Эссеистика. Публицистика. Письма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эссеистика. Публицистика. Письма



 

Искусство всегда современно.

 

«Г-н —бов и вопрос об искусстве» (1861)

Достоевский, 18:98

 

Раскол в нигилистах.

 

«Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах» («Эпоха», 1864, № 5)

Имелась в виду полемика между «Современником» и «Русским словом» Д. Писарева.

 

Гражданская слеза.

 

«Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах»

«Если кто-нибудь <…> напишет в стихах или прозе о “Гражданской слезе”…» (из включенного в статью пародийного романа «Щедродаров», II). Ё Достоевский, 20:108.

Выражение восходит к стихотворению И. И. Гольц-Миллера «В сердце грусть тяжелая…» («Современник», 1864, № 2): «Позади бесцветная / Дней былых равнина; / Спят в ней безответные / Грезы гражданина…». Н. Н. Страхов в своих «Заметках летописца» вместо «грезы гражданина» процитировал: «слезы гражданина» («Эпоха», 1864, № 4) и заметил: «Слезы гражданина заменяют теперь луну, деву, мечту прежних поэтов». Ё Достоевский, 20:362.

 

Яблоко натуральное лучше яблока нарисованного, тем более что яблоко натуральное можно съесть, а яблоко нарисованное нельзя съесть.

 

«Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах» (из включенного в статью пародийного романа «Щедродаров», II)

Достоевский, 20:108

Тезис: «Яблоко нарисованное никогда не может быть так вкусно, как яблоко настоящее» – приводился как образчик тупоумия в статье Ап. Григорьева «Критический взгляд на основы, значение и приемы современной критики искусства» (1858). Ё Григорьев А. А. Искусство и нравственность. – М., 1986, с. 35. Это – спародированное положение диссертации Н. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» (1855): «…Дерево не думает о том, чтобы плоды его были вкусны. Но тем не менее <…> наше искусство до сих пор не могло создать ничего подобного даже апельсину или яблоку <…>». Ё Цит. по: Достоевский, 20:326.

 

Дневник писателя.

 

Загл. цикла очерков в газете-журнале «Гражданин» (1873—1874); затем – «моножурнала» Достоевского (1876—1877; 1880—1881).

 

Счастье не в счастье, а лишь в его достижении.

 

«Дневник писателя», 1876, январь, III, 2

Достоевский, 22:34

В черновой тетради это изречение ошибочно приписано Достоевским Козьме Пруткову. Ср. также в «Письме о пользе желаний» И. А. Крылова (конец 1790-х гг.): «Не тот счастлив, кто счастьем обладает: / Счастлив лишь тот, кто счастья ожидает». Ё Цит. по: Достоевский, 22:337.

 

Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой.

 

Записная тетрадь 1880—1881 гг.

Достоевский, 27:63

 

…Через большое горнило сомнений моя осанна прошла <…>.

 

Записная тетрадь 1881 г., наброски к «Дневнику писателя»

Достоевский, 27:86

 

Зимние заметки о летних впечатлениях.

 

Загл. очерков о поездке в Западную Европу (1863)

 

* Петербург – самый фантастический город, с самой фантастической историей из всех городов земного шара.

 

«Зимние заметки о летних впечатлениях», III

Достоевский, 5:57

Также: «…в Петербурге, самом отвлеченном и умышленном городе на всем земном шаре» («Записки из подполья», I, 1) (1864). Ё Достоевский, 5:101.

 

…Русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые <…> развивает Европа в отдельных своих национальностях.

 

Объявление о подписке на журнал «Время» (сент. 1860)

Достоевский, 18:37

С изменениями повторено в «Ряде статей о русской литературе», I, 2. Ё Достоевский, 18:50.

Выражение «русская идея», вероятно, восходит к «русскому воззрению» К. С. Аксакова. Ё «О русском воззрении» – «Русская беседа», 1856, кн. 1 (апр.), с. 84—85.

 

Нищая земля наша, может быть, в конце концов скажет новое слово миру.

 

«Объяснительное слово по поводу <…> речи о Пушкине» («Дневник писателя», 1880, август, I)

Достоевский, 26:131

п «И новое сказал он слово…» (Г-509).

 

«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», – сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое.

 

«Пушкин (Очерк). Произнесено 8 июня [1880 г.] в Обществе любителей российской словесности» [т. н. «Пушкинская речь»]

Достоевский, 26:136

 

* Русское скитальчество.

