Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности употребления инфинитива
Инфинитив как неспрягаемая форма глагола лишен важнейших грамматических категорий - наклонения, времени, лица, рода, числа, что определяет его особое положение: инфинитив не центр глагольной системы, а ее окраина, как образно об этом сказал В.В. Виноградов. Однако, давая минимальную грамматическую информацию, неопределенная форма глагола выражает в наиболее чистом виде идею процесса, что определяет специфику его употребления в разных стилях речи. Инфинитив называет действие как отвлеченное понятие, как возможное свойство предметов. Отсутствие грамматических характеристик в этом «голом» представлении о действительности позволяет сфокусировать внимание на его лексическом значении. При этом важно, что действие не выполняется, оно остается в качестве гипотетической возможности. Вспомним пушкинские строки: Насколько иначе звучал бы текст, если бы Онегин все это делал, но нет – он только МОГ это делать. В стихотворении Бориса Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать…» инфинитивы, говорящие о возможности творчества и его вторичности по отношению к живой природе, противопоставлены личным формам глагола, которые характеризуют жизнь природы.
Февраль. Достать чернил и плакать!
Достать пролетку. За шесть гривен,
Где, как обугленные груши,
Применительно к конкретному тексту следует сказать, что язык предусматривает различные приемы выражения, найти эти выражения, сказать, для чего они служат, как «работают» на понимание текста читателем. № 32 «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства» Фразеологизм – устойчивое выражение (например, гнать в три шеи), давно устоявшееся в языке и легко заменяемое словом или словосочетанием (гнать в три шеи – решительно избавляться). В отличие от словосочетания фразеологизм отличается постоянством состава, слова в нем нельзя заменить на близкие по значению или переставить (К шапочному разбору, но не к разбору шапок или к шляпному разбору) Академик В.В.Виноградов предложил следующую классификацию фразеологизмов: 1. Фразеологические сращения – неразложимые по смыслу, значение фразеологизма не выводится из значений составляющих его слов (остаться с носом, как пить дать). Также к сращениям относятся фразеологизмы, включающие слова с устаревшим значением (точить лясы, быть баклуши); 2. Фразеологические единства – фразеологизмы, возникшие на основе устойчивой метафоры (ни рыба ни мясо, как маков цвет) 3. Фразеологические сочетания – включают слова со свободным значением (друг в фразеологизме закадычный друг, и связанным значением (закадычный в том же фразеологизме). По структуре фразеологизм может представлять собой словосочетание (сесть в калошу) и предложение (Жареный петух клюнул).
№ 33 «Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет» А.А.Мирошниченко Здесь надо начать с того, что язык это кладовая всех возможностей, а речь – это язык в использовании. Различие между возможностями и реализацией. Другой вариант начала - различия лексических значений слов «знать» и «уметь». Можно знать, как приготовить яичницу, но не уметь этого сделать.
№ 34 «Некоторые ученые даже предлагают выделять два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью» А.А.Мирошниченко (См. №19) № 35 «Русский язык обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли» (№ 7) В.Г.Короленко Говорить надо об изобразительно-выразительных средствах (см. Памятку). *Высказывания 2 и 15 посвящены конкретному разделу грамматики – синтаксису. Если еще более конкретно – способности синтаксиса обслуживать основные направления общения. **Здесь требуется дополнительное рассуждение о свойствах и различиях устной и письменной речи. Основную часть начинаем с общего для всего блока определения: Синтаксис – это раздел языкознания, который изучает строение словосочетаний и предложений и функциональное взаимодействие в них различных частей речи. Основные потребности человеческого общения, которые обслуживает синтаксис, – получение информации, передача информации, побуждение к действию. В соответствии с этими потребностями различаются три вида предложений по цели высказывания: вопросительные, повествовательные, побудительные. Вопросительные предложения могут быть образованы с помощью вопросительного местоимения или местоименного наречия. А могут обходиться без него, используя в устной речи специальную вопросительную интонацию, а на письме знак вопроса в конце предложения. Морфология - это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. У разных частей речи разные способы отражать действительность и связываться друг с другом. Эти особенности обусловлены разными грамматическими признаками. Например, глаголы имеют постоянные грамматические признаки (или грамматические категории), такие как вид, переходность, возвратность, и переменные признаки – наклонение, время, формы лица и числа. Синтаксис и морфология тесно связаны друг с другом. Например, построение словосочетания (словосочетание - синтаксическая единица) основано на разных свойствах частей речи. Для того, чтобы речь была понятна и могла служить средством общения недостаточно одного лексического значения слов. Можно ли понять предложение в таком виде: вечером театр ходить мы драматическая. Чтобы оно стало понятным, необходимы изменения слов, сочетания слов, определенный порядок слов в предложении. Прежде всего следует определить предмет речи, т.е. подлежащее. Оно должно стоять а именительном падеже – это падеж подлежащего. В нашей «заготовке» это местоимение «мы». Далее следует заняться сказуемым. Мы хотим рассказать о событии, произошедшем до момента речи? Тогда нам следует употребить глагол в прошедшем времени и согласовать его в числе с подлежащим*: мы ходили. Распространим предложение – ходили куда? Синтаксическому вопросу «куда» соответствует грамматический вопрос во что? – в театр. Для выражения этого значения нам понадобилось поставить слово «театр» в винительный падеж. Теперь, чтобы было понятно, к какому предмету относится признак «драматическая», прилагательное должно согласоваться с определяемым словом в роде числе и падеже: в театр какой? драматический (мужской род, винительный падеж, единственное число). Ходили когда – вечером. Слово «вечером» - наречие, оно не имеет переменных грамматических признаков, т.е. не может меняться, оно свяжется с глаголом ходили связью «примыкание», то есть только по смыслу. Только теперь предложение станет понятно: Мы ходили в драматический театр вечером. В этом предложении традиционный порядок слов (порядок слов – относится к синтаксису). Если мы захотим выделить значение слова «вечером», поставим его в начало предложения: Вечером мы ходили в драматический театр.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.248 (0.005 с.) |