Учитывается суммарный доход на каждого члена семьи, включая детей и иждивенцев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учитывается суммарный доход на каждого члена семьи, включая детей и иждивенцев.



Официальная статистика ведет расчеты количества числа бедных в зависимости от уровня зарплаты. Фактически – доход до 12 тыс. руб. – уровень нищеты. Уровень бедности – доход от 12 тыс. рублей до 30 тыс. рублей. Если по Новгородской области средний доход составляет 30 тыс. рублей, то это показатель того, что абсолютное большинство населения проживает на уровне нищеты и бедности. А если учесть, что доход работающего в семье обеспечивает содержание детей, малообеспеченных членов семьи - (пенсионеры, инвалиды, временно не работающие граждане и т.д.), то распределение дохода на каждого человека в семье приводит к увеличению количества бедных, которые не учитываются официальной статистикой.

Показатели средней заработной платы не объективны, более объективную картину дает модальная зарплата. Что это означает? Это означает, что речь идет просто о зарплате, которую официально получает большинство. Грубо говоря, исключая всех бедняков и всех богатых. Просто большинство. Модальная зарплата на данный момент в РФ, согласно данным Росстата, — 23 тысячи рубле й. То есть это почти в два раза меньше так называемой средней зарплаты по стране, которая составляет 45 тысяч.

 Тогда в Новгородской области модальная зарплата работающего составляет 15 тыс. руб.

Одним из важнейших показателей социального «благополучия – не благополучия» является показатель установленного Правительством РФ прожиточного минимума для населения в стране и регионах. В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 августа 2018 года №550 Н величина прожиточного минимума на человека составляла в РФ 10444 рубля, для трудоспособного населения 11380 руб., пенсионера 8583 руб., детей 10390 руб. В Новгородской области для трудоспособного населения в 2019 г.определен прожиточный минимум для работающих людей – 11162 руб.; пенсионеров – 9284; детей – 10994 руб.

 На второй квартал 2019 года в РФ был установлен прожиточный минимум в размере 11 185 рублей. В Минтруде посчитали нужным поднять МРОТ с 1 января 2020 года до 12 130 рублей в месяц. Правительство предложило повысить сумму прожиточного минимума пенсионеров в целом по России в 2020 году. Но если учесть рост инфляции, рост тарифов и сборов, введение новых налогов, то вряд ли это решение даст эффект в улучшении жизни граждан страны. Свой вклад внесет и региональный коэффициент.

При установлении прожиточного минимума, то есть официальной границы бедности, власти ориентируются на возможности бюджетов различных уровней и склонны рассчитывать этот показатель с понижающим коэффициентом.

 Согласно закону, величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания для трудоспособного населения, пенсионеров и детей, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, непродовольственных товаров и услуг, а также обязательные платежи и сборы.

Сегодня в Трудовом кодексе нет определения минимального размера оплаты труда, хотя раньше оно существовало. Федеральный закон от 20.04.2007 № 54-ФЗ полностью убрал фразу о том, что МРОТ это “плата за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда“.

Таким образом, теперь и выпускник ВУЗа и человек, который только окончил школу, то получается, что они равны в своих притязаниях на зарплату. Такого положения нет ни в одной стране мира. Насколько больше будет получать один и второй, будут решать только их работодатели. Переход к этой системе является одной из реальных причин того, что уровень заработной платы крайне низкий в большинстве регионов  РФ. Работодатели, будь то государственное предприятие или учреждение, имеет законное основание максимально экономить средства бюджета как и бизнес - экономить на сотрудниках и работниках.

  МРОТ одинаков для разных профессий, его размер различается разве что по регионам и ежегодно индексируется. Поскольку МРОТ – это фиксированная сумма, то она не отражает затраченные человеком физические или умственные усилия и не может быть мерилом затраченного труда. Более того, тот же 54-ФЗ, который приняли в 2007 году, разрешил уменьшать оклад и включать до размера МРОТ повышающие надбавки или стимулирующие выплаты. Таким образом, граждане, имеющие стаж или квалификацию, часто получают столько же, сколько те, кто их не имеет.

  В 2018 году в Федеральный закон № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» были внесены поправки о том, что “начиная с 1 января 2019 года и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума.

