Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стилистическое использование сложных предложений, в том числе, соединенных различными союзами.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Общеизвестно, что одна и та же мысль может быть выражена как при помощи простых самостоятельных предложений, так и сложных. И всё же в зависимости от того, суммой каких предложений выражена та или иная мысль, часто меняется стилистический характер высказывания. Разнообразие структур сложных предложений дают возможность отчётливо выявить и обосновать логические отношения между выдвигаемыми положениями (причины, условия, следствия и т. д.), установить между ними необходимую связь. Так, большими возможностями обладают сложносочинённые предложения с их разнообразными смысловыми и синтаксическими отношениями (соединительными, разделительными, противительными). Скажем, предложения, объединённые в одно целое соединительными союзами, больше зависимы друг от друга, нежели когда они входят в состав бессоюзного сложного предложения. Например сложносочиненное предложение: «Я глядел на счастливое лицо дяди, и мне почему-то было жаль его» (Чехов) Попробуем убрать союз – исчезнет отношение противопоставления счастья и жалости или причины и следствия (мне было жаль дядю потому, что у него было счастливое лицо, хотя я не думал, что он был счастливым). Произвольная замена соединения бессоюзным может изменить тончайшие отношения между частями в структуре сложного целого. Отдельные предложения в составе сложносочинённого могут быть соединены п ротивительными отношениями (союзы а, но, да, зато, однако), хотя и в этом случае каждый союз обладает особыми, только ему присущими смысловыми и стилистическими оттенками. Разделительные отношения между частями сложносочинённого предложения (союзы или, либо, то — то, не то — не то) обычно подчёркивают, усиливают взаимное исключение высказываний, их несовместимость. Я собирался залезть под кровать или спрятаться на чердаке. То дул сильный ветер, то поднималась метель. Самые разнообразные оттенки в смысловых и синтаксических отношениях между частями сложного предложения наиболее отчётливо проявляются в структуре сложноподчинённого предложения. В зависимости от целей, которые ставит перед собой пишущий, и от функционально-стилистической принадлежности текста придаточные предложения могут выражать самые различные отношения между частями сложного предложения (определительные, изъяснительные, обстоятельственные). Можно сказать, что в главной части сложноподчиненного предложения содержится объективная реальность, а в придаточном – дополнительные сведения, известные автору. Структура сложноподчиненного предложения часто предполагает какое-то пояснение, авторское мнение по поводу того, что говорится в главной части. Придаточные предложения по своему значению, могут пояснять, например, причину или следствие того, о чем говорится в главном. Здесь хорошо помнить и говорить и о типах придаточных – изъяснительных, определительных, обстоятельственных.
При выборе союза в сложноподчинённом предложении следует помнить, что среди подчинительных союзов одни характерны только для книжной речи, другие — только для разговорной. К первым относятся союзы вследствие того что, в связи с тем что, ввиду того что, в силу того что, благодаря тому что (они подчёркивают причинные отношения между частями сложноподчинённого предложения), целевой союз с тем чтобы, а также союзы ибо, правда (в значении «хотя»). № 2 «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их – поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи» И.В.Артюшков Диалог – это разговор двух людей. Основные потребности человеческого общения, которые обслуживает синтаксис, – получение информации, передача информации, побуждение к действию. В соответствии с этими потребностями различаются три вида предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Вопросительные предложения могут быть образованы с помощью вопросительного местоимения или местоименного наречия. А могут обходиться без него, используя в устной речи специальную вопросительную интонацию, а на письме знак вопроса в конце предложения. Переходим к доказательствам-примерам: Проиллюстрировать названное синтаксическое явление можно на примере диалога, который находим в тексте. Разговаривают мальчик и девочка. Предложение 15 представляет собой вопрос. Здесь вопрос задает тему дальнейшего высказывания, формирует диалог. Далее следуют предложения 16 и 17 – повествовательные, они дают ответ на заданный вопрос. Предложение 20 – побудительное, оно содержит глагол в повелительном наклонении – «сделай». Таким образом, на примере данного текста мы видим, что с помощью вопросительного предложения в ответе получается необходимая информация. Следовательно утверждение лингвиста Артюшкова верно. Вопросительный знак «Что такое вопросительный знак? – пошутил однажды Михаил Светлов. – Это состарившийся восклицательный!» Мы понимаем глубокий смысл, заключённый в этой шутке, но никак не можем согласиться с представлением о вопросительном знаке, как о сгорбленном старике. В этом тексте вопросительный знак встречается несколько раз, выполняя разные функции. Во-первых, в предложениях 8,9,10 «Кого ты испугался? Пурги? Тебе хочется кричать?» этот знак препинания ставится в конце вопросительного предложения. Использование вопросительных предложений в чередовании с повествовательными или восклицательными может организовывать вопросно-ответную форму подачи материала. «Знаете ли вы украинскую ночь? Нет, вы не знаете украинской ночи!»
