Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М.Мусоргский Вокальный цикл «Детская».Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Песни, романсы, оперы на протяжении многих веков были для музыкантов подлинной школой композиторского мастерства. Они учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению. Иногда это приводило к подлинным художественным открытиям. Одно из таких открытий - цикл «Детская» великого русского композитора М. Мусоргского. Это произведение необыкновенно по силе музыкальной выразительности. Лучшими в камерно-вокальном творчестве композитора являются три вокальных цикла. Среди них цикл «Детская» (1868 -72), тексты М.П. Мусоргского. Это совершенно необычное, не имеющее аналогов произведение – ни песни, ни, тем более, романсы. Это вокально-поэтические миниатюры, сценки, передающие тончайшие оттенки речевой интонации, эмоции – настоящая мелодизированная речь, причем детская. Основным средством характеристики образа служила для Мусоргского живая интонация человеческой речи. Он развивал творческие принципы Даргомыжского, которого называл «великим учителем правды». Семь небольших вокальных пьес заключают в себе целый мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ. Один из друзей Мусоргского назвал цикл «Детская» нитью из жемчужин и бриллиантов, так восхищала слушателей музыка песен. «Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах её. Вот идеал, к которому я стремлюсь»,- писал Мусоргский. Такие простые и типичные образы и ситуации, в которые попадает ребенок, но каждый раз как находчиво и изобретательно они решены композитором. Трудно представить себе более искреннее, поэтичное, правдивое и психологически точное воплощение образов детского мира, с его радостями и огорчениями, обидами и переживаниями. Причем изумительный, психологически точный и остроумный текст написан самим композитором. На фоне вокальной партии няни мы, буквально, видим, как в фортепьянном сопровождении «разматывается» клубок с вязанием няни. А как хороши интонационные «броски» у няни «Ах ты, проказник!.. В угол! В угол!» Интонация точно повторяет речевую: драматургически достоверно передана «встреча» ребенка с жуком: его испуг, затем сбивчивый рассказ. «Сбивчивость» достигается музыкальными средствами выразительности – ритм, скачки в мелодии, штрихи, динамика. Одновременно в партии фортепиано мы слышим «ползучую» интонацию в пределах терции. В начале номера мелодия поступенно то «взбирается», то, как бы переваливаясь через препятствия, «сваливается» и снова поднимается. Мы «видим», как движется жук и развивается «драма» между жуком и ребенком. Тремоло, затем стремительный взлёт по хроматизму к акценту и снова тремоло: мы слышим жужжание жука, видим его взлёт и удар! Тяпа, бай, бай, Тяпа, спи, усни, угомон тебя возьми! №5 - "НА СОН ГРЯДУЩИЙ", посвящён Саше Кюи. Это, может быть самый яркий номер, — вечерняя молитва ребенка. Девочка молится за своих близких, родных, товарищей по играм. Ее речь все ускоряется в бесконечном перечислении имен и вдруг спотыкается... Следует растерянное обращение к няне — как дальше? — и ее ворчливый ответ, после которого следует медленное завершение молитвы: «Господи, помилуй и меня грешную!» и быстрый, на одном звуке, вопрос: «Так? нянюшка?» №6 - «КОТ МАТРОС» - миниатюра – сценка, взволнованный рассказ девочки об увиденных ею хитрых проделках кота. Захлебывающаяся скороговорка, построенная на взволнованном пульсирующем ритме, с остроумными звукоизобразительными приемами в аккомпанементе — история про кота, запустившего лапу в клетку со снегирем. Здесь изобилие штрихов, нюансов, выразительные ходы мелодии, глиссандо, изображающие «поскрёбывания» лапой кота по клетке с птичкой, развитие к кульминации и удар девочки пальцами мимо кота, по клетке. Ай, ай, ай, ай, мама,
Заканчивается номер интонационно капризным Moderato-жалобой: Посмотрите, как тонко передаётся интонация детской речи. Девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался на клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему помешала. Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка с яркой убедительностью передаёт и волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность. Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение. В нём нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк. Здесь всё направлено на создание точного и убедительного образа. Поэтому так естественна речь девочки: мелодия точно передаёт её обороты – восклицания, вопросы, торопливую скороговорку. В музыке аккомпанемента слышно, как кот скребёт клетку и как пищит испуганный снегирь. На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительное воплощение самого необычного текста. Завершает цикл живая сценка - №7 - «ПОЕХАЛ НА ПАЛОЧКЕ» - подвижная игра с палочкой разыгравшегося шалуна. Вначале это веселая поездка на воображаемой лошадке (речитация на одной ноте), разговор с приятелем, веселые подскоки. Но малыш упал. На его стоны и жалобы спокойно, умиротворяюще отвечает мать, отвлекает его от боли. И вот успокоившийся мальчик снова скачет. Поначалу равномерные синкопы, восьмые, возгласы в вокальной партии создают образ ритмично скачущей лошадки с наездником.
