Опрос №40. Технология обследования звукопроизношения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Опрос №40. Технология обследования звукопроизношения.



Обследование звукопроизношения проводится только в том случае, если у ребенка в процессе беседы с ним, обследования связной речи или по жалобам родителей обнаруживаются недостатки звукопроизношения. В качестве дефектов звукопроизношения рассматриваются:

· отсутствие звука

· искажение звука

· замены звуков (устойчивые или неустойчивые);            

· смешения звуков (устойчивые и неустойчивые)

Логопед отмечает в протоколе, какие звуки имеют дефекты. При наличии пропусков звуков, их замен или смешений обязательно проводится углубленное обследование фонеморазличения. Причем дефектные звуки включаются в языковой материал в обязательном порядке! Для оценки качества звукопроизношения и определения

направлений коррекции определяется уровень, на котором звукопроизношение сформировано недостаточно:

* в самостоятельной (спонтанной) речи;

* на специально отобранном материале (в словах, слогах)

* изолированное произнесение.

Обследование звукопроизношения проводится в процессе деятельности ребенка и в совместной деятельности с логопедом. До недавнего времени считалось, что обследовать звукопроизношение, так же как и говорить о его дефектности, мож­но только после пяти лет — контрольного времени для формирования звуковой стороны речи. В настоящее время возраст пяти лет как рубеж для становления звукопроизношения подвергается сомнению. Кроме того, большое внимание уделяется ранней диагностики развития речи детей. В ряде случаев наличие патологических тенденции в раз­витии звукопроизношения можно уверенно диагностировать в момент становления развернутой фразовой речи, различая патологию и физиологическую дислалию, т. е. несовершенства звукопроизношения, обусловленные особенностями становления этой системы в онтогенезе. К показателям дефектности звукопроизношения можно отнести, прежде всего, различного рода искажения, смешения звуков (устойчивые и неустойчивые). Иногда дефекты этого рода являются результатом завышенных требований к ребенку со стороны родителей. Скажем, родители любыми способами пытаются добиться от трехлетнего малыша правильного произнесения звука «р». Поскольку его артикуляционный аппарат в этом возрасте не готов к устойчивой артикуляции сложного звука, а ребенку хочется угодить родителям, то в результате он производит велярно-увулярный звук, который обрадованные родители успешно закрепляют в речи малыша. В подавляющем большинстве случаев причиной аномалий формирования звукопроизносительных навыков является несовершенство строения и двигательных функций артикуляционного аппарата. Обследование проводится в игровой форме. В качестве усложненного материала для выявления звуков группы риска в области замен и смешений (особенно неустойчивых вариантов) детям среднего дошкольного возраста можно предъявлять отраженное проговаривание коротких стихотворений насыщенных этими звуками, а детям старшего дошкольного возраста — доступные по содержанию скороговорки.

Для обследования звукопроизношения можно использовать альбом Иншаковой, в котором на каждый звук есть несколько картинок, либо альбом Соколенко.

Вопрос №42. Технология обследования общей, мелкой и артикуляционной моторики.

При обследовании общей моторики логопед об­ращает внимание на общий вид ребенка, его осанку, походку, навыки самообслуживания (завязать бант, заплести косу, зас­тегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т. д.), особенности бега, выполнение упражнений с мячом, прыжки в длину на точность приземления. Проверяется умение сохранить рав­новесие (стояние на левой, правой ноге), попеременно посто­ять (попрыгать) на одной ноге, выполнить упражнения на переключаемость движений (правую руку к плечу, левую — на затылок, левую руку на пояс, правую — за спину и т. д.).

Наличие неврологической симптоматики служит одним из показателей наличия недостаточности звукопроизношения центрального генеза. Некоторые данные о возможных причинах недостаточности звукопроизносительной стороны речи логопед получает в процессе изучения анамнеза, в беседе с родителями, наблюдая за ребенком. Наличие рубцов губы после операции, усиленной саливации или снижение тонуса мышц, своеобразное выражение лица ребенка и др. — это признаки, которые могут послужить пусковым моментом для углубленного исследования

функции артикуляционного аппарата. В первую очередь необходимо изучить состояние двигательных функций артикуляционного аппарата. Детям предъявляется небольшое количество упражнений, направленных на принятие позы, переключения с одной позы на другую, удержание позы и многократное ее повторение. Нагрузка дается на все подвижные органы артикуляционного аппарата: губы, щеки, язык, нижнюю челюсть, мягкое небо. Особое внимание уделяется тем органам и тем мышцам, которые участвуют в произнесении дефектного звука и не участвуют в произнесении сохранных звуков. Сначала упражнения проводятся в игровой форме на уровне

непроизвольных движений — имитации витальных артикуляционных позиций: «Покажи, как ты целуешь маму, как кошка язычком лакает молоко, оближи ложку с вареньем, дотянись языком до носа». Далее ребенку предлагается вы­полнить аналогичные упражнения на основе имитации движений логопеда («делай как я») с привлечением зеркала, по инструкции, т. е. на осознанном уровне. Полученные данные выполнения движений сопоставляются. Продолжительность выполнения упражнений — не более 5-7 минут одноразово. При этом упражнения на удержание выполняется не дольше 10 секунд (каждая поза), а количество повторений упражнения при его многократном воспроизведении составляет 4-6 раз. Кроме упражнений, позволяющих наблюдать за работой артикуляционных мышц при различных нагрузках, для уточнения заключения логопед должен предложить ребенку упражнения для выявления состояния двигательных функций мимических мышц: «Покажи, какой ты сердитый, какой кислый лимон, ты удивлен» и др.

Для обследования мелкой моторики используют пробы на кинестетические и тактильные ощущения. Например, узнавание цифр (3, 4, 0 х) на внешней стороне ладони, определение локализации точки прикосновения, праксис поз, перенос поз, «волшебный мешочек» (узнавание предмета на ощупь). Пробы кинетической организации: пальчики здороваются, пальчики шагают, «ребро-ладонь-кулак». А так же наблюдение как ребенок держит ручку, какая степень нажима, шнуровка, штриховка и т. д.

В итоге логопед делает вывод о наличие или отсутствии нарушений мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, меняющийся тонус).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.006 с.)