Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Жанры вокальной музыки.  песня как фольклорный жанр. 2

Поиск

          Жанр романса, баллады в профессиональной музыке.                                       4

          Жанр арии                                                                                                                   13

          Вокальные ансамбли: дуэт, трио, квартет и т.д.                                                                                                            

           Вокальные циклы. М.Мусоргский "Детская".                                              14

Тема 3. Тембры вокальной музыки (голос человека).                                         18 Тема 4.   Хоровая музыка. Жанры хоровой музыки.

          Церковная и светская хоровая музыка.                                                           20

           Кантата                                                                                                                  22                                                                                                                                                     Оратория                                                                                                               24

Тема 5. Инструментальные жанры.

          Жанры лирической музыки. Ноктюрн. Элегия. Пастораль.                        24

          Жанры виртуозной музыки. Токката. Этюд. Каприс.                                      26                                                    

          Жанры импровизации. Фантазия. Экспромт. Прелюдия.                                30

Т е м а 6.  Инструментальные циклы.  Сонатно-симфонический цикл. Соната.    30

          Концерт.                                                                                                                     34

           Камерные инструментальные ансамбли.                                                         35

Тема 7.   Симфоническая музыка.

           Жанр увертюры.                                                                                                        37

           Жанр симфонии.                                                                                                    41

           Русская симфония                                                                                                 45

          Симфоническая сюита.                                                                                         46

Тема 8.   Музыкально-театральный жанр. Опера.                                                       47

           Строение оперы. Разновидности.

           М. Глинка «Руслан и Людмила». Содержание. Либретто. Строение.         50

Тема 9.  Музыкально-театральный жанр. Балет.

          Из истории зарубежного балета.                                                              55

            П.Чайковский – создатель русского классического балета.

            Балет «Лебединое озеро».                                                                                   58

            Балет «Щелкунчик».                                                                                            60

            И.Стравинский Балет  «Петрушка».                                                                 62

Списки музыкальных произведений:

3 класс. 1 четверть.

1. Шуберт «Музыкальный момент».

2. Бах Месса си минор, 1 часть.

3. «Былина об Илье Муромце».

4. РНП «Как за речкою, да за Дарьею»

(«Песня  про татарский полон»).

5. РНП «Из-за острова на стрежень».

6. РНП «Лучинушка».

7. РНП «Ай, во поле липенька».

8. РНП «Я с комариком плясала».

9. РНП «Дубинушка».

10. Лядов «Восемь русских народных песен».

а) Протяжная;

б) Колыбельная;

в) Шуточная;

г) Плясовая.

11. Шуберт «Баркарола

12. Шуберт  «Лесной царь».

13. Глинка «Я здесь, Инезилья».

14. Рахманинов «Островок».

15. Даргомыжский «Мне грустно».

16. Пёрселл «Дидона и Эней». Ария Дидоны.

17. Моцарта «Волшебная флейта». Ария Папагено.

18. Моцарта «Волшебная флейта». Ария Царицы Ночи.

19. Бородин «Князь Игорь». Ария Игоря.

20. Бах Ария Соль-мажор.

21. Моцарт Дуэт Папагено и Папагены («Волшебная флейта»).

22. Глинка Трио «Не томи, родимый» («Жизнь за царя»).

23.  Глинка Квартет (сцена похищения Людмилы)

24. Бородин «Серенада четырёх кавалеров». 

25. Мусоргский «Детская».

а) "С няней".

б) "В углу".

в) "С куклой".

г) "Кот Матрос".

 

Класс. 2 четверть.

 

1. Р-Корсаков «Колыбель-ная Садко» (Т.Милашкина). Сопрано.

2. Шишкин «Ночь светла» (Н. Обухова). Меццо-сопрано.

3. Римский-Корсаков. 3-япесня Леля («Снегурочка») Контральто.

4. Россини «Тарантелла» (Л.Паваротти). Лирический тенор.

5. Гурилёв «На заре туманной юности» в исп. С. Лемешева.

