Вопрос №16. Сравнительная характеристика и диагностика стертой формы дизартрии и функциональной дислалии. Значение точного диагноза для теории и практики логопеда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №16. Сравнительная характеристика и диагностика стертой формы дизартрии и функциональной дислалии. Значение точного диагноза для теории и практики логопеда.



Дизартрия – это нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата.

Дислалия – это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Стертая форма дизартрии – минимальные дизартрические проявления.

В 70 гг. был заслушан доклад Ляпидевского на 5 всесоюзном съезде дефектологов о стертой форме дизартрии. Сейчас над этой проблемой работают Лопатина Л. В., Соботович Е. Ф., Архипова Е. Ф. и т. д. У детей со стертой формой дизартрии нет явно выраженных нарушений тонуса мышц. Нарушение просодической стороны речи минимальные и принимаются за особенности человека. Отсутствует гиперсаливация, темп речи в пределах нормы, нарушение звукопроизношения на первый взгляд охватывает 2-3 звука, но на самом деле при углубленном обследовании выясняется, что страдает несколько групп звуков, но акустически они звучат близко к нормальным. Это звуки: нижнее произношение звуков щипящих, «Л», переднеязычные «Т», «Д», «Н», кончик языка не принимает участие в артикуляции, работает передняя часть языка, спинка языка.

Произношение гласных происходит со слегка отодвинутым кончиком языка назад (на этот признак логопеды обычно не обращают внимание и ставят диагноз дислалиля). Для проверки нужно широко открыть рот и произносить: ата, аша и будет видно, что звуки нижнего подъема.

Минимальные дизартрические проявления (гипертонус и др.) выявляются прb функциональных нагрузках. Для проверки: сначала дать языку поработать, а затем положить язычок на губу и будут видны дизартрические компоненты – дрожание, посинение, язык комом и др.

Легкие синкенезии. Для проверки: упражнение «чашечка» выполняет с закрытым ртом, касаясь губы.

Не выдерживает длительной статической нагрузки. Для проверки: зафиксировать улыбку под счет 10.

Смазанность речи появляется в процессе длительного продуцирования. Для проверки: длинное стихотворение – появляется спастика, меньше открывает рот.

Длительная работа, а динамика устранения дефекта незначительная или ее нет.

 

Дифференциальная диагностика стертой формы дизартрии и сложной дислалии.

Стертая форма дизартрии Сложная дислалия

причины

Анамнез отягощен: патология внутриутробного развития (токсикозы, психотравмы, гипертония и др.), затяжные роды, легкая асфиксия новорожденного. Соматические заболевания. Нет данных за поражение ЦНС,

Раннее речевое развитие

Нет отклонения в сторону задержки. Первые слова появились к году, медленное накопление словаря, фразовую речь использует после 3х лет. Речь остается не четкой, дефектной по звукам, не наступает самокоррекции. Развитие речи в норме или опережает.

Неврологическая симптоматика

Выявляется микросимптоматика при определенных условиях: функциональных нагрузках, длительном продуцировании речи, статистическая нагрузка, что ведет за собой гипертонус, нарушение объема движений, саливация, неточность движений, посинение языка, тремор. Отсутствие микросимптоматики даже при функциональных нагрузках.  

Общая моторика

Легкие нарушения подвижности, ловкости, точности, координирования, проявляется в подвижных играх, соревнованиях (т. е. у ребенка никогда не будет 1 места на соревнованиях, они не ловкие) Ловкость, координированность, хорошо танцуют.

Мелкая моторика

В более поздние сроки овладевают бытовыми ручными навыками (не умеют застегивать пуговицы, завязывать шнурки, не аккуратные поделки по труду), пальчиковые игры игнорирует. Все в норме.  

