Производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности



Производственной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Тема курсовой работы: Методика формирования понятий в начальном курсе географии при работе с учебными текстами (на примере темы «Литосфера»)

Руководитель: Захарова Акулина Гаврильевна, к.п.н., доцент ПО ИЕН

Планируемые виды работ Сроки выполнения
1 Разработка индивидуального плана и получение подписей руководителей Июнь (до начала практики)
2 Глава 1.Сбор нормативного и научно-теоретического материала по формированию понятий темы «Литосфера» в начальном курсе географии. Обоснование актуальности и научно-практической значимости работы учащихся 5-6 классов с учебными текстами. 1.1. Литературный обзор проблемы исследования сущности формирования географических понятий при работе с учебными текстами 1.2. Разработка методики формирования понятий по теме «Литосфера» (путей и методических условия), подходы и принципы решения научной проблемы по работе учащихся с учебными текстами 1 неделя
3. Глава 2. Планирование педагогического эксперимента 2 неделя
  Подготовка материалов проведение обучающего этапа пед.эксперимента: Разработка поурочных технологических карт по выбранным методам и приемам работы с учебными текстами по теме «Литосфера»  
4 Подготовка материалов проведение диагностирующего этапа пед.эксперимента: -учебные тексты как средства для проведения педагогического эксперимента; -анкетные материалы для выявления отношений учащихся к проблеме исследования; -контролирующие материалы для выявления уровня ЗУН по теме «Литосфера» и уровня умений работать с учебными текстами на констатирующем и контролирующем этапах педагогического эксперимента. 1-2 недели
5 Оформление и сдача отчета руководителю (научному руководителю) практики Последний день практики
6 Подготовка презентации к защите отчета сентябрь
7 Защита 9 октября 2020

 

Глава I. Сбор нормативного и научно-теоретического материала по формированию понятий темы «Литосфера» в начальном курсе географии.

Разработка методики формирования понятий по теме «Литосфера» по работе учащихся с учебными текстами

Современные подходы в формировании географических

Понятий у школьников

Согласно требованиям ФГОС начального общего образования процесс воспитания и обучения включает цели, подходы, методы и средства,соответствующие каждому возрастному периоду. В результате чегопреемственность начального образования включает связь всех компонентовобразования, реализующее эффективное обучение, развитие и воспитание[42].

Главная задача обучения состоит в необходимости использования современных подходов в развитии психических процессов, а именно в мышлении. Как мы выяснили ранее при анализе психолого –педагогической литературы, понятие это процесс познания, развитие мысли способ понимания, а также результат мыслительной деятельности. Следовательно, в современных подходах к формированию географических понятий у школьников главным является развитие мышления.

Мышление - психический процесс, отражение действительности окружающего мира. Процесс мышления, а именно усвоения понятия у детей младшего школьного возраста основан на двух аспектах: логико-дускурсивном (осмысленный) и интуитивно-иррациональном (основан на догадках). Также немаловажное значение имеет эмоциональное отношение учащихся к изучаемому материалу. Одним из проявлений познавательного интереса является активность детей во время урока и ряд вопросов.

Существует несколько современных подходов к формированию географических понятий. Так, одним из требований ФГОС является реализация метапредметного подхода в образовательных программах. Метапредметный подход основан на формировании единой картины мира, способствует усвоению многоаспектных теорий, упрощает усвоение новых знаний и развивает интеллект у учащихся [25].

Личностно-ориентированный подход является неотъемлемой

составляющей формирования географических понятий. Данный подход основан на:

1) разноуровневость - предоставление разного уровня сложности

учебного материала, доступного для учащихся;

2) дифференцированность - выделение групп по знаниям, способностям и т.д.;

3) индивидуальность - распределение учащихся по группам:

успеваемости, способностям;

4) субьектно-личностность - отношение к каждому ребенку, как

уникальности, несхожести [20, с.34].

Следующим современным подходом является компетентностный. Этот подход ориентирован на новое видение. Главной его задачей является реализация таких технологий обучения, в результате которых учащиеся будут включены в различные виды деятельности (проблемное обучение, диспут, метод проектов и др.) [52, с.152].