№ 3 «Найти корень слова – значит найти его внутренний, затаенный смысл, то же, что зажечь внутри фонаря огонек» Рыбникова Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает основное значение конкретного слова и общее лексическое значение всех однокоренных слов. Не определив корня или определив его неправильно, мы можем не понять истинное значение слова. Докажем справедливость этих слов на примерах, взятых из текста. Словарь Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
На всех словах – события печать.
Век заедать, век заживать чужой...» Эти строчки можно использовать в качестве эпиграфа или украшения второго абзаца (интерпретации). В тексте находим слова, корень которых можно объяснить с точки зрения этимологии (происхождения). При этом нужно стараться держаться в границах разумного и не создавать теорий на пустом месте. Пример правильного рассуждения: слово «судьба» произошло от слова «суд», «судить». «Судьба», таким образом, содержит значение неизбежности и противоречит, скажем, высказыванию: «Человек – творец своей судьбы». Известный филолог 19 века А.А.Потебня писал: «В слове мы различаем форму, т.е. членораздельный звук, содержание, Объективируемое посредством звука, и внутреннюю форму или ближайшее этимологическое значение слова». Т.е. в корне слова заложены важные сведения о его происхождении. Еще один показательный пример – слова честь (почести). Слово честь произошло от часть – часть добычи, которая доставалась воину, чем больше часть – тем выше честь. № 4 «Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит» Д.С.Лихачев (№№ 4, 6, 10, 21) Характеристика речевая — раскрытие отличительных черт и свойств действующих лиц произведения в их собственно-прямой речи, а также в описании её особенностей автором. Речевая характеристика – есть речевой портрет героя. То есть в том, как персонаж говорит, отражаются важнейшие черты его характера. Анализ речи может идти в двух направлениях: 1. Собственно содержание речи. Так книжная лексика и книжные синтаксические конструкции (например, использование причастных оборотов, сложных синтаксических построений), характеризует человека образованного, возможно, привыкшего к интеллектуальному труду или желающему таковым казаться). Напротив, просторечные выражения, грубые слова, неумелое или неуместное использование слов могут говорить о недостаточном образовании, о среде, в которой живет персонаж. Просторечная лексика может быть и необыкновенно красочной, по-народному мудрой. Лексика может говорить о профессии героя. Использование очень простых и коротких – «рубленых» фраз тоже может определенным образом характеризовать героя (например, в тексте из Экзюпери лис говорит очень короткими, часто нераспространенными предложениями, что может говорить о недостаточной речевой практике – крохотная планета, одиночество, отсутствие собеседника и т.п.). Речь может включать также диалектные слова, акцент, экспрессивную, «лакейскую» лексику и т.п. 2. Речевое поведение – короткие отрывистые фразы, (предложения преимущественно простые, нераспространенные или с малым количеством второстепенных членов) непонятная, запутанная речь (использование неполных предложений или, наоборот, перегруженных придаточными сложноподчиненных предложений), напротив, четкие и логичные высказывания (афоризмы, пословицы), скороговорка или, наоборот, замедленный темп – все это может говорить как о сиюминутном так и свойственном постоянно душевном и физическом состоянии персонажа; В диалоге или прямой речи может быть использованы вопросительные и побудительные предложения. Задавая вопрос, герой «выдает» то, что его волнует и интересует, то, чего он не знает. Глагол в повелительном наклонении, который используется в побудительном предложении показывает намерение героя – он может просить, требовать, настаивать или приказывать (в форме приказа часто используется неопределенная форма глагола (Встать - суд идет). ВНИМАНИЕ: Термином «прямая речь» обозначается единичное высказывание, включенное в текст и выделенное кавычками. Если реплики героев следуют одна за другой с красной строки и после тире – это диалог. Структура прямой речи и диалога разделяет собственно прямую речь и слова автора. В словах автора обязательно содержится глагол речи (сказал, крикнул, спросил, прошептал, подумал и т.