Тема 10. 6. Русская культура XIX века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. 6. Русская культура XIX века.



План:

Русская культура в первой половине XIX в.

Русская культура во второй половине XIX в.

1

Русская культура в первой половине XIX в. Формирование русской национальной культуры. Примерно с середины XVII в. начался процесс складывания новой русской культуры. В течение XVIII – начала XIX в. доминировала дворянская культура, то есть культура господствующего сословия. Но она существовала не изолированно, но постоянно взаимодействовала с народной культурой. Это создавало предпосылки для формирования русской национальной культуры. Этот процесс происходил в первой половине XIX в. и ускорился после войны 1812 г. Война была первой в русской истории Отечественной войной, первым общеисторическим действием русской нации. Характерными чертами складывающейся национальной культуры были:

- осознание единства русской и мировой культуры;

- глубокое постижение и усвоение народной культуры;

- одна из центральных тем творчества писателей, художников, музыкантов – историческая судьба России и русского народа.

Литература. Основные литературные стили. В конце XVIII в. основным литературным течением стал сентиментализм. Главная особенность – пристальное внимание к человеческим чувствам, слезливость – характерная черта произведений сентиментализма. Он представлен сочинениями Карамзина (“Бедная Лиза” и др.).

В 1810-х гг. на смену сентиментализму пришел романтизм: сочинения Жуковского, Рылеева, Кюхельбекера, Бестужева (Марлинского), Одоевского, раннего Пушкина. Охранительные тенденции в романтизме представлены творчеством Кукольника и Полевого. Авторы-романтики подменяли реальную жизнь выдуманной, которую пытались выдавать за образец. Романтические герои должны были стать неким образцом для подражания в реальной жизни.

На смену романтизму приходит реализм. В его становлении важную роль сыграли басни Крылова и сочинения Грибоедова, прежде всего “Горе от ума”. Утверждение реализма приходится на 1830-1840-е гг. Основными произведениями реализма принято считать:

- Пушкин – “Евгений Онегин”, “Борис Годунов”, “Капитанская дочка”, “Дубровский”;

- Гоголь – “Ревизор”, “Мертвые души”;

- Лермонтов – “Герой нашего времени”;

- Герцен – “Кто виноват?”, “Доктор Крупов”;

- Достоевский – “Бедные люди”;

- Тургенев - “Записки охотника” и др.

Реализм предполагает действительное, без приукрашивания, отражение жизни.

Основоположником русской литературной критики принято считать Белинского. Он отстаивал общественное назначение литературы, выступал за утверждение в ней принципов реализма и народности.

Музыка и театр. Расцвет театрального искусства этого периода приходится на 30-40-е гг. На сцене Малого театра блистали Мочалов, Щепкин. Ведущими актерами Александринского театра были Каратыгин, Мартынов.

Среди постановок 30-40-х гг. выделялись: “ Горе от ума ” Грибоедова (поставлено в Москве и Петербурге с купюрами), “ Ревизор ” Гоголя, ставший событием общественно-культурной жизни. Начинается творческая биография Тургенева-драматурга: “ Нахлебник”, “Холостяк”, “Месяц в деревне”. Тургенев был одним из основоположников нового жанра – лирико-психологической драмы.

Музыкальная культура начала XIX в. продолжала традиции предшествующего периода, когда доминировала камерно-вокальная музыка. Романсы Алябьева, Булахова, Титова, Варламова, Гурилева.

Репертуар оперных театров начала века состоял в основном из сочинений итальянских, французских и немецких композиторов. Наиболее известным русским оперным композитором был Верстовский (“Аскольдова могила”).

Вершиной развития русского музыкального искусства первой половины XIX в. стало творчество Глинки. Он прославился операми “Жизнь за царя” (“Иван Сусанин ”), “ Руслан и Людмила ”. Глинку считают основоположником русской классической музыки.

В 50-е гг. начинается творческий путь Даргомыжского – опера “Русалка ”.

Живопись. В начале XIX в. на смену классицизму приходит романтизм. Дальнейшее развитие получает портретный жанр. Выдающимся художником-портретистом был Кипренский – портреты Пушкина, Жуковского, автопортрет.

В 30-е гг. возрастает роль бытового жанра, в котором значительное место занимают элементы реализма. Это характерно для работ Тропинина – “Кружевница”, “Гитарист”, портрет Пушкина. Венецианов одним из первых обратился к изображению простых людей, сделал их героями своих произведений – “На пашне”, “Захарка”.

В творчестве Брюллова нашли отражение традиции классицизма (“Последний день Помпеи”) и реализма (автопортрет).

Крупнейшим художником первой половины XIX в. был Иванов. В картине “Явление Христа народу” отражена главная тема того времени – раскрепощение человеческой личности.

