Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Григорьев, Аполлон Александрович
(1822—1864), критик, поэт
Пушкин – наше всё.
«Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина» (1859), статья первая, разд. II Григорьев А. А. Литературная критика. – М., 1967, с. 166
Веяние эпохи (Веяния эпохи).
Обычное выражение Григорьева, напр.: «Мир, им [актером П. С. Мочаловым] созданный, создан из веяний его эпохи» («Несколько слов о законах и терминах органической критики», 1859). Ё Григорьев А. А. Эстетика и критика. – М., 1980, с. 133.
И новое сказал он слово, / Хоть правде старой послужил.
«Искусство и правда. Элегия-ода-сатира», 2 (1854) Григорьев А. А. Стихотворения. Поэмы. Драмы. – СПб., 2001, с. 113 Об А. Н. Островском, по поводу комедии «Бедность не порок». Также: «новое слово жизни и искусства» («Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства», VI) (1858). Ё Григорьев А. А. Искусство и нравственность. – М., 1986, с. 98. Затем у Ф. Достоевского: «Нищая земля наша <…> скажет новое слово миру» (п Д-218). Гейне в 1834 г. писал: «Только у гения есть для новой мысли и новое слово» («К истории религии и философии в Германии», кн. III). Ё Гейне Г. Собр. соч. в 6 т. – М., 1982, т. 4, с. 277.
О, говори хоть ты со мной, / Подруга семиструнная! Душа полна такой тоской, / А ночь такая лунная!
«О, говори хоть ты со мной…» (опубл. 1857), муз. Ивана Васильева Григорьев А. А. Стихотворения. Поэмы. Драмы. – СПб., 2001, с. 134—135
Две гитары, зазвенев, / Жалобно заныли… С детства памятный напев, / Старый друг мой – ты ли?
«Цыганская венгерка» (опубл. 1857), муз. Ивана Васильева Григорьев А. А. Стихотворения. Поэмы. Драмы. – СПб., 2001, с. 135
Чибиряк, чибиряк, чибиряшечка, С голубыми ты глазами, моя душечка!
«Цыганская венгерка» Григорьев А. А. Стихотворения. Поэмы. Драмы. – СПб., 2001, с. 136
Басан, басан, басана, / Басаната, басаната, Ты другому отдана / Без возврата, без возврата…
«Цыганская венгерка» Григорьев А. А. Стихотворения. Поэмы. Драмы. – СПб., 2001, с. 137 ГРИН, наборщик
Я пролетарская пушка, / Стреляю туда и сюда.
«Карманьола. Веселая пьеса. Пролетарская шутка в одном действии» (опубл. 1923), слова «Красного Петрушки» Лепестки. Лит. сб. рабочих корреспондентов Хамовнического района. — М., [1923], с. 41 Пьеса еще до публикации ставилась в рабочих клубах Москвы. Цитата получила известность благодаря статье В. Маяковского «Как делать стихи?» (1926).
ГРИН, Александр
(1880—1932), писатель
Алые паруса.
Загл. повести (1923)
Они жили долго и умерли в один день.
«Сто верст по реке» (1916), конец рассказа Грин А. Новеллы. – М., 1984, с. 130
ГРОНСКИЙ, Иван Михайлович
(1894—1985), публицист, советский литературный деятель
Социалистический реализм.
В начале мая 1932 г. Гронский, беседуя со Сталиным, предложил назвать творческий метод советской литературы «пролетарским социалистическим, а еще лучше коммунистическим реализмом». Сталин сократил эту формулу до «социалистического реализма» (согласно письму Гронского к А. И. Овчаренко от 22 окт. 1972 г.). Ё Гронский И. М. Из прошлого. – М., 1991, c.335—336. 20 мая 1932 г., выступая на собрании актива литературных кружков Москвы, Гронский заявил: «Основным методом советской литературы является метод социалистического реализма». Ё «Лит. газета», 23 мая 1932. Также: «Революционный социалистический реализм для нашей эпохи должен быть главным течением в литературе» (выступление Сталина на собрании писателей-коммунистов на квартире М. Горького 20 окт. 1932 г.). Ё «Вопросы литературы», 2003, № 4, с. 233. «Тов. Сталин посоветовал снять лозунг “метод диалектического материализма в области литературы” и выдвинул лозунг социалистического реализма». Ё Панферов В. О новаторстве, современной теме и читателе // «Октябрь», 1933, № 10, с. 198. п «Пишите правду – это и будет социалистический реализм» (С-254).
