Тема 4. 3. Раздробленность на Руси 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 4. 3. Раздробленность на Руси



План:

1. Причины, сущность и последствия раздробленности.

2. Основные черты древнерусской культуры.

1

На съезде князей 1097 г. в Любече, по сути, была зафиксирована политическая раздробленность Руси. В княжение Владимира Всеволодовича Мономаха и его сына Мстислава Владимировича еще удавалось сохранять хрупкое единство, но центробежные процессы были необратимы. По подсчетам Б.А. Рыбакова, в середине XII в. было 15 княжеств, в начале XIII в. – примерно 50 княжеств, в XIV в. – около 250 княжеств.

Можно выделить две основные причины раздробленности: 1. Политическая – в крупные центры киевский князь сажал своих сыновей, что создавало предпосылки для сепаратизма; 2. Экономическая – князья на местах наделяли дружинников землей за службу, складывалось крупное частное землевладение, формировался слой крупных землевладельцев – бояр. Бояре выступали носителями сепаратистских настроений. В условиях замкнутого натурального хозяйства они стремились наладить нормальное производство на месте, масштабы Киевской Руси были для этого не нужны. На местах тяготились зависимостью от Киева. Участие в общерусских походах, обязательная выплата дани рассматривались как напрасная трата сил и средств. Киевская Русь распалась поначалу на полтора десятка самостоятельных земель, границы которых более или менее совпадали с границами древних союзов племенных княжений. (Вспомним административную реформу князя Владимира: он извел князей союзов племенных княжений и посадил на их места своих сыновей.)

Основу хозяйства составляло пашенное земледелие. В это время начался постепенный переход к двух - и трехпольному севообороту. Паровая система начала потихоньку теснить перелог и подсеку.

Известно около 40 видов сельскохозяйственных орудий. На юге распространен тяжелый плуг с лемехом, на севере – соха с железным сошником.

Сначала в огородничестве, потом в земледелии стали применять органическое удобрениенавоз.

Урожаи небольшие: сам-1,5, сам-3. Развивалось крупное частное землевладение в форме княжеских, боярских и монастырских вотчин. Служилые люди получали землю в вотчину или кормление.

Основная масса крестьян была лично свободна. За пользование землей крестьяне платили оброк, реже – несли барщину. Разорившиеся крестьяне попадали в различные формы зависимости: холопы, закупы, рядовичи, закладники.

Помимо земледелия развивались скотоводство, сельские и ремесленные промыслы. Хозяйство носило натуральный, замкнутый характер.

К середине XIII в. было около 300 городов. Города являлись административными и торгово-ремесленными центрами. Управление и суд находились в руках феодалов. Административным центром был Кремль (детинец). Основную массу населения составлял торгово-ремесленный люд, проживавший на посаде.

 

До середины XII в. главой княжеской иерархии был киевский князь. Со второй половины XII в. его власть ослабевает, становится, скорее, номинальной и фактически переходит к князьям на местах. Князья являлись главами большинства русских земель (за исключением таких земель, как, например. Новгород, Псков). При князе был совет (дума). В городах княжества находились наместники и посадники. Главой городского ополчения был тысяцкий. В городах регулярно собирались вечевые собрания. Они избирали князя, организовывали городскую общину, созывали ополчение.

Некоторое время собирались общерусские съезды князей - снемы, но проку от них было мало, так как князья враждовали между собой. Они стремились не захватить власть во всей стране, а укрепить свое княжество, расширить его границы за счет соседей.

Таким образом, Русь представляла собой своеобразную федерацию княжеств, во главе которой номинально стоял великий князь киевский.

Условно принято выделять три региона со своими особенностями социально-политического развития: Северо-Восточная Русь (Владимиро-Суздальская земля), Юго-Западная Русь (Галицко-Волынская земля), Северо-Западная Русь (Новгородская феодальная республика).

 Владимиро-Суздальское княжество. С конца XI в. Ростово-Суздальская земля попадает в орбиту влияния «мономаховичей», с 1096-1097 гг. здесь находился сын Владимира Мономаха Юрий Владимирович (Долгорукий). Со смертью Владимира Мономаха в 1125 г. прекращается зависимость Ростово-Суздальской земли от Киева. Юрий Долгорукий становится ее полновластным князем. Но он постоянно стремился к завоеваниям соседних земель, его мечтой было захватить власть в Киеве (отсюда и его прозвище). Он достиг заветной цели.

