Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мумладзе Р. Г., Антоненко В.И., Кирилина Т. Ю., Смирнов В. А.↑ Стр 1 из 25Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Мумладзе Р. Г., Антоненко В.И., Кирилина Т. Ю., Смирнов В. А. ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Учебник для бакалавров Москва 2016 Мумладзе Р. Г., Антоненко В.И., Кирилина Т. Ю., Смирнов В. А.
ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ Учебник для бакалавров Под общей редакцией доктора экономических наук, профессора Р.Г. Мумладзе
Рекомендовано Учебно — методическим объединением по образованию в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся в бакалавриате по направлению «Государственное и муниципальное управление»
Москва 2016 УДК ББК К Мумладзе Р. Г., Антоненко В.И., Кирилина Т. Ю., Смирнов В. А. История мировых цивилизаций. [Текст] / Мумладзе Р. Г., Антоненко В.И., Кирилина Т. Ю., Смирнов В. А.: учебник. — Москва.: Издательство «Русайнс», 2016. — 363 с. Рецензент: В.В. Бруз – доктор исторических наук, доцент.
Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС 3+) по направлению подготовки бакалавров 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление». В учебнике в сжатой и доступной форме изложены основные проблемы курса «История мировых цивилизаций». Основу цивилизационных характеристик в учебнике составили культура и наука, а все иные составляющие нашли отражение в меньшей степени. Это позволило сократить объем учебного материала, но не в ущерб качеству. Изложение учебного материала в краткой хронологической форме способствует его оптимальному усвоению студентами. Содержащийся в учебнике теоретический материал позволяет системно представить основные исторические этапы цивилизационного развития мира. ББК 63.3 УДК 351.79
© Р. Г. Мумладзе, В. И. Антоненко Т. Ю. Кирилина, В. А. Смирнов, 2016. © ISBN Содержание
Введение История мировых цивилизаций на протяжении веков рассматривалась как совокупность достижений в области науки, просвещения, искусства и культуры. В центре внимания любой цивилизации и культуры предполагалось согласованное обустройство социальной жизни, поддержание гармонии между обществом и природой и совершенствование самого человека. Цивилизации стали рассматриваться как формы исторической жизни, их порождение, социальные функции и язык. В последние годы в XX в. – начало XXI в. отечественные ученые и историки все больше обращали свое внимание цивилизационному методу, дающему возможность взглянуть иными глазами на мировую историю. Курс «История мировых цивилизаций» представляет собой область знания, имеющую своим предметом исторические формы общественного бытия, аккумулирующие социальный опыт коллективной жизнедеятельности людей, воспроизводимые и развиваемые через системы социальной коммуникации. Предметом изучения является овладение знаниями истории мировых цивилизаций, культурой, обычаями и традициями народов мира и связей истории цивилизаций на основе знаний философии, социологии, эстетики, психологии, истории, культурологии, основ права и других наук. Основу цивилизационных характеристик в учебнике составили культура и наука, а все иные составляющие нашли отражение в меньшей степени. Это позволило сократить объем учебного материала, но не в ущерб качеству. Изложение учебного материала в краткой хронологической форме способствует его оптимальному усвоению студентами. Целью преподавания курса «Истории мировых цивилизаций» является воспитание гармоничного человека, формирование культуры студентов как неотъемлемой части духовной культуры, ядром которой является нравственно — эстетическое, творческое отношение к действительности; осмысление своеобразия духовного содержания ценностей, выявление личной позиции в сфере культуры. Задачи курса: целостное восприятие и осмысление великого исторического опыта человечества; накопление опыта и потенциала личности в опоре на восприятие, как основу любой деятельности; включение знаний по истории мировых цивилизаций в широкий интегрированный социально–художественный контекст через философию и другие общественные науки. В результате изучения курса «История мировых цивилизаций» обучаемые должны: овладеть знаниями о культурах, в которых отражены разнообразие и национальные черты цивилизаций; расширить представления о неповторимости и самобытности опыта бытия исчезнувших и живущих ныне народов; анализировать взаимосвязь специфики культуры различных стран и народностей от глубокой древности до современности; знать типы, динамику и закономерности цивилизаций; совершенствовать уровень выполнения самостоятельных заданий (доклады, рефераты), повышая уровень мышления, изложения материала; развивать способности к самостоятельному восприятию и анализу в их взаимосвязях; осмыслить своеобразие средств