Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 11. 4: духовное развитие западных стран в первой половине двадцатого века.

Поиск

План:

1.Наука и философия.

2.Изобразительное искусство и архитектура.

3. Литература и кинематограф.

1

В первой половине двадцатого века в науке произошли следующие открытия: 1) в начале двадцатого века была изучена структура атома (электрон, протон, позитрон, нейтрон), открыты кванты, появилась квантовая механика; 2) А. Эйштейн создал общую и специальную теорию относительности, выявил связь между энергией и массой. Также А. Эйнштейн предложил оригинальную концепцию понимания времени и пространства. Он доказывал, что пространство и время – это понятия относительные. Пространство и время, по Эйнштейну, образуют пространственно-временной континуум. Концепция Эйнштейна оказала сильное влияние на развитие не только естественно-научных дисциплин, но и философии; 3) в 30-ые годы двадцатого века начались исследования возможности осуществления ядерной реакции. Забегая вперед, отметим, что исследования оказались в целом успешными, и привели к появлению разрушительного ядерного обружия; 4) химики разработали способ получения синтетического каучука; 5) в медицине Александер Флеминг в 1929 году открыл первый антибиотик – пеницилин.

Научные достижения имели большое значение. Они внедрялись в производство, меняли быт людей. В 20-30-ые годы началось массовое производство машин и механизмов, приводимых в движение электричеством, работающих на двигателях внутреннего сгорания. В промышленности чаще стали использовать автоматические станки и конвейеры. В 20-ые годы началось регулярное пассажирское авиасообщение. В 20-30-ые годы широко распространилось радио, возникло телевидение. Появляются первые образцы новых видов домашней техники: холодильники, стиральные машинки, электроутюги, тостеры.

Успехи затронули как естественные науки, так и гуманитарные. Лесли Уайт в цикле своих лекций в Мичиганском университете использовал термин «культурология», обозначив ее как относительно самостоятельную область знаний, которую еще раньше Э. Б. Тайлор определил как науку о культуре. Уайт рассматривал культуру как целостную и самонастраивающуюся систему. Понимание культуры Уайт сваязывал со способностью человека видеть символы и вопринимать их. Культура для Уайта – это совокупность символов, к которым он относит идеи, чувства, действия, верования, отношения, произведения искусства. Культура у Уайта – организованная, интегрированная система, подсистемами которой являются технологическая, социальная, идеологическая. При этом в качестве ведущей подсистемы исследователь рассматривал технологическую подсистему, поскольку от нее зависит жизнь человека и его культура. Таким образом, заслуга Лесли Уайта заключается в том, что он является не только «отцом-основателем» гуманитарной науки культуологии, которая является обязательным учебным предметом во всех высших учебных заведениях современной Росссии, но и автором оргиниальной кульурологической концепции.

Большой вкалад в развитии социологии, истории и культурологии внес А. Вебер. Согласно А. Веберу, история представляет собой совокупность трех процессов: социального, цивилизованного и кульурного. Не смотря на то, что эти процессы взаимосвязаны, они, по мысли А. Вебера, подчиняются различным законам. Как считает А. Вебер, уровень национальной культуры можно адекватно оценить, только рассматривая эти процессы во взаимосвязи. Например, народ с развитой государственной системой и экономически процветающий, например, США, может быть на низком уровне в области духовной культуры. Напротив, Россия в 19, в конце 19 – начале двадцатого века была страной «золотого» и «серебряного» веков культуры, создавшей мировые культурные образцы, но социально консервативной и отсталой в научно-техническом аспектах.

А. Вебер противопоставляет цивилизацию и культуру. Их цели различны. Цивилизация рационализирует различных миров, неповторимых и уникальных, которые возникают и погибают. Движение культуры иррационально, ее творцом является духовная элита. Невидимые духовные силы, локализованные в культуре, такие, например, как нравственные ценности, оказывают воздействие на человека.

Таким образом, А. Вебер в своем творчестве поднял проблему неравномерности социального развития. Также заслуга А. Вебера состоит в том, что он предпринял попытку разграничения двух основных понятий, наиболее часто употребляемых в гуманитарных науках – культуры и цивилизации.

Огромное влияние на развитие гуманитарных наук оказала концепция О. Шпенглера. Его заслуга состоит в том, что он разграничил, как и А. Вебер, понятия цивилизации и культуры. При этом, эти понятия он и «связал»: в соответствии с О. Шпенглером, цивилизация – это конечный этап в развитии культуры.

