Культура века Просвещения (XVIII в.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура века Просвещения (XVIII в.)



«Галантный век» или «век просвещения». Конец XVII — начало XVIII вв. ознаменованы кризисом абсолютизма, длительное время определявшего жизнь, культуру европейских стран.

Общие черты мировоззренческих концепций:

· - исторический оптимизм, связанный с планами установления царства разума на основе принципов свободы, равенства, братства; надежда на прогресс;

· - вера в разум, который объявлялся просветителями высшим критерием оценки окружающего мира и орудием его преобразования;

· - толерантность (терпимость к инакомыслию, различным мнениям, верованиям), отсюда — разнообразие философских, эстетических, религиозных доктрин просветителей;

· - утопичность, поскольку планы просветителей по преобразованию общества строились на внеисторическом понимании принципов разума, справедливости, свободы и равенства;

· - энциклопедизм, выразившийся в бурном параллельном развитии наук, ремесел и искусств, широком распространении знаний как необходимого условия совершенствования человека и справедливого устройства общества;

· - научный скептицизм, свободомыслие, открытая критика религиозных и философских догм — все это способствовало раскрепощению культуры и развитию научных знаний.

Новая эпоха формирует новую культуру. Это эпоха интенсивной духовной жизни Европы, когда во Франции творили Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Д. Дидро; в Англии — Г. Кавендиш, Дж. Уатт, Г. Филдинг; в России                 М. Ломоносов, А. Радищев; в Германии — Г. Э. Лессинг, Г. Гете, Ф. Шиллер и И. Кант. XVIII в. в Европе — завершающий этап длительного перехода от феодализма к капитализму. Происходит гигантская ломка всех общественных устоев, идет борьба за освобождение от религиозно — феодального миросозерцания. Широкое антифеодальное движение, получившее наименование Просвещение. Разум и просвещение превратились в основные лозунги эпохи.

Просветители были убеждены в том, что развитие Разума и прежде всего прогресс науки и просвещение народа могут изменить общественную жизнь в соответствии с законами Природы.

Складываются два основных направления. Одно имеет своим основанием придворные круги, выражает его идеалы и настроения. Это культура рококо. Другое направление формируется исподволь, вызревает в ту же эпоху, достигая зрелости к 40-м гг., но отстаивает смысложизненные ценности третьего сословия. Это линия буржуазного просветительства. Он достигает вершинных проявлений в философских и литературных трудах энциклопедистов и художников, разделявших их принципы.

Характеризуя мировоззрение XVIII века в целом, можно сказать, что это — век Разума и Просвещения, секуляризации культуры. Идеология Просвещения, будучи материалистической, хоть и с долей скептицизма, но в основном проникнута историческим оптимизмом, верой в Разум, общественный прогресс; несколько романтична и утопична, толерантна, с антифеодальной, антикрепостнической направленностью; пропитана гуманизмом, идеями либеральной демократии.

Художественное искусство XVIII в., на первый взгляд, не вписывается в атмосферу Просвещения с его реформаторскими и революционными настроениями. Но если вспомнить о том, что на рубеже веков прочные позиции занимают классицизм и барокко, то станет ясно, что рококо — это не что иное, как отрицание устоявшихся форм, канонов.

Стремление к освобождению от официоза классицизма ясно просматривается в изображении сельских идиллий, пасторалей, галантных сцен, которые выражают откровенно чувственное наслаждение жизнью. Во всем царствует бело — розовая богиня Флора (Ио, Помона, Каллисто), а по сути — аристократка, парижанка везде похожая на себя. И не важно, в каком они облике — Венеры или пастушки. И это отрицание как нельзя лучше выражает общую гуманистическую настроенность эпохи о естественном человеке, которому не стоит стыдиться своих чувственных потребностей, тем более что французские просветители — материалисты, отвергая христианские догматы об изначальной греховности человека, утверждают, что человек от природы добр. Нет ничего дурного в стремлении к самосохранению, к удовольствиям. Чувство не противоречит разуму. Гельвеций и Кондильяк, например, отождествляли чувство и разум, а Дидро считал, что разум — это общее чувство. Руссо, исходя из того, что человек — существо природное, полагал, что чувственные склонности составляют основное определение человеческого существа.

