Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция большого пространства.

Поиск

Большое пространство – очерчивание определенного географического региона, в рамках которого проявляется своеобразие народов и государств, входящих в состав этого региона.

В мире существует несколько геополитических образований, одно из них – европейский мир.

Эта организация складывается объективно и спонтанно.

Общая система должна иметь какого-то арбитра.

Суверенитет и его проявление – это и есть решение.

В современном мире, когда складывается искусственная концепция прав личности в противовес концепции прав народа или прав государства, для отдельной личности – теория партизана, т.е. человека, который сопротивляется государству, он должен противостоять воинственному миру или пацифистской войне, он формально действует вне закона, но ведомый своей земелй противостоит этому.

Европейский мир прошел 4 этапа:

1) теологический

2) метафизический

3) гуманитарно-моральный

4) экономический.

20 век – кроме экономических вопросов на передний план выступил техницизм.

Сама по себе техника не может быть ни хорошей, ни плохой.

 

 

75. Политико-правовое учение Петерима Сорокина (1889-1968)

 социолог. В 20-е гг. выслан в Америку. П. Сорокин писал, что в ХХ в. произошла замена линейных теорий на нелинейные.

История – это история культурных суперсистем. * С. – единство целостностей, сложная взаимосвязь; это определенный народ, нация. Каждая культурная суперсистема представляет собой культурное единство. Сорокин наделяет суперсистемы следующими свойствами: реальность, индивидуальность, зависимость от главных частей, избирательность и ограниченная изменчивость. Каждая суперсистема имеет свои границы (как правило, географические). Периодам роста, зрелости и распада соответствуют следующие фазы суперсистем: идеациональная; идеалистическая; чувственная.

Идеациональная фаза. * Ее главный принцип и ценность – Бог. Литература и живопись основывались на Библии, архитектура и скульптура выражались как Библия в камне. Этика и право представляли собой разработку заповедей христианства. Нормы права необходимо было выполнять так же, как и заповеди Абсолюта. Главная цель норм права состояла в содействии союзу человека с Богом. Преступление в этот период было синонимом. Цель кары (если говорить об уголовных нормах) состоит в искуплении греха, совершенного против Бога. Судебная система основана на принципе вмешательства Абсолюта в правовые дела. Исходя из этого принципа законодательство не изменялось. Гражданско-правовые сделки имели строгие процедуры (клятвы и т. п.), священные формулы. Все люди считались детьми Бога, поэтому предписывалось помогать друг другу. Брак носил священный характер, а развод, напротив, запрещался. Политический режим идеациональной фазы – теократический.

Идеалистическая фаза. Эта фаза – переходная, так как религ.нормы утрачивали былую роль постепенно, в течение 200-300 лет.

Чувственная фаза. * Данную фазу характеризуют светскость, материализм, утилитаризм, гедонизм, развитие промышленности и технических приспособлений. Наблюдается относительность ценностей, упадок религиозности и интуитивного творчества, освобождение от религии и морали. характерны классовая борьба и урбанизация.

Право рассматривается как созданное человеком и используется, для эксплуатации одной группы другой. Цели права видятся в следующем: сохранение человеческой жизни; охрана собственности, имущества, мира, порядка.

Законы и нормы носят относительный и условный характер. * ничтожно мало внимания уделяется отношениям человека и Бога.Цель наказания в уг. зак-ве утилитарна (в перевоспитании человека, безопасности общества и т.п.). Личные и имущ. отношения тоже строятся на принципе утилитаризма. Все отношения во время чувственной фазы – договорные либо общеобязательные. В конце концов, этика и право чувственной фазы приводят человека к тупику, человек понижается до уровня электронно-протонного комплекса. В результате исполнению закона будет способствовать только насилие. Право формально и не несет в себе никакой ценности. Несмотря на негативные последствия чувственной фазы, возможен катарсис, в результате которого люди смогут вернуться назад к религиозным ценностям.

Сорокин рассматривал исторический процесс как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых – интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис, ученый связывал его с развитием материализма и науки и выход видел в развитии религиозной «идеалистической» культуры. Он различал три основных вида социокультурных суперсистем, сменяющих друг друга и охватывающих одновременно много обществ, – идеациональную, идеалистическую и чувственную. В основе каждой суперсистемы лежит господствующая система истин, создающая своеобразное мировоззрение, имеющее свою философию и религию, представления о нравственности и о «святости», свою литературу и искусство, свою экономику и политику.