 Прожиточный минимум – это стоимость условной потребительской корзины. Это стоимость продуктов, коммунальных платежей и самых базовых непродовольственных товаров, состав которых определяет государство. В данном случае получается, что величина МРОТ – есть некое базовое пособие, чтобы выжить. Получая такую зарплату, мы соглашаемся с тем, что минимальный уровень жизни является некой нормой для каждого независимо от образования, квалификации или условий работы.

Увеличение прожиточного минимума не решает главной проблемы – достойной оплаты труда в соответствии со статьей 7 Конституции РФ. А привязка прожиточного минимума к МРОТ является на наш взгляд прямым нарушением Конституции РФ. Рассмотрим уровень жизни жителей Новгородской области имеющих МРОТ.


  Предполагаемое распределение расходов минимального прожиточного минимума в Новгородской области в 2018 году.

 Трудоспособное население – 11004 руб. пенсионеры – 8404руб. на детей – 10094руб.

Питание              4907.79 руб.                             4210.40 руб.        5067.19руб.

Товары                 2442.89 руб.                            2101 руб.              2523.5 руб.

Услуги:                    2431.89 руб.                          2092.59 руб.          2503.31 руб.

Налоги и платежи:  1221.44 руб.

          На  приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг без обязательных налогов и сборов в течение месяца государством допускается возможность существовать людям трудоспособного возраста на 9782,5 руб.

 Повышение МРОТ в 2019 году кардинально не изменит ситуацию, надбавка слишком мала и идет параллельный рост цен, налогов, платежей и сборов.

 При этих условиях не реально сохранение здоровья работающему человеку и обеспечение его жизнедеятельности. С учетом уровня цен в нашей области это не реально.

Уровень и качество питания является одним из важнейших факторов, влияющих на здоровье человека. О каком качестве питания может идти речь, если государство признает возможность обеспечить питание из расчета                     на месяц: 4907.79 руб. – для работающего человека, для пенсионера -                            4210.40 руб. и 5067.19 руб. для ребенка.

Реально стоит проблема питания детей из малообеспеченных семей в школах, особенно в сельской местности, где детей подвозят на автобусах из дальних деревень, что, безусловно, сказывается на их здоровье. 

В этом году впервые за много лет депутатами Государственной Думы поднят вопрос о бесплатном питании детей из малообеспеченных семей в школах. Как на практике будет реализована эта программа, опять покажет время. Региональное бюджетное финансирование должно будет решать и эту проблему. И оно решило. В бюджете области в 2020 году спланировано выделить деньги на питание детей из малообеспеченных семей в школах до 45 рублей. Эта сумма определена из возможностей бюджета, но она крайне недостаточна для полноценного питания школьника. Опять вопрос возможностей бюджета.

С 2002 года ежегодно оказывает помощь в обеспечении питания от 1000 до 370 школьников области Красный Крест Норвегии, благодаря усилиям и контактам Красного Креста Новгородской области. 

По официальным данным Росстата численность населения с доходами ниже прожиточного минимума (крайняя нищета) в Новгородской области (тыс. человек):

           2014 г.             2015 г.      2016 г.     2017 г.  2018 г.  2019г.

              95,3                 76.0          75.9        86.1        90.5

 %       14,9%             12.1%       12.2%     13.9%        14.7%

Эти данные относятся к людям, работающим. Но если считать честно и объективно, то к какой категории относятся люди, которые не имеют дохода и обеспечиваются за счет своих близких, например – дети. Эта категория граждан РФ статистикой напрямую не учитывается. Данных за 2019 год пока нет. Но система и тенденция сохраняется, баланс между доходами и расходами населения вряд ли измениться. Система выживания большинства населения продолжает существовать. Разрыв между богатыми и бедными увеличивается с каждым годом.

В перспективе по данным РОСТРУДА в Новгородской области по сравнению с декабрем 2018 года в январе 2019 года индекс потребности в рабочей силе в Новгородской области рухнул на 23%. Вакансий на рынке труда стало на четверть меньше. Что также неблагоприятно скажется на уровне жизни населения, если этот процесс не остановится. Причина все та же – низкий уровень заработной платы. Почти четверть населения зарабатывает меньше 15 тысяч рублей.    Зарплату более 100 тысяч рублей в месяц в регионе получают чуть более 1% жителей региона. Зарплаты ниже 10 тысяч, в свою очередь, получают более 12% населения Новгородской области. Средний месячный оклад составил 21,6 тысяч рублей, что превышает прожиточный минимум в 2,1 раза.  

