Повторно-обобщающий учебный материал по теме: Россия в XIX веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторно-обобщающий учебный материал по теме: Россия в XIX веке.



План:

  1. Особенности экономического развития.
  2. Особенности социального развития.
  3. Особенности политического развития.
  4. Особенности духовного развития.

1

Особенности экономического развития: 1) основная отрасль экономикисельское хозяйство: а) отсталый характер (доминировало трехполье: яровые-озимые-пар – система земледелия, которая сложилась еще в Средневековье). На Западе - многополье; б) экстенсивный путь развития (прирост сельскохозяйственной продукции происходил преимущественно за счет расширение площадей посевов, то есть развитие шло за счет улучшения количественных показателей, а не за счет улучшения качества, как на Западе, то есть интенсивно ); в) в общем объеме сельскохозяйственных культур ведущее место занимали серые хлеба (рожь, ячмень, овес). Удельный вес пшеницы стал возрастать только в черноземных районах; г) картофель – малая доля (это сыграет свою роль в Отечественной войне 1812 года), но со второй четверти расширяются посадки картофеля, который из огородной культуры превращается в полевую; д) крепостное право сохраняется до 1861 года; 2) в промышленности  - промышленный переворот (1830 – 1890; промышленный переворот в Англии начался в 60-ых гг. 18 века ) – переход от ручного труда к машинному: а) в первой половине – распространение мелкой, крестьянской промышленности – кустарные промыслы; б) развитие заводской промышленности – с промышленным переворотом (переход от мануфактуры к фабрике, от подневольного труда к наемному труду) и отменой крепостного права в 1861 году; в) до 1861 г. в промышленности был распространен принудительный труд (одна треть – крепостные).

  Последствия промышленного переворотаэкономические (рост производства, развитие наемного труда); социальные (появление классов капиталистов и пролетариата, урбанизация и развитие инфраструктуры); 3) слабо развитая инфраструктурабазовые элементы жизни, на которых основывается процветание общества; совокупность объектов, делающих жизнь комфортной: а) транспорт в России – гужевой и водный; б) слабо развиты шоссейные и железные дороги (в 1837 г. – железная дорога между Санкт-Петербургом и Царским Селом, 1851 г. – Москва-Санкт-Петербург); 4) торговля: а) во внутренней – большую роль ярмарки – Нижегородская; б) во внешней торговле – партнеры: Англия, Германия, Франция, Китай, Турция; положительное сальдо; экспорт - вывоз сырья и продовольственных товаров (хлеб, лес, лен, кожа); импорт – ввоз промышленных товаров, станков, то есть готовой продукции; в) продолжение политики протекционизма – политики, направленной на поддержку отечественного производителя (Канкрин); 5) стабилизация финансовой сферы – реформа Канкрина: серебряный рубль – основа денежного обращения.

Выводы:

1) Россия отставала от западных стран в экономическом и технологическом плане, что неблагоприятным образом отразилось на ходе Крымской войны (1853 – 1856 гг.);

 2) В экономике страны – сочетание двух укладов – феодального и капиталистического, в результате чего образуется противоречие в экономической системе: индустриализация, развитие промышленности (капитализм) сочетается с существованием   крепостного права до 1861 года, использование подневольного труда (феодализм);

 3)   Главные драйвера экономического развития – промышленный переворот и отмена крепостного права;

 4) Самый главный «тормоз» экономического развития – существование крепостного права до 1861 года.

 

2

 

Особенности социального развития: 1) общество – аграрный характер: более 90% населения – крестьяне; 2) урбанизация, рост населения в городах, новых торгово-промышленных центрах (Одесса, Ростов-на-Дону, Самара); 3) общество – на сословия – большие социальные группы, права и обязанности которых передаются по наследству: а) крестьянство – самое массовое, происходит процесс дифференциации – расслоение на зажиточных и бедных. Категории крестьян: помещичьи (оброчные и барщинные), государственные, удельные; б) мещане; в) дворяне; г) духовенство; д) казаки; 4) классовая стратификация общества (классы – большие социальные группы, принадлежность к которым определяется по отношению к средствам производства: а) капиталисты; б) пролетариат; 5 ) дворянство перестает быть монолитной опорой политического режима: 14.12.1825 г. – восстание декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге: некоторые дворяне, будущие декабристы, побывали в заграничных походах, увидели жизнь на Западе, осознали губительность крепостного права, их интересы стали выше корпоративных, сословных («дум высокое стремленье» – А. С. Пушкин).