ГРОССМАН, Василий Семенович
(1905—1964), писатель
Народ бессмертен.
Загл. повести (1942) Восходит к цитате из Сталина: «Руководители приходят и уходят, а народ остается. Только народ бессмертен» (речь на приеме руководителей промышленности в Кремле 29 окт. 1937 г.). Ё «Прaвдa», 31 окт. 1937. Также: «У народов время есть, они вечны; смертны лишь короли» (Г. Гейне, «Французские дела», IX. 16 июня 1832 г.). Ё Гейне Г. Собр. соч. в 6 т. – М., 1982, т. 4, с. 125; пер. А. Федорова.
ГУБЕР, Эдуард Иванович
(1814—1847), поэт, переводчик
Отшутили, разлюбили вы – / А оно разбилося. / <…>
Вот что с бедною игрушкою, / Вот что с сердцем сталося.
«Сердце» (1841; опубл. 1842) Песни рус. поэтов, 1:531 Положено на музыку А. А. Гурилевым («Сердце – игрушка», 1842).
ГУБЕРМАН, Игорь Миронович
(р. 1936), поэт
Давно пора, ебена мать, / Умом Россию понимать!
Двустишие (начало 1970-х гг.; опубл. за рубежом в 1980 г.) Губерман И. [Избранное]. – Антология сатиры и юмора России. ХХ век. Т. 17. – М., 2003, с. 123 Публиковалось также как двустишие Юза Алешковского. п «Умом Россию не понять…» (Т-321).
ГУДЗЕНКО, Семен Петрович
(1922—1953), поэт
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
«Мое поколение» (1945; опубл. 1955) Гудзенко С. Избранное. – М., 1977, с. 110
Мы не от старости умрем, – / от старых ран умрем.
«Мы не от старости умрем…» (1946) Гудзенко С. Избранное. – М., 1977, с. 113
Когда на смерть идут – поют.
«Перед атакой» (1942; опубл. 1943) Гудзенко С. Избранное. – М., 1977, с. 17 Ср. также у В. Хлебникова: «Когда умирают люди – поют песни» («Когда умирают кони – дышат…», 1912). Ё Хлебников, с. 75.
Мне кажется, что я магнит, / что я притягиваю мины.
«Перед атакой» Гудзенко С. Избранное. – М., 1977, с. 17
И выковыривал ножом / из-под ногтей / я кровь чужую.
«Перед атакой» Гудзенко С. Избранное. – М., 1977, с. 17
ГУМИЛЕВ, Николай Степанович
(1886—1921), поэт Гумилев Н. С. Стихотворения и поэмы. – СПб., 2000.
Послушай: далёко, на озере Чад / Изысканный бродит жираф.
«Жираф» (1908) Гумилев, с. 114
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
«Жираф» Гумилев, с. 114
В Индию Духа купить билет.
«Заблудившийся трамвай» (1920?; опубл. 1921) Гумилев, с. 335 Ср. также у Г. Гейне: «Мы искали физическую Индию и нашли Америку. Теперь мы ищем духовную Индию, – что же мы найдем?» (из посмертно изданных мыслей и афоризмов). Ё Гейне Г. Собр. соч. – М., 1983, т. 6, с. 334; пер. Е. Лундберга.
Или, бунт на борту обнаружив, / Из-за пояса рвет пистолет, Так что сыпется золото с кружев, / С розоватых брабантских манжет.
