Искусство и наука древних Греции и Рима 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство и наука древних Греции и Рима



Литература является одним из самых значительных достижений древнегреческой культуры. Эллинам первым удалось с помощью поэтического мышления, художественных средств объяснить природу и человека, показать их в многообразии и развитии. К особо важным достижениям древнегреческой литературы относятся:

- создание большинства литературных жанров;

- создание произведений, которые стали классическими;

- создание художественных образов, ставших архетипичными для всей последующей европейской литературы.

Высшим достоянием эллинского литературного творчества являлась поэзия. Греки (за исключением Платона) были склонны рассматривать поэтов как посредников между богами и людьми. С особой любовью воспринималась героическая поэзия (Гомер[2], Гесиод, Вакхилид, Тиртей). Произведения Гомера «Илиада», «Одиссея» знал наизусть каждый образованный человек. Большой популярностью пользовалась лирика, в которой главным героем являлся сам поэт. Лирика была исключительно жизненной; в ней имело место всё то, что волновало человеческую душу — любовь, страдания, радость, слава, социальные мотивы, красота природы. Высшие достижениями эллинской лирики — стихи Алкея, Архилоха, Сафо, Алкмана, Анакреонта, Тиртея, Каллина, Симонида, Феогнида, Коринны, Пиндара, Феокрита, Биона. Широко распространены элегия, эпиграмма, ямбическая и сатирическая поэзия.

Начиная с V века до н. э. огромную популярность приобретает драма (трагедия и комедия). Величайшие греческие трагики Эсхил, Софокл, Еврипид в общей сложности написали около 300 трагедий. Среди них особо отметим «Прометей прикованный», «Семеро против Фив», «Эвмениды» Эсхила; «Царь Эдип», «Эдип в Колоне», «Антигона», «Электра» Софокла; «Медея», «Андромаха», «Алкеста», «Гекуба», «Электра», «Орест» Еврипида.

Афинские трагики создали галерею образов, как монументальных, так и глубоко индивидуальных: сильного духом Прометея; трагичной пророчицы Кассандры; матери, пережившей смерть своих детей, Гекубы; убийцы матери, мстящего за смерть отца, Ореста; влюблённой, но не разделившей любовь Федры; несчастной пленницы Андромахи; женившегося на собственной матери Эдипа; безмерно любящей своего отца Электры; пожертвовавших собой Ифигинеи и Алкесты; страдающей изгнанницы Антигоны; убийцы собственного мужа Клитемнестры; ревнивой женщины Медеи; страждущей над разрушенным счастьем Ниобеи и др. Трагедия для греков была больше чем просто литературным жанром. В ней воплотились глубочайшие коллизии человеческого бытия: жизнь и смерть, правота и несправедливость, фатализм и героизм, доблесть и низость, честь и бесчестие, столкновение между государственным и личным, личным и общинным интересами.

Менее значимой, но всё же популярной, являлась комедия (в переводе на русский — песнь весёлой толпы). Аристофан в своих комедиях «Всадники», «Облака», «Осы», «Птицы», «Лягушки» и Менандр («Брюзга», «Третейский суд», «Отрезанная коса») иронично, а порой и сатирично, карикатурно и, даже в доходящих до неприличия остротах (Аристофан), обличали человеческие пороки, несовершенные стороны общественной, государственной, семейной и личной жизни. Богам, и тем доставалось от комедиографов.

Поучительным жанром являлась басня, в символической форме обличавшая пороки человеческой жизни. Величайший баснописец Эзоп сочинил множество басен и ныне не утративших своей актуальности. Его сюжеты легли в основу творчества писателей последующих времён.

Греческие литераторы являются родоначальниками и прозаического жанра. По социальной значимости и глубине художественных идей проза уступала поэзии и драме. Но важен сам первый шаг, сделанный в этом направлении. До нашего времени дошли такие произведения прозаического характера: «Левкиппа и Клитофонт» Татия, «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Херей и Каллироя» Харитона, «Эфесские рассказы» Ксенофонта Эфесского, «Эфиопика» Гелиодора. Заметим, что некоторые исследователи к прозе относят также красноречие(ораторское искусство), историческую и философскую литературу.

Греки являются творцами и такого популярного жанра как анекдот. Существовали целые сборники анекдотов. Один из них «Филогелос» (смехач) и ныне восхищает читателей. В анекдотах в шутливой форме обличались педантизм, лень, глупость, нерадивость, пьянство, обжорство, супружеская неверность и т.п.