Рококо (в переводе с французского — раковина) — стиль, родившийся во Франции, в эпоху Людовика XV достиг своей зрелости. Рококо — порождение исключительно светской культуры, но не двора, а аристократии. Некоторые исследователи говорят о нем как о выродившемся барокко, другие считают его самостоятельным стилем. Конечно, рококо во многом является развитием барочного стиля, но отличается от него измельченностью форм. Рококо — преимущественно стиль интерьеров с изысканным и тонким в пластической проработке орнаментом, где кроме красоты становится важным и требование комфорта. Сооружаемые в это время целесообразные, удобные городские дворцы знати, которые во Франции называются «отели», строго классичны по экстерьеру. А внутри стены разбиты филенками, нишами, обильно украшены живописью любовного содержания, лепниной, позолотой, мелкой пластикой, бронзой, хрусталем. Зеркала часто устанавливались друг против друга, чтобы в них множилось, делалось фантастическим изображение. Изящная, удобная, хотя и вычурная, мебель на гнутых ножках. Здесь весьма кстати были фарфоровые безделушки севрской и мейсенской мануфактур. Помещения не велики по размерам, часто комнаты приобретают овальные очертания.

Рельеф орнамента небольшой, но он как бы тает, растекаясь по поверхности. Примером нового типа дома-особняка (отеля) является отель Матиньон в Париже (1720 — 1724 гг., архитектор Ж. Куртон). Это — дом «между двором и садом», где помещения расположены в два ряда: один выходит окнами во двор, другой — в сад.

Рококо приобрел не вполне заслуженную репутацию изысканно манерного, легковесного, гедонистического по сути стиля. На самом деле это — поиск новых путей в искусстве, который часто начинается с отрицания, не в силах дать сразу позитивную программу. Даже в асимметричности рококо, противопоставленной симметрии классицизма, проявляется не своеволие, а дерзость и независимость воображения, которая не порывает со здравым смыслом, хотя всегда прячет его.

Искусство как бы освобождается от предрассудков, абстрактных схем, ориентируясь на вкус современника, устанавливает контакт со зрителем, а не поражает его. Даже в литературе сложнейшие проблемы философии, искусства, науки Вольтер, Монтескье, Гельвеций, Дидро излагают в увлекательном стиле, остроумно, легко и непринужденно. В рококо проявился интерес к изображению тонких интимных переживаний. Не случайно портрет и пейзаж в живописи получают большое распространение. За видимым легкомыслием, насмешливой иронией часто стоят раздумья о судьбе человека, о смысле существования. За жизнерадостностью и праздничностью рококо кроется внутренняя неуверенность, тревога, что сказывается в известном девизе эпохи «После нас — хоть потоп».

Проявляя себя, прежде всего в прикладном искусстве (мебель, посуда, бронза, фарфор), рококо наиболее ярко зазвучал в живописи. Основоположником рококо в живописи считается Анри Ватто — придворный живописец, любимец короля и маркизы Помпадур. Сын кровельщика, Ватто блестяще истолковал вкусы эпохи. Изображая мир театра и любовных похождений, он открывает мир человеческих чувств. Даже названия его картин говорят сами за себя: «Праздник любви», «Затруднительное положение», «Капризница». Картины Ватто демонстрируют изменение колорита в живописи. В моду входят нежные краски (чувственность без огня). Светло–голубой, нежно–розовый, зеленоватый вытесняют пурпурный и фиолетовый, ярко–оранжевый, цвет заката — так любимый барокко. Шкала цветов имеет сотни делений. Нет контрастов. Все построено на полутонах в легкой, «жемчужной шутке Ватто».

Картины Ф. Буше (1703 – 1770), директора академии и первого художника короля, уже не подчиняются строгим законам станковой живописи. Она становится декоративным панно, украшением интерьера. Изображаются бесконечные апофеозы и триумфы Венеры, Аполлона, аллегории, разыгрываемые детьми или обнаженными амурами. Буше вызывает восторг у аристократической публики. Портретный жанр представлен работами Мориса Латура                             (1704 – 1788).

Параллельно рококо, в атмосфере его критики и протеста против высокопарности классицизма, формируется сентиментализм первоначально как литературное направление, а потом и в других видах искусства. Сентиментализм выражает интересы третьего сословия. Ж. Шарден, Ж. Грез без излишнего морализирования отражают в своих полотнах уют буржуазного быта, изображая добронравных матерей семейств, натюрморты из простых домашних вещей, прославляя порядочность и трудолюбие. Сюжеты сентиментализма как будто иллюстрируют идеи Руссо о патриархальной идиллии, семейных добродетелях, отражая нравственное начало людей третьего сословия. Позднее это стали назвать мещанской красивостью.