«Капитаны», I (опубл. 1909) Гумилев, с. 167
На Венере, ах, на Венере / У деревьев синие листья.
«На далекой звезде Венере…» (1921) Гумилев, с. 468
Муза Дальних Странствий.
«Открытие Америки» (опубл. 1910) Гумилев, с. 205, 207, 210 Затем – в стихотворении «Отъезжающему» (1913). Ё Гумилев, с. 234.
А для низкой жизни были числа, Как домашний, подъяремный скот.
«Слово» (1919?; опубл. 1921) Гумилев, с. 328
И, как пчелы в улье опустелом, / Дурно пахнут мертвые слова.
«Слово» Гумилев, с. 328
Что делать нам с бессмертными стихами? Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
«Шестое чувство» (1920?; опубл. 1921) Гумилев, с. 333
Д
ДАВЫДОВ, Денис Васильевич
(1784—1839), поэт, военный писатель Давыдов Д. В. Стихотворения. – Л., 1984.
Бурцов, ера, забияка, / Собутыльник дорогой! Ради Бога и… арака / Посети домишко мой!
«Бурцову. Призывание на пунш» (1804; опубл. 1832) Давыдов, с. 56
Докажи, что ты гусар.
«Бурцову. Призывание на пунш» Давыдов, с. 57
Вы назначены на племя, / Я назначен на убой.
«Генералам, танцующим на бале при отъезде моем на войну 1826 года» (1827; опубл. 1860) Давыдов, с. 164 Эпиграмма известна в разных редакциях и под разными заглавиями.
Я люблю кровавый бой! / Я рожден для службы царской!
«Песня» (1815; опубл. 1820) Давыдов, с. 75
Говорят умней они… / Но что слышишь от любова? «Жомини да Жомини!» / А об водке ни полслова.
«Песня старого гусара» (1817; опубл. 1819) Давыдов, с. 86 Генрих Жомини (1779—1869) – известный военный теоретик.
Пусть грянет Русь военною грозой — Я в этой песне запевало.
«Песня старого гусара» Давыдов, с. 100
Был огромный человек, / Расточитель славы.
«Современная песня» (1836; опубл. 1840) Давыдов, с. 115 О Наполеоне I.
То был век богатырей! / Но смешались шашки, И полезли из щелей / Мошки да букашки. Всякий маменькин сынок, / Всякий обирала, Модных бредней дурачок, / Корчит либерала.
«Современная песня» Давыдов, с. 115
А глядишь: наш Мирабо / Старого Гаврило За измятое жабо / Хлещет в ус да в рыло; А глядишь: наш Лафает, / Брут или Фабриций Мужиков под пресс кладет / Вместе с свекловицей.
«Современная песня» Давыдов, с. 115—116
Старых барынь духовник, / Маленький аббатик, Что в гостиных бить привык / В маленький набатик.
«Современная песня» Давыдов, с. 117 О П. Чаадаеве.
ДАВЫДОВ, Дмитрий Павлович
(1811—1888), фольклорист, поэт
Славное море – привольный Байкал, Славный корабль – омулевая бочка… Ну, баргузин, пошевеливай вал… Плыть молодцу недалечко.
«Думы беглеца на Байкале» (опубл. 1858) Песни рус. поэтов, 2:133 В песенном бытовании: «Славное море, священный Байкал / <…>. / Эй, баргузин…». Ё Песни рус. поэтов, 2:404.
ДАНИЭЛЬ, Юлий Маркович
(1925—1988), писатель
День открытых убийств.
«Говорит Москва» (опубл. за границей в 1962 г. под псевд. Николай Аржак), гл. I «В связи с растущим благосостоянием… навстречу пожеланиям широких масс трудящихся… объявить воскресенье 10 августа 1960 года Днем открытых убийств». Ё Даниэль Ю. Говорит Москва. – М., 1991, с. 73—74
От живота, веером.