Римская литература феномен более поздний, проявивший себя в III веке до н. э. В значительной степени она была подражанием эллинской литературе. Римская литература являла собой расширенный, углубленный эллинизм, в котором органически соединились универсализм и индивидуализм; грандиозность, возвышенность, достоинство; риторика и динамика изображения соединялись с беспощадной трезвостью оценок, деловым подходом к жизни, страстностью чувств и натурализмом. Однако римские литераторы были не просто эпигонами или адептами греков, их творчество было весьма оригинальным и зрелым.

Римские литераторы изначально обратились к драматическому жанру, который, впрочем, в Риме не был столь популярен как в Греции. Многие авторы писали трагедии и комедии. К числу наиболее известных драматургов относятся: Ливий Андроник (грек по происхождению), сочинивший «Ахилла», «Данаю», «Андромеду», «Троянского коня»; Гней Невий, автор трагедий «Ликург», «Андромаха», «Троянский конь», «Даная», Ифигинея», а также комедий, наиболее известная их которых «Тарентиночка»; Квинт Энний — автор трагедий «Александр», «Андромаха — пленница». Маститыми мастерами в области комедии были Плавт и Теренций, чьи произведения «Клад», «Куркулион», «Хвастливый воин» (МакцийПлавт), «Свекровь», «Евнух», «Самоистязатель» (Теренций), пользовались успехом у зрителей. Заметный след в области трагедии оставил известный философ Сенека, сочинивший «Медею», «Октавию», «Безумствующего Геркулеса», «Эдипа».

В жанре поэзии блестяще проявили себя многие римские литераторы. Среди них Вергилий, сочинивший «Энеиду», которую римляне сравнивали с гомеровской «Илиадой». Даже своей темой эта поэма как бы продолжала события, описанные греческим аэдом (поэтом и певцом). Он же сочинил «Георгики»и «Буколики», в которых воспевается труд и быт человека. Другой поэт Овидий, автор «Метаморфоз», «Любовных элегий», «Науки любви», «Лекарство от любви», «Скорбных элегий»проявил недюжинный талант в знании мифологии, человеческих чувств, нравов своей эпохи.

Рим подарил миру великолепную плеяду лириковКатона, Катулла, Горация, Проперция, Тибулла; сатириковМениппа, Горация, Ювенала; мастера эпиграммы Марциала; прозаиковПетрония (автора «Сатирикона»), Апулея, написавшего «Золотого осла». В Риме широкое распространение имел жанр исторической прозы (Юлий Цезарь, Катон Старший, Саллюстий, Тит Ливий).

К литературным заслугам римлян относят создание эпистолярного жанра. До нас дошли письма Цицерона, Плиния Младшего, Сенеки, в которых описание обычных житейских дел сочеталось с политическим, философским и художественным материалом.

В жанре басни плодотворно работал Федр. До нас дошли 135 его басен. В биографическом жанре работали Светоний, Аттик, Варрон. Варрон сочинил в стихах и прозе 700 биографий знаменитых греков и римлян, которые прославились в различных областях культуры. Все биографии были иллюстрированы портретами.

В заключении заметим, что греко-римская литература продлила жизнь мифологии и религии, увековечила как художественные, так и реальные образы, зафиксировала исторические события, запечатлела грандиозный накал духовной жизни древней эпохи.

Театр. Неотъемлемой составляющей культурной жизни Античности являлся театр. Греки не просто любили его: возникает ощущение того, что вся Эллада была огромным театром. Не было ни одного крупного населённого пункта, в котором не было бы театрального сооружения, и не осуществлялись бы театральные постановки. Театральные здания были поистине грандиозными, некоторые из них вмещали 40 тысяч человек. Можно даже сказать, что театр был составляющей государственной политики, о чём свидетельствовало наличие магистратов отвечающих за театральную жизнь, а также выделение на это дело средств из государственного бюджета.