 Своим преемником на киевском столе Юрий видел старшего сына Андрея. Но Андрея тянуло на северо-восток. Скрепя сердце, отец отпустил Андрея, вручил ему икону Владимирской Божьей Матери. Но наказал сына за строптивость: старшие города земли – Ростов и Суздаль – достались соответственно Михаилу и Всеволоду, младшим братьям Андрея; Андрей получил пригород Владимир.

После смерти отца в 1157 г. Андрей Юрьевич (Боголюбский) изгнал братьев и стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Он перенес столицу во Владимир. Стремление Андрея Юрьевича к самовластью привело к конфликту с местным боярством. В итоге Андрей был убит в 1174.

После непродолжительной междоусобицы в 1176 г. владимиро-суздальским князем стал брат Андрея, Всеволод Юрьевич («Большое гнездо»). Он продолжил линию князя Андрея на укрепление самовластья. При Всеволоде в 1211 г. был созван собор представителей всех городов и волостей Северо-Восточной Руси. Всеволод завещал на этом соборе великокняжеский стол сыну Юрию.

Всеволод умер в 1212 г. После его смерти началась междоусобная борьба. К 1237 г. на территории Северо-Восточной Руси было уже 6 княжеств (великое княжество Владимирское, Переяславское, Угличское, Ярославское, Ростовское, Юрьевское).

Главным было великое княжество Владимирское. Его князь был старшим среди остальных князей, главой дипломатии и военных сил. Ему же принадлежало право на выморочное имущество.

Таким образом, главная особенность политического развития Северо-Восточной Руси – доминирование здесь монархических тенденций.

 

Галицко-Волынская земля. Древнейший очаг пашенного земледелия. Плодородные почвы, мягкий климат, реки и леса, сочетающиеся со степными просторами, – все это создавало благоприятные условия для занятия земледелием и скотоводством. Как следствие – здесь было развито княжеское и особенно боярское землевладение.

Выгодное географическое положение способствовало развитию торговли и городов. Крупнейшими городами земли были Галич, Владимир-Волынский, Холм, Берестье, Львов, Перемышль.

До 1199 г. Галицкая и Волынская земли развивались самостоятельно.

В 1199 г. волынский князь Роман Мстиславович объединил их. В 1203 г. он захватил Киев. Под его властью оказалась вся Южная и Юго-Западная Русь. Римский Папа предлагал ему королевский титул.

В 1205 г. Роман погибает в Польше (в битве). Начинается 30-летняя феодальная война.

В это время боярство, сосредоточившее в своих руках крупную земельную собственность, становится ведущей политической силой. Постоянно действует орган бояр – Совет бояр, в который входил и епископ. Совет бояр созывался по инициативе самих бояр или с их согласия. Этот орган управлял делами земли.

Только к 1240 г. сыну Романа, Даниилу Романовичу, удается положить конец усобицам и вновь объединить под единой властью Киевскую землю и Юго-Западную Русь.

Нашествие монголо-татар приводит к новому ослаблению княжеской власти и к новым усобицам.

Позднее Галичина оказалась под властью Польши, Волынь – Литвы.

Таким образом, важной особенностью политического развития Галицко-Волынской земли было преобладание здесь долгое время олигархических тенденций.

Новгородская феодальная республика. Новгород был вторым после Киева по важности центром Руси. Здесь обычно княжил старший сын киевского князя. В первой четверти XII в. зависимость Новгорода от Киева стала ослабевать.

В 1117 г. новгородцы заключили «ряд» (договор) с князем Всеволодом Мстиславичем на пожизненное княжение. Но князь неоднократно нарушал условия договора (в частности, уходил в Псков). Наконец, терпение новгородцев лопнуло. В 1136 г. они арестовали князя и вместе с женой, детьми, тещей продержали два месяца под арестом. После чего прогнали князя из города. С этого года принято вести отсчет самостоятельности Новгорода. Начинается история Новгородской феодальной республики.

Высшим органом власти в Новгороде было вече. Оно приглашало князя, заключало с ним договор. На вече объявляли войну и заключали мир. Вече избирало высших должностных лиц Новгорода. На нем принимали законы (пример: «Новгородская Судная грамота»). Вече распоряжалось всей земельной собственностью Новгородской земли. Вече устанавливало налоги и повинности. Являлось высшей судебной инстанцией.В вече участвовало, видимо, все взрослое свободное население Новгорода.

Главой новгородской республики был архиепископ. Он избирался на вече. Возглавлял Совет господ. Был хранителем городской казны. Как правило возглавлял посольства. Контролировал городскую торговлю. Осуществлял судебные функции.

