Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая школа права Петражицкого.

Поиск

1867-1931- «Теория П и Г. в связи с теорией нравственности». Понимал ПР как вид субъект-х переживаний и проводил различение между правом позитивным и правом интуитивным. Позит.право для него шаблонно и догматично. Интуит.право легко может приспособиться к конкретной ситуации и образует основу и побудительную силу для корректировки права позитивного.

При этом возможны три варианта отношений между ними: интуитивное согласуется с позитивным; интуитивное опережает позитивное; позитивное опережает интуитивное.Проводил различие между социально-служебным правом (модификация права публичного) и правом, не обремененным служебной обязанностью. Первое он называл также ПР централизации, второе — ПР децентрализации. Правовое общение, как и любое другое, сопровождается переживаниями, которые бывают пассивными (ощущение чувства страдания и удовольствия) либо активными (волевая целеустремленность). Право в его регулятивном воздействии сопровождается одновременно пас. и акт. переживаниями, и они составляют главную причину поведения, внешних поступков человека. ПР предполагает пассив (обременение, обязанность) и актив (возможность применить правовые требования с вполне определенной гарантией их выполнения). В этом смысле ПР есть также отношения. ПР вместе с тем есть и моральное переживание. Так, например, требования «не лги», «не убивай», «помогай нуждающимся» можно переживать и как правовые, и как моральные требования. Но моральное переживание предстает переживанием односторонним, - не снабженное гарантированным исполнением. Единство правомочия и обязанности, присущее только праву, обычно закреплено в правовой норме, которая двойственна по природе: она имеет одновременно императивную (обязывающую) часть и атрибутивную (управомочивающую на требование с гарантированным исполнением) часть. ПР по своей природе есть прежде всего явление эмоциональное. Юридическая норма — это проекция (вариант) императивно-атрибутивных переживаний. Мораль иногда становится упорядочивающим и дисциплинирующим фактором в тех областях общественной жизни, где право не выполняет этой регулирующей роли и даже не может ее выполнять.ПР: 2 вида право офиц. (положительное, государственной властью сформулированное и поддержанное) и право интуитивное, отношения между которыми изменчивы. В своем воздействии на социальное поведение особо заметными делаются такие специальные функции права, которые Петражицкий именует «распределительною» и «организационною». Учение о многообразии видов положительного права- 15 видов, неизвестных современной науке или же не признаваемых. (книжное право- священные книги, научные трактаты и Свод законов Юстиниана; «право учений отдельных юристов или групп их», «право юридической экспертизы»;«договорного права», «права односторонних обещаний», «Прецедентное право»)

теория Петражицкого воспринимается как предпосылка таких течений, как правовой реализм, ответвления бихевиоризма и феноменологии.

М. Вебер.

Макс Вебер (1864-1920) «Политика как призвание и профессия», «Экономика и общество». Опираясь на опыт изучения всеобщей истории права, гос-ва и власти, выдвинул концепцию идеальных типов власти, которые можно обнаружить у разных народов в ходе истории: 1) патриархальная (власть главы рода, племени, ранних государственных образований); 2) харизматическая (наделение правителя сверхъестественными качествами и властными возможностями); 3) рационально-лигитимная (профессиональная бюрократия). Прогнозировал, что перспективой всех современных демократий является тотальная бюрократизация общ. и гос. жизнедеятельности. На смену капитализму придёт не социализм, а бюрократизированное в целях рационального управления общество

Вебер не видел никакого выхода из современных противоречий социальной жизни. Он считал, что движущей силой современности следует считать не капитализм как таковой, а растущую рационализацию социального мира. является создателем оригинальной теории господства, которое он понимал как возможность аппарата власти гарантировать порядок (послушание группы людей приказам) путем угрозы или же применения насилия. Структура господства включает 3 элемента: господствующее меньшинство (элита); аппарат управления (функционеры); подчиненная масса. Важнейшее значение в определении господства Вебер придавал фактору монополии на насилие.

Согласно ему, логика исторического развития предполагает смену «союзов» (неформализованных объединений на основе личной договоренности) «институтами». Последние характеризуются наличием рациональных норм и аппарата принуждения. К числу «институтов» относится государство. Макс Вебер выделял несколько главных признаков государства. Это наличие административного и правового порядка; распространение их силы на определенную территорию; принудительный характер их действий; монополия на легитимное применение насилия. Последнему придавалось особенное значение. \Стабильность любого политического режима зависит от способности властей обеспечить легитимность, т.е. сформировать в массах убеждение, что именно сложившийся порядок является наилучшим из всех возможных. есть 3 основных типа легитимного господства: рационально-правовое; традиционное; харизматическое.