Эллинский театр — феномен более древний, нежели трагедия и комедия, с которыми и связывают театральные действия. Своими корнями он уходит в глубокую древность и изначально проявляется в ритуальных и трудовых действиях: похоронах, охоте, сборе урожая, празднествах, посвящённых тем или иным богам — Зевсу, Аполлону, Афине, Посейдону и особенно Дионису. Правда, Платон, недолюбливавший театр, считал театральные представления «недостойными величия и благости богов». Некоторые исследователи склонны утверждать, что именно культ Диониса решающим образом повлиял на становление упорядоченного театра. Принято считать, что первая такого рода театральная постановка состоялась 27 мая 534 г. до н. э. в Афинах; её осуществил афинский трагик Феспид. 27 мая и сейчас отмечается как Всемирный день театра.

Как в организационном, так и творческом плане, греческий театр представлял собой многообразную систему мероприятий и действий. Организационная сторона состояла в том, чтобы определить время театральных постановок, достойных драматургов-участников театральных состязаний, актёров-исполнителей, изыскать финансовые ресурсы. Ответственным лицам предстояло решить, берет ли расходы на себя государство, или эта почётная обязанность (литургия) возлагается на состоятельных граждан. Важно было справедливо распределить места для публики, назначить судейскую коллегию, провести ритуальные действия, справедливо определить победителей среди авторов, актёров, хорегов; наградить их. Творческая сторона театра заключалась в содержании произведений, их умелой постановке, игре актёров и хора, использовании костюмов, масок, декораций.

Успех театральной постановки зависел от всех этих факторов, но решающее значение имела игра актёров. Первоначально актёрами были сами драматурги, затем Эсхил ввёл второго актера, Софокл — третьего, а позже тот же Эсхил — четвёртого. Один актёр исполнял множество ролей, для чего он использовал маски и костюмы, которые соответствовали трагедии, комедии, драме сатиров. Ему нужны были различные дарования — умение красиво петь, звучно говорить, танцевать, владеть музыкальными инструментами. Многие актёры блестяще вживались в роли, что не просто доставляло удовольствие зрителям, но и доводило их до экстаза. Публика выражала своё одобрение или неодобрение игрой актёров громкими возгласами. Талантливые актёры получали огромные гонорары, освобождались от налогов, военной службы, считались неприкосновенными. Некоторые были наставниками политиков. Актёрами становились только мужчины, игравшие и женские роли.

Немаловажной являлась роль хора. Как правило, хор символизировал жителей местности, где происходили изображаемые события, и выражал их точку зрения. Это было своего рода общественное мнение. Руководил хором запевала (корифей), часто вступавший в разговор с актёрами от имени хора. Число актёров хора составляло от 12 до 24 человек; хористы располагались рядами в орхестре (орхестра (греческое orchestra, буквально - площадка для танцев, от orcheomai — танцую), древнейшая часть древнегреческого театра: окаймлённая амфитеатром круглая площадка диаметром 20 м. и более, на которой выступали хор и актёры театра. С конца III в. до н. э. хор потерял былую значимость, утратил связь с изображаемыми действиями; его песни стали не более, чем дополнением к театральной постановке.

Эллинские театральные действия имели громадный размах, они проводились целый день — от восхода до заката Солнца. Трагические состязания во время Великих Дионисий предполагали участие трёх авторов, обязанных представить по три трагедии и одной драме сатиров. Состязания комедиографов на Великих Дионисиях и Леннеях предполагали по одной авторской работе.

Эллинская драма носила синтетический характер; игра актёра сочеталась с пением и пляской. Части текста близкие к обыденному разговору исполнялись посредством обычного чтения (каталоге), более оживлённые места переходили в речитатив (паракатологе), а места, окрашенные повышенным чувством, исполнялись путём пения (мелос). Речитатив и пение сопровождались игрой на двойном кларнете (аулосе). Структура постановки, к примеру, трагедии, выглядела в самом общем плане так. Она начиналась с завязки действия (пролог), затем следует песня, которую исполняет хор (народ), в дальнейшем происходит чередование диалогических частей (писодиев), исполняемых актёрами, а иногда и хором, а также песен самого хора (3 — 4 стасимов). Стасимы имели строфы и антистрофы. Они составляли основной объём постановки. При их исполнении хор двигался по орхестре. Песни хора сопровождались танцем (эммелейей). Завершалась трагедия песней (эксодом) в исполнении хора.