В названии главного произведения О. Шпенглера «Закат Европы» прослеживается пессимистический настрой, который, как мы указывали раньше, совпал с мироощушением пооления, прежившего Первую мирвоую войну и последовавшие за ней кризис, хоас и разруху.

Исходным понятием у Шпенглера является понятие жизнь как полнота и многообразие переживаний. Она не сводится к биологическому существованию и является творческим прорывом в будущее. Отчасти жизнь выражает себя в культуре – в образах и верованиях, архитектурных сооружениях и социальных институциях. Но в целом, по Шпенглеру, жизнь богаче культуры. Таким образом, можно выделить еще одну заслугу Шпенглера: он выявил онтологические основы культуры, придал ей высокий онтологический статус, определив культуру как «творческий прорыв в будущее».

Философия двадцатого века – это плюрализм философских школ, направлений, течений. Среди них можно выделить философию жизни, ярчайшими представителями которой являлись О. Шпенглер, А. Бергсон, считавший, что стимулом всякой эволюции является «жизненный прорыв», а стимулом творчества – интуиция.

Другой крупный представитель философии жизни – Хосе Ортега-и-Гассет. Он много писал о культурном кризисе двадцатого века. В произведении «Дегуманизация искусства» Ортега раскрыл причины культурного кризиса, связал его с враждебностью масс к модернизму. Искусство модернизма, по Ортеге, непонятно массе, поскольку модернизм – это искусство не для всех, а для избраной творческой элиты. Противопоставление аморфной массе, которая вышла на историческую авансцену, одаренного, творческого, просвещенного меньшинства – одна из цетральных тем философского творчества Ортеги. Таким орбразом, заслуга испанского философа состоит в том, что он поставил проблему важнейшего противоречия современной культуры: проблему противоречия между массовой и элитарной культурами. Ортега показал опасность для культуры «восстания масс» как в условиях тоталитаризма, так и в условиях демократии, когда проникнутая стремлением лишь к чувственным наслаждениям и удовольствиям, враждебная недоступной для масс элитарной культуре массовая культура, самоуверенная и агрессивная, распространяется все шире. Существующая по законам рынка, ориентируясь на широкий сбыт, на простейшие потребности и вкусы толпы, такая культура характеризуется развлекательностью, доступностью, легкостью восприятия, утратой уникальности.

Факт распространения массовой культуры и ее опасные последствия для общества констатировал еще один видный представитель концепции философии жизни А. Швейцер, оценивающий это явление как проявление кризиса культуры и объясняющий его преимущественным развитием материальной стороны жизни над духовной. Открывшиеся с развитием науки и техники немыслимые раньше перспективы материального обеспечения существоания человека повлекли за собой неприятие во внимание в должной мере значения духовного начала. Культура, отмечает Швейцер, развивающая лишь материальную сторону без соответствующего прогресса духовного, подобна кораблю, который, лишившись рулевого управления, теряет маневренность и неудержимо мчится навстречу катастрофе. Выход из сложившейся ситуации известный культуролог и философ видел один: «испытывать благовеяние перед всем живым».

Наиболее влиятельным направлением двадцатого века в философии являлся экзистенциализм. Эта философия родилась в Европе между двумя мировыми войнами как попытка сориентировать людей Веймарской республики (республика в Германии 1919 – 1933 гг.), охваченных сомнениями в существующих ценностях и порядках. Виднейшими представителями экзистенциализма являлись М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю. Экзистенциалисты подняли проблему заброшенности человека в чуждом мире. Они полагали, что философия должна отталкиваться от конкретной ситуации, в которой находится личность, что людя являются едиснственными судьями своих поступков.

2

Изменения происходили не только в науке и в философии. Они затронули и сферу искусства. Модернизм, зародившийся в конце 19 века, являлся одним из ведущих течений в изобразительном искусстве. Рост популярности модернизма был не случаен: его представители отражали ощущения кризиса, близких перемен, которые получили широкое распространение в обществе. Модернизм не имел общей концептуальной основы. Его сторонников объединило неприятие реализма, поиск новых художественных метдов и средств для самовыражения. Наиболее известными направлениями модернизма были: 1) импрессионизм (Э. Мане, К. Мане); 2) постимпрессионизм (В. Ван Гог, П. Гоген); 3) симовлизм. Общее между ними – особое отношение к цвету, стремление передать все его оттенки.

