Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема: Методика формирования синтаксических навыковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача, связанная с формированием навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказывание. Работа над предложением начинается с работы над простым нераспространенным предложением. Сначала детей учат отвечать на вопросы взрослого одним словом: - Что делает мама? (Читает). - Что делает собака? (Лает). - Что делают дети? (Поют). Затем детей учат строить простые предложения путем полных ответов на вопросы. Для этого можно использовать картинки из альбома О.И.Соловьевой. - Что девочка делает? – Девочка рисует. - Что делают ребята? – Ребята слушают радио. Работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением проводится параллельно. Формированию умения строить распространенные предложения способствуют задания типа «закончи предложение»: - Учитель учит кого? (Учеников). - Почтальон разносит что? (Письма, газеты). - Часовщик чинит что? (Часы). - Врач лечит кого? (Больных). Рассматривая картинку или игрушку, дети распространяют предложение с помощью воспитателя. - Это кто? – Кошка. - Какая кошка? Кошка, - говорит воспитатель, понижая голос, … - …серая, пушистая - договаривают дети. - Что делает серая пушистая кошка? - Серая пушистая кошка …лежит на коврике. В младшей группе детей учат распространять предложения за счет однородных членов. Перед детьми наборы картинок: овощи (морковь, лук, огурцы, картошка); фрукты (яблоки, апельсины, лимоны); животные (кошка, собака, корова, теленок); мебели (столы, стулья, шкафчики). Сначала воспитатель уточняет, что нарисовано на картинках, затем начинает предложение, а дети продолжают. - Мама купила в магазине … морковь, лук … - У бабушки в деревне живут … кошка, собака, корова и теленок. Далее называются обобщающие слова («Как можно одним словом назвать столы, стулья, шкафчики?» - «Мебель»). Дети упражняются в употреблении обобщающих слов перед однородными членами предложения. Воспитатель начинает: - В детский сад привезли новую мебель … столы, стулья, шкафчики. - В магазине продают вкусные фрукты … яблоки, апельсины, лимоны. Дети продолжают предложение, а потом вслед за воспитателем повторяют его. Для составления предложений целесообразно использовать и сюжетные картинки. Рассматривая их с детьми, воспитатель задает вопросы, а дети отвечают на них простым предложение, состоящим их подлежащего, сказуемого, обстоятельства, определения или дополнения. - Что делают дети? – Дети идут в лес. - Что будут делать в лесу дети? – Они будут собирать ягоды, грибы. - Куда дети будут собирать ягоды и грибы? – они будут собирать ягоды и грибы в корзину. Помимо построения предложений дети упражняются в изменении глаголов. - А как сказать, если дети только собираются пойти в лес? (Дети пойдут в лес). - А если дети уже были в лесу? (Дети ходили в лес). Для упражнения детей в построении предложений можно использовать следующие игры-драматизации: «День куклы». (Что делает кукла? Кукла рисует. Кукла поет. Кукла танцует). «Мишкина гимнастика». (Что делает Мишка? Мишка бегает. Мишка приседает). Таким образом, формирование синтаксических умений у детей младшего дошкольного возраста осуществляется в следующей последовательности: дети учатся односложно отвечать на вопросы, строить простое предложение, оформлять и распространять его за счет однородных членов, а затем - употреблять обобщающие слова перед однородными членами. Наконец, они подводятся к составлению сложных предложений. Все упражнения должны проходить в игровой занимательной форме. Формирование синтаксической стороны речи у детей средней группы связано со становлением связной речи, и в первую очередь с монологической её формой. В речи ребенка 5-го года жизни увеличивается количество простых распространенных предложений. Вместе с тем замечено, что дети не всегда правильно строят предложения: нарушают порядок слов, употребляют по два подлежащих («папа и мама, они …»), переставляют слова, опускают или заменяют союзы, мало используют определений и обстоятельств. В средней группе продолжается работа над грамматическим оформлением предложения и его распространением. Детям предлагают несколько картинок: 1) девочка моет пол шваброй; 2) мальчик делает девочке лодочку; 3) девочка рисует клоуна. Отвечая на вопросы (кто? что делает?), дети сначала строят предложения из двух слов, затем с помощью вспомогательных вопросов распространяют их. Мальчик делает лодочку. - Кто это? – Это мальчик. - Что делает мальчик? – Мальчик делает лодочку? - Кому мальчик делает лодочку? – Мальчик делает лодочку девочке. Девочка рисует клоуна. - Кто это? – Это девочка. - Что делает девочка? – Девочка рисует. - Кого рисует девочка? – Девочка рисует клоуна. - Какого клоуна рисует девочка? – Девочка рисует весёлого клоуна. - Чем рисует девочка весёлого клоуна? – Девочка рисует весёлого клоуна карандашами. - Какими карандашами рисует девочка весёлого клоуна? – Девочка рисует весёлого клоуна цветными карандашами. Для правильного построения предложений существенное значение имеет овладение глагольной лексикой. С этой целью используют упражнения типа «Закончи предложение» или специально созданные бытовые ситуации. - Маша взяла утюг, она будет … (гладить бельё). - Дима взял пилу, он будет … (пилить бревно). - Юра взял топор, он будет … (рубить дрова). - Алёше купили велосипед, он будет … (кататься на велосипеде). Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением. - Кого ведут в детский сад? - Кого учит учитель? - Что рисует художник? Для правильного построения сложных предложений важно осмыслить значение союзов соединения и подчинения. Необходимо активизировать в речи детей употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как), для связи предложений. Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предожение. «Закончи предложение». Тане подарили куклу, потому что … Мы пошли гулять на улицу, когда … Дети пошли в школу, чтобы … Надя не послушалась маму, поэтому … Пошёл дождь, но мы … «Ответь на вопросы».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.38.170 (0.007 с.) |