Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория «x» и «y» Д. Макгрегора и теория «z» У. Оучи.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Развитием теории «кнута» и «пряника» является теория «X» и «Y» Д. МакГрегора. (Часть авторов относит эту теорию к группе содержательных теорий мотивации, или обозначает их как личностные теории, или теории отношений.). Теория "X", "Y" и "Z" - одна из наиболее простых и широко распространенных теорий мотивации труда. В ее основе лежит специфическая "модель" человека – его отношение к труду. "X", "У" и "Z" – это абсолютно разные модели мотивации людей, и, соответственно, руководитель должен применять различные стимулы к труду. Взглядов, соответствующих теории «Х», придерживался Ф.Тейлор (20-е гг ХХ в.), их развил и дополнил теорией «Y» профессор Мичиганского университета Дуглас МакГрегор (60-е гг). Теория «Z» была предложена профессором Стенфордского университета У. Оучи (70-е гг). Теория «X» и «Y» В 1960 году в своей книге «Человеческая сторона предприятия» Д. МакГрегор писал «Мы сможем усовершенствовать наши управленческие способности лишь в том случае, если признаем, что контроль состоит в избирательной адаптации к человеческой природе, а не в попытках подчинить человека нашим желаниям. Если же попытки установить такой контроль безуспешны, то причина этого, как правило, кроется в выборе негодных средств». Согласно его подходу, в значительной мере действия менеджмента оказываются неэффективными вследствие ошибочных представлений руководителей о мотивах поведения и природе человека в труде. Вместо анализа объективно сложившейся ситуации на предприятии, выявлении промахов в управлении, менеджеры часто склонны видеть источник всех бед в лености и глупости работников и их нежелании сотрудничать. Теория «Х» отражает взгляды на работников представителей технократического менеджмента. (Они изложены на 9 слайде презентации). «Теория Х» предполагает, что у людей преобладают биологические потребности и они работают только ради денег и личной безопасности. Такой взгляд на персонал определяет авторитарный тип управления, в качестве главного стимула применяется принуждение, а вспомогательного – материальное поощрение. МакГрегор отмечал, что подходы к управлению персоналом могут варьироваться при этом от жесткого, основанного на принуждении, скрытых угрозах, строгом надзоре и контроле, до мягкого, заключающегося в проявлении терпимости в надежде на то, что взамен сотрудники будут проявлять себя с лучшей стороны, когда их об этом попросят. При этом обе крайности не оптимальны, т.к. жесткий подход приводит к враждебности, преднамеренно низкой производительности труда и необходимости персонала объединяться в неформальные группы, а мягкий приводит к постоянно увеличивающимся запросам персонала на большее вознаграждение в обмен на постоянно уменьшающиеся результаты работы. Оптимальный подход - где-то между этими крайностями. Теория "Y" отражает взгляды на работников демократичного руководителя. (10-й слайд презентации). Согласно теории "Y" у работников преобладают социальные потребности и желание хорошо работать. Они готовы вкладывать в работу весь свой опыт и знания, проявлять инициативу и брать на себя ответственность, если для этого созданы условия. Согласно этим взглядам, существует возможность согласовать личные цели сотрудников с целями организации, используя в качестве мотиватора собственные стремления сотрудника к выполнению задач. Модель теории "Y" описывает передовую, творчески активную часть общества. Стимулы побуждения к труду в этой теории располагаются в таком порядке: самоутверждение, моральное и материальное поощрение, и лишь в отдельных случаях - принуждение. Необходимо предоставлять работникам больше свободы для проявления самостоятельности, инициативы, творчества и создавать для этого благоприятные условия. Теории «Х» и «Y» являются отражением крайних моделей поведения работников предприятия. Поэтому ученый, в конечном итоге, свел их в одну – «Теорию XY», которая предполагает, что в организации могут трудиться, как «законченные лентяи», так и «творческие и одаренные труженики». Поэтому, как отмечал сам МакГрегор – теории «X» и «Y» должны использоваться руководителем в комплексе, а не по отдельности. Менеджер должен строить мотивацию работников так, чтобы способствовать развитию их трудовой зрелости. Теория «Y» получила развитие в трудах немецких ученых В. Зигерта и Л. Ланга (80-е гг), которые предложили модель индивидуальной и групповой мотивации, включающую в себя 15 мотиваторов, оказывающих эффективное воздействие на поведение работника в процессе трудовой деятельности (см. Приложение 1). Теория «Z» Теория «Z» разработана американским профессором У. Оучи в результате изучения феномена японского экономического чуда. Исследователи Стенфордского университета пытались разобраться, почему поверженная во Второй мировой войне Япония смогла так быстро догнать и даже обогнать США в уровне производительности труда и уровне менеджмента. В 1974 г. Уильям Оучи и Ричард Джонсон опубликовали статью "Сделано в Америке (под руководством японцев)" в журнале Наrvard Business Review. В статье говорилось о растущем разрыве производительности труда в японских и американских компаниях и приводился пример: на сборочной линии одной американской компании в Атланте, штат Джорджия, 35 американок собирали транзисторные панели, производя ряд стандартных операций. В Токио на другом предприятии той же компании на таком же конвейере работало 35 японок, выполнявших те же операции. Единственным отличием было то, что производительность труда японских работниц была на 15% выше, чем американок. В процессе поиска объяснений этого феномена Оучи приходит к выводу, что главная причина кроется в высокой вовлеченности каждого сотрудника японских компаний в общий успех. Она была обусловлена тем, что, несмотря на достаточно жесткую иерархию и бюрократию в компаниях, высший менеджмент стремился максимально спустить вниз принятие решений, принимать их совместно с работниками в результате обсуждения идей сотрудников всех уровней. Внедрялась коллективная ответственность и личная вовлеченность каждого сотрудника в общий результат, чтобы каждый понимал, что работает на благо коллектива, частью которого является. Проявляемое руководством внимание к благополучию сотрудников мотивирует их платить той же монетой, т.е. усердным трудом. Поощрялась инициатива снизу, и это давало высокие результаты, потому что именно человек, ежедневно выполняющий какую-либо операцию, может знать, как повысить ее эффективность. Таким образом, главная отличительная черта теории ««Z» - коллективные принципы мотивации. См. слайды 11-12.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 3264; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.01 с.) |