Повторно-обобщающий материал по теме: развитие западных стран в первой половине двадцатого века 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повторно-обобщающий материал по теме: развитие западных стран в первой половине двадцатого века



План:

1. Экономическое развитие.

2. Социальное развитие.

3. Внутриполитическое развитие.

4. Внешнеполитическое развитие.

5. Духовное развитие.

1

В первой половине двадцатого века западные страны продолжили экономическое развитие. Источники экономического развития: 1) монополизация способствовала беспрецедентному ускроению экономического развития ведущих стран Запада. Процесс монополизации сопровождался дальнейшим расширением международных экономических связей. В начале двадцатого века начинается процесс широкого образования международных монополий; 2) эксплуатация колоний и вывоз капитала. Именно за счет эксплуатаций колоний Великобритания оставалась в числе развитиых стран; 3) милитаризация промышленности. В Германии развитие тяжелой промышленности было в значительной степени вызвано потребностями армии и флота. Германия перманентно увеличивала военные расходы. В 1914 году она имела 232 новых боевых корабля и занимала второе место в мире после Великобритании; 3) научно-технический прогресс. Отличительная особенность – быстрый количественный и качественный рост промышленности, который сопровождался не менее быстрым ростом ее научно-технической основы. Наибольшее значение имели: а) электрификация промышленных предприятий и транспорта. Были усовершенствованы изобретения: электродвигатель Джозефа Генри, динамо-машины Зеноба Грамма, разработаны способы передачи электричества по металлическим проводам, создание лампочек накаливания; б) развитие средств коммуникаций. Генрих Герц открыл радиоволны. На основе этого изобретения А.С. Попов создал радио. Все больше использовался телефон, изобретенный Александером Беллом в 1876 году; в) автоматизация и переход к конвейерному производству. Фредерик Тейлор пришел к выводу, что сужение функций работника может резко повысить производительность его трудовой деятельности. Следовательно, процесс производства необходимо разделить на простейшиие операции. На основе этой теории Генри Форд разработал и начал использовать на своем автомобильном заводе конвейер. По специальной ленте двигался автомобиль, а каждый рабочий, не сходя с места, совершал определеные действия по его сборке. В результате автомобиль собирали в 3-4 раза быстрее; г) использование двигателей внутреннего сгорания, развитие автомобильной промышленности; д) совершенствование химических технологий.

Особо следует выделить развитие военой техники, которая нашла свое применение в годы Первой мировой войны (1914 – 1918). Первая мировая война дала мощный толчок развитию военной техники. Главной проблемой ведения военных действий был прорыв позиционного фронта. Появление танков и новых видов ариллерии усилило огневую и ударную мощь наступающих войск. В 1916 году англичане впервые применили танки в бою. При поддержке 18 танков пехота смогда продвинуться на 2 километра. Первым случаем массированного применения танков является сражение при Камбре в 1917 году, где было задействовано 378 танков. Внезапность и большое превосходство в силах позволили англичанам прорвать немецкую оборону.

Война способстовала также и развитию авиации. Первоначально самолеты служили только средством разведки и корректировки артиллерийского огня. Затем их стали оснащать пулеметами, бомбами. Самолеты превратились в мощную боевую силу.

Наиболее известными самолетами были немецкий «Фоккер», английский «Сопвич». Но л учшим тяжелым самолетом в годы Первой мировой войны был русский самолет «Илья Муромец». Он поднимал до 800 килограмм бомб и был вооружен 3 – 7 пулеметами.

Качественно новым видом вооружений было химическое оружие. В 1915 году, в Бельгии немцы применили хлор. Они его выпустили из баллонов 180 тонн. В результате химической атаки пострадало около 15 тысяч человек, из них 5 тысяч погибли. Первые средства защиты от химических атак появились позже, в 1916 году. Этим обстоятельством объясняется большое коичество человеческих жертв от стравнительно малотоксичного хлора. Всего отравляющими веществами (а помимо хлора немцы использовали в 1917 году иприт – горчичный газ) в годы войны было поражено около 1 млн. человек.

