Приемы и способы формирования понятий в начальном курсе географии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приемы и способы формирования понятий в начальном курсе географии



Формирование понятий осуществляется двумя путями – индуктивный и дедуктивный. Первый означает, что формирование понятия идет от частного к общему, т.е. начинается с чувственного образа – представления, анализа существенных и варьирующих признаков, выделения родового слова, формулирования определения. Таким путем формируются понятия с невысокой степенью абстрактности («гора», «равнина», «река» и др.). Дедуктивный путь – путь от общего к частному – начинается с определения понятия, после чего выделяются его существенные признаки и расширяется объем [8].

Говоря о приёмах работы с текстом учебника на уроках географии, многие учителя географии выделяют традиционные приёмы:

1) Чтение и пересказ части текста параграфа способствуют запоминанию и формированию правильной и красивой речи.

2) Деление текста на смысловые блоки учит школьников правильно разбить материал параграфа по смыслу.

3) Составление плана по тексту учит ребёнка выделять главную мысль в тексте и озаглавливать её.

4) Нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики (пользуясь текстом, докажите, что Восточная Сибирь является лидером по добыче руд цветных металлов).

5) Составление опорного конспекта по тексту способствует лучшему запоминанию и хорошему усвоению материала.

6) Нахождение географических объектов и нанесение их на контурную карту способствуют хорошему запоминанию географических объектов.

7) Нахождение в тексте ответов на вопросы, данные в конце параграфа учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного и второстепенного.

В статье «Приемы работы с учебным текстом по географии и заданиями к нему» учитель географии г. Липецка Л.И.Новикова пишет, что наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: “О чём здесь говорится?” и “Что об этом говорится?”, “С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?” В этом случае используется, как правило, короткий текст. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса.

Данный приём хорошо сочетается на уроке с составлением плана рассказа. Одним из характерных примеров в теме “Литосфера” является тема “Вулканы”. В результате дети записывают в тетрадь план и учатся устной географической речи, простраивая её логично и последовательно. Составление плана текста. Прежде всего, детям необходимо пояснить, что план – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предъявить инструкцию-памятку:

Как составить план текста?

1. Прочитайте текст.

2. Выделите в тексте главные мысли.

3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.

4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.

Первоначально такая работа проводится под руководством учителя. Отбирается такой текст, где материал излагается в логической последовательности. Рассмотрим это на примере текста параграфа №23 “Вулканы Земли”. Текст уже разбит на логические части. Первая часть текста рассказывает об образовании и строении вулкана. При чтении учащиеся могут добавить свои пункты: Что такое вулкан? Чем отличается магма от лавы? Во второй части текста “Вулканы мира” раскрываются понятия вулканы “ действующие”, “уснувшие” и “потухшие”, а также их география. Заканчивается параграф темой “Вулканические проявления”. Школьники узнают об интересном вулканическом проявлении – гейзерах. Предложенный текст разбивается на более мелкие части: Что такое “гейзер”? Где встречаются гейзеры чаще всего? После составления плана по тексту учебника можно обратиться к детям с вопросом: А какие пункты плана можете предложить вы сами? О чем хотелось бы вам ещё рассказать?

Задача каждого учителя объяснить это ученикам, а работу с учебником на уроках географии необходимо контролировать, постоянно направляя, учащихся самостоятельно разбираться в учебнике, акцентируя внимание на существенном, разъясняя сложное и непонятное.

Для развития смыслового чтения необходимо внедрять разнообразные новые приёмы работы с текстом, постоянно менять формы работы с текстом для привлечения и удержания внимания учащихся. В своей статье: «Основные приёмы работы с текстом и развитие навыков функционального чтения на уроках географии в 5-9 классах» учитель Л. П. Казанцева знакомит часто, используемыми следующими приёмами:

-   решение проблемных вопросов через нахождение в тексте необходимой информации. Проблема: Австралия является лидером по проценту территории, занятому пустыней, и по обеспеченности подземными водами одновременно. Почему? Как такое возможно?