«Говорит Москва», гл. IV «А теперь – бросок вперед. На бегу – от живота, веером. Очередь. Очередь. Очередь…». Ё Даниэль Ю. Говорит Москва. – М., 1991, с. 81
ДЕЛЬВИГ, Антон Антонович
(1798—1831), поэт Дельвиг А. А. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1959.
Не осенний частый дождичек / Брызжет, брызжет сквозь туман: Слезы горькие льет молодец / На свой бархатный кафтан. «Полно, брат молодец! / Ты ведь не девица: Пей, тоска пройдет; / Пей, пей, тоска пройдет!»
«Не осенний частый дождичек…» (1829; опубл. 1904) Дельвиг, с. 216 Это – песенный вариант несохранившегося стихотворения Дельвига, с исправлением: «частый» вместо «мелкий», в соответствии с воспоминаниями М. И. Глинки, написавшего музыку на эти слова.
Мне минуло шестнадцать лет, / Но сердце было в воле.
«Первая встреча» (1814) Дельвиг, с. 71 Перевод стихотворения «Филлида» немецкого поэта Матиаса Клаудиуса (1743—1815).
Пушкин! Он и в лесах не укроется: Лира выдаст его громким пением.
«Пушкину» (1815) Дельвиг, с. 110
Пела, пела пташечка / И затихла; Знало сердце радости / И забыло. / <…> Ах! убили пташечку / Злые вьюги; Погубили молодца / Злые толки!
«Русская песня» («Пела, пела пташечка…) (1824; опубл. 1825) Дельвиг, с. 177
Скучно, девушки, весною жить одной.
«Русская песня» (1824; опубл. 1825) Дельвиг, с. 176 Отсюда у И. Ильфа и Е. Петрова: «Скучно, девушки!» (п И-100). «Скучно, матушка, весною жить одной» – начало народной песни.
Соловей мой, соловей, / Голосистый соловей! Ты куда, куда летишь? / Где всю ночку пропоешь?
«Русская песня» («Соловей мой, соловей…) (1825; опубл. 1826) Дельвиг, с. 188 Положено на музыку А. А. Алябьевым.
Когда еще я не пил слез / Из чаши бытия.
«Элегия» (1821 или 1822; опубл. 1823) Дельвиг, с. 159
** Пускай в стихах моих найдется бессмыслица, зато уж прозы не найдется.
Как слова «одного из наших поэтов» – у А. Пушкина («Отрывки из писем, мысли и замечания», 1828). Ё Пушкин, 11:53. В другой редакции, как высказывание Дельвига, – в записных книжках П. Вяземского: «Могу написать глупость, но прозаического стиха никогда не напишу». Ё Вяземский П. А. Полн. собр. соч. – СПб., 1883, т. 8, с. 130.
** Цель поэзии – поэзия.
Фраза приводится в письме А. Пушкина В. Жуковскому, не позднее 25 апр. 1825 г., с добавлением: «…как говорит Дельвиг (если не украл этого)». Ё Пушкин, 13:167.
** Чем ближе к небу, тем холоднее.
Фраза приводится в заметках А. Пушкина «Table-talk» (1835). Ё Пушкин, 11:159.
ДЕМИДОВ, Георгий Георгиевич
(1908—1987), писатель
Освенцим без печей.
О колымских лагерях. «Выражение, за которое среди прочего я получил в 46-м второй срок» (из письма Демидова). Ё Цит. в статье Е. Якович «Демидов и Шаламов» – «Лит. газета», 11 апр. 1990, с. 7. В «Письме старому другу» (1966), которое широко распространялось в Самиздате, В. Шаламов повторил это выражение. Ё Цена метафоры. – М., 1989, с. 519.
ДЕРЖАВИН, Гавриил
(Гаврила) Романович (1743—1816), поэт Державин Г. Р. Сочинения. – СПб., 2002.
Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен.
«Арфа» (1798) Державин, с. 443 п Г-377.
Умолкни, чернь непросвещенна, / Слепые света мудрецы!