Наиболее значимым является системно-деятельностный подход. Данный подход основан на деятельности учащихся, способствующий становлению его личности и сознания. Основными принципами данного подхода являются:

1) деятельности - учащиеся в процессе обучения сами «добывают» знания;

2) целостности - формирование у учащихся обобщенное, целостное

представление о мире;

3) минимакса - овладение учащимися знаниями, на максимальном для них уровне;

4) психологической комфортности - развитие на уроках доброжелательной атмосферы;

5) вариативности - предоставляет учащимся возможность выбора

различных вариантов решения проблем;

6) творчества - учебный процесс ориентирован на развитие творческих

способностей.

Авторы программы «Школа России» А.А.Плешанов и М.А.Ионова в формировании географических понятий используют разные методы и формы обучения. Основным методом знакомства с географическими объектами выступает наблюдение. Учащиеся наблюдают за природными явлениями, выполняют практические работы и творческие задания. Проводятся экскурсии, дидактические и ролевые игры, а также моделирование объектов окружающей среды. Уроки проводятся не только в классе, но и в лесу, парке. Важное значение уделяется проектной деятельности, которая осуществляется в каждом разделе программы.

Программа «Начальная школа 21 века» и ее авторы Виноградова Н.Ф.[10] в формировании понятий учитываются такие положения, как:

1) уровень усвоенных понятий на эмпирическом уровне;

2) необходимость перевода ученика с этапа общей ориентировки в

термине или понятии, на этап осознания его признаков;

3) зависимость усвоенных понятий от уровня сформированности связной речи и коммуникативных умений;

4) преемственность и перспективность в предъявлении терминологии.

Работа на уроке, по формированию географических понятий, включает познавательные, коммуникативные и регулятивные действия.

Познавательные действия основаны на работе с обобщением, анализом,сравнением понятий. Коммуникативные действия показывают, как учащийся может дать четкое определение «понятию», владеет рассуждением. Регулятивные действия основаны на творческой и исследовательской работе.

Основные географические понятия, которые мы будем формировать,

Станет литосфера, знания географической карты и глобуса, а также плана местности. Эти понятия являются природообразующими и составляют представление о целостной картине мира [26, с.95].

 

 

Планирование педагогического эксперимента

Цель: выявление эффективности работы учебными текстами в начальном курсе географии (на примере темы «Литосфера»)

Задачи:

1.Разработать констатирующий этап

2.Составление учебных занятий по предмету «География»

3. Разработка итогового тестирования.

Цель педагогической практики: подготовка материалов педагогического эксперимента по теме исследовательской работы «Методика формирования понятий в начальном курсе географии при работе с учебными текстами (на примере темы «Литосфера»)».

Начальный курс географии достаточно стабилен, он продолжает изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между географическими понятиями, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо-картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Программа темы «Литосфера» включает содержание:

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Зем­ная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: руд­ные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: верти­кальные и горизонтальные. Землетрясения, изверже­ния вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпук­лые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная до­лина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности. Практическая работа № 4. Составление описания форм рельефа

Календарно-тематическое планирование темы «Литосфера»

 

 

 

 

Тема урока

 

Планируемые результаты

Методы и приемы работы с текстами

Предметные Метапредмет ные Личностные  
1 Земля и ее внутреннее строение Объяснять значение терминов; виды земной коры; внутреннее строение Земли. Работать в соответствии с поставленной задачей; участвовать в совместной деятельности; оценивать работу одноклассников. Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности А) делают краткий конспект; Б) отвечают на вопросы в конце параграфа;
2 Движение земной коры. Вулканизм. Называть и показывать основные географические объекты; называть методы изучения земных недр; определять на карте сейсмические районы мира. Высказывать суждения, подтверждая их фактами; классифицировать информацию по заданным признакам; создавать тексты разных типов. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению В) составляют вопросы к тексту Г) делают сравнение географических понятий; Д) составляют синквейны;
3 Рельеф суши. Горы. Приводить примеры основных форм рельефа и объяснять их связь с тектоническими структурами; определять абсолютную и относительную высоту точек. Работать в соответствии с предложенным планом; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению Е) делают таблицы, схемы, диаграммы и т.д. Ж) составляют кроссворды З) маркируют текст
4 Равнины суши. Классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению. Работать в соответствии с поставленной учебной задачей; оценивать работу одноклассников. Обладать коммуникативной компетентностью в общении со сверстниками в процессе образовательной деятельности составляют схемы и таблицы
5 Рельеф дна Мирового океана Называть и показывать основные географические объекты; работать с контурной картой. Работать с поставленной задачей, в соответствии с предложенным планом Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к человеку и его мнению  

 

Литосфера представляет собой основу, на которой формируется любой природный комплекс. Одновременно литосфера является средством жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому изучение этой темы требует особого внимания.

