Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политико-правовые взгляды Г. Ф. Шершеневича
Шершеневич – (1863- 1912) российский правовед. «Курс общей теории права». Критиковал идею существования естественного права, так как оно противоположно позитивному праву, а двух явлений, обозначаемых одним понятием быть не может.существует только позит.право, а все остальное – этич.оценка права с точки зрения того, каким оно должно быть. Но признавал, что все соц.нормы (и право) коренятся в инстинкте самосохранения.способность к выживанию в обществе зависит от преобладания общих интересов над частными. Это задача государства и права.государство предшествует праву. Гос власть зарождается в целях обеспечения внешней без-ти, а потом переходит в внутреннему управлению. В рез-тесуд.практики выделяется группа норм, кот. Выполняются благодаря гос.принуждению. далее гос-во может устанавливать новые нормы.право – закон и требование гос-ва (формально-позитивное понимание). Гл.признак нормы- ее принудительный характер. Соблюдают нормы, потому что в основе лежит страх наказания.
62. Идеи русских консерваторов. К. Леонтьев, Н. Данилевский, Леонтьев - «Восток. Россия. Славянство». Каждый народ проходит 3 стадии жизнедеятельности, как человеческий организм:стадия первоначальной простоты (детство народа);положительное расчленение или цветущие сложности (много сословий);вторичное смесительное упрощение (народ дряхлеет, клонится к упадку). Леонтьев предлагает создать сильное деспотичное государство, которое будет удерживать государство от старения. Впереди либо теократия, либо демократия, но это заимствование из западной культуры, а не восточнойГосударство должно быть сложно, крепко, сословно, сурово до свирепости. Законы и принципы власти должны быть строже, а люди добрее. Наука должна развиваться в духе глубокого презрения к пользе. В государстве главное - насилие. Н. Данилевский «Россия и Европа». В основе лежат культурно-исторические типы. Россия - восточно-славянский культурно-исторический тип и отличается от романо-германского типа. Существуют народы, которым не суждено сыграть ни положительной, ни отрицательной роли - это этнографический материал (гунны, монголы, турки). Культурно-исторический тип - это несколько народов, которые входят в одну культуру, ощущают внутреннее родство и способны к саморазвитию. Каждый тип вырабатывает начало цивилизации.
Стадии аналогичны жизненному циклу организма:рост (этнографический период), цветение (государственный период);увядание (период цивилизации - народ становится культурно-историческим типом).
63. Политические и правовые взгляды «евразийцев» (П. Н. Савицкий, Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев.) Как движение «евразийцы» оформились в 20-х гг. ХХ в. основные представители данного движения: П. Н Савицкий (географ, экономист), Н. Н. Алексеев (юрист), Г. В. Вернадский (историк, сын В. И. Вернадского). Суть учения «евразийцев» заключалась в необходимости восстановления дореволюционного правления. «Евразийцы» не считали, что России нужна была революция. Россия (Евразия) – обособленный культурный и географический мир. Россия – независимая общность, образованная во времена монгольского завоевания; это замкнутое самодостаточное пространство. Географическое пространство России определяет и ее политическое пространство. По мнению «евразийцев», основателем российского государства был Чингисхан; преемником российского государства стало Московское государство.До Петровской эпохи Русь имела свой религиозный смысл. Начиная с Петра I эта идея упрощена и заменена на позитивно-политическую идею империи и империализма.С Перта I Церковь превратилась в чиновничий аппарат. «Евразийцы» говорили о необходимости симфонии властей – взаимопроникновения Церкви и государства. Государство должно черпать свою идеологию из Церкви. Против идеи правового государства «евразийцы» выдвигают идею «государства правды», в котором приоритет отдается духовным ценностям, а государство и право соблюдают православие. В «государстве правды» должны править лучшие люди. Чтобы обезвредить абстрактную идеологию (например, идею правового государства), нужно выработать свою идеологию – «идею-правительницу», которая является мотивом внутренней деятельности. Эта идея существует, как далекий идеал. Кроме «идеи-правительницы» второй основой государства и права является правящий отбор, который определяет тип народного хозяйства и социального строя.В России власть должна быть демотическая, т. е. власть должна отражать волю не всех граждан, а только носителей государственной власти. отвергали притязания мелких наций на суверенитет. Создание нации, по их мнению, - это деятельность культуры, а не политический спектакль.
