Политико-правовые взгляды Г. Ф. Шершеневича 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые взгляды Г. Ф. Шершеневича



Шершеневич – (1863- 1912) российский правовед. «Курс общей теории права». Критиковал идею существования естественного права, так как оно противоположно позитивному праву, а двух явлений, обозначаемых одним понятием быть не может.существует только позит.право, а все остальное – этич.оценка права с точки зрения того, каким оно должно быть. Но признавал, что все соц.нормы (и право) коренятся в инстинкте самосохранения.способность к выживанию в обществе зависит от преобладания общих интересов над частными. Это задача государства и права.государство предшествует праву. Гос власть зарождается в целях обеспечения внешней без-ти, а потом переходит в внутреннему управлению. В рез-тесуд.практики выделяется группа норм, кот. Выполняются благодаря гос.принуждению. далее гос-во может устанавливать новые нормы.право – закон и требование гос-ва (формально-позитивное понимание). Гл.признак нормы- ее принудительный характер. Соблюдают нормы, потому что в основе лежит страх наказания.

 

62. Идеи русских консерваторов. К. Леонтьев, Н. Данилевский, Леонтьев - «Восток. Россия. Славянство». Каждый народ проходит 3 стадии жизнедеятельности, как человеческий организм:стадия первоначальной простоты (детство народа);положительное расчленение или цветущие сложности (много сословий);вторичное смесительное упрощение (народ дряхлеет, клонится к упадку).

Леонтьев предлагает создать сильное деспотичное государство, которое будет удерживать государство от старения. Впереди либо теократия, либо демократия, но это заимствование из западной культуры, а не восточнойГосударство должно быть сложно, крепко, сословно, сурово до свирепости. Законы и принципы власти должны быть строже, а люди добрее. Наука должна развиваться в духе глубокого презрения к пользе. В государстве главное - насилие.

Н. Данилевский «Россия и Европа». В основе лежат культурно-исторические типы. Россия - восточно-славянский культурно-исторический тип и отличается от романо-германского типа. Существуют народы, которым не суждено сыграть ни положительной, ни отрицательной роли - это этнографический материал (гунны, монголы, турки). Культурно-исторический тип - это несколько народов, которые входят в одну культуру, ощущают внутреннее родство и способны к саморазвитию. Каждый тип вырабатывает начало цивилизации.

Стадии аналогичны жизненному циклу организма:рост (этнографический период), цветение (государственный период);увядание (период цивилизации - народ становится культурно-историческим типом).

 

 

63. Политические и правовые взгляды «евразийцев» (П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев.)

Как движение «евразийцы» оформились в 20-х гг. ХХ в. основные представители данного движения: П. Н Савицкий (географ, экономист), Н. Н. Алексеев (юрист), Г. В. Вернадский (историк, сын В. И. Вернадского). Суть учения «евразийцев» заключалась в необходимости восстановления дореволюционного правления. «Евразийцы» не считали, что России нужна была революция. Россия (Евразия) – обособленный культурный и географический мир. Россия – независимая общность, образованная во времена монгольского завоевания; это замкнутое самодостаточное пространство. Географическое пространство России определяет и ее политическое пространство. По мнению «евразийцев», основателем российского государства был Чингисхан; преемником российского государства стало Московское государство.До Петровской эпохи Русь имела свой религиозный смысл. Начиная с Петра I эта идея упрощена и заменена на позитивно-политическую идею империи и империализма.С Перта I Церковь превратилась в чиновничий аппарат. «Евразийцы» говорили о необходимости симфонии властей – взаимопроникновения Церкви и государства. Государство должно черпать свою идеологию из Церкви. Против идеи правового государства «евразийцы» выдвигают идею «государства правды», в котором приоритет отдается духовным ценностям, а государство и право соблюдают православие. В «государстве правды» должны править лучшие люди.

