Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 11. 4: духовное развитие западных стран в первой половине двадцатого века.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План: 1.Наука и философия. 2.Изобразительное искусство и архитектура. 3. Литература и кинематограф. 1 В первой половине двадцатого века в науке произошли следующие открытия: 1) в начале двадцатого века была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон), открыты кванты, появилась квантовая механика; 2) А. Эйштейн создал общую и специальную теорию относительности, выявил связь между энергией и массой. Также А. Эйнштейн предложил оригинальную концепцию понимания времени и пространства. Он доказывал, что пространство и время – это понятия относительные. Пространство и время, по Эйнштейну, образуют пространственно-временной континуум. Концепция Эйнштейна оказала сильное влияние на развитие не только естественно-научных дисциплин, но и философии; 3) в 30-ые годы двадцатого века начались исследования возможности осуществления ядерной реакции. Забегая вперед, отметим, что исследования оказались в целом успешными, и привели к появлению разрушительного ядерного обружия; 4) химики разработали способ получения синтетического каучука; 5) в медицине Александер Флеминг в 1929 году открыл первый антибиотик – пеницилин. Научные достижения имели большое значение. Они внедрялись в производство, меняли быт людей. В 20-30-ые годы началось массовое производство машин и механизмов, приводимых в движение электричеством, работающих на двигателях внутреннего сгорания. В промышленности чаще стали использовать автоматические станки и конвейеры. В 20-ые годы началось регулярное пассажирское авиасообщение. В 20-30-ые годы широко распространилось радио, возникло телевидение. Появляются первые образцы новых видов домашней техники: холодильники, стиральные машинки, электроутюги, тостеры. Успехи затронули как естественные науки, так и гуманитарные. Лесли Уайт в цикле своих лекций в Мичиганском университете использовал термин «культурология», обозначив ее как относительно самостоятельную область знаний, которую еще раньше Э. Б. Тайлор определил как науку о культуре. Уайт рассматривал культуру как целостную и самонастраивающуюся систему. Понимание культуры Уайт сваязывал со способностью человека видеть символы и вопринимать их. Культура для Уайта – это совокупность символов, к которым он относит идеи, чувства, действия, верования, отношения, произведения искусства. Культура у Уайта – организованная, интегрированная система, подсистемами которой являются технологическая, социальная, идеологическая. При этом в качестве ведущей подсистемы исследователь рассматривал технологическую подсистему, поскольку от нее зависит жизнь человека и его культура. Таким образом, заслуга Лесли Уайта заключается в том, что он является не только «отцом-основателем» гуманитарной науки культуологии, которая является обязательным учебным предметом во всех высших учебных заведениях современной Росссии, но и автором оргиниальной кульурологической концепции. Большой вкалад в развитии социологии, истории и культурологии внес А. Вебер. Согласно А. Веберу, история представляет собой совокупность трех процессов: социального, цивилизованного и кульурного. Не смотря на то, что эти процессы взаимосвязаны, они, по мысли А. Вебера, подчиняются различным законам. Как считает А. Вебер, уровень национальной культуры можно адекватно оценить, только рассматривая эти процессы во взаимосвязи. Например, народ с развитой государственной системой и экономически процветающий, например, США, может быть на низком уровне в области духовной культуры. Напротив, Россия в 19, в конце 19 – начале двадцатого века была страной «золотого» и «серебряного» веков культуры, создавшей мировые культурные образцы, но социально консервативной и отсталой в научно-техническом аспектах. А. Вебер противопоставляет цивилизацию и культуру. Их цели различны. Цивилизация рационализирует различных миров, неповторимых и уникальных, которые возникают и погибают. Движение культуры иррационально, ее творцом является духовная элита. Невидимые духовные силы, локализованные в культуре, такие, например, как нравственные ценности, оказывают воздействие на человека. Таким образом, А. Вебер в своем творчестве поднял проблему неравномерности социального развития. Также заслуга А. Вебера состоит в том, что он предпринял попытку разграничения двух основных понятий, наиболее часто употребляемых в гуманитарных науках – культуры и цивилизации. Огромное влияние на развитие гуманитарных наук оказала концепция О. Шпенглера. Его заслуга состоит в том, что он разграничил, как и А. Вебер, понятия цивилизации и культуры. При этом, эти понятия он и «связал»: в соответствии с О. Шпенглером, цивилизация – это конечный этап в развитии культуры. В