В 40-е гг. начинается творческий путь Федотова – родоначальника критического реализма в живописи. Основные работы: “Свежий кавалер”, “Утро чиновника, получившего крестик”, “Сватовство майора”, “Разборчивая невеста”, “Завтрак аристократа”.

Архитектура. В первые десятилетия XIX в. в архитектуре господствовал классицизм. Его разновидностью был ампир, опиравшийся на художественное наследие императорского Рима. Наиболее известные памятники: Казанский собор (Воронихин), Адмиралтейство (Захаров).

В единый комплекс оформляются дворцы и связанные с ним постройки: Михайловский дворец – Площадь искусств; Александринский театр – павильоны Аничкова дворца – здание Публичной библиотеки; ансамбль Главного штаба; Сенат-Синод (Росси) – Исаакиевский собор (Монферран).

После пожара отстраивается Москва. Бове – первые торговые ряды на Красной площади, здания Большого и Малого театров, вместе с БетанкуромМанеж.

Жилярди заново отстраивает Московский университет.

В конце 30-х гг. на смену классицизму приходит эклектика: элементы византийского стиля, барокко, псевдоготика. Примеры – Мариинский и Николаевский дворцы в Петербурге (Штакеншнейдер).

Скульптура. В начале века наблюдается подъем монументальной скульптуры, развивавшейся в рамках классицизма. В 1818 г. по проекту Мартоса на Красной площади возводится памятник Минину и Пожарскому. Теребенев, Пименов, Демут-Малиновский оформляют Казанский собор, Адмиралтейство и арку Главного штаба.

Переход от классицизма к реализму в скульптуре проявился в трактовке героев войны 1812 г. как реальных исторических личностей: памятники Кутузову и Барклаю де Толли (Орловский).

20 лет работал над четырьмя скульптурными группами Клодт. Они установлены на Аничковом мосту в Петербурге. Их отличают ясность композиции, строгость и четкость пропорций, пластическое совершенство.

Скульптор Толстой был создателем многих барельефов и медалей. Особую известность приобрели барельеф “Народное ополчение 1812 г.” и серия медалей, посвященных войне 1812 г.

Русская культура первой половины XIX в. имела мировое признание. Творчество Пушкина еще при его жизни получило известность за границей. На сценах многих театров мира шли оперы Глинки. Скульптуры Клодта, установленные в Берлине и Неаполе, принесли ему и русскому искусству европейскую славу.

В то же время развитие русской культуры в первой половине XIX в. подготовило ее расцвет в последующие десятилетия.

2

Русская культура во второй половине XIX в. Русская культура во второй половине XIX в. Исторические условия развития русской культуры

Во второй половине XIX в. сложились благоприятные условия для развития русской культуры:

- экономический подъем после отмены крепостного права;

- рост национального самосознания;

- формирование буржуазии и буржуазной интеллигенции;

- расширение культурных связей с Западом.

После отмены крепостного права началась ломка сословных перегородок. Благодаря этому широкие слои населения получили возможность приобщиться к культурным ценностям, выходцы из низших сословий получили более свободный доступ к образованию, культура стала более демократичной.

В то же время необходимо отметить, что процесс приобщения различных слоев населения к достижениям культуры и к образованию шел еще медленно. Подавляющее большинство населения империи было неграмотным.

Наука и техника. Достижения русской науки и техники этого периода имеют, бесспорно, мировое значение.

Менделеев открыл периодический закон химических элементов.

Столетов создал отечественную школу физиков.

Сеченов создал физиологическую щколу, из которой вышел, в частности, Павлов.

Мечников заложил основы учения об иммунитете, открыл явление фагоцитоза – защитных свойств организма.

Тимирязев основал русскую научную школу физиологии растений.

Яблочков изобрел электрическую дуговую лампочку.

Лодыгин создал лампу накаливания.

Попов изобрел и сконструировал радиопередатчик.

Циолковский стал основоположником современной аэродинамики.

Историки Ключевский и Соловьев были выдающимися историками государственной школы.

Срезневский является основателем петербургской школы славистов.

Фортунатов заложил московскую лингвистическую школу.

С именем Даля связано развитие русской фольклористики.

Большое значение имели научные экспедиции Семенова-Тян-Шанского, Пржевальского, Валиханова в Среднюю и Центральную Азию, Сибирь; экспедиции Миклухо-Маклая в Юго-Восточную Азию, Австралию, Океанию.

В это время в России действовало около 20 научных обществ, обычно при университетах, в частности, Русское химическое общество, Русское математическое общество, Русское историческое общество, Русское географическое общество.

