Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мумладзе Р. Г., Антоненко В.И., Кирилина Т. Ю., Смирнов В. А.

Поиск

 

 

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Учебник для бакалавров

Под общей редакцией

доктора экономических наук,

профессора Р.Г. Мумладзе

 

Рекомендовано

Учебно — методическим объединением по образованию

в качестве учебника для студентов высших учебных заведений,

обучающихся в бакалавриате по направлению

«Государственное и муниципальное управление»

 

Москва

2016


УДК

ББК

К

Мумладзе Р. Г., Антоненко В.И., Кирилина Т. Ю., Смирнов В. А. История мировых цивилизаций. [Текст] / Мумладзе Р. Г., Антоненко В.И., Кирилина Т. Ю., Смирнов В. А.: учебник. — Москва.: Издательство «Русайнс», 2016. — 363 с.

Рецензент:

В.В. Бруз – доктор исторических наук, доцент.

 

Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС 3+) по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».

В учебнике в сжатой и доступной форме изложены основные проблемы курса «История мировых цивилизаций».

Основу цивилизационных характеристик в учебнике составили культура и наука, а все иные составляющие нашли отражение в меньшей степени. Это позволило сократить объем учебного материала, но не в ущерб качеству. Изложение учебного материала в краткой хронологической форме способствует его оптимальному усвоению студентами. 

Содержащийся в учебнике теоретический материал позволяет системно представить основные исторические этапы цивилизационного развития мира.

ББК 63.3

УДК 351.79

 

 

© Р. Г. Мумладзе,

В. И. Антоненко

Т. Ю. Кирилина,

В. А. Смирнов, 2016.

