Ппу славянофилов и западников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ппу славянофилов и западников.



Западничество: Чаадаев, Грановский, Ковелин, Чечерин, Соловьев, Тургенев. Россия – часть всемирной истории. Если человечество – единая семья, то задача – смешение народов и обмен умственного потенциала. Перенесение политико-правовых институтов и учреждений из Западного мира. Если перенести парламент, конституцию, идею прав и свобод человека – осчастливить народ. Против крепостного права. Отмена крепостного права принесёт общее благосостояние Первичная проблема прав личности, формальный момент. Россия развивается по единому историческому пути с Западной Европой. Многие процессы и являются в истории России и Европы сходны. Петр первый сблизил Россию и Европу. В России должна сложиться конституционная монархия, сходная с монархиями в Западной Европе. Чаадаев к примеру считал, что, успехи западной Европы во многом объясняются господством там католицизма. В России же православие бессильно перед светской властью. Осуждение было таким смелым, что Николай I посчитал Ч. умалишённым. Ч. не видел в народе силы.

Славянофилы: Самарин, Асаков, Хомяков. У России свой исторический путь. Самодержавие, община (земства), религия – православие.Государство – внешняя свобода, соборность, самодержавие – это воля народа.Европейский парламент – плохо. Либеральные ценности несут за собой революцию.Россия имеет свой собственный путь развития, отличный от Запада. Но Петр первый нарушил естественный ход развития России.Допускается сохранение самодержавия, но народ имеет право на выражение своего мнения, которое доводится до царя совещательным земским собором, созданным по примеру допетровского сословно-представительного органа. Сходства: необходимость изменений в российской действительности, отмена крепостного права; надежда на мирный и эволюционный характер преобразований под руководством верховной власти; вера в возможность движения России к процветанию; сравнивают себя с Западом.

 

Дж. Остин. 1790-1859

Юридический позитивизм: Остин (англ.), Лабанд (нем.), Каркунов (рус) суть сводится к тому, что право отождествляется с законом.

Не согласен был с теорией договора Гоббса.Главный труд Остина «Лекции о юриспруденции, или Философия позитивного права». ПР предстает в относительно определенной и легко обозреваемой совокупности правил (норм), принципов и типологических делений. Источником права, т. о., является суверенная власть, причем важнейшей гарантией норм.функционирования права и самой суверенной власти выступает привычка большинства к повиновению. Приказ суверена, снабженный санкцией, и есть, по сути дела, прав.норма (норма позитивного закона). Норма получает юр. характер только в том случае, когда некто, обладающий необходимыми властными возможностями, в состоянии придать ей обязывающую силу принуждения под угрозой причинить вред нарушителю данной нормы.Естественно-правовые элементы и принципы обоснования и признания прав личности Остин решительно отвергал. Суть юридико-позитивистского подхода в понимании и истолковании права хорошо передается формулой «закон есть закон». Негативизм он распространяет и на концепции естественных и неотчуждаемых прав. Таким образом, право в широком смысле включает в себя богооткровенное право, позитивное право и позитивную мораль. Между позитивным правом и моралью, а также религией существует противоречие. Противоречие с моралью не лишает право его качественных свойств, даже если оно подвергается критике с моральных позиций предметом юриспруденции является исключительно позитивное право — вне всякой зависимости от того, хорошее это право или плохое, несовершенное. Он склонялся к тому, что и решения суда следует воспринимать как часть права в том случае, когда они признаются в качестве таковых сувереном. Сам суверен не связан правовыми ограничениями, включая издаваемые им самим законы. Его ограничивать могут только законы Бога, моральные нормы, общественное мнение.

 

Г. Спенсер.

Герберт Спенсер (1820-1903). Основатель органической теории государства и права. Труды «основания биологии», «основания социологии». Государство тождественно живому организму. Так же, как в живом организме каждая клетка выполняет свою функцию, так происходит в государстве. Деньги в государстве – кровь, питающая все органы. Связь – нервы, ж/д – сосуды, правительство – ноги. Нарушение какой-либо частью своих функций влечёт сбой всего организма - общества, государства. Государство, общество – система социальных институтов, механизм самореализации совместной жизни людей. Социальные институты появляются в результате революции, общественного договора и т.д. Есть институты домашние, обрядовые, политические, церковные, профессиональные, промышленные. Политические возникают в связи с переносом внутригрупповых конфликтов в сферу конфликтов между группами, обуславливает возникновение классов и органов власти. Все институты – единое целое, функционирование каждого зависит от деятельности других. Каждый институт удовлетворяет определённые общественные потребности. С. утверждал, что политические институты, в т.ч. государство, не должны вмешиваться чрезмерно в жизнь человека. Исходящие от государства законы основываются на нравственности. Если они лишены её, а содержат санкции, они не содержат в себе ничего священного, и могут быть отвергнуты. Государства классифицирует на 2 типа: 1) примитивные (военные, хищнические); 2) высшие (индустриальные). Военный тип государства характеризуется централизованным регулированием, иерархическим подчинением; жизнь, свобода и собственность принадлежат государству. Индустриальный тип гос-ва основан на «законе равной свободы» - приходит на смену военному в результате прогресса. Вмешательство государства носит минимальный характер. Основная задча – храна прав и интересов граждан.

