Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См. также материал к высказыванию № 5.

Поиск

№ 14 «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимения обесценено». А.А.Реформатский

Дать определение местоимения. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет его.

Здесь можно говорить о том, что само по себе местоимение знаменательным значением не обладает, например за местоимением она может скрываться девочка, лягушка, книга, машина и еще великое множество существительных женского рода. И без контекста не может быть понято. В любом тексте найдется фраза для иллюстрации: предложение с местоимением. Указав на это предложение прокомментируем, что если бы не было контекста, то мы не смогли бы понять, о ком или о чем идет речь.

 Сказать о том, что формой лица обладают глаголы в настоящем и будущем времени т.е. без всякого ущерба для смысла личные местоимения могут быть опущены (ср. «люблю грозу в начале мая» и «я люблю грозу в начале мая), но вот в прошедшем – форма глагола о лице «молчит». Здесь без личного местоимения не обойтись. (Привести пример, упомянуть, о каком лице речь – первом, втором или третьем).

Важную роль играют местоимения для связи предложений в тексте. (Жила на свете стрекоза. Она была кокетка. Ее прекрасные глаза губили мух нередко). Привести пример из данного вам текста..

Упомянуть о неудачном частом повторе местоимений вместо выбора слов-синонимов или использования разных лексических средств, например, перифразы. (Перифраз или перифраза – прием описательной земены слова, например вместо «елка» - «зеленая красавица»).

№ 15 «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную функцию - функцию общения? Это синтаксис» А.А.Реформатский

Синтаксис – это раздел языкознания, который изучает строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи.

Смотри материал к №№ 5, 13.

Здесь уместно также сказать о различии понятий «язык» и «речь». Потому что функцию общения осуществляет именно речь, т.е. язык в действии.

Для того, чтобы осуществить общение, мы должны четко понимать цель высказывания. По цели высказывания предложения бывают вопросительные, побудительные, повествовательные.

Например, предложение 15 – повествовательное. Таких предложений в тексте – большинство. Они служат для передачи информации. Предложение 11 – побудительное, оно служит для побуждения к действию, в данном случае, судя по форме предложения, перед нами приказ, так как нет необходимого при просьбе слова «пожалуйста». Третья цель высказывания – запрос об информации. Для этой цели используется вопросительное предложение (например, предложение 3).

Здесь же можно говорить О ТИПАХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, синтаксических изобразительно-выразительных средствах – ИНВЕРСИИ, ПАРЦЕЛЛЯЦИИ, ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, РИТОРИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ, СИНТАКСИЧЕСКОМ ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ и т.п.). Можно говорить о РЯДАХ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Разумеется, писать обо всем не имеет смысла, надо выбрать каких-то два синтаксических понятия и говорить конкретно о них. 

 

№ 16 «Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «Характер». С.И.Львова

Зачем нужна пунктуация?

До XV века в русской письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Знаки препинания - это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении», которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. (Высказывание Чехова звучит так: «Знаки препинания служат нотами при чтении»)

Знаки препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи, передают логику предложения, строение и связь между его частями.

Среди знаков препинания различают разделительные и выделительные. Разделительный знак препинания одиночный, а выделительные – парные.

Точка

Точка является древнейшим знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается неоднократно, выполняя различные функции.

Этот знак указывает на конец предложения.

Во-вторых, точка может использоваться для создания такого выразительного средства как парцелляция, позволяющего усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений.

Таким образом, точка играет в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и его смысл.

ЗАПЯТАЯ.

Один из наиболее часто употребляемых знаков препинания, наряду с точкой, запятая. Запятая может разделять между собой однородные члены, части сложного предложения. Запятыми могут выделяться обособленные члены предложения, такие как причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения.

Причастный оборот обособляется в предложении в том случае, если стоит после определяемого слова, и выделяется на письме запятыми, а в устной речи – усилением интонации и паузой. Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоит запятая, поясняется, зачем она здесь.

        ТИРЕ*.

Такой знак, как тире, может обозначать очень многое. Это один из «любимых» авторских знаков. Он указывает на продолжительную паузу и усиление интонации на следующих после него словах.     Одиночное тире в простом предложении может означать пропуск какого-то его члена. Например, между подлежащим и сказуемым, выраженным именем существительным, тире ставится вместо нулевого глагола связки. Россия – родина слонов. В неполном предложении тире может заменять опущенный член: «Татьяна – в лес, медведь – за нею». Тире может стоять после однородных членов предложения, если за ним следует обобщающий член: Фиалки, лютики, ромашки – все эти цветы растут в нашем лесу. Тире может стоять между словами, обозначающими пространственные или временные границы: У перрона стоял поезд Москва – Рига; Оставалось проехать еще пять – семь километров.   