Продолжает развиваться в XVIII веке и реализм, прежде всего в портретном жанре. Первый президент Британской академии художеств Дж. Рейнольде в жанр портрета вводит психологическую характеристику личности. Внимание к духовному миру человека прослеживается и в портретах другого английского художника Т. Гейнсборо. А вот произведения Хогарта «Карьера мота», «Модный брак» и другие выступают предтечей критического реализма в живописи.

Новый всплеск классицизма в предреволюционную и революционную эпоху связан с именами Ж.Л. Давида в живописи, Ж. Гудона, Ж. Пигаля в скульптуре. Новый классицизм революционной буржуазии стали называть «революционный классицизм». Это новое соединение культа античности с идеалами Просвещения и политической борьбой. Идеал здесь — классическая простота, минимум деталей. В моде изысканная простота кроя. Немецкий теоретик и историк искусства И. Винкельман формулирует основные положения классицизма. На страже канонов классицизма стоит и Парижская художественная академия, называвшаяся Школой изящных искусств. Поэтому закостенелый классицизм в живописи позднее стали называть академизмом.

При всей важности в эпоху Просвещения живописи, скульптуры, архитектуры самым главным видом искусства стала литература. Большую популярность приобрела короткая остроумная брошюра, которую можно было быстро и дешево издать для широких кругов читателей, что было чрезвычайно важно для просветителей. Романы и повести также разъясняли читателям сложные философские идеи («Эмиль» Ж. Ж. Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро и др.). «Робинзон Крузо» Д. Дефо, который мы сейчас воспринимаем как забавное приключение, в XVIII веке было и иллюстрацией идей Ж. Ж. Руссо, повествование об изолированной личности, которую воспитывает и исправляет природа, возвращая ее к естественной доброте. Так же как «Путешествие Гулливера»           Дж. Свифта есть сатирическое изображение английского общества в первой части и иллюстрация идей просвещенного абсолютизма — во второй, а не просто детская сказка.

Идеями просветительского реализма проникнуто творчество Г. Филдинга, выражающего демократические идеалы буржуазной культуры. Так же как и Филдинг, жизнь третьего сословия отражает С. Ричардсон — создатель европейского семейно–бытового романа. Он убеждает читателя в том, что простые люди так же страдают, чувствуют, как и герои классических трагедий.

Немецкие писатели и поэты вместо идеалов общественной свободы пропагандировали нравственную и эстетическую свободу (Ф. Шиллер, братья А. и Ф. Шлегели, Новалис, И. В. Гете). Придавая большое значение искусству, они ценили его выше науки, что само по себе знаменовало переход к романтизму, который произошел под влиянием, с одной стороны, философии Фихте и Шеллинга, а с другой — благодаря творчеству Гете и Шиллера — вдохновителей эпохи «Бури и натиска».

А предшествовала этому философия И. Канта (1724 — 1804). Сохраняя связь с идеями просветителей и, разделяя с ними уверенность в торжестве разума, он порывает с природным обоснованием сущности человека. Разумность человека проявляется в способности действовать не зависимо от природы, а согласно свободе. И культура в понимании Канта — это способность преодолевать эгоистические стремления, умение подчинять свои страсти нравственному долгу, то есть и культура, и разум прежде всего этичны. Разум — не личное приобретение человека, поэтому категорический императив Канта повелевает поступать так, как будто от твоего личного поступка зависит не твоя судьба, а всего человечества, то есть из общего блага. А в отношении к другому человеку необходимо действовать так, как ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе. И посему счастье оправдано, когда оно согласуется с долгом. Шиллер, будучи поклонником Канта, пытается найти посредника между духом (разумом) и природным началом человека в прекрасном. И поэтому эстетическое воспитание и искусство в целом должны играть главную роль в культуре, а художник в широком смысле слова претендует на роль оракула. В целом идеи немецкого просвещения оказали большое влияние на дальнейшее развитие европейской культуры.