«Бессмертие души» (1796; опубл. 1797) Державин, с. 229 Также в оде «Об удовольствии» (1798; опубл. 1805): «Прочь буйна чернь, непросвещенна / И презираемая мной!» Ё Державин, с. 262. Эти строки восходят к Горацию («Оды», III, 1).
Измерить океан глубокий, / Сочесть пески, лучи планет
Хотя и мог бы ум высокий, – / Тебе числа и меры нет!
«Бог» (1784) Державин, с. 56
Себя собою составляя, / Собою из себя сияя.
«Бог» Державин, с. 56
Во мне Себя изображаешь, / Как солнце в малой капле вод.
«Бог» Державин, с. 57
Я связь миров, повсюду сущих, / Я крайня степень вещества; / <…> Я в теле прахом истлеваю, / Умом громам повелеваю — Я царь, – я раб, – я червь, – я Бог!
«Бог» Державин, с. 57—58
Калигула! твой конь в Сенате Не мог сиять, сияя в злате: Сияют добрые дела.
«Вельможа» (1774, 1794; опубл. 1776, 1798) Державин, с. 165
Осел останется ослом, / Хотя осыпь его звездами; Где должно действовать с умом, / Он только хлопает ушами.
«Вельможа» Державин, с. 165
Не можно век носить личин, / И истина должна открыться.
«Вельможа» Державин, с. 166
Великий Петр, как некий Бог, Блистал величеством в работе: Почтен и в рубище Герой!
«Вельможа» Державин, с. 166
На темно-голубом эфире / Златая плавала луна.
«Видение Мурзы» (1784—1790; опубл. 1791) Державин, с. 87
Мой Бог, мой Ангел во плоти!
«Видение Мурзы» Державин, с. 89 К этому стихотворению (где речь идет о «Фелице», т. е. о Екатерине II) в некоторых справочниках возводится выражение «ангел во плоти». Однако оно встречалось уже у М. Ломоносова: «Ты Ангел во плоти, иль, лучше, ты безплотен!» («Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф», 1761; опубл. 1784). У Ломоносова «ангел во плоти» – кузнечик. Ё Ломоносов, 8:736.
И словом: тот хотел арбуза, / А тот соленых огурцов.
«Видение Мурзы» Державин, с. 89
* Властители и судьи.
«Властителям и судиям» (1780; 1787), переложение 81 псалма Державин, с. 60
Восстал Всевышний Бог, да судит / Земных богов во сонме их; Доколе, – рек, – доколь вам будет / Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, / На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны / Сирот и вдов не оставлять.
«Властителям и судиям» Державин, с. 60
Не внемлют! – видят и не знают!
«Властителям и судиям» Державин, с. 60
И вы подобно так падете, / Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, / Как ваш последний раб умрет!
«Властителям и судиям» Державин, с. 60 «Вы» – цари.
Алмазна сыплется гора / С высот четыремя скалами.
«Водопад» (1791—1794; опубл. 1798) Державин, с. 174
Не зрим ли всякий день гробов, / Седин дряхлеющей вселенной?
«Водопад» Державин, с. 176 Двустишие послужило эпиграфом к повести А. Пушкина «Гробовщик».
Великолепный Князь Тавриды!
«Водопад» Державин, с. 181 О Григории Потемкине, светлейшем князе Таврическом.
Екатерина возрыдала!
«Водопад» Державин, с. 182
Гром победы, раздавайся! / Веселися, храбрый Росс!
«Гром победы, раздавайся!..» (1791) Державин, с. 509 Хор для кадрили на музыку О. А. Козловского (написана для полонеза «Славься, Екатерина»). До 1833 г. играл роль национального гимна.
Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?
«Евгению. Жизнь званская» (1807) Державин, с. 389
С Курильских островов до Буга, / От Белых до Каспийских вод.
«Лебедь» (1804; опубл. 1808) Державин, с. 392
Потомство грозный судия.
«Мой истукан» (1794; опубл. 1798) Державин, с. 199
Шагнул – и царство покорил.
«На взятие Варшавы» (1794) Державин, с. 202 Эта и следующая цитата – об А. В. Суворове.