Средняя зарплата не отражает объективно доходы населения, более объективна модальная зарплата. Этот показатель не включает в себя доходы самых бедных и самых богатых граждан РФ, а показывает уровень доходов большинства. На данный момент, согласно данным Росстата это 23 тысячи рубле й. Если рассчитать модальную заработную плату по Новгородской области, она будет в пределах 15-17 тыс. рублей.

Сегодня активно идет уменьшение количества малых предприятий. «Мы потеряли за два года более 200 тыс. малых торговых предприятий, и дополнительное увеличение (налогов), естественно, ни к чему хорошему не приведет, Хотя их не так много осталось, наверное, решили, что они не нужны, обойдемся сетевыми структурами». вице-президент "Опоры России" Вячеслав Корочкин. Хотя их не так много осталось, наверное, решили, что они не нужны, обойдемся сетевыми структурами». А это значит сокращение рабочих мест увеличение количества людей, имеющих низкие доходы. Это по России. Процесс этот разворачивается и по нашей области.

На самом деле, количество живущих за чертой нищеты людей намного больше, чем показывает официальная статистика, так как сюда не входят несовершеннолетние, находящиеся на иждивении родителей, люди, имеющие низкую заработную плату, дети из неполных семей, пенсионеры и инвалиды, получающие минимальные пенсии, безработные и т.д. А уровень бедности официальная статистика считает по уровню заработной платы.

     Новгородская область занимает шестое место в России по дороговизне жилищно-коммунальных услуг. К такому выводу пришли эксперты агентства РИА «Рейтинг» (структура, аффилированная с РИА «Новости»).

Жители области отдают за эти услуги 12,8% среднестатистических расходов или 3991 рубль в месяц. Причём рост стоимости ЖКУ за год в процентном отношении в области очень высокий – 1,7% (выше только в Тюмени – 3%)

 

Усугубляется ситуация долговой нагрузкой. На брифинге главный судебный пристав Новгородской области Татьяна Безызвестных отметила, что долговая ситуация в Новгородской области продолжает оставаться напряжённой. Более 25 млрд. рублей требуется взыскать и перечислить физическим лицам и организациям, это порядка 250 тыс. исполнительных производств. При этом большинство должников исполняют свои финансовые обязательства лишь после принудительных мер.

В области с населением 604 тыс. человек совокупный объём выданных банками населению кредитов, в том числе потребительских, за первое полугодие 2019 года вырос на 8% и составил 58 млрд. рублей. За январь-июнь 2019 года новгородцы заняли у банков на потребительские цели 18 млрд. рублей, что на 20,1% больше, чем в этом же периоде 2018 года. Объём обязательств по таким кредитам увеличился с начала года на 8,3% и на 1 июля 2019 года составил 35,1 млрд. рублей. Растет процент множественных кредитов людьми для покрытия предыдущих кредитов. Эти показатели являются тревожным фактором. 

Вот уже лет пять как по мере нарастания экономических трудностей в стране тема борьбы с бедностью и ее профилактики не сходит с повестки дня на всех уровнях власти. Но точного количества бедных и причин, по которым люди стали нищими и бедными пока нет, нет данных и о бездомных. Хотя весной этого года на Совете при Президенте РФ по правам человека прозвучала информация о том, что в России может быть «от 800 тысяч до 3,5 млн. бездомных».

А сколько их в нашей области, или наших земляков в других регионах?

Так в Новгородской области ни Новгорстат, ни министерство социальной защиты полных данных не имеют. В лучшем случае, возможно, есть данные  о числе койко-мест в социальном приюте или о количестве «оказанных услуг» бездомным в пересчете на человека. Программ по профилактике бездомности практически нет. Для того, что бы решать проблему снижения уровня бедности, прежде всего, необходимо знать причины, по которым люди попадают в «черную социальную дыру». Кто эти люди, как-то не принято всерьез рассуждать: ну, оказались они в тяжелых условиях или испытывают серьезные проблемы со здоровьем или, скажем, многодетные и пожилые. Чувствуется, что за словом «бедные» скрывается невиданное многообразие реальных проблем, которые сложно объединить, а потому решить одним махом не возможно. Проблема эта опять, как было сказано выше, системная.

