Разработка методики формирования понятий по теме «литосфера» по работе учащихся с учебными текстами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка методики формирования понятий по теме «литосфера» по работе учащихся с учебными текстами



Современные подходы в формировании географических

Понятий у школьников

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования процесс воспитания и обучения включает цели, подходы, методы и средства,соответствующие каждому возрастному периоду. В результате чегопреемственность начального образования включает связь всех компонентовобразования, реализующее эффективное обучение, развитие и воспитание[42].

Главная задача обучения состоит в необходимости использования современных подходов в развитии психических процессов, а именно в мышлении. Как мы выяснили ранее при анализе психолого –педагогической литературы, понятие это процесс познания, развитие мысли способ понимания, а также результат мыслительной деятельности. Следовательно, в современных подходах к формированию географических понятий у школьников главным является развитие мышления.

Мышление - психический процесс, отражение действительности окружающего мира. Процесс мышления, а именно усвоения понятия у детей младшего школьного возраста основан на двух аспектах: логико-дускурсивном (осмысленный) и интуитивно-иррациональном (основан на догадках). Также немаловажное значение имеет эмоциональное отношение учащихся к изучаемому материалу. Одним из проявлений познавательного интереса является активность детей во время урока и ряд вопросов.

Существует несколько современных подходов к формированию географических понятий. Так, одним из требований ФГОС является реализация метапредметного подхода в образовательных программах. Метапредметный подход основан на формировании единой картины мира, способствует усвоению многоаспектных теорий, упрощает усвоение новых знаний и развивает интеллект у учащихся [25].

Личностно-ориентированный подход является неотъемлемой

составляющей формирования географических понятий. Данный подход основан на:

1) разноуровневость - предоставление разного уровня сложности

учебного материала, доступного для учащихся;

2) дифференцированность - выделение групп по знаниям, способностям и т.д.;

3) индивидуальность - распределение учащихся по группам:

успеваемости, способностям;

4) субьектно-личностность - отношение к каждому ребенку, как

уникальности, несхожести [20, с.34].

Следующим современным подходом является компетентностный. Этот подход ориентирован на новое видение. Главной его задачей является реализация таких технологий обучения, в результате которых учащиеся будут включены в различные виды деятельности (проблемное обучение, диспут, метод проектов и др.) [52, с.152].

Наиболее значимым является системно-деятельностный подход. Данный подход основан на деятельности учащихся, способствующий становлению его личности и сознания. Основными принципами данного подхода являются:

1) деятельности - учащиеся в процессе обучения сами «добывают» знания;

2) целостности - формирование у учащихся обобщенное, целостное

представление о мире;

3) минимакса - овладение учащимися знаниями, на максимальном для них уровне;

4) психологической комфортности - развитие на уроках доброжелательной атмосферы;

5) вариативности - предоставляет учащимся возможность выбора

различных вариантов решения проблем;

6) творчества - учебный процесс ориентирован на развитие творческих

способностей.

Авторы программы «Школа России» А.А.Плешанов и М.А.Ионова в формировании географических понятий используют разные методы и формы обучения. Основным методом знакомства с географическими объектами выступает наблюдение. Учащиеся наблюдают за природными явлениями, выполняют практические работы и творческие задания. Проводятся экскурсии, дидактические и ролевые игры, а также моделирование объектов окружающей среды. Уроки проводятся не только в классе, но и в лесу, парке. Важное значение уделяется проектной деятельности, которая осуществляется в каждом разделе программы.

Программа «Начальная школа 21 века» и ее авторы Виноградова Н.Ф.[10] в формировании понятий учитываются такие положения, как:

1) уровень усвоенных понятий на эмпирическом уровне;

2) необходимость перевода ученика с этапа общей ориентировки в

термине или понятии, на этап осознания его признаков;

3) зависимость усвоенных понятий от уровня сформированности связной речи и коммуникативных умений;

4) преемственность и перспективность в предъявлении терминологии.

Работа на уроке, по формированию географических понятий, включает познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.

Познавательные действия основаны на работе с обобщением, анализом,сравнением понятий. Коммуникативные действия показывают, как учащийся может дать четкое определение «понятию», владеет рассуждением. Регулятивные действия основаны на творческой и исследовательской работе.

Основные географические понятия, которые мы будем формировать,

Станет литосфера, знания географической карты и глобуса, а также плана местности. Эти понятия являются природообразующими и составляют представление о целостной картине мира [26, с.95].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.249 (0.007 с.)