 

Р. Иеринг.1818-1892

Немецкий профессор, юрист Рудольф Иеринг стал известен своими произведениями «Борьба за право», «Цель в праве». Иеринг разработал социологическую или как он сам её назвал, «реалистическую» школу права. Это означает признание того, что развитие права представляет собой неустанную борьбу, обусловленную достижением какой-то цели, соблюдением определенных интересов. право это «целевое понятие», предполагающее осознанное достижение какой-либо цели: «Цель есть творец права».

Право и государство неразрывно связаны между собой; в конечном счете именно государственная власть является творцом права.

Государство и право в данной теории рассматривается эмпирически (во взаимосвязи с др. явлениями). Государство у Иеринга – социальная организация принудительной власти, организация социального принуждения. Для того чтобы принуждать, общество принимает форму государства. Цель государства – обеспечение общих интересов против угрожающего им частного интереса. В отличие от марксизма, государство возникает не как результат противоборства классов, а как результат противоречия между индивидом и обществом.

определял право как «совокупность действующих в государстве правовых норм». Содержанием права являются интересы индивидов и общества в целом, а его формой - нормы, обеспечиваемые силой государственного аппарата. Т.е. В понятии права выделяет два аспекта: 1)формальный (право – совокупность норм или правил, обеспечивающих гос. принуждение) 2) содержательный (право – совокупность общих и индивидуальных интересов). Иеринг объединяет эти два аспекта и говорит, что право – юридически защищённый интерес, это результат борьбы различных интересов – индивидов, групп, сословий, классов. Цель права – мир, но путь к нему – борьба. Каждый этап права – это неустойчивый компромисс борющихся интересов.

 

Ф. Ницше.

1844 – 1900 Немецкий мыслитель, который решил пересмотреть все человеческие ценности. Он не признаёт ценности, признаваемые другими. Выступал за их переоценку и нововведения. «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла».изложил собственный взгляд на человеческую историю и основные ценности. противопоставлял современное общество с его моралью, правом, государством тому идеальному соц. строю, который необходимо создать. оба общества основаны на одном и том же инстинкте - воле к власти. Ницше различал два вида морали - мораль господ и мораль рабов. Рабы жаждут собственного счастья и наслаждения. мораль рабов представляет собой всего лишь способ объяснения действительности, заставляющей людей покоряться воображаемому нереальному миру. В первую очередь, это касается утвердившейся в Европе христианской этики, основанной на подчинении воле Бога. Философ писал о необходимости воспитания морали таких качеств, когда должное будет одновременно и желаемым, когда этические установки превратятся в индивидуальные потребности (мораль господ). Ницше связывал это состояние со сверхчеловеком, нравственным идеалом. сверхчеловек - всегда глубокая индивидуальность, это умеренная личность, владеющая своими страстями, управляющая своим поведением, разумно планирующая свою жизнь.

в наст. время инстинкт властвования ведет к борьбе между людьми. Его следствием является гос-во. Он видел два его образа. Во-первых, Госу-во поддерживает стабильность, позволяющую людям реализовать свои спос-ти. Здесь выдержан принцип строгой общественной иерархии, при которой господствующее сословие отличается спос-тью к самоограничению и творческой силой - это власть в силу выдающихся духовных качеств.

Во-вторых, государство является насилием над индивидом. В случае, если оно извращает свою цель (поддержание общественной иерархии), оно становится «смертью народов». Ницше критиковал современное состояние человечества. Главным признаком упадка является господство массы - толпы непримечательных личностей, живущих по законам морали рабов. Демократию Ницше описывал как упадок цивилизации. Такой политический строй ведет к падению иерархии сословий и установлению общества борьбы всех против всех. Был приверженцем аристократической формы правления (называл её теплицей высокой культуры).

Кроме того, Ницше – противник народного суверенитета. Право по Ницше, нечто вторичное и производное от воли власти. Н. критикует естественно-правовую доктрину. Он за привилегии выдающихся людей. Право – результат войны и победы.Неравенство прав – справедливость.

Соответственно двум типам государства есть два вида права. С одной стороны, право может обеспечивать естественную иерархию общества, при которой существует господство благородных творческих личностей. С другой стороны, оно может служить интересам господства массы, посредственности, обеспечивающей с помощью идеи «равенства» гарантии своему существованию.

В обществе, считал Ницше, существует три типа людей: 1) гениальные люди; 2) исполнители идей гениев (царь, воины, судьи, блюстители закона); 3) порядковые люди. Эта иерархия нужна для стабильности общества и гос-ва.

           

Г. Еллинек.

           



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.008 с.)