-   сравнение по тексту двух близких по смыслу понятий, необходимо каждый раз напоминать учащимся, что сравнение – это поиск не только отличий, но и сходств. Примеры: сравнение бризов и муссонов, географического положения Черного и Белого морей, высотной поясности Урала и Кавказа, свойств горных пород базальта и мрамора и пр. В 5-6 классах я предлагаю признаки для сравнивания, в 7 корректирую названные учащимися признаки, а в 8-9 классах ребята самостоятельно определяют признаки для сравнения.

-   преобразование текстовой информации в другие формы – необходимо «свернуть» информацию, данную в виде текста, в таблицу, схему, диаграмму, карту, символы и др., проанализировать и сделать вывод. Возможно и преобразование в понятную ученикам форму, например, рэп (ссылка на публикацию в авторском блоге учителя: http://geografo4ka.blogspot.com/2017/09/blog-post_8.html).

-   составление заданий на «опережение времени», т.е. направленных на развитие логики и фантазии одновременно. Например, предположить, что будет с тем или иным географическим объектом через 100 лет, нарисовать условные знаки будущего (ссылка на публикацию в авторском блоге учителя: http://geografo4ka.blogspot.com/2016/09/100200-500.html).

-   составление кроссвордов по тексту (терминам и понятиям) параграфа или раздела. Для выполнения задания учащиеся могут привлекать различные сервисы сети Интернет, что развивает их ИКТ-компетентность.

-   система маркировки текста является основой при самостоятельном чтении нового материала. Учащиеся маркируют предложения и/или абзацы текста в зависимости от личного восприятия:

-   О - кружочком помечают то, что им уже известно;

-   - знаком минус помечается то, что противоречит их представлениям или о чём они ничего не знали, новая информация;

-   + - знаком плюс помечается то, что является для них интересным и неожиданным.

-  ? - вопросительный знак (?) ставится, если у них возникло желание узнать о чем-то подробнее.

-   для обобщения изучаемого материала часто использую составление синквейнов (слово происходит от французского слова «пять»). Для того, чтобы дословное запоминание понятий не сковывало речь, необходимо развивать словарный запас, с решением поставленной задачи отлично справятся синквейны. Это стихотворение состоит из пяти строк и могут использоваться на уроках географии по любой изучаемой теме.

-   составление презентации к тексту параграфа – необычная форма домашней работы, которая может выполняться в группах (старшие классы) или индивидуально. Необходимо в начале учебного года оговорить правила, максимальное количество слайдов и структуру работы, исключая заимствования из Интернета. Данное задание может быть дано на опережение новой темы и на повторение изученного на уроке.

-   иллюстративное изображение позволяет проиллюстрировать основную мысль текста и/или реакцию учащегося на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д. Начиная с 7 класса для иллюстрации материала параграфа использую творческие домашние задания. Например, составить на листе А4 в виде коллажа "портрет" природной зоны, материка, региона России, страны мира.

-   решение мини - проектных задач, например, в формате топографического диктанта. Задание: Спишите топографический диктант, заменяя выделенные слова условными знаками: "На каникулы мы приехали погостить в деревню. Наша деревня расположена левее грунтовой дороги, которая пересекает сосновый лес. На опушке леса стоит заброшенная мельница, рядом с ней колодец. От колодца к северу тянутся кустарники до самой реки. Все лето мы купались в реке, прыгая с деревянного моста".

Говоря о работе с текстом на уроке географии, учителя понимают, что все выпускники основной школы должны овладеть аналитическим уровнем работы с текстом. Степень самостоятельности учеников при выполнении заданий, направленных на работу с текстом, должна возрастать от класса к классу: если в 5 и 6 классах доля заданий на воспроизведение информации, содержащейся в тексте, может быть еще достаточно значительной, то к 9 классу она должна стать минимальной (по мере необходимости для отдельных учащихся).

По мере работы с текстом учебника учащиеся выходят на новый уровень: они начинают самостоятельно осваивать разные приемы работы с информацией, а это способствует достижению результатов: предметных, метапредметных и личностных.