Главой исполнительной власти был посадник. Он также избирался на вече, как правило, из числа бояр. Посадник, исполнявший эту должность, назывался степенным. Посадники, вышедшие в отставку, назывались старыми. Степенный посадник председательствовал на вече. Он контролировал деятельность князя. Выполнял судебные функции. Нередко возглавлял посольства. В распоряжении посадника находились паробцы посадничьи, выполнявшие полицейские функции.

Правой рукой посадника был тысяцкий, также избиравшийся на вече. Тысяцкие, как и посадники, были степенные и старые. Тысяцкий был предводителем городского ополчения – тысячи. В мирное время его сферой деятельности был суд по торговым делам.

Коллективным органом власти в Новгороде был Совет господ во главе с архиепископом. Он подбирал кандидатуру князя и приглашал его в Новгород. Готовил «повестку дня» вечевых собраний. В состав Совета господ входили, кроме архиепископа, степенный и старые посадники, степенный и старые тысяцкие, кончанские старосты.

После 1136 г. Новгород исповедовал принцип «вольности в князьях», то есть новгородцы приглашали князя по своему усмотрению. Главная функция князя – военная: защищать город. Возможно, князь осуществлял и судебные функции. После возвышения Москвы новгородцы приглашали на княжение московского князя. Сам он не приезжал, посылал наместника. Естественно, что наместник не пользовался большим авторитетом и не вмешивался во внутреннюю жизнь новгородцев.

Город делился на концы (пять). В концах были кончанские веча и кончанские старосты.

Концы делились на улицы. Там – уличанские веча и уличанские старосты.

Таким образом, главной особенностью политического развития Новгорода было господство здесь демократических тенденций.

Новгород был вовлечен в активные торговые связи с Европой. Здесь, ранее чем в других русских землях, могли развиться предбуржуазные отношения.

Значение раздробленности. Раздробленность стала закономерным этапом в истории Древней Руси, результатом внутреннего развития русских земель.

Последствия раздробленности двоякие: 1. Раздробленность способствовала на тот момент развитию феодальных отношений на Руси. В этот период вызрели предпосылки объединения русских земель в единое государство. 2. Отрицательным последствием раздробленности стало ослабление Руси, что облегчило монголо-татарам ее покорение.

 

2

Культура – это не просто все, созданное человечеством в материальной и духовной сферах. Культура прежде всего – мера человеческого (то есть не биологического, не животного) в человеке. Мир культуры – это всегда освоенный человеком мир, противопоставленный миру природы.

IX – начало XIII в. – это период поступательного развития культуры, достигшей своего расцвета накануне монголо-татарского нашествия.

Центрами культуры были города. В IX-X вв. – примерно 25; в XI в. – 89; к концу XII в. – 224; накануне монголо-татарского нашествия – около 300 городов. Города были центрами ремесла; здесь находились памятники архитектуры, прежде всего церкви (в церквах – иконы, настенная живопись); при храмах велось летописание, переписывались и переводились книги; в городах открывались школы.

Письменность. Вопреки утверждениям дореволюционных исследователей (А.Х. Востоков, Ф.И. Буслаев, А.А. Шахматов) письменность появилась задолго до принятия христианства, видимо, во второй половине IX в. Известны договоры Руси с Византией начала X в., надписи на глиняных сосудах из Гнездовских курганов под Смоленском первой четверти X в.

Официальный алфавит – кириллица. Его появление связано с именем Кирилла. Византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий создали алфавит для славянских народов и перевели на славянский язык богослужебные греческие книги во второй половине IX в.

На Руси писали «уставом». Буквы XI-XII вв. почти квадратные, не связаны друг с другом. Слова не отделялись друг от друга. Было принято сокращение слов. Над местом сокращения ставился специальный знак: титло.

Писали на пергамене (из специально выделанной телячьей кожи). Текст начинался с большой красной буквы -заставки (отсюда - «красная строка»). Текст сопровождался рисунками – миниатюрами. Листы сшивали и переплетали. Обложками были две доски, обтянутые кожей (отсюда – «прочитать от доски до доски»).

Грамотность была уделом не только церковников и знати. В Новгороде в 1951 г. экспедицией А.В. Арциховского найдены берестяные грамоты XI-XII вв. На бересте – записки простых людей.