Важной составляющей культуры Просвещения являются драматургия и театр. Проповедь со сцены, по мысли просветителей, наиболее эффективное средство воспитания и перевоспитания людей, мощное средство идеологии и пропаганды. Драматические произведения писали многие просветители. Только Вольтером было написано 54 драмы. Дидро в целях демократизации искусства, в целях усиления реализма и правдивости в статьях «О драматической литературе», «Философское исследование о происхождении и природе прекрасного» излагает основы эстетики, дает теоретическое обоснование жанра мещанской драмы, где главными героями уже становятся простые обыватели. Французский драматург Пьер Огюстен Карон, который больше известен по прибавленному им самим к своему имени — де Бомарше, блестяще воплотил эти идеи в своих популярных комедиях «Безумный день, или женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник». Фигаро — слуга, но он активнее, энергичнее своего господина, он борется за свое право. Проявляя чудеса ловкости, он спасает свою невесту от сластолюбивого господина. В его уста Бомарше вкладывает жесткую критику «высшего сословия» и его пороков. «Женитьбу Фигаро» назвали самой революционной из пьес, отмечая то, что она в большей степени подготовила Французскую революцию, чем все тома, написанные философами. Не менее удивительной была и судьба самого Бомарше. Он то богател, то разорялся, то сидел в тюрьме, то был на вершине славы. Он изобрел одну из важных деталей в часовом механизме. Увлекаясь музыкой, он становится учителем музыки у дочерей короля Людовика XV и изобретает конструкцию арфы, которая до сих пор является общепринятой. Бомарше пускается в различные финансовые операции. Одной из его авантюр было снабжение оружием американских повстанцев во время войны за независимость.

Немецкая драматургия, теория искусства театра представлены именами Лессинга, Шиллера, Гете. Деятельность Г.Э. Лессинга сопоставима с ролью В. Г. Белинского в русской культуре. Выступая против искусства классицизма, Лессинг отстаивал эстетические принципы просветительского реализма.

Крупнейшим английским драматургом XVIII века был Ричард Бринсли Шеридан — мастер жанра комедии характеров. В своих произведениях «Школа злословия», «Дуэнья» Шеридан обличает лицемерие английского общества, дворянство, держащееся за свои привилегии.

В Италии театральную реформу осуществляет Карло Гольдони, которому удалось создать литературную комедию нравов. В своих 267 пьессах он показал жизнь всех сословий, неуклонно проводя идею сословного равенства («Трактирщица», «Слуга двух господ»). Другой известный итальянский драматург Карло Гоцци впервые ввел на сцену сказку («Любовь к трем апельсинам», «Принцесса Турандот»). Лучшие драматургические произведения XVIII века до сих пор радуют зрителей. Пьесы Шеридана, Шиллера, Бомарше, Гольдони, Гоцци вошли в репертуар мирового театра.

Важное место в иерархии духовных ценностей в XVIII веке занимала музыка. Если изобразительное искусство украшало жизнь, театр обличал и развлекал, то музыка поражает глубиной анализа человеческой души, выражением драматизма нового мировоззрения. В музыке воплотились и конфликтность жизни, и ее гармоническая ясность. Первая половина века ознаменовалась грандиозным, насыщенным философскими идеями творчеством И. С. Баха — корифея полифонии. Он работал во всех жанрах, выражая трагическое начало в жизни человека и просветительский гуманизм.

Во Франции и Италии достигает расцвета опера, синтезирующая зрелищность и публичность театра с присущей музыке глубиной выражения человеческих чувств. В Милане строится знаменитый театр «Ла Скала» (здание театра было построено по проекту архитектора Джузеппе Пьермарини в 1776 — 1778 гг. на месте церкви Санта — Мария делла Скала).

Величайший вклад в развитие музыкального искусства внесли «венские классики» Йозеф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг Ван Бетховен. Любимым жанром Й. Гайдна была симфония. А. Моцарт написал около пятидесяти симфонических концертов, сонаты, вариации, мессы, знаменитый «Реквием», около двадцати опер («Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта» и др.). Его музыка отражала идеи немецкого просвещения и движения «Буря и натиск».