1. Интеграция в образовательный процесс

Первая и основная задача учителя - научить школьников сознательному чтению учебного текста, применяя ряд приемов, и таким путем развивать умения и навыки сознательной самостоятельной познавательной деятельности в области географии. Важно, чтобы учащиеся научились понимать географический текст, усвоили его главную особенность - неразрывную связь с внетекстовой информацией.

Например, пятиклассникам, приступающим к изучению географии, знакомы такие приемы, как простое воспроизведение текста, деление текста на части, составление простого плана, ответы на вопросы по тексту, выделение в нем существенного (главной мысли), установление причинно-следственных связей. Поэтому работу с текстом учебника целесообразно начинать с проверки приемов, которыми учащиеся уже владеют.

Приобретенные умения помогают учащимся достаточно легко и цельно запоминать материал объёмной темы, которая подчас включает в себя несколько параграфов учебника.

Критерии, оценивания уровня сформированности географических понятий [19]. Для этого воспользуемся таблицей.

Таблица - Критерии сформированности географических понятий.

Критерии Методика
1 Полнота знаний Прочность знаний(Немов Р.С.)
2 Глубина мышления Исключение лишнего (Рогов Е.И.)
3 Гибкость мышления Сравнение понятий (Выготский Л.С., Сахаров Л.С.)
4 Прочность знаний Классификация понятий (Шуберг А.М., Иванова А.Я.)

 

Рассмотрим основу каждого критерия.

Полнота знаний характеризуется объемом усвоенных знаний. Умением дать четкое и верное определение, выделить все признаки явления (понятия)и установить связи между ними. Понятия считаются усвоенными, если учеником усвоены понятия, предусмотренные учебной программой (знания о геосфере, географической карте и глобусе). А также ученик способен применить полученные знания в решение учебных задач.

Глубина мышления определяется умением решать познавательные задачи разного уровня сложности. Способность учащихся определить связи и отношения одного понятия с другими, умение выделять из одного понятия схожие ему. Понятие будет считаться сформированным, если учащиеся владеют навыками обобщения схожих понятий. Умеют применять полученные знания в решении стандартных заданиях.

Гибкость мышления заключается в умении самостоятельно находить несколько способов решения одной и той же задачи. Учащиеся обладают умением сравнивать различные понятия, классифицировать понятия в группы по схожим признакам. Умеют применять полученные знания в решении стандартных и нестандартных заданиях.

Прочность знаний характеризуется образованием у учащихся прочных знаний. У учащихся сформированы навыки продолжительно сохранять понятия в памяти, умение оперировать понятиями в решение учебных задач. Способность применять понятия на других уроках и использовать в повседневной жизни [35, с.57].

Уровень сформированности географических понятий будем оценивать по трем уровням:

1. Высоким уровнем (75%-100%) сформированности географических понятий обладает ученик, способный дать четкое и правильноеопределение, обладающий умениями обобщать схожие понятия и сравнивать различные, классифицировать группы понятий по схожим признакам. Также ученик должен уметь применять понятия в жизни, в решении стандартных и нестандартных заданий.

Рис. 1. Опорный конспект по теме «Горные породы»

2. Средним уровнем (50%-74%) сформированности географических понятий обладает ученик, способный: выучить термин наизусть, но не понять его смысл; или способный сформулировать определение с помощью учителя; задания может выполнить по образцу; признаки выделяет без дифференциации их на существенные и второстепенные; воспроизводит учебный материал с ошибками и неточностями.

3. Низким уровнем (менее 50%) сформированности географических понятий обладает ученик: неспособный дать четкое определение термина; у него существует представление об изучаемом объекте, но признаки, отличающее одно понятие от другого выделить не может; также возникают трудности с классификацией, сравнением и обобщением понятий [35, с.57].

Тема урока «Рельеф»

Наиболее часто применяемые приемы работы над текстом учебника для формирования понятия «рельеф» с помощью текста учебника «География. 5-6 класс» авторской группы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина и др. необходимо раскрывать ее по-этапно. Сначала формируем понятия: «равнина», «низменность», «плоскогорья», возвышенность»; затем учим различать равнины по видам, используя учебный текст.