названии главного произведения О. Шпенглера «Закат Европы» прослеживается пессимистический настрой, который, как мы указывали раньше, совпал с мироощушением пооления, прежившего Первую мирвоую войну и последовавшие за ней кризис, хоас и разруху. Исходным понятием у Шпенглера является понятие жизнь как полнота и многообразие переживаний. Она не сводится к биологическому существованию и является творческим прорывом в будущее. Отчасти жизнь выражает себя в культуре – в образах и верованиях, архитектурных сооружениях и социальных институциях. Но в целом, по Шпенглеру, жизнь богаче культуры. Таким образом, можно выделить еще одну заслугу Шпенглера: он выявил онтологические основы культуры, придал ей высокий онтологический статус, определив культуру как «творческий прорыв в будущее». Философия двадцатого века – это плюрализм философских школ, направлений, течений. Среди них можно выделить философию жизни, ярчайшими представителями которой являлись О. Шпенглер, А. Бергсон, считавший, что стимулом всякой эволюции является «жизненный прорыв», а стимулом творчества – интуиция. Другой крупный представитель философии жизни – Хосе Ортега-и-Гассет. Он много писал о культурном кризисе двадцатого века. В произведении «Дегуманизация искусства» Ортега раскрыл причины культурного кризиса, связал его с враждебностью масс к модернизму. Искусство модернизма, по Ортеге, непонятно массе, поскольку модернизм – это искусство не для всех, а для избраной творческой элиты. Противопоставление аморфной массе, которая вышла на историческую авансцену, одаренного, творческого, просвещенного меньшинства – одна из цетральных тем философского творчества Ортеги. Таким орбразом, заслуга испанского философа состоит в том, что он поставил проблему важнейшего противоречия современной культуры: проблему противоречия между массовой и элитарной культурами. Ортега показал опасность для культуры «восстания масс» как в условиях тоталитаризма, так и в условиях демократии, когда проникнутая стремлением лишь к чувственным наслаждениям и удовольствиям, враждебная недоступной для масс элитарной культуре массовая культура, самоуверенная и агрессивная, распространяется все шире. Существующая по законам рынка, ориентируясь на широкий сбыт, на простейшие потребности и вкусы толпы, такая культура характеризуется развлекательностью, доступностью, легкостью восприятия, утратой уникальности. Факт распространения массовой культуры и ее опасные последствия для общества констатировал еще один видный представитель концепции философии жизни А. Швейцер, оценивающий это явление как проявление кризиса культуры и объясняющий его преимущественным развитием материальной стороны жизни над духовной. Открывшиеся с развитием науки и техники немыслимые раньше перспективы материального обеспечения существоания человека повлекли за собой неприятие во внимание в должной мере значения духовного начала. Культура, отмечает Швейцер, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе. Выход из сложившейся ситуации известный культуролог и философ видел один: «испытывать благовеяние перед всем живым». Наиболее влиятельным направлением двадцатого века в философии являлся экзистенциализм. Эта философия родилась в Европе между двумя мировыми войнами как попытка сориентировать людей Веймарской республики (республика в Германии 1919 – 1933 гг.), охваченных сомнениями в существующих ценностях и порядках. Виднейшими представителями экзистенциализма являлись М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю. Экзистенциалисты подняли проблему заброшенности человека в чуждом мире. Они полагали, что философия должна отталкиваться от конкретной ситуации, в которой находится личность, что людя являются едиснственными судьями своих поступков. 2 Изменения происходили не только в науке и в философии. Они затронули и сферу искусства. Модернизм, зародившийся в конце 19 века, являлся одним из ведущих течений в изобразительном искусстве. Рост популярности модернизма был не случаен: его представители отражали ощущения кризиса, близких перемен, которые получили широкое распространение в обществе. Модернизм не имел общей концептуальной основы. Его сторонников объединило неприятие реализма, поиск новых художественных метдов и средств для самовыражения. Наиболее известными направлениями модернизма были: 1) импрессионизм (Э. Мане, К. Мане); 2) постимпрессионизм (В. Ван Гог, П. Гоген); 3) симовлизм. Общее между ними – особое отношение к цвету, стремление передать все его оттенки. Помимо модернизма, еще одним видным направлением в изобразительном искусстве был авангардизм. Формами авангардизма были: 1) абстракционизм (К. Малевич); 2) кубизм (Пискассо); 3) фовизм (А. Матисс); 4) экспрессионизм (Э. Нольде), 5) сюрреализм (С. Дали). Авангардизм, как и модернизм, не имел общей идейно-художественной программы. Сторонников авнаградизма оьтличало стремление смелого поиска новых художественных форм. Не смотря на попытки представителей модернизма и авангардизма отойти от реализма, тем не менее, реализм продолжал развиваться в изобразительном искусстве. Традиции реализма продолжили такие художники как Д. Ривера, Х.