Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
См. также материал к высказыванию № 5.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
№ 14 «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимения обесценено». А.А.Реформатский Дать определение местоимения. Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак или количество, но не называет его. Здесь можно говорить о том, что само по себе местоимение знаменательным значением не обладает, например за местоимением она может скрываться девочка, лягушка, книга, машина и еще великое множество существительных женского рода. И без контекста не может быть понято. В любом тексте найдется фраза для иллюстрации: предложение с местоимением. Указав на это предложение прокомментируем, что если бы не было контекста, то мы не смогли бы понять, о ком или о чем идет речь. Сказать о том, что формой лица обладают глаголы в настоящем и будущем времени т.е. без всякого ущерба для смысла личные местоимения могут быть опущены (ср. «люблю грозу в начале мая» и «я люблю грозу в начале мая), но вот в прошедшем – форма глагола о лице «молчит». Здесь без личного местоимения не обойтись. (Привести пример, упомянуть, о каком лице речь – первом, втором или третьем). Важную роль играют местоимения для связи предложений в тексте. (Жила на свете стрекоза. Она была кокетка. Ее прекрасные глаза губили мух нередко). Привести пример из данного вам текста.. Упомянуть о неудачном частом повторе местоимений вместо выбора слов-синонимов или использования разных лексических средств, например, перифразы. (Перифраз или перифраза – прием описательной земены слова, например вместо «елка» - «зеленая красавица»). № 15 «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную функцию - функцию общения? Это синтаксис» А.А.Реформатский Синтаксис – это раздел языкознания, который изучает строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Смотри материал к №№ 5, 13. Здесь уместно также сказать о различии понятий «язык» и «речь». Потому что функцию общения осуществляет именно речь, т.е. язык в действии. Для того, чтобы осуществить общение, мы должны четко понимать цель высказывания. По цели высказывания предложения бывают вопросительные, побудительные, повествовательные. Например, предложение 15 – повествовательное. Таких предложений в тексте – большинство. Они служат для передачи информации. Предложение 11 – побудительное, оно служит для побуждения к действию, в данном случае, судя по форме предложения, перед нами приказ, так как нет необходимого при просьбе слова «пожалуйста». Третья цель высказывания – запрос об информации. Для этой цели используется вопросительное предложение (например, предложение 3). Здесь же можно говорить О ТИПАХ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, синтаксических изобразительно-выразительных средствах – ИНВЕРСИИ, ПАРЦЕЛЛЯЦИИ, ПРОСТЫХ И СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ, РИТОРИЧЕСКИХ ВОПРОСАХ, СИНТАКСИЧЕСКОМ ПАРАЛЛЕЛИЗМЕ и т.п.). Можно говорить о РЯДАХ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ, СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ И СЛОЖНОПОДЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Разумеется, писать обо всем не имеет смысла, надо выбрать каких-то два синтаксических понятия и говорить конкретно о них.