Римский театр отличался от греческого театра. Он формировался как под влиянием последнего, так и имел собственные истоки. В более значимой форме он стал обнаруживать себя, начиная с III в. до н. э. и был связан с постановкой произведений вышеупомянутых Гнея Невия, Ливия Андроника, а позже — Плавта и Теренция. Длительное время в Риме постоянных театральных помещений не было (вплоть до I в. до н. э.), чему противился Сенат. Постановки осуществлялись прямо на улицах или на Римском Форуме, где устанавливались подмостки и скамейки для зрителей. Только в 55 г. до н. э. Гней Помпей построил здание театра вмещавшего 40 тыс. человек. Чуть позже появились помещения театров Бальба и Марцелла.

Первое время трагические и комические роли исполнялись актёрами — любителями, в основном из числа вольноотпущенников. Позже — появились профессионалы (гистрионы), которые объединялись в труппы во главе с хозяином — антрепренером. Игра римских актёров не была столь впечатляющей как греческих. Их сценические действия сопровождались мимикой, жестами, при необходимости драками. Главным в игре был звучный голос. Но при этом передачи нюансов трагической или комической ситуации, женского, детского или старческого голосов, не требовалось. Создаваемые на сцене образы были лишены величия, глубины, монументальности, психологичности. На передний план выступала чисто событийная сторона, живость действий, гротеск, остроумные шутки, доходящие до непристойностей. Сюжет многих драматических постановок выглядел запутанным, не совсем ясным зрителю. Плутовство, обман, сплетни, хитроумные проделки фактически составляли театральную доминанту. Актёры явно увлекались этой стороной дела, подменяя подлинное мастерство. Не было в римском театре и состязательности между авторами, актёрами, что явно снижало стимулы к совершенству. Социальное положение и авторитет римских актёров были явно ниже, нежели греческих.

К концу I в. до н. э. трагические постановки стали весьма редким явлением. На передний план выдвинулись цирковые представления, гладиаторские бои. В подобном деле римляне проявили себя в полной мере. Для этого специально соорудили гигантский Колизей, вмещавший 50 тыс. зрителей. На его сцене проводились масштабные сражения гладиаторов, экипажей кораблей, колесниц, схватки диких зверей. Театрально-цирковая жизнь в Риме достигала апогея во время Патрицианских и Плебейских игр, праздников в честь Юпитера, Юноны, Аполлона, Минервы, по случаю побед римской армии, празднеств в честь императоров.

Важно подчеркнуть, что античный театр сыграл исключительную культуротворческую роль. Он способствовал развитию литературы, архитектуры, живописи, прикладного искусства, музыки, танца, политической, правовой культуры. К нему своими корнями уходят едва ли не все разновидности современного театра: опера, оперетта, театр миниатюр, эстрады, цирк, кукольный театр.

Архитектура. В области архитектуры греки в высшей степени реализовали свой грандиозный талант. Они создали классическую архитектуру, привнесли в неё множество новаций, воплотили в ней мощь, красоту, высокое духовное начало, гармонию с природой. Среди важнейших достижений в этой области следует отметить:

- создание архитектурных ордеров;

- формирование архитектурных стилей;

- постройку многих выдающихся сооружений.

Начиная с VII в. до н. э. греческие зодчие создают ордерную систему. Ордер (от лат. ordo — строй, порядок) является чётко продуманной композицией соотношения и взаимосвязи между несущими и несомыми частями здания. Иначе говоря, от того, какой является колонна, во многом зависит характер верхней части здания (атаблемента) и в целом весь его облик.

Принято считать, что эллинской архитектуре были свойственны три ордера:дорический, ионический, коринфский. Олицетворением дорического ордера является массивная колонна, располагающаяся непосредственно на каменном основании (стилобате). Ствол (фус) колонны украшали желобки (каннелюры). Их количество варьировалось от 16 до 20. Снизу вверх колонна равномерно утончалась. Диаметр нижней части равен 1/6 высоты колонны. Верхняя часть завершалась капителью, состоящей из круглой каменной подушки (эхина) и размещавшейся на ней квадратной плиты (абаки). Верхняя часть здания состояла из гладкой балки (архитрава), фриза, обрамлённого метопами и триглифами, а также карниза и фронтона. Метопы и фронтоны украшались скульптурой. Дорический ордер как бы выражал идею мужского начала, силу, мощь, строгость, суровость, простоту. Ионический ордер олицетворяла средней лёгкости стройная колонна, имевшая в основании базу. Диаметр нижней части равнялся 1/9 её высоты. Количество каннелюров, украшавших колонну, как правило, равнялось 24. Принципиально отличной от дорической была капитель. Она имела два изящных завитка (волюты), богатую подушку, красивый орнамент. Высота капители равнялась 1/3 диаметра нижней части колонны. Архитрав ионического ордера состоял из трёх горизонтальных полос. Были и другие отличия. Ионический ордер выражал женское начало, благородность, утончённость, ажурность, грациозность, интеллектуальность. Коринфский ордер, который появился в V в. до н.э. во многом напоминает ионический. Правда, его колонна отличается лёгкостью, более вытянутыми пропорциями и пышной капителью, украшенной растительным орнаментом. Высота капители равна диаметру нижней части колонны. Количество каннелюров такое же, как у ионической колонны. Несколько отличаются база колонны, архитрав, фриз, карниз. Коринфский ордер витиеват, насыщен болезненными фантазиями, символизирует девичье начало, нежность, чистоту.