 

Своеобразие каждого из предложенных типов культуры воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии, структуре общественных отношений и определенном типе личности. Их радикальное преобразование и смена обычно сопровождаются кризисами, войнами и революциями. Подробно анализируя историю европейской культуры, в том числе и статистическими методами, Сорокин относил к периодам расцвета «чувственной» культуры греко-римскую цивилизацию III–IV вв. н.э., то есть периода ее разложения и упадка, и западную культуру последних пяти веков, с эпохи Возрождения до нашего времени. К идеациональному типу культуры, помимо хорошо знакомого Сорокину русского типа, он относил раннесредневековую культуру христианского Запада (с VI по XIII в.), а к идеалистическому – великую культуру эпохи Возрождения. Кризис современной культуры, лишенной абсолютных идеалов, то есть веры в Бога, и устремленной к чувственному наслаждению и потребительству, П. Сорокин связывал с развитием материалистической идеологии и экспериментальной науки в ущерб духовным ценностям, что довольно четко ощущается многими людьми в сегодняшнем «расколдованном» мире. Будучи человеком верующим, Сорокин видел выход из нынешнего кризиса в неизбежном восстановлении «идеациональной» культуры с ее абсолютными религиозными идеалами.

 

Как социолог, искавший в фактах общественной жизни объяснения многим явлениям культуры, Сорокин был одним из создателей теорий социальной мобильности и социальной стратификации. Согласно первой в высокоразвитом обществе постоянно происходит движение отдельных людей и групп из одного слоя в другой, с низшего социального уровня в высший, и наоборот. В этом случае говорят о восходящей или нисходящей вертикальной мобильности, однако есть и мобильность горизонтальная, то есть передвижение индивидов на одном и том же социальном уровне, например при смене места жительства или характера работы. Различают также интергенерациональную (между поколениями) и интрагенерациональную (внутри поколения) мобильность. Понятие социальной мобильности характеризует степень цивилизованности, открытости или закрытости, свободы и демократизма того или иного общества и является важным показателем уровня его культуры.

 

Теория социальной стратификации рассматривает общество не как жесткую и антагонистическую классовую структуру, а как живую систему многочисленных взаимопроникающих общественных слоев, выделяемых по признакам образования, обеспеченности, психологии, бытовых условий, возраста, пола и находящихся в со стоянии не борьбы, а равновесия и сотрудничества.

 

76. Политико-правовое учение А. Дж. Тойнби (1889-1975)

 «Изучение истории» (12 томов). цивилизация – это поле деятельности индивидуальности. Тойнби ввел понятие локальной ц-и *, под которой понимал общность людей, объединенных системой связей.Понятие локальной ц-и Тойнби очень схоже с суперсистемой у Сорокина и суперэтносом у Гумилева. Локальная ц-я шире нац-го гос-ва. Ц-я – это общество с большой протяженностью во времени и пространстве. Основной ее признак– культура. Именно по ней определяется принадлежность государства к определенной ц-и. Каждая локальная ц-я имеет особенности. Для Западной Европы это техницизм, для индусов – религия. Тойнби выделяет около 20 локальных ц-й, на сегодняшний день в мире осталось лишь несколько живых ц-й: западная, православная, дальневосточная (Япония, Китай), исламская, индуистская. Виды цивилизаций: живые (находятся в динамике); реликтовые; неродившиеся; задержанные. Ц-и могут получать полное развитие и неудавшееся. Те ц-и, кот получили полное развитие, делятся на независимые и сателлиты.

Тойнби негативно относится к идее единой человеческой ц-и. (западной) Причина этого состоит в том, что современная западная ц-я распространяет свою эконом. и полит. экспансию по всему миру. Тойнби считает, что создание коммунистического государства – утопия. Объясняя механизм исторического развития цивилизации, Тойнби предлагает теорию «вызова-ответа». * Они проявляются как неблагоприятные прир.условия (геогр.факторы) (например, суровая зима в Сибири), территориальная экспансия других народов, технич.превосходство другой цив. Если «вызов» сильный, он разрушает цивилизацию, если он слабый, то не оказывает стимулирующего воздействия. Кроме того, необходимо наличие людей, которые поймут «вызов» и дадут на него ответ (правящее меньшинство). Если ответы на эти «вызовы» правильные, цивилизация начинает развиваться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 170; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.114.218 (0.012 с.)