Самые важные, но и одновременно и сложные социальные проблемы для правящего режима – социальные вопросы:

1) «крестьянский вопрос» - проблема гражданских и политических прав народа, связанная с необходимостью отмены крепостного права. Эту проблему власть хотела решить «сверху», чтобы не дождаться, когда ее решат «снизу». Основные этапы ее решения: а) указ о вольных хлебопашцах (1803 г.), б) аракчеевщина – создание военных поселений: «неволя хуже крепостнической» (1810 – 1857 гг.); в) запреты продавать крестьян в розницу, запреты на покупку крестьян безземельными дворянами; г) реформы Киселева, направленные на улучшение положения государственных крестьян; д) 1861 г. – отмена крепостного права, которая не решила крестьянского вопроса: «распалась цепь великая, распалась и ударила: одним концом – по барину, другим – по мужику» (Н. А. Некрасов);

2) «рабочий вопрос» - совокупность проблем материального, социального и правового положения наемных рабочих в условиях капиталистической индустриализации. В 1859 г. была создана комиссия, которая разработала «Проект правил для фабрик и заводов в Санкт-Петербурге и уезде», регламентировавших условия труда рабочих и ответственность предпринимателей. По новым правилам запрещалось применение труда детей до 12-летнего возраста, ночная работа несовершеннолетних (12-16 лет), ограничивалось 10 часами рабочее время детей 12-14 лет. Была создана правительственная инспекция фабрик. В 60-70-ые гг. 19 века положение рабочих оставалось бесправным. Фабричный инспектор Московской губернии, профессор Московского университета И. И. Янжул констатировал: «Хозяин фабрики – неограниченный властитель и законодатель, которого никакие законы не стесняют, и он …ими распоряжается по-своему, рабочие ему обязаны «беспрекословным повиновением», как гласят правила одной фабрики». Рабочее время – 12 – 16 часов и больше.

Таким образом, самые важные социальные проблемы – крестьянский и рабочий вопросы не были решены политическим режимом. Эта неразрешенность имеет опасный характер: содержит возможности социальных революций.

Выводы:

1) Общество – гибридный, переходный характер: одновременное существование сословной и классовой форм социальной стратификации, доминация черт аграрного общества при одновременном существовании признаков индустриального;

2) переходный, гибридный характер общества: а) скрывает в себе социальные конфликты, чреватые социальными революциями и гражданскими войнами; б) содержит потенциальные возможности трансформации в индустриальное общество;

3) неразрешенность крестьянского и рабочего вопросов - мощный и действенный фактор будущей социалистической революции и гражданской войны.

 

3

Российские политические процессы целесообразно разделить на внутриполитические и внешнеполитические. Начнем с внутриполитических.

 К особенностям внутриполитических процессов можно отнести следующие:

1) политический режим – абсолютная монархия. Абсолютизм уже стал политическим атавизмом для западных стран: в США – президентская республика, во Франции и Англии – парламентские монархии. Правящие российские императоры: Александр Первый (1801 – 1825 гг.) – освободитель, «сфинкс, не разгаданный до гроба»; Николай Первый (1825 – 1855 гг .) – «Николай Палкин»; Александр Второй (1855 – 1881 г г.) – реформатор; Александр Третий (1881 -1894 гг.) - контрреформатор;

2) реформы государственного управления: учреждение министерств (1802 г.), создание Третьего отделения (Бенкендорф, 1826 г.), систематизация российского законодательства (Сперанский, 1833 г.);