© ISBN


Содержание

Введение…………………………………………………………….….…………….…….. 7
Раздел I. История мировых цивилизаций: предмет, содержание. Культурно–исторические типы цивилизаций. Культура как предмет научного анализа………………………………………………………………………..…………....     9
Глава 1. Теоретические основы истории мировых цивилизаций и развития культуры…………………………………………………………………………………...   9
1.1. Сущность понятия «цивилизация», ее основные черты и критерии…..…..…....... 9
1.2. Циклические концепции развития цивилизаций……………….… …………….... 13
1.3. Теория культурно–исторических типов Н.Я. Данилевского…………………....... 24
1.4. Теория «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона………….……….……….. 38
1.5. Психогенетическая теория цивилизаций Норберта Н. Элиаса…………….……… 43
1.6. Концепция взаимодействия локальных цивилизаций Ю.В. Яковца……………… 49
1.7. Причины упадка и гибели цивилизаций………………………………….…………. 54
1.8. Линеарная концепция истории…………………………………...………………….. 57
1.9. Процесс становления научного знания о культуре…………………………………. 70
1.10. Постмодернизм – культура информационного общества …............................. 77
1.11. Общая характеристика цивилизационного развития ……………………............. 82
Темы и вопросы для повторения………………………………………………………….. 89
Глава 2. Первобытная культура и ее особенности…………..……………………….. 91
2.1. Роль и значение знаний о первобытной культуре…………..………….………...... 91
2.2. Периоды развития первобытной культуры……………….…..……………….…….. 92
2.3. Предметное и духовное освоение мира……………...……….…………..…………. 94
2.4. Ранние формы верований………………………………………...…………….……. 96
Темы и вопросы для повторения………………………………………………………….. 97
Раздел II. Развитие западной цивилизации……………...……………………………. 97
Глава 3. Античная культура — истоки европейской (западной) цивилизации……….……………………………………………………..………………...   97
3.1. Понятие «античной культуры», периодизация, истоки античной культуры…….. 97
3.2. Происхождение греков и римлян……………………………………………………. 102
3.3. Греческие и римские мифы…………………………………………………………... 103
3.4. Искусство и наука древних Греции и Рима………………….……………………… 105
3.5. Религия древних Греции и Рима…………………………………........................... 126
3.6. Влияние «античности» на европейскую и мировую культуру……………..……… 129
Темы и вопросы для повторения………………………………………………………….. 133
Глава 4. Византийская цивилизация…………………………………………………... 134
4.1. Периоды культурного развития и их характеристика…..………………………….. 134
4.2. Период раннего средневековья (IV-X вв.)……………………..………………........ 135
4.3. Период Македонской династии (XI-XII вв.)…………………...………………........ 140
4.4. Эпоха Палеологов (XIII-XV вв.)……………………………...……………………… 153
4.5. Всемирное значение византийской цивилизации..……………………………........ 157
Темы и вопросы для повторения………………………………………………………….. 158
Глава 5. Цивилизация средневекового Запада, эпохи Возрождения и Просвещения (V – XVIII вв.).………………………......................................................................   160
5.1. Культура средневековой Европы (V – XIII вв.)………………………………….. 169
5.2. Культура эпохи Возрождения (XIV – XVI вв.)…………………………………… 167
5.3. Культура Европы в XVII в………………………………….……………………...... 171
5.4. Культура века Просвещения (XVIII в.)………………………………………….….. 173
Темы и вопросы для повторения………………………………………………………..... 181
Глава 6. Европейская культура в новое время (Х I Х в.)……..…..…………….…... 183
6.1. Социально–экономическое развитие Европы в XIX веке………………..…...... 183
6.2. Научные достижения в Европе в XIX веке………………………………..…..…… 185
6.3. Формирование мировоззрения в Европе……………………………………….….. 186
6.4. Достижения культуры и искусства в Европе в XIX в……………………….……. 187
Темы и вопросы для повторения………………………………………………………… 195
Раздел III. Восточные цивилизации и их развитие…………………………………. 197
Глава 7. Месопотамская цивилизация…………………………………...…………... 197
7.1. Периодизация шумерской цивилизации…………………………………………… 197
7.2. Шумерская и Аккадская цивилизации……………………………………………… 199
7.3. Культура Вавилона…………………………………………….……………………… 204
7.4. Культура Ассирии………………………………….…………………………………. 208
7.5. Характерные особенности культуры Междуречья…………………………………. 209
Темы и вопросы для повторения…………………………………………………………. 210
Глава 8. Древнеиндийская цивилизация……………………………………………… 212
8.1. Этапы культурного развития……………………………………............................. 212
8.2. Появление варн…………………………………………………..……………….…… 216
8.3. Ведическая литература и религия……………………………………………….…… 221
8.4. Брахманизм и индуизм……………………………………………………………….. 222
8.5. Буддизм……………………………………………………………............................. 224
8.6. Философия и наука.…………………………………………..................................... 227
8.7. Мировое значение культуры Индии………………………………………..………... 229
Темы и вопросы для повторения…………………………………………………..……… 229
Глава 9. Цивилизационное развитие Китая................................................................ 231
9.1. Периоды культурного развития Китая.……………….…………………………….. 231
9.2. Государство и общество в Древнем Китае………………………………………….. 245
9.3. Религиозно–философские учения: конфуцианство, даосизм, буддизм ……..... 247
9.4. Основы китайского искусства.……………………………………………………..... 251
9.5. Научные достижения Древнего Китая………………………………………………. 252
9.6. Мировое значение китайской культуры…………………………………………….. 252
Темы и вопросы для повторения………………………………………………………..... 253
Глава 10. Древнеегипетская цивилизация…………………………………….……… 255
10.1. Периодизация истории древнего Египта…………………………………….…… 255
10.2. Правление Эхнатона (Аменхотепа IV (1353 – 1336 г. до н. э.)…………..……... 262
10.3. Культурное наследие древнего Египта……………………………………………...…...... 266
Темы и вопросы для повторения……………………………………………………………....... 274
Глава 11. Соотношение восточной и западной цивилизаций……...………………. 276
11.1. Особенности восточных культур…..………………………………………….……. 276
11.2. Соотношение цивилизаций Востока и Запада…………………………………..... 278
11.3. Особенности западных культур……………………………………………….….... 279
11.4. Западная цивилизация: тенденции прогрессивного развития и современное состояние……………………………………………………………….……………………   282
11.5. Диалог культур Запада и Востока …………………………….………………..….. 285
11.6. Сравнительная характеристика японской и славяно–православной (российской) цивилизаций…………..……………………………………………………………………   287
Темы и вопросы для повторения…………………………………………………………. 290
Раздел IV. Цивилизационное развитие древней Руси, России (славяно–православной цивилизации) (V I — XXI вв.)………………………………................   291
Глава 12. Становление и развитие цивилизации древней Руси и Российского государства (славяно–православной цивилизации) (VI – XIX вв.)………………..   291
12.1. Становление российской цивилизации (славяно–православной цивилизации) в VI – XVII вв………………………………………………….…………….…….………….   291
12.2. Цивилизационные преобразования России в XVIII в….………….................................. 304
12.3. «Золотой век» русской культуры (первая половина XIX в.)..…...……….…….... 307
12.4. «Серебряный век» русской культуры………………………………………….…… 312
Темы и вопросы для повторения…………………………………………………….….... 316
Глава 13. Российская (славяно–православная) цивилизация в XX – начало XXI в……………………………………………..………….…....……………………..............   317
13.1. Основные направления развития славяно–православной цивилизации России в начале ХХ в….…………….…………………………………………….……………….…   317
13.2. Развитие славяно–православной цивилизации в послереволюционной России………………………………………………………………………………...……...   322
13.3. Славяно–православная цивилизация России во второй половине XX в............ 326
13.4. Развитие славяно–православной цивилизации России в 80-годы XX — начало XXI в………………………………………………………………………..……...............   327
13.5. Русский космизм и проблема человека – актуальные вопросы цивилизационного развития………………………………………………………………………..…………   334
13.6. Методологические основы исследования духовного потенциала российской цивилизации…………………………………………………………………………..…….   348
13.7. Российская цивилизация в свете историософии…………………………………… 351
13.8. Место и роль культуры России в мировой культуре……….……….……….…….. 355
Темы и вопросы для повторения………………………………………………………….. 357
Заключение…………………………………………………………………..………..…… 359
Список литературы…………………………………………………………...……..…… 361