Летописание. «Повесть временных лет». Летопись – это погодное изложение событий. Возможно, первые записи подобного рода появились в IX в., до нас не дошли. Существует предположение о составлении в конце X в. летописного свода при Десятинной церкви в Киеве. Возможно, начало русского летописания следует относить к 1007 г., когда в связи с перенесением в Десятинную церковь мощей княгини Ольги было создано сказание о русских князьях, составившее историческую основу русского летописания. 1093-1095 гг. датируется так называемый Начальный свод. Он, скорее всего, был предшественником «Повести временных лет» (ПВЛ).

«Повесть временных лет» – главный памятник древнерусского летописания.

Первая редакция ПВЛ принадлежит монаху Киево-Печерского монастыря Нестору, датируется 1110-1113 гг. Вторая редакция принадлежит выдубицкому игумену Сильвестру, датируется 1116 г.

Третья редакция связана с именем новгородского князя Мстислава Владимировича, датируется 1118 г.

В ПВЛ рассказывается о расселении славян, управлении славянскими племенами, их быте и верованиях. Автор повествует о призвании варягов, объединении Новгорода и Киева, основных событиях древнерусской истории.

Летописи велись не только при монастырях, но и при княжеских дворах, не только в Киеве, но и в других городах, впоследствии - землях. Хорошо известны Новгородские и Псковские летописи, Владимирский летописный свод и др.

 

Литература. «Слово о полку Игореве». От XI-XII вв. до нас дошло 80 книг, 7 из них имеют точную датировку. Древнейшая книга – «Остромирово Евангелие». Переписана для новгородского посадника Остромира.

На Руси переписывали религиозные тексты, делали переводы с греческого и латинского языков. Были и оригинальные сочинения. В отличие от европейских стран, где официальным языком была латынь, на Руси писали на родном языке.

Наиболее известными произведениями древнерусской литературы являются:

В житийном жанре – «Житие Бориса и Глеба» (дошло в летописи под 1015 г.) и «Сказание о Борисе и Глебе» (первая половина XI в.). Они повествуют о благочестивой жизни и трагической гибели русских князей, канонизированных церковью.

«Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (середина XI в.). Центральная идея – отстаивание самостоятельности русской церкви. Суровый закон «Ветхого завета», предназначенный для одного народа, противопоставлен в этом сочинении благодати «Нового завета», имеющей общечеловеческий характер.

В жанре путевых записок написано «Хождение игумена Даниила на Ближний Восток» (около 1107 г.).

«Поучение» Владимира Мономаха (примерно 1117 г.) – своеобразное политическое завещание и наставление детям, написанное киевским князем.

Одним из наиболее выдающихся произведений древнерусской литературы принято считать «Слово о полку Игореве». В произведении рассказывается о походе Новгород-Северского князя Игоря на половцев и его поражении. Автор осуждает княжеские усобицы, вспоминает времена единства Руси и призывает князей объединиться и вызволить Игоря из половецкого плена.

Оригинал «Слова» погиб в Москве в 1812 г. во время пожара. Поэтому в литературе существуют разные точки зрения относительно авторства «Слова» и времени его создания. Так, известный историк Б.А. Рыбаков считал автором киевского тысяцкого Петра Бориславича – участника событий. Писатель В. Чивилихин полагал, что автором являлся сам князь Игорь. Казахский поэт и писатель О. Сулейменов рассматривал «Слово» как памятник тюркской литературы. Значительная часть историков и литературоведов придерживается точки зрения, что автор неизвестен. Большинство исследователей датируют «Слово» концом XII в. (между 1185 и 1190 гг.). Историк и этнограф Л.Н. Гумилев считал, что «Слово» появилось в связи с восстаниями во второй половине XIII в. против монгольских сборщиков дани. Историк А.А. Зимин полагал, что «Слово о полку Игореве» – апокриф (подделка) конца XVIII в.

Архитектура. Изобразительное искусство. С домонгольского времени до нас дошло более 150 памятников. До конца X в. постройки в основном деревянные или деревянно-земляные. Одно из первых каменных строений относится к концу X в. Это 25-главая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь). Сгорела при нашествии монголо-татар.

При Ярославе Мудром в Киеве были построены 13-купольный Софийский собор и Золотые ворота. Кроме Киева Софийские соборы были в Новгороде и Полоцке. Из других памятников архитектуры выделим: Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, Спасские соборы в Чернигове и Новгороде, дворец князя Андрея Юрьевича в Боголюбове, храм Покрова на Нерли, соборы Переяславля-Зелесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Древнерусские мастера строили не «на глазок», они знали пропорции («золотое сечение»). Преобладала так называемая крестово-купольная композиция: прямоугольный объем, расчлененный четырьмя столбами, на которых покоится центральный купол.