 

«Пушкин…» [ «Пушкинская речь»]

«В Алеко Пушкин уже отыскал <…> того несчастного скитальца в родной земле, того исторического русского страдальца, столь исторически явившегося в оторванном от народа обществе нашем. <…> Эти русские бездомные скитальцы продолжают и до сих пор свое скитальчество и еще долго, кажется, не исчезнут». Ё Достоевский, 26:137

 

…Русскому скитальцу необходимо именно всемирное счастие, чтоб успокоиться: дешевле он не примирится.

 

«Пушкин…» [ «Пушкинская речь»]

Достоевский, 26:137

 

Смирись, гордый человек, и прежде всего сломи свою гордость.

 

«Пушкин…» [ «Пушкинская речь»]

Достоевский, 26:139

У Пушкина: «Оставь нас, гордый человек!» (п П-598).

 

…Укажите хоть на одного из <…> великих гениев, который обладал бы такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то <…> главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим.

 

«Пушкин…» [ «Пушкинская речь»]

Достоевский, 26:145

 

Стать <…> вполне русским, может быть, и значит только <…> стать братом всех людей, всечеловеком, если хотите.

 

«Пушкин…» [ «Пушкинская речь»]

Достоевский, 26:147

Комментарий современника: «Нарочно, для смеха они [славянофилы] выдумали слово “общечеловек” и постоянно трунили над этим “общечеловеком”. Г-н Достоевский не принял этого слова, но придумал новое – “всечеловек”». Ё «Страна», 12 июля 1880, редакц. статья; цит. по: Достоевский, 27:328. «Общечеловеком» именуется Виргинский в «Бесах», II, 1, 3.

 

…Я – дитя века, дитя неверия и сомнения до сих пор и даже (я знаю это) до гробовой крышки.

 

Письмо к Н. Д. Фонвизиной (конец янв. – 20-е числа фев. 1854 г.)

Достоевский, 28(1):176

 

Главная идея романа [ «Идиот»] – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете.

 

Письмо к С. А. Ивановой от 1 (13) янв. 1868 г.

Достоевский, 28(1):251

 

…То, что большинство называет почти фантастическим и исключительным, то для меня иногда составляет самую сущность действительного.

 

Письмо к Н. Н. Страхову от 26 фев. (10 марта) 1869 г.

Достоевский, 29(1):19

 

* «Пиковая дама» – верх искусства фантастического.

 

Письмо к Ю. Ф. Абаза от 15 июня 1880 г.

Достоевский, 30(1):192

 

ДРУНИНА, Юлия Владимировна

 

(1924—1991), поэтесса

 

Не бывает любви несчастливой.

 

«Не бывает любви несчастливой…» (1971)

Друнина Ю. Избр. произв. в 2 т. – М., 1981, т. 2, с. 36

 

Я родом не из детства – из войны.

 

«Я родом не из детства – из войны…» (1970)

Друнина Ю. Избр. произв. в 2 т. – М., 1981, т. 2, с. 19

«Я родом из детства» – назв. кинофильма (1966), сцен. Г. Ф. Шпаликова, реж. В. Туров. Изречение: «Все мы родом из детства» – нередко приводилось со ссылкой на А. Сент-Экзюпери. Возможно, это перефразированная цитата из посвящения к сказке «Маленький принц»: «Все взрослые сначала были детьми» (пер. Н. Я. Галь).

 

Я только раз видала рукопашный. / Раз – наяву и сотни раз во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно, / Тот ничего не знает о войне.

 

«Я только раз видала рукопашный…» (1943; опубл. 1948)

Друнина Ю. Избр. произв. в 2 т. – М., 1981, т. 1, с. 11

 

ДУРОВА, Надежда Андреевна

 

(1783—1866),

первая в России женщина-офицер, писательница

 

Кавалерист-девица.

 

«Записки кавалерист-девицы» (1836—1839)

Первоначальное заглавие – «Записки амазонки» – было отвергнуто А. Пушкиным, опубликовавшим «Записки…» в «Современнике».

 

ДУРЫЛИН, Сергей Николаевич

 

(1886—1954),

историк литературы

 

Декабрист без декабря.

 

Загл. статьи о П. А. Вяземском (1932)

Декабристы и их время. – М., 1932, т. 2 (под псевд. «Н. Кутанов»)

Отсюда: «Декабристы без декабря».

 

Е

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.101.60 (0.022 с.)