М.Мусоргский Вокальный цикл «Детская». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

М.Мусоргский Вокальный цикл «Детская».



 

Песни, романсы, оперы на протяжении многих веков были для музыкантов подлинной школой композиторского мастерства. Они учили искать вдохновение в поэзии, чутко вслушиваться в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, не всегда доступные словесному выражению.

Иногда это приводило к подлинным художественным открытиям. Одно из таких открытий - цикл «Детская» великого русского композитора М. Мусоргского. Это произведение необыкновенно по силе музыкальной выразительности.

    Лучшими в камерно-вокальном творчестве композитора являются три вокальных цикла. Среди них цикл «Детская» (1868 -72), тексты М.П. Мусоргского. Это совершенно необычное, не имеющее аналогов произведение – ни песни, ни, тем более, романсы. Это вокально-поэтические миниатюры, сценки, передающие тончайшие оттенки речевой интонации, эмоции – настоящая мелодизированная речь, причем детская.

Основным средством характеристики образа служила для Мусоргского живая интонация человеческой речи. Он развивал творческие принципы Даргомыжского, которого называл «великим учителем правды».
Оттенки речевой интонации в произведениях Мусоргского очень разнообразны: от простого обыденного говора или интимно доверительной беседы до мелодической декламации, переходящей в песенность.

Семь небольших вокальных пьес заключают в себе целый мир детских чувств и настроений, размышлений и проказ. Один из друзей Мусоргского назвал цикл «Детская» нитью из жемчужин и бриллиантов, так восхищала слушателей музыка песен.

«Моя музыка должна быть художественным воспроизведением человеческой речи во всех тончайших изгибах её. Вот идеал, к которому я стремлюсь»,- писал Мусоргский.

Такие простые и типичные образы и ситуации, в которые попадает ребенок, но каждый раз как находчиво и изобретательно они решены композитором. Трудно представить себе более искреннее, поэтичное, правдивое и психологически точное воплощение образов детского мира, с его радостями и огорчениями, обидами и переживаниями. Причем изумительный, психологически точный и остроумный текст написан самим композитором.
№1 - «С НЯНЕЙ» - посвящается Александру Сергеевичу Даргомыжскому, – выразительная мелодекламация, множество штрихов, агогика, постоянно меняющийся метр, атональное развитие музыкального материала. Дитя, волнуясь, просит рассказать няню про «буку страшного»:
Расскажи мне, няня, расскажи мне, милая,
Про того, про буку страшного, как тот бука
По лесам бродил, как тот бука в лес детей носил…
Музыка отличается удивительной гибкостью мелодии, поддержанной гармонически изобретательным аккомпанементом.
№2 - «В УГЛУ»,  посвящается Виктору Александровичу Гартману, – яркая изобразительность - сценка между рассерженной няней и наказанным ребенком. Бурным, обвиняющим интонациям няни противопоставлены фразы ребенка, поначалу оправдывающиеся, жалобные, хнычущие, а потом, когда малыш убеждает самого себя в невиновности, переходящие в агрессивный вопль.  

На фоне вокальной партии няни мы, буквально, видим, как в фортепьянном сопровождении «разматывается» клубок с вязанием няни. А как хороши интонационные «броски» у няни «Ах ты, проказник!.. В угол! В угол!»

Интонация точно повторяет речевую:
Ах ты, проказник! Клубок размотал,
Прутки растерял! Ах – ти! Все петли спустил!
Чулок весь забрызган чернилами!
В угол! В угол! Пошёл в угол! Проказник!
После соло няни мелодия у ребёнка звучит капризно, оправдываясь, будто «канючит» у няни прощение:
Я ничего не сделал, нянюшка,
Я чулочек не трогал, нянюшка!
Клубочек размотал котёночек,
И пруточки разбросал котёночек.
А Мишенька был паинька,
Мишенька был умница.
Дитя верит в свою непогрешимость, ищет недостатки у няни и, в итоге, в сердцах возмущается «несправедливым» наказанием:
А няня злая, старая,
У няни носик-то запачканный;
Миша чистенький, причесанный,
А у няни чепчик на боку.
Няня Мишеньку обидела,
Напрасно в угол поставила
Миша больше не будет любить свою нянюшку, вот что!
Удивительно точно мелодия следует за текстом и «изломами» в настроении ребёнка.
№3 – «ЖУК», посвящается Владимиру Васильевичу Стасову,

