Почему птицы осенью улетают на юг? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Почему птицы осенью улетают на юг?



Когда можно переходить улицу?

Для чего нужен пылесос?

Зачем Миша пошёл в библиотеку?

Вопросы «зачем?», «почему?», «когда?», «для чего?» развивают у ребенка умение устанавливать причинно-следственные, временные, целевые связи и отношения.

Овладению детьми навыками конструирования сложных предложений способствуют специально разработанные приемы.

Составление сложносочиненных предложений по двум картинкам.

Дети рассматривают близкие по сюжету картинки и по образцу воспитателя самостоятельно составляют предложение.

- Белка сидит на ёлке. Заяц сидит под ёлкой.

- Девочка разбирает постель. Девочка спит.

- Дети пошли в лес. Девочка сидит на скамейке.

- Девочка подметает пол. Мальчик убирает посуду.

2) Самостоятельное придумывание ребёнком предложений:

- с трудными в морфологическом отношении словами: пальто, метро, радио; надеть, раздеть, снять, одеть;

- со словосочетаниями: мяукающая кошка, лающая собака, летящий самолет, журчащий ручей; желтый, пушистый цыпленок;

- с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки;

- с союзами: если, так как, поэтому.

В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи.

Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы.

С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты. Например:

Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

- Какая сегодня погода? (Хорошая).

- Почему хорошая? (Светит солнце, тепло, нет ветра, нет дождя).

- Какой бывает день, когда тепло? (Теплый).

- Какой бывает день, когда светит солнце? (Солнечный).

- А когда нет ветра? (Безветренный). И т.д.

Просушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

Предложения.

Дети были в школе.                              Мальчик зашел в дом.

Снег лежал на крыше.                          Кошка залезла под кресло.

Воробей сидел на заборе.                     Пловец нырнул под воду.

Теплоходы пристают к пристани.       Человек завернул за угол.

Посуду поставили на стол.

Вопросы.

Откуда пришли дети? (Из …)

Откуда сбрасывали снег? (С..)

Откуда слетел воробей? (С …)

От чего отходят пароходы? (От …)

Откуда убрали посуду? (Со …)

     Откуда вышел мальчик? (Из-за) 

     Откуда вылезла кошка? (Из-под …)

     Откуда вынырнул пловец? (Из-под …)

     Откуда вышел человек? (Из-за …)                  

Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребёнка использовать различные синтаксические конструкции.     

Вопросы для актуализации опорных знаний.

1. Каковы задачи работы над синтаксисом?

2. Раскройте последовательность работы над предложением в младшем дошкольном возрасте.

3. Как усложняется работа над синтаксической стороной речи детей в средней группе детского сада?

4. Какие синтаксические навыки развиваются у детей старшего дошкольного возраста?

Педагогические задачи.

Определите задачи работы с детьми.

1.Воспитатель предлагает детям задание – закончить предложение:

- Вова не может сам прочитать книгу, ведь … (он не умеет читать).

- Мы пойдем гулять, если … (не будет дождя).

- Если бы я не помог Наташе она бы … (могла упасть).

- Надо взять зонт, так как … (идет дождь).

2. Детям показывают пару картинно: лимон – апельсин, василек – мак, чашку и кружку и т.п. Дети по образцу воспитателя должны составить предложение. Например, «Лимон кислый, а апельсин сладкий» или «Мак красный, а василек синий».

3. Воспитатель показывает детям картинку, на которой нарисована рисующая девочка и говорит, что они будут играть в игру «Снежный ком». Правила игры – воспитатель составляет предложение по картинке из двух слов: «Девочка рисует», а каждый следующий ребенок должен добавить к этому предложению еще одно слово:

- Девочка рисует картинку.

- Девочка рисует картинку карандашами.

- Девочка рисует картинку цветными карандашами. И т.д.

4. Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметные картинки и разложить их по группам: транспорт, школьные принадлежности, посуда и т.п., а затем составить предложение с конкретным набором предметов. Например, «Ученику для школы купили школьные принадлежности: пенал, ручки, карандаши, точилку, ластик».

5. В младшей группе воспитатель предлагает детям подобрать подарки для куклы Тани. Дети по образцу воспитателя составляют предложения: «Я подарю Тане мяч».

Задания для расширения и углубления знаний по теме.

1. Гвоздев А.Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М., 1999, с. 260-274.