Сложность заключается в том, что здесь фигурирует значительное число геолого-геоморфологических понятий, большинство из которых сохраняется в последующих курсах школьной географии. Эту систему понятий можно разделить на несколько взаимосвязанных групп.

Первую составляют сведения о внутреннем строении Земли и вещественном составе земной коры. При этом важно подчеркнуть, что установление оболочечного строения Земли принадлежит к числу выдающихся научных достижений.

Вторую группу составляют данные о тектонических структурах и закономерностях их развития, о типах земной коры. Эти знания необходимы для понимания вопросов формирования рельефа планеты.

Третью группу представляют знания о формах земной поверхности и рельефообразовательных процессах. Самостоятельную группу составляют знания о геологическом летоисчислении. Выделяются также знания о способах изучения литосферы.

Указанные особенности темы требуют активного использования специальных средств обучения. Это прежде всего рельефные карты, коллекции минералов и горных пород с необходимым раздаточным материалом и другие наглядные пособия. Важную роль играют экскурсии и практические работы (например, описание гор и равнин). Для развития мышления учащихся важна пространственная привязка изучаемых объектов, т.е. изучение географической номенклатуры следует соединять с работой в атласах и на контурных картах.

Систематизации материала будут способствовать материалы мультимедийного учебника, а также опорные схемы и опорные конспекты

Учимся давать определение понятия.

Для того чтобы правильно дать определение любого изучаемого понятия, удобнее всего воспользоваться схемой:

ПОНЯТИЕ = КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА + СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ Рассмотрим эту схему на примере понятия «карта» «рельеф»:

КАРТА = Изображение земной + Уменьшенное (с помощью масштаба)

поверхности

Обобщенное (без лишних деталей)
На плоскости (на листе бумаги)
    С помощью условных знаков

Жебровская О. О., Кресс Н. //., Кузьмин Д. 10. Путеводитель по географии: 6 класс: учеб,пособие. СПб., 2003.

 

Подготовка материалов проведение диагностирующего этапа педагогического эксперимента

 

Подготовлены диагностирующие материалы:

-учебные тексты как средства для проведения педагогического эксперимента;

- анкетные материалы для выявления отношений учащихся к проблеме исследования;

-контролирующие материалы для выявления уровня ЗУН по теме «Литосфера» и уровня умений работать с учебными текстами на констатирующем и контролирующем этапах педагогического эксперимента.

 

Анкета №1 для диагностирования умений учащихся 6 класса работать с текстом учебника:

1.Как работаете с текстом учебника географии?

А) Читаю текст и делаю краткий конспект;

Б) Читаю и отвечаю на вопросы в конце параграфа;

В) Читаю и составляю вопросы к тексту;

Г) Читаю и делаю сравнение географических понятий;

Д) Читаю и составляю синквейны;

Е) Читаю и делаю таблицы, схемы, диаграммы и т.д.

Ж) Читаю и составляю кроссворды

З) Читаю и маркирую текст

2. При работе с текстом учебника затрудняюсь делать:

А) Читаю текст и делаю краткий конспект;

Б) Читаю и отвечаю на вопросы в конце параграфа;

В) Читаю и составляю вопросы к тексту;

Г) Читаю и делаю сравнение географических понятий;

Д) Читаю и составляю синквейны;

Е) Читаю и делаю таблицы, схемы, диаграммы и т.д.

Ж) Читаю и составляю кроссворды

З) Читаю и маркирую текст

3. Больше всего мне нравиться делать:

А) Читаю текст и делаю краткий конспект;

Б) Читаю и отвечаю на вопросы в конце параграфа;

В) Читаю и составляю вопросы к тексту;

Г) Читаю и делаю сравнение географических понятий;

Д) Читаю и составляю синквейны;

Е) Читаю и делаю таблицы, схемы, диаграммы и т.д.