выразительности и духовного содержания художественно-эстетических ценностей; выявлять личностную позицию и поисковую активность; расширить свои горизонты в познании научного мировоззрения, мировой культуры. РАЗДЕЛ I. ИСТОРИЯ МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ. КУЛЬТУРНО–ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЦИВИЛИЗАЦИЙ. КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО АНАЛИЗА ГЛАВА 1 Критерии Само слово «цивилизация» (фр.) появилось в языке недавно. Л. Февр утверждает, что это слово обнаружено в печати в 1766 г. До появления имени существительного употреблялся глагол «цивилизовать» и причастие «цивилизованный». В конце XVI в. слово «цивилизация» стало известно Монтеню, автору «Опытов», а противопоставление понятий «дикий» и «цивилизованный» полвека спустя появилось в «Рассуждении о методе» Р. Декарта. В каких значениях употребляется термин «цивилизация»: Во–первых, понятие «цивилизация» ассоциировалось с концепцией прогресса и несло в себе смысл просветительского мышления. Полная цивилизация народов и вождей, которые ими руководят, благодетельные изменения в правлении, искоренение недостатков — все это может быть только результатом работы веков, постоянных усилий человеческого ума, многократного общественного опыта. Цивилизация первоначально воспринималась как процесс. «Нация цивилизуется под воздействием опыта», — таково заключение П. Гольбаха. Во–вторых, экономисты (Адам Смит) связали понятия «цивилизация» и «богатство». В–третьих, в конце XVIII в. критических рассмотрений самого понятия «цивилизация» не возникало. Цивилизация у многих исследователей оказывалась идеалом, и в нее вкладывались многозначные понятия. Так, цивилизация отождествлялась с хорошими манерами и самоконтролем — цивилизованное поведение, цивилизованный человек. Впервые в этом значении термин появился в трудах Вольтера. В–четвертых, во множественном числе слово «цивилизация» появилось после XVIII в. с созданием различных теорий цивилизации. Так, в 1827 г. вышли «Принципы философии» Дж. — Б. Вико и «Мысли о философии человечества» И. Гердера. Вслед за ними Франсуа Гизо высказывает убеждение, что у человечества общая судьба, а историю человечества можно рассматривать как собрание материалов, подобранных для великой истории цивилизации рода человеческого. Значит, цивилизации нужно изучать, анализировать. По Ф. Гизо, цивилизация состоит из двух составляющих: 1. Из уровня интеллектуального развития; 2. Из уровня социального развития. В – пятых, появление в 1877 г. книги Л. Моргана «Древнее общество, или исследование путей человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» означало, что значение слова стало применяться для характеристики стадий развития человечества. Интересно развитие связи понятий «цивилизация» и «культура», которые выступали как синонимы: слова «цивилизация» и «культура» употреблялись в тождественном смысле. Следовательно, в XX в. понятие культуры как результата приобретенных навыков поведения стало постепенно заменяться более широким понятием цивилизация. Основные черты и критерии цивилизации: 1.Предпринималось множество попыток дать определение этой универсальной и многозначной категории. Так, в 5-м издании «Философского словаря» записано: «Цивилизация (лат. civilis — гражданский, государственный) — совокупность материальных и духовных достижений общества». 2. Питирим Сорокин (отечественный социолог, изгнанный из страны в 1922 г. и ставший гражданином США) считал, что цивилизации – это огромные музееподобные хранилища материальной культуры, выставленные на обозрение без какой — либо системы. 3. Арнольд Джозеф Тойнби, английский историк и социолог, утверждает, что цивилизация – это единые организмы, все части которых взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Цивилизация — сложная система, которая имеет внутренний механизм функционирования. 4. Определение российского обществоведа Л. И. Семенниковой: «Цивилизация — это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу». 5. Освальд Шпенглер считал главным в цивилизации характерные для этого общества форму и стиль (Gestalt) культуры. 6. Цивилизация – это культурно-исторический тип общества с единой исторической судьбой и единой духовной и материальной культурой, которые дают людям осознание принадлежности к сообществу. Цивилизации создаются народами или группами народов, близких по языкам, традиционной культуре и территории проживания. Цивилизация включает в себя (и определяет) духовные и материальные ценности народа, его образ жизни и социально — общностный состав, место и роль человека в обществе. 7. Русский философ Николай Яковлевич Данилевский писал о цивилизации — главное «...