Савицкий – «Евразийство» - ключевое понятие еготеории- топогенез – месторазвитие того или иного народа. Географическое расположение накладывает неизгладимый отпечаток на общество и политическую жизнь народа. Алексеев – «основы философии права», «теория государства»признавал дихотомию Запад-Восток, говорил вэтой связи о 2 подходах в понимании государства и права. Понятие права в чистом виде характерно для запада (идея автономности индивида). Россия и в целом восток – концепция обязанности личность подчиняется целям государства, тут не «права», а «правообязанности» - человек – часть единого целого (народа, государства, церкви)
64. Политико-правовые воззрения И. Л. Солоневича и И. Ильина Солоневич. «Диктатура импотентов», «Народная монархия». ставил задачу предложить программу нац.возрождения. утверждал, что русская госуд-ть развивается собственным путем, отражая индивид.особенности России. Россия не знает рабства, религ.войн, так как русский народ умеет уживаться с людьми. Изо всех стран мира она находится в худших географических условиях. дух народа – это его основные психолог. черты, данные раз и навсегда от Бога. Религия, геогр.факторы не влияют на дух народа. подчеркивал, что русская литература – «кривое зеркало», которое не отражает дух русского народа. Среди представителей элиты он выделял три группы: условно монархическая группа (крепостники польского типа, которые считали свои интересы интересами России); республиканско-буржуазная группа (профессура, которая ввозит «хлам» со всей Западной Европы); утопическая группа (революционеры, разночинцы). Ни одна из этих групп не выражает интересов русского народа. Наилучшая форма правления для России – самодержавная монархия, так как только она сохраняет равновесие в стране. Солоневич отмечал, что государство русского народа должно ликвидировать касты, сословия. Отношение Солоневича к праву и законам заключалось в следующем. Закон должен быть прост и понятен. Солоневич был против состязательности судебного процесса, допускал наличие суда присяжных. В уг.праве он предлагал заменить формальные признаки состава на органические (например, вор-рецидивист должен быть наказан не за воровство, а за допущенный рецидив). Солоневич видит проблему уголовного права в том, что некоторых преступников нельзя уличить по формальным признакам. Русский человек никогда не верил в устроение жизни на основе закона. И. Ильин (1882-1953) Окончил юридический факультет Московского университета с дипломом I степени. Работа: «О несопротивлении злу силой», «О монархии и республике» Юриспруденция Ивана Ильина строится на православном мировоззрении. Власть – есть сила воли, общение более могущественной воли с более слабой волей. Это тонкий процесс общения, который создает атмосферу тяготения перифирии к центру, многих разнозненных воль к единой, органзизованной и ведущей. Создание такой атмосферы – особое искусство, требующее «душевно-духовной прозорливости, подлинного восприятия бессознательной жизни других и умения ее воспитывать»
Он всегда утверждал объективное значение права. Оно относится к тем же вершинам духа, что и откровение, добро, красота и истина. Различает естественное и положительное право. Причем последнее является видоизменением естественного права. У Ильина право имеет духовный смысл. Основа естественного права – «достойную, внутренне- самостоятельную и внешне-свободную жизнь множества индивидуальных духов, составляющих человечество». Включает не только то, «чтобы не погибнуть», но и право на «развитие души». Развитое и зрелое правосознание всегда будет поддерживать даже не идеальную форму положительного права, как акт борьбы за возобладание естественного права. ! Правосознание – это не только знание и мышление, это еще и воображение, воля и вся человеческая душа. Правосознание – это особое соотношение инстинкта и духа. Корень правосознания необходимо искать в религиозном чувстве и совести, на которых коренится естественная система. Считал, что современное человечество переживает кризис правосознания. Но он не первый (крушение Древнего мира) – раньше спасение пришло от христианства. Приучая ставить духовное выше материального, это