Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТУШНОВА, Вероника Михайловна
(1915—1965), поэтесса
Не отрекаются, любя.
Загл. и строка стихотворения (1954); положено на музыку М. Минковым (1977)
ТХОРЖЕВСКИЙ, Иван Иванович
(1878—1951), поэт
Легкой жизни я просил у Бога, / Легкой смерти надо бы просить…
Заключительные строки восьмистишия «Легкой жизни я просил у Бога…» Стихотворение получило известность в 1960-е гг. и обычно приписывается Тхоржевскому. В сб. стихов Тхоржевского «Последний Петербург». (СПб., 1999, с. 214) оно публикуется в версии Вл. Солоухина. Ё Солоухин В. А. Камешки на ладони. – М., 1982, с. 212. Сам же Солоухин сообщает лишь, что «до авторства докопался Александр Иванович Овчаренко».
ТЫНЯНОВ, Юрий Николаевич
(1894—1943), писатель, литературовед
Архаисты и новаторы.
Загл. книги (1929)
Лирический герой.
«Блок» (1921) Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977, с. 118 Почти одновременно это понятие появляется у Андрея Белого.
Там, где кончается документ, там я начинаю.
[ «Как мы пишем»], 7 (1930) В сб.: Как мы пишем. – Л., 1930, с. 163
Литературное сегодня.
Загл. статьи (1924)
Много заказов было сделано русской литературе. Но заказывать ей бесполезно: ей закажут Индию, а она откроет Америку.
«Литературное сегодня» Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977, с. 166
Литературный факт.
Загл. статьи (1924) Термин утвердился благодаря Тынянову, хотя несколько раньше встречался у А. П. Скафтымова.
Подпоручик Киже.
Загл. рассказа (1929) В «Рассказах В. И. Даля о временах Павла I» фигурирует «подпоручик Киж». Ё «Русская старина», 1870, т. 2, с. 295—296.
Арестант секретный и фигуры не имеет.
«Подпоручик Киже», 12 Тынянов Ю. Н. Соч. в 3 т. – М., 1959, т. 2, с. 344 И несколько раньше: «Описка стала подпоручиком без лица, но с фамилией» (там же, 9). Ё Указ. соч., т. 2, с. 338.
Промежуток.
Загл. статьи о поэзии начала 1920-х гг. (1924) Здесь же: «У истории <…> тупиков не бывает. Есть только промежутки». Ё Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино. – М., 1977, 118.
«Недооценка» современников всегда сомнительный пункт. Их «слепота» совершенно сознательна.
«Промежуток» Тынянов Ю. Н. Поэтика… – М., 1977, с. 173
Запах самых тонких духов закрепляется на разложении, на отбросе (амбра – отброс морского животного), и самый тонкий запах ближе всего к вони.
«Смерть Вазир-Мухтара» (1927—1928), введение Тынянов Ю. Н. Соч. в 3 т. – М., 1959, т. 2, с. 11
Еще ничего не было решено.
Начало 1-й гл. романа «Смерть Вазир-Мухтара» (1927—1928) Тынянов Ю. Н. Соч. в 3 т. – М., 1959, т. 2, с. 13
ТЮТЧЕВ, Федор Иванович
(1803—1873), поэт Тютчев Ф. И. Стихотворения. – Л., 1987.
Еще в полях белеет снег, / А воды уж весной шумят.
«Весенние воды» (не позднее 1829; опубл. 1832) Тютчев, с. 105
Весна идет, весна идет, / Мы молодой весны гонцы.
«Весенние воды» Тютчев, с. 105
И страх кончины неизбежной / Не свеет с древа ни листа: Их жизнь, как океан безбрежный, / Вся в настоящем разлита.
«Весна» (не позднее 1838; опубл. 1839) Тютчев, с. 144
Живая колесница мирозданья / Открыто катится в святилище небес.
«Видение» (опубл. 1829) Тютчев, с. 79
Лишь музы девственную душу / В пророческих тревожат боги снах!