должно состоять в отличении культурно–исторических типов, так сказать, самостоятельных, своеобразных планов религиозного, социального, бытового, промышленного, политического, научного, художественного, одним словом, исторического развития». История человечества насчитывает множество цивилизаций, обладавших неповторимостью черт и обликов. Одни разрушались или их разрушали, на их обломках возникали другие. Следовательно, цивилизация имеет свое начало, развитие, приходит в упадок, т. е. наблюдается цикличность развития. Какова продолжительность существования цивилизации? Бельгиец Кетле пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни цивилизации составляет приблизительно 185 лет. О. Шпенглер и А. Тойнби утверждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно одну тысячу лет. Лев Николаевич Гумилев насчитывал полторы тысячи лет. Как видим, мнения разные, как разные они и в том, сколько и каких цивилизаций было. По мнению О. Шпенглера, в истории человечества всего было 8 цивилизаций: вавилонская, египетская, народа майя, античная, индийская, китайская, арабская, западная. Н. Я. Данилевский, например, насчитывал 13 типов: 1. Египетский; 2. Китайский; 3. Древнесемитский; 4. Индийский; 5. Иранский; 6. Еврейский; 7. Греческий; 8. Римский; 9. Аравийский; 10. Германо–романский (европейский); 11. Мексиканский; 12. Перуанский; 13. Славяно — русский. Две цивилизации – мексиканская и перуанская – погибли насильственной смертью на ранней стадии развития. А. Тойнби сначала насчитал до 100 самостоятельных цивилизаций. Затем, работая над всемирной историей, он сокращал их количество последовательно: сначала до 36. затем до 21 и, наконец, до 13. В принципе, вопрос о том, сколько их было – 100 или 13 – не так уж важен. Определение типов цивилизаций осуществляется по следующим признакам. - общность и взаимозависимость историко — политической судьбы и экономического развития; - взаимопереплетение культур; - наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития. Важно выделить укрупненную единицу анализа — культурно исторический тип цивилизации. На основе этих признаков А. Тойнби выделил три типа развития циви лизации: непрогрессивные формы существования (аборигены Австралии, индейцы Америки, многие племена Африки, малые народы Сибири и Северной Европы), циклического развития (страны Востока) и прогрессивного развития (греко — латинская и современная европейская). Сейчас остановимся на концепциях Н. Я. Данилевского, О. Шпенглера, Л. Н. Гумилева, А. Тойнби, К. Ясперса и некоторых других, раскрывающих глубинные причины расцвета и гибели тех или иных цивилизаций. Линеарная концепция истории Линеарная концепция истории выражает идею прямолинейности общественного развития и связана использованием образа или фигуры линии в историческом объяснении. Сама по себе прямолинейность не указывает четко направления развития; возможно развитие и «вперед», и «назад», и даже «вбок». Здесь главное — не само направление, а жесткое, непрерывное, выстраиваемое в линию следование однажды принятому направлению. В контексте развития, которое привычно ассоциируется с переходом от простого к сложному, от низшего к высшему, от старого к новому и т. п., прямолинейность приобретает четко выраженную устремленность вперед, к будущему. Однако, прямым ход истории назвать никак нельзя. Наряду со спокойным, благополучным, плавным течением, периодами крутого и стремительного набора высоты (они могут быть представлены отрезками прямой линии) в истории много отступлений, «попятных» и боковых движений, зигзагов, провалов и пр. Впервые теории линейного развития возникли в достаточно своеобразной форме в античной философии. Линеарность усматривалась в постепенном удалении общества от ценностей и идеалов «золотого века». То есть, это был, по сути, не прогресс, а регресс развития. Но такова была специфика мышления античного человека. Он с трудом воображал будущее, представить которое мог лишь по аналогии с прошлым. Мыслительный мифологический традиционализм античной европейской философии исключал создание полной концепции линеарного развития. Не знали концепции прогресса и средние века. Господство религиозного мировоззрения было несовместимо с этой гипотезой. История продолжается в том (и это главное), что стягивает, сводит воедино, завершает все ее элементы, уровни, связи (те же токи, движения и т. д.). На этом пути она обретает целостность, растет в целое и только впервые конституируется. Конечно, понимание данного процесса может быть разным. Но для нас он видится как вызревание и нарастание определенной тенденции, осевого, центростремительного направления развития. Тенденция выравнивает и спрямляет фактическую кочковатость и угловатость жизненного материала истории и в пределе дает нам прямую линию. Следовательно, последнюю можно рассматривать как форму упрощения, результат идеализации реального