Можно выделить следующие особенности экономического развития: 1) в начале двадцатого века Германия выдвинулась на первое место в Европе.  Немецкая экономика была милитаризирована, развивалась преимущественно тяжелая промышленность, велика роль государства в экономике; 2) Великобритания за счет колониальной политики, счильного флота, развитой промышленности оставалась в числе ведущих держав; 3) не смотря на значительный промышленный рост, Франция отставала от Великобритании, Германии, США. Причина относительной экономической отсталости – ростовщический характер французской экономики. Французские капиталы широко вывозились за границу, часто в виде государственных займов; 4) торгово-экономические противоречия, борьба за сферы сбыта продукции и источников сырья, стремление к захвату чужых колоний и сохранение своих, вообщем экспансоинисткая политика, направленная на экстенсивное экономическое развитие, породили Первую мировоую войну (1914 – 1918). Первая мировая война способствовала усилению роли государства в экономике. Во всех воюющих странах (Великобритания и Франция воевали против Германии) были созданы государственные военно-экономические управления, которые поставили под свой контроль промышленность и сельское хозяйство. Государственные органы распределяли заказы и сырье, распоряжались продукцией предприятий. Они руководили производственным процессом, регулировали условия труда, размер заработной платы. Государственное регулирование экономики дало зримый эффект. Это породило представление о благотворности такой политики; 5 ) цикличный характер развития экономики, свойственный для рыночных экономических систем, капитализма в целом: а) в 20-ые годы в большинстве западных стран наблюдался устойчивый экономический рост. Исключением являлась Германия, которая проиграла в Первой мировой войне.  К 1923 году ситуация в немецкой экономике была катострафической. Резко обесценилась марка. За буханку хлеба или отправку письма немцы платили триллионы марок. В стране господствыовала гиперинфляция. Причина экономического кризиса в Германии – в итогах Первой мировой войны. Германия в войне проиграла, и по условиям мирного договора должна была выплачивать репарации. Кроме того, Германия лишилась ряд областей, важных с экономической точки зрения. б) в 1929 году разрозился мировой экономический кризис. Его особенности: центром экономического кризиса стали США. Основная причина: после Первой мировой войны экономический центр мира пересестился в США. США наименее всего пострадали от Первой мировой войны. Кроме того, в Северной Америке применяли новые технологии в производстве, массово выпускали новейшую продукцию (автомобили, радиоаппаратуру, лекарства); причины мирового экономического кризиса – в американской экономике: спекуляция акциями, цена которых намного превышала их реальную стоимость, крах фондового рынка ценных бумаг, банкротство, затоваривание, падение цен, прекращение производства, массовая безработица ( в 1929 – 1933 гг. объем промышленного производства в США сокртился на 50%, безработными стали 13 млн. человек), сокращение мировой торговли. Таким образом, мировой экономический кризис 1929 года был вызван перепроизводством, возникшим дисбалансом между финансовым и реальными секторами экономик. Еще одна его характерная черта – маштабность. Главное последствие кризиса – смена рыночной классической парадигмы А. Смита, согласно которой рыночная система представляет собой саморегулирующийся механизм, и поэтому государственное вмешательство не допустимо: рынок сам, с помощью спроса и предложения, будет стремиться к макроэкономической стабилизации. Проводником подобной экономической парадигмы – президент США Герберт Гувер, который считал недопустимым помощь государсва экономике в целом и отдельным гражданам в частности. На смену экономической парадигмы А. Смита (модель классической рыночной экономической системы) – экономическая парадигма кейнсианства (модель смешанной экономики, в основе которой – идея сочетания государственного регулирования и рыночного механизма). Джон Кейнс считал, что государство в период экономического кризиса должно за счет своего бюджета поддерживать объем спроса и потребления на производимые товары, не допуская кризиса перепроизводства и безработицы. В условиях кризиса государственная экономическая политика должна быть направлена на увеличение расходов, понижение налогов, банковского процента, а в условиях быстрого развития экономики, напротив, на сокращение расходов, повыщение наологов и банковского процента. Кейнс предусматривал развитие социального партнерства между предпримателями и работниками на основе взаимных соглашений и компромиссов. Концепцию Кейнса реализовывал в своей политике президент США Ф. Рузвельт, который в 1932 году победил на президенских выборах. Став президентом, Рузвельт в течение 100 дней провел ряд мероприятий, которые изменили облик страны и ее будущее. Государственное вмешательство в дела частных банков способствовало нступлинию стабилизации в банковской сфере в частности и в финансовой системе в целом. Была осуществлена экстреная помощь безработным. Для молодежи создавались трудовые лагеря, где за выполнение общественных работ кормили и выдавали 1 доллар в день. Были введены кодексы честной конкуренции. Предприниматели каждой отрасли должны были выработать единые условия производства, которые их ставили бы в равное положение. Цены и объемы производства определялись с учетом объема рынка. Усилиями правительства такими кодексами было охвачено 95% промышленности. Была оказана государственная помощь фермерам. Рузвельт способствовал принятию ряд социальных законов, улучшающих права трудящихся, их социальные гарании (о трудовых отношениях, о страховании, о справедливых условиях найма). Такая политика американского президента Рузвельта получила наименование в историографии «нового курса». Итоги «нового курса» Рузвельта – позитивные: с помощью государственного вмешательства в экономику страну удалось вытащить из лап экономического кризиса. Идеи кейнианства легли в основу экономической политики не только США, но и Великобритании.

