Тема 1: Литосфера. Земля и ее внутреннее строение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1: Литосфера. Земля и ее внутреннее строение



Тип урока: Изучение нового материала

Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с главными оболочками Земли;
  • рассмотреть особенности внутреннего строения Земли, свойства земной коры;
  • дать представление о способах изучения земной коры.

Учебно - наглядный комплекс:

  • Глобус, набор горных пород и минералов
  • схема строения земной коры (презентация),
  • учебник для 6 класса “Начальный курс географии” Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П.

Методы: объяснительно- иллюстративный, практический, беседа, наглядный.

Термины и понятия: Литосфера, земная кора, мантия, ядро Земли,

материковая земная кора, океаническая земная кора, сверхглубокие скважины,сейсмограф.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы назовём тему сегодняшнего урока давайте найдём ответы на несколько очень простых вопросов.

■ Как называется третья по счёту планета Солнечной системы?

■ Как называется планета, большая часть поверхности, которой покрыта водой?

■ Как называется планета, на которой есть жизнь?

Правильно, Земля. Итак, сегодня мы продолжим изучать особенности нашей

планеты. Тема урока: Земля и ее внутреннее строение (Запишите тему урока в тетради)

Сегодня мы узнаем о внутреннем строении Земли на уроке путешествии. Для этого путешествия нам понадобятся фантастический корабль, который может совершать полеты, под землю.

Итак, давайте вместе решим, какие познавательные задачи нам нужно решить.

Задачи:

1.Мы должны ознакомиться с оболочками Земли

2. Мы должны вспомнить особенности внутреннего строения планеты и

дополнить их новыми знаниями.

3. Выяснить особенность строения поверхностного, как наиболее важного для жизни

людей, слоя Земли

4. Познакомиться со способами изучения земной коры

 

Сегодня мы будем исследовать нашу планету. Проводя процедуру исследования, какие простейшие операции делает исследователь со своим предметом исследования? Сначала - берёт в руки, внимательно рассматривает, если нужно, то с помощью увеличителя и т.д. Скажите, наш предмет исследования, планету Земля, мы можем взять в руки? - Нет. А как в таком случае быть? - Для этого нужно использовать уменьшенное изображение планеты Земля, её модели. Представление о земном шаре нам дают фильмы и снимки из космоса. Нам остаётся включить только своё воображение и представить себя в роли астронавтов- исследователей, которые, путешествуя по космосу, изучают различные планеты.

Итак «Все сели удобнее, прямо по курсу - какая- то необычная планета! Посмотрите и назовите, какие особенности выделяются в облике этой планеты? Перенестись в космическое пространство нам поможет видеофильм Земли из космоса

Что мы видим?

Наша планета очень живописна. На ней есть белые, как будто, кружевные пятна, есть массивный голубой фон, и отдельные крупные участки, скрываемые белой дымкой, коричневатого цвета.

Не сложно догадаться, что это различные вещества в трёх разных состояниях. Можно предположить, что «белые кружева»- это газообразное вещество- оно имеет малую плотность, подвижно и быстро меняет свои очертания; коричневатые - это твёрдые вещества, с высокой плотностью, участки из них держатся на планете прочно, а вот голубой фон-вещество со средней плотностью, это жидкость, которая покрывает часть твёрдых участков.

Предварительно выяснив, состояние вещества на планете, экипаж принимает решение познакомиться с планетой поближе, подлетая к участку суши. Но при более близком контакте с планетой обнаружилось, до селе неведомое состояние вещества- ни жидкость, ни твёрдое тело, а так что-то среднее, и то, и другое, роскошной мягкой зелёной периной прикрывает поверхность. Ребята, кто догадался о, чём, о каком земном явлении идёт речь?

Правильно, на Земле есть жизнь, здесь обитают живые организмы животные и растения.

Какой вывод позволяют сделать наши наблюдения? Какие оболочки мы уже можем выделить по состоянию вещества?