Помимо модернизма, еще одним видным направлением в изобразительном искусстве был авангардизм. Формами авангардизма были: 1) абстракционизм (К. Малевич); 2) кубизм (Пискассо); 3) фовизм (А. Матисс); 4) экспрессионизм (Э. Нольде), 5) сюрреализм (С. Дали). Авангардизм, как и модернизм, не имел общей идейно-художественной программы. Сторонников авнаградизма оьтличало стремление смелого поиска новых художественных форм.

Не смотря на попытки представителей модернизма и авангардизма отойти от реализма, тем не менее, реализм продолжал развиваться в изобразительном искусстве. Традиции реализма продолжили такие художники как Д. Ривера, Х.К. Ороско, Д. Сикейрос. Огормные фрески мексиканских художников на стенах административных и общественных зданиях повествовали об истории народов Латинской Америки, борьбе за национальное и социальное освобождение.

В архитектуре в 20-30-ых годах господствовали течения рациональной, функциональной архитектуры. В СССР они получили название конструктивизм. Появлению этих течений способствовали распространение новых стрительных материалов (железлбетон, прочное стекло), необходимость быстрого массового строительства. Главное значение в архитектуре имели простота, рациональность. Дома отличались правильной геометрической формой, плоской крышей. Архитекторы проектировали типовые здания, жилые, административные комлексы. Самым знаменитым мастером функционализма стал Шарль Ле Корбюзье.

Господство функционализма в архитектуре представляется неслучайным. В первой полвине двадцатого века, как мы помним, в обществе возобладало представление о человеке как о носителе социально полезных функций. Таким образом, архитектурный функционализм стал отражением функционализма социального.

3

В литературе в начале двадцатого века продолжал господствовать реализм. Писатели обращались к социальной тематике, критиковали пороки общества (Ролан, Франс).

После Первой мировой войны приобретает популярность литература потерянного поколения. Впервые это определение было дано при характеристике романа Эрнста Хемигуэя «И восходит солнце» (1926 г.). Самые известные произведения «потерянного поколения» созданы Эрихом Марией Ремарком («На Западном фронте без перемен»), Ричардом Олдингтоном («Смерть героя»). В них отражался протест против войны, которая рассматривалась в качестве бессмысленной бойни. Война интерпретировалась художниками как ситуация обыденности физического истребления массы людей. В этом художники видели весь ужас войны. В их художественных произведениях также содержалось сожеление о том, что были утрачены гуманистические идеалы и ценности, сквозила ностальгия о довоенной жизни.

Наряду с реализмом в литературе были широко представлены авангардисткие течения. Поэты эксперементировали с формами и размерами стиха. Классикой авангарда считаются романы Джеймса Джойса «Улисс», Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», Франца Кафки «Америка», «Замок». В авангардистких произведениях стерта грань между реальностью и фантазиями героев. Сами фантазии порождены одиночеством героев, их беззащитностью перед жестоким миром.

В литературе получает популярность жанр антиуитопии. Писатели Е. Замятин, О. Хаксли, позже Д. Оруэлл создают произведения, в которых изображается антигуманный мир возможного будущего, в котором человек, его жизнь полностью поглащена государством, подчинена его воли. Таким образом, писатели предполагали, что в будущем будут господствовать тоталитарные политические режимы. Можно предположить, что их фантазии основывались на экстраполяции той политической ситуации, которая сложилась в 30-ые годы. Напоним, что к этому времени во многих государствах установились недемократические политические режимы.

Разнообразные течения в театральной сфере сводились в основном к двум большим школам: реалистической и экспрессионистской. Реализм основывался на системе К.С. Станиславского, которая легла в основу подавляющей части театральных, кинематографических постановок. Развитие экспрессионистского направления во многом обязано влиянию режиссерской школы В. Э. Мейерхольда.

Бурными темпами развивалось киноискусство. Целым событием в этом жанре стало творчество актера и режиссера Чарли Чаплина. В его фильмах «Малыш», «Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Новые времена» главным героем был трогательный человечек с тросточкой в котелке и больших ботинках, одновременно смешной и несчастный. Чарли Чаплин – это признанный мастер «немого кино».

Новую эру в киноматографе открыло звуковое кино. В конце 30-ых гг. в кино пришел цве т. Сначало на экран переместились театральные постановки. Позже появилась особая кинорежиссура. Как особые жанры развивается документальное кино, мультипликация.

