![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Типичные морфологические ошибки в речи детейСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
1. Неправильные окончания имён существительных: а) родительный падеж, мн. число: с окончанием – ей – карандашов, ежов, дверёв, этажов; с нулевым окончанием – ночёв, девочков, куклов, книгов, пуговицев; б) родительный падеж, ед. число: у кукле, у сестре, у маме, без ложке; в) дательный падеж – Пети, Свети, Мити; г) винительный падеж одушевлённых и неодушевлённых имён существительных – папа подарил мне слонёночек; Серёжа поймал сом; д) творительный падеж – мою руки вводом; мальчики ловят рыбу удочком; мама моет пол швабром; е) предложный падеж – в лесе, в саде, в глазе, в носе. 2. Склонение несклоняемых существительных – на пальте, не пианине, кофий, в кине, в метре. 3. Образование мн. числа существительных, обозначающих детёнышей животных – ягнёнки, жеребёнки, котёнки, свинёнки. 4. Изменение рода существительных – большой яблок, мой полотенец, колёсик, помидора, платья, лун. 5. Образование глагольных форм. а) повелительное наклонение – искай (ищи), спей (спой), скакай (скачи), ехай (езжай), склади (сложи); б) изменение основы глагола – искать – искаю (ищу), плакать – плакаю (плачу), мочь – можу (могу); в) спряжение глаголов – хотеть – хотишь, спать – сплют (спят), давать – дадишь (дашь). 6. Неправильная форма причастий – сломатая, разорватая, сошитая. 7. Образование сравнительной степени прилагательного – ярчее, хужее, плохее, чистее, голубее, сладкее. 8. Окончания местоимений в косвенных падежах – у мене болят уши; в этим кармане; у тебе новая платья. 9. Склонение числительных – двое домов; с двумями. Синтаксические ошибки в речи детей. Синтаксические ошибки наблюдаются в нарушении порядка слов в предложении: - на первое место ставится наиболее важное для ребёнка слово: «Куклу мама купила»; - вопросительное предложение начинается с того, что для ребёнка важнее: «Заплакала Маша почему?»; - дети часто начинают свой ответ с вопросительного слова, поэтому на вопрос «почему?» отвечают: «Почему что …» Неправильно иногда оформляется союзная связь: - опускается союз или часть союза: «Вот ещё лопнул шар у дяди, потому … нажал сильно»; - один союз заменяется другим «Как мы пришли домой, мы играли с мячом»; «Я надел тёплую шубу, почему что на улице холодно»;
- союз ставится не на том месте, где обычно употребляется: «Мы шли, вот, когда от тёти Тамары, смотрим – салют». Ошибки в словообразовании. а) часть какого-нибудь слова используется как целое слово: «прыг»; б) к корню одного слова прибавляется окончание другого: «пургинки», «помогание», «страшности»; в) одно слово составляется из двух: «ворунишка», «бананас». Вопросы для актуализации опорных знаний 1. Дайте определение понятиям: грамматика, грамматический строй речи, морфология, синтаксис, словоизменение, словообразование. 2. Назовите основные периоды в формировании грамматического строя русского языка, отмеченные А.Н.Гвоздевым. 3. Перечислите направления в работе по формированию грамматического строя речи дошкольников, выделенные А.Г. Арушановой Педагогические задачи Определите грамматические ошибки в речи детей: - На дереве много яблоков. - Я мою руки мылом и водом. - Где мой полотенец? - Я рисоваю наш детский сад. - Каким цветом этот кружок? - Вова вышее, чем Юра. - Мы хочим еще поиграть! - Какая красивая бабочка прицветочилась! - Сахар насыпают в сахарницу, а масло кладут в масленицу. - У лисы лисенки такие маленькие. - На улице зима, все заснежилось. - На столе матрешек пять. - Вова страшности нам рассказывал. - Кашу мама вкусную сварила.
Задания для расширения и углубления знаний по теме
Тема: Задачи и содержание работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста Задачи этого раздела можно рассматривать в трех направлениях: 1. Помочь детям практически освоить морфологическую систему родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам). 2. Помочь детям в овладении синтаксической стороной: учить правильному согласованию слов в предложении, построению разных типов предложений и сочетанию их в связном тексте. 3. Сообщить знания о некоторых нормах образования форм слов – словообразования. Объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом. В морфологии Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы.