 

Тема: Методика обучения способам словообразования.

В процессе словообразования простое повторение и запоминание слов малопродуктивно, ребенок должен узнать его механизм и научиться им пользоваться. Следует обратить внимание детей на способ образования слов при помощи суффиксов (учитель – учительница) или приставок (ехал – уехал – переехал – выехал); сформировать навыки образования слов по аналогии.

В младшем дошкольном возрасте дети усваивают способы словообразования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды; некоторые способы образования глаголов с приставками.

Так, при рассматривании парных картинок, детей учат образовывать названия детенышей животных с помощью суффиксов –онок, -ёнок: у кошки – котенок, у мышки – мышонок, у утки – утёнок, у лисы – лисёнок.

Можно поиграть с картинками. Воспитатель показывает картинку и говорит: «У меня котёнок. А у тебя кто?» Ребенок отвечает: «А у меня котята».

В игре «Кто у кого?» (у лисы – лисята, у ежа – ежата, у коровы – телята) детей учат употреблять названия животных и их детёнышей в именительном падеже единственного и множественного числа, в игре «Кого не стало?» - употреблять названия животных в родительном падеже единственного и множественного числа (не стало ежат, лисят, цыплят, щенят).

Для обучения образованию названий посуды при помощи суффиксов целесообразно использовать игровую ситуацию: куклы пришли в гости, сели пить чай, на столе чайная посуда, сухари – в сухарнице, сахар – в сахарнице, хлеб – в хлебнице и т.д.

В младшей группе детей также учат образованию глаголов разными способами.

Образование глаголов от звукоподражательных слов:

- Кря-кря-кря! Кто это? (Уточка). Что она делает? (Крякает).

- Ква-ква-ква! Кто это? (Лягушка). Что она делает? (Квакает).

Хрю-хрю-хрю! Кто это? (Свинка). Что она делает? (Хрюкает).

Образование глаголов с помощью приставок.

ходить – заходить – уходить – приходить;

вошёл – вышел – пришёл – ушёл.

Знакомство детей со способами образования глаголов осуществляется в игровых ситуациях, в дидактических играх «Что делают на музыкальных инструментах?», «Кто что делает?», «Добавь слово» и др. Важным приёмом в этой работе является образец взрослого.

В среднем дошкольном возрасте проводится работа по обучению разным способам образования слов, относящихся к разным частям речи.

Детей учат соотносить названия животных и их детёнышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.

Проводятся те же игры, что и в младших группах, но содержание речевого материала в них меняется, становится более сложным. Вводятся такие наименования животных, у которых детеныш называется по-другому: у лошади – жеребёнок, у коровы – телёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок.

Детям объясняют, что не у всех детёнышей животных есть имя, их так и называют: детёныш жирафа, детёныш обезьяны.

Обучение детей грамматическим навыкам осуществляется так же в игровых ситуациях, в дидактических играх и упражнениях.

Продолжается работа по формированию навыка образования названий посуды. Детям показывают, что одинаковые значения бывают выражены разными морфологическими средствами: есть слова с суффиксом –ниц (сухарница, хлебница), но есть и другие, которые тоже обозначают посуду, но звучат не так – солонка, масленка (суффиксы –онк, -ёнк), чайник, кофейник (с суффиксом –ник).

На этом возрастном этапе особое внимание уделяется образованию разных форм глаголов, спряжению глаголов по лицам и числам.

Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, петух кукарекает, воробей чирикает). Детей обучают способам отыменного образования глаголов: мыло – мылит, краска – красит, учитель – учит, строитель – строит).

В старшем дошкольном возрасте программа рекомендует знакомить детей с типичными способами словообразования.

Прежде всего, у детей закрепляют умение образовывать наименования посуды, детёнышей животных и птиц с помощью суффиксов (грачонок – грачата, снегирь – снегирята – один и много, но один птенчик – ласточка,   синичка, много ласточки, синички). Эти навыки закрепляются в играх «Магазин», «Зоопарк», «Угадай, чего не стало?» и др.

Более сложная задача – образование названий профессий от разных частей речи с помощью суффиксов, приставок и других средств. Ребенок учится вычленять части слова (приставки, корни, суффиксы, окончания), осмысливать их, оперировать ими.

