Анализ рентабельности деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ рентабельности деятельности



Существует два подхода к оценке рентабельности:

§ отношение прибыли к затратам- показывает, сколько рублей прибыли принес рубль затрат,

§ отношение прибыли к выручке, показывает, сколько рублей прибыли принес рублю выручки.

У каждого метода есть свои недостатки и преимущества.

Кроме принципиального различия в подходах, при расчете рентабельности могут использовать различные категории прибыли. Национальный стандарт отчета о прибылях и убытках содержит несколько показателей прибыли:

 

Валовая прибыль

Прибыль / убыток от продаж

Прибыль / убыток до налогообложения

Прибыль / убыток от обычной деятельности

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль/ непокрытый убыток)

Каждый из этих показателей может использоваться при оценке рентабельности. Порядок расчета показателей рентабельности широко освещен как в научной и учебной литературе, так и в нормативных документах.

Например, в Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденных Министерством экономики РФ 21.06.1999 N ВК 477, указан следующий расчет показателей рентабельности, применяющихся для оценки текущей прибыльности предприятия:

- рентабельность продаж - отношение балансовой прибыли к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций;

- рентабельность активов - отношение балансовой прибыли к стоимости активов (остаточная стоимость основных средств + стоимость текущих активов).

При разных вариантах схемы финансирования (например, при разных условиях кредитования) балансовая прибыль на одном и том же шаге может оказаться разной, соответственно будут различаться и оба показателя рентабельности. В целях обеспечения сопоставимости расчетов в этих случаях могут использоваться показатели полной рентабельности (продаж и активов), при исчислении которых балансовая прибыль увеличивается на сумму уплачиваемых процентов за кредит, включаемых в себестоимость, т.е.:

- полная рентабельность продаж - отношение суммы валовой прибыли от операционной деятельности и включаемых в себестоимость уплаченных процентов по займам к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций;

- полная рентабельность активов - отношение суммы валовой прибыли от операционной деятельности и включаемых в себестоимость уплаченных процентов по займам к средней за период стоимости активов. Эти показатели (полная рентабельность продаж и активов) в меньшей степени зависят от схемы финансирования проекта и в большей степени определяются его техническими и технологическими решениями;

- чистая рентабельность продаж - отношение чистой прибыли (после уплаты налогов) от операционной деятельности к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций. Иногда определяется как отношение чистой прибыли к себестоимости реализованной продукции;

- чистая рентабельность активов - отношение чистой прибыли к средней за период стоимости активов;

- чистая рентабельность собственного капитала (return of equity, ROE) - отношение чистой прибыли к средней за период стоимости собственного капитала.

Значения соответствующих показателей целесообразно анализировать в динамике и сопоставлять с показателями аналогичных предприятий. Каждый внешний пользователь, в том числе кредитующие банки и лизингодатели, могут иметь собственное представление о предельных значениях этих показателей, свидетельствующих о неблагоприятном финансовом положении фирмы. Однако в любом случае эти предельные значения существенно зависят от технологии производства и структуры цен на производимую продукцию и потребляемые ресурсы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.006 с.)