«Видение» Тютчев, с. 79
«Единство, – возвестил оракул наших дней, — Быть может спаяно железом лишь и кровью…» Но мы попробуем спаять его любовью, — А там увидим, что прочней…
«Два единства» (1870) Тютчев, с. 255 «Оракул наших дней» – О. фон Бисмарк.
Будь прав или виновен он / Пред нашей правдою земною, Навек он высшею рукою / В «цареубийцы» заклеймен.
«29-е января 1837» (1837; опубл. 1875) Тютчев, с. 140 О Жорже Дантесе.
Ты был богов орган живой, Но с кровью в жилах… знойной кровью.
«29-е января 1837», о Пушкине Тютчев, с. 140
Тебя ж, как первую любовь, / России сердце не забудет!..
«29-е января 1837» Тютчев, с. 140 п «Кто не забудет своей первой любви…» (Б-345).
И бездна нам обнажена / С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами – / Вот отчего нам ночь страшна!
«День и ночь» (опубл. 1839) Тютчев, с. 146
Душа моя, Элизиум теней.
«Душа моя, Элизиум теней…» (начало 1830-х; опубл. 1836) Тютчев, с. 119
Есть в осени первоначальной / Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, / И лучезарны вечера…
«Есть в осени первоначальной…» (1857; опубл. 1858)
Тютчев, с. 195
Лишь паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде.
«Есть в осени первоначальной…» Тютчев, с. 196
Зима недаром злится, / Прошла ее пора — Весна в окно стучится / И гонит со двора.
«Зима недаром злится…» (не позднее 1836; опубл. 1879) Тютчев, с. 134
Молчи, прошу, не смей меня будить. О, в этот век преступный и постыдный Не жить, не чувствовать – удел завидный… Отрадно спать, отрадней камнем быть.
«Из Микеланджело» (1855; опубл. 1868) Тютчев, с. 192 Перевод четверостишия Микеланджело (1545).
Не раз под оболочкой зримой / Ты самое ее узрел…
«А. А. Фету», 2 (1862; опубл. 1868) Тютчев, с. 208 «Ее» – природу.
«Вот наша жизнь, – промолвила ты мне, — Не светлый дым, блестящий при луне, А эта тень, бегущая от дыма…»
«Как дымный столп светлеет в вышине!..» (1848 или 1849; опубл. 1850) Тютчев, с. 153
О Небо, если бы хоть раз / Сей пламень развился по воле — И, не томясь, не мучась доле, / Я просиял бы – и погас!
«Как над горячею золой…» (не позднее 1829; опубл. 1836) Тютчев, с. 104
Она полнеба обхватила / И в высоте изнемогла.
«Как неожиданно и ярко…» (1865) (о радуге) Тютчев, с. 223
Но для души еще страшней Следить, как вымирают в ней Все лучшие воспоминанья…
«Как ни тяжел последний час…» (1867; опубл. 1901) Тютчев, с. 236
Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами.
«Как океан объемлет шар земной…» (опубл. 1830) Тютчев, с. 82
Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, — И мы плывем, пылающею бездной Со всех концов окружены.
«Как океан объемлет шар земной…» Тютчев, с. 82
Обломки старых поколений, / Вы, пережившие свой век!
«Как птичка, с раннею зарей…» (не позднее 1835; опубл. 1836) Тютчев, с. 125
И старческой любви позорней / Сварливый старческий задор.
«Когда дряхлеющие силы…» (1866; опубл. 1868) Тютчев, с. 227
Люблю грозу в начале мая, / Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, / Грохочет в небе голубом. Гремят раскаты дождевые, / Вот дождик брызнул, пыль летит.
«Люблю грозу в начале мая…» (опубл. 1829, окончательная редакция: 1854) Тютчев, с. 77
Ты скажешь: ветреная Геба, / Кормя Зевесова орла, Громокипящий кубок с неба, / Смеясь, на землю пролила.
«Люблю грозу в начале мая…» Тютчев, с. 77 «Громокипящий кубок» – загл. сб. стихов Игоря Северянина (1913).