Номер сложный ритмически и интонационно для вокалиста и технически – для концертмейстера.
Урок 9. Контрольный.
Т ема 3.Тембры вокальной музыки (голос человека). Урок 10-11. Человеческий голос бывает разговорным и певческим, «непоставленным» (бытовая речь, пение необученного певца) и «поставленным» (сценическая речь, пение профессионального певца). Каждый человек обладает голосом, многие умеют петь, ноне каждый человек, даже поющий, может назваться вокалистом. Так называют певца, который прошёл специальную школу пения, серьёзный длительный путь вокального обучения. Что же отличает человеческий голос? Прежде всего, объём, диапазон. Есть люди, диапазон голоса у которых достигает нескольких октав. Во-вторых – высота голоса, которая зависит от голосовых связок - от числа их колебания в секунду, а также их длины и толщины. В-третьих – сила голоса. И четвёртое качество – тембр или окраска голоса, присущая только этому человеку. Благодаря тембру мы различаем голоса знакомых людей. В зависимости от тембра и высоты певческие голоса делятся на низкие, средние и высокие.
Композитор Римский-Корсаков в опере «Садко» использует особенности звучания каждого мужского голоса для характеристики заморских гостей. · «Песня Варяжского гостя» – бас. · «Песня Индийского гостя» – тенор. · «Песня Венецианского гостя» – баритон. Тенор – голос, отличающийся светлым, звонким и одновременно мягким тембром. Многие композиторы именно тенору поручают главные партии в своих операх. · Голос Паваротти - один из самых знаменитых теноров ХХ века. В его исполнении прозвучит «Тарантелла» Россини. · Самый высокий из теноров – тенор-альтино. Для него Римский-Корсаков написал партию Звездочёта в опере «Золотой петушок». Это крайне редкий голос. Послушаем ариозо Звездочета Лирический тенор более популярен. Он используется почти в каждой опере. Этим голосом обладали великие русские певцы Леонид Собинов, Иван Козловский, Сергей Лемешев. · Послушаем романс Гурилёва «На заре туманной юности» в исполнении Сергея Лемешева. Баритон – средний по регистру мужской голос. В переводе с греческого означает «тяжёлый». Такое название дано голосу неслучайно. Певцы, обладающие красивым, насыщенным баритоном, обычно исполняют партии мужественного характера. Георг Отс, Мусли Магомаев, Дмитрий Хворостовский обладали такими голосами. · Послушаем голос М.Магомаева в «Арии Риголетто» из одноименной оперы Верди. · Глинка «Попутная песня» в исполнении Д.Хворостовского. Бас – самый низкий из всех голосов. Различают бас профундо (низкий) и бас кантате (высокий). В этом голосе заключены богатые возможности. Имя знаменитого Федора Шаляпина знает весь мир. У него был высокий бас исключительной красоты и мягкости. Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым. Имя знаменитого на весь мир баса знают все. У него был высокий бас, исключительной красоты, яркости и мягкости. · Послушайте фрагмент «Песни варяжского гостя» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко». О скалы грозные дробятся с рёвом волны, «Гениальный сын земли русской» - эти слова начертаны по-французски на могиле величайшего певца, когда-либо появлявшегося на оперной сцене или концертной эстраде. История вокала не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы равного ему. · Послушаем в его исполнении песню «Лучинушка». Басом профундо обладал Поль Робсон – знаменитый исполнитель негритянских спиричуэлсов. Теперь перейдём к женским певческим голосам. Сопрано – самый высокий голос. Существует три типа сопрано: драматическое - плотный, насыщенный тембр, лирическое – мягкое, подвижное, и колоратурное - легкое, воздушное, свободное по звучанию. · Послушаем "Колыбельную Волховы" из оперы Римского-Корсакова «Садко», написанную для колоратурного сопрано. Меццо-сопрано - низкий, грудной, бархатистый голос. Этому голосу многие композиторы поручают роли сильных, волевых женщин. · Например, партия Кармен в опере Бизе. Послушаем «Сегидилью» Кармен. · Надежда Обухова – романс Шишкина «Ночь светла». Контральто – самый низкий женский певческий голос. Иногда этому голосу поручают партии юношей и мальчиков-подростков: Вани в опере «Иван Сусанин» Глинки, Леля в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова. · Послушаем песню Леля «Туча со громом сговаривалась». Детские певческие голоса делятся на сопрано и альты. Самый высокий голос в хоре мальчиков называется дискантом. Самым знаменитым в мире дискантом был Робертино Лоретти. · Послушаем «Вечернюю серенаду» Шуберта в его исполнении. Т ема 4.Хоровая музыка.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.104.103 (0.01 с.) |