Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Литературный обзор проблемы исследования сущности формирования географических понятий при работе с учебными текстами
Понятия – это стержень, ядро теоретических знаний. В школьной географии – это единицы усвоения. Наиболее важная часть содержания учебного предмета. Определение термина «понятие» объясняется по-разному: 1) форма логического мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений; 2) это обобщенное знание и действительности, ее отражение, т.е. совокупность существенных признаков объектов и явлений; 3) это мысленное сочетание в единое целое признаков, каждый из которых необходим, а все вместе взятые достаточно, чтобы отделить один предмет от другого. Роль понятий в познании состоит в том, что они помогают ориентироваться в «море» знаний, служат «опорными точками» познания. Понятия характеризуются содержанием и объемом. Содержание понятия - это совокупность существенных признаков, которые принадлежат предметам, относящиеся к данному понятию. Объем понятия – множество предметов, на которые распространяется содержание понятия. Формирование понятий не является пассивным восприятием их учащимися, а представляет собой активную деятельность, которая направлена на решение познавательных задач. Образование понятий идёт успешно, если учитель соблюдает ряд методических условий. Как пишет Душина И.В. в вузовском учебнике «Теория и методика обучения географии»: «Существенную часть процесса формирования понятий составляет образование представлений, которые часто служат основой понятий. Вот почему при формировании понятий необходима опора на наглядный материал. Представления – это чувственно- наглядные образы предметов и явлений окружающего мира, в данный момент не воспринимаемых. Во времени чувственное познание предшествует рациональному, однако познание посредством чувств опосредовано результатами мышления, закрепленными в словах» [8]. Формирование понятий – важнейшее звено в процессе учебного познания. Важным условием формирования понятий является образование представлений: образных, пространственных, картографических, временных, количественных и др. второе важное условие – системность, т.е. установление связей между понятиями [8]. Важное условие формирование понятий – соблюдение преемственности между уже усвоенными и новыми знаниями, что означает системность – установление связей между отдельными элементами знания. Непременным условием формирования понятий является их последовательное развитие, расширение и углубление от темы к теме, от курса к курсу. В процессе развития обогащается содержание понятия, оно становится все более обобщённым.
Процесс формирования понятий делят на ступени или этапы: 1) Введение нового понятия (первоначальное формирование), раскрытие его существенных признаков; 2) расширение объема и углубление содержания понятия. Его применение при изучении последующих тем; 3) приведение усвоенных понятий в определенную систему, обобщение знаний с целью выявления закономерностей, т.е. использование понятий как средство для приобретения новых знаний. Начальный курс географии дает элементарные знания о земной поверхности в целом и отдельных частях – оболочках, т.е. готовит учащихся к пониманию неоднородности географической оболочки на планетарном и региональном уровнях, формирует основные предметные, физико-географические понятия и представления. Кроме того, начальный курс дает достаточно полные и относительно завершенные знания о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, и о населении ближайшего окружения, условиях его жизни и быта, хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком. Перед курсом стоит ответственная задача сформировать определенную систему топографо-картографических знаний, которая должна обеспечить географичность содержания и создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве. Изучение начального курса географии позволяет развить у школьников наблюдательность, воображение, память, внимание, речь, умение ориентироваться в пространстве. Начальный курс географии в системе географических курсов решает следующие задачи: 1.Формирует представления учащихся о структуре, динамике и размещении геосфер, взаимодействии их на планетарном, региональном и локальном уровнях.
2. Формирует первоначальное представления о размещении географических объектов, как природных (материков и океанов, гор, равнин, рек и морей и т.д.) так и социально-экономических (стран, городов, дорог и т.д.) 3. Развивает правильное отношение к окружающей среде – природной, городской. 4. Формирует начальные представления о размещении природных и социально-экономических объектов. 5. Формирует элементарные практические умения работы со специальными приборами и инструментами, картой, глобусом, планом местности для получения необходимой географической информации, а также для наблюдений, ориентирования местности, полевых исследований, маршрутных съемок и первоначальной систематизации полученных результатов. 6. Развивает понимание взаимодействия человека и природы и его следствий, разнообразия и своеобразия духовных традиций, формирование и развитие личностного отношения у своему населенному пункту как части России, чувство уважения и любви к своей малой Родине через активное познание и сохранение родной природы. Ее истории и культуры. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, растительного и животного мира), о человеке и окружающей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно- следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Общенаучные знания: • движения вещества мантии; • перехода количества в качество – образование метаморфических пород; • единства и борьбы противоположностей – рельеф Земли как результат действия внутренних и внешних сил; • общее и единичное: общее – геологические процессы, единичное – землетрясения и вулканизм. Естественнонаучные знания: минералы, горные породы, полезные ископаемые. Фундаментальные знания: литосфера, рельеф Земли, горы, равнины, земная кора, виды движений земной коры, очаг землетрясения, эпицентр, вулкан, сейсмология, мантия, ядро, виды выветривания, рельеф дна Мирового океана. Знания профильного характера: горные породы, минералы, полезные ископаемые – в геологии; техногенные процессы, охрана полезных ископаемых – в экологии и природопользовании; формы рельефа - в строительстве; природные памятники литосферы – туризм; землетрясения, вулканизм – ОБЖ. Фактические знания: толщина океанической и материковой земной коры, виды горных пород, движения земной коры, различия гор и равнин по высоте, Гималаи – самые высокие горы Земли, Анды – самый длинный горный хребет мира, толщина земной коры. Представления: земное ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, землетрясения, вулканизм, выветривание, техногенные процессы, внутренние и внешние силы Земли, движения земной коры, изменение форм рельефа во времени, условия жизни и хозяйственная деятельность людей в горах, стихийные явления в горах. Понятия: литосфера, рельеф, горы, равнины. Закономерности: рельеф как результат сложного взаимодействия внутренних и внешних сил; связь рельефа и размещения полезных ископаемых; техногенное выветривание и изменение рельефа Земли.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.006 с.) |