А. Гитлер, пришедший к власти в 1933 году, проводил экономическую политику, схожую с «новым курсом» Рузвельта. В Германии усилилась роль госудства в экономике. Немецкое правительство организовывало обшественные работы. Фактически была ликвидирована безработица. Немалую роль в создании рабочих мест сыграла политика вооружения. Иначе говоря, безработица была ликвидирована при помощи милитаризации экономики. Государственным промышленникам предоставлялись крупные кредиты, их снабжали сырьем.

Таким образом, можно выделить шестую, главную особенность экономического развития западных стран – усиление роли государства в экономике. В качестве факторов активизации государственного вмешательства в экономическую подсистему социума являлись Первая мировая война 1914 – 1918 гг. и мирвой экономический кризис 1929 – 1933 гг.

В годы Второй мировой войны (1939 – 1945 гг.) возрасла роль государства в экономике, как и в период Первой мирвой войны.  Вторая мировая война оказала разрушительнное воздействие на экономику. О том, как  Вторая мировая война подорвала экономику западных стран, свидетельсвуют слова У. Черчелля, который охарактеризовал послевоенное экономическое положение как трагедию. Великобритания окончательно превратилась в младшего партнера США. Британская экономика дого не могла возродится после войны. До начала 50-ых годов в Англии сохранялась карточная система распределения продуктов. Во Франции выход из экономического кризиса видели в национализации промышленности. Таким образом, вторая мировая война способстовала этатизации экономики.

В отличии от европейских стран, экономика США не только мало пострадала от Второй мировой войны, но и получила значительные прибыли. Возрасли добыча угля, нефти, выработка электроэнергии, выплавка стали, производство сельскохозяйственной породукции. Основой экономического подъема американской экономики стали военные заказы правительства. США окончательно заняли лидирующее положение в мировой экономике.

Фактором обеспечения экономической и научно-технической гегемонии США явился импорт идей и специалистов из других стран. Уже накануне и в годы Второй мировой войны в США эмигрировали многие ученые. После войны из Германии были вывезены большое коичество немецких специалистов и огромная научно-техническая документация, разработки немецких инженеров.

Наступление мирного времени не остановило государственное вмешательство в экономику. Несмотря на похвалы свободному рынку, развитие экономики уже не мыслилось без регулирующей роли государства. Была реализована программа стрительства дорог, электрстанций, других объектов.