п.), а также часто есть указание на манеру речи (громко сказал, растерянно прошептал и т.п.). Характеризуя речь героя, можно использовать такие конструкции: · Речь героя показывает, что… · Герой использует такие слова, как…., что показывает… · Лексика, которую использует герой, указывает… (например, на его профессию). · Использование простых, нераспространенных предложений дает нам понять, что… № 5 «Мысль формирует себя без утайки во всей полноте, поэтому-то она и находит ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика*, и знаки препинания охотно ей повинуются» М.Е.Салтыков-Щедрин. Основную часть начинаем с общего для всего блока определения: Морфология и синтаксис - это две составные части грамматики. Далее конкретизируем тему: Синтаксис – это раздел языкознания, который изучает строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения (например, родительный падеж у существительного), средства выражения грамматически х значений (например, окончание, выражающее родительный падеж у существительного), грамматические категории. У разных частей речи разные способы отражать действительность и связываться друг с другом. Эти особенности обусловлены разными грамматическими признаками. Например, глаголы имеют постоянные грамматические признаки (или грамматические категории), такие как вид, переходность, возвратность, и переменные признаки – наклонение, время, формы лица и числа. Синтаксис и морфология тесно связаны друг с другом. Например, построение словосочетания (словосочетание - синтаксическая единица) основано на разных свойствах частей речи. Для того, чтобы речь была понятна и могла служить средством общения, недостаточно одного лексического значения слов. У каждой части речи – свои грамматические значения. Различают три типа словосочетаний: Согласование, управление и примыкание. В согласовании и управлении слова связаны между собой грамматически и по смыслу (т.е. лексически), а в примыкании грамматическая связь отсутствует, так как зависимое слово в этом типе словосочетаний – неизменяемая часть речи. Например, в согласовании «зеленой травы» зависимое слово – прилагательное, оно стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное слово – женский род, единственное число, родительный падеж. Приводим пример управления, указываем падеж зависимого слова. Находим пример примыкания, указываем на то, что зависимое слово – неизменяемая (и какая именно) часть речи. Если в тексте есть предложения с нарушением обычного порядка слов (подлежащее - сказуемое- дополнение – обстоятельство) можно упомянуть об этом. Нарушения порядка называется инверсией. Например: Бродили волки серые по лесу темному. Здесь для усиления выразительности сказуемое стоит перед подлежащим, а определения – после определяемых слов («волки серые» вместо «серые волки»). Грамматические категории – это грамматические признаки, общие для каждой части речи. Вы должны показать, что не путаете понятия синтаксис и пунктуация. Пунктуация применяется только на письме и делает наглядным синтаксический и интонационный строй речи, выделяя отдельные предложения и члены предложений,что облегчает устное воспроизведение написанного. См. также материал к высказыванию №13. * Термин "грамматика" имеет несколько значений. Во-первых, им обозначается законы строения и функционирования слов и предложений. Во вторых, - это особый раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. В №16 есть материал по каждому знаку препинания. В сочинении можно привести примеры из области синтаксиса, или один –синтаксис, другой – пунктуация.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.105 (0.01 с.) |