3) проведение реформпреобразований общественной жизни, не уничтожающих основ существующего общественного порядка. Реформы осуществлялись «сверху», то есть властью, носили модернизационный характер, способствовали развитию буржуазного общества, появлению зачатков гражданского общества, но имели непоследовательный, незавершенный характер, что являлось отражением борьбы двух политических сил – реформаторских и консервативных: 20.02.1803 г. – указ о «вольных хлебопашцах»; эпоха «Великих реформ» (Александр Второй): 19.02.1861 г. – отмена крепостного права; 01.01. 1864 г. – земская реформа; 20.11. 1864 г. – судебная реформа; 1864 – 1874 гг. – военная реформа;

4) проведение политики контрреформ (Александр Третий) - преобразований, направленных на консервацию общественно-политической жизни, что свидетельствует о непродуманности, противоречивости политического курса, о его конъюнктурности, о том, что управление страной осуществлялось в «ручном режиме»: циркуляр о «кухаркиных детях» - 1887 г.;

5) формирование национальной идеологии: «православие, самодержавие, народность»уваровская триада»);

 6) политическая радикализация: а) выступление декабристов; б) революционный террор (Д. Каракозов, И. Гриневицкий, С. Нечаев);

7) институционализация основных идеологий: а) консерваторы – «правые» политические силы: Победоносцев, Уваров – за сохранение существующего строя без изменений, то есть за абсолютизм, против секуляризации; б) радикалы – «левые» политические силы. К ним можно отнести   социалистов, анархистов – за осуществление социальной справедливости (социального равенства) с помощью социальной революции, которая должна уничтожить существующие порядки: народники (Бакунин, Лавров, Ткачев), Г. Плеханов «Освобождение труда», В. Ленин, Ю. Мартов «Союз борьбы за освобождение рабочего класса»; в) либералы - «центристы» - развитие самоуправления, земства, за осуществление преобразований эволюционным путем, за развитие частной собственности, капиталистических отношений, за реализацию демократических свобод.

Подведем итоги. Внутриполитическое развитие России характеризуется разновекторностью. Один вектор – реформаторский, нацелен на осуществление умеренно либерального курса. Этот вектор пытался реализовать Александр Второй. Другой вектор – контрреформаторский, консервативный, нацелен на консервацию существующих порядков в условиях политической радикализации. Такую политику проводил Александр Третий. Социалистический вектор имеет ярко выраженный радикальный характер, антиправительственную сущность, политически маргинализирован: его пытались осуществить социалисты-революционеры с помощью проведения политики революционного террора.

 Еще одна характерная черта внутриполитических процессов – отсутствие стратегического политического мышления. Об этом свидетельствует непродуманный характер внутренней политики, осуществляемой с помощью метода лавирования (бонопартизм, «политика качелей»). Политика бонопартизма имеет опасный характер: вызывает недовольство как «правых», консервативных сил, так и «левых», с социалистическим уклоном. Политику бонопартизма в 19 веке проводили все российские самодержцы (кто в большей степени, кто – в меньшей), но наиболее ярко она проявилась в правление Александра Первого.

 Во внешнеполитическом развитии – международные военные конфликты:

1) русско-турецкие войны: а) 1806 – 1812 гг. – присоединена Бессарабия, нейтрализована Турция; б) 1828 – 1829 гг. – русско-турецкая война: Черноморское побережье – под контроль России;  в) Крымская война (1853 – 1856 гг) – Парижский мирный договор: потеря ю. части Бессарабии, Карса, потеря контроля над черноморским побережьем г) 1877-1878 гг: образование автономного княжества Болгарского, независимость Черногории, Сербии, Румынии;

2) 1808 – 1809 гг. – русско-шведская война: присоединена Финляндия;

3) 1804 – 1813 гг. – русско-иранская война: присоединены сев. Азербайджан и Грузия;

4) Отечественная война (в зарубежной историографии – «восточная компания», «польская компания») 1812 г – отражена агрессия Франции и ее союзников, свержение Наполеона;

5) 1817 – 1864 гг. – Кавказская война: присоединены Чечня и Дагестан;

6) 1826 – 1829 гг. – русско-иранская: Эриван, Нахичеванское ханства – к России;

7) 1860 – 1880 гг. – присоединение Средней Азии.