исторического процесса. Но не будем забывать, что упрощение и идеализация здесь тоже реальны, исторически предметны. Теоретическое, умозрительное начало присоединяется к ним как бы на заключительном этапе, для полноты картины, чтобы протянуть в будущее «до предела» вполне реальные процессы и связи. Иначе говоря, упрощение и идеализация в историческом познании являются отражением и продолжением процессов упрощения и идеализации в самой истории. Поэтому можно сказать, что наша прямая линия приподнимается над исходным, фактическим разнообразием истории, но отнюдь не отрывается от него. Линеарность и прогресс. Если эта прямая линия представляет собой последовательное нарастание совершенства, подъем на все новые и новые, более высокие уровни развития, реализующего к тому же определенные человеческие цели, то ее называют линией прогресса, прогрессивной эволюцией общества. В этом смысле прямолинейность общественного развития отождествляется с его прогрессивностью. Такова, во всяком случае, традиция. И не доверять ей у нас нет никаких оснований — ни по форме, ни по существу. Отсюда понятно, почему линеарная концепция истории будет рассматриваться в дальнейшем как концепция прогрессивного развития общества. Весьма репрезентативен здесь С. Л. Франк: «Вера в прогресс, в неустанное и непрерывное совершенствование человечества, в неуклонное, без остановок и падений, восхождение его на высоту добра и разума, — эта вера, которая вдохновляла множество людей в продолжение последних двух веков, в настоящее время разоблачена в своей несостоятельности с такой очевидностью, что нам остается только удивляться наивности поколений, ее разделявших». Да, прогресс нынче не в моде, более того, он старомоден. О нем говорят теперь без всякого энтузиазма, как о пережитке прошлого, иллюзии настоящего и утопии будущего. Актуально, на слуху сегодня иное: кризис цивилизации, деградация морали, выживание человечества и т. п. И все же, думается, общая ситуация не столь однозначна, не так мрачна и безнадежна, как ее пытаются представить. Прогрессисты не перевелись, вера в прогресс по-прежнему движет многими людьми. Обвинение в наивности не останавливает; чаще всего оно воспринимается как указание на то, что ни автоматизма, ни гарантированности в прогрессе самом по себе нет, что его атрибутивность человеческому бытию нужно постоянно воспроизводить, поддерживать, укреплять. Словом, за прогресс необходимо бороться. Но прежде в него нужно верить. Вообще наивная вера в прогресс — один из источников, и немаловажный, его реального исторического существования. Наивность поколений, веривших в прогресс, действительно заставляет удивляться, но только в том смысле, в каком удивление — начало, исток философствования. Намеченный выше сдвиг проблемы хорошо согласуется также с нашим метапаттерновым подходом к истории. А при его использовании неважно, с какого конкретно отрезка истории — прошлого, настоящего или будущего — мы начинаем. Главное здесь другое — возможность (именно возможность) последующего перехода отчасти к целому, целому истории, естественно. К тому же реализация возможности может быть здесь и чисто теоретической — достаточно логической последовательности и концептуальной состоятельности: на уровне первоначал или принципов бытия (а метапаттерны именно из их ряда) теория и практика исторически континуальны. История идеи прогресса. Итак, линеарность истории, выступающая в форме ее прогресса. Линеарность и, в особенности, прогресс появились на культурном горизонте сравнительно поздно. Античность (вся, не только греко — римская) их не знала. Впрочем, не совсем так. Линеарность в культурном символизме античности присутствовала, но в весьма специфическом виде — как последовательное удаление, неизбежный отход от ценностей и идеалов так называемого золотого века. То есть это был не прогресс, а регресс, или прогресс, обращенный в прошлое, направляемый его нисходящей логикой. Можно сказать: «прогресс к худшему» по аналогии с тем, что имеют в виду, когда говорят, что «болезнь прогрессирует». Как заметил один проницательный исследователь античности, типичный грек был «назад смотрящим животным»; будущее для него было сплошной неопределенностью, выдержать которую он мог лишь одним путем — уподобляя будущее прошлому. В то же время стоит отметить, что «по культурному пространству античности рассеяно немало мыслей, образов, представлений, которые несложно подвести под понятие прогресса. Однако концепции прогресса не было. Мифологический традиционализм античной культуры исключал формирование такой мыслительной традиции. В данной связи приведем одно очень характерное рассуждение Марка Аврелия (а это, между прочим, уже поздняя античность): «В некотором смысле человек, проживший сорок лет, если только он не лишен разума, видел