6. Глинка «Попутная песня» (Д. Хворостовский). Баритон.

7. Верди «Ария Риголетто» в исп. М.Магомаева.

8. РНП "Лучинушка" в исп. Шаляпина. Бас

9. Гершвин Колыбельная «Summertime» из оперы "Порги и Бесс" (Поль Робсон). Бас-профундо.

10. Шуберт «Вечерняя серенада» в исп. Робертино Лоретти. Ди с к ан т.

11. Знаменный распев «Господи, воззвах».

12. Н. Дилецкий Партесный концерт «Тело Христово».

13. Кант "Радуйся Росско земле".

14. Глинка «Свадебный хор»,

15. Глинка Хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

16. РНП "Вниз по матушке, по Волге".

17. Д.Бортнянский Концерт №32 «Скажи мне, Господи, кончину мою».

18. Бах «Страсти по Матфею». Хоралы №3и 10.

19. И.С. Бах «Высокая месса» си минор– «Kyrie eleison».

20. Бах «Кофейная кантата». Терцет "Ода кофе".

21. Гайдн Оратория «Времена года». Вступление к 1ч.

«Весна».

22. Гайдн Ария Симона.

23. Свиридов "Патетическая оратория" (фрагменты).

24. Свиридов «Поэма памяти С.Есенина», 2ч. «Поёт зима».

 

1.  

2.  Мендельсон «Песни без слов»,

3.  Шопен «Ноктюрн Миb-мажор».

4.  Глинка Ноктюрн "Разлука".

5.  Массне «Элегия».

6.  Шуман «Грёзы».

7.  Бизе «Пастораль» из сюиты «Арлезианка».

8.  Бах «Токката и фуга ре минор».

9.  Шопен «Этюд №12» («Революционный»).

10.  Бах «Фантазия и фуга» соль-минор.

11.  Шопен «Фантазия-экспромт».

12.  Моцарт. Фантазия ре-минор.

13.  Бах «Прелюдия» До-мажор (№1).

14.  Бах «Прелюдия» соль-минор (№16).

15.  Паганини «Каприс №24».

16.  Бетховен Соната №23 «Аппассионата», 3 части.

Класс. 3 четверть.

1. Бах Концерт фа-минор для клавира и оркестра.

2. Чайковский Концерт №1 для ф-но с оркестром.

3. Родриго Концерт "Аранхуэз", 2 часть.

4. Шуберт Квинтет «Форель». Финал.

5. Бетховен «Крейцерова соната»

6.  Бородин «Ноктюрн» из «Квартета»№ 2

7. Моцарт Увертюра из оперы «Волшебная флейта»

8. Пёрселл Увертюра из оперы "Дидона и Эней".

9. Чайковский «Ромео и Джульетта».

10. Гайдн «Детская симфония».

11. Бетховен Симфония №9, финал.

12. Прокофьев. Симфония №1, «Классическая».

13. Бородин «Богатырская симфония»,

14. Калинников Симфония №1.

15. Римский-Корсаков «Шехеразада»:

а) «Сказка о Синдбаде-мореходе».

б) «Рассказ царевича Календера».

в) «Царевич и царевна».

г) «Багдадский праздник».

Класс. 4 четверть.

 

1. Адан «Жизель».

а) Вальс  из 1 действия.

б) Вариация Жизели из 1 действия.

б) Танцы виллис из 2 действия.

2. Чайковский «Лебединое озеро»:

а) «Интродукция»;

б) «Танец маленьких лебедей» из 2 действия;

в) «Адажио» из 2 действия;

г) Тема Лебедей.

3. Чайковский «Щелкунчик»:

а) «Марш» из 1д.

  б) "Колыбельная. Рост ёлки".

в) «Битва игрушек с мышами» из 1д.

г) «Арабский танец» из 2д.

д) «Китайский танец» из 2д.

е) «Русский танец» из 2д.

ж) «Испанский танец» из 2д.

  з) «Танец пастушков» из 2д.

и) «Танец феи Драже» из 2д.

к) «Вальс цветов» из 2д.