Еще одна важная функция тире – оформление прямой речи. Если прямая речь оформлена как диалог, тире начинает каждую новую реплику. Вот, например, в предложении (предложениях) …

В ряде случаев тире ставится между двумя частями в бессоюзном сложном предложении.   

 В бессоюзном сложном предложении тире ставится в том случае, (1) если вторая часть по смыслу противопоставлена первой (можно подставить союз А, НО): Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. В том случае, (2) если во второй части содержится следствие того, о чем говорится в первой (можно подставить ПОЭТОМУ): Поезд пришел с опозданием – мы не успели к началу праздника. В том случае, (3) когда первая часть содержит ВРЕМЯ, УСЛОВИЕ или ПРИЧИНУ того, о чем говорится во второй части (можно вставить КОГДА, ЕСЛИ); А также тогда (4), когда предложение указывает на быструю смену событий или неожиданный результат: Он прыгнул – я упал.

*Высказывания 2 и 15 посвящены конкретному разделу грамматики – синтаксису. Если еще более конкретно – способности синтаксиса обслуживать основные направления общения.

 

  ДВОЕТОЧИЕ**.

  Двоеточие – знак одиночный, разделительный. Знак этот сигнализирует: сейчас будет пояснение сказанного. В простом предложении двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами, в этом случае можно подставить слова «а именно»: Он ужасно скучал (а именно): слонялся без дела с тоскливым выражением, зевал, плохо ел.

При оформлении прямой речи двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью. Я сказал: «Скоро осень».

В бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится в том случае, (1) если вторая часть раскрывает содержание того, о чем говорилось в первой. В этом случае можно подставить слова «а именно». Везде были следы поздней осени: деревья облетели, трава пожухла и побурела, птицы не пели. Ставится двоеточие, (2) если второе предложение раскрывает причину того, о чем говорится в первом (можно вставить слова ПОТОМУ ЧТО): Пора уезжать: теплые дни больше не вернутся. (3) Вторая часть дополняет смысл первого, как правило, после слов увидел, услышал, почувствовал, подумал. (Можно вставить союз ЧТО). Пешеход в темноте остановился и услышал: где-то поблизости работает мотор.  

Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором есть нужный знак, поясняется, зачем он здесь.

          **Более подробно см. приложение №1.

 

КАВЫЧКИ.

     Кавычки – знак парный. Основное их назначение – выделять вставленные в текст фрагменты. При помощи кавычек выделяются цитаты, оформляется прямая речь.

Но есть у кавычек еще одна функция – они могут выделять слова, употребленные в несвойственном им значении, указывая на то, что автор сознательно использует эти слова в тексте.

Могут кавычки обозначать также иронию, когда используются слова в прямо противоположном значении. Такие «умники» могут натворить много бед.

Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоят кавычки, поясняется, зачем они здесь.

     ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ.

Точка с запятой – знак одиночный, разделительный. По сравнению с другими знаками употребляется редко. С помощью этого знака в предложении отделяются друг от друга распространенные конструкции, выражающие законченную мысль. Кроме того, точка с запятой может показывать, что объекты или события следуют друг за другом. 

Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоит точка с запятой, поясняется, зачем она здесь. (в этом предложении точка с запятой разделяет…)

Вопросительный знак

«Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке, как о сгорбленном старике. В этом тексте вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции.

Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения.

Использование вопросительных предложений в чередовании с повествовательными или восклицательными может организовывать вопросно-ответную форму подачи материала. «Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи!»

Восклицательный знак

Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный знак встречается несколько раз, выполняя различные функции.

Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость.

Во-вторых, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление.

В-третьих, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения.

В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь.

В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ.

В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы.

Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример!

Многоточие

Многоточие - это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот знак назывался «отточие».

Многоточие может стоять не только в конце предложения, оно может обозначать некоторую паузу заминку говорящего: «Его звали... Григорием Александровичем Печориным».

 

№ 17 «Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н.Шамфор (французский пис.)

Французский писатель говорит о двух сторонах человеческой речи – о самовыражении, возможности передать свою мысль другому человеку и восприятии речи другим человеком. В первом случае мысль ищет наиболее точные слова для своего выражения, а во втором от способности читателя видеть смысл каждого слова и связывать их друг с другом зависит, насколько точно он эту мысль уловит. В качестве примеров, можно приводить любое использование изобразительно-выразительных средств как синтаксических, так и лексических, вообще использование любой лингвистической единицы (например, уменьшительно-ласкательных суффиксов или др.)