драматургически достоверно передана «встреча» ребенка с жуком: его испуг, затем сбивчивый рассказ. «Сбивчивость» достигается музыкальными средствами выразительности – ритм, скачки в мелодии, штрихи, динамика. Одновременно в партии фортепиано мы слышим «ползучую» интонацию в пределах терции. В начале номера мелодия поступенно то «взбирается», то, как бы переваливаясь через препятствия, «сваливается» и снова поднимается. Мы «видим», как движется жук и развивается «драма» между жуком и ребенком. Тремоло, затем стремительный взлёт по хроматизму к акценту и снова тремоло: мы слышим жужжание жука, видим его взлёт и удар!
И налетел, в височек меня ударил! –
рассказывает дальше малыш… С поразительной точностью музыка «дорисовывает» весь этот незатейливый «конфликт» между жуком и ребёнком. Фактура проста, но так изобретательна.
№4 - «С КУКЛОЙ», посвящён Танюшке и Гоге Мусоргским, (племянники композитора) – монотонная колыбельная, которой девочка укачивает свою куклу. Однообразный напев прерывается нетерпеливым восклицанием (в подражание няне: «Тяпа, спать надо!»), а затем снова разворачивается неторопливая колыбельная, замирающая в конце — кукла уснула.

Тяпа, бай, бай, Тяпа, спи, усни, угомон тебя возьми!
Тяпа, спать надо! Тяпа спи, усни! Тяпу бука съест,
Серый волк возьмёт, в тёмный лес снесёт!

№5 - "НА СОН ГРЯДУЩИЙ", посвящён Саше Кюи. Это, может быть самый яркий номер, — вечерняя молитва ребенка. Девочка молится за своих близких, родных, товарищей по играм. Ее речь все ускоряется в бесконечном перечислении имен и вдруг спотыкается... Следует растерянное обращение к няне — как дальше? — и ее ворчливый ответ, после которого следует медленное завершение молитвы: «Господи, помилуй и меня грешную!» и быстрый, на одном звуке, вопрос: «Так? нянюшка?»

    №6 - «КОТ МАТРОС» - миниатюра – сценка, взволнованный рассказ девочки об увиденных ею хитрых проделках кота. Захлебывающаяся скороговорка, построенная на взволнованном пульсирующем ритме, с остроумными звукоизобразительными приемами в аккомпанементе — история про кота, запустившего лапу в клетку со снегирем. Здесь изобилие штрихов, нюансов, выразительные ходы мелодии, глиссандо, изображающие «поскрёбывания» лапой кота по клетке с птичкой, развитие к кульминации и удар девочки пальцами мимо кота, по клетке.


Ай, ай, ай, ай, мама,
Милая мама!
Побежала я за зонтиком, мама,
Очень ведь жарко,
Шарила в комоде и в столе
Искала - нет, как нарочно!
Я второпях к окну подбежала,
Может быть, зонтик там позабыла...
Вдруг вижу: на окне-то кот наш Матрос,
Забравшись на клетку, скребёт!
Снегирь дрожит, забился в угол, пищит.
Зло меня взяло!
Э, брат, до птичек ты лаком!
Нет! Постой, попался!
Вишь ты, кот!
Как ни в чём не бывало, стою я,
смотрю в сторонку,
Только глазом одним подмечаю
Странно что-то!
Кот спокойно в глаза мне смотрит,
А сам уж лапу в клетку заносит,
Только что думал схватить снегиря..
А я его хлоп!