Артикуляционная моторика

Микросимптоматика неврологическая в органах артикуляции: гипертонус, неточные движения языком, ограничение объема движения, нарушение статики и динамики движения при нагрузках. Отсутствует нарушение моторики

Особенности звукопроизношения

В основном искажения (фонетические дефекты), нижнее произношение большинства языков, боковое произношение (мышцы языка с одной стороны паретичны (т. е. при подъеме кончика языка зазубно средняя часть спинки языка быстро опускается на стороне пареза, что обуславливает боковую струю воздуха при произношении шипящих и «Р»)) + свистящие Замены и смешения, в основном страдают соноры и щипящие.

Просодика

Голос слабоватый, глуховатый, легкая назальность («И», «У») Голос звучный, полётный, богат обертонами (удивление, восхищение и т. д.)

Психический статус

Снижена работоспособность, быстро утомляются, малокритичны к своему дефекту, вегетососудистая дистония по типа синего деморфизма, сухая кожа, холодные конечности. Вегетососудистая дистония по типа красного деморфизма, критическое отношение к дефекту, желание исправить дефект, повышенная потливость, повышенная работоспособность.

 

Точное определение стертая форма дизартрии или сложная дислалии необходимо для разработки плана коррекции. Потому что методы коррекции дислалии не будут эффективны при дизартрии и наоборот. Дислалия

 

№ 17 Комплексные системы реабилитации заикания у подростков и взрослых.

Система лечения заикания для заикающихся подростков разработана главным образом для медицинских учреждений. Это связано с тем, что при лечении заикания у заикающихся подростков большое значение имеют различные виды психотерапевтической помощи, включая и гипнотическое воздействие.

Разработанная В.М. Шкловским комплексная система лечения заикания рассчитана на подростков и взрослых. (В.М. Шкловский, 1994). В ней объединена и тесно взаимосвязана работа логопеда, психиатра, психотерапевта и невропатолога. Курс лечения рассчитан на 2,5-3 месяца и включает 4 этапа:

1.диагностический; Тщательное изучение каждого заикающегося невропатологом, психиатром, психотерапевтом, психологом, логопедом, нейропсихологом. В результате чего устанавливается диагноз и намечается план лечения.

2.перестройку патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; Продолжается 30-45 дней. В это время проводятся логопедические занятия по отработке речевых техник: нормализация дыхательной и голосовой функций, выработка речевых эталонов. Одновременно с логопедической работой начинается аутогенная тренировка и личностно-ориентированная психотерапия, проводятся сеансы внушения в бодрственном состоянии, индивидуальная и групповая психотерапия.

На третьем и четвертом этапах (30 дней) проводится тренировка речи в обычной для заикающегося жизненной обстановке, благодаря чему воспитывается речевая активность и укрепляется уверенность в том, что заикающийся может самостоятельно справиться с нарушениями речи в любых ситуациях общения.

После окончания лечения пациенты получают необходимые консультации, организуются встречи заикающихся для профилактики рецидивов заикания.

Система комплексной реабилитации взрослых заикающихся Н.М. Асатиани имеет свои отличительные особенности. В основу данной системы лечения заикания положен подход разработанный Н.А. Власовой. Курс реабилитации включает комплекс медико-педагогических мероприятий, включающих медикаментозное, психотерапевтическое, логопедическое и логоритмичесхое воздействие. Перед началом курса лечения заикания проводится сбор анамнеза. С этой целью заикающимся за месяц до стационирования рассылаются специальные анкеты, что дает обширную предварительную информацию о каждом заикающемся.

Курс реабилитации в условиях стационара подразделяется на несколько этапов.
1. Подготовительный этап лечения заикания (5-7 дней). На этом этапе с целью угашения патологических навыков в первую неделю пребывания в клинике организуется “режим молчания” и режим “ограничения речи”, на фоне которых начинают проводить психологические, психотерапевтические и логопедические занятия.
2. Этап активной терапии (20 дней). На этом этапе проводятся систематические коллективные и индивидуальные занятия с логопедом, специализированная аутогенная тренировка, индивидуальная психотерапия и медикаментозное лечение.
3. Этап активных тренировок (10 дней). На этом этапе вводятся функциональные тренировки, во время которых пациенты тренируют свою речь за пределами стационара (разговор на улице с прохожим, по телефону, в магазине и т.п.). Все лечебные воздействия направлены на реализацию речевого общения пациентов в усложняющихся речевых ситуациях.
4. Заключительный этап лечения заикания. Включает подготовку пациентов к наиболее сложной для них речевой ситуации публичному выступлению перед многолюдной аудиторией, которое проводится в виде концертной программы. Все звенья комплексного лечебно-педагогического воздействия направлены на подготовку пациентов к этому серьезному речевому испытанию.