Чтобы обезвредить абстрактную идеологию (например, идею правового государства), нужно выработать свою идеологию – «идею-правительницу», которая является мотивом внутренней деятельности. Эта идея существует, как далекий идеал. Кроме «идеи-правительницы» второй основой государства и права является правящий отбор, который определяет тип народного хозяйства и социального строя.В России власть должна быть демотическая, т. е. власть должна отражать волю не всех граждан, а только носителей государственной власти. отвергали притязания мелких наций на суверенитет. Создание нации, по их мнению, - это деятельность культуры, а не политический спектакль.

Савицкий – «Евразийство» - ключевое понятие еготеории- топогенез – месторазвитие того или иного народа. Географическое расположение накладывает неизгладимый отпечаток на общество и политическую жизнь народа.

Алексеев – «основы философии права», «теория государства»признавал дихотомию Запад-Восток, говорил вэтой связи о 2 подходах в понимании государства и права. Понятие права в чистом виде характерно для запада (идея автономности индивида). Россия и в целом восток – концепция обязанности личность подчиняется целям государства, тут не «права», а «правообязанности» - человек – часть единого целого (народа, государства, церкви)

 

64. Политико-правовые воззрения И. Л. Солоневича и И. Ильина

Солоневич. «Диктатура импотентов», «Народная монархия». ставил задачу предложить программу нац.возрождения. утверждал, что русская госуд-ть развивается собственным путем, отражая индивид.особенности России. Россия не знает рабства, религ.войн, так как русский народ умеет уживаться с людьми. Изо всех стран мира она находится в худших географических условиях. дух народа – это его основные психолог. черты, данные раз и навсегда от Бога. Религия, геогр.факторы не влияют на дух народа. подчеркивал, что русская литература – «кривое зеркало», которое не отражает дух русского народа. Среди представителей элиты он выделял три группы: условно монархическая группа (крепостники польского типа, которые считали свои интересы интересами России); республиканско-буржуазная группа (профессура, которая ввозит «хлам» со всей Западной Европы); утопическая группа (революционеры, разночинцы). Ни одна из этих групп не выражает интересов русского народа. Наилучшая форма правления для России – самодержавная монархия, так как только она сохраняет равновесие в стране. Солоневич отмечал, что государство русского народа должно ликвидировать касты, сословия. Отношение Солоневича к праву и законам заключалось в следующем. Закон должен быть прост и понятен. Солоневич был против состязательности судебного процесса, допускал наличие суда присяжных. В уг.праве он предлагал заменить формальные признаки состава на органические (например, вор-рецидивист должен быть наказан не за воровство, а за допущенный рецидив). Солоневич видит проблему уголовного права в том, что некоторых преступников нельзя уличить по формальным признакам. Русский человек никогда не верил в устроение жизни на основе закона.

И. Ильин (1882-1953)

Окончил юридический факультет Московского университета с дипломом I степени.

Работа: «О несопротивлении злу силой», «О монархии и республике»

Юриспруденция Ивана Ильина строится на православном мировоззрении.

Власть – есть сила воли, общение более могущественной воли с более слабой волей. Это тонкий процесс общения, который создает атмосферу тяготения перифирии к центру, многих разнозненных воль к единой, органзизованной и ведущей. Создание такой атмосферы – особое искусство, требующее «душевно-духовной прозорливости, подлинного восприятия бессознательной жизни других и умения ее воспитывать»

Он всегда утверждал объективное значение права. Оно относится к тем же вершинам духа, что и откровение, добро, красота и истина.

Различает естественное и положительное право. Причем последнее является видоизменением естественного права. У Ильина право имеет духовный смысл. Основа естественного права – «достойную, внутренне- самостоятельную и внешне-свободную жизнь множества индивидуальных духов, составляющих человечество». Включает не только то, «чтобы не погибнуть», но и право на «развитие души».

Развитое и зрелое правосознание всегда будет поддерживать даже не идеальную форму положительного права, как акт борьбы за возобладание естественного права.

! Правосознание – это не только знание и мышление, это еще и воображение, воля и вся человеческая душа. Правосознание – это особое соотношение инстинкта и духа. Корень правосознания необходимо искать в религиозном чувстве и совести, на которых коренится естественная система.