Именами существительными обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. Они имеют грамматические категории рода, числа, падежа и одушевленности-неодушевленности. Необходимо упражнять детей в правильном употреблении падежных форм (особенно в употреблении формы родительного падежа множественного числа: слив апельсинов, карандашей). В предложении существительное является одним из важнейших компонентов, оно согласуется с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Детям надо показать разнообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами. Глагол обозначает действие или состояние предмета. Глаголы различаются по виду (совершенный и несовершенный), изменяются по лицам, числам, временам, родам и наклонениям. Дети должны правильно употреблять глаголы в форме 1-го, 2-го, 3-го лица единственного и множественного числа (я хочу, ты хочешь, вы хотите, мы хотим, они хотят). Дошкольники должны правильно употреблять категорию рода, соотнося действие и предмет женского рода, мужского или среднего рода с глаголами прошедшего времени (девочка сказала; мальчик читал; солнце сияло). Изъяснительное наклонение глагола выражается в форме настоящего, прошедшего и будущего времени (он играет, играл, будет играть). Детей подводят к образованию повелительного наклонения глагола (действие, к которому кто-либо кого-либо побуждает: иди, беги, идем, бежим, пусть бежит, идемте) и к образованию сослагательного наклонения (возможное или предполагаемое действие: играл бы, читал бы). Владение разными категориями и формами глаголов необходимо детям для построения разного типа предложений. Имя прилагательное обозначает признак предмета и выражает это значение в грамматических категориях рода, числа и падежа. Детей знакомят с согласованием существительного и прилагательного в роде, числе, падеже, с полными и краткими прилагательными (веселый, весел, веселы), со степенями сравнения прилагательных (добр – добрее, тихий – тише). В процессе обучения дети овладевают умениями употреблять и другие части речи: местоимения, наречия, союзы, предлоги. В словообразовании Детей подводят к образованию одного слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т.е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образование слов осуществляется с помощью аффиксов (окончания, приставки, суффиксы). Способы словообразования в русском языке многообразны: суффиксальный (учить – учитель), префиксальный (писать – переписывать), смешанный (застольный, разбежаться). Дети могут, отталкиваясь от исходного слова, подбирать словообразовательное гнездо (снег – снежинка, снежный, снеговик, снегурочка, подснежник). Овладение разными способами словообразования помогает дошкольникам правильно употреблять названия детенышей животных (зайчонок, лисенок), предметов посуды (сахарница, масленка), направления движения (ехал, поехал – выехал). В синтаксисе Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.
Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения. Особое внимание при обучении детей построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции. Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения и о правильном использовании лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение. Вопросы для актуализации опорных знаний 1. Назовите задачи работы по формированию грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста. 2. Каково содержание работы по формированию морфологических навыков у детей? 3. Какими словообразовательными умениями должны овладеть дошкольники? 4. Содержание работы воспитателя по ознакомлению детей с синтаксисом русского языка. Педагогические задачи Определить задачи дидактической игры и возраст детей, с которыми она может быть проведена:
«Снежный ком» Воспитатель называет предложение из двух слов: «Девочка рисует». Участники игры по очереди добавляют по одному слову, распространяя предложение: «Девочка рисует солнышко», «Девочка рисует солнышко карандашом», «Девочка рисует солнышко желтым карандашом».
«Что из чего сделано?» Материал: разные предметы в коробке. Ребенок достает предмет из коробки и говорит по образцу воспитателя: «Это шарф из шерсти, он шерстяной; это ложка из дерева –деревянная ложка и т.п.».
«Поручение» Ребенок должен попросить водящего выполнить конкретное поручение. Например, хлопнуть в ладоши, сесть на стул и др. Водящий выполняет просьбу только тогда, если она правильно высказана.
«Кто у кого?» Воспитатель показывает детям картинки с изображением животных и их детенышей и прелагает разложить картинки попарно (родитель – ребенок), сопровождая действия словами: «Это корова, у нее – теленок».
«Волшебный мешочек» Дети достают из мешочка предмет, игрушку, называют ее и отвечают на вопрос какой (какая? какой? какое)? Например: зайчик белый, пушистый, длинноухий; яблоко круглое, красное, сладкое; кукла маленькая, резиновая, красивая.
«Ответь на вопросы»
Почему птицы осенью улетают на юг? Когда можно переходить улицу? Для чего нужен пылесос? Зачем Миша пошёл в библиотеку? Задания для расширения и углубления знаний по теме 1. Выписать из Программы задачи работы по формированию у детей навыков грамматически правильной речи в младшей, средней, старшей и подготовительной к школе группах. Выделить усложнение в задачах для детей разного возраста.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1832; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.120.100 (0.013 с.) |