Ж) Читаю и составляю кроссворды

З) Читаю и маркирую текст

 

Анкета №2 разработана для выявления уровня работы учащихся 6 класса с текстом учебника начального курса географии

 

1. При работе с текстом учебника географии, понравилось делать?

А) Читаю текст и делаю краткий конспект;

Б) Читаю и отвечаю на вопросы в конце параграфа;

В) Читаю и составляю вопросы к тексту;

Г) Читаю и делаю сравнение географических понятий;

Д) Читаю и составляю синквейны;

2. При работе с текстом учебника не смог делать:

А) Читаю текст и делаю краткий конспект;

Б) Читаю и отвечаю на вопросы в конце параграфа;

В) Читаю и составляю вопросы к тексту;

Г) Читаю и делаю сравнение географических понятий;

Д) Читаю и составляю синквейны;

3. Допишите какие географические «понятия» вы сумели понять на уроке:

А) Читая текст и делая краткий конспект -

Б) Читая и отвечая на вопросы в конце параграфа -

В) Читая и составляя вопросы к тексту -

Г) Читая и делая сравнение географических понятий -

Д) Читая и составляя синквейны -

 

Контрольная работа по теме №1 подобрана для выявления ЗУНпо предыдущей теме:

1. Закончите предложение: Рельеф – это …

2. Основные формы рельефа суши: а) горы; б) горы, равнины; в) ранины.

3. Рельеф дна океана: а)котловины, подводные хребты б) хребты, выступы в) горы и котловины

4. Какие силы разрушают горы: а) внешние и внутренние; б) внешние; в) внутренние

5. На каких участках земли образуются горы: а) подвижных участках; б) неподвижных участках;

6. Какие силы действуют в образовании равнин: а) внешние; б) внутренние.

7. Равнины – обширные пологие участки земной поверхности с колебаниями относительных высот на них не более: а) 150м б) 220м. В) 200м.

8. Самая большая равнина на Земле: а) Восточно-Европейская; б) Западно-Сибирская; в)Среднесибирское плоскогорье

9. Соотнесите

1. низменности             А) 200-500м. над уровнем моря

2. возвышенности        Б) более 500м.

3. плоскогорья                В) до 200м.

10. Как вы считаете, происходит ли изменение равнин в настоящее время? Обоснуйте ответ

 

 

Итоговая контрольная работа №2 составлена для выявления уровня ЗУН по теме «Литосфера» после педагогического эксперимента

Например, определение понятий. Цель - выявить количество сформированных понятий, предусмотренных учебной программой. Данная методика состоит из 10 вопросов. По каждому вопросу нужно дать четкое и правильное определение. За каждый правильный ответ учащийся получает 1 балл. Максимальное количество баллов-10. Итоги: высокий: 8-10 баллов, средний: 7-5 баллов, низкий: 4-0баллов.

1.Твердая оболочка Земли, это? (литосфера)

2. Самая верхняя часть литосферы? (земная кора)

 3.Земная поверхность без гор и значительных холмов называется?(равнина)

4.Форма рельефа, выраженная склонами и подножием, это? (гора)

5. Геологическое образование на поверхности земной коры, где магма выходит на поверхность, образуя лаву, называют? (вулкан)

6.Форма рельефа в виде относительно глубоких и крутосклонных впадин, это (овраг)

6. Место, где происходит разрыв и смещение горных пород называется (очагом землетрясений)

7. Вещества, которые слагают земную кору (горные породы)

8. Самая важная для человека часть богатств литосферы (Полезные ископаемые)

9. Процесс разрушения и изменения горных пород суши под воздействием внешних факторов (выветривание)

10. Горы и равнины, хребты и долины, холмы и котловины – все они образуют (Рельеф Земли)

 

 

Литература

1. Алексеев А. И, Липкина Е. К., Николина В. В. И др, География 5-6 класс.издательство «Просвещение», 2018. – 192с.

2. Андреева Н.Д. Теория и методика обучения экологии:учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений/ под ред. Н.Д. Андреевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – С.142-143.

3. Баранчиков Е.В.География. 6 класс. Сборник заданий и упражнений к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой "География. Начальный курс. 6 класс". ФГОС, 2013.

4. Баринова И.И., Т.А.Карташова. Методическое пособие к учебнику «География. Начальный курс. 6 класс». М.: Дрофа, 2015 г.