Ученики открывают страницу 80 выше указанный учебник. Пишут тему урока «Рельеф Земли. Равнины».

Учитель говорит: «Наша планета имеет неровную поверхность вокруг Земли крутые горы. С высот небес глядят на нас равнинные просторы завораживают глаз».

Учитель задает вопросы для мотивации изучения темы:

1. Давайте сначала узнаем, как образуются горы и равнины? Кто знает, как они образуются? Ученики отвечают, что «На подвижных участках земной коры действуют горизонтальные и вертикальные движения».

Чтение и пересказ части текста параграфа способствуют запоминанию и формированию устной речи.

Учитель задает наводящий вопрос «И чем сопровождаются эти движения?». Ученики отвечают «сопровождаются смятием земной коры, разломами, землетрясением, вулканизмом».

Далее выясняется «Как разрушаются горы? Какой процесс разрушает горы?», что это процесс выветривания.

Учитель предлагает посмотреть рисунок 54 учебника. Ученики выявляют, что это процесс разрушения гор внешними силами, т.е. выветриванием. Продукты разрушения, обломки горных пород скатываются вниз к подножию. Далее они переносятся водами рек и ветром, ледниками и морскими волнами, постепенно откладываясь и накапливаясь в понижениях. Понижения заполняются осадочными породами и выравниваются. Так ученики узнают как образуются большинство равнин. Период разрушения гор происходит миллионами лет. Например, наши Уральские горы самые древние, учитель показывает настенную физическую карту России. Учитель: «На данный момент у них идет процесс разрушения. Через несколько миллион лет эта территория будет равниной».

Ученики работают над понятием в тексте учебника на странице 81.

Деление текста на смысловые блоки учит школьников правильно разбить материал параграфа по смыслу при осмыслении и понимании текста.

2. Рассмотрим виды равнин, и по каким показателем их различают.

- Какие виды равнин различают? (впадины, низменности, возвышенности и плоскогорья) И чем они различаются? (они различают по высотам)

- зарисовываем с доски схему (рис.1) равнин. (Учитель, объясняя, рисует на доске схему равнин и подписывает высоты)

 

Равнины

 

Низменности                  Возвышенности                         Плоскогорья

до 200 м.   200 – 500 м.               более 500м.

 - где находится самая гигантская равнина в мире? И как называется? В учебнике все написано. Самая гигантская равнина находится у нас, в России, протяженность от западной части России до Уральских гор, это Восточно-Европейская равнина, его площадь составляет 4 млн км2.

- По каким же характеристикам различают равнины? (по абсолютной высоте, по характеру поверхности, размерам)

3.Как же люди живут в равнинах?

- прочитайте на странице 82 учебника текст о том, как люди живут в равнинах.

- в какой же плоскогорье мы живем? Определите по физической карте Евразии?

- почему именно в равнинах люди стали жить с древних времен?

Первичное усвоение новых знаний проводится по практической работе «Описание равнины по плану».  

Карточка с заданиями

Мотивация к выполнению работ с текстами учебника   Задании
Работа с текстом учебника 1) Составление плана по тексту 2) Составление опорного конспекта по тексту 3) Нахождение географических объектов и нанесение их на контурную карту способствуют 4) Нахождение в тексте ответов на вопросы, данные в конце параграфа 1) Выделять главную мысль в тексте и озаглавливать её. 2) Найти доказательства, примеры, иллюстрирующих отдельные характеристики, пользуясь текстом, докажите, что Восточная Сибирь является лидером по добыче руд цветных металлов, что добывают на этой равнине? 3) Работа на контурной карте: Подписываем название крупных озер и рек на равнине и полезные ископаемые   Северной Америки горы, низменности, Южной Америки горы, низменности, плоскогорья. В каком направлении происходит понижение рельефа (по направлению течения рек) показать стрелкой   4) Работа с текстом учебника, выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного и второстепенного.  

