Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Античная культура – истоки европейской ( западной) цивилизацииСодержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 3.1. Понятие «античной культуры», периодизация, истоки античной культуры. 3.2. Происхождение греков и римлян. 3.3. Греческие и римские мифы. 3.4. Искусство и наука древних Греции и Рима. 3.5. Религия древних Греции и Рима. 3.6. Влияние «античности» на европейскую и мировую культуру
Понятие «античной культуры», периодизация, истоки Античной культуры. Термин античность ввели итальянские гуманисты для определения греко–римской культуры, древнейшей из известных в то время. Античная культура ограничена пространством (побережье и острова Эгейского и Ионического морей) и временем (от II тыс. до н.э. до первых веков христианства). Европейская цивилизация своими корнями уходит в античную культуру. Древние греки освоили опыт восточной культуры (Египет и Вавилон) и определили собственный путь в развитии социально-политических отношений, философского мировоззрения, художественно-эстетических подходов. Исторические рамки греко-римской культуры ограничиваются эпохой примерно в 1300 лет, начиная с Гомера (IX-VIII в. до н.э.) и до падения Западной Римской империи (V в. н. э.). В пределах этого времени выделяют различные этапы её развития. В греческой культуре выделяют основные этапы развития эллинизма: 1. Критомикенский период (III — II тыс. до н. э.). На этом этапе совершенства достигает искусство мастеров о. Крит. Именно здесь находится один из дворцов, известный как дворец царя Миноса, где размещался лабиринт Минотавра (16 000 тыс. кв. м.). 2. Гомеровский период (XI — VIII в. до н.э.). Характеризуется знаменитым эпосом, распространением керамики мелкой пластики геометрического стиля. 3. Архаический период (VII — VI в. до н.э.). Время возникновения городов-государств (полисов) и бурного развития искусства. В этот период оформилась греческая религия, для которой характерен политеизм, следствием чего стало создание богатой мифологии, зарождаются олимпийские игры, греческий театр, возникает первая философская система (натурфилософия), ее представляет Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, они пытались осмыслить природу и ее закономерности, выявить первооснову материального мира. 4. Классический период (нач. V — IV в. до н. э.). В этот период большое развитие получает греческая демократия, следствием чего стал подъем экономической и политической жизни, центром становятся Афины, получает развитие монументальность, архитектура (храм Афины победительницы, Акрополь, Парфенон), это расцвет греческой философии (Сократ, Платон, Аристотель). 5. Ранний эллинизм (конец IV в. до н.э. — I в. до н. э.). 6. Поздний эллинизм (I в. до н.э. — V в. н. э.). Для римской культуры: 1. Культура царского периода (VIII — VI вв. до н. э.). 2. Культура периода республики (V — I вв. до н. э.). 3. Культура периода империи (I — V вв. н. э.). Античность — это уникальный феномен в истории мировой культуры. Эллинам и римлянам удалось создать невиданную ранее, а в некоторых отношениях и позже, высокоразвитую, гармоничную культуру, ставшую для европейцев архетипичной, классической. Причины культурного взлёта античности. Во–первых, Греция — приморская территория, а море с его удобными сообщениями способствовала активному освоению окружающего мира, изучению культурного опыта других народов; Во–вторых, недостаток земельных угодий и скудность природных ресурсов (включая воду) побуждал к разнообразной деятельности, поиску новых источников, возможностей. В то же время в изобилии имелся строительный материал (камень, мрамор), что способствовало развитию архитектуры, скульптуры и др.; В–третьих, интенсивный характер экономики, её многопрофильный характер (садоводство, овощеводство, скотоводство, строительство, ремесло, кораблестроение, производство оружия и др.), активные торговые отношения, важная роль денег и банковского дела, наличие конституированной частной собственности; В–четвертых, широкое использование рабского труда, благодаря чему греки освобождались от тяжёлой физической работы и занимались политической и духовной деятельностью; В–пятых, природный талант эллинов, их увлечённость делом, любопытство, творчество, состязательность (агон), диалогичность, рациональный склад ума, любовь к знанию, критичность мышления, открытость, стремление к совершенству, терпимость; В — шестых, стремление понять природу человека, сильные и слабые стороны его души, высокая ценность человека, человеческой жизни, его знаний и умений, развитый индивидуализм; В–седьмых, стремление к автаркии (самоудовлетворению), автономии (жизни по своим законам), самостроительству, полисный характер государственного уклада, правовой характер взаимоотношений между индивидами, между личностью и государством; В–восьмых, отсутствие деспотии, преимущественно демократический характер власти, её сменяемость и ответственность перед народом, контроль за её деятельностью, свобода личности, активное участие в культурном созидании большинства населения; В–девятых, светский характер древнегреческой религии; отсутствие профессионального жречества как тормозящей консервативной силы, свободомыслие; В–десятых, высокий уровень образованности и воспитанности граждан, патриотизм, здоровый образ жизни, органичное сочетание личных и общественных интересов, высочайший накал духовной жизни, приоритет духовного начала по отношению к остальному; В–одиннадцатых, субъективный (личностный) фактор, т. е. гений таких выдающихся личностей как Гомер, Гесиод, Солон, Клисфен, Перикл, Демосфен, Эсхил, Софокл, Еврипид, Фидий, Скопас, Пракситель, Харес, Аполлодор, Апеллес, Фалес, Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Сократ, Протагор, Платон, Аристотель, Феофраст, Аристарх, Гиппарх, Евклид, Архимед, Гиппократ. Некоторые из перечисленных черт были присущи в разной степени и римлянам, но, разумеется, с оговорками. Они были более сдержанны, прозаичны, строги, прагматичны. Истоки античной культуры. Исследователи эллинской культуры считают, что на неё оказали сильное влияние (или даже были непосредственными предшественницами) так называемые Эгейская (минойская, критская) и Микенская (ахейская) культуры. Эгейская культура, центром которой был остров Крит, сформировалась в середине III тыс. до н. э. Судя по археологическим находкам, критяне мастерски сооружали здания, знали секреты живописи, прикладного искусства, имели письменность, земледелие. В критском государстве правил царь, имелись юридические установления, так называемые законы Миноса. Греческие племена знали достижения критян и поддерживали с ними контакты. Микенская культура является более близкой предшественницей античной культуры. Её расцвет приходится на середину II тыс. до н.э. Микенская культура — это не только культура этого небольшого города, но и других городов-государств. В микенский период слагаются мифы, формируются религии, развиваются строительство, ремесло, прикладное искусство. По разным причинам к XII в. до н. э. микенская цивилизация себя исчерпала, и в эллинской истории наступили так называемые «тёмные века»(XI —IX вв. до н. э.). Эллинская культура ощутила на себе влияние египетской, финикийской, вавилонской и других древних культур. Любознательные эллины внимательно изучали всё значимое у этих народов, заимствовали самое ценное, достойное подражания, перерабатывали. Однако чужеродный элемент не возобладал, а лишь придал дополнительную энергию самобытно развивающейся греческой культуре. Греки первыми предприняли попытку раздвинуть горизонт одной культуры за счёт других. Как своеобразный феномен она сложилась уже к VIII веку до н. э. Если культура как таковая зарождается в глубочайшей древности, и очень медленно эволюционирует, то на земле Эллады происходит как бы её второе рождение, осуществляются глубинные содержательные и структурные изменения, можно даже сказать, свершается величайшая культурная революция, которую когда-либо испытывало человечество. Что касается римской культуры, то вначале в ней преобладал этрусский компонент, а затем она сильнейшим образом эллинизировалась. Некоторые исследователи считают её вторичной (дочерней от эллинской культуры). Конечно, в мифологии, религии, литературе, философии, архитектуре, скульптуре, живописи, праве и других элементах культуры, греческое влияние велико. Тем не менее, заимствуя многое у греков, следуя культурному конформизму, римляне придавали всему собственный колорит. Несколько упрощая духовное начало, они усиливали прагматичную, регулятивную стороны заимствованного. Во всём римляне стремились видеть практическую пользу. В некоторых вещах — военном деле, организации государства, праве, строительстве, экономике, культуре быта — они, пожалуй, сумели превзойти греков. Не стесняясь, они у них учились, и стали достойными учениками. Можно сказать, что римляне завоевали эллинов политически, а те их — духовно. На римскую культуру некоторое воздействие оказали и культуры порабощённых ими других народов. Благодаря колонизации, а затем македонской и римской экспансии греко — римская культура распространилась далеко за пределы Балкан и Апеннин. В орбиту её влияния было вовлечено огромное число народов.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.34 (0.008 с.) |