К. Ороско, Д. Сикейрос. Огормные фрески мексиканских художников на стенах административных и общественных зданиях повествовали об истории народов Латинской Америки, борьбе за национальное и социальное освобождение. В архитектуре в 20-30-ых годах господствовали течения рациональной, функциональной архитектуры. В СССР они получили название конструктивизм. Появлению этих течений способствовали распространение новых стрительных материалов (железлбетон, прочное стекло), необходимость быстрого массового строительства. Главное значение в архитектуре имели простота, рациональность. Дома отличались правильной геометрической формой, плоской крышей. Архитекторы проектировали типовые здания, жилые, административные комлексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал Шарль Ле Корбюзье. Господство функционализма в архитектуре представляется неслучайным. В первой полвине двадцатого века, как мы помним, в обществе возобладало представление о человеке как о носителе социально полезных функций. Таким образом, архитектурный функционализм стал отражением функционализма социального. 3 В литературе в начале двадцатого века продолжал господствовать реализм. Писатели обращались к социальной тематике, критиковали пороки общества (Ролан, Франс). После Первой мировой войны приобретает популярность литература потерянного поколения. Впервые это определение было дано при характеристике романа Эрнста Хемигуэя «И восходит солнце» (1926 г.). Самые известные произведения «потерянного поколения» созданы Эрихом Марией Ремарком («На Западном фронте без перемен»), Ричардом Олдингтоном («Смерть героя»). В них отражался протест против войны, которая рассматривалась в качестве бессмысленной бойни. Война интерпретировалась художниками как ситуация обыденности физического истребления массы людей. В этом художники видели весь ужас войны. В их художественных произведениях также содержалось сожеление о том, что были утрачены гуманистические идеалы и ценности, сквозила ностальгия о довоенной жизни. Наряду с реализмом в литературе были широко представлены авангардисткие течения. Поэты эксперементировали с формами и размерами стиха. Классикой авангарда считаются романы Джеймса Джойса «Улисс», Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», Франца Кафки «Америка», «Замок». В авангардистких произведениях стерта грань между реальностью и фантазиями героев. Сами фантазии порождены одиночеством героев, их беззащитностью перед жестоким миром. В литературе получает популярность жанр антиуитопии. Писатели Е. Замятин, О. Хаксли, позже Д. Оруэлл создают произведения, в которых изображается антигуманный мир возможного будущего, в котором человек, его жизнь полностью поглащена государством, подчинена его воли. Таким образом, писатели предполагали, что в будущем будут господствовать тоталитарные политические режимы. Можно предположить, что их фантазии основывались на экстраполяции той политической ситуации, которая сложилась в 30-ые годы. Напоним, что к этому времени во многих государствах установились недемократические политические режимы. Разнообразные течения в театральной сфере сводились в основном к двум большим школам: реалистической и экспрессионистской. Реализм основывался на системе К.С. Станиславского, которая легла в основу подавляющей части театральных, кинематографических постановок. Развитие экспрессионистского направления во многом обязано влиянию режиссерской школы В. Э. Мейерхольда. Бурными темпами развивалось киноискусство. Целым событием в этом жанре стало творчество актера и режиссера Чарли Чаплина. В его фильмах «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена» главным героем был трогательный человечек с тросточкой в котелке и больших ботинках, одновременно смешной и несчастный. Чарли Чаплин – это признанный мастер «немого кино». Новую эру в киноматографе открыло звуковое кино. В конце 30-ых гг. в кино пришел цве т. Сначало на экран переместились театральные постановки. Позже появилась особая кинорежиссура. Как особые жанры развивается документальное кино, мультипликация. В 20-30-ые годы крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого периода характеризуется многочисленными постановками мелодрам, мюзиклов, детективов, гангстерских фильмов, комедий, фильмов ужасов. Подведем итоги. В духовной сфере общества происходили кардинальные изменения, причинами которых являлись социально-экономические и политические процессы, протекающие в различных подсистемах социума. Научно-технический прогресс, институционализация