все, что было и что будет, ибо все одно и то же». Не знали концепции или теории прогресса и в средние века. Господство религиозного мировоззрения, столь характерное для того времени, было несовместимо с идеей прогресса. В самом деле, невозможно совместить первородную греховность человека, земную юдоль его бытия, беспомощность его перед лицом судьбы с такими измерениями прогресса, как историческая самодеятельность людей, творческое выстраивание человеком своей жизненной линии, перспектива пусть медленного, но неуклонного совершенствования человека и человечества. Или попробуйте совместить, скажем, последовательность и кумулятивность прогрессивной внутренней трансформации общества с внезапным (в любое время) вмешательством в этот процесс трансцендентной силы, длани Господней. Можно было бы назвать линией прогресса христианско — религиозное движение к спасению, если бы оно (спасение) вытекало из естественно–исторической эволюции общества, являлось делом рук человеческих, а не было подарком небес, чем–то не от мира сего. То же можно сказать и о идее ожидания Царства Божия на земле: опять чудотворная трансценденция, божественное вмешательство в естественный ход событий, в дела земные, человеческие. Вера в прогресс утверждалась в борьбе против религиозной веры за духовную эмансипацию человека. Чистилищем для нее были XVI и особенно XVII вв. — время активного наступления на схоластику, ее догматические принципы, вытеснения традиции и авторитета как критериев истины, время становления опытного естествознания, социальной институционализации науки, все более широкого общественного признания ее ценностей, норм и идеалов. Это было также время упрочения идей гуманизма, социального оптимизма, мироустроительного активизма, светского мировоззрения, индивидуальной ценности и личного достоинства человека. Наконец, на это же время приходятся две крупнейшие буржуазно–демократические революции: нидерландская (конец XVI в.) и английская (середина XVII в.). Обозначая перспективу иного общественного устройства, они рвали с традицией и авторитетом уже не только в теории, но и на практике, прежде всего в социально–политической сфере. Триумф идеи прогресса, соответствующих настроений и ожиданий пришелся на XVIII в. Это был век просвещения, разума, веры в великую освободительную миссию науки, научного знания. В активе XVIII в. Великая французская революция, открывшая эпоху утверждения и господства капитализма, пожалуй, самой динамичной общественной системы. Как справедливо отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс: «Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от других». Убедительным свидетельством исторического динамизма (и в этом смысле прогресса) нового общественного строя стал промышленный переворот, т.е. переход от мануфактурно-ручного к фабрично-машинному производству. (Кстати, во Франции он начался сразу после революции.) О прогрессе в XVIII в. писали многие: Вольтер, Дидро, Даламбер и др. Но полнее и глубже других в этом вопросе был, несомненно, Ж. А. Н. Кондорсе. Прогрессивное развитие человечества по Ж. А. Н. Кондорсе. Прогресс человечества, общества видится французскому мыслителю Ж. А. Н. Кондорсе (1743 – 1794) как прогресс человеческого разума. Вообще разум, знания, науки, просвещение являются для него мерилом общественного развития, его бродильными дрожжами, его катализатором. Они захватывают и покоряют своим динамизмом все элементы человеческого бытия, все подсистемы, институты, события и связи общественной жизни людей. Ничто не в силах долго противостоять им: с их помощью любое препятствие рано или поздно преодолевается. В конечном счете, разум является основанием исторического единства истины, счастья и добродетели. «...Природа, — пишет Кондорсе, — неразрывно связала прогресс просвещения с прогрессом свободы, добродетели, уважения к естественным правам человека». Разум — лучшее средство борьбы с предрассудками и суевериями, в частности теми, которые возводят все правила поведения, все истины к воззрениям древних, к опыту прошедших веков. Конечно, не всегда прогресс разума ведет общество к счастью и добродетели. Результатом активности разума являются не только истины, но и некоторые заблуждения. Причины последних следует искать в неустранимой, «всегда существующей диспропорции между тем, что он (разум ) узнает и желает, и тем, что он считает необходимым знать», а также в расхождении «между обширностью знаний и их чистотой». К тому же каждая эпоха осложняет работу разума своими естественными, с необходимостью возникающими предрассудками, т. е. тем, что «люди сохраняют заблуждения своего детства, своей родины, своего века еще долгое время после усвоения всех истин, необходимых для разрушения э
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.34 (0.013 с.) |