л) «Па-де-де» из 2 д.

4. Римский-Корсаков "Сказка о царе Салтане». Антракт «Три чуда»

5.  Вагнер «Полёт валькирий».

6.  Чайковский «Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама».

7.  Бородин «Князь Игорь» Хор девушек «Улетай на крыльях ветра».

8.  Римский-Корсаков «Сеча при Керженце» из оперы «Сказание о невидимом граде Китеже»

9.  Глинка «Руслан и Людмила»:

    а) Увертюра;

    б) Песня Баяна из 1д.

     в) Каватина Людмилы из 1д.

     г) «Ария Руслана» из 2д.

     д) "Рондо Фарлафа" из 2д.

    г) «Ария Людмилы» из 4д.

    ж) «Персидский хор» из 3д.

    з) Хор-плач из 5д.

     и) Восточные танцы из 4 д.

 

1. Делиб «Коппелия».

а) «Вальс Сванильды» из 1 действия.

 б) Танцы кукол из 2 действия.

 в) Вальс часов

 г) Вариация Куклы

 д) Прялки.

 

 

Шопен. Этюд ми мажор № 3 (Tristesse – печаль) - своего рода «песня без слов». Его мелодия отличается глубиной, мягкой и задушевной напевностью. Недаром существуют переложения этого этюда для таких «поющих» инструментов, как скрипка, виолончель. Есть переложение и для голоса. Медленный темп, тихое звучание, равномерное, плавное движение сопровождения придают мелодии сосредоточенность и ещё большую глубину. Несмотря на мажорный лад, музыке присущ оттенок светлой печали.

Мелодию, звучащую в крайних разделах трёхчастной формы этого произведения, сам Шопен считал лучшей изо всех, им созданных. Изумительно нежная и певучая, она исполнена сердечного тепла - словно ласковая материнская колыбельная песня с тихими, «баюкающими» покачиваниями в аккомпанементе.

А контрастная аккордово-пассажная середина этой пьесы - будто разыгравшаяся грозная буря или охвативший человека страшный сон. Сила звука нарастает, достигая fortissimo. Но всё рассеивает возобновляющееся успокаивающее звучание задушевной песни.

Из воспоминаний современников композитора известно, что это был любимый этюд Шопена. Слушая однажды, как Этюд ми мажор играл один из его учеников, Шопен воскликнул: «О, моя Родина!»

Модест Петрович Мусоргский / Modest Mussorgsky
«Детская» / The Nursery


Трудно представить себе более искреннее, поэтичное, правдивое и психологически точное воплощение образов детского мира, с его радостями и огорчениями, обидами и переживаниями. Причем изумительный, психологически точный и остроумный текст написан самим композитором.
«Детскую» Мусоргский задумал весной 1868 года. Возможно, на эту мысль его натолкнуло общение с детьми Стасова, которого он часто посещал в те годы. Но написание цикла растянулось на несколько лет.
Первый номер, «С няней», Мусоргский посвятил «великому учителю музыкальной правды Александру Сергеевичу Даргомыжскому». Потом, в течение полутора лет, Мусоргский, был занят окончанием «Бориса Годунова». К «Детской» он вернулся лишь в начале 1870 г. и написал еще четыре пьесы: «В углу», «Жук», «С куклой» и «На сон грядущий». Последние две пьесы, «Кот Матрос» и «На палочке», появились только в 1872 году. Были сочинены и еще две – «Сон ребенка» и «Ссора двух детей». Но они утрачены, т.к. Мусоргский, часто исполнявший пьесы друзьям, так и не записал их.
Таким образом, цикл состоит из семи пьес. Это совершенно необычное, не имеющее аналогов произведение – ни песни, ни, тем более, романсы. Это вокально-поэтические миниатюры, сценки, передающие тончайшие оттенки речевой интонации, эмоции – настоящая мелодизированная речь, причем детская.
Шесть из семи номеров цикла имеют такие посвящения. «В углу» – В.А.Гартману, другу композитора, художнику и архитектору, вскоре скончавшемуся. «Жук» посвящен руководителю Могучей кучки В.В.Стасову. «С куклой» – «Посвящается Танюшке и Гоге Мусоргским» – племянникам композитора, детям его старшего брата Филарета. «На сон грядущий» – Саше Кюи.«Поехал на палочке» – Дмитрию Васильевичу и Поликсене Степановне Стасовым – брату В.В.Стасова и его жене. Без посвящения остался лишь «Кот Матрос».
«Детская» была издана в 1873 году в оформлении И.Репина и получила широкое признание. Этот цикл – единственное произведение Мусоргского, при его жизни получившее восторженный отзыв Ф.Листа, который получил ноты «Детской» от издателя В. Бесселя вместе с произведениями других молодых русских композиторов. Мусоргскому сообщили, что «Детская» Листа «до такой степени расшевелила, что он полюбил автора и желает посвятить ему “une bluette”» (безделушку — фр.). Мусоргский пишет Стасову: «...Глуп я или нет в музыке, но в «Детской», кажется, не глуп, потому что понимание детей и взгляд на них, как на людей со своеобразным мирком, а не как на забавных кукол, не должны бы рекомендовать автора с глупой стороны....Я никогда не думал, чтобы Лист, за небольшими исключениям, избирающий колоссальные сюжеты, мог серьезно понять и оценить «Детскую», а главное, восторгнуться ею: ведь все же дети-то в ней россияне, с сильным местным запашком...».