Интересные данные приведены в исследовании, проведенном в «Ночлежке» в 2018 г. Москва.

Причины бездомности:

44,8% - переезд в другой город в поисках работы;

34,3% - проблемы в семье;

11,5% - потеря возможности снимать жилье;

10,7%- потеря работы;

8% - освобождение из мест заключения;

7,2%- алкогольная и наркотическая зависимость;

5,3% - продажа жилья;

5,1%- болезнь, травмы;

3,3%- выпускники детских домов;

2,5%- жилье сгорело:

2,2% - странствия;

1,5%- выселение из служебного жилья; 7,7% - другие причины

Средний возраст бедомных-46 лет, 12,6% – пенсионеры.

Имеют высшее образование – 16,1%, среднее 44,3%, н/среднее 28%, 0,9% начальное, 0, 8%- нет образования. Практически это люди, которые являются жертвами реализуемой внутренней государственной социальной политики в стране. Можно только предполагать, сколько жителей нашей области находятся в такой ситуации. Статистики нет. Эта проблема одна из самых болезненных социальных проблем и она требует решения. Какая ситуация в области, предстоит понять.

С 1 мая 2018 года размер МРОТ привязан к прожиточному минимуму и составлял 11163 руб. (ст. 2 Федерального закона от 07.03.2018 N 41-ФЗ). С 1 января 2019 года МРОТ в Новгородской области составляет 11 280 рублей в месяц и считается базовым значением для всех организаций. В 2020 году прожиточный минимум увеличится, но практически не окажет сколько ни будь существенного влияния на общую ситуацию с бедностью.
  Если учесть, что люди, получающие доходы за свой труд на уровне прожиточного минимума и немногим выше, пенсионеры и другие малообеспеченные граждане, имеющие квартиры должны оплатить коммунальные услуги, платеж на капитальный ремонт, налоги на недвижимость, дачные участки и т.д., то их расходы на питание и услуги сократятся до абсолютно минимальных размеров. Часть платежей берет на себя бюджет в виде перечисления дотаций, но кардинально этот фактор не решает проблему бедности. Если учесть, что проезд в городских и областных автобусах за последние 2–-3 года повысился почти в 2 раза, то картина еще более усугубляется. Даже ветераны и инвалиды ВОВ оплачивают свой проезд в общественном транспорте. Из вычислений следует, что уровень и качество жизни значительной части населения Новгородской области, как и большинства регионов РФ, является очень низким. 

Нагрузка на население через рост платежей, тарифов, налогов постоянно растет. Но у этого процесса есть обратная сторона, которая анализируется в данном докладе. Из-за падения покупательной способности населения вследствие роста цен, разоряется мелкий и средний бизнес, особенно в регионах. Как следствие, усиливается спад производства, падают поступления в бюджеты всех уровней, для их пополнения власти опять системно повышают налоги. Вследствие этих мер семейный бюджет граждан страны беднеет ещё больше, цены растут ещё выше. Этот процесс становится практически малоуправляемым. Превентивные меры социальной поддержки малоимущего населения играют скорее психологическую роль и не оказывают значительного влияния на реальное положение дел в социальной сфере.

Главная причина столь бедственной ситуации в социальной сфере состоит в том, что акцент в политике оплаты труда как в государственных учреждениях и организациях, так и в сфере бизнеса привязан к   точке отсчета минимального размера оплаты труда, установленного государством. Минимальный размер оплаты труда работника заложен государством, как уже отмечалось в докладе, на уровень нищеты. Но фактически, как указывается в ряде документов, выдаваемая на руки заработная плата может быть ниже МРОТ региона, так как МРОТ считают с начисленной зарплаты, т.е. до удержания налога НДФЛ. Расчеты остатка мы уже сделали.

Средняя заработная плата в Новгородской области за период январь–июнь 2019 года составляет по официальным данным – 29710,6 рублей. По данным РИА Новости – средняя зарплата в регионе 26719 руб. Номинальная заработная плата определяется, как уже отмечалось, без вычета обязательного налога на доход в размере 13%.