В 1871 году, воспользовавшись разногласиями между ведущими европейскими странами, Россия пересмотрела в одностороннем порядке статьи Парижского мирного договора, отменила их, вернув контроль над черноморским побережьем. Россия находилась в поисках международных союзников: в 1873 году был заключен Союз трех императоров, в который вошли Россия, Германия, Австро-Венгрия, а в 1892 году был заключен франко-русский союз.

Помимо европейского направления, во внешней политике России можно выделить дальневосточное: в 1855 г. Россия устанавливает дипломатические отношения с Японией, в 1867 году подписывает конвенцию о совместном владении Сахалином. В 1875 году Япония о тказалась от юга Сахалина, а Россия – от Курильских островов. Однако мирное развитие российско-японских отношений в начале XX века из-за обоюдных имперских амбиций прекратится, и приобретет резко конфликтную форму (русско-японская война 1905 – 1907 гг.).

В 1867 году, Россия, не в силах противостоять США и Англии, продаст Аляску и Алеутские острова. Последствия этого факта неоднозначно оценивается в отечественной исторической науке.

Подведем итоги. Внешняя политика России 19 века, впрочем, как и внутренняя, носила конфликтный характер. Об этом свидетельствует факт наличия военных конфликтов в самых разнообразных направлениях. Как внутренняя, так и внешняя политика России имела разновекторный характер. На европейском направлении у России была главная задача – борьба с революционной Франции, и с этой задачей Россия успешно справилась, разгромив армию Наполеона на своей и чужой территориях, что способствовало росту ее внешнеполитического авторитета. Европейское направление также показывает, что внешняя российская политика носила консервативную направленность, как и политика внутренняя. На южном направлении Россия не смогла решить «восточный вопрос». Россия могла вести победоносные войны с Турцией, но экономическая и техническая отсталость России не позволила ей одолеть Англию и Францию в ходе Крымской войны. На восточном направлении Россия успешно реализовала свои имперские амбиции – осуществить внутреннюю колонизацию, присоединив Среднюю Азию, Северный Кавказ и Закавказье. Однако отношения между Россией и Средней Азией, Кавказом не напоминали отношений, которые складывались между метрополией и колониями в классическом, западно-европейском варианте. На северо-западном направлении Россия также успешно осуществила свои имперские замыслы: побеждена Швеция, присоединена Финляндия. Сформировался в российской внешней политике и дальневосточный вектор. Отношения между Россией и Японии в 19 веке осуществлялись сугубо в дипломатических рамках.

Выводы:

1. Внутриполитическое развитие характеризовалось непоследовательно проводимым правящим режимом политическим курсом – политика «бонопартизма», способствовавшая радикализации политических процессов (появление террористов-революционеров), недовольству со стороны как «правых», так и «левых» политических сил. Основная причина радикализации протестных настроений – нерешенность крестьянского и рабочего вопросов. Однако реформы Александра Второго, не смотря на их противоречивый характер, носили в целом буржуазный характер, и способствовали складыванию предпосылок для последующего формирования гражданского общества;

2. Во внешнеполитическом развитии – реализация статуса России как «геополитического игрока». С одной стороны, Отечественная война 1812 года способствовала росту международного влияния России, а, с другой стороны, Крымская война (1853 – 1856 гг.) показала не только экономическую, техническую отсталость России, но и доказала, что у России нет верных союзников (Александр Третий говорил, что у России есть только два верных ее союзника – армия и флот). Планы Англии по «расчленению» России не осуществились, но Крымская война четко указала на границы имперских амбиций России. Ведущие европейские страны (Англия, Франция) готовились к переделу мира. Назревала глобальная война, заработала «блочная» система в складывающейся архитектуре международных отношений. И в этой ситуации Россия нашла себе союзников в лице Англии и Франции.

