Помяловский, Николай герасимович 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помяловский, Николай герасимович



 

(1835—1863), писатель

Помяловский Н. Г. Сочинения. – Л., 1980.

 

Мещанское счастье.

 

Загл. повести (1861)

Выражение встречается также в финале повести «Молотов», опубликованной в том же году. Ё Помяловский, с. 328, 329.

 

Кисейная девушка.

 

«Мещанское счастье»

Помяловский, с. 103—104

«Кисейная девушка!.. <…> Ведь жалко смотреть на подобных девушек – поразительная неразвитость и пустота! <…> Вечно мечтают, вечно играют… <…> легкие, бойкие девушки, любят сантиментальничать, нарочно картавить, хохотать и кушать гостинцы… И сколько у нас этих бедных кисейных созданий!..»

Отсюда – «кисейная барышня».

 

Всё пустяки в сравнении с вечностью!..

 

«Молотов» (1861)

Помяловский, с. 219

«С точки зрения вечности» («sub specie aeternitatis» [ лат. ]) – выражение Б. Спинозы («Этика», II, 44).

п Т-201.

 

Веселенький пейзажик!

 

«Молотов», многократно

Помяловский, с. 228, 233 и др.

«“Стар будешь, болезни подойдут, а ты без денег”. – “Веселенький пейзажик!”»; «Могила… <…> Я уже вижу, как идут, лезут и ползут черви, крысы, кроты… Веселенький пейзажик!..»

 

Вселенская смазь.

 

«Очерки бурсы» (1862—1863)

Значение этого выражения у Помяловского отлично от современного. В первом очерке («Зимний вечер в бурсе»): «Игра шла на смазь»; «Он забрал лицо Омеги в пасть <…> и тряс его за упитанные мордасы и кверху, и книзу». Во втором очерке («Бурсацкие типы»): «…сделал на своей широкой роже смазь вселенскую». Ё Помяловский, с. 345, 379.

 

ПОТЕМКИН, Григорий Александрович

 

(1739—1791), генерал-фельдмаршал, государственный деятель

 

** Умри, Денис, лучше не напишешь.

 

Так будто бы сказал Потемкин Фонвизину после премьеры «Недоросля» 24 сент. 1782 г. В этой форме выражение приведено в предисл. к «Собранию сочинений и переводов» Фонвизина (М., 1829, с. VI).

Первоначальный вариант: «Умри теперь, Денис, или больше уже ничего не пиши» (в статье актера И. А. Дмитриевского «Визин, или Фон-Визин Денис», опубл. в составе «Нового опыта исторического словаря о российских писателях» Евг. Болховитинова). Ё «Друг просвещения», 1805, ч. 3, сент., с. 250. Эта фраза, по-видимому, восходит к Плутарху: «Некий спартанец, <…> обняв Диагора, победителя на Олимпийских играх, дожившего до того часа, когда не только сыновья его, но и внуки оказались увенчанными в Олимпии, сказал ему: “Умри теперь, Диагор, раз ты не можешь взойти на Олимп”» («Пелопид», 34; пер. С. П. Маркиша).

В версии С. Н. Глинки: «…Князь Потемкин сказал: “Умри, Денис!”, то есть, не пиши более – “Недоросль” тебя увенчал» (неподписанная статья «О “Недоросле”, комедии Дениса Ивановича Фон-Визина»). Ё «Русский вестник», 1808, ч. 3, авг., с. 264.

 

ПОТЕМКИН, Петр Петрович

 

(1886—1926), поэт-сатирик

 

В «Вене» две девицы – / Veni, vidi, vici.

 

Двустишие (1913)

Известный пример панторифмы. «Вена» – петербургский ресторан; вторая строка – изречение Юлия Цезаря («Пришел, увидел, победил»).

«ПРАВДА[6]

 

* Критики-космополиты.

 

«Об одной антипатриотической группе критиков»,

редакц. статья «Правды» от 28 янв. 1949 г.

«Эти критики <…> являются носителями глубоко отвратительного для советского человека, враждебного ему безродного космополитизма»; «Безродные космополиты подвергают атакам искусство Художественного театра и Малого театра – нашей национальной гордости».

Выражение «cosmopolitan critics» встречалось у Бенджамина Дизраэли: «Критиканы-космополиты, друзья любой страны, кроме своей собственной» (речь в лондонской ратуше 9 нояб. 1877 г.). Ё Knowles E. The Oxford Dictionary of Quotations. – Oxford, 2001, p. 269.

О «безродных космополитах» годом раньше говорил А. А. Жданов на совещании деятелей советской музыки (янв. 1948). Ё Совещание деятелей советской музыки в ЦК ВКП(б). – М., 1948, с. 20.

 

Теория бесконфликтности.

 

«Преодолеть отставание драматургии», редакц. статья «Правды» от 7 апр. 1952 г.

«В последние годы распространение получила вульгарная “теория” затухания конфликтов»; «ошибочная “теория” бесконфликтности драматургии».

Формулировка восходит к высказываниям Сталина 26 фев. 1952 г. при обсуждении в Политбюро кандидатур на Сталинские премии: «Вот Софронов высказывал такую теорию, что нельзя писать хороших пьес: конфликтов нет. Как пьесы без конфликтов писать. Но у нас есть такие конфликты <…>. Эти конфликты должны получить свое отражение в драматургии – иначе драматургии не будет» (в записи К. Симонова). Ё Симонов К. Глазами человека моего поколения. – М., 1990, с. 229.

Также: «Ложная “теория бесконфликтности” <…> означает отход от принципов реализма». Ё «Большевик», 1952, № 15 (авг.), с. 6 (передовая статья).

 

Конфликт хорошего с лучшим.

 

«Преодолеть отставание драматургии»

Согласно «Правде», в комиссии по драматургии Союза писателей «утверждалось <…>, что у нас все дело свелось только к одному конфликту между “хорошим” и “лучшим”».

Вероятно, восходит к изречению «Лучшее – враг хорошего» (из статьи «Драматическое искусство» в «Философском словаре» Вольтера).

Оборот «конфликт хорошего с отличным» встречается в стихотворении Эммануила Казакевича «Сонет», которое входило в репертуар интеллигентского фольклора 1950-х гг.: «Но, следуя традициям привычным, / Лишь как конфликт хорошего с отличным / Решает это дело партбюро». Ё «Вопросы литературы», 1996, вып. V, с. 363.

 

Лакировка действительности.

 

«Преодолеть отставание драматургии»

«Это приводило к смазыванию, затушевыванию имеющихся в нашей жизни противоречий, к лакировке действительности».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.53.5 (0.006 с.)