По исследованиям РИА Новости в 2018 году по показателям динамики заработной платы в РФ Новгородская область занимала 81 место. При среднем значении для РФ – 11,2, в области –7,6. Какая будет по итогам 2019 года, узнаем в 2020 году. Но прогноз не утешительный. Сравнительная покупательная способность заработной платы (отношение к фиксированному набору товаров и услуг) –1,94. Средний показатель по РФ – 2,47.

При этом при определении размера заработной платы в государственных учреждениях и в сфере бизнеса не учитывается специфика условий жизни населения. Во многих семьях проживают дети, которые не имеют дохода, студенты средних и высших учебных заведений, безработные граждане, инвалиды, пенсионеры. Кроме того надо учитывать фактор, что обычному россиянину, живущему на доход от зарплаты, приходится дополнительно выкладывать немалую сумму на оплату коммунальных услуг и систем теплоснабжения, обязательный платеж за капитальный ремонт, нужны деньги на дополнительные налоги (дорожный фонд, налог на машину, на приватизированное жилье, на дачный участок и т.д.).  В Новгородской области эти тарифы неуклонно растут и представляют собой реальную нагрузку на бюджет семьи, прежде всего на семьи, которые проживают на уровне нищеты и бедности. Так в 2019 году коммунальные тарифы поднимались дважды в январе и июне. Растут цены на продовольственные и непродовольственные товары.

По данным Росстата в 2018 году цены на продовольственные товары увеличились на 4,7%. По данным Росстата, больше всего вырос в цене сахарный песок. По отношению к декабрю 2017 года этот продукт стал дороже на 28,3%. Куриные яйца подорожали на 25,9%, птица — на 9,7%., мясо и мясопродукты — 6,7%, сахар, джем, мед, шоколад и конфеты — 5,1%. Молоко, сыры подорожали на 2,9%. Цена на хлеб и крупы увеличилась на 2,8%. Рыба и морепродукты стали дороже на 2,5%. Масло и жиры — на 2,1%.Подешевели в российских магазинах только овощи и фрукты. Цены на них снизились на 5,8% и 0,1% соответственно. И эта тенденция сохраняется из года в год.

Прогнозируется реальный рост цен в 2019 году. В ЦБ рост цен связали с увеличением акцизов с 1 января. Так в 2019 году Росстат сообщил о взрывном росте цен на овощи: с начала года картофель подорожал на 22%, морковь - на 43,5%, лук - на 71,5%, а капуста – и вовсе более чем в два раза.   Годовой прирост цен на продовольствие в июле 2019 года ускорился до 5,5% с 5,2% в июне. Быстрее, чем в июне, дорожали мясо, овощи, молочная продукция, хлеб, хлебобулочные и кондитерские изделия. Такой прогноз представили эксперты Ассоциации компаний розничной торговли.

При этом потребительские расходы увеличились на 8.4%, в среднем за месяц составили 21 939 рублей, которые жители области тратят на покупку товаров (70,1%), на оплату услуг (21,5%) и на обязательные платежи (11,7%) а это более 100%. К концу 2019 года продукты питания подорожают на 3–3,5%, при этом заметнее других вырастут цены на яйца, мясо птицы и сахар.

 .Ретейлеры сообщают о росте цен из-за подорожания топлива. Такой же прогноз представили эксперты Ассоциации компаний розничной торговли.

  

  

        По данным агентства РИАРЕЙТИНГ в рейтинге регионов РФ по качеству жизни Новгородская область занимала в 2017 году 57 место, то 2018 году -61 место.

     В 2018 году повышен Правительством РФ НДС на товары и продовольствие до 20%., но пока сохранен 10% социальный НДС. Но это небольшой перечень социально значимых товаров.  

 Средний уровень реальной зарплаты в регионе значительной части населения – уровень нищеты и бедности. Особенно сложно при таком уровне и расчетах заработной платы приходится, как уже отмечалось, семьям с детьми. По исходным данным Росстата РФ в рейтинге по благосостоянию российских семей Новгородская область занимает по данным за 2017 г. - 56 место, за 2016 год - 54 место, в 2018 году -61 место. Рейтинг рассчитывается по остаткам денежных средств, полученных в виде зарплаты после минимальных расходов 2 взрослых и расходов двух прожиточных минимумов на 2 детей и одного минимума на 1 ребенка. Самое сложное положение в семьях с детьми. Пособие на ребенка до 1,5 лет составляло 40% от заработка матери. При уровне заработной платы в области огромное количество семей с детьми находятся на уровне нищеты и бедности. Особенно неполные семьи. Размер ежемесячного детского пособия на ребенка до трех лет составляло 50 руб. (п. 1 Указа Президента РФ от 30.05.94 № 1110).  