Основные строительные материалы:

в Киеве, Смоленске, Чернигове – плинфа (плоский кирпич 31х31х2,5-4 см.;

в Новгороде – известняк;

во Владимиро-Суздальской и Галицко-Волынской землях – белый камень.

Внутри храмов были фрески и мозаика.

Фрески – живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Святой Софии в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого.

Мозаика – изображение или узор, выполненный из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты (специальный стекловидный материал). В Софийском соборе в Киеве – мозаичное изображение огромной фигуры молящейся за человечество Богоматери (Богоматерь Оранта).

В храмах находились иконы (по гречески - изображение, образ). Первые иконы были написаны греческими мастерами. Самая почитаемая – изображение Богоматери с младенцем на руках (рубеж XI-XII вв.) – Владимирская Богоматерь, своеобразный символ России (неизвестный греческий иконописец). Известны имена русских мастеров-иконописцев XI в.: Алимпий, Олисей, Георгий.

К памятникам изобразительного искусства можно отнести книжные миниатюры, орнаменты в виде заставок(узоры, виньетки в начале главы), украшения на полях книг. Из прикладного искусства – орнаменты на посуде, изделиях ремесла.

 

Художественное ремесло. В ремесленном производстве было более 60 специальностей: кузнечное дело, гончарное дело, литье колоколов, производство кирпича, многоцветной керамики, обработка дерева и кожи, изготовление оружия, кольчуг, мечей, сабель, арбалетов и т.д.

Больших успехов достигло художественное ремесло. Изготавливали бронзовые, серебряные, медные украшения. Художественное литье в формах – один из технических приемов. Отливали кресты, подвески, височные кольца, подсвечники, браслеты, перстни и т.д.

Кроме литья – другие приемы художественного ремесла:

художественная ковка (кубки, блюда) и чеканка (шлемы);

чернь – резцом наносили рисунок, туда вбивали золотые или серебряные нити, пространство между нитями покрывали черным цветом;

зернь – по рисунку накладывались золотые и серебряные зерна и припаивались;

скань (филигрань) – изделия из скрученной, свитой золотой и серебряной проволоки;

эмаль – специальное покрытие изделий.

 

Устное народное творчество. Устное народное творчество предшествовало появлению письменной литературы. Распространены легенды, были, сказки, песни, плачи, пословицы, заговоры, гадания.

Обрядовый фольклор – встречи (коляды) и проводы (масленица) зимы, встреча (красная горка) и проводы (семик) весны; летние праздники (русалии, купала); осенний – обжинок.

В X в. зарождается героический былинный эпос. Былины не слагали о князьях, воевавших в чужих землях и не заботившихся о своей (например, о Святославе Игоревиче); о междоусобных распрях и князьях, принимавших в них участие (о Ярославе Мудром, Юрие Долгоруком).

Одним из первых былинных героев был Микула Селянинович, воевавший в 975 г. с варягами.

Выделяют три былинных цикла:

1. О Владимире Святославиче, Владимире «Красное Солнышко» (как его называли в былинах), оборонявшем Русь от печенегов. Один из героев этого цикла – легендарный Илья Муромец.

2. О полоцком князе Всеславе, избранном киевским князем после народного восстания 1068 г.

3. О Владимире Мономахе и его борьбе с половцами.

 

Итогом культурного развития Киевской Руси стало складывание культуры древнерусской народности.

 

Вопросы и задания:

1. Каковы причины, сущность и последствия политической раздробленности?

2. Дайте характеристику Владимиро-Суздальскому княжеству.

3. Какие особенности в развитии Галицко-Волынского княжества можно выделить?

4. Почему Новгород называют не княжеством, а боярской республикой?

5. Сравните политическое устройство Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской феодальной республики. Что общего, а что различного между ними? Какой политический путь развития предпочтителен с вашей точки зрения? Свое мнение обоснуйте.

6. Чем письменность в древнерусском обществе отличалось от современной письменности?

7. Какие памятники древнерусской литературы вам известны? Что содержится в них поучительного? Что вам интересно было бы почитать?

8. Какие памятники архитектуры дошли до наших времен? Что вам о них известно?

9. Чем древнерусское изобразительное искусство отличалось от современного искусства?

10. Можно ли утверждать, что художественное ремесло в древнерусском государстве достигло больших высот? Свое мнение обоснуйте.

11. Какие исторические факты, события отразились в устном народном творчестве?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.067 с.)