классовой системы социальной стратификации, свойственная индустриальному обществу, социальные конфликты, возникновение которых стало возможным благодаря смене ценностей, социальных установок, политические конфликты в формах гражданских, мировых войн, социальных революций, расширение социальной базы политических процессов, нашли адекватное отражение в духовной подсистеме общества. Резюме. Таким образом, в первой половине двадцатого века в западных странах произошли следующие изменения: 1) В экономической сфере – научно-технический прогресс способствовал экономическому развитию. Авиастроение, автомобилестроение, химическая промышленность, фармацевтика стали неотъемлемыми отраслями промышленности. Развитию экономики способствовало и распространение средств массовых коммуникаций: радио, телевидения. В мирвой экономике главным событием стала окончательная потеря Великобритании статуса мировой экономической державы. Теперь мировую политику определяли США. Экономические, политические кризисы, в особенности мировые войны, способстовали увеличению роли государства в экономике. На смену клаасической рыночной экономической модели пришла смешанная экономическая модель, в которой государство вытсупало в качестве главного регулятора и гаранта сохранения и развития рыночных институтов. Этатизация экономики – один из главных трендов развития как национального, так и мирового хозяйства; 2) В социальной сфере на смену сословной системе социальной стратификации, более замкнутой, менее мобильной, пришла новая, классовая, более мобильная и открытая. Данная трансофрмация породила социальные конфликты, которые выразились в росте аномии, социальной дезориентации, маргинализации, в коренной замене ценностей и социальных установок. Возросшая маргинализация являлась «побочным эффектом» модернизации и имела политические последствия. Именно маргинализация социальных групп послужила питательной почвой для появления недемократических политических режимов. В первой половине двадцатого века окончательно оформилась модель индустриального общества, на вершине которой находилась элита, включающая в себя страту аристократии, предпринимателей и правящего класса. В основании социальной пирамиды – маргиналы, деалссированные элементы. Чуть выше – рабочий класс, крестьяне – основные производители материальных благ. Посередине – так называемый «новый средний класс», который во второй половине двадцатого века выступит в качестве прочной социальной базы демократических политических режимов; 3) В политической сфере политический процесс часто примал разнообразные формы политических конфликтов, начиная от стачечных движений, социальных революций, гражданских войн, региональных войн, и заканчивая мировыми войнами. Политические конфликты имели неоднозначные последствия. Для одних стран (Германия, СССР, Италия, Испания) последствия выразились в установлении тоталитарных политических режимов. Для других (Венгрия, Польша) – в господстве авторитарных. В Великобритании, во Фрагнции, где политическая ситуация была более стабильной, пошли по пути политических реформ, активизации социальной политики, принятия социально оринетированного государственного бюджета. С точки зрения мировой политики, основное событие – это образование и крах Версальско-Вашингтонской международной системы. Гибель этой системы наглядно продемонстрировал беспреспективность решений политических конфликтов с помощью обеспечения выигрыша одной из сторон. Кроме того, Вторая мировая война способствовала образованию новой, двухполюсной международной системы, в которой ведущую роль играли две сверхдержавы – США и СССР; 4) В духовной сфере – развитие естественных и гуманитарных наук. Если развитие естественных наук выразилось в создании теорий относительности А. Эйнштейном, появлении квантовой физики, расщепление атома ядра, зарождение ядерной физики, то развитие гуманитарных наук – в зарождении кульурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины, появлении философско-культурологических концепций А. Вебера, О. Шпенглера, А. Швейцера, в концептуально-философском разнообразии (философия жизни, экзистенциализма). Развивалась не только наука. Интересные концепции появлялись в сфере искусства: изобразительного искусства, литературы, архитектуры, киноискусства. Как ученые, так и художники, искали адекватный методологический инструментарий, художественные образы не только для охватывающего отражения действительности, но и для ее преобразования, конструировали различные сценарии будущего развития общества. В обобщенной форме информация по социально-экономическому, политическому и духовному развитию западных стран представлена в форме таблицы.
Тема: Развитие западных стран в первой половине 20 века.
|
||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.161 (0.028 с.) |