Подведем итоги. В качестве драйверов экономического роста выступили следующие факторы: научно-технический прогресс (внедрение техники и новых технологий в сферу материального производства), милитаризация экономики (Германия, второе место в Европе), экспансонисткая колониальная политика (колонии для митрополий - дешевый рынок сырья, выгодный рынок сбыта), монополизация экономики (только за период одного экономического цикла с 1903 по 1907 гг. суммарная мощность промышленного производства выросла на 40-50%). В первой полвине двадцать первого века экономическое развитие носило циклический характер: на смену экономическому росту в 1929 году пришел экономический кризис, возникший в США. Кейнсинанство приняло форму «ответа» на наступивший «вызов» в виде экономического кризиса. Экономическая концепция Кейнса легла в основу эффективного «нового курса» Рузвельта. В рассматриваемый период наиболее экономически развитыми странами являлись: Великобритания, Германия, США, Франция. Относительная экономическая отсталость французской экономики объясняется ростовщическим ее характером. Первая мировая война имела важные экономические последствия: во-первых, экономический центр мировой экономики переместился из Великобритании в США; во-вторых, политика немецкого правительства, взявшего курс на милитаризацию экономики, потерпела крах: уже в двадцатых годах экономку Германии затронул экономический кризис, который, в свою очередь, способствовал росту популярности национал-социализма; в-третьих, в годы войны продолжилось усиление роли государства в экономике. Об этом свидетельствует экономическая политика Рузвельта и Гитлера. Вторая мировая война способствовала дальнейшей этатизации экорномики, окончательному превращению США в вежущую экономическую державу, которая играла «первую скрипку» в мировой экономике. Наротив, экономика стран Западной Европы была существенно подорвана Второй мировой войной, что и обеспечило американскую экономическую гегемонию.

 

2

К началу двадцатого века западное общество значительно изменилось. В большинстве стран Западной Европы, США, Японии завершился процесс модернизации, то есть процесс перехода от аграрных, традиционных обществ к индустриальным, промышленным. Индустриальное общество на Западе к двадцатому веку окончательно сложилось.

Господству индустриального общества в западных странах способствовал научно-технический прогресс. Помимо промышленности новая техника находила все большее применение в сельском хозяйстве, что привело к коренным переменам в этой древнейшей сфере деятельности человека. Технические достижения меняли быт людей, который становился более разнообразным. Сроительство железных дорог, развитие автомобильной промышленности, самолетострение способствовало тому, что представление людей о времени, пространстве изменились. Стали возможными длительные путешествия, географическое пространство как бы «сжималось».

Однако не во всех странах модернизация была завершена. В Африке и в значительной части Азии модернизация еще не началась. В двадцатом веке модернизация была далека от своего завершения в России. Можно утверждать, что в двадцатом веке неравномерность общественного развития обнаружилась еще ярче. В этой связи выделяют следующие «модернизационные эшелоны»: страны первого модернизационного эшелона (страны Западной Европы, США, Япония), страны второго модернизационного эшелона (страны Восточной Европы, включая Россию), страны третьего модернизационного эшелона (большинство стран Азии и Африки). Подобная картина неравномерности общественного развития, сложившаяся в двадцатом веке, сохранилась вплоть до сегодняшних дней.

Большое влияние на социальное развитие, на само общество  оказала Первая мировая война. Во-первых, война в связи с массовым примененим научно-технических достиженийна поле боевых действий поставила вопрос не только об этической ответственности ученого за свои изобретения, но и вообще о будущем человеческой цивилизации. Немецкий философ О. Шпенглер написал книгу в двух томах с говорящим названием «Закат Европы». Первый том вышел в 1918 году, а второй – в 1922 году. В своей монографии Шпенглер рассматривал культуру как живой организм, последовательно проходящий стадии зарождания, расцвета и гибели. Согласно Шпенглеру, культуре как живому организму противостоит понятие цивилизации, основанной на развитии техники и технологий. При этом по Шпенглеру, цивилизация – это конечный этап в развитии культуры. Таким образом, в соответствии с концепции Шпенглера цивилизация (техника, механическое образование) погубит культуру (жизнь, органическое образование). Массовое применение техники в годы войны дало Шпенглеру богатый эмпрический материал для философских концептуальных обобщений.

