповедей христианства. Нормы права необходимо было выполнять так же, как и заповеди Абсолюта. Главная цель норм права состояла в содействии союзу человека с Богом. Преступление в этот период было синонимом. Цель кары (если говорить об уголовных нормах) состоит в искуплении греха, совершенного против Бога. Судебная система основана на принципе вмешательства Абсолюта в правовые дела. Исходя из этого принципа законодательство не изменялось. Гражданско-правовые сделки имели строгие процедуры (клятвы и т. п.), священные формулы. Все люди считались детьми Бога, поэтому предписывалось помогать друг другу. Брак носил священный характер, а развод, напротив, запрещался. Политический режим идеациональной фазы – теократический. Идеалистическая фаза. Эта фаза – переходная, так как религ.нормы утрачивали былую роль постепенно, в течение 200-300 лет. Чувственная фаза. * Данную фазу характеризуют светскость, материализм, утилитаризм, гедонизм, развитие промышленности и технических приспособлений. Наблюдается относительность ценностей, упадок религиозности и интуитивного творчества, освобождение от религии и морали. характерны классовая борьба и урбанизация. Право рассматривается как созданное человеком и используется, для эксплуатации одной группы другой. Цели права видятся в следующем: сохранение человеческой жизни; охрана собственности, имущества, мира, порядка. Законы и нормы носят относительный и условный характер. * ничтожно мало внимания уделяется отношениям человека и Бога.Цель наказания в уг. зак-ве утилитарна (в перевоспитании человека, безопасности общества и т.п.). Личные и имущ. отношения тоже строятся на принципе утилитаризма. Все отношения во время чувственной фазы – договорные либо общеобязательные. В конце концов, этика и право чувственной фазы приводят человека к тупику, человек понижается до уровня электронно-протонного комплекса. В результате исполнению закона будет способствовать только насилие. Право формально и не несет в себе никакой ценности. Несмотря на негативные последствия чувственной фазы, возможен катарсис, в результате которого люди смогут вернуться назад к религиозным ценностям. Сорокин рассматривал исторический процесс как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых – интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, ученый связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Он различал три основных вида социокультурных суперсистем, сменяющих друг друга и охватывающих одновременно много обществ, – идеациональную, идеалистическую и чувственную. В основе каждой суперсистемы лежит господствующая система истин, создающая своеобразное мировоззрение, имеющее свою философию и религию, представления о нравственности и о «святости», свою литературу и искусство, свою экономику и политику.
Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Подробно анализируя историю европейской культуры, в том числе и статистическими методами, Сорокин относил к периодам расцвета «чувственной» культуры греко-римскую цивилизацию III–IV вв. н.э., то есть периода ее разложения и упадка, и западную культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени. К идеациональному типу культуры, помимо хорошо знакомого Сорокину русского типа, он относил раннесредневековую культуру христианского Запада (с VI по XIII в.), а к идеалистическому – великую культуру эпохи Возрождения. Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, то есть веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем «расколдованном» мире. Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее абсолютными религиозными идеалами.
Как социолог, искавший в фактах общественной жизни объяснения многим явлениям культуры, Сорокин был одним из создателей теорий социальной мобильности и социальной стратификации. Согласно первой в высокоразвитом обществе постоянно происходит движение отдельных людей и групп из одного слоя в другой, с низшего социального уровня в высший, и наоборот. В этом случае говорят о восходящей или нисходящей вертикальной мобильности, однако есть и мобильность горизонтальная, то есть передвижение индивидов на одном и том же социальном уровне, например при смене места жительства или характера работы. Различают также интергенерациональную (между поколениями) и интрагенерациональную (внутри поколения) мобильность. Понятие социальной мобильности характеризует степень цивилизованности, открытости или закрытости, свободы и демократизма того или иного общества и является важным показателем уровня его культуры.
Теория социальной стратификации рассматривает общество не как жесткую и антагонистическую классовую структуру, а как живую систему многочисленных взаимопроникающих общественных слоев, выделяемых по признакам образования, обеспеченности, психологии, бытовых условий, возраста, пола и находящихся в со стоянии не борьбы, а равновесия и сотрудничества.
76. Политико-правовое учение А. Дж. Тойнби (1889-1975) «Изучение истории» (12 томов). цивилизация – это поле деятельности индивидуальности. Тойнби ввел понятие локальной ц-и *, под которой понимал общность людей, объединенных системой связей.Понятие локальной ц-и Тойнби очень схоже с суперсистемой у Сорокина и суперэтносом у Гумилева. Локальная ц-я шире нац-го гос-ва. Ц-я – это общество с большой протяженностью во времени и пространстве. Основной ее признак– культура. Именно по ней определяется принадлежность государства к определенной ц-и. Каждая локальная ц-я имеет особенности. Для Западной Европы это техницизм, для индусов – религия. Тойнби выделяет около 20 локальных ц-й, на сегодняшний день в мире осталось лишь несколько живых ц-й: западная, православная, дальневосточная (Япония, Китай), исламская, индуистская. Виды цивилизаций: живые (находятся в динамике); реликтовые; неродившиеся; задержанные. Ц-и могут получать полное развитие и неудавшееся. Те ц-и, кот получили полное развитие, делятся на независимые и сателлиты. Тойнби негативно относится к идее единой человеческой ц-и. (западной) Причина этого состоит в том, что современная западная ц-я распространяет свою эконом. и полит. экспансию по всему миру. Тойнби считает, что создание коммунистического государства – утопия. Объясняя механизм исторического развития цивилизации, Тойнби предлагает теорию «вызова-ответа». * Они проявляются как неблагоприятные прир.условия (геогр.факторы) (например, суровая зима в Сибири), территориальная экспансия других народов, технич.превосходство другой цив. Если «вызов» сильный, он разрушает цивилизацию, если он слабый, то не оказывает стимулирующего воздействия. Кроме того, необходимо наличие людей, которые поймут «вызов» и дадут на него ответ (правящее меньшинство). Если ответы на эти «вызовы» правильные, цивилизация начинает развиваться.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.012 с.) |