См. также материалы к высказыванию № 16. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

См. также материалы к высказыванию № 16.



№ 42 Пунктуационные знаки помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость. Н.С.Валгина (№ 16)

 

№43 При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные
в композиции целого текста. Л.Ю.Максимова. (№36)

№44 Знаки препинания, как и слова, говорят. Г.Г.Граник  (№№5, 16, 41, 42)

№45 Восклицательное предложение всегда несет эмоциональную нагрузку. психолог Морозов. (№16)

Среди синтаксических характеристик предложения есть характеристика по эмоциональной окраске предложения бывают восклицательные и невосклицательные. (см. в изобразительно выразительных раздел синтаксических средств выразительности.

№ 46 В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями. В.Д.Черняк. (№1)

Начнем сочинение с определения лингвистического термина, который встречается в высказывании. В данном случае это «сложное предложение». Сложным предложением называется такое предложение, в котором есть две или более грамматических основы.   

Общеизвестно, что одна и та же мысль может быть выражена как при помощи простых самостоятельных предложений, так и сложных. И всё же в зависимости от того, суммой каких предложений выражена та или иная мысль, совершенно меняется стилистический характер высказывания. Так, если авторская мысль передаётся цепочкой простых предложений, то тем самым автор подчёркивает самостоятельный, независимый характер частей высказывания, выделяя отдельные, важные для него детали. Кроме того, такое высказывание становится более лаконичным, зачастую близким к разговорной речи.

Если же говорить о сложных предложениях, то они дают богатейшие и разнообразнейшие возможности для выражения смысловых отношений и синтаксических связей между частями высказывания. Мысли, выраженные при помощи сложных предложений, обычно очень тонко увязываются между собой в единое сложное целое и выступают как его органические элементы.

Разнообразие структур сложных предложений (сложные предложения союзные и бессоюзные, сложносочинённые и сложноподчинённые) дают возможность отчётливо выявить и обосновать логические отношения между частями (причины, условия, следствия и т. д.), установить между ними необходимую связь.

Так, большими возможностями обладают и сложносочинённые предложения с их разнообразными смысловыми и синтаксическими отношениями (соединительными, разделительными, противительными). Скажем, предложения, объединённые в одно целое соединительными союзами, менее равноправны, чем те, которые входят в состав бессоюзного сложного предложения. Сравним две конструкции: «Я глядел на счастливое лицо дяди, и мне почему-то было жаль его» (попробуем убрать союз – исчезнет отношение противопоставления счастья и жалости) и «Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго» (А. Чехов). В первой конструкции перечисляются явления, которые происходят одновременно, во второй перечисляются лишь какие-то факты. Произвольная замена бессоюзного соединения союзным, безусловно, может изменить тончайшие отношения между частями в структуре сложного целого. Отдельные предложения в составе сложносочинённого могут быть соединены и противительными отношениями (союзы а, но, да, зато, однако), хотя и в этом случае каждый союз обладает особыми, только ему присущими смысловыми и стилистическими оттенками. Разделительные отношения между частями сложносочинённого предложения (союзы или, либо, то — то, не то — не то) обычно подчёркивают, усиливают взаимное исключение высказываний, их несовместимость. Например: «Вот откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы, или раздаётся неопределённый звук» (А. Чехов).

Самые разнообразные оттенки в смысловых и синтаксических отношениях между частями сложного предложения наиболее отчётливо проявляются в структуре сложноподчинённого предложения. В зависимости от целей, которые ставит перед собой пишущий, и от функционально-стилистической принадлежности текста придаточные предложения могут выражать самые различные отношения между частями сложного предложения (определительные, изъяснительные, обстоятельственные).

    

№47 Слово дано человеку для воплощения и передачи того чувства, той доли истины и вдохновения, которыми он обладает. В.Г.Короленко. См. изобразительно-выразительные средства.

№ 48 В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции: помогают передать местный колорит, особенности речи героев, наконец, диалектная лексика может быть источником речевой экспрессии. И.Б.Голуб

№ 49 С полными предложениями успешно конкурируют неполные, имеющие яркую экспрессивную окраску И.Б.Голуб

Предложения с лексически не выраженными членами, которые легко восстанавливаются по смыслу из контекста, называются неполными. Неполнота предложений часто возникает в диалогической речи.

Можно говорить, что неполные предложения почти всегда используются в диалоге. Отвечающий не повторяет вопрос, а добавляет к нему только одно или несколько слов: - Где родился поэт? - В Москве. Вместо: Поэт родился в Москве).

Можно, применительно к конкретному тексту рассуждать о том, что полные предложения требуют спокойного размеренного темпа речи, а неполные в ситуации эмоционального напряжения работают скорее и точнее.

В квартире N 50 побывали, и не раз, и не только осматривали ее чрезвычайно тщательно, но и выстукивали стены в ней, осматривали каминные дымоходы, искали тайников. Однако все эти мероприятия никакого результата не дали, и ни в один из приездов в квартиру в ней никого обнаружить не удалось, хотя и совершенно понятно было, что в квартире кто-то есть, несмотря на то, что все лица, которым так или иначе надлежало ведать вопросами о прибывающих в Москву иностранных артистах, решительно и категорически утверждали, что никакого черного мага Воланда в Москве нет и быть не может.

№50 К выразительным средствам языка относится часто использование разговорной лексики. И.Р.Гальперин

№ 51 Именно союзы в сложносочиненных предложениях определяют характер отношений между явлениями. В.А.Белошапкова См. №1 и др.