В 20-30-ые годы крупнейшим центром кинопроизводства стал пригород Лос-Анджелеса Голливуд. Голливудское кино этого периода характеризуется многочисленными постановками мелодрам, мюзиклов, детективов, гангстерских фильмов, комедий, фильмов ужасов.

Подведем итоги. В духовной сфере общества происходили кардинальные изменения, причинами которых являлись социально-экономические и политические процессы, протекающие в различных подсистемах социума. Научно-технический прогресс, институционализация классовой системы социальной стратификации, свойственная индустриальному обществу, социальные конфликты, возникновение которых стало возможным благодаря смене ценностей, социальных установок, политические конфликты в формах гражданских, мировых войн, социальных революций, расширение социальной базы политических процессов, нашли адекватное отражение в духовной подсистеме общества.

Резюме. Таким образом, в первой половине двадцатого века в западных странах произошли следующие изменения:

1) В экономической сфере – научно-технический прогресс способствовал экономическому развитию. Авиастроение, автомобилестроение, химическая промышленность, фармацевтика стали неотъемлемыми отраслями промышленности. Развитию экономики способствовало и распространение средств массовых коммуникаций: радио, телевидения. В мирвой экономике главным событием стала окончательная потеря Великобритании статуса мировой экономической державы. Теперь мировую политику определяли США. Экономические, политические кризисы, в особенности мировые войны, способстовали увеличению роли государства в экономике. На смену клаасической рыночной экономической модели пришла смешанная экономическая модель, в которой государство вытсупало в качестве главного регулятора и гаранта сохранения и развития рыночных институтов. Этатизация экономики – один из главных трендов развития как национального, так и мирового хозяйства;

2) В социальной сфере на смену сословной системе социальной стратификации, более замкнутой, менее мобильной, пришла новая, классовая, более мобильная и открытая. Данная трансофрмация породила социальные конфликты, которые выразились в росте аномии, социальной дезориентации, маргинализации, в коренной замене ценностей и социальных установок. Возросшая маргинализация являлась «побочным эффектом» модернизации и имела политические последствия. Именно маргинализация социальных групп послужила питательной почвой для появления недемократических политических режимов. В первой половине двадцатого века окончательно оформилась модель индустриального общества, на вершине которой находилась элита, включающая в себя страту аристократии, предпринимателей и правящего класса. В основании социальной пирамиды – маргиналы, деалссированные элементы. Чуть выше – рабочий класс, крестьяне – основные производители материальных благ. Посередине – так называемый «новый средний класс», который во второй половине двадцатого века выступит в качестве прочной социальной базы демократических политических режимов;

3) В политической сфере политический процесс часто примал разнообразные формы политических конфликтов, начиная от стачечных движений, социальных революций, гражданских войн, региональных войн, и заканчивая мировыми войнами. Политические конфликты имели неоднозначные последствия. Для одних стран (Германия, СССР, Италия, Испания) последствия выразились в установлении тоталитарных политических режимов. Для других (Венгрия, Польша) – в господстве авторитарных. В Великобритании, во Фрагнции, где политическая ситуация была более стабильной, пошли по пути политических реформ, активизации социальной политики, принятия социально оринетированного государственного бюджета. С точки зрения мировой политики, основное событие – это образование и крах Версальско-Вашингтонской международной системы. Гибель этой системы наглядно продемонстрировал беспреспективность решений политических конфликтов с помощью обеспечения выигрыша одной из сторон. Кроме того, Вторая мировая война способствовала образованию новой, двухполюсной международной системы, в которой ведущую роль играли две сверхдержавы – США и СССР;

4) В духовной сфере – развитие естественных и гуманитарных наук. Если развитие естественных наук выразилось в создании теорий относительности А. Эйнштейном, появлении квантовой физики, расщепление атома ядра, зарождение ядерной физики, то развитие гуманитарных наук – в зарождении кульурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины, появлении философско-культурологических концепций А. Вебера, О. Шпенглера, А. Швейцера, в концептуально-философском разнообразии (философия жизни, экзистенциализма). Развивалась не только наука. Интересные концепции появлялись в сфере искусства: изобразительного искусства, литературы, архитектуры, киноискусства. Как ученые, так и художники, искали адекватный методологический инструментарий, художественные образы не только для охватывающего отражения действительности, но и для ее преобразования, конструировали различные сценарии будущего развития общества.