№ 16 «Пунктуационные знаки имеют свое определенное назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет свое определенное место в системе письма, имеет свой неповторимый «Характер». С.И.Львова Зачем нужна пунктуация? До XV века в русской письменности вообще не было знаков препинания, поэтому читать книги было трудно. Знаки препинания - это, по выражению А. П. Чехова, «ноты при чтении», которые помогают нам в восприятии текста, ведут нашу мысль в заданном автором направлении. (Высказывание Чехова звучит так: «Знаки препинания служат нотами при чтении») Знаки препинания необходимы, так как указывают на смысловое, структурное и интонационное членение речи, передают логику предложения, строение и связь между его частями. Среди знаков препинания различают разделительные и выделительные. Разделительный знак препинания одиночный, а выделительные – парные. Точка Точка является древнейшим знаком препинания. Её по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. В предложенном для анализа тексте этот знак встречается неоднократно, выполняя различные функции. Этот знак указывает на конец предложения. Во-вторых, точка может использоваться для создания такого выразительного средства как парцелляция, позволяющего усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. Таким образом, точка играет в предложении важную роль, помогая понять структуру предложения, а значит, и его смысл. ЗАПЯТАЯ. Один из наиболее часто употребляемых знаков препинания, наряду с точкой, запятая. Запятая может разделять между собой однородные члены, части сложного предложения. Запятыми могут выделяться обособленные члены предложения, такие как причастные и деепричастные обороты, вводные слова, обращения. Причастный оборот обособляется в предложении в том случае, если стоит после определяемого слова, и выделяется на письме запятыми, а в устной речи – усилением интонации и паузой. Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоит запятая, поясняется, зачем она здесь. ТИРЕ*. Такой знак, как тире, может обозначать очень многое. Это один из «любимых» авторских знаков. Он указывает на продолжительную паузу и усиление интонации на следующих после него словах. Одиночное тире в простом предложении может означать пропуск какого-то его члена. Например, между подлежащим и сказуемым, выраженным именем существительным, тире ставится вместо нулевого глагола связки. Россия – родина слонов. В неполном предложении тире может заменять опущенный член: «Татьяна – в лес, медведь – за нею». Тире может стоять после однородных членов предложения, если за ним следует обобщающий член: Фиалки, лютики, ромашки – все эти цветы растут в нашем лесу. Тире может стоять между словами, обозначающими пространственные или временные границы: У перрона стоял поезд Москва – Рига; Оставалось проехать еще пять – семь километров. Еще одна важная функция тире – оформление прямой речи. Если прямая речь оформлена как диалог, тире начинает каждую новую реплику. Вот, например, в предложении (предложениях) … В ряде случаев тире ставится между двумя частями в бессоюзном сложном предложении. В бессоюзном сложном предложении тире ставится в том случае, (1) если вторая часть по смыслу противопоставлена первой (можно подставить союз А, НО): Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. В том случае, (2) если во второй части содержится следствие того, о чем говорится в первой (можно подставить ПОЭТОМУ): Поезд пришел с опозданием – мы не успели к началу праздника. В том случае, (3) когда первая часть содержит ВРЕМЯ, УСЛОВИЕ или ПРИЧИНУ того, о чем говорится во второй части (можно вставить КОГДА, ЕСЛИ); А также тогда (4), когда предложение указывает на быструю смену событий или неожиданный результат: Он прыгнул – я упал. *Высказывания 2 и 15 посвящены конкретному разделу грамматики – синтаксису. Если еще более конкретно – способности синтаксиса обслуживать основные направления общения.
ДВОЕТОЧИЕ**. Двоеточие – знак одиночный, разделительный. Знак этот сигнализирует: сейчас будет пояснение сказанного. В простом предложении двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами, в этом случае можно подставить слова «а именно»: Он ужасно скучал (а именно): слонялся без дела с тоскливым выражением, зевал, плохо ел. При оформлении прямой речи двоеточие ставится после слов автора перед прямой речью. Я сказал: «Скоро осень». В бессоюзном сложном предложении двоеточие ставится в том случае, (1) если вторая часть раскрывает содержание того, о чем говорилось в первой. В этом случае можно подставить слова «а именно». Везде были следы поздней осени: деревья облетели, трава пожухла и побурела, птицы не пели. Ставится двоеточие, (2) если второе предложение раскрывает причину того, о чем говорится в первом (можно вставить слова ПОТОМУ ЧТО): Пора уезжать: теплые дни больше не вернутся. (3) Вторая часть дополняет смысл первого, как правило, после слов увидел, услышал, почувствовал, подумал. (Можно вставить союз ЧТО). Пешеход в темноте остановился и услышал: где-то поблизости работает мотор. Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором есть нужный знак, поясняется, зачем он здесь. **Более подробно см. приложение №1.