Составление плана по тексту учит ученика выделять главную мысль в тексте и помогает озаглавливать её. Нахождение доказательств, примеров, иллюстрирующих отдельные характеристики. Составление опорного конспекта по тексту способствует запоминанию и хорошему усвоению материала. Нахождение географических объектов и нанесение их на контурную карту способствуют хорошему запоминанию географических объектов. Нахождение в тексте ответов на вопросы, данные в конце параграфа учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, существенное от менее важного и второстепенного.

После завершения, ученики сдают работу учителю.

Подготовка материалов проведение диагностирующего этапа педагогического эксперимента

 

Подготовлены диагностирующие материалы:

-учебные тексты как средства для проведения педагогического эксперимента;

- анкетные материалы для выявления отношений учащихся к проблеме исследования;

-контролирующие материалы для выявления уровня ЗУН по теме «Литосфера» и уровня умений работать с учебными текстами на констатирующем и контролирующем этапах педагогического эксперимента.

 

Анкета №1 для диагностирования умений учащихся 6 класса работать с текстом учебника:

1.Как работаете с текстом учебника географии?

А) Читаю текст и делаю краткий конспект;

Б) Читаю и отвечаю на вопросы в конце параграфа;

В) Читаю и составляю вопросы к тексту;

Г) Читаю и делаю сравнение географических понятий;

Д) Читаю и составляю синквейны;

Е) Читаю и делаю таблицы, схемы, диаграммы и т.д.

Ж) Читаю и составляю кроссворды

З) Читаю и маркирую текст

2. При работе с текстом учебника затрудняюсь делать:

А) Читаю текст и делаю краткий конспект;

Б) Читаю и отвечаю на вопросы в конце параграфа;

В) Читаю и составляю вопросы к тексту;

Г) Читаю и делаю сравнение географических понятий;

Д) Читаю и составляю синквейны;

Е) Читаю и делаю таблицы, схемы, диаграммы и т.д.

Ж) Читаю и составляю кроссворды

З) Читаю и маркирую текст

3. Больше всего мне нравиться делать:

А) Читаю текст и делаю краткий конспект;

Б) Читаю и отвечаю на вопросы в конце параграфа;

В) Читаю и составляю вопросы к тексту;

Г) Читаю и делаю сравнение географических понятий;

Д) Читаю и составляю синквейны;

Е) Читаю и делаю таблицы, схемы, диаграммы и т.д.

Ж) Читаю и составляю кроссворды

З) Читаю и маркирую текст

 

Анкета №2 разработана для выявления уровня работы учащихся 6 класса с текстом учебника начального курса географии

 

1. При работе с текстом учебника географии, понравилось делать?

А) Читаю текст и делаю краткий конспект;

Б) Читаю и отвечаю на вопросы в конце параграфа;

В) Читаю и составляю вопросы к тексту;

Г) Читаю и делаю сравнение географических понятий;

Д) Читаю и составляю синквейны;

2. При работе с текстом учебника не смог делать:

А) Читаю текст и делаю краткий конспект;

Б) Читаю и отвечаю на вопросы в конце параграфа;

В) Читаю и составляю вопросы к тексту;

Г) Читаю и делаю сравнение географических понятий;

Д) Читаю и составляю синквейны;

3. Допишите какие географические «понятия» вы сумели понять на уроке:

А) Читая текст и делая краткий конспект -

Б) Читая и отвечая на вопросы в конце параграфа -

В) Читая и составляя вопросы к тексту -

Г) Читая и делая сравнение географических понятий -

Д) Читая и составляя синквейны -

 

Контрольная работа по теме №1 подобрана для выявления ЗУНпо предыдущей теме:

1. Закончите предложение: Рельеф – это …

2. Основные формы рельефа суши: а) горы; б) горы, равнины; в) ранины.

3. Рельеф дна океана: а)котловины, подводные хребты б) хребты, выступы в) горы и котловины

4. Какие силы разрушают горы: а) внешние и внутренние; б) внешние; в) внутренние

5. На каких участках земли образуются горы: а) подвижных участках; б) неподвижных участках;

6. Какие силы действуют в образовании равнин: а) внешние; б) внутренние.