С 1 января 2019  введено новое пособие на первого и второго ребенка (так называемое президентское пособие). С февраля повышены выплаты в твердой сумме. А вскоре появится совершенно новое пособие на детей. По распоряжению Путина вводится новый размер пособия на детей до трех лет — 10 000 рублей. В каждом регионе свой размер.  Закон подписан 2 августа. Пособия на детей до трех лет будут выплачивать, начиная с 1 января 2020 года.

 Увеличение пособий на детей несколько снимет напряжение с семьи, но кардинально не решит проблему бедности, так как работает опять региональный коэффициент и заработная плата родителей остается на прежнем уровне.

Об уровне жизни в стране или территории можно судить не только по количеству бедного населения, но и по наличию среднего класса.

Реальные доходы среднего класса в России сокращаются последние пять лет, тогда как поляризация внутри него только усиливается, отметила в своем  докладе профессор НИУ ВШЭ Наталии Тихоновой, представленном в рамках Российско-французской научной конференции.

Согласно исследованию, представленному в докладе, средний класс в РФ составляет сегодня 38,2% населения, каждый десятый его представитель живет в Москве. Само же ядро среднего класса, которое отвечает всем характеристикам, составляет лишь 7% населения, или 10,3 млн. россиян. Средние доходы в домохозяйствах, входящих в ядро среднего класса, составляют 47 тыс. руб. Остается подсчитать, сколько примерно процентов среднего класса проживает в Новгородской области, учитывая уровень средней заработной платы в области, подсчитать не трудно.

При этом главными рисками по выпадению из среднего класса автор доклада называет рождение детей и выход на пенсию. Так, шансы войти в ядро при наличии одного несовершеннолетнего ребенка падают в полтора раза, если же детей два и более — в четыре раза.

И это один из серьезных факторов снижения рождаемости в РФ, в том числе и в Новгородской области.

 Оплата специалистов государственных учреждений зависит, как уже отмечалось, от возможностей региональных бюджетов. И как то так получилось, что «нормой» стал региональный уровень доходов граждан страны. На уровне регионов принимаются «Положения об оплате специалистов государственных учреждений», где отсчет ставок ведется независимо от квалификации на уровне прожиточного минимума или даже меньше того. Как результат уровень заработной платы специалистов в Москве и в большинстве регионов разнится в 5-7 раз. Это положение напрямую противоречит Конституции РФ. Такая зарплатная политика напрямую влияет на доходы работников и в сфере бизнеса. Даже на официальном уровне употребляется термин «работающие бедные».

Положение с неравенством в оплате труда является основой множества социальных проблем России сегодня, источником одного из самых сложных социальных процессов – демографического спада. Российская провинция медленно и системно пустеет. Делать ставку на миграционный поток в страну - глобальная ошибка, которая принесет стране не мало дополнительных проблем.

Государственные субсидии, программы, национальные проекты имеют временной период работы. Поддерживают эту сферу в определенный период времени. Основная проблема остается у регионов.

Сегодня Правительством РФ делается ставка на так называемую адресную социальную помощь. Выплаты составляют в нашей области до 5 тысяч рублей и, как правило, эта помощь является разовой. На этом фоне сложно говорить о повышении уровня и качества жизни населения и перспективах улучшения демографической ситуации в стране.

Анализ денежных доходов населения в Новгородской области:

Номинальная средняя заработная плата:

                         2013г.        2014 г.       2015г.         2016 г.      2017г. 2018

                        15598.9    21391.9       23702.6        25773.0     25701.3 29478

 

          Эти показатели по средней заработной плате не дают реального представления об уровне и качестве жизни населения Новгородской области. На то они и средние.

 Пример: средняя зарплата в АПК только один раз (в июле 2018 года) превысила 22 тыс. рублей (22 028) и является самой низкой в СЗФО. 

       «Нам нужно не формулировки красивые и гладкие формулировать... чтобы люди почувствовали", – заявил В.В. Путин в ходе расширенного заседания Госсовета 23 декабря 2018 года, посвященного реализации нового "майского указа". Глава государства добавил, что важно понимать, сколько люди в действительности получают на руки.