«Детская» — совершенно необычное, не имевшее ранее аналогов произведение. Это ни песни, ни романсы, а тонкие вокальные сценки, в которых удивительно точно, глубоко и любовно раскрывается мир ребенка. Не осталось сведений о том, когда цикл был исполнен впервые. Известно лишь, что его часто пела молодая любительница А. Н. Пургольд, сестра жены Римского-Корсакова, вместе с ней принимавшая горячее участие в жизни музыкального кружка, группировавшегося вокруг Даргомыжского.

В «Детской» господствует мелодизированный речитатив, передающий тончайшие оттенки речи. Аккомпанемент скупой, подчеркивающий особенности мелодической линии, помогающий создать яркий, выразительный образ.

№1, «С няней», отличается удивительной гибкостью мелодии, поддержанной гармонически изобретательным аккомпанементом.

№2, «В углу», — сценка между рассерженной няней и наказанным ребенком. Бурным, обвиняющим интонациям няни противопоставлены фразы ребенка, поначалу оправдывающиеся, жалобные, хнычущие, а потом, когда малыш убеждает самого себя в невиновности, переходящие в агрессивный вопль.

№4, «С куклой», — монотонная колыбельная, которой девочка укачивает свою куклу. Однообразный напев прерывается нетерпеливым восклицанием (в подражание няне: «Тяпа, спать надо!»), а затем снова разворачивается неторопливая колыбельная, замирающая в конце — кукла уснула.

№5, «На сон грядущий», может быть самый яркий, — вечерняя молитва ребенка. Девочка молится за своих близких, родных, товарищей по играм. Ее речь все ускоряется в бесконечном перечислении имен и вдруг спотыкается... Следует растерянное обращение к няне — как дальше? — и ее ворчливый ответ, после которого следует медленное завершение молитвы: «Господи, помилуй и меня грешную!» и быстрый, на одном звуке, вопрос: «Так? нянюшка?»

№6, «Кот Матрос», — захлебывающаяся скороговорка, построенная на взволнованном пульсирующем ритме, с остроумными звукоизобразительными приемами в аккомпанементе — история про кота, запустившего лапу в клетку со снегирем.

Завершает цикл живая сценка №7 - «Поехал на палочке». Вначале это веселая поездка на воображаемой лошадке (речитация на одной ноте), разговор с приятелем, веселые подскоки. Но малыш упал. На его стоны и жалобы спокойно, умиротворяюще отвечает мать, отвлекает его от боли. И вот успокоившийся мальчик снова скачет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 422; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.16.251 (0.008 с.)