КАВЫЧКИ. Кавычки – знак парный. Основное их назначение – выделять вставленные в текст фрагменты. При помощи кавычек выделяются цитаты, оформляется прямая речь. Но есть у кавычек еще одна функция – они могут выделять слова, употребленные в несвойственном им значении, указывая на то, что автор сознательно использует эти слова в тексте. Могут кавычки обозначать также иронию, когда используются слова в прямо противоположном значении. Такие «умники» могут натворить много бед. Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоят кавычки, поясняется, зачем они здесь. ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. Точка с запятой – знак одиночный, разделительный. По сравнению с другими знаками употребляется редко. С помощью этого знака в предложении отделяются друг от друга распространенные конструкции, выражающие законченную мысль. Кроме того, точка с запятой может показывать, что объекты или события следуют друг за другом. Далее следует пример из текста – выписывается предложение, в котором стоит точка с запятой, поясняется, зачем она здесь. (в этом предложении точка с запятой разделяет…) Вопросительный знак «Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке, как о сгорбленном старике. В этом тексте вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции. Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения. Использование вопросительных предложений в чередовании с повествовательными или восклицательными может организовывать вопросно-ответную форму подачи материала. «Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи!» Восклицательный знак Бесконечен мир человеческих чувств: радость, гнев, печаль, страх, счастье…В устной речи эти чувства передают не только слова, но и выражения, жесты, звучание голоса. В письменной речи «носителем самых разнообразных чувств служит лишь восклицательный знак». В предложенном для анализа тексте восклицательный знак встречается несколько раз, выполняя различные функции. Во-первых, предложение 54 «У меня лучшая профессия на свете!» с восклицательным знаком выражает радость. Во-вторых, в предложении 8 «Вы только подумайте, что за больной пошёл!» восклицательный знак помогает выразить удивление. В-третьих, в предложении 16 «И все такие нервные, злые, все только о своих болячках и говорят!» этот знак используется для выражения неудовлетворения. В-пятых, в предложениях 2, 3 «Нет, кто бы мне посочувствовал! Как мне трудно!» восклицательный знак будто бы привлекает внимание, призывает кого-то на помощь. В-шестых, в предложениях 27-28 «Не спеши! Не скачи. Подумай сперва как следует!» этот знак выступает в роли «строгого командира», то есть выражает приказ. В-седьмых, в предложении «Смилуйся, государыня рыбка!» восклицательный знак выступает в роли «попрошайки», то есть используется для выражения просьбы. Таким образом, могу сделать вывод о том, что не зря говорят: и у знаков бывает настроение! А восклицательный знак – яркий тому пример! Многоточие Многоточие - это знак препинания в виде трех рядом поставленных точек, означающий недоговоренность, возможность продолжения текста. В старину этот знак назывался «отточие». Многоточие может стоять не только в конце предложения, оно может обозначать некоторую паузу заминку говорящего: «Его звали... Григорием Александровичем Печориным».
№ 17 «Автор идет от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли». Н.Шамфор (французский пис.) Французский писатель говорит о двух сторонах человеческой речи – о самовыражении, возможности передать свою мысль другому человеку и восприятии речи другим человеком. В первом случае мысль ищет наиболее точные слова для своего выражения, а во втором от способности читателя видеть смысл каждого слова и связывать их друг с другом зависит, насколько точно он эту мысль уловит. В качестве примеров, можно приводить любое использование изобразительно-выразительных средств как синтаксических, так и лексических, вообще использование любой лингвистической единицы (например, уменьшительно-ласкательных суффиксов или др.) № 18 «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление» А.И.Горшков образительно-выразительные средства художественные приемы и средства создания литературных образов, определяющие их эмоционально-эстетическую выразительность. Рубрика: язык. Изобразительно-выразительные средства Прочие ассоциативные связи: художественная форма, язык художественной литературы "Идейное содержание произведения может получить совершенное словесное выражение только с помощью изобразительно-выразительных средств художественной речи, воспроизводящей выразительные предметные детали" (Г.Н. Поспелов). "Целесообразно называть изобразительно-выразительными средствами те элементы литературного произведения, которые создают чувственно-предметные, как бы зримые, слышимые, осязаемые картины мира" (В.В. Кожинов).