В обобщенной форме информация по социально-экономическому, политическому и духовному развитию западных стран представлена в форме таблицы.

 

Тема: Развитие западных стран в первой половине 20 века.

Вопросы для сравнения Англия Франция Германия, А-В Италия, Испания США, Япония
Экономика Решающий фактор развития – эксплуатация колоний, вывоз капитала. По количеству кораблей – первое место в мире. В годы войны – усиление роли государства в экономике. В 20-ые годы – устойчивый экономический рост, но в 1929 г – экономический кризис. Отставала в своем развитии от Англии, Германии, США. Причина: экономика – ростовщический характер: капиталы – за границу в виде займов. Усиление роли государства в экономике. Германия по уровню промышл – го произв-ва – 1 место в Европе. Преимуществ-ое развитие тяжелой промышлен – ти: армия, флот, ж-д строит-во. По количеству кораблей – 2 место в мире. Генрих Герц открыл радиоволны. К 1923 году – катастрофическая ситуация в экономике: инфляция – за буханку хлеба, отрпавку письма – трлн. Марок. В 1919 г. – Национал-социалистическая рабочая партия. В 1923 г., в Мюнхене – Гитлер объявил о национальной революции. В ноябре 1933 г. президент Германии Пауль Гинденбург назначил Гитлера рейхсканцлером. Введение ЧП, 34 г – Гитлер –фюрер. Антисемитская компания: 1938 г. – «хрустальная ночь». Гитлер фактически ликвидировал безработицу.   Научно-технический прогресс: усоверш – ие электродв – ля Джозефа Генри; Фредерик Тейлор – идея: сужение функций работника повышает его производ – ть. Генри Форд разработал и начал использовать конвейер: производит –ть возрасла в 3-4 раза. В начале 30-х гг – экономический кризис. В 1932 г – на смену Гуверу – Рузвельт. 1933 г. – начало «Нового курса».
Политика Англия – член Антанты. Цель: подчинить влиянию мир. Ограниченная монархия; избирательные права гораничены: их лишены женщины и малоимущие. Цель: минимальное участие в сухопутной войне; всю тяжесть – на Францию, Россию. 4 августа 1914 года – вступление в войну. В июле 1916 года – Англия и Франция – на р. Сомма. Но не прорвали германский фронт. 15 сентября 1916 года – впервые применили танки в бою: при поддержке 18 танков пехота продвинулась на 2 км. Массированное применение танков – при Камбре – ноябрь 1917 года: 378 танков. Известный самолет – «Сопвич». Достались германские колонии в Африке, ближневосточные владения Турции.   В связи с мятежом Франко Англия и Франция – политика нейтралитета. Вместе с Францией – политика умиротворения агрессора: направить агрессию на Восток, на СССР. После вторжения Германии в Польшу Англия и Франция 3.09. 1939 г. объявили Германии войну. Началась Вторая мировая. Активные боевые действия велись на море. С мая 1940 г. – правительство Черечелля, сменившее правительство Чемберлена, приступило к организации эффективной обороны. С 13 августа 1940 г. начались массированные бомбардировки Лондона и других крупных городов. В ходе «Битвы за Англию» германская авиация не смогла добится превосходства в воздухе. 28.11.1943 г – Тегеранская конференция. Вопрос об открытии Второго фронта – через Ла-Манш. Но открыт он не был.Вопрос о разделе Германии. 4-11.02.1945 г. – Ялтинская конференция. 6 июня 1944 г. – Нормандская десантная операция, открытие второго фронта.   Франция – Антанта – 1891 – 1907. Цель: вернуть Эльзас, Лотарингию, присоединить Рур. Республиканская форма правления; избирательные права ограничены: их лишены женщины и малоимущие. План – выжидательный характер (армия уступала германской). Начало сентября – германские войска на Марне – недалеко от Парижа – «чудо на Марне». К концу 1916 года превосходство Антанты очевидно: Германия обороняется на всех фронтах. Война – развитие авиаций. Известный самолет – «Фарман», «Вуазен», «Ньюпор». Франция возвращала Эльзас, Лотарингию, оккупировала Рейнский район Германии. Достались германские колонии в Африке, ближневосточные владения Турции. В 1935 г. Германия объявила о введении всеобщей воинской повинности, Италия – на Эфиопию – подписан фронко-русский союз л взаимопомощи. «Странная война»: 90 дивизий против 33 немецких. 