Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Период раннего средневековья ( IV — X вв.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В период раннего средневековья (IV — X вв.) Византия получает в наследство от Рима процветающие области с развитой экономикой и городами. На Балканах — Фракия, Египет — житницы империи, хлебные кладовые. В Малой Азии — производство кожи, шерсти, ткани, металлических изделий, развито виноделие, садоводство, скотоводство. Византия обеспечена сырьем, продуктами сельского хозяйства, полезными ископаемыми. Развиты ремесла: ювелирных изделий, стеклянной посуды, шерстяных и шелковых тканей, которых в Западной Европе не знали. В Византии было больше свободных крестьян, чем рабов (меньше истощены земли, более высокие урожаи). В период IV — V вв. в Византии в теории и практике воспитания соединялись античные и христианские традиции образования, ценности культуры Ближнего и Среднего Востока. Христианство как новая религия сложилось в I в. в Палестине. В христианском учении был сформулирован идеал человека, определивший логику и содержание образования Византии, средневековой Европы и России, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей. Среди всех слоев населения число грамотных людей в Византии было довольно велико. В отличие от средневековой Европы в византийской системе образования влияние церкви было ограниченным, и монастырские школы не получили такого распространения, как на Западе. Вместе с тем уже к VII в. государство стремилось проводить сознательную политику, направленную на изживание традиций античного образования. До 7 лет дети воспитывались в семье, в зажиточных семьях для мальчиков предполагались военная и физическая подготовка, обучение грамоте. Начальное образование осуществлялось в частных школах, которые назывались «пропедиа», дававших навыки чтения, письма и счета. В элементарной школе дети обучались обычно 2 — 3 года. Средние грамматические школы были частными, государственными и церковными. Программа средней школы называлась термином «педиа», затем «энциклиоспедиа»— всестороннее воспитание и включала «семь свободных искусств», литературу, древние языки, философию. Основой содержания образования в средней школе была литературная образованность, поэтому предметы квадриума изучались немногими. Начальные и средние школы были небольшими, рассчитанными на 20 — 40 учеников с одним учителем, в процессе преподавания педагогу помогали наиболее способные старшие ученики. На протяжении VII–XI вв. в Византии неоднократно предпринимались попытки создания высших школ наподобие европейских университетов на основе античных образовательных учреждений повышенного типа. Школьное образование было предназначено для мужчин, женщины получали воспитание, сравнимое по уровню с общественным, в семье. Византийская средневековая культура, основы которой были заложены в VI в., продолжала формироваться и развиваться и в VII столетии, хотя внешнеполитические и внутригосударственные обстоятельства были менее благоприятны. Перелом и поворот в культуре Византии произошел в VIII в. и связан он с периодом иконоборчества. В отношении к изображению бога в христианском искусстве существовала некоторая двойственность. С одной стороны, изображение новозаветных сюжетов на фресках и мозаиках, почитание икон напоминали языческое идолопоклонничество. Именно поэтому христианство широко использовало символы и аллегории, что особенно ярко проявилось в искусстве раннего христианства. С другой стороны, христианское изобразительное искусство, делая зримыми и более доступными образы и идеи, становилось все более распространенным. Используя язык античной изобразительности, христианское искусство постепенно вырабатывало свою иконографию, свои принципы построения композиции, а в целом — свой язык. Началом иконоборческого периода принято считать 726 год, когда группа людей, связанных со двором, уничтожила особенно чтимое изображение Христа над одним из врат — основным входом во дворец. Его заменили крестом и надписью, укреплявшей значение императора как противника икон. В противостоянии иконопочитателей и иконоборцев решающую роль сыграла императорская власть. Она поддержала иконоборчество для укрепления своих политических и экономических позиций, которые становились все более шаткими в сравнении с крепнущими позициями церкви. В 730 г. был издан эдикт, запрещавший иконы. Подвергнув гонениям иконопочитателей, которые составляли подавляющее большинство среди церковных деятелей, светская власть по существу устранила сильного и опасного конкурента. В период иконоборчества огромный урон был нанесен изобразительному искусству — подавляющее большинство произведений было уничтожено. Период иконоборчества — это отрицание правомочности священных изображений, уничтожение памятников церковного искусства. Коснулись эти события традиций образованности и книжности, сложившихся в ранний период. Гонения на монастыри — духовные центры византийской культуры — определили широкое значение иконоборчества, выходящее далеко за рамки проблемы христианской изобразительности. В 787 г. в Никее Седьмой Вселенский собор сформулировал догмат об иконопочитании (утвердил иконопочитание). В 843 г. иконопочитание было восстановлено. Упрочились позиции церкви, была восстановлена тесная