Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доклад рабочей группы по демографии, социальной политике, уровню и качеству жизни населения

Поиск

 

Демография, социальная политика, уровень и качество жизни населения Новгородской области 2018 –окт. 2019г.г.

 

 

Руководитель рабочей группы:

Лисицина Н.А. – Член Консультационного Совета при Губернаторе Новгородской области, к. псих. наук, член-корр. Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности,

Член «Союза независимых экспертов»

 

 

Новгородская область – 2019

ТЕМА: Демография, социальная политика, уровень и качество жизни населения Новгородской области 2014-2018 г.г.

"Сбережение народа" – и в самой численности его, и в физическом и нравственном здоровье – высшая изо всех наших государственных задач. " А. Солженицин

Вступление:

В подготовленном докладе рабочей группой Консультационного совета при губернаторе Новгородской области анализируются показатели по демографии, социальной политике, уровню и качеству жизни населения Новгородской области за период с 2014-го года до октября 2019 года, формулируются выводы и предложения.

Новгородская область является одной из многих регионов в стране, где наиболее ярко проявляются все социальные и социально-экономические проблемы современного российского общества. Что бы объективно проанализировать причины развития негативных экономических, социальных процессов в регионе, прогнозировать последствия этих процессов, необходимо, на наш взгляд, определить их суть, систематизировать объективную информацию и определить целостную картину ситуации в каждом регионе и в стране в целом, а затем уже разрабатывать Стратегическое планирование.

 Актуальность вопроса:

Социальные проблемы современной России, системные, так как не разрешаются в течении длительного времени, и они требуют серьезного анализа и решения не только и не столько на уровне отдельных регионов страны, сколько на уровне всех ветвей власти Российской Федерации. Как показывает практика, большинство регионов РФ полностью самостоятельно не могут решить большинство из усугубляющихся социальных проблем. Сегодня Правительство РФ делает определенные шаги для того, что бы взять под контроль эти процессы, а именно – снизить уровень бедности населения, стабилизировать демографические процессы и т.д. Но эти превентивные меры явно не достаточны, так как вряд ли возможно кардинально разрешить накопившийся в стране блок социальных проблем без многофакторного анализа. В докладе делается попытка анализа причинно-следственных связей возникновения и развития этих процессов на основе не только аналитики статистических данных, официальных документов, но и экспертных, исследовательских материалов аналитических центров страны и региона.         

      Бесспорным является факт, что статус любой страны определяется, прежде всего, по параметрам уровня социально- экономического развития страны, важнейшие из которых включают в себя показатели демографии, уровня и качества жизни населения, Именно эти показатели объективно отражают реальную эффективность деятельности власти в каждой стране в отдельности и в целом в мировом сообществе. Что касается РФ, то эти показатели сегодня являются для нее слабым звеном, влияющим на мировой имидж нашей страны. И именно они требуют объективной оценки и серьезного внимания всей системы государственной власти и управления в РФ. По мировому рейтингу уровня и качества жизни в 2018-2019 году РФ занимает 96 место при общем количестве в 142 пункта, но в рейтинге по «военной мощи», «политического влияния», «лидер», занимает 2 место в мире.

Проанализированные в докладе социально-экономические процессы, определяющие уровень и качество жизни населения Новгородской области, характерны, как было отмечено выше, практически для большинства регионов РФ и в совокупности отражают общие тенденции возникновения негативных социальных и демографических проблем в РФ.

Индикаторы уровня жизни выведены и утверждены Организацией Объединенных Наций:

1. Рождаемость; 2. Санитарно-гигиеническая обстановка;3. Количество потребляемого продовольствия4. Уровень занятости, условия труда;5. Баланс расходов и доходов;6. Цены для потребителей;7. Состояние транспортной инфраструктуры;8. Рекреационная система. В докладе проведен анализ не по всем индикаторам. Акцент сделан на индикаторы, характеризующие демографическую ситуацию, уровень и качество жизни населения, на анализ внутренней социально-экономической политики. Общий анализ проблем и последствий в сфере социальной политики 2014-2019 г.г.   Составляющими звеньями внутренней политики, как известно, являются: законодательная политика, социальная политика, экономическая политика. А так же финансовая политика в сфере формирования и распределения финансовых доходов и расходов федерального, региональных и местных бюджетов, система распределения между государством и регионами сфер полномочий и ответственности.        Разделение полномочий между государством и регионами в экономической сфере в 90-е годы произошло без учета последствий разрушения экономики в этот период. Сложное развитие частного бизнеса на фоне массового разорения и закрытия промышленных и сельскохозяйственных предприятий в регионах, привело к тому, что региональные и муниципальные бюджеты страны абсолютно не могли и пока еще не могут обеспечивать полностью всю социальную сферу своих территорий.

Передача на уровень регионов этого финансирования без учета экономических, ресурсных, территориальных условий  привела к существующему положению дел в стране в социальной сфере и как следствие к развитию системных негативных демографических процессов.

Демографическая политика – основная составная часть социальной политики, которая является показателем эффективности внутренней политики государства. Демографические показатели являются «лакмусовой бумагой» состояния социальной сферы страны, именно они являются критерием оценки качества внутренней социальной политики.

Исходя из экономической теории социальной политики - социальная политика государства - комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.

Цели социальной политики: повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.

В соответствии с Конституцией Российской федерации:

ст. 71 Конституции РФ.

В ведении Российской Федерации находятся:

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

Ст.74 в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

 

На практике – финансирование социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры производится полностью из бюджета регионов.