Введение

История мировых цивилизаций на протяжении веков рассматривалась как совокупность достижений в области науки, просвещения, искусства и культуры. В центре внимания любой цивилизации и культуры предполагалось согласованное обустройство социальной жизни, поддержание гармонии между обществом и природой и совершенствование самого человека. Цивилизации стали рассматриваться как формы исторической жизни, их порождение, социальные функции и язык. В последние годы в XX в. – начало XXI в. отечественные ученые и историки все больше обращали свое внимание цивилизационному методу, дающему возможность взглянуть иными глазами на мировую историю.

Курс «История мировых цивилизаций» представляет собой область знания, имеющую своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей, воспроизводимые и развиваемые через системы социальной коммуникации.

Предметом изучения является овладение знаниями истории мировых цивилизаций, культурой, обычаями и традициями народов мира и связей истории цивилизаций на основе знаний философии, социологии, эстетики, психологии, истории, культурологии, основ права и других наук. Основу цивилизационных характеристик в учебнике составили культура и наука, а все иные составляющие нашли отражение в меньшей степени. Это позволило сократить объем учебного материала, но не в ущерб качеству. Изложение учебного материала в краткой хронологической форме способствует его оптимальному усвоению студентами. 

Целью преподавания курса «Истории мировых цивилизаций» является воспитание гармоничного человека, формирование культуры студентов как неотъемлемой части духовной культуры, ядром которой является нравственно — эстетическое, творческое отношение к действительности; осмысление своеобразия духовного содержания ценностей, выявление личной позиции в сфере культуры.

Задачи курса: целостное восприятие и осмысление великого исторического опыта человечества; накопление опыта и потенциала личности в опоре на восприятие, как основу любой деятельности; включение знаний по истории мировых цивилизаций в широкий интегрированный социально–художественный контекст через философию и другие общественные науки.

В результате изучения курса «История мировых цивилизаций» обучаемые должны: овладеть знаниями о культурах, в которых отражены разнообразие и национальные черты цивилизаций; расширить представления о неповторимости и самобытности опыта бытия исчезнувших и живущих ныне народов; анализировать взаимосвязь специфики культуры различных стран и народностей от глубокой древности до современности; знать типы, динамику и закономерности цивилизаций; совершенствовать уровень выполнения самостоятельных заданий (доклады, рефераты), повышая уровень мышления, изложения материала; развивать способности к самостоятельному восприятию и анализу в их взаимосвязях; осмыслить своеобразие средств выразительности и духовного содержания художественно-эстетических ценностей; выявлять личностную позицию и поисковую активность; расширить свои горизонты в познании научного мировоззрения, мировой культуры.


РАЗДЕЛ I.

ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ. КУЛЬТУРНО–ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

ГЛАВА 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.104.132 (0.007 с.)