Доклад рабочей группы по демографии, социальной политике, уровню и качеству жизни населения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доклад рабочей группы по демографии, социальной политике, уровню и качеству жизни населения



 

Демография, социальная политика, уровень и качество жизни населения Новгородской области 2018 –окт. 2019г.г.

 

 

Руководитель рабочей группы:

Лисицина Н.А. – Член Консультационного Совета при Губернаторе Новгородской области, к. псих. наук, член-корр. Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности,

Член «Союза независимых экспертов»

 

 

Новгородская область – 2019

ТЕМА: Демография, социальная политика, уровень и качество жизни населения Новгородской области 2014-2018 г.г.

"Сбережение народа" – и в самой численности его, и в физическом и нравственном здоровье – высшая изо всех наших государственных задач. " А. Солженицин

Вступление:

В подготовленном докладе рабочей группой Консультационного совета при губернаторе Новгородской области анализируются показатели по демографии, социальной политике, уровню и качеству жизни населения Новгородской области за период с 2014-го года до октября 2019 года, формулируются выводы и предложения.

Новгородская область является одной из многих регионов в стране, где наиболее ярко проявляются все социальные и социально-экономические проблемы современного российского общества. Что бы объективно проанализировать причины развития негативных экономических, социальных процессов в регионе, прогнозировать последствия этих процессов, необходимо, на наш взгляд, определить их суть, систематизировать объективную информацию и определить целостную картину ситуации в каждом регионе и в стране в целом, а затем уже разрабатывать Стратегическое планирование.

 Актуальность вопроса:

Социальные проблемы современной России, системные, так как не разрешаются в течении длительного времени, и они требуют серьезного анализа и решения не только и не столько на уровне отдельных регионов страны, сколько на уровне всех ветвей власти Российской Федерации. Как показывает практика, большинство регионов РФ полностью самостоятельно не могут решить большинство из усугубляющихся социальных проблем. Сегодня Правительство РФ делает определенные шаги для того, что бы взять под контроль эти процессы, а именно – снизить уровень бедности населения, стабилизировать демографические процессы и т.д. Но эти превентивные меры явно не достаточны, так как вряд ли возможно кардинально разрешить накопившийся в стране блок социальных проблем без многофакторного анализа. В докладе делается попытка анализа причинно-следственных связей возникновения и развития этих процессов на основе не только аналитики статистических данных, официальных документов, но и экспертных, исследовательских материалов аналитических центров страны и региона.         

      Бесспорным является факт, что статус любой страны определяется, прежде всего, по параметрам уровня социально- экономического развития страны, важнейшие из которых включают в себя показатели демографии, уровня и качества жизни населения, Именно эти показатели объективно отражают реальную эффективность деятельности власти в каждой стране в отдельности и в целом в мировом сообществе. Что касается РФ, то эти показатели сегодня являются для нее слабым звеном, влияющим на мировой имидж нашей страны. И именно они требуют объективной оценки и серьезного внимания всей системы государственной власти и управления в РФ. По мировому рейтингу уровня и качества жизни в 2018-2019 году РФ занимает 96 место при общем количестве в 142 пункта, но в рейтинге по «военной мощи», «политического влияния», «лидер», занимает 2 место в мире.

Проанализированные в докладе социально-экономические процессы, определяющие уровень и качество жизни населения Новгородской области, характерны, как было отмечено выше, практически для большинства регионов РФ и в совокупности отражают общие тенденции возникновения негативных социальных и демографических проблем в РФ.

Индикаторы уровня жизни выведены и утверждены Организацией Объединенных Наций:

1. Рождаемость; 2. Санитарно-гигиеническая обстановка;3. Количество потребляемого продовольствия4. Уровень занятости, условия труда;5. Баланс расходов и доходов;6. Цены для потребителей;7. Состояние транспортной инфраструктуры;8. Рекреационная система. В докладе проведен анализ не по всем индикаторам. Акцент сделан на индикаторы, характеризующие демографическую ситуацию, уровень и качество жизни населения, на анализ внутренней социально-экономической политики. Общий анализ проблем и последствий в сфере социальной политики 2014-2019 г.г.   Составляющими звеньями внутренней политики, как известно, являются: законодательная политика, социальная политика, экономическая политика. А так же финансовая политика в сфере формирования и распределения финансовых доходов и расходов федерального, региональных и местных бюджетов, система распределения между государством и регионами сфер полномочий и ответственности.        Разделение полномочий между государством и регионами в экономической сфере в 90-е годы произошло без учета последствий разрушения экономики в этот период. Сложное развитие частного бизнеса на фоне массового разорения и закрытия промышленных и сельскохозяйственных предприятий в регионах, привело к тому, что региональные и муниципальные бюджеты страны абсолютно не могли и пока еще не могут обеспечивать полностью всю социальную сферу своих территорий.

Передача на уровень регионов этого финансирования без учета экономических, ресурсных, территориальных условий  привела к существующему положению дел в стране в социальной сфере и как следствие к развитию системных негативных демографических процессов.

Демографическая политика – основная составная часть социальной политики, которая является показателем эффективности внутренней политики государства. Демографические показатели являются «лакмусовой бумагой» состояния социальной сферы страны, именно они являются критерием оценки качества внутренней социальной политики.

Исходя из экономической теории социальной политики - социальная политика государства - комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.

Цели социальной политики: повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.

В соответствии с Конституцией Российской федерации:

ст. 71 Конституции РФ.

В ведении Российской Федерации находятся:

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

Ст.74 в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

 

На практике – финансирование социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры производится полностью из бюджета регионов.

 

Если учесть, что абсолютное большинство региональных бюджетов сегодня закредитованы, то трудности региональных бюджетов с финансированием социальной сферы становятся понятны. От наполняемости бюджета и региональных возможностей зависит заработная плата специалистов всех государственных учреждений регионов, материальная база, уровень обеспечения населения услугами данных учреждений. Центром же были переданы на полное финансирование регионам – образование, здравоохранение, культура, социальная политика. Это самые финансово затратные статьи расходов, они же напрямую влияют на уровень и качество жизни граждан. В результате такого разделения полномочий между государством и регионами, сегодня абсолютное большинство регионов страны имеют многомиллиардные долги перед государством. Заложниками этой политики стали граждане РФ. Отсутствие необходимых средств социальной сферы в региональных бюджетах компенсировалось и продолжает компенсироваться кредитами государства и коммерческих организаций под высокие проценты. Обслуживание долга в течение длительного времени является тяжелым бременем для бюджетов регионов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.006 с.)