 

4

 

Достижения в духовной сфере общества: 1) в науке: а) геометрия – создание «неевклидовой» геометрии (Лобачевский); б) физика – конструирование электромотора, мины, которая приводилась в действие электрическим зарядом (Якоби), изобретение радиотелеграфа Поповым, электрической дуги лампочки Яблочковым; в) химия – открытие периодического закона химических элементов (Д. Менделеев); г) психология – исследования в сфере высшей нервной деятельности человека и животных (Сеченов, Павлов); д) история – создание фундаментальных трудов по русской истории, освещающие проблемы формирования государственности в России, основные тенденции жизни государства и общества – Карамзин, С. Соловьев, Ключевский; е) философия – дискуссии относительно путей развития России – западники (Т. Грановский, К. Кавелин, П. Анненков), славянофилы (А. Хомяков, Ю. Самарин, братья Киреевские, Аксаковы), П. Чаадаев; создание философии «всеединства» - «соборности» (В. Соловьев); ж) медицина – экспериментальная хирургия Пирогова; з) а эродинамика – положено началу космических разработок (Циолковский); 2) в искусстве: а) литература – романтизм (Жуковский, Рылеев, ранний Пушкин, Лермонтов); реализм (Пушкин, Гоголь, Грибоедов, Гончаров, Крылов, Тургенев, Достоевский, Толстой); б) изобразительное искусство (классицизм – Бруни, романтизм - Брюллов, реализм - Суриков, Шишкин, Репин, Левитан); в) архитектура (русский ампир – Воронихин Казанский собор; историзм – Тон – Храм Христа Спасителя); г) музыка – Глинка, композиторы «Могучей кучки» - Бородин, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, складывание русской исполнительской школы - Шаляпин; д) скульптура (Мартов «Памятник Минину и Пожарскому»), д) театр (известный актер – Щепкин).

В духовном развитии России 19 века, концентрированным выражением которого является философия, можно выделить следующие особенности:

1) теснейшая связь литературы с философией (художественное и публицистическое творчество Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого). У Ф. М. Достоевского – философская концепция «этического персонализма»: вопрос о Боге не является для мыслителя абстрактно-онтологическим, он вырастает из темы человека как глубоко противоречивого и разорванного в себе существа. Для Достоевского нет ничего дороже человека, но в то же время нет ничего его страшнее. Достоевский поднимает философские вопросы, связанные с реализацией свободы человека: «тварь ли я дрожащая, или право имею?», может ли благое будущее оправдать сегодняшние детские слезы. В «Бесах» Достоевский хорошо показывает, что свобода открывает простор не только для духовного развития человека, но и создает плацдарм для нравственного его падения. 

Л. Н. Толстой в своем творчестве предлагает свое видение главного философского вопроса – вопрос о смысле человеческой жизни. Толстой убежден, что сам вопрос «для чего жить?» означает неправильность жизни вопрошающего. Ответ может быть только один: жить надо не для себя и не для других смертных, а для Бога – бесконечного, бессмертного начала. Поднимает Толстой вопрос о движущих силах истории. Историю творят, с точки зрения Толстого, не выдающиеся личности, а народные массы. Большое значение в толстовском творчестве занимает философская концепция «непротивления злу насилием». Толстой обращает внимание на то, что насилие часто анонимно, оно работает в маске. Потом на связь лжи и насилия укажет А. И. Солженицын, выявляя сущность тоталитарного режима, призывая «жить не по лжи!», к осуществлению духовной, ненасильственной революции в духе толстовской философии;

2) концепции русских философов носят историософский характер, то есть философы А. С. Хомяков, П. Я. Чаадаев, В. С. Соловьев и другие осмысляют ход и направленность исторического процесса в контексте развития России. Однако философы приходят к различным умозаключениям. Если Чаадаев полагает, что предназначение России состоит в том, чтобы показать всему миру, как не стоит жить, и он близок к дискурсу западников, видящих в западной цивилизации культурные образцы, достойные подражания, то А. С. Хомяков, являющийся видным представителем славянофильства, убежден, что Россия не должна идти по той тропинке, который проложил Запад, отстаивая особый путь развития России. Видный представитель русской философии В. С. Соловьев смысл исторического процесса видел в создании «богочеловечества». Человека В. С. Соловьев трактовал как стыдящееся, моральное существо;

3) концепции русских философов можно подразделить на: а) материалистические (Герцен, Чернышевский); б) идеалистические, или религиозные (Соловьев, Федоров).