Во-вторых, в обществе происходили изменения и в сфере общественного сознания. Помимо националистических, патриотических настроений стали распространяться интернационалитсткие, пацифитские. На фронте имело место братание солдат. В России был выдвинут лозунг о трансформации Первой мировой войны в гражданскую. В Циммервальде, в Швейцарии, в 1915 году, состоялась конференция социал-демократических и левых сил России, Германии, Франции, Италии. На конференции представители этих стран выступили с заявлением против войны, призвали народы к миру.

В-третьих, Первая мировая война оказала воздействие на этническую структуру общества. В ряде стран уилились национальные движения. В 1916 году в Ирландии вспыхнуло восстание против английского империализма, в России – восстание казахов против русского империализма.

В-четвертых, Первая мировая война оказала воздействие на демографическую структуру общества: война сопровождается большим количеством жетрв, особенно среди мужского населения и молодежи. Женщины стали вовлекаться в систему общественного производства.

В индустриальном обществе двадцатого века вызревал идеал раскрпощенной, независимой личности, обладающей правом на свободный поступок, торжествующий над мощью природы и стихией случая. Техногенная цивилизация востребовала самого человека как носителя суммы определенных качеств и навыков. Человек стал мыслиться как полная безликость и лишь как носитель определенных функций.

В первой половине двадцатого века изменилось не только представление о человеке, но и поменялось само положение человека в обществе, его включенность в систему социальной структуры. Социальное пространство человеческой жизни раскололось на публичную и частную сферу, на «труд» и на «отдых». Статусная идентификация индивида все больше зависла от его вовлеченности в публичную, производственную системы отношений. Личностные, ценностные устремления человека оказывались второстепенными, малозначимыми для его ролевого набора. Такая двойственность порождала устойчивые ощущения изоляции, одиночества, отчуждения. Традиционные сословно-корпоративные механизмы социальной идентификации теряли прежнюю силу. Формирование групповой идентичности оказалось в прямой зависимости от отношения индивидов к средствам производства и их роли в общественном производстве.

Важнейшей причиной усиления классовых форм социальной стратификации в начале двадцатого века стали изменения во внутренней иерархии самих классов. В этот период заметно ускоряется консолидация класса капиталистов или буржуазии. Процесс монополизации, развитие новейших форм ассоциированного банковского капитала привели к ослаблению средней и мелкой предпринимательской буржуазии, стиранию ораслевых отличий буржуазных групп. Продолжался процесс сближения буржуазных слоев со старой родовой аристократией. Происходила унификация жизненных стандартов и поведенческих стеретипов высших социальных групп. Все это создавало предпосылки для формирования единой социальной элиты, консолидации всех имущих слоев как целостного социального класса.

В структуре рабочего класса к началу двадцатого века тоже происходили перемены. Из люмпенизированого слоя городской бедноты, с низкой квалификацией и заработной платой, позволявшей лишь поддерживать физическое существование, рабочий класс превратился в мощную социальную группу, способную выработать свои мировоззренческие ценности, свою философию. Такой философией, наиболее адекватной выражающая интресы рабочего класса, стала философия марксизма.

Индустриальная модель социальной стрнатификации, превратившая буржуазию и рабочий класс в базовые социальные группы социума, привела к значительному численному сокращению и снижению общественной роли традиционных средних слоев – крестьянства, ремесленников, мелких торговцев. В первые десятилетия двадцатого века начался стремительный рост рыночного спроса на лиц наемного нефизического, умственного труда. С этого времени категория служащих становится основой городских средних слоев.

По сравнению с рабочими служащие обладали рядом преимуществ. Они имели высокий образовательный уровень. Представляли собой высококвалифицированную рабочую силу. В связи с этим категория служащих пользовалась устойчивым сросом на рынке труда. В то же время в среде городского населения начинался постепенный рост так называемого «нового среднего класса ». В 1920 году к среднему классу относили себя 10% населения промышленно развитых стран. Это были, главным образом, юристы, врачи, преподаватели, высококвалифицированные инженеры, банковские клерки, служащие частных компаний и государственной администрации.

