Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Темы 6. 1 – 6. 5: модернизация стран западной европы в 15 – 18 вв.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
План:
1 Напомним, что общество как социальная система обладает следующими особенностями: является сложной (состоит из различных подсистем), динамичной (развивается, не стоит на месте), открытой (взаимодействует с окружающей средой, то есть как с природой, так и другими обществами). В 15 – 18 вв. отношение к природе постепенно меняется: возобладала антропоцентрическая установка, согласно которой человек объявляется господином бытия, а средством человеческого господства над природой – человеческий разум. Начинается модернизация – переход от аграрного общества, основанного на сельском хозяйстве, к индустриальному обществу, основанному на развитии индустрии, то есть промышленности. На рубеже средних веков – Нового времени: 1) начался увеличиваться спрос на ремесленные изделия, что привело к возникновению и развитию мануфактурного производства (ручной труд, разделение труда, труд наемных рабочих). Виды мануфактур: а) рассеянные (работа на дому); б) централизованные (работа на производстве); 2) в качестве фактора экономического развития – научно-технический прогресс: а) появление ветряных мельниц; б) изобретение горизонтального токарного станка; в) изобретение специального насоса – помпы для откачки воды. Особенность экономической модернизации: развитие производительных сил и орудий в сельском хозяйстве шел медленнее, чем в промышленности; 3) в сельском хозяйстве – переход от трехполья к многополью, более широкое внедрение органических удобрений. В 17 веке «огораживание» (выгоняли крестьян с земли, чтобы освободившиеся земли использовать для разведения овец, а саму землю, чтобы овцы не убежали, огораживали) способствовало развитию предпринимательских, капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Также в сельском хозяйстве стали переводить крестьян с натурального оброка на денежный, что свидетельствует о дальнейшем развитии товаро-денежных, рыночных отношений. 4) «революция цен» - 16 – 17 вв. – рост цен в связи с ввозом в Европу из Америки, Африки, Азии большого количества драгоценных металлов – золота и серебра – привела к развитию предпринимательства, товаро-денежных отношений, стали появляться торговые компании, биржи. Таким образом, к семнадцатому веку в экономике – кардинальные изменения: на смену феодализму – капитализм. 2 Экономическая модернизация – к изменению в социальной структуре. Особенность: социальная структура западного общества в рассматриваемое время носила переходный характер, то есть вместе сосуществовали классы и страты как феодального, так и капиталистического обществ. Социальная структура: 1) класс капиталистов или буржуазии - владельцы капиталов (физического, финансового, человеческого); 2) в Англии в 16 веке феодалы стали делиться на: а) «старое дворянство » - ориентировано на сохранение феодальных отношений, на консервацию натурального хозяйства: получали натуральный оброк; б) «новые дворяне» или джентри – были ориентированы на развитие капиталистических, рыночных отношений; 3) класс рабочих или пролетариат – наемники, лишенные средств производства и работающие на капиталиста. Пролетариат: а ) промышленный пролетариат (работал на мануфактурах); б) сельский (лишенные земли как средства производства, работали на чужой земле, продавали свою рабочую силу). Часть крестьян, которые платили оброк натурой, были втянуты в феодальные производственные отношения, а та часть крестьян, которые платили деньгами были уже встроены в капиталистические отношения. Таким образом, в социальной структуре – изменения: зародились классы капиталистического общества – капиталисты и рабочие, началось формироваться индустриальное общество – такое общество, которое основано на машинном, станочном наемном труде; большинство населения занято работой на фабриках и заводах; основными классами являются капиталисты и рабочие; происходит урбанизация – рост численности городов и городского населения; сформирован национальный рынок, господствуют товарно-денежные отношения, основная ценность – капитал, в первую очередь – финансовый (деньги). 