А. И. Герцен (1812 – 1870) отводит большую роль технике в деле преобразования природы. Человек, считает он, есть не только мыслящее, но и действующее существо, а «деяние есть живое единство теории и практики». Герцен близок к пониманию человека не просто как биологического, но и социально-исторического существа. С точки зрения Герцена, решающая роль в истории принадлежит народу, жизнь которого не зависит от нашей воли, как и развитие природы. История представляет собой объективный процесс. Как и природа, человечество развивается стихийно, бессознательно. Сознание людей не развито. Это касается как бедных, так и богатых. У бедных сознание не развито из-за нищеты, а у богатых – из-за пресыщения и лени. Каким же путем можно приобщить народные массы к достижениям науки, просветить их? Прежде всего надо накормить людей. Нет образования при голоде: чернь будет чернью до тех пор, пока у нее не появится досуг, необходимый для развития.

Н. Г. Чернышевский (1828 – 1889) разработал свою эстетическую теорию. В произведениях искусства должна отражаться жизнь, взятая в ее типических образах. С этих позиций Чернышевский критикует теорию «чистого искусства». По его словам, «искусство для искусства» - мысль такая же странная, как и «богатство для богатых», «наука для науки». Все человеческие дела должны служить на пользу человеку, если не хотят быть не пустым и праздным занятием. Чернышевский признает самоценность искусства, но оно должно быть реалистичным, то есть правдиво отражать жизнь, а также служить общественному прогрессу, нравственному возвышению человека. Прекрасное, как главная категория эстетики, порождается не чистым искусством, а самой жизнью, считал Чернышевский. Прекрасное и возвышенное существуют как в природе, так и в человеческой жизни. Прекрасное и есть сама жизнь. Чернышевскому присуща вера в общественный прогресс, который он связывал с научным прогрессом. При этом прогресс Чернышевский понимал не в качестве прямой линии, а в качестве «зигзагообразной» линии. Широко известны его слова о том, что исторический путь – это не тротуар Невского проспекта, что он идет то через то пыльные и грязные поля, а то и вовсе через дебри. Кто боится покрыться пылью и выпачкать сапоги, тот не должен приниматься за общественную деятельность.

В. С. Соловьев (1853 – 1900) полагал, что хоть и Бог сотворил мир, но он сотворил его несовершенным. Поэтому мир, сотворенный Богом, косен, в нем царит разорванность между существами, механическая причинность, которые превращают мир в тюрьму для всякой твари. По мысли философа, еще предстоит обожение мира, в результате которого человечество трансформируется в подлинно духовное и нравственное существо – Богочеловечество. Таким образом, руками обновленного человечества в посюстороннем мире может быть сотворено Царство Божие. Без человека нет деятельности Бога: ее не на что направлять, и, следовательно, по Соловьеву, человек совечен и сомогущ Богу. «Человек, - писал философ, - есть соединение Божества с материальною природою, что предполагает в человеке три составных элемента: божественный, материальный и связующий оба, собственно человеческий». Ярчайшая особенность человека заключается в его неспособности удовлетворяться раз и навсегда заданными границами. Человек хочет превзойти данное и стремится усовершенствовать мир и самого себя. Человеческая личность бесконечна, - в этих словах Соловьев усматривал суть нравственной философии. Человек стоит перед альтернативой: либо выродиться в зверечеловека, в «быдло», либо осуществить восхождение от природного существа к духовному. Прототипом человека духовного является Богочеловек Иисус Христос. Соловьев подчеркивал, что как нечто отдельное человек не существует. Личность становится человеком лишь в качестве органической части человечества, а человечество представляет собой единый организм. В то же время, по мысли философа, человечество – это универсальная индивидуальность. В выполнении своего предназначения Соловьев отводил большую роль философии. Именно философия, как считал Соловьев, раскрывает существо человека и является вечным исканием духовной свободы. По Соловьеву, существует путь выхода людей к достойной жизни: это всеединство (единение человека с Богом и другими людьми), духовное совершенствование мира и самосовершенствование. Люди должны руководствоваться принципами ИСТИНЫ, ДОБРА, КРАСОТЫ.