 

Если учесть, что абсолютное большинство региональных бюджетов сегодня закредитованы, то трудности региональных бюджетов с финансированием социальной сферы становятся понятны. От наполняемости бюджета и региональных возможностей зависит заработная плата специалистов всех государственных учреждений регионов, материальная база, уровень обеспечения населения услугами данных учреждений. Центром же были переданы на полное финансирование регионам – образование, здравоохранение, культура, социальная политика. Это самые финансово затратные статьи расходов, они же напрямую влияют на уровень и качество жизни граждан. В результате такого разделения полномочий между государством и регионами, сегодня абсолютное большинство регионов страны имеют многомиллиардные долги перед государством. Заложниками этой политики стали граждане РФ. Отсутствие необходимых средств социальной сферы в региональных бюджетах компенсировалось и продолжает компенсироваться кредитами государства и коммерческих организаций под высокие проценты. Обслуживание долга в течение длительного времени является тяжелым бременем для бюджетов регионов.

По данным министра финансов Новгородской области Елены Солдатовой, область имеет государственный долг, который к 1 января 2019 года составил 15,7 млрд. рублей. Даже проценты с такой суммы являются проблемными для областного бюджета.Помимо этого долга есть еще 15 миллиардов разного рода обязательств по судебным решениям. То есть, на самом деле, долг составляет примерно 30 миллиардов, вместе с бюджетами муниципалитетов. И такая ситуация в абсолютном большинстве регионов, особенно в тех, в которых нет значительных энергетических природных ресурсов или полезных ископаемых.     В качестве вынужденной меры с целью экономии бюджета в регионах идет активно процесс оптимизации учреждений социальной сферы. Главная цель этого процесса – привести расходы в соответствие с возможностями бюджета, жертвуя при этом интересами и жизненно важными потребностям жителей большинства регионов РФ.     В Новгородской области стали закрываться малокомплектные школы, учреждения культуры, часть медицинских и других государственных учреждений. Экономит бюджет и на заработной плате работников этих учреждений. Сегодня уровень дохода жителей области находится на достаточно низком уровне в рейтинге по регионам РФ, как будет показано ниже.     Эта ситуация характерна для абсолютного большинства регионов РФ. Рассматривать социальные и социально-экономические процессы в отдельно взятом регионе невозможно без учета общих проблем современного российского общества. Что бы кардинально изменить ситуацию и управлять социально-экономическими процессами в стране, надо всей системе государственной власти и управления в РФ иметь не только весь спектр объективной информации по стране и регионам, но и учитывать мощь и влияние объективных социальных, социально-психологических, экономических и политических законов и закономерностей.   Эти законы действуют при определенных политических и экономических условиях практически неизбежно, иногда фатально для страны и населения. Такие условия складывались в нашей стране в период начала 20 и конца 20 века и связаны они были с крушением одной государственно-политической системы и возникновением другой и сопровождались катастрофическими последствиями для населения. Эпоха перемен до сих пор не завершена, это подтверждает анализ статистики по социально- экономическим показателям с 2000 – 20019 год и реально ощущают до сих пор на себе большинство граждан страны.  При формировании новой политической и экономической системы конца 20 века делались ставки на ускоренный процесс перехода из одной социально-экономической и политической системы к другой. Авантюризм такой политики привел к тому, что разрушена была не только политическая система, но практически уничтожена экономика страны. Это повлияло на все экономические, социальные процессы, но главной жертвой этой политики стали граждане РФ. Уроки прошлого должны быть оценены и проанализированы объективно. Без этого не реально выстроить сегодня эффективную стратегическую социально-экономическую политику способную реально повлиять на стабилизацию экономики и решения проблем бедности, уровня и качества жизни населения и остановить развитие негативных демографических процессов. Без знания и понимания механизмов действия  социальных, социально-экономических и социально-психологических законов не реально планировать органам власти и управления страны стратегически и тактически эффективную внутреннюю политику. Проводимая внутренняя политика и упоминаемые законы неразрывно связаны и кардинально влияют друг на друга. Именно эти процессы являются определяющими, так как они могут стать как созидающими, так и разрушительными. История человечества является примером проявления этих тектонических процессов в формировании и разрушении, как цивилизаций, так и отдельных государств. В истории России такие времена и такие события происходили не раз. Странно, что при формировании современной внутренней политики эти законы игнорируются, что рано или поздно может привести и приводит к необратимым негативным процессам в обществе и государстве. Тревожным показателем развития этих процессов сегодня является рост смертности, заболеваемости, снижение рождаемости и уровень бедности населения большинства регионов РФ. Существующая сегодня диспропорция в уровне социально-экономического развития регионов страны и в уровне и качестве жизни населения – главный показатель наличия стратегических ошибок во внутренней политике государства.      Приоритеты реализуемой политики пока не на стороне регионов и народа. Эта проблема требует своего решения в реально обозримом будущем. Главная задача сегодня – разработка и реализация реальной эффективной стратегической внутренней государственной политики, в которой учитываются действия объективных законов развития государства и общества, что станет ключевым фактором в достижениях целей, которые стоят сегодня перед властью и обществом страны.        Определяющим критерием оценки органов власти и управления всех уровней в стране должно стать реальное повышение уровня и качества жизни граждан страны не зависимо от места их проживания и тогда понятие «социальное государство», являющееся ключевым понятием в Конституции РФ может стать реальным. Если взять ключевое положение Конституции РФ о равенстве всех граждан страны, то практика экономического неравенства регионов, наличие региональных тарифов и коэффициентов, дисбаланс в оплате труда противоречит Основному Закону. Президентом РФ В.В. Путиным в Обращении к Федеральному собранию в 2018 году четко определена цель: «Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв». В Послании Президента в 2019 году так же отмечается: «Сегодняшнее Послание сосредоточено, прежде всего, на вопросах нашего внутреннего социального и экономического развития».


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.44.22 (0.008 с.)