3 Модернизационные процессы затронули не только экономическую и социальную сферы общества. В 15 – 18 вв. и в политической подсистеме общества происходили изменения. По мере усиления централизованной власти происходила трансформация монархической формы правления от сословно-представительной к абсолютной, а затем к просвещенной монархии. В первой половине шестнадцатого века в Европе завершается процесс формирования централизованных государств. Такие государства как Англия, Франция, Испания преодалевают этап политической (феодальной) раздробленности, укрепляется политическая роль центра в лице короля (монарха). В этих странах образуется новая форма политического устройства – абсолютизм. Абсолютизм – это такая форма монархической формы правления, при которой монарх обладает абсолютной, то есть неограниченной властью. Его власть возвысилась настолько, что монарх перестал нуждаться в поддержке сословно-представительных учреждений. Во Франции – это Генеральные штаты, в Англии – парламент, в Испании – кортесы. К характерным чертам абсолютизма в исторической науке относят следующие его признаки: 1) абсолютная, то есть неограниченная власть монарха; 2) власть монарха настолько сильная, что он не нуждается в мощной социальной поддержке в лице сословно-представительных органов и поэтому перестает их собирать. Советоваться с представителями сословий уже монарху не нужно; 3) монарх в своей власти опирается на мощную регулярную армию и разветвленный государственно-бюрократический аппарат; 4) церковь теряет благодаря реформации свою былую мощь и самостоятельность, подчиняется государству, интегрируется в государственную систему, становится частью бюрократического аппарата. Однако тот факт, что моранх отказывается от созыва сословно-представительных учреждений, вовсе не означает, что он перестает нуждаться в поддержке со сторгны общества или определенных социальных групп. В качетсве социальной базы абсолютизма можно рассматривать: 1) дворянство, которое видело во власти короля источник финансовой поддержки, и поэтому стремилось занять придворные должности, посты в армии и в государственном управлении; 2) зарождавшаяся буржуазия (предпринимательские круги) поддерживали сильную королевсскую власть, так как видели в ней залог финансовой стабильности и процветания. Используя заинтересованность определенных социальных групп, монарху удается возвыситься до статуса «надсословной», общенациональной силы и завоевать неограниченную, абсолютную власть. В этих условиях огромное значение приобретала личность монарха, его способности, склонности, интересы. Основой политической стратегии монарха в условиях абсолютизма становится лавирование между феодальными элементами в лице старого дворянства, которое сохранило значительный политический вес, и буржуазными, капиталистическими, предпринимательскими элементами, обладавшими крупными финансовыми средствами. В долгосрочной перспетиве такая политика лавирования, которую иначе называют политикой «качалей», обречена на провал. Такая политика центризма ссужает социальную базу поддержки, увеличивает издержки в лице оппозиционных политических сил. Поэтому неудивительно, что абсолютизм будет сметен в ходе социальных революций в Англии, а затем и во Франции. При абсолютизме утверждается новый принцип управления: государство уже не рассматривается как феодальная вотчина короля, а сам король как главный сеньор в феодальной лестнице. Управление страной приобретает публично-правовой, общенациональный характер. Возникновение абсолютизма стало важным шагом в развитии государства. Государство в период сущестования абсолютизма окрепло как политический институт, поеобрело современные формы, стало суверенным, то есть незвасимым. Своей классической формы абсолютизм достиг в Испании при короле Филиппе Втором (1556-1598), в Англии – при Елизавете Первой (15558-1603), с которой переписывался Иван Грозный. Во Франции абсолютизм достингает своего апогея при короле Людовике 14 (1661 – 1715). Именно ему приписывают известное изречение: «Государство – это я!», которое верно отражает сущность абсолютизма как формы политического правления. Абсолютизм в процессе эволюции приобрел различные формы или модели. Своей классической формы он достиг в Англии, Испании, во Франции. Но помимо классической формы сущствовали и другие, в частности, региональная модель. Региональная модель абсолютизма сущестсвала в Германии и в Италии, то есть в тех государствах, где господствовал полицентризм, то есть отсутсовал единый политический центр, не было единого централизованного государства. На немецких и итальянских землях также шел процесс укрепления монархической власти, формировался