правосознание прикреплялось к своим благородным первоосновам: к достоинсту и самообладанию, дружелюбной общительности и доброжелательности, примиряющей справидливости и жертвенно щедрости. С течением времени правосознание становилось менее христианским и более безбожным. Отношение человека к человеку стало утрачивать христианскую окраску: брат терял брата, и волк шел навстречу волку. Правосознание разучилось видеть добро и зло, право и бесправие. Водворилась буржуазная беспринципность, в Европе 19 в. – духовный нигилизм и публичная продажность. Расцвет абстрактной юриспруденции, которая считалась только с положительным правом, но не естественным. Для токого состояния правосознания характерны отрицание духовной культуры, веры, семьи, родины и права как самостоятельных ценностей. 3 «аксиомы правосознания» – в основе правовой жизни любого народа: 1) «закон духовного достоинства» 2) «закон автономии» (гражданин как внутренне свободный волевой центр, истинный субъект права) 3) «закон взаимного признания» и доверия, связывающий граждан между собой и с государственной властью.
Государство имеет не только материальный, но и духовно-душевный характер. Он предлагает смотреть на государство как на институт творческого единения и сотрудничества, а не классовой борьбы. Ильин против сведения государства к насилию и злу, а также к непротивлению злу. Высшая цель государства – состоит в «ограждении и организации духовной жизни людей». В государстве он выделяет два элемента: 1) корпорация – система солидарно заинтересованных (на принципах осознанной солидарсности и самауправления). Для нее характерен высокий уровень правосознания; 2) учреждение, которое строится по принципу «опеки над». Исторически государство совмещает в себе черты корпорации и учреждения, но необходимо найти их лучшую комбинацию для данного исторического момента. Если уровень правосознания выше, то корпорация будет преобладать, а если ниже – нужна опека. Если корпорация будет преобладать – то это будет анархия, а если «опека над» – то это бюрократизация (если найдено неправильное соотношение). Неотъемлемый атрибут государственной власти, по Ильину, - это ее аристократический характер. Причем Ильин в этом случае подразумевал не аристократию богатства, а аристократию воли и сознания. Власть должна принадлежать лучшим людям. Лучшая форма правления для России – это монархия. Говоря о форме государства: наиболее совершенна та политическая форма, которая пронизана духом любви, уважения и доверия. Нет единой формы, целесообразной для всех времен и народов. Т.к. она вырастает в конкретном единстве этноса и ландшафта и рационально-историческом правосознании нации. Очертания государства – это земля и кровь. Форма государства это не юридическая категория и ее нельзя установить по воле. Причем ее становление происходит иррационально, исторически. Так как Запад воспитан на индивидуализме, уважении собственности, то ему монархия не подходит. В России власть всегда воспринималась персонифицировано, поэтому для нее выйти на демократическую дорогу проблематично. Монархия и республика определяются разными элементами правосознания. В монархии гражданин – это верный и справедливый раб. В республике утверждается культ уравнения и равенства. Монархическое государство – это великая семья, спаянная кровью и предками. Республиканское государство – конгломерат договорившихся индивидуальностей. В монархии существует культ доверия к главе государства Республика занята поиском гарантий против главы государства. Монархии присущ культ верности. А в республике избирают главу государства, который наиболее удобен при создавшихся условиях. Для монархии характерны культ независимости и пафос закона и законности Для республики – культ чести и пафос договора и договоренностей. Ильин особо подчеркивал, что монархия не может существовать без религиозных ценностей. Тоталитарный режим рассматривал. Строй, при котором осуществляется принудительное и всеобъемлющее регулирование жизни граждан. Его сущность во всеохватывающем обеме управления. Поддерживается не законами, а партийными указами.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.016 с.) |