Хотя право не обязательно связано с гос-вом и может гарантироваться др.институтами соц.господства (семья, род, ассоциация), для современности больше характерно именно гос. обоснование права. Т.о., правовой порядок представляет собой рационализированные правила применения насилия в ходе осуществления политического господства

 

Г. Кельзен и Г. Харт.

Создатель – Ганс Кельзен (1881-1973). «Чистая теория права», «Общая теория права». Суть теории – право необходимо рассматривать в чистом виде, не связывая с экономикой, политикой и т.д. Чистота по Кельзену означает: 1) исключение из юрид. науки идеологических и ценностных элементов; 2) изъятие из юр. науки любых социологических аспектов, т.е. попыток рассмотреть право во взаимосвязи с другими явлениями общественной жизни. Основа такого подхода – субъективный идеализм. В праве он усматривает то, что создал Кант – учение о категорическом императиве. В основе права лежит постулируемая человеческим сознанием основная норма (абстрактная норма: можешь, т.к. должен). С помощью осн.нормы, право достигает единства, не прибегая к метаправовым источникам (будь то бог, гос-во, полит. власть) и образует ступенчатый порядок, в котором низшие нормы вытекают из высших. Высшая ступень права – конституция. А уже на основе конституции, издаются обычные законы, в соответствии с законами издаются подзаконные акты, и в соответствии со всем этим нормативным массивом устанавливаются судебные и административные решения. Всё это – нормы, право. Эта система норм находится в иерархическом соотношении, право – это иерархическая система норм должного поведения. Главное в праве – обязанности; полномочия в праве не существенны, вторичны. «Гос-во – специфическое нормативное единство; правопорядок, достигший определённой степени централизации».

По мнению Харта, теоретическая юриспруденция не должна ограничиваться анализом категориального аппарата правоведения, а должна обратиться к изучению языка права, используемого в юридической практике (так называемая лингвистическая теория права). Природа права выводится Хартом из фактических отношений, складывающихся между людьми. Право - результат разумно понятой естественной необход-ти, связанной с потребностью выживания. Для того, чтобы люди выжили в условиях естественного и соц. неравенства, нужны разумные правила поведения, которые составляют нормы права, морали, приказы. Право, мораль и принуждение различные, но взаимосвязанные социальные явления. Все они разумны и необходимы и осущ-ют регулятивное воздействие на поведение человека. Отличия норм права от норм морали заключаются в способах защиты этих норм от нарушения, в процедуре создания и форме сущ-ния этих норм. определяет право как нормативный принудит. порядок. В отличие от морали нормы права обеспечены государственным принуждением, защищены угрозой санкций за их неисполнение. Гос-во является единственным создателем права. Харт рассматривал право как систему «первичных» и «вторичных» правил, восходящих к высшей норме признания.

68. Социологическая школа права. Р. Паунд. + Эрлих

Наибольшее распространение в США. Роско Паунд (1870-1964) «Юриспруденция». Паунд видел задачу социологии права в том, чтобы объяснить возникновение, развитие, эффективность права в его взаимосвязи с другими общественными явлениями. Отсюда широкое использование им в теории права этики, истории, психологии. право – это высший вид социального контроля для согласования компромисса интересов в обществе. Паунд выделил три стороны в понятии права: 1) Право как правопорядок, т.е. режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества; 2) Право как совокупность юридических предписаний, т.е. правил, норм в данном политически организованном обществе; 3) Право как судебный и административный процесс. В этих 3-х сторонах на 1-й план выступает право как правопорядок. Он не отрицает нормативного характера права, но считает, что право – не только государственное предписание, нормы, но и их реализация, т.е. их претворение в жизнь, это правовые отношения. Право как режим сводится к защите интересов дела, оно заслуживает защиту интересов, т.к. полезно всему обществу (интересам собственности). Основное звено социологической школы права – противопоставление права в законе праву в действии, динамическому правопорядку. Право призвано обеспечить полную безопасность человека. Основная структура, обеспечивающая реализацию права – суды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.194.225 (0.007 с.)