22 июня 1940 г. между Францией и Германией – перемирие. Север и запад Франции – немцами. На остальной территории – центр – Виши – пронемецкое правитиельство во главе с Анри Петеном. Члены Тройственного блока с 1882 г. Цель Германии – стать центром «Срединной Европы» Ограниченная монархия; избирательные права ограничены: их лишены женщины и малоимущие. Германия захватила ряд территорий в Африке. Армия – 8 млн человек. План Шлиффена: блицкриг на Восточном и Западном фронтах. В Сербии убили Франца Фердинанда – июнь 1914 г. - повод к войне. В июле Сербии А-В объявляет войну. В августе Германия объявляет войну России, потом – Франции. Нейтралитет Бельгии нарушен – на Францию. В июне 1916 года – «брусиловский прорыв» - прорыв обороны до 120 км. 11 ноября 1918 г. – Компьенское перемирие: Германия признала поражение. Известный самолет – «Фоккер». В 1919 году - мирные договора: Германия – территориальные потреи, ограничение  ВС, большие репарации. Австро-Венгрия распалась. В 1933 г. Гитлер пришел к власти – однопартиность (НСДАП), гестапо-таная полиция – Генрих Гиммлер; минестерство народного просвещения и пропоганды – Йозеф Геббельс. От 6 до 14 лет – Дойче Юнгфельк, от 14 до 18 – Гитлерюгенд. В 1936 г. – Антикоминтерновский пакт: Германия, Япония, Италия. 1938 год – присоединение Австрии: Австрия – часть Германии. В 1938 году – «Мюнхенский сговор» (Германия - Гитлер, Франция - Даладье, Великобритания - Чемберлен, Италия – Муссолини – судеский вопрос). Итог: 1939 г. – оккупация Чехословакии. 23 августа 1939 г – пакт Молотова – Риббентропа. К сфере интресов СССР – Эстония, Латвия, Литва, часть Польши; Германия – часть Польши. 1 сентября 1939 г. – вторжение войск в Польшу, начало Второй мировой войны. В апреле-мае 1940 г. захватили Данию. В мае 1940 г. – вторглись в Бельгию, Нидерланды, Люксенбург, Францию. Апрель 1941 г – немецкие войска вторглись в Грецию, Югославию. 16 июля 1940 – Гитлер издает директиву о вторжении в Англию. 22 июня 1941 г. – вторжение в СССР. В июле-сентябре 1941 г. – битва з Смоленск: немцы впервые перешли к обороне. 30.09.1941 г. – 20.04. 1942 г. – битва за Москву. 17 июля 1942 г. – 2 февраля 1943 г. – Сталинградская битва. 5 июля 1943 – 23 августа 1943 г. – битва на Курской дуге. Сентябрь –ноябрь 1943 г. – битва за Днепр. Освобождение киева. Завершился коренной перелом. 1944 – снята блокада Ленинграда. 1945 г – советские войска – в Германии. Апрель – встреча на Эльбе. 8.05.1945 г. – акт о капитуляции. Италия – член Тройственн блока. В 1898 году на Испанию напали США. В итоге Куба владение США. В 1915 году Италия переходит на сторону Антанты: Антанта пообещала больше. До этого Италия – нейтрал-т. Италия получала часть территории бывшей монархии Габсбургов – Автстро-Венгрии. В 1919 году – «Боевой союз» - «Фашио ди комбатименто». Во главе – Бенито Муссолини. Фашисты требовали: гарантии гражданских свобод, 8-часовой рабочий день, повышение зарплаты, ограничение крупного капитала, участие рабочих в управлении предприятиями. В 1921 г. Муссолини создает Национальную фашисткую партию. В 1922 г – поход на Рим. Итог: Муссолини – премьер-министр. Начал строительство тоталитарного государства: однопартийность, вождизм – дуче. В 1936 г. все левые силы Испании объединились в Народный фронт, который победил на выборах в парламент и создал свое правительство. В этом же году против республиканского правительства был поднят военно-фашисткий мятеж, который возглавил Франсиско Франко. Мятежников поддержали Германия и Италия. С 1936 г. СССР стал оказывать помощь. В 1939 г – диктатура Франко. 10 июня 1940 г. – вступила в войну Италия. Вторглись в Египет, но их войска оброшены англичанами. Албания, Греция – упорное сопротивление. Май 1942 г. – итало-немецкие войска вступили в Египет и завязали бои в битве у Эль-Аламейна, вблизи Александрии. 