На древе человечества высоком / Ты лучшим был его листом.
«На древе человечества высоком…» (1832; опубл. 1879) Тютчев, с. 121 Обращено к И. В. Гёте.
Кто их излечит, кто прикроет?… / Ты, риза чистая Христа…
«Над этой темною толпой…» (1857; опубл. 1858) Тютчев, с. 195
Тяжело мне, замирают ноги… / Друг мой милый, видишь ли меня?
«Накануне годовщины 4 августа 1864 г.» (1865; опубл. 1903) Тютчев, с. 222
Нам не дано предугадать, / Как слово наше отзовется, — И нам сочувствие дается, / Как нам дается благодать…
«Нам не дано предугадать…» (1869; опубл. 1903) Тютчев, с. 242
Не плоть, а дух растлился в наши дни.
«Наш век» (1851) Тютчев, с. 179
И жаждет веры… но о ней не просит.
«Наш век» Тютчев, с. 179
Впусти меня! – Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью!..
«Наш век» Тютчев, с. 179 Перефразировка евангельского изречения: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Марк, 9:24).
Не верь, не верь поэту, дева; / Его своим ты не зови — И пуще пламенного гнева / Страшись поэтовой любви!
«Не верь, не верь поэту, дева…» (опубл. 1839) Тютчев, с. 146
Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик — В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
«Не то, что мните вы, природа…» (опубл. 1836) Тютчев, с. 135
Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.
«Не то, что мните вы, природа…» Тютчев, с. 136
Не Богу ты служил и не России, / <…> / Ты был не царь, а лицедей.
«Н<иколаю> П<авловичу>» (1855; опубл. 1922) Тютчев, с. 193
О, как убийственно мы любим, / Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, / Что сердцу нашему милей!
«О, как убийственно мы любим…» (1851; опубл. 1854) Тютчев, с. 176
О! страшных песен сих не пой! / Про древний хаос, про родимый.
«О чем ты воешь, ветр ночной?..» (начало 1830-х; опубл. 1836) Тютчев, с. 119
О! бурь заснувших не буди – / Под ними хаос шевелится!..
«О чем ты воешь, ветр ночной?..» Тютчев, с. 119
Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья!
«Осенний вечер» (1830; опубл. 1840) Тютчев, с. 110
Поочередно всех своих детей, Свершающих свой подвиг бесполезный, Она равно приветствует своей Всепоглощающей и миротворной бездной.
«От жизни той, что бушевала здесь…» (1871; опубл. 1886) Тютчев, с. 261 «Она» – природа.
Он стройно жил, он стройно пел…
«Памяти В. А. Жуковского», 4 (1852; опубл. 1854) Тютчев, с. 184
Откуда, как разлад возник? / И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, / И ропщет мыслящий тростник?
«Певучесть есть в морских волнах…» (1865; опубл. 1865) Тютчев, с. 220 Образ «мыслящего тростника» восходит к «Мыслям» Б. Паскаля.
Ночь хмурая, как зверь стоокий, / Глядит из каждого куста!
«Песок сыпучий по колени…» (1830; опубл. 1837) Тютчев, с. 110 Вариация двух стихов из стихотворения И. В. Гёте «Свидание и разлука».
О, как на склоне наших лет / Нежней мы любим и суеверней…
«Последняя любовь» (между 1851 и 1854; опубл. 1854) Тютчев, с. 186
Помедли, помедли, вечерний день, Продлись, продлись, очарованье.
«Последняя любовь» Тютчев, с. 186
О ты, последняя любовь! / Ты и блаженство, и безнадежность.
«Последняя любовь» Тютчев, с. 186
Любовь, любовь – гласит преданье — Союз души с душой родной — Их съединенье, сочетанье, И роковое их слиянье, И… поединок роковой.
«Предопределение» (1850 или 1851; опубл. 1854) Тютчев, с. 173
Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней.
«Природа – сфинкс. И тем она верней…» (1869; опубл. 1886) Тютчев, с. 248
Мы в небе скоро устаем, — И не дано ничтожной пыли Дышать божественным огнем.