Н. Ф. Федоров (1829 – 1903) в труде «Философия общего дела» проводит следующую мысль: истоки человеческого бытия коренятся во Вселенной и порывать с этими корнями нельзя. Федоров обращал внимание на то, что человек – это существо вертикальное, взор его обращен на небо в поисках сверхъестественного, неземного. Из того, что человек обращен к небу, вытекает назначение человека стать свободным. Философ подчеркивал, что человек – это существо родовое, и поэтому, чтобы выполнить свой долг, он должен осознать, как осознавал это И. Христос, что является сыном человеческим, то есть потомком вереницы предков, вплоть до первочеловека, которые дали ему все. Родовая солидарность людей – самая глубокая и неотменимая связь между людьми. Поэтому Федоров считал, что у нас, сыновей, есть долг перед отцами, - воскресить их: без этого восстановления, сыновьего долга, не может быть истинного человеческого братства. Человек, по Федорову, двойственен: с одной стороны, он - вершина эволюции, находится на вершине пищевой цепочки, а, с другой стороны, существо ущербное, так как осознает свою смертность. Выход из трагического положения Федоров усматривает в Апокалипсисе. В Апокалипсисе Федоров увидел не только грядущий конец света, страшный суд, но и весть о новой земле, о воскрешении умерших людей, о царстве Божьем на Земле. Апокалисис, по Федорову, - это не весть о смерти, а весть и спасении, это Благовест. Федоров был убежден в том, что счастье человека невозможно до тех пор, пока в обществе и во Вселенной царит стихия, господствуют разрушительные процессы, люди разобщены друг с другом. Смерть – высшее выражение стихии и разрушения, зла во Вселенной. Устранив смерть, человек победит зло. Одна из причин сохранения зла – неравномерность нравственного и научно-технического прогресса. Частая смена поколений не позволяет личности в полной мере освоить опыт и знания предшествующих (умерших) поколений, осознать предыдущие человеческие заблуждения. Поэтому только с продлением жизни человек разовьет свою нравственность и приступит к подготовке возможностей воскрешения предков. Практическая задача философии общего дела – в том, чтобы человек начал восхождение к высшей природе, стал спасителем мира и себя от неизбежного конца. Федоров писал: «Мир дан на поглядение, не миросозерцание – цель человека. Человек всегда считал возможным действие на мир, изменение его согласно своим желаниям». Человек, по Федорову, должен распространить свою власть на природу. Постепенное распространение власти на природу должна начаться с Земли (метеорическая регуляция), перейти на Солнечную систему (планетарная астрорегуляция), а затем – на Вселенную (космическая регуляция). Характеризуя метеорическую регуляцию, Федоров предсказывает, что в результате преобразования Земли будет изменен климат планеты, устранена засуха, повышена продуктивность биосферы, взяты под контроль сейсмические процессы. Полезные ископаемые и энергия начнут браться из космоса, а Земля будет превращена в космический корабль «земноход». Внутренняя регуляция, по Федорову, должна победить смерть, воскресить всех мертвых, когда-либо живших на Земле. Федоров оценивал всеобщее воскрешение как победу над пространством и временем. Природа должна быть очеловечена как расселением людей в космосе, так и внесением в него разумности. Согласно Федорову, активная эволюция знаменует новый тип прогресса – органический, который в отличие от технического осуществляется в самой природе средствами психофизиологической регуляции. Дух должен вовлечь человеческую природу в новое онтологическое качество. Это выразиться в обретении способа питания по типу растений, в естественном «тканетворении», то есть наращивании у человека новых органов. Федоров ставил задачу не просто выявить наследственный генетический код всего человечества. Это выявление он рассматривал как предварительное условие восстановления предшествующих поколений. Следующая задача – вернуть восстановленному человеку его уникальное самосознание. Эта задача разрешима на пути постепенного преобразования природы человека: создание долгоживущего поколения, постепенное самосозидание, регуляция космических сил, стихий и достижение бессмертия. Воскрешение – фундаментальный, «Антиприродный акт», обратный рождению. Прообраз воскресительного акта Федоров видит в искусстве. Погребальные обряды, отпевание, попытки удержать умершего в живописном и скульптурном изображении – все это свидетельство стемления сохранить, увековечить, обессмертить человека, потребности удержать, сохранить, то, что перестало существовать в социальной памяти, в музеях, книгах. Необходимо превратить воскрешение из художественного, духовного, культурного явления в факт действительный и индивидуализированный. Согласно Федорову, развитое нравственное чувство требует спасения всех погибших, а не избранных, так как человеческая личность – высшая ценность наравне с другой высшей ценностью – бесконечная преображенная жизнь. Таким образом, Федоров считал, что современная ему индустриальная цивилизация требует коренного преобразования, поскольку она основана на анилизе и разложении. Так, производство убивает, расчленяет живые продукты природы, чтобы изготовить из них обилие мертвых, искусственных вещей. Воскрешение же есть обратный процесс воссоединения, воспроизведения сложного, цветущего из элементарного и простого. Выходит, что проблему отчуждения Федоров, в отличие от Маркса, хотел преодолеть не с помощью уничтожения частной собственности как основы эксплуатации, а с помощью метафизического синтеза, составляющего суть воскрешения.