Перед выпиской из стационара каждый из специалистов проводит с пациентами индивидуальную беседу, в ходе которой даются рекомендации по дальнейшей самостоятельной работе пациентов. Логопедическая работа, предусмотренная данной системой, базируется на поэтапной отработке различных видов речи: сопряженной, отраженной, чтение стихов и прозы, вопросно-ответной и спонтанной.

Проводится работа по постановке диафрагмального дыхания, удлинению продолжительности фазы выдоха, развитию навыков рациональной голосоподачи, артикуляции, развитию просодических компонентов речи. Немаловажное место в системе занимает логопедическая ритмика.

Данная система предусматривает проведение реабилитационной работы с учетом клинической разнородности пациентов. Так, с пациентами, страдающими невротической формой заикания, проводится массивная психотерапевтическая работа, которая в процессе логопедической работы принимает характер усложненных функциональных тренировок вне стен стационара, а в условиях логопедического кабинета используется метод моделирования различных ситуаций общения.

Для пациентов с неврозоподобной формой заикания основным направлением логопедической работы является нормализация двигательных речевых стереотипов, расширение словарного запаса и развитие речи как средства общения. Эти пациенты в большей мере нуждаются в индивидуальных логопедических занятиях.

Система социореабилитации по Ю.Б. Некрасовой представляет собой целенаправленное воздействие на личностные характеристики заикающихся, в ходе которого проводятся непрерывные наблюдения за результатами используемых логопсихотерапевтических воздействий, их дозировкой.

Пропедевтический этап длится не менее полугода и строится на динамической психотерапевтической диагностике, в основе которой метод библиотерапии - лечение книгой. Данная диагностика позволяет выявить неповторимые личностные черты пациента и на основе этого "портрета неповторимости" выстроить стратегию и тактику последующей логопсихотерапевтической работы.

На втором этапе основным приемом является сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии. Основная цель сеанса "снятие" симптомокомплекса заикания через "реконструкцию личности" во фрустрирующей ситуации (К.М. Дубровский). Сеанс проводится в сложной ситуации публичного выступления.

Третий этап основан на активной групповой логопсихотерапии: в течение 2-3 месяцев проводятся ежедневные 8-9 часовые занятия, осуществляется перевоспитание личности заикающегося, благодаря использованию библиотерапии, символотерапии (разновидность психотерапии, использующей в качестве лечебного воздействия символическую функцию слова) и кинезитерапии (направленной на коррекцию психического состояния человека через работу с телом). В этот период заикающиеся обучаются навыкам саморегуляции и техникам речи. В результате реализации системы, предложенной Ю.Б. Некрасовой, у пациентов развивается потребность в творческом отношении к жизни, к своим проблемам и к своей речи. У них появляется возможность самостоятельно решать свои проблемы, тем самым достигается основная задача данной системы.

№19 Заикание, этиология, феноменология, классификация.

Заикание - нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции, т.е. 2-6-летний возраст детей. В связи с этим некоторыми авторами оно называется эволюционным заиканием.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недораз­витие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от различных условий: с одной сторо­ны, от типа нервной системы, с другой — от разговорной сре­ды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заика­ния характеризуются эффективной напряженностью, сопровождающей еще непосильную умственную операцию по­иска слов, грамматической формы, оборота речи. Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы: при алалии и афазии; у олигофренов; у больных различными психозами; при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задер­жке развития речи.