Тьма от чела, с посвиста пыль, / <…> Ступит на горы – горы трещат; / Ляжет на воды – воды кипят; Граду коснется, – град упадает; / Башни рукою за облак кидает.
«На взятие Варшавы» Державин, с. 203
Славься сим, Екатерина, / О великая жена!
«На взятие Варшавы», рефрен хора в честь Екатерины II Державин, с. 207 Также в стихотворении «Вельможа» (1794): «Екатерина <…> / Была великою женой». Ё Державин, с. 166.
Умолк рев Норда сиповатый, / Закрылся грозный, страшный взгляд.
«На восшествие на престол императора Александра I» (1801; опубл. 1808) Державин, с. 291 «Норд» – Павел I, убитый заговорщиками.
Живи и жить давай другим, / Но только не на счет другого.
«На рождение царицы Гремиславы» (1796; опубл. 1798) Державин, с. 219 Первая строка – пословица, известная у разных европейских народов по крайней мере с середины ХVII в.: «Vivons et laissons vivre les autres» (франц.); «Live and let live» (англ.). В должности статс-секретаря Державин «правдою своею часто наскучивал» Екатерине II (т. е. слишком строго, по ее мнению, соблюдал интересы казны); «и как она говорила пословицу: живи и жить давай другим, и так поступала, то он <…> в оде сказал: “Живи и жить давай другим, / Но только не на счет другого; / Всегда доволен будь своим, / Не трогай ничего чужого”». Ё Державин Г. Сочинения. – СПб., 1876, т. 6, с. 635 («Записки», гл. VI).
Глагол времен! металла звон! / Твой страшный глас меня смущает.
«На смерть князя Мещерского» (1779; 2-я редакция: 1783 ) Державин, с. 124
Как в море льются быстры воды, / Так в вечность льются дни и годы.
«На смерть князя Мещерского» Державин, с. 124
Приемлем с жизнью смерть свою, / На то, чтоб умереть, родимся.
«На смерть князя Мещерского» Державин, с. 125
Сын роскоши, прохлад и нег, / Куда, Мещерской! ты сокрылся?
«На смерть князя Мещерского» Державин, с. 125
О горе нам, рожденным в свет!
«На смерть князя Мещерского» Державин, с. 125
Где стол был яств, там гроб стоит. / Где пиршеств раздавались лики,Надгробные там воют клики, / И бледна смерть на всех глядит.
«На смерть князя Мещерского» Державин, с. 125 «Бледная смерть» – выражение Горация («Оды», I, 4).
Сегодня Бог, а завтра прах; Сегодня льстит надежда лестна,А завтра: где ты, человек?
«На смерть князя Мещерского» Державин, с. 126
Я в дверях вечности стою.
«На смерть князя Мещерского» Державин, с. 126
Жизнь есть небес мгновенный дар.
«На смерть князя Мещерского» Державин, с. 126
Богатая Сибирь, наклоньшись над столами, Рассыпала по них и злато, и сребро; / <…> Венчанна класами хлеб Волга подавала.
«Описание торжества <…> по случаю взятия Измаила в доме <…> князя Потемкина-Таврического» (1791) Державин, с. 520 «Класами» – колосьями.
Гряди спасать царей, Суворов!
«Орел» («Стихи на случай отбытия графа Суворова Рымникского в Австрию») (1799) Державин, с. 279 Автокомментарий («Объяснения на Сочинения Державина…»): «Когда <…> Суворов был призван из ссылки <…>, то, будучи представлен императору [Павлу I] и услышав Его волю, пал перед ним на колени, сказал из псалма [Псалт., 10:10]: Господи, спаси царя! – то государь ему ответствовал: Ты иди спасать царей!». Ё Державин, с. 615. Отсюда, напр., у Салтыкова-Щедрина: «Иди! спасай царей!» («Испорченные дети», 1869). Ё Щедрин, 7:361. п «Иди, спасай!» (П-376а).