Значительную эволюцию претерпели сельские слои населения. Падение цен на сельскохозяйственную продукцию, многолетняя стагнация аграрного сектра, привели к тому, что на смену традиционному крестьянству постепенно пришло фермерство. Процесс фермиризации оказал существенное влияние на демографическую модель воспроизводства сельского населения: на смену патриархальным многодетным крестоянским семьям, состоящим из нескольких поколений, в которых хозяйственная функция оказывалась главной, приходили «малые» фермерские, включающие, как правило, супружескую пару и несовершенолетних детей.

Институт семейных отношений достаточно чутко реагировал на укрепление классовой социальной структуры общества. Быстро утрачивался патриархальный стиль внутрисемейных отношений. Главенствующее положение в семье все чаще занимал индивид, обладающий в силу рода своих занятий наиболее четким и устойчивым классовым профессиональным статусом. Социальное положение семьи все больше зависило от профессиорнальной занятости ее членов, а не от этнической принадлежности, вероисповедания.

Эти тенденции уже в первой полвине двадцатого века спровоцировали обострение межпоколенных отношений, способствовали эскалации конфликта «отцов» и «детей». В условиях быстрой модернизации общественного производства молодежь получала дополнительные возможности для достижения социального успеха и все в меньшей степени зависила от социального статуса ролителей. Огромное значение имело и массовое вовлечение женщин в общественное производство. Оно началось на фоне Первой мировой войны и получало массовое распространение в дальнейшем. Социальная роль и ролевой набор женщины изменились: из «хранительницы домашнего очага» она превращалась в производителя, в «семейного добытчика». По мере приобретения женщинами равноправного профессионального статуса складываллись предпосылки для гендерного «выравнивания» внутрисемейных отношений. Именно в это время возникает феминизм, представляющий собой радикальную реакцию на распад традиционной структуры семейно-половых социальных ролей.

Таким образом, социальная структура, сложившаяся в индустриальном обществе, носила ярко выраженный биполярный характер. На фоне сокращения численности и общественной значимости средних слоев лицом к лицу оставались два основных класса – буржуазия и наемные работники.

Ускоренная модернизация, формированная «сверху» с помощью реформ, оказала негативное воздействие на социальную структуру. Ломка экономического механизма подрывала положение многочисленных традиционных средних слоев. Росло количество людей, не восстребованных обществом, лищенных перспектив на будущее. Модернизация представляла собой слом традиционного общества, идеалами которого являлись стабильность, традиции, спокойствие, неприятие новаций. На смену им приходили мобильность, предприимчивость, психологическая гибкость. Происходил разрыв привычных социальных отношений. Рушился понятный и знакомый мир. Под угрозой – привычный уклад жизни сотен тысяч людей. Не все смогли «вписаться» в новое, измененное жизненное пространство, которое несло жесткую социальную конкуренцию, необходимость постоянного выбора, борьбы за существование. В связи с этим вспомним немецкого философа А. Шопенгауэра, которму мир представлялся «как арена замученных существ», в котром одно существо выживает за счет гибели другого. Закономерным результатом этого становилась массовая маргинализация общества.

