Консультационный Совет при губернаторе Новгородской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультационный Совет при губернаторе Новгородской области



Консультационный Совет при губернаторе Новгородской области

Доклад рабочей группы по демографии, социальной политике, уровню и качеству жизни населения

 

Демография, социальная политика, уровень и качество жизни населения Новгородской области 2018 –окт. 2019г.г.

 

 

Руководитель рабочей группы:

Лисицина Н.А. – Член Консультационного Совета при Губернаторе Новгородской области, к. псих. наук, член-корр. Международной Академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности,

Член «Союза независимых экспертов»

 

 

Новгородская область – 2019

ТЕМА: Демография, социальная политика, уровень и качество жизни населения Новгородской области 2014-2018 г.г.

"Сбережение народа" – и в самой численности его, и в физическом и нравственном здоровье – высшая изо всех наших государственных задач. " А. Солженицин

Вступление:

В подготовленном докладе рабочей группой Консультационного совета при губернаторе Новгородской области анализируются показатели по демографии, социальной политике, уровню и качеству жизни населения Новгородской области за период с 2014-го года до октября 2019 года, формулируются выводы и предложения.

Новгородская область является одной из многих регионов в стране, где наиболее ярко проявляются все социальные и социально-экономические проблемы современного российского общества. Что бы объективно проанализировать причины развития негативных экономических, социальных процессов в регионе, прогнозировать последствия этих процессов, необходимо, на наш взгляд, определить их суть, систематизировать объективную информацию и определить целостную картину ситуации в каждом регионе и в стране в целом, а затем уже разрабатывать Стратегическое планирование.

 Актуальность вопроса:

Социальные проблемы современной России, системные, так как не разрешаются в течении длительного времени, и они требуют серьезного анализа и решения не только и не столько на уровне отдельных регионов страны, сколько на уровне всех ветвей власти Российской Федерации. Как показывает практика, большинство регионов РФ полностью самостоятельно не могут решить большинство из усугубляющихся социальных проблем. Сегодня Правительство РФ делает определенные шаги для того, что бы взять под контроль эти процессы, а именно – снизить уровень бедности населения, стабилизировать демографические процессы и т.д. Но эти превентивные меры явно не достаточны, так как вряд ли возможно кардинально разрешить накопившийся в стране блок социальных проблем без многофакторного анализа. В докладе делается попытка анализа причинно-следственных связей возникновения и развития этих процессов на основе не только аналитики статистических данных, официальных документов, но и экспертных, исследовательских материалов аналитических центров страны и региона.         

      Бесспорным является факт, что статус любой страны определяется, прежде всего, по параметрам уровня социально- экономического развития страны, важнейшие из которых включают в себя показатели демографии, уровня и качества жизни населения, Именно эти показатели объективно отражают реальную эффективность деятельности власти в каждой стране в отдельности и в целом в мировом сообществе. Что касается РФ, то эти показатели сегодня являются для нее слабым звеном, влияющим на мировой имидж нашей страны. И именно они требуют объективной оценки и серьезного внимания всей системы государственной власти и управления в РФ. По мировому рейтингу уровня и качества жизни в 2018-2019 году РФ занимает 96 место при общем количестве в 142 пункта, но в рейтинге по «военной мощи», «политического влияния», «лидер», занимает 2 место в мире.

Проанализированные в докладе социально-экономические процессы, определяющие уровень и качество жизни населения Новгородской области, характерны, как было отмечено выше, практически для большинства регионов РФ и в совокупности отражают общие тенденции возникновения негативных социальных и демографических проблем в РФ.