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, от­мечают у заикающихся различные вегетативные изменения. В тяжелых случаях нарушения вегетативной нервной сис­темы собственно заикание отступает на второй план, преобла­дают страхи, волнения, тревога, мнительность, общая напря­женность, склонность к дрожанию, потливости, покраснению. В детском возрасте у заикающихся наблюдаются нарушения сна: вздрагивание перед засыпанием, утомительные, беспокойные неглубокие сны, ночные страхи.

Рассмотрев разные точки зрения на проблему заикания, можно сделать основной вывод, что механизмы возникнове­ния заикания неоднородны.

В одних случаях заикание трактуется как сложное невро­тическое расстройство, которое является результатом ошиб­ки нервных процессов в корне головного мозга, нарушения коркового подкоркового взаимодействия, расстройства едино­го авторегулируемого темпа речевых движений (голоса, ды­хания, артикуляции).

В других случаях — как сложное невротическое расстрой­ство, явившееся результатом зафиксированного рефлекса не­правильной речи, первоначально возникшей вследствие рече­вых затруднений разного генеза.

В третьих — как сложное, преимущественно функциональ­ное расстройство речи, появившееся вследствие общего и ре­чевого дизонтогенеза и дисгармоничного развития личности.

В четвертых — механизм заикания можно объяснить на основе органических изменений центральной нервной систе­мы. Возможны и другие объяснения. Но в любом случае не­обходимо учитывать нарушения физиологического и психо­логического характера, составляющие единство.

Этиология.

В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»).

Предрасполагающие причины

невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам); наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и       

родовые травмы, асфиксия; постнатальные — инфекционные, травматические и обменно-трофические  нарушения при различных детских заболеваниях.

В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и социальные.

Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы — внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; совершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

Психические и социальные причины: кратковременная — одномоментная — психическая травма (испуг, страх); длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная — ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная — он копирует речь заикающегося; переучивание леворукости.

Феноменология.

Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Речевые судороги возникают только в момент речи или при попытке начать речь и выражаются в непроизвольном сокращении мышц речевого аппарата.Судороги мышц речевого аппарата имеют различную локализацию, тип и силу выраженности.

Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические.

Тонические речевые судороги проявляются в виде насильственного резкого повышения тонуса мышц, захватывающего обычно несколько мышечных групп (например, мышцы языка, губ, щек и т.п.). Заикающийся в эти мгновения как бы скован. Рот при этом может быть полуоткрытым либо, напротив, губы плотно сомкнуты. Лицо отражает большое напряжение, которое прилагает заикающийся к тому, чтобы начать или продолжить речь. Акустически тоническая судорога проявляется в виде длительной паузы в речи, либо в виде напряженной и протяжной вокализации.

Клонические речевые судороги характеризуются насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата. При этом заикающийся обычно повторяет отдельные звуки либо слоги.

Обычно клонические и тонические речевые судороги наблюдаются у одного и того же заикающегося.

 

 

№20 Алалия: определение, причины, механизмы нарушения, структура дефекта, классификации.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалия представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все компоненты речи: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй. Среди неречевых расстройств при алалии выделяют моторные, сенсорные, психопатологические симптомы.

Алалия является одним из наиболее тяжелых дефектов речи, при котором ребенок практически лишен языковых средств общения: речь его самостоятельно и без логопедической помощи не форми­руется.

Отсутствие речи резко ограничивает полноценное развитие и общение ребенка с окружающими. А это в свою очередь приводит к постепенному отставанию в умственном развитии, которое в данном случае носит вторичный характер. Дети-алалики существен­но отличаются от умственно отсталых: по мере становления речи и под воздействием специального обучения ин­теллектуальное отставание постепенно исчезает.

Причины, вызывающие нарушения формирования речи, связаны с органическими поражениями ЦНС. К ним относятся:

воспали­тельные, травматические поражения головного мозга (осложнения после менингоэнцефалита, краснухи, травм);

кровоизлияния в мозг вследствие тяжелых и быстрых родов;

обменные нарушения в период внутриутробного развития плода, во время родового акта, а также в период раннего развития ребенка в возрасте от одного месяца до одного года.