№ 18 «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» А.И.Горшков

образительно-выразительные средства

художественные приемы и средства создания литературных образов, определяющие их эмоционально-эстетическую выразительность.

Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства

Прочие ассоциативные связи: художественная форма, язык художественной литературы

"Идейное содержание произведения может получить совершенное словесное выражение только с помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи, воспроизводящей выразительные предметные детали" (Г.Н. Поспелов).

"Целесообразно называть изобразительно-выразительными средствами те элементы литературного произведения, которые создают чувственно-предметные, как бы зримые, слышимые, осязаемые картины мира" (В.В. Кожинов).

 

 

№ 19** «Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Б.В.Шергин

Начать с рассуждения о том, что такое речь (язык в действии), сказать о том, чем устная речь отличается от письменной, о том, что интонации и паузы в устной речи на письме приходится оформлять знаками препинания. (См. также №16 об употреблении тире, восклицательных, вопросительных знаков и т.п..

Проще всего проиллюстрировать суть этого высказывания, найдя в тесте прямую речь или диалог. (Мы не путаем синтаксис и пунктуацию, поэтому мы говорим не об оформлении на письме прямой речи. О разных тире и кавычках. Мы говорим именно о синтаксическом строении прямой речи, главное в котором разделение на собственно прямую речь и слова автора). Перенесенная на бумагу устная фраза, если мы хотим передать ее дословно, потребует оформления с помощью разграничения на собственно высказывание и комментарий к нему - слова автора. Нам придется использовать «глагол речи» и указание на того, кому принадлежат слова.

Часто автор хочет, чтобы читатель «увидел и услышал» говорящего, в этом случае слова автора будут включать характеристику того, КАК ИМЕННО сказано: понуро прошептал, радостно вскрикнул, ядовито добавил, сказал улыбаясь, или пробормотал, делая неопределенный жест рукой и т.п. Т.е. выбрать из многочисленных глаголов речи подходящий и характеризовать его с помощью наречия, деепричастия  или деепричастного оборота.
Глаголами речи принято называть глаголы, при помощи которых передаётся прямая или косвенная речь.

К сожалению, одна из бед школьников - использование глаголов речи в очень ограниченном количестве, чаще всего - "говорить", "сказать".

Между тем, глаголов речи довольно много, т.к. способов передать речь тоже существует множество (например, стилистически или семантически).

Все глаголы речи/говорения подразделяются на несколько групп, назову некоторые:

· нейтральные (лингвисты называют их "семантически недифференцированными"), просто передающие процесс речи, например: говорить, произнести, сказать,

· глаголы более широкого значения (глаголы с широкой семантикой), они не просто передают речь, но и имеют дополнительный оттенок, например: заметить, подчеркнуть, поправить,

· эмоционально окрашенные глаголы (эмотивные), например: крикнуть, проорать,

· стилистически окрашенные глаголы, например: глаголить, вещать, протрубить, прошипеть, буркнуть.

Иногда в качестве глаголов речи используются и совсем "неречевые" глаголы, например: завершить, начать (Он помолчал немного и закончил: «Вот поэтому я и просил вас не уезжать». Он вздохнул и начал: «В некотором царстве, в некотором государстве...»).

· Внутренняя речь – подумал, вспомнил, мечтал и др. Он шел и мечтал: «Поеду домой, съем тарелку супа и лягу спать…»

 

Здесь требуется рассуждение о свойствах и различиях устной и письменной речи.

Основную часть начинаем с общего для всего блока определения:

Синтаксис – это раздел языкознания, который изучает строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Основные потребности человеческого общения, которые обслуживает синтаксис, – получение информации, передача информации, побуждение к действию. В соответствии с этими потребностями различаются три вида предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Вопросительные предложения могут быть образованы с помощью вопросительного местоимения или местоименного наречия. А могут обходиться без него, используя в устной речи специальную вопросительную интонацию, а на письме знак вопроса в конце предложения.

 В устной речи широко используются неполные предложения. В которых значение некоторых слов может быть понятно из дополнительных невербальных средств общения: жестов, мимики и т.п.

Если зафиксировать устную речь (например, с помощью магнитофона) можно увидеть, что ее синтаксис совсем не похож на книжный. И эти различия – не ошибки, не нарушения норм. Здесь действуют свои нормы, не такие, как в книжной речи. Для диалога, например, характерно использование неполных предложений и т.п.