5. Герасимова Т.П. Физическая география. Начальный курс. Учебник для 6 класса. – М: Просвещение, 1996. – 200 с.

6. Герасимова, Т.П. География. Начальный курс географии // Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – Москва.: Дрофа, 2008. – 174с.

7. Герасимова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс: учебник/. Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова - М.: Дрофа, 2016. – 159 с.

8. Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс. 6 класс. Учебник. – М., Дрофа, 2013.

9. Громова Т.П. География. Начальный курс. 6 класс. Методическое пособие к учебнику Т.П. Герасимовой. – М., Дрофа, 2014.

10. Головин, О.С. Краеведение на уроках географии./ О.С. Головин – Магадан: 1978. – 64с.

11. Даринский, А. В. Методика преподавания географии. Учеб пособие для студентов геогр. Специальностей пед. Ин-тов/А.В. Даринский. – М.: «Просвещение», 1975.- 368 с.

12. Душина, И.В. Методика преподавания географии / И.В.Душина, Г.А.Понурова. – Пособие для начинающих учителей и студентов педагогических институтов и университетов по географическим специальностям. – М., 1996. – 192 с.

13. Душина, И. В., Таможня, Е. А., Пятунин, В. Б. Методика и технология обучения географии: Пособие для учителей и студентов пед. Ин-тов и ун-тов/И.В. Душина, Е.А. Таможня, В.Б. Пятунин. – М.:ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2002. – 203 с.

14. Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин А.А. и др. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях: учебное пособие для студентов вузов; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007. – 509с.

15. Карташева Т.А., Курчина С.В. География. Начальный курс. 6 класс. Рабочая тетрадь к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс. 6 класс». С тестовыми заданиями ЕГЭ. – М., Дрофа, 2013.

16. Контурные карты «Физическая география. Начальный курс». 6 класс, 2014.

17. Методика и технология обучения географии. – М.: Астрель, 2004. – С. 84 – 95, 125 – 132.

18. Никонова, М.А Практикум по географическому краеведению./ М.А. Никонова – М.: 1985.- 46с.

19. Шибакова, И.А. Технология развития критического мышления на уроке: работа с понятиями / И.А. Шибакова // Educatio. — 2015. — № 9(16). — С. 99. — ISSN 2413-5348. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/296278 (дата обращения: 23.04.2020).

20. http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/37966/1/%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B5%20%28%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B9%29.pdf.

 

 

Приложение 1.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Прежде чем мы назовём тему сегодняшнего урока давайте найдём ответы на несколько очень простых вопросов.

■ Как называется третья по счёту планета Солнечной системы?

■ Как называется планета, большая часть поверхности, которой покрыта водой?

■ Как называется планета, на которой есть жизнь?

Правильно, Земля. Итак, сегодня мы продолжим изучать особенности нашей

планеты. Тема урока: Земля и ее внутреннее строение (Запишите тему урока в тетради)

Сегодня мы узнаем о внутреннем строении Земли на уроке путешествии. Для этого путешествия нам понадобятся фантастический корабль, который может совершать полеты, под землю.

Итак, давайте вместе решим, какие познавательные задачи нам нужно решить.

Задачи:

1.Мы должны ознакомиться с оболочками Земли

2. Мы должны вспомнить особенности внутреннего строения планеты и

дополнить их новыми знаниями.

3. Выяснить особенность строения поверхностного, как наиболее важного для жизни

людей, слоя Земли

4. Познакомиться со способами изучения земной коры

 

Сегодня мы будем исследовать нашу планету. Проводя процедуру исследования, какие простейшие операции делает исследователь со своим предметом исследования? Сначала - берёт в руки, внимательно рассматривает, если нужно, то с помощью увеличителя и т.д. Скажите, наш предмет исследования, планету Земля, мы можем взять в руки? - Нет. А как в таком случае быть? - Для этого нужно использовать уменьшенное изображение планеты Земля, её модели. Представление о земном шаре нам дают фильмы и снимки из космоса. Нам остаётся включить только своё воображение и представить себя в роли астронавтов- исследователей, которые, путешествуя по космосу, изучают различные планеты.

Итак «Все сели удобнее, прямо по курсу - какая- то необычная планета! Посмотрите и назовите, какие особенности выделяются в облике этой планеты? Перенестись в космическое пространство нам поможет видеофильм Земли из космоса

Что мы видим?