«Проблеск» (опубл. 1826) Тютчев, с. 71
Тени сизые смесились, / Цвет поблекнул, звук уснул.
«Тени сизые смесились…» (не позднее 1835; опубл. 1879) Тютчев, с. 127
Час тоски невыразимой!.. / Всё во мне, и я во всем!..
«Тени сизые смесились…» Тютчев, с. 127
Дай вкусить уничтоженья, / С миром дремлющим смешай!
«Тени сизые смесились…» Тютчев, с. 127
Кто смеет молвить: до свиданья / Чрез бездну двух или трех дней?
«Увы, что нашего незнанья…» (1854; опубл. 1868) Тютчев, с. 188
Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – / В Россию можно только верить.
«Умом Россию не понять…» (1866; опубл. 1868) Тютчев, с. 229
Оратор римский говорил / Средь бурь гражданских и тревоги: «Я поздно встал – и на дороге / Застигнут ночью Рима был!»
«Цицерон» (не позднее 1829; опубл. 1836) Тютчев, с. 104 У Цицерона: «Мне горько, что на дорогу жизни вышел я слишком поздно и что ночь республики наступила прежде, чем успел я завершить свой путь» («Брут», 96, 330; пер. И. П. Стрельниковой).
Во всем величье видел ты / Закат звезды ее кровавый!..
«Цицерон» Тютчев, с. 105
Счастлив, кто посетил сей мир / В его минуты роковые! Его призвали всеблагие, / Как собеседника на пир.
«Цицерон» Тютчев, с. 105 Обычно цитируется: «Блажен, кто посетил…» – по тексту первых публикаций.
Ах, когда б живые крылья / Души, парящей над толпой, Ее спасали от насилья / Безмерной пошлости людской!
«Чему молилась ты с любовью…» (1850 или 1851; опубл. 1854) Тютчев, с. 176 До 1987 г. печаталось: «Ах, если бы живые крылья…» и «Бессмертной пошлости людской» – по тексту первых публикаций.
Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить!
«14-е декабря 1825» (1826; опубл. 1881) Тютчев, с. 72
Эти бедные селенья, / Эта скудная природа — Край ты мой долготерпенья, / Край ты русского народа! Не поймет и не заметит / Гордый взор иноплеменный, Что сквозит и тайно светит / В наготе твоей смиренной. Удрученный ношей крестной / Всю тебя, земля родная, В рабском виде Царь небесный / Исходил, благословляя.
«Эти бедные селенья…» (1855; опубл. 1857) Тютчев, с. 191
Я встретил вас – и все былое / В отжившем сердце ожило.
«Я встретил вас – и все былое…» (1870) Тютчев, с. 255 Наиболее известна музыка С. В. Шереметьева в обработке А. А. Спиро (1898).
И то же в вас очарованье, / И та ж в душе моей любовь!..
«Я встретил вас – и все былое…» Тютчев, с. 255
В те баснословные года.
«Я знал ее еще тогда…» (1861; опубл. 1868) Тютчев, с. 205
Молчи, скрывайся и таи / И чувства, и мечты свои.
«Silentium!» [ «Молчание!» (лат.)] (не позднее 1829; опубл. 1833) Тютчев, с. 105
Как сердцу высказать себя? / Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? / Мысль изреченная есть ложь.
«Silentium!» Тютчев, с. 106
** У меня не тоска по родине, а тоска по чужбине.
Высказывание приводится в письме князя И. С. Гагарина к А. Н. Бахметевой от 9/21 нояб. 1874 г. Ё Тютчевиана. – М., 1922, с. 21. В оригинале: «Je n’ai pas le heimweh, mais le herausweh» (франц., нем.).
** Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело.
Фраза известна в передаче князя С. М. Волконского. Ё Тютчевиана. – М., 1922, с. 25. Вероятно, восходит к статье А. Герцена «1 июля 1858»: «… уголовное дело, называемое русской историей от Петра I до Александра I». Ё Герцен, 13:295.
У
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.19.251 (0.144 с.) |