Неотомистская теория возрождённого естественного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Неотомистская теория возрождённого естественного права.



Всем направлениям возрождённого естественного права характерно общее: естественное право – это общечеловеческие ценности, и именно они, их реализация, воспроизводство. Им должно соответствовать право положительное. Но сам набор ценностей у каждого из направлений неодинаков. Не все естественные направления признают естественное право неизменным – некоторые (экзистенциолистическое, герменевтическое) считают, что право изменяется по мере изменения условий.

Неотомистское направление. (Ж. Маритен, Ж. Дабен, В. Катрайн). Бог является первоисточником всего бытия. С этой точки зрения государство и право являются результатом божественного творения. Под естественным правом неотомисты понимают сов-ть общих абстрактных принципов: свободы, справ-ти, уважение властей, общее благо и др. Неотомисты возводят свое понимание естест.закона к философии Августина Блаженного, Фомы Аквинского. Концепция Маритена построена на соединении традиционных для религ.философии представлений о божественном происхождении гос-ва и права с положениями современной науки, принципами историзма, идеями развития и культуры социальной обусловленности политики. «Проистекая всецело от народа, власть изначально происходит от Бога». Источником естест.закона является бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей, человек же имеет естест.права и способен осознавать их в силу своей сопричастности божественному разуму. Таким образом, получалось, что верующие полнее и глубже ощущают веления естественного закона, чем атеисты. Естест.право раскрывается людям постепенно, по мере развития и приближения человека к богу. Поэтому попытки создать исчерпывающий перечень естественных прав на все времена бесполезны. Каждая эпоха имеет свой «исторически конкретный идеал». «Декларация прав человека никогда не будет исчерпывающей и окончательной. Она всегда будет зависеть от уровня сознания и от уровня цивилизации в данный период истории». Маритен предложил собственную клас-цию прав человека: фундамент. права личности (от рождения), полит. и соц.права (устанавливаются закон-м). Хранительницей естест.права у Маритена выступала кат. церковь. Учение послужило идеологической основой Всеобщей декларации прав человека.

 

Теория институтов. М. Ориу.

Морис Ориу (1856-1929). Труд – «Основы публичного права». Основное содержание теории: государство – это политический организм, который представляет всю нацию в целом. Государство – режим одновременно и экономический, и политический, и юридический, режим, который овладевает нацией, видоизменяет её, налагает на неё определённую форму, становится средой, в которой существуют индивиды. Согласно Ориу каждый гражданин занимается своими делами, и тем самым совершает общее дело на благо всего общества. Единственный стимул гражданина – стремление к наживе, институт приобретения. Для того чтобы в обществе не возникали конфликты, чтобы общество было стабильным, необходимо учреждение институтов. Институт – спокойное, длительное существование какого-либо положения вещей. Это известная организация, постоянство определённой социальной группы, образующее институты (семья, церковь, община, профсоюз и т.д.), в том числе и государство. Все институты делятся на 2 группы: 1) институты-корпорации; 2) институты-вещи. Корпорация – институт, обладающий внутренней свободой, позволяющий себе преследовать свои цели и делающийся индивидуальностью. Этот институт обладает определённой автономией. Эти институты возникали давно и совсем недавно. Наиболее устойчивый – государство. Институты-вещи лишены автономии. Государство осуществляет свою деятельность на основе права. Право уравновешивает вечную противоположность между личностью и обществом. Нормы права создаются институтами. Процесс создания проходит 3 стадии: 1) возникает направляющая идея института, которая получает выражение в волевых актах правящих лиц. Идея превращается в право дисциплины; 2) становление права. Придание идее силы. Но право дисциплины ещё не право, оно не совершенно, не обладает подлинной юридической природой, т.к. представляет собой лишь субъективное выражение направляющей идеи института; 3) право дисциплина становится подлинным правом. Правовые предписания должны получить одобрение со стороны подданных, граждан в форме их присоединения к действующим нормам. Т.е. нормы санкционируются гражданами, что приводит к длительному, ни чем не нарушаемому существованию. Это уже статутное право, когда к нему присоединяются институты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.004 с.)