Вывод: развитие духовной жизни России привело к тому, что культура России пополнила сокровищницу мировой культуры. Неслучайно применительно к девятнадцатому веку говорят о «золотом веке» русской культуры. Духовному развитию России способствовали следующие факторы: 1) рост национального самосознания российского общества; 2) научно-технический прогресс; 3) достижения в сфере образования: а) развитие высшего образования - учреждение Виленского, Дерптского, Харьковского, Казанского, Санкт-Петербургского университетов; б) создание образцовых средних учебных заведений – лицеев (Царскосельский лицей) и гимназий, в которых могли учиться только дворяне; в) повышенное внимание к народному образованию (рост численности начальных школ) и к образованию как сфере общества (1802 г. – создание Министерства народного просвещения); 4) институционализация, то есть окончательное оформление национальной, русской, самобытной философии (философия всеединства Соловьева, философия общего дела Федорова).

Итоги:

1) в сфере экономики – господство первичного сектора (сельское хозяйство), экстенсивная форма развития, промышленный переворот, «сырьевой» характер внешней торговли, слабо развитая инфраструктура и логистика; вызревает конфликт между производительными силами и производственными отношениями, эскалация которого привела к революции 1917года;

2) в социальной сфере – аграрный характер общества, его «гибридность» (одновременное существование сословий и классов,) жесткий характер классовой эксплуатации, неразрешенность рабочего и крестьянского вопросов, что выльется, в конечном счете, в социальную революцию 1917 года;

3) в политической подсистеме – абсолютная монархия, отсутствия стратегического политического мышления, противоречивый характер реформ: реформаторская деятельность сменяется контрреформаторской; Россия – дальнейшая реализация имперского проекта, окончательное складывание границ Российской империи, преобладание консервативного вектора (консервация политических отношений), что приведет в 20 веке к свержению абсолютной монархии, к купированию возможности эволюционного развития российской политической системы, к социалистической революции – закономерным итогом эскалации революционной ситуации: «верхи не могут управлять по новому, низы не желают жить по старому» (В. Ленин);

4) в духовной жизни – «золотой век» русской культуры: Ф.М. Достоевский, Л. Н. Толстой (концепция ненасильственного сопротивления), В.С. Соловьев (концепция богочеловечества) и другие выдающиеся россйские мыслители пополнили сокровищницу мировой культуры. А. С. Пушкин фактически создал русский национальный язык. Философия космизма Федорова – большое историческое значение: послужила концептуальной базой в деле освоения космоса. Полет Ю. А. Гагарина 12.04. 1961 года – практическое воплощение философии космизма. Споры о том, по какому пути должна идти Россия (по западному или по своему) продолжаться в двадцатом веке. В нынешнем, двадцать первом веке тоже существуют сторонники западничества и славянофильства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.194.39 (0.05 с.)