Греки создали четыре архитектурных стиля. Архитектурный стиль в Античности определялся расположением колонн по периметру здания. Если сооружение имело колонны только с переднего фасада, то такой стиль назывался простилем. Если же коллонада имелась с переднего и заднего фасадов, то подобный стиль называли амфипростилем. Более сложным выглядел периптер, в котором колоннами окружалось всё здание. А если колонны располагались по всему периметру сооружения в два ряда, то это был диптер. В практике архитектурного строительства периптер применялся к дорическому ордеру, а диптер к ионическому.

Усилиями греческих зодчих и строителей созданы многие шедевры архитектуры — такие как храм Артемиды, Эфесской (архитектор Хейрократ), Парфенон (архитекторы Иктин и Калликрат), Александрийский маяк (архитектор Сострат), храмы Аполлона в Дельфах, Дидимах и Коринфе, Зевса в Олимпии, Геры на Самосе, Галикарнасский мавзолей (архитектор Гермоген), театры в Афинах и Эпидавре (архитектор Поликлет Младший); построен образцовый город Античности — Александрия (архитектор Дегинократ).

В архитектуре существенных результатов достигли и римляне. Активно культивируя греческие ордера, они привносили в них новшества, модернизировали их. Так, дорический ордер был несколько видоизменен, утяжелён, что позволило исследователям говорить о появлении нового ордера — тосканского. Тоже самое произошло и с коринфским ордером. Римские мастера над его капителью добавили ионический эхин и подушку с волютами, создав так называемый композитный ордер. В архитектурных сооружениях римляне активно использовали полуколонны и арки, предпочитали трёхстороннюю колоннаду, т. н. псевдопериптер.

В отличие от греческой архитектуры римская была более прагматичной. Не случайно известный римский зодчий Витрувий, сформулировавший три основных требования к архитектуре, на первое место поставил пользу, затем прочность и красоту. Греки же краеугольным камнем считали красоту. Впрочем, римляне любили богатое убранство и пышную отделку зданий. Они уделяли большое внимание не только строительству храмов, театров и зданий общественно-политического назначения. Для них важное значение имели и жилые дома, и виллы, и термы (бани), и мосты, и акведуки (водоводы), и дороги, и многое другое. Своеобразие архитектуры римлян также состоит в том, что они предпочитали строить на равнине и в низинах, а не на возвышенностях как греки.

К лучшим достижениям римской архитектуры можно отнести храмы Фортуны и Сатурна, Римский Пантеон, термы Каракаллы, Аппиеву дорогу, арку Константина, Римский акведук, Форум Траяна. Особо гордились римляне Колизеем, представлявшим эллипс (188 х 156 м.) при высоте 48,5 м. и окружности 524 м. Он имел четыре яруса. Первый ярус обрамлён полуколоннами дорического ордера, второй — ионического, третий — коринфского. Арки второго и третьего ярусов украшены статуями богов. Гигантская арена (86х54) при необходимости заполнялась водой для того, чтобы устраивать сражения экипажей кораблей. Заметный след в римской архитектуре оставили зодчие Витрувий и Аполлодор.

Античная архитектура была подлинным олицетворением своего времени, «эпохой гениально схваченной в камне», существенно повлиявшей на архитектуру последующих эпох и всю культуру.