Запасшися крестьянин хлебом, / Ест добры щи и пиво пьет.
«Осень во время осады Очакова» (1788) Державин, с. 127
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид.
«Памятник» (опубл. 1796) Державин, с. 224 Эти строки восходят к Горацию («Оды», III, 30).
…Первый я дерзнул в забавном русском слоге / <…> В сердечной простоте беседовать о Боге, И истину царям с улыбкой говорить.
«Памятник» Державин, с. 224
Един есть Бог, един Державин, / Я в глупой гордости мечтал.
«Привратнику» (1808; опубл. 1859) Державин, с. 540
Шекснинска стерлядь золотая.
«Приглашение к обеду» (1795; опубл. 1798) Державин, с. 213
Умеренность есть лучший пир.
«Приглашение к обеду» Державин, с. 215
Пчелка златая! / Что ты жужжишь?
«Пчела» («Пчелка») (1795; опубл. 1797) Державин, с. 424 В 1795 г. стихотворение было положено на музыку.
Река времен в своем стремленьи / Уносит все дела людей.
«Река времен в своем стремленьи…» (т. н. «Грифельная ода» – последнее стихотворение Державина) (1816) Державин, с. 541 «Река времен» – аллегорическое изображение мировой истории, висевшее в кабинете поэта.
А если что и остается / Чрез звуки лиры и трубы, То вечности жерлом пожрется, / И общей не уйдет судьбы.
«Река времен в своем стремленьи…» Державин, с. 542
Что ты заводишь песню военну / Флейте подобно, милый Снигирь?
«Снигирь» (1800; опубл. 1805), ода на смерть А. В. Суворова Державин, с. 288
Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.
«Снигирь» Державин, с. 288
И все то благо, все добро!
«Утро» (1800; опубл. 1802) Державин, с. 342
Богоподобная царевна / Киргиз-Кайсацкия орды!
«Фелица» (1782; опубл. 1783) Державин, с. 74 «Царевна» – Екатерина II.
Шампанским вафли запиваю.
«Фелица» Державин, с. 75
Поэзия тебе любезна, Приятна, сладостна, полезна, Как летом сладкий лимонад.
«Фелица» Державин, с. 77
Раб и похвалить не может, / Он лишь может только льстить.
«Храповицкому» (1797; опубл. 1808) Державин, с. 290
За слова – меня пусть гложет, / За дела – сатирик чтит.
«Храповицкому» Державин, с. 290 п «Слова поэта суть уже его дела» (П-968).
* Если б милые девицы / Так могли летать, как птицы <…>.
«Шуточное желание» (1802; опубл. 1804) Державин, с. 465 Стихотворение известно как «Песенка Томского» из оперы П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1890; либретто М. И. Чайковского). Точный текст: «Естьли б милыя девицы…»
Здесь лежит Суворов.
Надпись на гробе А. В. Суворова в Александро-Невской лавре; по преданию, сочинена Державиным в присутствии Суворова за несколько дней до его смерти (май 1800 г.). Ё Державин, с. 620. По другой, более ранней версии, надпись завещал сделать сам Суворов. 27 мая 1800 г. архимандрит Евгений писал В. И. Македонцу: «…Покойник говорил своему племяннику: “Митюша! Не черти моей гробницы стихами, а разве напиши только: “Здесь лежит Суворов”». Ё Жизнь Суворова, рассказаная им самим…. – М., 2001, с. 574. «Митюша» – вероятно, не племянник, а муж племянницы Суворова, поэт Дм. И. Хвостов.
ДМИТРИЕВ, Иван Иванович
(1760—1837), поэт Дмитриев И. И. Полн. собр. стихотворений. – Л., 1967.
Ах! когда б я прежде знала, / Что любовь родит беды.
«Ах! когда б я прежде знала…» (опубл. 1792) Дмитриев, с. 132 Положено на музыку А. Д. Жилиным (1814).
Я неверного любила… / Научите не любить.