Наша планета очень живописна. На ней есть белые, как будто, кружевные пятна, есть массивный голубой фон, и отдельные крупные участки, скрываемые белой дымкой, коричневатого цвета.

Не сложно догадаться, что это различные вещества в трёх разных состояниях. Можно предположить, что «белые кружева»- это газообразное вещество- оно имеет малую плотность, подвижно и быстро меняет свои очертания; коричневатые - это твёрдые вещества, с высокой плотностью, участки из них держатся на планете прочно, а вот голубой фон-вещество со средней плотностью, это жидкость, которая покрывает часть твёрдых участков.

Предварительно выяснив, состояние вещества на планете, экипаж принимает решение познакомиться с планетой поближе, подлетая к участку суши. Но при более близком контакте с планетой обнаружилось, до селе неведомое состояние вещества- ни жидкость, ни твёрдое тело, а так что-то среднее, и то, и другое, роскошной мягкой зелёной периной прикрывает поверхность. Ребята, кто догадался о, чём, о каком земном явлении идёт речь?

Правильно, на Земле есть жизнь, здесь обитают живые организмы животные и растения.

Какой вывод позволяют сделать наши наблюдения? Какие оболочки мы уже можем выделить по состоянию вещества?

 

(Записываем схематично и в тетрадях)

 

• состоящую из газов -                       АТМО

• состоящую из жидкости -              ГИДРО          СФЕРА

• состоящую из твердого вещества - ЛИТО

• состоящую из живых организмов - БИО

Атмосфера-это воздушная самая лёгкая оболочка Земли.                            Гидросфера- это жидкая оболочка Земли, её моря и океаны,                   Литосфера - плотная, твёрдая оболочка Земли и

Биосфера- это вся совокупность живого вещества на планете.

 

Первую задачу мы с вами решили.

 

Наши представления об оболочках Земли были бы неполными, если бы мы не заглянуливнутрь.

Теперь мы превратимся в героев романа Ж.Верна «Путешествие к центру Земли».Помнится, у вас уже была попытка такого путешествия в 5-м классе. Что же вам уже удалось выяснить о внутреннем строении Земли?

 

Рассмотрите рисунок 22 на стр. 39. и скажите мне, что находится внутри Земли?

Молодцы! Главное вы знаете. А теперь нам предстоит уточнить некоторые

особенности и свойства внутренних оболочек.

Ядро.

В центре планеты находится ЯДРО. Оно на 98% состоит из железо-никелевого сплава с примесью кремния и имеет температуру 5000? - 6000? С. Предполагают, что поверхность ядра состоит из вещества, обладающего свойствами жидкости. Граница ядра находится на глубине 2900км.

А вот внутренняя область, начинающаяся с глубины 5100км, ведет себя как твердое тело. Это обусловлено очень высоким давлением. Даже на верхней границе ядра теоретически рассчитанное давление составляет около 1,3 млн.атм. а в центре достигает 3 млн.атм. Температура здесь может превышать 6000 С.

Мантия

Ядро окутано МАНТИЕЙ, от слова "мантия" - плащ, покрывало. Толщина мантии 2900 км. Из чего же она состоит? Главным образом из горных пород, богатых магнием и железом. Это пластичное раскаленное вещество составляет 82% объема планеты и подразделяется на верхнюю и нижнюю.  Получая тепло от ядра, мантия разогревается от 800? C на верху, до 2500? С на глубине 2000 км. Мантия постоянно движется, приводя в движение литосферу. А на поверхности планеты находится земная кора.

Прошу зарисовать в тетради модель внутреннего строения с главными,

составляющими его слоями.А сейчас внимательно посмотрите на рисунок на доске и найдите новые сведенияо слоях.

Правильно, появились данные о глубинах, температуре и давлении.

 

Внутреннее ядро

твёрдое, состоит из никеля и железа, 6000°, давление 3 млн. атм., 5100км

Внешнее ядро

состоит из расплавленных металлов, магнит Земли, 2900км

Мантия-«покрывало»

нижняя- твёрдая, 4000º

верхняя - расплав 1000°

давление – 1,3 млн.атм.,2900 км

 


Добавьте в свои рисунки новые сведения.

Земная кора

твёрдая, состоит из горных пород, толщина 5-70 км.