государственно-бюрократический аппарат, возникла регуляная армия. По сравнению с Англией, Францией, Испанией в Италии и в Германии становление абсолютизма не проходило так гладко. В качестве препонов для классической формы становления абсолютизма в Германии и Италии выступал провинциальный сепаратизм в лице крупной аристократии, которая не хотела делиться своей властью и финансовым могуществом с политическим центром. Поэтому центробежные силы мешали создать сильное, централизованное государство. Непрерывные войны сопровождали государственное развитие как немецких, так и итальянских земель. Аналогичные процессы становления абсолютизма происходили и в России. В правление Ивана Грозного (1547 – 1584) появилась регулярная армия в лице стрелецкого войска. С помощью опричнины первый русский царь предпринял неудачную попытку с помощью опичнины укрепить свою власть. В годы правления Ивана Грозного сложился разветвленный государственный апппарат. Однако начало оформления абсолютизма в России связывают с личностью Алексея Михайловича Тишайшего, при котором начат процесс подчинения церкви государству, усиляется роль государственного аппарата, регулярной армии, власть монарха. Окончательное оформление абсолютизма происходит в годы правления Петра Великого (1689 – 1725). При Петре Великом церковь становится частью государственного аппарата, регулярная армия укрепляется с помощью проведения реформ, создается сильный флот, административно-бюрократический аппарат более укрпеляется. Иначе говоря, при Петре Великом все признаки абсолютизма ясно прослеживаются. Со временем абсолютные монархи осознавали необходимость перемен, старались проводить реформы, нацеленные на развитие экономики. Своими реформами они преследовали и другую цель, политическую: улучшить управление государством. Такая деятельность абсолютных монархов получила название просвещенный абсолютизм. Просвещенный абсолютизм – эта такая политика абсолютных монархов, которая ориентирована на достижение общего блага. Родоначальником теории просвещенного абсолютизма выступил английский философ Т. Гоббс, который выдвинул идею одновременного существования светского государства при сильной централизованной власти. Наиболее ярко характерные черты просвещенно го абсолютизма проявились в деятельности россий ской императрицы Екатерины Великой и короля Пруссии Фридриха Второго Великого – яркого политика, талантливого полководца. Он поощрял посадку картофеля, реформировал судебную систему: отменил пытки, ввел равенство перед законом, провозгласил независимость суда. Иначе говоря, выступал сторонником развития гражданского общества. Таким образом, политическая модернизация – в трансформации монархии от сословно-представительной к абсолютной в форме просвещенного абсолютизма. Формирование абсолютизма и его дальнейшая эволюция представляют собой закономеный исторический процесс. Появление абсолютизма до определенного момента было прогрессивным явлением, так как он способствовал институциональному укреплению государства. Однако с течением времени становилось понятно, что в условиях неограниченной власти монарха на первый план выходит субъективный фактор, то есть процветание государства стало зависить исключительно от личности монарха. Человеческий фактор, как свидетельствует история, не раз становился причиной социальных катастроф. 4 Изменения затронули и духовную подсистему социума. Эти изменения, в частности, выразились в: 1) эпохе Возрождения – идеология раннебуржуазной культуры (гуманизм, антропоцентризм, светский характер); 2) в Реформации церкви, в возникновении протестантизма. Правда, стоит отметить, что с 40-ых гг. 16 века католическая церковь перешла в наступление и стала бороться с протестантами. Этот процесс получил название контрреформации. Ее апогей – Варфоломеевская ночь, которая произошла в 1572 г. во Франции: католики расправились с протестантами. Погибло более 3 тысяч человек. Тем не менее, протестантизм распространялся дальше, становился более популярным. В итоге протестантизм – различные формы: а) кальвинизм в Швейцарии (Ж. Кальвин); б) гугеноты во Франции (Генрих Наварский); в) в Англии - англиканство. Его возникновение – с английским королем Генрихом Восьмым. В англиканской церкви ее главой является английский король; г) в Германии – лютеране (Мартин Лютер); 3) в эпохе Просвещения (Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Р. Декарт, А. Смит, Вольтер, Монтескье, Ж.