«Ах! когда б я прежде знала…» Дмитриев, с. 132
Всех цветочков боле / Розу я любил.
«Всех цветочков боле…» (опубл. 1795) Дмитриев, с. 133
Други! время скоротечно, / И не видишь, как летит!
«Други! время скоротечно…» (опубл. 1795) Дмитриев, с. 299
То сей, то оный набок гнется.
«Ермак» (1794; опубл. 1795) Дмитриев, с. 80
Здесь бригадир лежит, умерший в поздних летах. Вот жребий наш каков! Живи, живи, умри – и только что в газетах Осталось: выехал в Ростов.
«Здесь бригадир лежит…» (опубл. 1803) Дмитриев, с. 138 После эпитафии Дмитриева «выехал в Ростов» употреблялось в значении «умер».
Мать дочери велит труды его читать.
«К портрету М. Н. Муравьева» (опубл. 1803) Дмитриев, с. 135 Это цитата из комедии французского поэта А. Пирона «Метромания» (1760), III, 7.
Модная жена.
Загл. сатирической сказки (1791; опубл. 1792)
Мы пахали!
«Муха» (опубл. 1805) Дмитриев, с. 205 Это перевод басни французского поэта П. Вилье, восходящей к античной басне.
Москва, России дочь любима, / Где равную тебе сыскать?
«Освобождение Москвы» (1795; опубл. 1797) Дмитриев, с. 83
Сыны твои, любимцы славы.
«Освобождение Москвы» Дмитриев, с. 83 Отсюда – выражение «питомцы славы», неоднократно встречающееся у Салтыкова-Щедрина (напр., в очерке «Дети Москвы», в «Недоконченных беседах», 8).
О дети, дети! как опасны ваши лета! Мышонок, не видавший света, Попал было в беду.
«Петух, Конь и Мышонок» (опубл. 1802) Дмитриев, с. 187
«Великолепные картины! / Не правда ли?» <…> / <…> «Да! – труженик, вздохнув, ответствовал ему: – / Для проходящих».
«Прохожий» (опубл. 1803) Дмитриев, с. 205 Отсюда у П. А. Вяземского в стихотворении «Станция» (1825): «Дорога, скажешь, хороша – / Да вспомнишь стих: для проходящих!». Ё Вяземский, с. 172
Друзья! сестрицы! я в Париже! / Я начал жить, а не дышать!
«Путешествие N. N. в Париж и Лондон», I (1803; опубл. 1808) Дмитриев, с. 348 «Живут только в Париже, а в других местах прозябают» – сентенция из пьесы французского поэта Ж. Л. Грессе (1709—1777) «Злодей», III, 9. Ё Займовский С. Г. Крылатое слово. – М., 1930, с. 139.
Стонет сизый голубочек, / Стонет он и день, и ночь.
«Стонет сизый голубочек…» (опубл. 1792) Дмитриев, с. 128 Положено на музыку Ф. М. Дубянским.
Напрягши ум, наморщивши чело, Со всеусердием всё оды пишем, пишем, А ни себе, ни им похвал нигде не слышим!
«Чужой толк» (1794; опубл. 1795) Дмитриев, с. 113
…Нехитрому уму / Не выдумать и ввек.
«Чужой толк» Дмитриев, с. 114
…А им / Печатный всякий лист быть кажется святым.
«Чужой толк» Дмитриев, с. 115 Отсюда у А. Пушкина: «Нам все еще печатный лист кажется святым» («Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений», 1830; опубл. 1841). Ё Пушкин, 11:167.
И оду уж его тисненью предают, / И в оде уж его нам ваксу продают!
«Чужой толк» Дмитриев, с. 116
Когда же складны сны бывают?
«Эпиграмма» («За что Ликаста осуждают…») (опубл. 1782) Дмитриев, с. 251
Стихи <…> твои / На лекциях пойдут в пример галиматьи!
«Эпиграмма» («Подзобок на груди и, подогнув колена…») (опубл. 1810) Дмитриев, с. 361
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.581 с.) |