 

(Записываем схематично и в тетрадях)

 

• состоящую из газов -                       АТМО

• состоящую из жидкости -              ГИДРО          СФЕРА

• состоящую из твердого вещества - ЛИТО

• состоящую из живых организмов - БИО

Атмосфера-это воздушная самая лёгкая оболочка Земли.                            Гидросфера- это жидкая оболочка Земли, её моря и океаны,                   Литосфера - плотная, твёрдая оболочка Земли и

Биосфера- это вся совокупность живого вещества на планете.

 

Первую задачу мы с вами решили.

 

Наши представления об оболочках Земли были бы неполными, если бы мы не заглянуливнутрь.

Теперь мы превратимся в героев романа Ж.Верна «Путешествие к центру Земли».Помнится, у вас уже была попытка такого путешествия в 5-м классе. Что же вам уже удалось выяснить о внутреннем строении Земли?

 

Рассмотрите рисунок 22 на стр. 39. и скажите мне, что находится внутри Земли?

Молодцы! Главное вы знаете. А теперь нам предстоит уточнить некоторые

особенности и свойства внутренних оболочек.

Ядро.

В центре планеты находится ЯДРО. Оно на 98% состоит из железо-никелевого сплава с примесью кремния и имеет температуру 5000? - 6000? С. Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница ядра находится на глубине 2900км.

А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1,3 млн.атм. а в центре достигает 3 млн.атм. Температура здесь может превышать 6000 С.

Мантия

Ядро окутано МАНТИЕЙ, от слова "мантия" - плащ, покрывало. Толщина мантии 2900 км. Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород, богатых магнием и железом. Это пластичное раскаленное вещество составляет 82% объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю.  Получая тепло от ядра, мантия разогревается от 800? C на верху, до 2500? С на глубине 2000 км. Мантия постоянно движется, приводя в движение литосферу. А на поверхности планеты находится земная кора.

Прошу зарисовать в тетради модель внутреннего строения с главными,

составляющими его слоями.А сейчас внимательно посмотрите на рисунок на доске и найдите новые сведенияо слоях.

Правильно, появились данные о глубинах, температуре и давлении.

 

Внутреннее ядро

твёрдое, состоит из никеля и железа, 6000°, давление 3 млн. атм., 5100км

Внешнее ядро

состоит из расплавленных металлов, магнит Земли, 2900км

Мантия-«покрывало»

нижняя- твёрдая, 4000º

верхняя - расплав 1000°

давление – 1,3 млн.атм.,2900 км

 


Добавьте в свои рисунки новые сведения.

Земная кора

твёрдая, состоит из горных пород, толщина 5-70 км.


 

При добыче полезных ископаемых в шахтах люди давно заметили, что температура земной коры с глубиной повышается. Установлено, что тепло в земную кору поступает из мантии. Верхний слой земной коры – до глубины 20-30м подвержен влиянию внешних температур, а ниже температура постепенно повышается: на каждые 100м глубины на +3 С. Глубже, температура уже в значительной степени зависит от состава пород.

Задание: Какова температура горных пород в шахте, где добывается каменный уголь, если ее глубина 1000м, а температура слоя земной коры, который уже не зависит от времени года составляет +10 С

Решаем по действиям:

  1. Сколько раз произойдет повышение температуры горных пород с глубиной?

1000: 100=10

  1. На сколько градусов повышается температура земной коры в шахте:

3 С •10= 30 С

  1. Какой будет температура слоя земной коры в шахте?

+10 С+(+30 С)= +40 С

Температура = +10 С +(1000:100 3 С)=10 С +30 С =40 С

Решить задачу: Какова температура земной коры в шахте, если ее глубина 1600м, а температура слоя земной коры, не зависящего от времени года -5 С?

Температура воздуха =(-5 С)+(1600:100 3 С)=(-5 С)+48 С =+43 С.

А теперь предлагаю внимательнее рассмотреть устройство самого верхнего твёрдого

слоя Земли- ЛИТОСФЕРЫ (от греческого слова «литос»- камень).

(Предлагаю записать в тетрадь, это понятие очень важное.)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.012 с.)