Ж. Руссо). В конце 14 – начале 15 вв. в Европе, в Италии начала формироваться раннебуржуазная культура, получившая название Ренессанс – Возрождение. Возрождение охватывает 14 – 16 вв. в Италии и 15 – 17 вв. – страны, которые расположены севернее Альп – Северное Возрождение. Термин «возрождение» - на связь с античной культурой. Возрождение – это переходный этап от средневековья к Новому времени. Отличительные черты: светский характер культуры, обращенность к античному наследию, гуманизм. В центре внимания мыслителей, художников эпохи Возрождения – человек. Гуманисты полагали, что в человеке важно не его происхождение или социальное происхождение, а личностные качества. В качестве идеального человека – сильная, яркая, самобытная, талантливая, всестронне развитая личность. Гуманисты Возрождения верили в человека. Они полагали, что возможности человеческого познания беспредельны, ибо человеческий разум подобен божественному. Человек – это смертный бог. У истоков Возрождения – Данте Алигьери. Вершина его творчества – «Божественная комедия». Поэма повествует о путешествии поэта по загробному миру. Там он встречает исторических лиц, мифических персонажей. Важную роль в развитии гуманизма – Франческо Петрарка. Писал философские трактаты, любовную лирику. Последователем Петрарки – Джованни Боккаччо. Автор «Декамерона». Состоит из 100 новелл, которые повествуют, как молодые люди во время эпидемии чумы удалились на виллу, где в течение десяти дней рассказывали по одной новелле в день. Выдающийся представитель гуманизма – Э. Роттердамский. Он создал новую систему богословия – «философия Христа». Главное внимание – не на Боге, а на человеке и его отношении к Богу, на нравственных обязательствах человека перед Богом. Главное произведение – «Похвала глупости». К гуманистам относится французский писатель Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль». В книге отразился путь гуманистической мысли. Крупнейший представитель французской культуры – Мишель де Монтень. Славу принесли ему его «Опыты» (по французски – эссе) – дали название целому направлению в литературе. Монтень приходит к выводу об относительности всех вещей. Монтеня считают родоначальником эссеистики, относят к видным представителям такого философского течения как скептицизм. Еще одним величайшим писателем-гуманистом Уильям Шекспир. Главный принцип произведений – правда человеческих чувств: «Ромео и Джульетта» Испанский писатель Мигель де Сервантес Сааведра – автор «Дон Кихота». Главный герой живет в мире иллюзий и пытается воскресить золотой век рыцарства. Однако мечты Дон Кихота разбиваются о действительность. Томас Мор – английский мыслитель-гуманист, создал трактат об идеальном государстве «утопия». На острове «Утопия» живут счастливые люди, которые отказались от собственности, денег и войн. Мор обосновал целый ряд демократических требований к организации государства. Все обязаны работать, но каждый может сам, свободно выбрать то ремесло, которым он будет заниматься. Эпоха Возрождения – это эпоха «титанов». Леонардо да Винчи – портрет Моны Лизы (Джоконда), картина «Тайная вечерня». Он воплотил представления людей эпохи Ренессанса о высокой ценности человеческой личности. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов, проект парашюта. Он занимался астрономией, оптикой, биологией, анатомией, ботаникой. Современником Леонардо да Винчи был Микеланджило Буонарроти – скульптор, живописец, поэт. Период его творческой зрелости – статуя Давида. Вершина творчества как живописца – роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Там изображены сцены Страшного суда. Живописец и архитектор Рафаэль Санти прославлял земное счастье человека, гармонию его всесторонне развитых духовных и физических свойств. В образах мадонн Рафаэля мастерски отражена серьезность мыслей и переживаний. В его картине «Сикстинская мадонна» изображена юная мадонна, которая легко ступая босыми ногами по облакам, несет людям своего крошечного сына, младенца Христа, предчувствуя его гибель, скорбя об этом, но понимая, что его гибель спасет человечество, поскольку искупит его грехи. Яркая фигура немецкого Возрождения – Ульрих фон Гуттен – писатель, просветитель, политический деятель, автор сатиры «Письма темных людей». Эта сатира обличала моральное разложение духовенства, его невежество. В 16 веке началась Реформация (преобразование) – это религиозное и общественное движение, направленное на реформирование (изменение) учения и организации католической церкви. Церковь была против перемен. Она утверждала, что мир и все, что в нем находится, созданы Богом, и поэтому не подлежит никакому изменению. Проповедовалась идея об исконной греховности человека, и о том, что церковь через свои таинства (крещение, причастие) может его спасти. Распространение гуманистических идей подрывало подобные идеи. Людей раздражала жадность духовенства, его стремление к обогащению. Особенно ярко это выразилось в продаже индульгенций. Индульгенция – это церковная грамота, которую можно было купить за деньги, и которая свидетельствовала о том, что грехи прощены. Начало Реформации – с 1517 года: выступления Мартина Лютера. Выдвинул 95 тезисов против индульгенции. Лютер провозгласил, что церковь – это не посредник между Богом и человеком. Он объявил ложными претензии церкви, что она может отпускать грехи с помощью таинств. Человек, доказывал Лютер, достигает спасение души не с помощью обрядов, а с помощью веры. Источник религиозной истины – Священное Писание. Обязанность церкви – разъяснять смыл его текстов. Следовательно, богослужение должно проводиться не на латинском, а на родном языке. Поэтому Лютер перевел Библию на немецкий язык. Возникла новая религия – лютеранство или протестантизм. Центром Реформации являлась и Швейцария. Здесь распространилось учение француза Жана Кальвина. Он считал, что ни один человек не может знать, какая судьба его ждет, и тем более не может изменить. Но каждый верующий должен доказывать свою богоизбранность. Богатство человека в земной жизни, считал Кальвин, является зримым доказательством его богоизбранности. Такая точка зрения побуждала человека не к созерцательности, а к активным действиям, предпринимательской деятельности. Кальвинизм предполагал целеустремленность и действенность. Кальвин призывал к бережливости и скромности в быту. Кальвинистская церковь строилась на республиканских началах. Церковная община избирала и контролировала своих руководителей – старшин – пресвитеров и проповедников – пастеров. У кальвинистов не было возведенных в сан священников. Кальвинизм получил распространение в Нидерландах, Шотландии, на юге Франции. Просвещение – это идейное и общественное движение в странах Европы и Америки, связанное с общими переменами в условиях жизни под влиянием разложения феодальных и утверждения капиталистических производственных отношений. Условно можно назвать следующие исторические или хронологические рамки Просвещения: 1689 (завершилась в Англии «славная революция») – 1725 гг. (во Франции началась Великая революция). Просветители, в особенности Вольтер, выступали с антиклерикальными идеями, то есть против засилья церкви. «Раздавите эту гадину», - призывал Вольтер. Социально-политические взгляды Франсуа Мари Аруэ или Вольтера имели также и антифеодальную направленность. Он выступал за свободы печати, слова, совести. Требуя равенства граждан перед законом, Вольтер считал неизбежной социальное неравенство. Вольтер выступал за право людей на счастье и свободу. Человек свободен, потому что он имеет сознание свободы. В своих трудах он рассматривал историю не как проявление божественной воли, а как творчество самих людей. Исторический процесс, согласно Вольтеру, определяется развитием и распространением идей, творчеством передовых мыслителей. Немалую роль, по его мнению, в истории играют выдающиеся личности – просвещенные монархи. Вольтеру принадлежат труды и по истории России. В частности, его интересовала личность Петра Великого. Философы эпохи Просвещения обосновывали идеи, которые, с одной стороны, шли в разрез с феодализмом, а с другой – шли в ногу с новым временем – эпохой капитализма. Так, например, А. Смит выступил сторонником развития капиталистических отношений. Он дал классическое определение спроса как платежеспособной потребности, считается основателем политэкономии. А. Смит считал, что рынок – это саморегулирующийся механизм, который сам себя регулирует с помощью «невидимой руки», то есть спроса и предложения. Отсюда следовал вывод: рынок не нуждается в государственном регулировании. А. Смит выявил и еще одну закономерность: люди, вступая в рыночные отношения, преследуют эгоистические цели, но, тем не менее, достигают общего блага. Идеи А. Смита легли в качестве концептуальной основы во многие современные экономические теории. Например, монетаризма, либертаризма. Идеи А. Смита также пытались реализовать и на