Кроме того, возникновение алалии возможно у детей, перенесших тяжелый рахит, сложные заболевания дыхательной системы, нарушения сна и питания в ранние месяцы жизни.

В зависимости от преимущественной локализации поражения речевых областей больших полушарий головного мозга (центр Вернике, центр Брока) различают две формы алалии: моторную и сенсорную.

Моторная (центр Брока) алалия связана с нарушением деятельности речедви-гательного анализатора, а сенсорная (центр вернике)— с нарушением речеслухового анализатора. Однако такое деление в настоящее время уже не исчер­пывает всего многообразия проявлений алалии у детей.

Механизмы нарушения.

Вопрос о механизмах алалии в настоящее время является наиболее сложным и дискуссионным.

Существующие концепции объяснения механизма алалии условно подразделяются на сенсомоторные, психологические и языковые. Сторонники сенсомоторных концепций связывают речевое недоразвитие при алалии с патологией сенсомоторных функций (слуховой агнозией, апраксией). В соответствии с психологическими концепциями при алалии отмечается патология некоторых сторон психической деятельности. Сторонники языковой концепции связывают недоразвитие речи с несформированностью языковых операций процесса восприятия и порождения речевых высказываний. Последняя точка зрения является более обоснованной и соответствует современным научным представлениям о речи как о многоуровневой деятельности, которая имеет сложную струн туру и не может быть сведена только лишь к сенсомоторному уровню.

Классификация.

В большинстве существующих классификаций учитыва­ются общие закономерности заикания детей дошкольного и школьного возраста.

По анатомо-физиологическому признаку классифицировали заикание Е. С. Никитина и М. Ф. Брунс. Они выде­лили 2 группы детей: 1) дети с паллидарным синдромом — отмечаются психофизическая заторможенность, скованность, личностные нарушения, нарушения контакта с окружающи­ми; дети становятся мрачными, не принимают участия в иг­рах; 2) дети со стриарным синдромом — им присуща психо­физическая заторможенность, нервно-психические нарушения. Дети подвижны, непоседливы, заиканием не тяготятся, легко вступают в контакт.

По клиническому признаку классификация заикания пред­ставлена в трудах В. С. Кочергиной, Н. А. Власовой и др.

Так, В. С. Кочергина выделяет: детей, у которых неуравно­вешенность поведения появилась вследствие заикания; детей, у которых неуравновешенное поведение отмечается с детства и является индивидуальной особенностью их личности, а раз­витие заикания способствует усилению их неуравновешенно­сти и появлению черт общей детской нервности; а также де­тей с повышенной возбудимостью, в анамнезе которых имеются неблагоприятные условия внутриутробного развития, родовые травмы, соматические заболевания, острые и хронические ин­фекции, сердечно-сосудистые заболевания, эндокринные рас­стройства, дистрофии, и, наконец, детей, у которых до заика­ния имелись признаки тяжелого невроза.

В классификации, предложенной Н. А. Власовой и Э. Н. Герценштейн, учитываются в первую очередь форма заикания (тоническая, клоническая), некоторые этиологические факто­ры, вторичные психические симптомы, степень успешности логопедического воздействия.

 

№21 Общее недоразвитие речи. Периодизация ОНР. Характеристика уровней.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Периодизация.

Р. Е. Левиной и сотрудниками (1969) разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

Выделяют три уровня речевого развития:

Первый уровень. Речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения.

Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названиями предметов (открывать — «древ» (дверь), и наоборот — названия предметов заменяются названиями действий (кровать — «пат»). Характерна многозначность употребляемых слов.

В их речи преобладают корневые слова. «Фраза» состоит из лепетных элементов, которые последовательно воспроизводят обозначаемую ими ситуацию с привлечением поясняющих жестов. Каждое используемое в такой «фразе» имеет многообразную соотнесенность и вне конкретной ситуации понято быть не может.

Пассивный словарь детей шире активного.

Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. Если исключить ситуационно ориентирующие признаки, дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, не понимают значения предлогов.

Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Число дефектных звуков может быть значительно большим, чем правильно произносимых. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.

Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

Второй уровень речевого развития. Переход к нему характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение осуществляется посредством использования постоянного, хотя все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов.

Дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни.

Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 2—3, редко 4 слов. Словарный запас значительно отстает от возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, животных и их детенышей, одежды, мебели, профессий.

Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова близкими по смыслу.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

• смешение падежных форм («едет машину» вместо на машине);

• нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени;

• в употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам («два каси» — два карандаша, «де тун» — два стула);

• отсутствие согласования прилагательных с существительными, числительных с существительными.

Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются вообще, а существительное при этом употребляется в исходной форме («книга идит то» — книга лежит на столе); возможна и замена предлога («гиб лятет на далевим» — гриб растет под деревом). Союзы и частицы употребляются редко.

Понимание обращенной речи на втором уровне значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм (в отличие от первого уровня).

Затруднения остаются при понимании форм числа и рода прилагательных.

Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих («пат книга» — пять книг; «папутька» — бабушка; «дупа» — рука). Проявляется диссоциация между способностью правильно произносить звуки в изолированном положении и их употреблением в спонтанной речи.

Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. Нередко при правильном воспроизведении контура слов нарушается звуконаполняемость: перестановка слогов, звуков, замена и уподобление слогов («морашки» —ромашки, «кукика» — клубника). Многосложные слова редуцируются.

У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.

Например, мягкий звук с, сам еще недостаточно четко произносимый, заменяет звук с («сяпоги»), ш («сюба» вместо шуба). ц («сяпля» вместо цапля), ч («сяйник» вместо чайник), щ («сетка» вместо щетка); замены групп звуков более простыми по артикуляции. Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов (Дети слепили снеговика. — «Дети сипили новика»). Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.

На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.

В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

 

№22. Логопедические технологии развития и коррекции словаря у детей с ОНР.

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Обучение детей первого уровня речевого развития.

Развитие самостоятельной речи является необходимым условием для формирования активного лексического запаса у детей. Логопед называет те слова, словосочетания и фразы, которые хотел бы включить в экспрессивную речь ребенка.

Создается ситуация, которая вызывает коммуникативно-познавательную потребность в речи. Появившиеся звуковые комплексы или лепетные слова в игровой форме нужно неоднократно повторить в разной тональности, темпе, с разной интонацией.

Перед ребенком не ставится задача правильного фонетического оформления. На этом этапе детей учат называть: близких людей (мама, папа, баба); простые имена (Тата, Ната, Коля, Оля); выражать просьбы (иди, на, да) в сопровождении жеста и т. д.

После того как у детей появилась возможность подражать слову взрослого, добиваются воспроизведения ударного слога, а затем ритмико-интонационного рисунка одно-двух-трехсложных слов (мак, киса, машина). Детей учат приращивать одинаковые слоги из доступных звуков в конце слова (ру-ка, нож-ка, пап-ка).

Лепетные слова необходимо использовать в простых предложениях, содержащих обращение и повеление (мама, дай); указательные слова и именительный падеж существительного (тут киса); повеление и прямое дополнение (дай мяч).

При обучении детей употреблению формы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа первоначально можно ограничиться воспроизведением лишь ударного слога, а затем — двух слогов и более.

Детей учат грамматически правильно строить предложения типа: именительный падеж существительного + согласованный глагол 3-го лица настоящего времени. Рекомендуется предварительно повторить глаголы повелительного наклонения 2-го лица единственного числа, а затем к основе глагола «наращивать» звук т (сиди — сидит).

Логопед вовлекает детей в речевое общение и приучает к пользованию такой элементарной формой устной речи, как краткий ответ на вопрос. Это является переходной ступенью к овладению простым диалогом.

Второй уровень.

Материалом для обогащения речи детей служит окружающая действительность, изучение которой происходит на основе тематического цикла. Уточняются и накапливаются конкретные понятия, формируется предметная соотнесенность слова, выделение и называние действий, признаков и называние действий, признаков, качеств и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.154.208 (0.084 с.)