Официальные данные Новгородстата по итогам 2018 года. Только цифры: Денежные доходы населения Новгородской области в 2018 году упали на 2%. Реальные располагаемые денежные доходы упали на 7%. Число работников, перед которыми есть просроченная задолженность по заработной плате в январе 2019 года увеличилась в 10 раз по сравнению с январем 2018 года. Значительно выросла разница между расходами населения и доходами. Если расходы новгородцев год назад превысили величину доходов на 670 млн., то в 2018 году эта разница составила уже 2,8 млрд., что говорит о том, что доходы стремительно уходят в тень, или о том, что новгородцы все больше тратят свои сбережения, а скорей всего присутствуют оба фактора. В структуре расходов населения все большую долю занимают обязательные платежи и покупка продуктов питания, новгородцы работают на еду. Население области за 2018 год уменьшилось на 1,4%.

ФАКТ:   28 января 2018 года на пресс-конференции руководитель УФССП Татьяна Безысвестных назвала, что общая сумма долгов, подлежащих взысканию в 2017 году, стала лидирующей за последние пять лет и составила 26 млрд. рублей. По кредитам размер задолженности населения достиг 6,7 млрд. рублей, по налогам – 1,1 млрд., руб., за услуги – ЖКХ около 600 млн. руб., по штрафам – 2–5 млн. руб..  

В Новгородской области проживает сегодня 606 тыс. человек, а количество производств о взимании долгов достигло 535 тысяч.     

Судить о положении населения, обремененного долгами и налогами можно по документу, направленному председателем комитета образования Великого Новгорода во все педагогические коллективы. «Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода в целях реализации Плана мероприятий ("Дорожная карта") по мобилизации доходов регионального и местных бюджетов Новгородской области в 2019 году (далее План мероприятий), утвержденного 13.12.2018 года первым заместителем Губернатора Новгородской области Мининой В.В. и Руководителем УФНС России по Новгородской области Веселовым А.Г., обращает Ваше внимание на проведение разъяснительной работы о погашении задолженности по имущественным налогам (налог на имущество физических лиц, транспортный налог и земельный налог) сотрудниками учреждений».
Эти факты свидетельствуют, прежде всего, о социальном неблагополучии в регионе.

11 сентября 2019 года Д.А. Медведев в телеэфире заявил, что бедными в РФ являются  люди с небольшим источником дохода; большие семьи, с большим количеством детей; люди, у которых имеются проблемы со здоровьем. Также Медведев Д.А. отметил существенную региональную дифференциацию. Но реальное количество бедных людей в РФ пока не называется. В государственной статистике учитываются данные только по уровню заработной платы. Эти данные не отражают объективную картину уровня жизни граждан страны.

 Теперь о пенсионерах. В Пенсионном фонде России (ПФР) разъяснили, в каких случаях могут быть уменьшены пенсии. Так, если у получателя есть штрафы или другие задолженности, по решению суда из его выплат будут удерживать 50—70% ежемесячно. Также из пенсии будут вычитать по 20%, если гражданин получал пособие выше, чем ему положено (например, не уведомил ПФР об изменении своего статуса). Кроме того, сумма может измениться в случае переезда в регион, где установлен другой коэффициент, используемый при расчёте выплат. Если будут вычитаться из мизерных пенсий суммы в размере 50% - 70%, то люди в преклонном возрасте будут обречены на голод, они не смогут оплачивать жилье, приобретать лекарства. И опять региональный коэффициент. Граждане России платили единый налог в государственный пенсионный фонд РФ и по логике коэффициент должен быть единым по стране.

  Исследование Росстата 2019 год. ПО данным Федеральной службы государственной статистики средней российской семье требуется 58,5 тысячи рублей, чтобы купить необходимое и "свести концы с концами".

Минимальный доход, необходимый многодетной семье, составляет 82 тысячи рублей в месяц.

Молодым семьям требуется минимум 68-69 тысяч, неполным семьям (только один родитель) — 62,5 тысячи. Семьям пенсионеров нужно 38,3 тысячи рублей.

При этом 79,5% российских семей не всегда могут позволить себе приобрести необходимый минимум товаров (субъективный, свой для каждого домохозяйства), не выходя за пределы дохода. Более половины семей (53%) не могут справиться с неожиданными тратами (срочный ремонт или медицинские услуги).