 


Заканчивается номер интонационно капризным Moderato-жалобой:
Мама, какая твёрдая клетка! Пальцам так больно, мама, мама!
Вот в самых кончиках, вот тут так ноет, ноет так…
Нет, каков кот-то, мама… а? - уже с иронией удивляется девочка.
Заключительной фразой в фортепьянной партии, «взлетающей» из нижнего регистра в верхний от piano - до forte и сфорцандо – кот стремительно исчезает – завершается эта сценка.

Посмотрите, как тонко передаётся интонация детской речи. Девочка рассказывает о происшествии: кот Матрос забрался на клетку со снегирём, чтобы схватить птицу, а девочка ему помешала.

Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка с яркой убедительностью передаёт и волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за снегиря, и гнев, и умную наблюдательность.

Обратите внимание на текст песни: он не похож на обычное стихотворение. В нём нет привычных куплетов, нет и равномерного чередования рифмованных строк. Здесь всё направлено на создание точного и убедительного образа. Поэтому так естественна речь девочки: мелодия точно передаёт её обороты – восклицания, вопросы, торопливую скороговорку. В музыке аккомпанемента слышно, как кот скребёт клетку и как пищит испуганный снегирь. На этом примере мы видим, что музыке доступна не только поэзия. Она способна на выразительное воплощение самого необычного текста.

Завершает цикл живая сценка - №7 - «ПОЕХАЛ НА ПАЛОЧКЕ» - подвижная игра с палочкой разыгравшегося шалуна. Вначале это веселая поездка на воображаемой лошадке (речитация на одной ноте), разговор с приятелем, веселые подскоки. Но малыш упал. На его стоны и жалобы спокойно, умиротворяюще отвечает мать, отвлекает его от боли. И вот успокоившийся мальчик снова скачет. Поначалу равномерные синкопы, восьмые, возгласы в вокальной партии создают образ ритмично скачущей лошадки с наездником.
Гей! Гоп, гоп, гоп! Гоп, гоп, гей, поди! Гей! Гей!
Гей, поди! Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп! Гоп, гоп, гоп, гоп, гоп,
Гей! Гей, гей, гей, гей! Та-та-та, та-та-та, та-та-та, та-та-та …


Постепенно движение ускоряется: восьмые сменяются триолями, затем ритм «сбивается» - появляются синкопы, дуоли, снова триоли, шестнадцатые, которые, «не удержавшись», - «падают» в сфорцандо:


Ой! Ой, больно! Ой, ногу! Ой, больно! Ой, ногу!

Номер сложный ритмически и интонационно для вокалиста и технически – для концертмейстера.
По существу, музыкальный язык цикла явился провозвестником современного модернистского стиля с его сложными ладо-гармоническим языком и тональным планом, чаще – его отсутствием, неожиданными интонационными, мелодическими поворотами.

 

Урок 9. Контрольный.

 

Т ема 3.Тембры вокальной музыки (голос человека).

Урок 10-11.

Человеческий голос бывает разговорным и певческим, «непоставленным» (бытовая речь, пение необученного певца) и «поставленным» (сценическая речь, пение профессионального певца). Каждый человек обладает голосом, многие умеют петь, ноне каждый человек, даже поющий, может назваться вокалистом. Так называют певца, который прошёл специальную школу пения, серьёзный длительный путь вокального обучения.

Что же отличает человеческий голос? Прежде всего, объём, диапазон. Есть люди, диапазон голоса у которых достигает нескольких октав. Во-вторых – высота голоса, которая зависит от голосовых связок - от числа их колебания в секунду, а также их длины и толщины. В-третьих – сила голоса. И четвёртое качество – тембр или окраска голоса, присущая только этому человеку. Благодаря тембру мы различаем голоса знакомых людей.

В зависимости от тембра и высоты певческие голоса делятся на низкие, средние и высокие.

 

Голос Мужской Женский
Высокий Тенор Сопрано
Средний Баритон Альт
Низкий Бас Контр-альто

 

Композитор Римский-Корсаков в опере «Садко» использует особенности звучания каждого мужского голоса для характеристики заморских гостей.