Понятие «маргинальность» (marginalis – находящийся на краю) характеризует одну из наиболее тяжелых форм кризиса идентичности. Маргинальные реакции порождаются ценностным и ролевым дуализмом, возникающим при переходе в новую социальную среду. Это означает, что приобретаемый социальный статус или образ жизни вступает в мощное противоречие с внутренними установками, привычными социальными стереотипами и идеалами. Таким образом, питательной средой для вызревания маргинальности выступает конфликт ценностей. Маргинализация, возникающая в условиях модернизации, провоцирует в человеке особенно острые переживания собственной некчемности, ничтожности, неприкаянности, своеобразной «бездомности». Болезненно воспринимается необходимость нести личную ответственность за собственную судьбу, включаться в жесткую социальную конкуренцию. Свобода в маргинальном сознании ассоциируется с одиночеством, изоляцией, порождает растерянность и разочарование. По определению социальных философов и социальных психологов Т. Адорно и Э. Фромма, маргинализированный человек приобретает черты «авторитарной личности». Мировосприятие маргинала, согласно исследователям, базируется на основе категорий «силы» и «бессилия». Сила привлекает маргинала в качестве фактора стабильности, обустроенности, порядка, спокойствия. «Бессилие» вызывает у маргиналов презрение и агрессию. Маргинальная масса испытывает острую потребность в сильном «Мы», в коллективной идентичности, в руководящей и направляющей силе, в вожде. Появление тоталитарных режимов в формах фашизма, национал-социализма, коммунизма – это реализация «социального запроса» маргинализированной массы. Тоталитарные идеологии воплотили столь необходимые для маргинализированной массы «великие идеи» и «великие цели».

Вторая мировая война оказала существенное воздействие на общество в целом и на трансформацию социальной структуры в частности. Социальные последствия Второй мировой войны можно оценить как гуманитарную катастрофу. Вторая мировая война была самой кровопролитной войной в истории человечества. Она опустошила целые страны. Людские потери были по меньшей мере в пять раз больше, чем в Первой мировой войне. Общие потери только одной страны-участницы СССР оцениваются экспертами в 27 млн. человек.

Подведем итоги. В начале двадцатого века завершился процесс модернизации, окончательно оформилось индустриальное общество, в котром человек предстал как совокупность социально полезных функций. В первой половине двадцатого века общество претерпело следующие изменения: 1) на смену сословной стратификации пришла стратификация классовая; 2) законился процесс интеграции социальной элиты и правящего класса: буржуазия инкорпорировалась в аристократические круги; 3) помимо буржуазии, в индустриальном обществе выделился еще один основной оциальный класс – класс рабочих, который из группы городских люмпенов превратился в настящую социально-политическую силу со своей организацией и идеологией; 4) на фоне возросшей роли буржуазии, рабочего класса, «нового среднего класса», состоящего из служащих, роль и значение крестьянства падало; 5) крестьянство было подвержено процессу фермеризации, что способствовало трансформации семейных отношений на селе: на смену расширенной семье пришла семья нуклеарная; 6) существенные изменения затронули не только семейные отношения на селе, но и всю семью как социальный институт. Патриархальная, классическая, расширенная семья, включающая несколько поколений, канула в небытие. Во внтурисемейных отношений изменился и статус женщины, ее ролевой набор. Женщины стали вкючаться в систему производственных отношений. Снизилась роль и значение статусно-профессиональной, хозяйственной функций семьи. Обострился конфликт «отцов» и «детей»; 7) индустриализация принесла так называемый «побочный эффект» в форме маргинализации социальной структуры. Маргинализация индустриального общества имело главное последсвие: она послужило питательной средой для роста тоталитарных политических режимов, господство которых, в свою очередь привели человечество ко Второй мировой войне и гуманитарной катастрофе.

3

К началу двадцатого века по форме правления в западных странах преобладали монархии. При этом республиканская форма правления господствовала в Америке. В Европе республиками являлись Франция и Швейцария. Однако буржуазные революции не прошли бесследно для Европы. В большинстве европейских государств власть монарха была органичена парламентом, то есть господствовала парламентская монархия. Это такие страны как Великрбритания, Австро-Венгрия, Германия. В России монархия была абсолютной, хотя в результате социальной революции 1905 – 1907 гг. были сделаны шаги в сторону парламентской монархии. Выборы нигде не были всеобщими, хотя электоральная база расширилась. Избирательных прав были лишены женщины и малоимущие.

Рабочий класс становился полноправным актором политического процесса. Рабочие объединялись в различные организации, чтобы совместно боротся за свои права. В 1886 году возникла Американская федерация труда (АФТ). В 1895 году, во Франции была создана Всеобщая конфедерация труда. Рабочие выдвигали требования повышения заработной платы и установление 8-часового рабочего дня. Но рабочее движение не было однородным. Анархо-синдикалисты отвергали политическую борьбу, считая, что основной формой борьбы должны быть «прямые действия» - стачки, бойкот, сабатаж.