Скульптура. Пожалуй, самый высокий статус в греческой культуре занимала скульптура. Созданная греческими мастерами скульптура с полным правом может называться идеальной. В ней воплотились лучшие достижения человеческих рук и духа, идея гармоничного единства духовной, материальной и социальной культуры. Всё, что создано эллинами в этой области, сделано талантливо, с любовью, с глубоким знанием  изображаемых объектов. Поражает не только совершенство форм, деталей, но также разнообразие и широта тем, их масштабность, многообразие используемого материала. Греки блестяще проявили себя как в монументальной скульптуре, характеризующейся значительностью идей, высокой степенью обобщения, духовностью, героикой, органическим единством с окружающей средой так и станковой, имеющей весьма углублённое, конкретное содержание, натурально воспроизводящую объекты. Не было им равных и в рельефной скульптуре, где изображение располагается на плоскости фона (на фронтоне, стене, плите).

Греческие скульпторы в своей работе использовали самые разные материалы — дерево, камень, глину, гипс, бронзу, железо, золото, слоновую кость, мрамор и применяли адекватные способы возделывания скульптуры — вырезание, высекание, лепку, чеканку, литьё, ковку. Работа ваятелей имела фундаментальное общественное значение, хотя и не была лишена индивидуального, частного аспекта. Статуи богов и героев освящали, им поклонялись, украшали ими храмы, площади, места народных собраний и знаменательных событий, даже специально строили для них храмы. Больше всего статуй посвящено Аполлону, Зевсу, Дионису, Афине, Афродите, Асклепию, Гераклу.

Высшие достижения эллинской скульптуры связаны с именами Фидия, Мирона, Поликлета Старшего, Скопаса, Праксителя, Лисиппа, Хареса. Фидий осуществил изумительное по красоте и величию скульптурное убранство Парфенона. Его статуи Афина-воительница, Афина — дева, Зевс Олимпийский относятся к числу бессмертных творений человеческого гения. Не случайно Цицерон говорил, что боги Фидия — настоящие небожители. Афинский скульптор умело работал с любым материалом. Современник Фидия Мирон создал великолепные изображения дискобола, бегущего Ладаса, Афины и Марсия; Персея, убивающего Медузу; атлетов Тиманфа Филиппа и Хеонида. Его работы выражают телесную гармонию, ритмику, динамичные движения, мощь и красоту тела, жизненность. В качестве материалов Мирон предпочитал бронзу. Ещё один представитель высокой классики Поликлет создал Дорифора, Диадумена, огромную статую Геры из золота и слоновой кости, сидящую на троне и держащую в одной руке скипетр, в другой — гранатовое яблоко. Ему же приписывают ещё несколько замечательных работ — Зевса — Милостивого и Зевса — Филия, Гекату, сделанную из меди, несколько выдающихся атлетов. Поликлет в своей работе использовал мрамор, медь, бронзу, и другое сырьё.

Скопас сумел передать самые тонкие нюансы души — мечтательность, порывистость, пафос, безумие. Его произведения олицетворяют дионисийское начало в культуре. Он первым посмел изобразить Афродиту обнажённой. Среди других знаменитых работ ваятеля — Менада, Арес. Скопас участвовал в скульптурном обрамлении храма Артемиды в Эфесе и Галикарнасского мавзолея.

Пракситель зарекомендовал себя как глубокий знаток меры, гармонии, отдохновения, мастер, умеющий тонко, в деталях, передать внутренний и внешний облик. Он, несомненно, являлся классическим выразителем аполлоновского начала. Самые знаменитые его статуи — Афродита Книдская, Сатир, Гермес с ребёнком — Дионисом. Плодотворной работой отличался Лисипп. Он — создатель и великий мастер портрета в скульптуре, умеющий изобразить тончайшие штрихи облика героев. Есть сведения, что Лисипп изваял 1500 статуй. Среди его работ 25 всадников — спутников А. Македонского, погибших в битве при Гранике, статуи Посейдона и Зевса, Геракла, сидящего на скале. Одна из самых значительных скульптурных работ принадлежит ученику Лисиппа Харесу. Он вылил из бронзы знаменитого Родосского колосса высотой 34 м. Талантливыми скульпторами были Леохар, Деметрий, Пэоний, Александр.