Индикаторы уровня жизни выведены и утверждены Организацией Объединенных Наций:

1. Рождаемость; 2. Санитарно-гигиеническая обстановка;3. Количество потребляемого продовольствия4. Уровень занятости, условия труда;5. Баланс расходов и доходов;6. Цены для потребителей;7. Состояние транспортной инфраструктуры;8. Рекреационная система. В докладе проведен анализ не по всем индикаторам. Акцент сделан на индикаторы, характеризующие демографическую ситуацию, уровень и качество жизни населения, на анализ внутренней социально-экономической политики. Общий анализ проблем и последствий в сфере социальной политики 2014-2019 г.г.   Составляющими звеньями внутренней политики, как известно, являются: законодательная политика, социальная политика, экономическая политика. А так же финансовая политика в сфере формирования и распределения финансовых доходов и расходов федерального, региональных и местных бюджетов, система распределения между государством и регионами сфер полномочий и ответственности.        Разделение полномочий между государством и регионами в экономической сфере в 90-е годы произошло без учета последствий разрушения экономики в этот период. Сложное развитие частного бизнеса на фоне массового разорения и закрытия промышленных и сельскохозяйственных предприятий в регионах, привело к тому, что региональные и муниципальные бюджеты страны абсолютно не могли и пока еще не могут обеспечивать полностью всю социальную сферу своих территорий.

Передача на уровень регионов этого финансирования без учета экономических, ресурсных, территориальных условий  привела к существующему положению дел в стране в социальной сфере и как следствие к развитию системных негативных демографических процессов.

Демографическая политика – основная составная часть социальной политики, которая является показателем эффективности внутренней политики государства. Демографические показатели являются «лакмусовой бумагой» состояния социальной сферы страны, именно они являются критерием оценки качества внутренней социальной политики.

Исходя из экономической теории социальной политики - социальная политика государства - комплекс мер, направленных на обеспечение благоприятных условий жизни и труда населения.

Цели социальной политики: повышение качества жизни населения, обеспечение приоритета социальных критериев создания и расширения производства, укрепление трудовой мотивации, обеспечение занятости, обеспечение благосостояния и социальной справедливости, полная реализация личных свобод и прав граждан, регулирование доходов, смягчение социальной напряженности.

В соответствии с Конституцией Российской федерации:

ст. 71 Конституции РФ.

В ведении Российской Федерации находятся:

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;

Ст.74 в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

 

На практике – финансирование социальной сферы, образования, здравоохранения, культуры производится полностью из бюджета регионов.

 

Если учесть, что абсолютное большинство региональных бюджетов сегодня закредитованы, то трудности региональных бюджетов с финансированием социальной сферы становятся понятны. От наполняемости бюджета и региональных возможностей зависит заработная плата специалистов всех государственных учреждений регионов, материальная база, уровень обеспечения населения услугами данных учреждений. Центром же были переданы на полное финансирование регионам – образование, здравоохранение, культура, социальная политика. Это самые финансово затратные статьи расходов, они же напрямую влияют на уровень и качество жизни граждан. В результате такого разделения полномочий между государством и регионами, сегодня абсолютное большинство регионов страны имеют многомиллиардные долги перед государством. Заложниками этой политики стали граждане РФ. Отсутствие необходимых средств социальной сферы в региональных бюджетах компенсировалось и продолжает компенсироваться кредитами государства и коммерческих организаций под высокие проценты. Обслуживание долга в течение длительного времени является тяжелым бременем для бюджетов регионов.