Социальная база политического процесса расширялась не только за счет рабочего класса, но и за счет крестьян, фермеров. Массовое движение фермеров получило распространение в США. Выступления крестьян характерны для Италии и Франции.

Для сохранения стабильности в обществе и под напором политической борьбы наиболее дальновидные представители правящих кругов стремились к продолжению социальных реформ. В Великобритании левое крыло Либеральной партии выступало  в роли посредника между предпринимателями и рабочими. В 1906 году был принят Закон о компенсации работникам, пострадавшим при несчастных случаях на производстве. В 1908 году был установлен 8-часовой рабочий день для шахтеров. Вводились пенсии для рабочих с 70-летнего возраста. Появился Закон о страховании рабочих по болезне и безработице. В 1909 году министр финансов, видный политический деятель Ллойд Джордж предложил бюджет, названный «народным»: 10 млн. фунтов выделялось на социальные расходы. В США президент Теодор Рузвельт провозгласил компанию против злоупотребления со стороны монополий. Были приняты законы в области охраны природных богатств.

Таким образом, закономерным результатом политического конфликта между политическим классом, с одной стороны, и рабочими, фермерами, крестьянами, с другой, была активизация социальой политики, направленной на смегчение эксплуатации, улучшение положения народа.

Первая мировая война оказала влияние на политическое сознание народных масс. Начало войны вызвало взрыв патриотических чувств во многих странах. Проходили массовые митинги в поддержку действий правительства. Однако к концу 1915 года положение начало меняться. Всюду росло стачечное движение, усиливалась опоозиция, в том числе и парламентская оппозиция. Во всех странах активизировалось «левое движение» в среде социал-демократов. В 1915 году, в Циммервальде представители левых групп в социал-демократических партиях выступили с заявлением против войны. В Циммервальд, в Швейцарию съехались представители из России, Германии, Франции, Италии. Около 30% делегатов во главе с лидером россйиских большевиков В.И. Лениным высказались за «превращение империалистической войны в войну гражданскую».

В октябре 1917 года политическая обстановка в России обострилась до предела. Политический конфликт вступил в острую, завершающую стадию. В России сложилась революционная ситуация, при которой «»низы» не хотели жить по-старому, а «верхи» не могли управлять по-новому» (В. И. Ленин). П. А. Сорокин отмечал, что для возникновения революционной ситуации необходима блокировка базовых, физиологических потребностей. Так обстояло дело и в России. Первая мировая война блокировала потребность в жизни, безопасности, продолжении рода. Неспособность Временного правительства обеспечить бесперебойное снабжение население хлебом – потребность в еде. Поэтому социальная революция, в результате которой политическую власть в свои руки взяли большевики, была закономерной. Социалистическая революция в России вызвала широкий международный резонанс. Она для «левых сил» Запада была своеобразным сигналом к решительным действиям. Мощнейшим революционным фактором являлась Первая мировая война. Вернее, те тяготы, которые были с ней связаны.

К ноябрю 1918 года обострилась политическая обстановка и в Германии, которая, как и в России, переросла в революцию. Революция началась с подавления выступления моряков в Киле, где были образованы первые Советы – солдатский и рабочий. Соеты стали возникать и в других городах. 9 ноября 1918 года монархия в Геормании была свергнута.  Политическая власть оказалась в руках совета народных уполномоченных во главе Фридерихом Эбертом. Левые социал-демократы во главе с Карлом Либкнехтом и Розой Люксембург выступали за углубление революции. Они в декабре 1918 года создали Коммунистическую партию. В январе 1919 года между правительством и рабочими вспыхнула вооруженная борьба. Правительственные войска подавили выступления. К. Либкнехт и Р. Люксенбург были убиты. В 1919 году революция была подавлена.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.032 с.)