 

При добыче полезных ископаемых в шахтах люди давно заметили, что температура земной коры с глубиной повышается. Установлено, что тепло в земную кору поступает из мантии. Верхний слой земной коры – до глубины 20-30м подвержен влиянию внешних температур, а ниже температура постепенно повышается: на каждые 100м глубины на +3 С. Глубже, температура уже в значительной степени зависит от состава пород.

Задание: Какова температура горных пород в шахте, где добывается каменный уголь, если ее глубина 1000м, а температура слоя земной коры, который уже не зависит от времени года составляет +10 С

Решаем по действиям:

  1. Сколько раз произойдет повышение температуры горных пород с глубиной?

1000: 100=10

  1. На сколько градусов повышается температура земной коры в шахте:

3 С •10= 30 С

  1. Какой будет температура слоя земной коры в шахте?

+10 С+(+30 С)= +40 С

Температура = +10 С +(1000:100 3 С)=10 С +30 С =40 С

Решить задачу: Какова температура земной коры в шахте, если ее глубина 1600м, а температура слоя земной коры, не зависящего от времени года -5 С?

Температура воздуха =(-5 С)+(1600:100 3 С)=(-5 С)+48 С =+43 С.

А теперь предлагаю внимательнее рассмотреть устройство самого верхнего твёрдого

слоя Земли- ЛИТОСФЕРЫ (от греческого слова «литос»- камень).

(Предлагаю записать в тетрадь, это понятие очень важное.)

Земной коры.

 

Рассмотрите рис.23 в учебнике на стр. 40 и Схему строения земной коры на слайде. _Скажите, везде ли земная кора имеет одинаковую толщину? Сравните материковую и океаническую кору. Чем они отличаются?

Земная кора.

Земная кора в масштабе всей Земли представляет тончайшую пленку и по сравнению с радиусом Земли ничтожна. Она достигает максимальной толщины 75км под горными массивами Памира, Тибета, Гималаев. несмотря на маленькую мощность, земная кора имеет сложное строение.

 

Материковая земная кора занимает примерно 44% поверхности планеты:

- Самый верхний слой земной коры образуют осадочные горные породы, т.е. породы, которые образовались или из обломков древних пород, или представляют собой затвердевший осадок, состоящий из раковин отмерших организмов.

-Найдите среди образцов горную породу осадочного происхождения. Как она называется? Какие ещё горные породы осадочного происхождения вы знаете?

- Продолжим наше погружение. Следующий слой – гранитный. Он состоит в основном из гранита. Найдите его в коллекции. Гранит образовался в результате застывания магмы в толще земной коры в условиях высокой температуры и давления.

- Миновав гранитный слой, мы попадаем в слой, состоящий преимущественно из базальта

- Сравните, чем отличается гранит и базальт? (базальт более тяжёлый и содержит больше кальция и железа).

Более подробно с горными породами, слагающими земную кору,мы познакомимся на следующем уроке.

-А если бы мы отправились к центру земли в районе Тихого океана, какой бы слой мы не встретили?

Земная кора океанов занимает примерно56% поверхности планеты

- Какой вывод можно сделать по различию в строении земной коры?

(выделяют 2 типа земной коры: материковая и океаническая, которые отличаются толщиной и составом).

Заполни таблицу: Мощность земной коры

Материковая ЗК

Океаническая ЗК

Под равнинами Под горами      

Заполните таблицу: Состав земной коры

Океаническая ЗК _____________________ ? ______________________ ? ______________________ Мантия ______________________ Материковая ЗК _______________________ ? _______________________ ? _______________________ ? _______________________ Мантия _______________________

Вот и с третьей задачей мы успешно справились.

 

Предлагаю вам выписать из текста параграфа способы изучения земной коры

Откройте учебник на с. 40 «Как изучают земную кору» и выпишите способы изучения земной коры.

Земную кору изучают:

  1. Бурят скважины (самая глубокая скважина на Кольском п-ове 15 км).
  2. Роят шахты, где добывают полезные ископаемые.
  3. Наука геофизика и сейсмология позволяют изучать более глубокие слои земной коры.
  4.  Космические спутники. Можно изучать дно Мирового океана до глубины 600-700 м.

Структура и ход урока



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 199; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.14.145 (0.254 с.)