Литературный обзор проблемы исследования сущности формирования географических понятий при работе с учебными текстами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Литературный обзор проблемы исследования сущности формирования географических понятий при работе с учебными текстами



Понятия – это стержень, ядро теоретических знаний. В школьной географии – это единицы усвоения. Наиболее важная часть содержания учебного предмета. Определение термина «понятие» объясняется по-разному: 1) форма логического мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; 2) это обобщенное знание и действительности, ее отражение, т.е. совокупность существенных признаков объектов и явлений; 3) это мысленное сочетание в единое целое признаков, каждый из которых необходим, а все вместе взятые достаточно, чтобы отделить один предмет от другого. Роль понятий в познании состоит в том, что они помогают ориентироваться в «море» знаний, служат «опорными точками» познания.

Понятия характеризуются содержанием и объемом. Содержание понятия - это совокупность существенных признаков, которые принадлежат предметам, относящиеся к данному понятию. Объем понятия – множество предметов, на которые распространяется содержание понятия.

Формирование понятий не является пассивным восприятием их учащимися, а представляет собой активную деятельность, которая направлена на решение познавательных задач. Образование понятий идёт успешно, если учитель соблюдает ряд методических условий.

Как пишет Душина И.В. в вузовском учебнике «Теория и методика обучения географии»: «Существенную часть процесса формирования понятий составляет образование представлений, которые часто служат основой понятий. Вот почему при формировании понятий необходима опора на наглядный материал. Представления – это чувственно- наглядные образы предметов и явлений окружающего мира, в данный момент не воспринимаемых. Во времени чувственное познание предшествует рациональному, однако познание посредством чувств опосредовано результатами мышления, закрепленными в словах» [8].

Формирование понятий – важнейшее звено в процессе учебного познания. Важным условием формирования понятий является образование представлений: образных, пространственных, картографических, временных, количественных и др. второе важное условие – системность, т.е. установление связей между понятиями [8].

Важное условие формирование понятий – соблюдение преемственности между уже усвоенными и новыми знаниями, что означает системность – установление связей между отдельными элементами знания. Непременным условием формирования понятий является их последовательное развитие, расширение и углубление от темы к теме, от курса к курсу. В процессе развития обогащается содержание понятия, оно становится все более обобщённым.

Процесс формирования понятий делят на ступени или этапы:

1) Введение нового понятия (первоначальное формирование), раскрытие его существенных признаков;

2) расширение объема и углубление содержания понятия. Его применение при изучении последующих тем;

3) приведение усвоенных понятий в определенную систему, обобщение знаний с целью выявления закономерностей, т.е. использование понятий как средство для приобретения новых знаний.

Начальный курс географии дает элементарные знания о земной поверхности в целом и отдельных частях – оболочках, т.е. готовит учащихся к пониманию неоднородности географической оболочки на планетарном и региональном уровнях, формирует основные предметные, физико-географические понятия и представления. Кроме того, начальный курс дает достаточно полные и относительно завершенные знания о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, и о населении ближайшего окружения, условиях его жизни и быта, хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком. Перед курсом стоит ответственная задача сформировать определенную систему топографо-картографических знаний, которая должна обеспечить географичность содержания и создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве.

Изучение начального курса географии позволяет развить у школьников наблюдательность, воображение, память, внимание, речь, умение ориентироваться в пространстве.

Начальный курс географии в системе географических курсов решает следующие задачи:

1.Формирует представления учащихся о структуре, динамике и размещении геосфер, взаимодействии их на планетарном, региональном и локальном уровнях.

2. Формирует первоначальное представления о размещении географических объектов, как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.) так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.)

3. Развивает правильное отношение к окружающей среде – природной, городской.

4. Формирует начальные представления о размещении природных и социально-экономических объектов.

5. Формирует элементарные практические умения работы со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентирования местности, полевых исследований, маршрутных съемок и первоначальной систематизации полученных результатов.

6. Развивает понимание взаимодействия человека и природы и его следствий, разнообразия и своеобразия духовных традиций, формирование и развитие личностного отношения у своему населенному пункту как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы. Ее истории и культуры.

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно- следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Общенаучные знания:

•   движения вещества мантии;

•   перехода количества в качество – образование метаморфических пород;

•   единства и борьбы противоположностей – рельеф Земли как результат действия внутренних и внешних сил;

•   общее и единичное: общее – геологические процессы, единичное – землетрясения и вулканизм.

Естественнонаучные знания: минералы, горные породы, полезные ископаемые.

Фундаментальные знания: литосфера, рельеф Земли, горы, равнины, земная кора, виды движений земной коры, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, сейсмология, мантия, ядро, виды выветривания, рельеф дна Мирового океана.

Знания профильного характера: горные породы, минералы, полезные ископаемые – в геологии; техногенные процессы, охрана полезных ископаемых – в экологии и природопользовании; формы рельефа - в строительстве; природные памятники литосферы – туризм; землетрясения, вулканизм – ОБЖ.

Фактические знания: толщина океанической и материковой земной коры, виды горных пород, движения земной коры, различия гор и равнин по высоте, Гималаи – самые высокие горы Земли, Анды – самый длинный горный хребет мира, толщина земной коры.

Представления: земное ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, землетрясения, вулканизм, выветривание, техногенные процессы, внутренние и внешние силы Земли, движения земной коры, изменение форм рельефа во времени, условия жизни и хозяйственная деятельность людей в горах, стихийные явления в горах.

Понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины.

Закономерности: рельеф как результат сложного взаимодействия внутренних и внешних сил; связь рельефа и размещения полезных ископаемых; техногенное выветривание и изменение рельефа Земли.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.006 с.)