Почти половина (49,1%) не может позволить недельный отпуск вне дома каждый год. Более трети не могут приобрести каждому члену семьи две пары обуви, подходящей по сезону. Четверть не имеет возможности пригласить гостей на семейное торжество. Не могут позволить себе употреблять фрукты в любое время года 21,1%. Это данные по РФ.

Сейчас идет новая фаза кризиса семьи, которая связана напрямую с ростом бедности.

Одним из возможных вариантов хоть немного облегчить финансовое положение граждан РФ, это вариант самый простой - не взимать налог НДФЛ с малоимущих.

Министр финансов России Антон Силуанов заявил, что нужно взвесить все плюсы и минусы освобождения малоимущих граждан от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Об этом 23 ноября 2019 г. сообщает «РИА Новости».

 «Надо смотреть и на плюсы, и на минусы, как это скажется на региональных бюджетах. Поэтому надо взвешивать всё», — сказал он журналистам в кулуарах съезда партии «Единая Россия».

Замкнутый круг, пособие даем, а налог оставляем, так как без этого налога пострадают региональные бюджеты. Опять проблемы наполнения регионального бюджета. В этом и заключается парадоксальность отношений регионы – Центр.

По Новгородской области показатели количества бедных семей не просчитаны объективно. Сколько реально? Ответ должен быть конкретным для того чтобы выстраивать стратегию и тактику социальной политики в регионе. Для этого надо считать не только по заработной плате, но по количеству дохода на душу населения не по средним показателям, а воспользоваться объективными данные по доходам различных социальных групп жителей области. Но этот ответ видимо есть у Правительства региона, данных мы в процессе подготовки доклада не нашли. Вопрос остается открытым.     

 Новгородская область в рейтинге социальных расходов заняла 60 место по РФ. Социальные расходы консолидированного бюджета области в 2018 году составили 37,82 тысячи рублей на человека. Казалось бы, достаточно высокая доля социальных расходов в суммарных расходах консолидированного бюджета области - 59,5%. Это даёт основание полагать, что каждый новгородец хорошо социально обеспечен. Но это не так – играет роль всё же абсолютная величина консолидированного бюджета. В общем, прямая зависимость от состояния экономики региона.

По средним показателям доходов на душу населения или средней заработной платы в расчетах Федеральной службы государственной статистики сложно рассчитать количество и состав социальных групп населения по уровню и качеству жизни по всем параметрам доходов. Расчет должен проводиться по группам граждан соответственно доходу на душу населения. Чтобы более объективно рассчитать, предлагаем воспользоваться положением Федеральной службы государственной статистики, которая разделяет уровень жизни россиян в зависимости от доходов на следующие категории граждан РФ в зависимости от дохода:
* крайняя нищета – доходы ниже прожиточного минимума (7–8 тыс. р.)
* нищета - доходы от одного до двух прожиточных минимума (8 до12т.р.)    

*бедность – доходы от 12 до 20 тыс. рублей в месяц.

В этом случае мы хотя бы будем знать информацию, сколько нищих и бедных граждан проживает в РФ, показатели будут значительными.
 Этот анализ лишь малая часть необходимого анализа социально-экономического состояния Новгородской области.

19 декабря 2019 года Президент РФ одобрил перечень показателей для оценки эффективности губернаторов по выполнению майского указа и поручил оформить это решение. Губернаторский "лист оценки" состоит из 15 пунктов, среди них - уровень доверия президенту и главам регионов, производительность труда, реальная среднемесячная зарплата, уровень бедности, естественный прирост населения, уровень доступности жилья, качество окружающей среды и другие.

Для губернаторов регионов РФ, в том числе и для Новгородской области, эти критерии – сложная задача. И главная сложность состоит в том, что система распределения полномочий, распределение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, разные ресурсные возможности регионов и т.д. остаются прежними.

2.2 Уровень доходов специалистов и работников государственных бюджетных учреждений.

  В данном докладе рассматривается отдельно заработная плата в государственных бюджетных учреждениях региона. Это специалисты и сотрудники, работающие в бюджетных учреждениях и низкооплачиваемые работники в сфере бизнеса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.81.240 (0.064 с.)