7. Равнины – обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот на них не более: а) 150м б) 220м. В) 200м.

8. Самая большая равнина на Земле: а) Восточно-Европейская; б) Западно-Сибирская; в)Среднесибирское плоскогорье

9. Соотнесите

1. низменности             А) 200-500м. над уровнем моря

2. возвышенности        Б) более 500м.

3. плоскогорья                В) до 200м.

10. Как вы считаете, происходит ли изменение равнин в настоящее время? Обоснуйте ответ

 

 

Итоговая контрольная работа №2 составлена для выявления уровня ЗУН по теме «Литосфера» после педагогического эксперимента

Например, определение понятий. Цель - выявить количество сформированных понятий, предусмотренных учебной программой. Данная методика состоит из 10 вопросов. По каждому вопросу нужно дать четкое и правильное определение. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл. Максимальное количество баллов-10. Итоги: высокий: 8-10 баллов, средний: 7-5 баллов, низкий: 4-0баллов.

1.Твердая оболочка Земли, это? (литосфера)

2. Самая верхняя часть литосферы? (земная кора)

 3.Земная поверхность без гор и значительных холмов называется?(равнина)

4.Форма рельефа, выраженная склонами и подножием, это? (гора)

5. Геологическое образование на поверхности земной коры, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, называют? (вулкан)

6.Форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных впадин, это (овраг)

6. Место, где происходит разрыв и смещение горных пород называется (очагом землетрясений)

7. Вещества, которые слагают земную кору (горные породы)

8. Самая важная для человека часть богатств литосферы (Полезные ископаемые)

9. Процесс разрушения и изменения горных пород суши под воздействием внешних факторов (выветривание)

10. Горы и равнины, хребты и долины, холмы и котловины – все они образуют (Рельеф Земли)

 

 

Литература

1. Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. И др, География 5-6 класс.издательство «Просвещение», 2018. – 192с.

2. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии:учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений/ под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.142-143.

3. Баранчиков Е.В.География. 6 класс. Сборник заданий и упражнений к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс". ФГОС, 2013.

4. Баринова И.И., Т.А.Карташова. Методическое пособие к учебнику «География. Начальный курс. 6 класс». М.: Дрофа, 2015 г.

5. Герасимова Т.П. Физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 класса. – М: Просвещение, 1996. – 200 с.

6. Герасимова, Т.П. География. Начальный курс географии // Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – Москва.: Дрофа, 2008. – 174с.

7. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс: учебник/. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова - М.: Дрофа, 2016. – 159 с.

8. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. – М., Дрофа, 2013.

9. Громова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой. – М., Дрофа, 2014.

10. Головин, О.С. Краеведение на уроках географии./ О.С. Головин – Магадан: 1978. – 64с.

11. Даринский, А. В. Методика преподавания географии. Учеб пособие для студентов геогр. Специальностей пед. Ин-тов/А.В. Даринский. – М.: «Просвещение», 1975.- 368 с.

12. Душина, И.В. Методика преподавания географии / И.В.Душина, Г.А.Понурова. – Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. – М., 1996. – 192 с.

13. Душина, И. В., Таможня, Е. А., Пятунин, В. Б. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. Ин-тов и ун-тов/И.В. Душина, Е.А. Таможня, В.Б. Пятунин. – М.:ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002. – 203 с.

14. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 509с.

15. Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. – М., Дрофа, 2013.

16. Контурные карты «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2014.

17. Методика и технология обучения географии. – М.: Астрель, 2004. – С. 84 – 95, 125 – 132.

18. Никонова, М.А Практикум по географическому краеведению./ М.А. Никонова – М.: 1985.- 46с.

19. Шибакова, И.А. Технология развития критического мышления на уроке: работа с понятиями / И.А. Шибакова // Educatio. — 2015. — № 9(16). — С. 99. — ISSN 2413-5348. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/296278 (дата обращения: 23.04.2020).

20. http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/37966/1/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%28%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9%29.pdf.

 

 

Приложение 1.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 854; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.128 (0.101 с.)