Считал, что современное человечество переживает кризис правосознания. Но он не первый (крушение Древнего мира) – раньше спасение пришло от христианства. Приучая ставить духовное выше материального, это правосознание прикреплялось к своим благородным первоосновам: к достоинсту и самообладанию, дружелюбной общительности и доброжелательности, примиряющей справидливости и жертвенно щедрости. С течением времени правосознание становилось менее христианским и более безбожным. Отношение человека к человеку стало утрачивать христианскую окраску: брат терял брата, и волк шел навстречу волку. Правосознание разучилось видеть добро и зло, право и бесправие. Водворилась буржуазная беспринципность, в Европе 19 в. – духовный нигилизм и публичная продажность. Расцвет абстрактной юриспруденции, которая считалась только с положительным правом, но не естественным. Для токого состояния правосознания характерны отрицание духовной культуры, веры, семьи, родины и права как самостоятельных ценностей.

3 «аксиомы правосознания» – в основе правовой жизни любого народа:

1) «закон духовного достоинства»

2) «закон автономии» (гражданин как внутренне свободный волевой центр, истинный субъект права)

3) «закон взаимного признания» и доверия, связывающий граждан между собой и с государственной властью.

Государство имеет не только материальный, но и духовно-душевный характер. Он предлагает смотреть на государство как на институт творческого единения и сотрудничества, а не классовой борьбы. Ильин против сведения государства к насилию и злу, а также к непротивлению злу. Высшая цель государства – состоит в «ограждении и организации духовной жизни людей».

В государстве он выделяет два элемента:

1) корпорация – система солидарно заинтересованных (на принципах осознанной солидарсности и самауправления). Для нее характерен высокий уровень правосознания;

2) учреждение, которое строится по принципу «опеки над».

Исторически государство совмещает в себе черты корпорации и учреждения, но необходимо найти их лучшую комбинацию для данного исторического момента. Если уровень правосознания выше, то корпорация будет преобладать, а если ниже – нужна опека. Если корпорация будет преобладать – то это будет анархия, а если «опека над» – то это бюрократизация (если найдено неправильное соотношение).

Неотъемлемый атрибут государственной власти, по Ильину, - это ее аристократический характер. Причем Ильин в этом случае подразумевал не аристократию богатства, а аристократию воли и сознания. Власть должна принадлежать лучшим людям.

Лучшая форма правления для России – это монархия.

Говоря о форме государства: наиболее совершенна та политическая форма, которая пронизана духом любви, уважения и доверия. Нет единой формы, целесообразной для всех времен и народов. Т.к. она вырастает в конкретном единстве этноса и ландшафта и рационально-историческом правосознании нации. Очертания государства – это земля и кровь. Форма государства это не юридическая категория и ее нельзя установить по воле.

Причем ее становление происходит иррационально, исторически. Так как Запад воспитан на индивидуализме, уважении собственности, то ему монархия не подходит. В России власть всегда воспринималась персонифицировано, поэтому для нее выйти на демократическую дорогу проблематично.

Монархия и республика определяются разными элементами правосознания.

В монархии гражданин – это верный и справедливый раб.

В республике утверждается культ уравнения и равенства.

Монархическое государство – это великая семья, спаянная кровью и предками.

Республиканское государство – конгломерат договорившихся индивидуальностей.

В монархии существует культ доверия к главе государства

Республика занята поиском гарантий против главы государства.

Монархии присущ культ верности.

А в республике избирают главу государства, который наиболее удобен при создавшихся условиях.

Для монархии характерны культ независимости и пафос закона и законности

Для республики – культ чести и пафос договора и договоренностей.

Ильин особо подчеркивал, что монархия не может существовать без религиозных ценностей.

Тоталитарный режим рассматривал. Строй, при котором осуществляется принудительное и всеобъемлющее регулирование жизни граждан. Его сущность во всеохватывающем обеме управления. Поддерживается не законами, а партийными указами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.016 с.)