№ 19** «Устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса». Б.В.Шергин Начать с рассуждения о том, что такое речь (язык в действии), сказать о том, чем устная речь отличается от письменной, о том, что интонации и паузы в устной речи на письме приходится оформлять знаками препинания. (См. также №16 об употреблении тире, восклицательных, вопросительных знаков и т.п.. Проще всего проиллюстрировать суть этого высказывания, найдя в тесте прямую речь или диалог. (Мы не путаем синтаксис и пунктуацию, поэтому мы говорим не об оформлении на письме прямой речи. О разных тире и кавычках. Мы говорим именно о синтаксическом строении прямой речи, главное в котором разделение на собственно прямую речь и слова автора). Перенесенная на бумагу устная фраза, если мы хотим передать ее дословно, потребует оформления с помощью разграничения на собственно высказывание и комментарий к нему - слова автора. Нам придется использовать «глагол речи» и указание на того, кому принадлежат слова. Часто автор хочет, чтобы читатель «увидел и услышал» говорящего, в этом случае слова автора будут включать характеристику того, КАК ИМЕННО сказано: понуро прошептал, радостно вскрикнул, ядовито добавил, сказал улыбаясь, или пробормотал, делая неопределенный жест рукой и т.п. Т.е. выбрать из многочисленных глаголов речи подходящий и характеризовать его с помощью наречия, деепричастия или деепричастного оборота. К сожалению, одна из бед школьников - использование глаголов речи в очень ограниченном количестве, чаще всего - "говорить", "сказать". Между тем, глаголов речи довольно много, т.к. способов передать речь тоже существует множество (например, стилистически или семантически). Все глаголы речи/говорения подразделяются на несколько групп, назову некоторые: · нейтральные (лингвисты называют их "семантически недифференцированными"), просто передающие процесс речи, например: говорить, произнести, сказать, · глаголы более широкого значения (глаголы с широкой семантикой), они не просто передают речь, но и имеют дополнительный оттенок, например: заметить, подчеркнуть, поправить, · эмоционально окрашенные глаголы (эмотивные), например: крикнуть, проорать, · стилистически окрашенные глаголы, например: глаголить, вещать, протрубить, прошипеть, буркнуть. Иногда в качестве глаголов речи используются и совсем "неречевые" глаголы, например: завершить, начать (Он помолчал немного и закончил: «Вот поэтому я и просил вас не уезжать». Он вздохнул и начал: «В некотором царстве, в некотором государстве...»). · Внутренняя речь – подумал, вспомнил, мечтал и др. Он шел и мечтал: «Поеду домой, съем тарелку супа и лягу спать…»
Здесь требуется рассуждение о свойствах и различиях устной и письменной речи. Основную часть начинаем с общего для всего блока определения: Синтаксис – это раздел языкознания, который изучает строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Основные потребности человеческого общения, которые обслуживает синтаксис, – получение информации, передача информации, побуждение к действию. В соответствии с этими потребностями различаются три вида предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Вопросительные предложения могут быть образованы с помощью вопросительного местоимения или местоименного наречия. А могут обходиться без него, используя в устной речи специальную вопросительную интонацию, а на письме знак вопроса в конце предложения. В устной речи широко используются неполные предложения. В которых значение некоторых слов может быть понятно из дополнительных невербальных средств общения: жестов, мимики и т.п. Если зафиксировать устную речь (например, с помощью магнитофона) можно увидеть, что ее синтаксис совсем не похож на книжный. И эти различия – не ошибки, не нарушения норм. Здесь действуют свои нормы, не такие, как в книжной речи. Для диалога, например, характерно использование неполных предложений и т.п. Можно также упомянуть об опыте такого «перенесения» устной речи на бумагу в творчестве самого Шергина. В сказе про Варвару Ивановну все повествование целиком построено на диалоге.