Можно также упомянуть об опыте такого «перенесения» устной речи на бумагу в творчестве самого Шергина. В сказе про Варвару Ивановну все повествование целиком построено на диалоге.

 

№ 20 «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании» И.И.Постникова (См. №№ 9, 13)

№ 21 «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (№№ 4, 6, 10) Г. Фон Габеленц

№ 23 «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» Е.В.Джанджакова (№№ 7, 11, 12, 17, 18)

№ 24 «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» Г.Я.Солганик (№№ 7, 11, 12, 17, 18, 23)

№ 25 «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Н.Г.Чернышевский (№№ 9, 13).

№ 26 «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях и чувствах» И.Н.Горелов (См. Изобразительно-выразительные средства, многозначность слова)

№ 27 «Я понял, что человек может знать великое множество слов, совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложения. Всему этому учит нас грамматика» Исаковский (поэт) (№№№ 9, 13, 15, 25).

Здесь добавить, что мы всеми этими навыками овладеваем с детства, учась не отдельным словам, а речи.

№ 28 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи: единицы – звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них (из этих языковых единиц) занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу» М.В.Панов (№8)

ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА – элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных единиц языка в узком смысле этого термина образуют определенные «уровни» или «этажи» языковой системы, например:

1. Фонемы – фонемный уровень, скорее всего, нам для сочинения не понадобится. 

2. Морфемы – морфемный уровень, здесь чаще всего можно говорить о разного рода суффиксах, например, уменьшительно-ласкательных – оньк – еньк – ок – к – ик – ек – чик – чек и т.д. Если речь идет о связи слов в предложении, о грамматике, то надо помнить, что грамматические особенности передает окончание, оно же служит для связи слов в предложении и словосочетании.

3. Морфология – морфологический уровень, грамматические свойства частей речи. В нашем сочинении можно говорить о времени глагола, о предметном мире, выраженном именами существительными. Например в повествовании большую роль играют глаголы, а в описании – существительные и прилагательные, в рассуждении –преобладают отвлеченные понятия, выраженные существительными.

4. Лексика – лексический уровень. См. Изобразительно-выразительные средства.

5. Синтаксис – синтаксический уровень. Смотри синтаксические средства выразительности и случаи употребление разных типов предложений.

Пояснение. Выбираем тот уровень, где мы видим явный материал для рассуждения.

О фонетике, т.е. звукописи, вероятно, говорить не придется.

А вот морфология может дать некоторый материал для рассуждений. Употребление уменьшительно-ласкательных или уменьшительных суффиксов может показывать отношение к предмету разговора (домИК (уменьшительный оттенок), белЕНЬКий (ласковое), старушОНКа (оттенок пренебрежения или неприязни), котИЩе (подчеркивает размер).

О морфологических свойствах можно говорить в том случае, если в них есть что-то необычное. Просто указать на то, что в тексте есть существительные или глаголы – значит не сказать ничего. Но вот если глаголов особенно много и это глаголы действия, а не состояния, это скорее всего, говорит о том, что тип речи здесь – повествование. Обилие признаков (прилагательных и причастий) будет говорить о том, что перед нами, вероятно, описание.

Много простора можно найти в рассуждениях о лексике. Это все тропы, игра слов, использование многозначности слова, омонимы, антонимы, синонимы и т.п. Кроме того, можно здесь говорить и о стилистических пластах лексики – книжном стиле, просторечной, экспрессивно-оценочной лексике. Или об использовании специфических лексических средств – диалектизмов, архаизмов, неологизмов, профессионализмов и т.п.

Возможно, анализ синтаксиса тоже даст предмет для разговора. Подробнее см. в разделе «Синтаксические средства изобразительности». Или, если в тексте есть диалог, можно говорить об использовании в устной речи неполных предложений. Или бросаются в глаза очень простые синтаксические конструкции («обрывистая» речь, рубленные фразы, короткие простые предложения, нераспространенные предложения) или наоборот слишком сложные с обилием сложноподчиненных и в них множественных придаточных и т.п.  

    

№ 29 «Русский язык богат… глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» Лев Толстой

Можно начать с определения существительных и глаголов, сказать о том, что ФОРМА слова – это изменение морфологических признаков слова в зависимости от части речи, к которой слово принадлежит.

Здесь можно говорить об употреблении глаголов и существительных в речи, а также о том, как формы слова существуют в языке – например, использование времени глагола, использование глаголов в настоящем времени «оживляет» текст, как будто действие происходит на глазах у читателя, особая форма глагола Так называемые «междометные глаголы типа «прыг», «бряк», «хвать» и т.п.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.016 с.)