· «Песня Варяжского гостя» – бас.

· «Песня Индийского гостя» – тенор.

· «Песня Венецианского гостя» – баритон.

Тенор – голос, отличающийся светлым, звонким и одновременно мягким тембром. Многие композиторы именно тенору поручают главные партии в своих операх.

· Голос Паваротти - один из самых знаменитых теноров ХХ века. В его исполнении прозвучит «Тарантелла» Россини.

· Самый высокий из теноров – тенор-альтино. Для него Римский-Корсаков написал партию Звездочёта в опере «Золотой петушок». Это крайне редкий голос. Послушаем ариозо Звездочета  

Лирический тенор более популярен. Он используется почти в каждой опере. Этим голосом обладали великие русские певцы Леонид Собинов, Иван Козловский, Сергей Лемешев.

· Послушаем романс Гурилёва «На заре туманной юности» в исполнении Сергея Лемешева.

Баритон – средний по регистру мужской голос. В переводе с греческого означает «тяжёлый». Такое название дано голосу неслучайно. Певцы, обладающие красивым, насыщенным баритоном, обычно исполняют партии мужественного характера. Георг Отс, Мусли Магомаев, Дмитрий Хворостовский обладали такими голосами.

· Послушаем голос М.Магомаева в «Арии Риголетто» из одноименной оперы Верди.

· Глинка «Попутная песня» в исполнении Д.Хворостовского.

Бас – самый низкий из всех голосов. Различают бас профундо (низкий) и бас кантате (высокий). В этом голосе заключены богатые возможности.

    Имя знаменитого Федора Шаляпина знает весь мир. У него был высокий бас исключительной красоты и мягкости. Посмотрите внимательно на портрет Фёдора Ивановича Шаляпина. Портрет выполнен художником Валентином Александровичем Серовым. Имя знаменитого на весь мир баса знают все. У него был высокий бас, исключительной красоты, яркости и мягкости.

· Послушайте фрагмент «Песни варяжского гостя» из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Садко».

О скалы грозные дробятся с рёвом волны,
И, с белой пеною крутясь, бегут назад.
Но твёрдо серые утёсы выносят волн напор,
Над морем стоя…

    «Гениальный сын земли русской» - эти слова начертаны по-французски на могиле величайшего певца, когда-либо появлявшегося на оперной сцене или концертной эстраде. История вокала не знает артиста, превзошедшего Шаляпина или хотя бы равного ему.

· Послушаем в его исполнении песню «Лучинушка».

Басом профундо обладал Поль Робсон – знаменитый исполнитель негритянских спиричуэлсов.

Теперь перейдём к женским певческим голосам. 

Сопрано – самый высокий голос. Существует три типа сопрано: драматическое - плотный, насыщенный тембр, лирическое – мягкое, подвижное, и колоратурное - легкое, воздушное, свободное по звучанию.

· Послушаем "Колыбельную Волховы" из оперы Римского-Корсакова «Садко», написанную для колоратурного сопрано.

Меццо-сопрано - низкий, грудной, бархатистый голос. Этому голосу многие композиторы поручают роли сильных, волевых женщин.

· Например, партия Кармен в опере Бизе. Послушаем «Сегидилью» Кармен.

· Надежда Обухова – романс Шишкина «Ночь светла».

Контральто – самый низкий женский певческий голос. Иногда этому голосу поручают партии юношей и мальчиков-подростков: Вани в опере «Иван Сусанин»     Глинки, Леля в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова.

· Послушаем песню Леля «Туча со громом сговаривалась».

Детские певческие голоса делятся на сопрано и альты. Самый высокий голос в хоре мальчиков называется дискантом. Самым знаменитым в мире дискантом был Робертино Лоретти.

· Послушаем «Вечернюю серенаду» Шуберта  в его исполнении.

Т ема 4.Хоровая музыка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 761; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.1.136 (0.026 с.)