практике. Например, в ходе либеральных реформ 90-ых годов двадцатого века, в России. Тогда ставилась цель – достижение макроэкономической стабилизации. То есть то, о чем писал А. Смит. Д. Локк полагал, что у человека есть неотчуждаемые права. К ним относил право на жизнь, свободу, собственность. Также является автором концепции разделения властей. На развитие политической мысли оказали влияние социально-философские идеи Монтескье и Руссо о необходимости разделения властей, о недопущении монополизации политической власти. Именно в выстраивании системы сдержек и противовесов видели философы гарант ограничения власти. Положение о том, что власть должна быть разделена на законодательную, исполнительную и судебную присутствует во многих конституциях, в том числе и российской 1993 года. Б. Спиноза очень многое дал для понимания сущности свободы. Свободу Спиноза трактовал как господство человека над самим собой и как познанную необходимость. Г. Лейбниц и Р. Декарт были не только выдающимися философами, но и математиками. Если немецкий ученый изобрел интегралы, то французский – систему координат, которую называют декартовой. Еще Р. Декарт раскрыл эвристические возможности дедуктивного метода, выступал в гносеологии сторонником рационализма. Его фраза «мыслю, следовательно, существую», известна на весь мир. Выдающимся представителем немецкого Просвещения был И. Кант. В трактате «Ответ на вопрос: что есть Просвещение?» Кант подытожил основные идеи Просвещения, которое стремится освободить людей из-под гнета и призывает их к тому, чтобы мерилом их решений был собственный разум. «Будь смел … и используй собственый разум. Это девиз Просвещения». Таким образом, рационализм, веру в могущество человеческого разума можно отнести к характерным чертам Просвещения. Отметим, что и в духовной сфере – кардинальные изменения: на смену теоцентризма – антропоцентризм, вместо обоснования бытия Бога – религиозно-философское обоснование предпринимательских отношений, веру в Бога заменила вера в могущество человеческого разума. Подведем итоги. В рассматриваемый период зарождались капиталистические отношения, появилось мануфактурное производство, развивались товаро-денежные отношения, рыночное хозяйствование вытеснило окончательно натуральное. В социальной сфере произошла социальная трансформация общества (появились новые классы – класс капиталистов и рабочих). В духовной сфере – критика феодальной идеологии, появление философии, представители которой отстаивали такие буржуазные ценности как: политическая свобода, гражданское общество. Философия Возрождения, Реформации, Просвещения носила ярко выраженную буржуазную, антифеодальную направленность. Политическая модернизация проходила гораздо медленнее: наблюдался переход от асолютизма к просвещенной монархии при сохранении монополизации политической власти в руках монарха. Неравномерное протекание модернизационных процессов не могло не вызвать в ближайшем будущем революционных потрясений, поскольку наблюдался социальный конфликт между базисной основой и надстроичными элементами. Вопросы и задания: 1. Что такое модернизация? В чем она выразилась в экономической сфере общества? 2. В чем выразилась социальная модернизация? Почему социальная структура общества носила гибридный характер? 3. В чем состоит сущность политической модернизации западных обществ? 4. Раскройте сущность модернизации духовной подсистемы общества. 5. Что такое Возрождение? Каковы его хронологические рамки и особенности? 6. Какие видные представители эпохи Возрождения вам известны? Какой вклад внесли деятели Возрождения в историю мировой культуры? 7. Каковы причины Реформации? В чем состоит ее сущность? 8. Какое последствие оказала Реформация на духовную жизнь общества? 9. В чем состоит сущность философии эпохи Просвещения? 10. Идеи каких мыслителей эпохи Просвещения вам кажутся сегодня актуальными? Свое мнение обоснуйте. 11. Раскройте содержание таких понятий как «модернизация», «аграрное общество», «индустриальное общество», «мануфактура», «революция цен», «старое дворянство», «джентри», «класс капиталистов», «класс рабочих», «урбанизация», «абсолютная монархия», «просвещенный абсолютизм», «сословно-представительная монархия», «возрождение», «эссе», «реформация», «котрреформация», «протестантизм», «просвещение».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 213; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.117.107 (0.012 с.) |