№ 20 «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании» И.И.Постникова (См. №№ 9, 13) № 21 «Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя» (№№ 4, 6, 10) Г. Фон Габеленц № 23 «Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано» Е.В.Джанджакова (№№ 7, 11, 12, 17, 18) № 24 «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы» Г.Я.Солганик (№№ 7, 11, 12, 17, 18, 23) № 25 «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». Н.Г.Чернышевский (№№ 9, 13). № 26 «Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях и чувствах» И.Н.Горелов (См. Изобразительно-выразительные средства, многозначность слова) № 27 «Я понял, что человек может знать великое множество слов, совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложения. Всему этому учит нас грамматика» Исаковский (поэт) (№№№ 9, 13, 15, 25). Здесь добавить, что мы всеми этими навыками овладеваем с детства, учась не отдельным словам, а речи. № 28 «Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи: единицы – звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них (из этих языковых единиц) занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу» М.В.Панов (№8) ЕДИНИЦЫ ЯЗЫКА – элементы системы языка, имеющие разные функции и значения. Совокупности основных единиц языка в узком смысле этого термина образуют определенные «уровни» или «этажи» языковой системы, например: 1. Фонемы – фонемный уровень, скорее всего, нам для сочинения не понадобится. 2. Морфемы – морфемный уровень, здесь чаще всего можно говорить о разного рода суффиксах, например, уменьшительно-ласкательных – оньк – еньк – ок – к – ик – ек – чик – чек и т.д. Если речь идет о связи слов в предложении, о грамматике, то надо помнить, что грамматические особенности передает окончание, оно же служит для связи слов в предложении и словосочетании. 3. Морфология – морфологический уровень, грамматические свойства частей речи. В нашем сочинении можно говорить о времени глагола, о предметном мире, выраженном именами существительными. Например в повествовании большую роль играют глаголы, а в описании – существительные и прилагательные, в рассуждении –преобладают отвлеченные понятия, выраженные существительными. 4. Лексика – лексический уровень. См. Изобразительно-выразительные средства. 5. Синтаксис – синтаксический уровень. Смотри синтаксические средства выразительности и случаи употребление разных типов предложений. Пояснение. Выбираем тот уровень, где мы видим явный материал для рассуждения. О фонетике, т.е. звукописи, вероятно, говорить не придется. А вот морфология может дать некоторый материал для рассуждений. Употребление уменьшительно-ласкательных или уменьшительных суффиксов может показывать отношение к предмету разговора (домИК (уменьшительный оттенок), белЕНЬКий (ласковое), старушОНКа (оттенок пренебрежения или неприязни), котИЩе (подчеркивает размер). О морфологических свойствах можно говорить в том случае, если в них есть что-то необычное. Просто указать на то, что в тексте есть существительные или глаголы – значит не сказать ничего. Но вот если глаголов особенно много и это глаголы действия, а не состояния, это скорее всего, говорит о том, что тип речи здесь – повествование. Обилие признаков (прилагательных и причастий) будет говорить о том, что перед нами, вероятно, описание. Много простора можно найти в рассуждениях о лексике. Это все тропы, игра слов, использование многозначности слова, омонимы, антонимы, синонимы и т.п. Кроме того, можно здесь говорить и о стилистических пластах лексики – книжном стиле, просторечной, экспрессивно-оценочной лексике. Или об использовании специфических лексических средств – диалектизмов, архаизмов, неологизмов, профессионализмов и т.п. Возможно, анализ синтаксиса тоже даст предмет для разговора. Подробнее см. в разделе «Синтаксические средства изобразительности». Или, если в тексте есть диалог, можно говорить об использовании в устной речи неполных предложений. Или бросаются в глаза очень простые синтаксические конструкции («обрывистая» речь, рубленные фразы, короткие простые предложения, нераспространенные предложения) или наоборот слишком сложные с обилием сложноподчиненных и в них множественных придаточных и т.п.
№ 29 «Русский язык богат… глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей» Лев Толстой Можно начать с определения существительных и глаголов, сказать о том, что ФОРМА слова – это изменение морфологических признаков слова в зависимости от части речи, к которой слово принадлежит. Здесь можно говорить об употреблении глаголов и существительных в речи, а также о том, как формы слова существуют в языке – например, использование времени глагола, использование глаголов в настоящем времени «оживляет» текст, как будто действие происходит на глазах у читателя, особая форма глагола Так называемые «междометные глаголы типа «прыг», «бряк», «хвать» и т.п.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.224.105 (0.016 с.) |