Литература. Во второй половине XIX в. критический реализм, оформившийся еще в 1850-е гг., становится ведущим литературным направлением. Выдащимися мастерами реализма были:

Достоевский – “Униженные и оскорбленные”, “Преступление и наказание”, “Идиот”, “Бесы”, “Подросток”, “Братья Карамазовы”, “Дневник писателя”;

Л.Н. Толстой – “Война и мир”, “Анна Каренина”, “Воскресение”, повести, пьесы, публицистика;

Тургенев – “Отцы и дети”, “Дворянское гнездо”, “Дым”, “Вешние воды” и др.

Гончаров – “Обломов”, “Обрыв”, “Обыкновенная история”.

Салтыков-Щедрин – “Господа Головлевы”, “История одного города”, сказки, публицистика.

Некрасов – “Кому на Руси жить хорошо”, другие поэмы, стихи.

Среди молодежи большой популярностью пользовались романы и повести Чернышевского, Слепцова, Решетникова.

В этих произведениях дана широкая панорама русского общества XIX в., главным образом пореформенной России, показан трудный, мучительный процесс постепенного умирания дворянской России, становление новых буржуазных отношений, эмансипации женщины, появления новых общественных сил, бросавших вызов самодержавию.

В 1880-е гг. начинается творческий путь Чехова – классика русской новеллы, обличителя мещанского, обывательского существования, мелочей жизни, засасывающих человека и губящих его талант.

В конце XIX в. появляются новые талантливые писатели-реалисты: Мамин-Сибиряк, Гаршин, Короленко. Выходят первые произведения Горького.

Кроме критического реализма существовали и другие течения. Поэты Фет, Тютчев, А.Толстой, Полонский продолжали традиции романтизма.

Большая группа литераторов, среди которых были Крестовский, Клюшников, Маркевич, развивала консервативно-охранительное направление в литературе.

К середине 1890-х гг. оформился и русский символизм: Мережковский, Гиппиус, Бальмонт, Брюсов.

Музыка. Композиторы “Могучей кучки”. В 1850-1860-е гг. окончательно складывается русская национальная школа в музыке. Она продолжала развивать традиции, заложенные Глинкой.

Наиболее полно основные принципы русской музыкальной школы – реализм, демократизм, гражданственность - воплотились в творчестве композиторов “ Могучей кучки ”. Это содружество музыкантов сложилось в 1862 г.

В него вошли: Балакирев, Кюи, Мусоргский, Бородин, Римский-Корсаков. Организатором и руководителем содружества был Балакирев. Самая яркая фигура – Мусоргский, “Шекспир в музыке”, по выражению современников. Главным героем его произведений – “ Борис Годунов”, “Хованщина ” – был народ. Другие крупные произведения композиторов “Могучей кучки”: опера Бородина “Князь Игорь”, его же “ Богатырская симфония ”; оперы Римского-Корсакова “Садко”, “Снегурочка ”.

Особое место в русской музыкальной культуре принадлежит Чайковскому. Он был автором 10 опер, среди которых наибольшую известность приобрели “ Евгений Онегин” и “Пиковая дама ”. В конце 1870-х – начале 1890-х гг. поставлены балеты Чайковского “ Лебединое озеро”, “Спящая красавица ”, “ Щелкунчик ”. Огромной популярностью пользовались симфонии и романсы Чайковского.

Камерно-инструментальный жанр был также представлен романсами Даргомыжского, Рубинштейна, Кюи, Римского-Корсакова, Мусоргского.

В этот период развивается музыкальное образование. В 1862 г. открывается консерватория в Петербурге, в 1866 г.- в Москве.

К концу века начинает складываться русская исполнительская школа – Шаляпин, Собинов, Нежданова.

Театр. Драматургия А.Н. Островского. Малый театр. В 1850-1880-е гг. главное место в репертуаре театров занимали пьесы, отражавшие современную жизнь с ее социальными противоречиями и конфликтами. Этот этап истории русского театра связан с именем Островского. Он был драматургом, организатором театрального дела, теоретиком театра, воспитателем актеров. Его заслугой стало создание обширного национального репертуара, ставшего русской театральной классикой: “ Гроза”, “Лес ”, “ Бесприданница”, “Не в свои сани не садись ” и др.

Творческая судьба Островского связана с Малым театром в Москве. На его сцене проявилось дарование таких выдающихся актеров как Садовский, Ермолова, Ленский, Васильев, Федотова. Помимо пьес Островского на сцене Малого тетара в 1880 - 1890-е гг. шли классические драмы Толстого “Власть тьмы”, “Плоды просвещения”.

Центром театральной жизни Петербурга был Александринский театр. На его сцене блистали Стрепетова, Савина, Варламов, Давыдов.

На рубеже XIX-XX вв. начинается новый этап в истории русского театра. В 1898 г. Станиславский и Немирович-Данченко основывают Московский художественный театр.

Живопись. Скульптура. В 1850-1860-е гг. в живописи завершается процесс формирования русской национальной школы. Реализм становится основным направлением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.027 с.)