С детьми проводятся игры:

1) на образование существительных от глагола:

«Назови профессию человека» -

часы чинит – часовщик;

дома строит – строитель;

сапоги шьет – сапожник;

билеты проверяет – билетёр;

в библиотеке работает – библиотекарь и т.д.

 «Кто он такой?» -

за всех заступается – заступник;

 много работает – работник;

 часто дерётся – драчун

 очень много говорит – говорун и т.п.

2) на образование существительных женского рода с помощью суффиксов.

«И я тоже» -

он летчик – я тоже летчица;

он плясун – я тоже плясунья;

он умник – я тоже умница и т.д.

Детей учат подбирать однокоренные слова («слова-родственники) (берёза, берёзовый, подберёзовик; лист, лиственный, листопад).

Одна из задач – научить детей разным способам образования степеней сравнения прилагательных. Сравнительная степень образуется при помощи суффиксов -ее- (-ей), -е-, -те- (синтетический способ) и при помощи слов более или менее (аналитическим способом): чистый – чище – более чистый.

Превосходная степень образуется путем прибавления к основе прилагательного суффиксов -ейш-, -айш- (синтетический способ) (высочайший, умнейший) и при помощи вспомогательных слов самый и наиболее (аналитический способ) (самый высокий, наиболее правильный).

Целесообразно проводить упражнения

а) на образование прилагательных от основ существительных:

- варенье из малины – малиновое;

- варенье из клубники – клубничное и т.д.;

б) на употребление суффиксов существительных мужского и женского рода:

- занимается спортом – спортсмен;

- играет в футбол – футболист;

- катается на лыжах – лыжник;

- хорошо прыгает – прыгун и т.п.

в) на образование притяжательных прилагательных:

у лисы хвост – лисий, у зайца – заячий, у собаки – собачий …

Следует познакомить детей и с образованием слов в случае слияния двух основ:

- самолет, паровоз, теплоход, мясорубка, хлеборезка;

- нежно-розовый, темно-синий, ярко- красный;

- быстроногий, длинноухий, синеглазый, тёмноволосый.

Таким образом, работа по формированию навыков словообразования проводиться во всех возрастных группах с учетом принципов преемственности и развивающего обучения.

Вопросы для актуализации опорных знаний

1. Назовите способы образования слов.

2. Каково содержание и приемы обучения детей словообразованию в младшей группе детского сада.

3. В чём заключается усложнение в работе по формированию навыков словообразования в средней группе детского сада?

4. Каковы направления по обучению словообразованию в старших дошкольных группах?

Педагогические задачи

Определите задачи, которые решаются при проведении следующих игр и игровых упражнений, с детьми какого возраста они могут быть проведены?

Как называется эта посуда?»

для селедки – селедочница

для чайника – чайник

для соуса – соусник

для сухарей – сухарница

для хлеба – хлебница

для молока – молочник

для перца – перечница

для салата – салатница

Подскажи».

Воспитатель обращается к детям: «Как много вещей интересных на свете. Какие они? Подскажите мне, дети.

- блузка из шелка – (шелковая);

- халат из фланели - …

- костюм из шерсти - …

- сарафан из ситца - …

- шапка из меха - …

- стакан из стекла - …

Сегодня, завтра, вчера».

Воспитатель говорит: «Я буду называть словом действие, которое происходит сегодня, а вы должны назвать это же действие, если бы оно уже прошло и если оно еще только произойдет»:

сегодня       вчера       завтра

едет              ехал         поедет

летит            летел       полетит

прыгает       прыгал     запрыгает

учит             учил         выучит

Назови ласково».

Воспитатель называет слово и бросает мяч одному из детей. ребенок, поймав мяч, образует слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом и возвращает мяч воспитателю.


Белый – (беленький);

черный - …

серый - …

рыжий - …

хороший - …

старый - …

родной - …


Разные глаза».

Воспитатель объясняет детям, что у каждого человека свои, особенные глаза. Про человека с синими глазами можно сказать, что он синеглазый. А как можно сказать, если:

глаза черные – (черноглазый);

глаза голубые – (голубоглазый);

глаза зеленые – (зеленоглазый);

глаза серые – (сероглазый);

глаза большие – (большеглазый);

глаза узкие – (узкоглазый) и т.п.

Задания для расширения и углубления знаний по теме.

1. Знакомство с программой и методическими рекомендациями по развитию речи в детском саду авт. Гербовой В.В. // Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду. – М., 2005.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.061 с.)