13 мая 1943 г. – немецко-итальянские войска в Тунисе капитулировали. В 1943 г. англо-американские войска заняли Сицилию и Южную Италию. Свергутм режим Муссолини, немцы оккупировали Рим, но север Италии – за Германией. В Америке – республиканская форма правления; в Японии – ограниченная монархия; избирательные права ограничены: их лишены женщины и малоимущие. США колонизировали Филиппины, Гавайские острова и т.д Япония завладела Тайванем. Япония в годы войны – на стороне Антанты. В 1917 году на стороне Антанты выступили США. В 1921-22 гг. – Вашингтонская конференция. Инициатор – США: недовольны результатами Парижской конференции. США добились принципа «свободы морей», ослабили Англию в качестве мировой державы, потеснили Японию – принцип «равных возможностей» - осуществление торгово-экономической деятельности в Китае. В итоге – Версальско-Вашингтонская система – отражала интресы стран-победительниц. В 1919 – 1920 гг. по инициативе США – Лига Наций. Главная цель – не допустить войну. США в ЛН не вступили. 1934-1939 гг. – членство СССР в ЛН. В 1931 г. Япония оккупировала Маньчжурию. С 1937 г. – японо-китайская война. В 1938 г. – конфликт в р. Озера Хасан, в 1939 г. – реки Халкин- Гол. С ноября 1941 г. на СССР распространен американский закон о ленд-лизе: выделялся кредит в 1 млрд. долларов. Погашение – после 5 лет по окончании войны. 7 декабря 1941 г. – Япония внезапно напала на военную базу в США на Гавайских островах. Результат: выведены из строя главные силы американского Тихоокеанского флота. 8 декабря 1941 г. – США объявила войну Японии, вступила в войну с Германией. Япония продолжала войну в Китае, захватила Таиланд,Гонконг, Малайю, Филиппины идр. Первая половина 1942 г. – из Атлантики в Тихий океан США перебросили флот, добились успехов. Во второй половине – японский флот – к обороне. В течение 1944 года Англия и США освобождали острова Тихого океана. В 1945 г. – высадка японского десанта на Окинаве – большие потери союзников. С 9 августа 1945 г. – СССР в состоянии войны с Японией. 2.09.1945 г. – Япония подписала акт о капитуляции.
Социальная сфера Усиление экономических проблем – рост рабочего движения: в 1906 году создана Лейбористская (рабочая) партия. В 1906 году принят Закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве. В 1908 г – 8 ч. Раб. День для шахтеров, пенсии – с 70 лет. Дэвид Ллойд Джордж: «народный бюджет» - 10 млн фунтов на социальные расходы. В годы войны – национальные движения: англичане подавили восстание в Ирландии. Замедление темпов экономического развития, отсталое рабочее законод – во, рост налогов способствовали росту популярности социализма. В 1895 году – Всеобщая конфедерация труда: повышение зарплаты, установление рабочего дня – 8 часов. Массовые выступления крестьян. Во всех воюющих странах – рост патриотизма. 5-8 сентября 1915 г – Циммервальд (Швейцария) – конференция «левых сил», выступающих против войны: Россия, Германия, Франция, Италия. В Германии обстоновка обострилась: в ноябре 1918 года – революция – свержение монархии, советская власть (Фридрих Эберт, Карл Либкнехт, Роза Люксенбург). Советская республика подавлена, в итоге – 1919 год – Веймарская конституция – всеобщее изберательное право. Массовые выступл-ия крестьян. В 1920 году в Италии рабочие захватили предприятия и почти месяц управляли ими, крестьяне занимали занимали помещечьи земли, правительство не осмелилось применять оружие, пообещало повысит зарплату, ввести рабочий контроль над предприятиями, но обещание не выполнили. Быстрое экономическое развитие стран – к росту социальных движений: в 1886 году – Американская Федерация Труда – началось объединение профсоюзов. Получало развитие фермерское движение. Презижент США Т. Рузвельт - против злоупотребл-ий со стороны монополий. Были приняты законы в области охранных богатств, вводился контроль за качеством продуктов.

 

 

         



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.72.161 (0.028 с.)