Общим итогом развития западноевропейской культуры эпохи Просвещения стало формирование техногенной цивилизации. В качестве основных функциональных ценностей можно назвать следующие: достижение успеха, обладание частной собственностью, индивидуализм, право (права личности на жизнь, свободу, собственность, гражданское право, политическое право, регламентирующее разделение властей), активность и труд, потребительство, универсализм (европоцентризм с попыткой распространить западные ценности на другие культуры), вера в прогресс, уважение к науке и технике, восприятие природы как объекта и предмета труда, а не как среды обитания, что положило начало глобальным процессам экологической деградации, урбанизации планеты, создававшим тяжелые условия для физического существования человека. Это очень ясно осознается сейчас, а тогда осознавалось единицами. Но уже в то время четко проявилось различие меду западными и не западными типами цивилизационной динамики. В то время как восточные общества находились в длительной полосе застоя, на Западе происходят существенные изменения, которые в XIX веке с неизбежностью приведут техногенную цивилизацию сначала к расцвету, а потом к кризису.

Признание природы первичной реальностью повлекло за собой вывод об отсутствии каких бы то ни было оснований для сословных привилегий, социального неравенства: ведь все люди скроены из одного природного материала. Человек, объявленный частью природы, продуктом природы. Человек осознал себя господином своей судьбы, присвоил себе функции творца, и в конечном счете убедился в ненужности Бога.

Важнейшим результатом собственно человеческого творчества выступает мир культуры. В нем важное место принадлежит государству и системам законов, морали и системам воспитания. И хотя порой плоды человеческого творчества оцениваются негативно (Руссо), в целом в культуре XVIII столетия доминирует нравственно — оптимистический настрой. В понимании конечной цели общественного прогресса, в который неколебимо верит культура Просвещения, представлена широкая палитра мнений. Но моментом, объединяющим мыслителей различных направлений, была апелляция к Разуму и Природе. Эти идеалы получили практическую проверку в ходе последующих буржуазных революций.

 

Темы и вопросы для повторения:

1. Истоки средневековой культуры Европы.

2. Условия формирования средневековой европейской цивилизации.

3. Процесс технического развития и технологии средневекового общества (открытия в металлургии, изобретения в ткачестве, зарождение производства бумаги, открытие пороха, спирта и др.), «революция в навигации».

4. Культура средневековой Европы и влияние христианства на ее развитие.

5. Средневековая картина мира: богоустановленный порядок. Христианская литература: агиография, хронистика (Григорий Турский). Католичество.

6. Средневековая философия (схоластика). «Книга Книг» и ее место в культуре.

7. Знания и образование в средние века: возникновение первых университетов (Болонский, Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Кёльнский и др.).

8. Наука: схоластика, номинализм (Росцеллин) и реализм (Бернар Клервосский); алхимия (Альберт Великий), христианская космография (Гуго Сен — Виктор).

9. Архитектура: романский и готический стили.

10. Возрождение как переходная эпоха от средневековья к Новому времени.

11. Особенности культуры Возрождения: радостное самоутверждение и постижение трагичности бытия.

12. Итальянское Возрождение и Северный Ренессанс.

13. Эпоха географических открытий эпохи Возрождения.

14. Философия и наука эпохи Возрождения.

15. Всемирное наследие ученого и живописца Леонардо да Винчи.

16. Живопись Микеланджело Буонаротти, Тициана, Рафаэля Санти.

17. Работа Никколо Макиавелли «Государь» о личности и роли руководителя в обществе.

18. Ведущие стили — барокко, классицизм, реализм — и их содержание.

19. Значение культуры эпохи Возрождения для развития мировой культуры.

20. Сущность и разнообразие философских, эстетических, религиозных доктрин просветителей.

21. Материалистическая идеология Просвещения и ее вера в общественный прогресс.

22. Доминирующий стиль рококо во Франции и его содержание.

23. Содержание сентиментализма и классицизма в искусстве.

24. Роль и значение литературных произведений эпохи Просвещения.

25. Подъем музыкального творчества, произведения И. С. Баха, Й. Гайдна,            В. А. Моцарта о глубине выражения человеческих чувств.

26. Монашеские ордена (Орден августинцев, Орден бенедиктинцев, Орден клюни, Орден цистерианцев, Орден кармелитов, Орден доминиканцев, Орден францисканцев, Орден картезианцев, Орден иезуитов, Орден иллюминатов, Орден «Опус Деи»): цели, задачи, учение, структура и их влияние на развитие христианства и культуры.

27. Духовно — рыцарские ордена (Орден госпитальеров, Орден тамплиеров, Тевтонский (Немецкий) орден, Орден Калатравы, Орден Сантьяго, Орден Алькантары, Орден Монтесы): цели, задачи, структура и их влияние на европейское развитие культуры.


ГЛАВА 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.043 с.)