Римская скульптура не имеет столь выдающихся творений и талантливых ваятелей, как греческая. Но римские мастера (впрочем, многие из них были греками по происхождению) не только старались создать красивый, абсолютно совершенный образ, сколько сделать его приближенным к действительности, передать в нём многообразную гамму качеств, свойств характера его реального носителя. Достаточно сказать, что статуи многих императоров, консулов, полководцев, знатных римлян вовсе не блещут красотой. Но ведь и сами эти люди не обладали ею. Они же не отличались и мощным телосложением. В смысле реализма произведений, их историчности, римские ваятели были ближе к истине. Значительными произведениями римской скульптуры являются бюсты Брута, Помпея, римлянки, статуи Августа, Клавдия, Нервы, Марка Аврелия.

Широкое распространение в Риме имело копирование выдающихся творений греческих мастеров. До нашего времени дошли в основном именно копии, а не оригиналы, за что следует воздать должное римлянам.

Живопись. Античные мастера проявили свой талант и в области живописи. Именно они создали её совершенный облик. К сожалению, в силу уязвимости произведений живописания, их осталось очень мало. Но даже по тем «жалким крохам», которые сохранились, а также по исследованиям Плиния и Павсания уместно говорить о существенной значимости этого элемента культуры в античной жизни.

Для греческой живописи характерна необычайная широта жанров и замыслов. Художников интересовали мифологические и исторические сюжеты, красота природы и натюрморт, миниатюра и портрет. Они творили как монументальные, так и станковые произведения, а также работы, имеющие чисто прикладной характер.

Самым знаменитым художником доклассического периода был Полигиот. Его кисти принадлежит большое число картин. Особо прославился Полигиот разрисовав общественное здание в Дельфах, где воспроизвёл гомеровские «Илиаду»и «Одиссею». Он создал восхитительные образы, возвышенные характеры. Платон и Аристотель считали его лучшим живописцем.

Выдающимися художниками периодов классики и эллинизма являлись Аполлодор Афинский (которому приписывают изобретение живописи на игре света и тени и активное применение перспективы), Микон, Зевксид, Паррасий, Филоксен Тиманф, Никий, Протоген, Мелантий, Асклепиодор, Апеллес. Зевксид написал картины «Скованный Марсий», «Семья кентавров», «Ребёнок с виноградом». Его работа «Елена» положила начало выставкам картин. Паррасий специализировался в изображении бытовых сцен, занавесов, написал знаменитое полотно «Тесей». Он ввёл в живопись симметрию, выразительность и красоту в лице, изящество в волосах.

Самым известным художником Античности, которого считают создателем жанра портрета, был Апеллес. Нарисованная его кистью работа «Александр с молнией в руке» потрясла воображение современников. Как сообщает Плиний, за неё он получил самый крупный гонорар, который получал кто-либо из живописцев. Известны названия ещё нескольких его замечательных работ: «Габрон», «Антей», «Геракл», «Герой», «Афродита» и «Клевета». «Ни дня без совершенства!»— таким был лозунг творческой жизни Апеллеса. Его произведения славились изумительным очарованием и обаянием, красотой и выразительностью. Апеллес часто выставлял свои незавершенные творения для обозрения прохожим, выслушивал их критические замечания, а затем дорабатывал картины с учётом общественного мнения. К тому же художник был одним из первых теоретиков живописи, сочинил несколько книг, в которых изложил собственное учение о ней. Художник Филоксен написал картину «Битва Александра Македонского с Дарием». Её мозаическая копия дошла до наших дней; она была обнаружена при раскопках Помпей.

У греков существовали картинные галереи (пинакотеки), где хранились произведения лучших художников. Наиболее известными были афинская и герайонская пинакотеки (картинные галереи).

История римской живописи не знала столь выдающихся мастеров и таких значимых произведений как греческая. Родоначальником римской живописи считается Гай Фабий Пиктор, известны также имена таких живописцев как Пакувий, Лабеон, Турпилий. В Риме широкое распространение имели декоративные стенные росписи, заупокойные портреты, настенные картины, мозаические композиции, исторические баталии, пейзажи. Римляне любили делать копии работ выдающихся греческих живописцев. Они, как и греки создавали галереи картин, причём преимущественно частные. Правда, известный политический деятель и полководец Марк Агриппа настаивал на том, что все картины и статуи должны стать общественным достоянием, а не находиться в изгнании на виллах. Картины талантливых художников ценились чрезвычайно высоко. Многие состоятельные римляне стремились их приобрести за баснословные деньги. Порою из-за этого даже судились.