взаимосвязь власти светской и религиозной. Византийская культура продолжила свое развитие в опоре на многовековое культурное наследие. Возвращение к традиции, прерванной на некоторое время, и последующий расцвет культуры дают возможность исследователям называть IХ — Х вв. Македонским Возрождением. С правлением Македонской династии связывают усовершенствование государственного аппарата, упрочение политического авторитета Византии. Возрастает значение международных контактов, усиливается влияние византийской культуры на культуру других народов. Трудно переоценить роль Византии в становлении древнерусской культуры. Выбор в качестве государственной религии византийского христианства определил последующий путь древнерусской культуры. В византийской архитектуре этого периода окончательно складывается тип крестово–купольного храма. А изобразительное искусство, отброшенное назад иконоборчеством, опять начинает вырабатывать свою иконографию. Среди декоративно-прикладных искусств наибольшего совершенства достигла техника эмали. Она была известна в Византии еще с VI в., но именно в X в. исполнение изделий в этой технике отличается необыкновенным мастерством. Византию периода правления Комнинской династии — Х — ХI вв. — характеризует некоторая двойственность. С одной стороны, это время расцвета культуры, широких культурных связей с другими странами, успешных военных действий в Сирии, Египте, на севере Балкан. С другой стороны, происходит медленное, но неуклонное ослабление государственности, падение международного авторитета, в результате успешных военных действий противников Византия теряет большую часть своей территории. Этот период важен для судеб христианства тем, что в 1054 г. происходит окончательное разделение на православие и католицизм, или, можно сказать несколько шире, на восточное и западное христианство. Различия этих двух ветвей христианской веры начали формироваться еще с IV в., со времени разделения Римской империи на западную и восточную части. К XI в. окончательно оформились противоречия этих двух направлений по всем важнейшим аспектам религиозной системы — догматические разногласия, различные особенности обрядности, разные принципы построения института церкви и его взаимоотношений с миром. С этими событиями было связано и оживление богословских дискуссий, бурное развитие христианской литературы в разных ее жанрах. К оформлению восточного христианства имели отношение и наиболее яркие стороны развития архитектуры. В IX в. на Афоне возникает знаменитый монастырь. И уже в XI в. были выработаны основные принципы монастырского строительства. Монастырь представлял собой комплекс построек, обнесенный крепостными стенами. В центре монастырского комплекса обычно находился храм, вокруг располагались кельи и постройки разного назначения — трапезная, библиотека и т. д. Система церковного образования была основана на особом типе взаимоотношений учителя и ученика, базирующемся на духовном единении, послушании и наставничестве. Первые церковные школы появились в VI в. и представляли собой школы богословия, где весь процесс обучения строился на основе изучения Священного Писания. Монастырские школы Византии достигли расцвета в XV в. Культурные центры: Александрия, Антиохи (Сирия), Эдес (Месопотамия), Тир, Эфес, Смирна, Никея (М. Азия), Фессалоники, Коринф (европейская часть), Константинополь — торговый, культурный центр («мастерская мира»). Большое культурное значение имел период правления императоров от Василия I Македонянина до Алексея I Комнина (867 — 1081гг.). Существенные черты этого периода истории заключаются в высоком подъёме византинизма и в распространении его культурной миссии на юго-восточную Европу. Трудами знаменитых византийцев Кирилла и Мефодия появилась славянская азбука — глаголица, что привело к возникновению у славян собственной письменности и литературы. Происходит становление христианского богословия. Патриарх Фотий положил преграды притязаниям римских пап и теоретически обосновал право Константинополя на церковную независимость от Рима. Смена культурного упадка культурным подъемом. После утверждения христианства в качестве государственной религии стали подвергаться гонениям лучшие представители науки. Погибла Ипатия (философ и математик), с трудом удалось спастись врачу Орибазио. Уничтожались научные центры: в 489 г. закрыли школу в Эфесе, в 529 г. — школу в Афинах. В конце IV в. монахи — фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки. Образованных людей было больше, чем в Западной Европе. В IX в. в Константинополе была открыта первая в Европе высшая школа. Развивались: география, медицина, математика, астрономия, оптика, алхимия искала «божественный эликсир», медик Орбазий (326 — 403 гг.) составил медицинскую энциклопедию (70 кн.). Химическое ремесло (изготовление красок), керамические изделия, мозаика. Изобрели «греческий огонь» – зажигательная смесь из пороха, смолы и селитры (горела на воде) – использовалась при штурмах и морских сражениях. В Византии — Константинополе построили архитектурный ансамбль: Ипподром, Волочной дворец и храм Святой Софии. В Равенне созданы величайшие мозаики: «Император Юстиниан в сопровождении свиты», «Императрица Феодора (жена Юстиниана)».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.134.106 (0.007 с.) |