№ 52 В художественной речи использование однородных членов является средством усиления ее выразительности. И.Б.Голуб (рассказать, например, о приеме градации (см. изобразительно-выразительные средства)

№ 53 Знаки препинания дают возможность сказать гораздо больше, чем можно записать буквами. Г.Г.Граник

№ 54 Тире многофункционально: оно выполняет функци, и смысловые, и экспрессивные. Н.С.Валгина (№41то же самое, см. также материал №16)

№ 55: «Грамматика может показать, как люди пользуются языком для выражения всех богатств своего внутреннего мира». Николай Федорович Бунаков  (№№5, 9, 13, 37)

№56: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»Л.С. Сухоруков (№№4, 10 и т.д.)

№57 «Деепричастия позволяют уточнить и живописать производимое действие, сделать его осязаемым и выпуклым». В.Н. Александров.

Начать надо с определения того, что такое деепричастие. В грамматике: неизменяемая глагольная форма, примыкающая в предложении к глаголу, отглагольное наречие. В предложении выполняет функции обстоятельства при сказуемом.

Деепричастия в современном русском языке по стилистической окраске распадаются на две диаметрально противоположные группы: книжные формы с суффиксами -а, -я, -в: дыша, зная, сказав и разговорно-просторечные с суффиксами -вши, -ши: сказавши, пришедши.

Деепричастия, по сравнению с причастиями, обладают большей глагольностью, что обусловлено их семантико-синтаксической связью с глаголом-сказуемым. Обозначая добавочное действие, деепричастия придают речи особую живость, наглядность: - Надоел я вам, - вскочил вдруг Петр Степанович, схватывая свою совсем новую шляпу и как бы уходя, а между тем еще оставаясь и продолжая говорить беспрерывно, хотя и стоя, иногда шагая по комнате и в одушевленных местах разговора ударяя себя шляпой по коленке (Дост.). Попробуйте в этом предложении заменить деепричастия спрягаемыми формами глагола и, вместо динамического описания, получите обычное повествование. И напротив, стоит ввести деепричастия в то или иное описание действие - и картина сразу оживится.

Уместно вспомнить эпизод, о котором рассказывал Д.В. Григорович, рисуя литературный портрет Ф.М. Достоевского: «Он [Достоевский], по-видимому, остался доволен моим очерком... ему не понравилось только одно выражение... У меня было написано так: «Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». «Не то, не то, - раздраженно заговорил вдруг Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...». Замечание это - помню очень хорошо - было для меня целым откровением. Да, действительно, звеня и подпрыгивая выходит значительно живописнее, дорисовывает движение... Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественно-литературным приемом».

№58 «В художественное произведение могут входить такие слова, которые находятся за пределами литературного языка»

№ 59 «Фразеологизмы наделены оценочным значением и яркой эмоционально-экспрессивной окраской». лингвист В.Н. Жуков

Фразеологизм – устойчивое выражение (например, гнать в три шеи), давно устоявшееся в языке и легко заменяемое словом или словосочетанием (гнать в три шеи – решительно избавляться). В отличие от словосочетания фразеологизм отличается постоянством состава, слова в нем нельзя заменить на близкие по значению или переставить (К шапочному разбору, но не к разбору шапок или к шляпному разбору)

Академик В.В.Виноградов предложил следующую классификацию фразеологизмов:

1. Фразеологические сращения – неразложимые по смыслу, значение фразеологизма не выводится из значений составляющих его слов (остаться с носом, как пить дать). Также к сращениям относятся фразеологизмы, включающие слова с устаревшим значением (точить лясы, быть баклуши);

2. Фразеологические единства – фразеологизмы, возникшие на основе устойчивой метафоры (ни рыба ни мясо, как маков цвет)

3. Фразеологические сочетания – включают слова со свободным значением (друг в фразеологизме закадычный друг, и связанным значением (закадычный в том же фразеологизме).

По структуре фразеологизм может представлять собой словосочетание (сесть в калошу) и предложение (Жареный петух клюнул).

№ 60 «Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда … даже вместо слов». Е.И. Никитина

№ 61 «Различные синтаксические структуры однородных членов помогают избежать однообразия при перечислении понятий, явлений, действий» И.Б. Голуб

 

№ 62 «Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». Фёдор Иванович Буслаев.

В подавляющем большинстве предложений сказуемое выражено глаголом или глаголами.

Знаменитый русский языковед Виктор Владимирович Виноградов назвал комплекс значений глагола – наклонение, время и лицо – предикативностью. Предикативность (т.е. отношение к действительности) привносятся в предложение именно глаголом-сказуемым.

НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛА

Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонение глагола указывает, как действие, названное глаголом, соотносится с действительностью, то есть происходит ли оно на самом деле, или только предположительно. Рассмотрим три глагольные формы:    спросил, спросил бы, спроси

Первая форма – спросил обозначает реальное уже совершённое кем-то действие. Вторая форма – спросил бы обозначает предположительно возможное действие, которое могло бы произойти при определенных условиях. Третья форма – спроси обозначает побуждение к предположительно возможному действию, которое ещё не произошло. Эти отличия в значениях глаголов делят их на три наклонения: изъявительное, условное (или сослагательное) и повелительное. Время глагола определяется только в изъявительном наклонении.

Изъявительное наклонение

Изъявительное наклонение глагола обозначает действие, которое действительно происходило, происходит или произойдёт.

Следовательно, глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть могут принимать форму настоящего, прошедшего и будущего времени:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.35.77 (0.018 с.)