И греческие и римские художники рисовали на холсте, дереве, мраморе, глиняных табличках, стенах, склепах, слоновой кости, пергаменте и папирусе. Живопись широко применялась для росписи щитов, амфор, ваз, киликов, украшений и многих других предметов.

Античные архитектурные, скульптурные, живописные творения во многом остались недосягаемыми для мастеров последующих эпох. Они и ныне являются идеалом совершенства, красоты, гармонии, глубокого понимания и утончённого изображения человека и природы. Пять шедевров античных мастеров — храм Артемиды Эфесской, Галикарнасский мавзолей, Колосс Родосский, Александрийский маяк, статуя Зевса Олимпийского (наряду с египетскими пирамидами и висячими садами Вавилона) причислены к наиболее удивительным творениям человеческой культуры, т.н. семи чудесам света.

Философия. Греки по праву считаются родоначальниками философии — важнейшего элемента культуры, который изменил жизнь людей радикальным образом. «Открытие» философии сродни формированию языка, укрощению огня, созданию колеса, появлению земледелия. Философы создали новый язык культуры, открыли и объяснили смысл человеческого бытия, укротили стихийность мышления, отделили его от чувств и сделали абстрактным, стали возделывать человеческий разум, раскрепостили его и заставили «двигаться»с необычайной дерзостью и быстротой как в глубь, так и вширь Вселенной. Благодаря философии человек стал активным субъектом познания. Античные мыслители настойчиво искали истину и также страстно её отстаивали, они блестяще владели словом. Но если слово не помогало, то дело доходило до рукоприкладства. Философия для них была не только любовью к мудрости, теорией бытия, наукой о сущем, но и искусством личной жизни. Философия появилась в Греции на рубеже VII — VI вв. до н. э.

Для раннего этапа философствования характерно стремление найти немифологическое объяснение мира, реальные основы вещей. Солон, Питтак, Периандр, Клеобул, Биас, Хилон, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен выделяют природу, общество и человека в качестве объектов изучения, ставят вопрос о сущности мира, о первоначале и первопричине, о порядке и законе, изучают проблему ценностей, стремятся понять сущностьгосударства и человека. Тем самым была преодолена сакральность мира. Первые философы во всём ищут смысл, исследуют реальность с позиций естества, содержательно перерабатывают предшествующую культуру.

В последующем формируются философские школы. Следующий шаг философского движения делают представители эгейской (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс) и пифагорейской (Пифагор, Алкмен, Архит, Поликлет) школ. Они размышляют над вопросами бытия, познания, движения, изменчивости и противоречивости сущего, бесконечности пространства. Разрабатываются математические начала, диалектика; философия становится предметом образования. Пифагор вводит в оборот сам термин «философия». Примерно к этому времени относится активный философский поиск Гераклита, Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита. Они исследуют соотношение духовного и материального начал, проблему происхождения мира, его устройства, несотворимости, закономерности и случайности, материальности, причинности, текучести, изменчивости, противоречивости познания, сложности поиска истины, проблему Логоса. Культура начинает рассматриваться как «вторая природа», созданная самими людьми (Демокрит).

Дальнейшая ступень философского восхождения связана с софистами (Протагором, Горгием, Продиком, Гиппием, Антифонтом) и Сократом, которые акцентируют внимание на проблемах человека, его души, духовности, гуманизма, знания, истины, самосозидания, ответственности. Человек рассматривается как самоопределяющееся свободное познающее существо, как мера всех вещей и высшая ценность, как центральное звено мира. Человеческое познание и самопознание выступают в качестве фундаментальных идеалов. Ставятся проблемы нравственной ответственности, критицизма, релятивизма, необходимости широкого распространения философских знаний, взаимосвязи политики и морали, борьбы с предрассудками. У софистов преобладает субъективное начало. У Сократа субъективное и объективное взвешенно. Философские проблемы обсуждаются не только в узком кругу знатоков, но и на улицах, площадях; философии учат. Короче говоря, философия становится общим делом, в некотором смысле и предметом спекуляций (у софистов). Ради истины, собственной правоты, философы готовы к самопожертвованию, способны идти даже на смерть.

Высший этап развития философской культуры, который логически завершает развитие античной культуры в целом, связан с деятельностью Платона и Аристотеля. Они создают центры философских знаний —



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.037 с.)