По данным министра финансов Новгородской области Елены Солдатовой, область имеет государственный долг, который к 1 января 2019 года составил 15,7 млрд. рублей. Даже проценты с такой суммы являются проблемными для областного бюджета.Помимо этого долга есть еще 15 миллиардов разного рода обязательств по судебным решениям. То есть, на самом деле, долг составляет примерно 30 миллиардов, вместе с бюджетами муниципалитетов. И такая ситуация в абсолютном большинстве регионов, особенно в тех, в которых нет значительных энергетических природных ресурсов или полезных ископаемых.     В качестве вынужденной меры с целью экономии бюджета в регионах идет активно процесс оптимизации учреждений социальной сферы. Главная цель этого процесса – привести расходы в соответствие с возможностями бюджета, жертвуя при этом интересами и жизненно важными потребностям жителей большинства регионов РФ.     В Новгородской области стали закрываться малокомплектные школы, учреждения культуры, часть медицинских и других государственных учреждений. Экономит бюджет и на заработной плате работников этих учреждений. Сегодня уровень дохода жителей области находится на достаточно низком уровне в рейтинге по регионам РФ, как будет показано ниже.     Эта ситуация характерна для абсолютного большинства регионов РФ. Рассматривать социальные и социально-экономические процессы в отдельно взятом регионе невозможно без учета общих проблем современного российского общества. Что бы кардинально изменить ситуацию и управлять социально-экономическими процессами в стране, надо всей системе государственной власти и управления в РФ иметь не только весь спектр объективной информации по стране и регионам, но и учитывать мощь и влияние объективных социальных, социально-психологических, экономических и политических законов и закономерностей.   Эти законы действуют при определенных политических и экономических условиях практически неизбежно, иногда фатально для страны и населения. Такие условия складывались в нашей стране в период начала 20 и конца 20 века и связаны они были с крушением одной государственно-политической системы и возникновением другой и сопровождались катастрофическими последствиями для населения. Эпоха перемен до сих пор не завершена, это подтверждает анализ статистики по социально- экономическим показателям с 2000 – 20019 год и реально ощущают до сих пор на себе большинство граждан страны.  При формировании новой политической и экономической системы конца 20 века делались ставки на ускоренный процесс перехода из одной социально-экономической и политической системы к другой. Авантюризм такой политики привел к тому, что разрушена была не только политическая система, но практически уничтожена экономика страны. Это повлияло на все экономические, социальные процессы, но главной жертвой этой политики стали граждане РФ. Уроки прошлого должны быть оценены и проанализированы объективно. Без этого не реально выстроить сегодня эффективную стратегическую социально-экономическую политику способную реально повлиять на стабилизацию экономики и решения проблем бедности, уровня и качества жизни населения и остановить развитие негативных демографических процессов. Без знания и понимания механизмов действия  социальных, социально-экономических и социально-психологических законов не реально планировать органам власти и управления страны стратегически и тактически эффективную внутреннюю политику. Проводимая внутренняя политика и упоминаемые законы неразрывно связаны и кардинально влияют друг на друга. Именно эти процессы являются определяющими, так как они могут стать как созидающими, так и разрушительными. История человечества является примером проявления этих тектонических процессов в формировании и разрушении, как цивилизаций, так и отдельных государств. В истории России такие времена и такие события происходили не раз. Странно, что при формировании современной внутренней политики эти законы игнорируются, что рано или поздно может привести и приводит к необратимым негативным процессам в обществе и государстве. Тревожным показателем развития этих процессов сегодня является рост смертности, заболеваемости, снижение рождаемости и уровень бедности населения большинства регионов РФ. Существующая сегодня диспропорция в уровне социально-экономического развития регионов страны и в уровне и качестве жизни населения – главный показатель наличия стратегических ошибок во внутренней политике государства.      Приоритеты реализуемой политики пока не на стороне регионов и народа. Эта проблема требует своего решения в реально обозримом будущем. Главная задача сегодня – разработка и реализация реальной эффективной стратегической внутренней государственной политики, в которой учитываются действия объективных законов развития государства и общества, что станет ключевым фактором в достижениях целей, которые стоят сегодня перед властью и обществом страны.        Определяющим критерием оценки органов власти и управления всех уровней в стране должно стать реальное повышение уровня и качества жизни граждан страны не зависимо от места их проживания и тогда понятие «социальное государство», являющееся ключевым понятием в Конституции РФ может стать реальным. Если взять ключевое положение Конституции РФ о равенстве всех граждан страны, то практика экономического неравенства регионов, наличие региональных тарифов и коэффициентов, дисбаланс в оплате труда противоречит Основному Закону. Президентом РФ В.В. Путиным в Обращении к Федеральному собранию в 2018 году четко определена цель: «Роль, позиции государства в современном мире определяют не только и не столько природные ресурсы, производственные мощности, а прежде всего люди, условия для развития, самореализации, творчества каждого человека. Поэтому в основе всего лежит сбережение народа России и благополучие наших граждан. Именно здесь нам нужно совершить решительный прорыв». В Послании Президента в 2019 году так же отмечается: «Сегодняшнее Послание сосредоточено, прежде всего, на вопросах нашего внутреннего социального и экономического развития».

Государственная внутренняя политика и зрелость гражданского общества являются детонаторами зарождения и развития этих процессов,  так как они реально оказывают влияние на личность каждого человека в обществе, прежде всего на его физическое, психическое и нравственное здоровье, социальную успешность и социальную безопасность и на социум в целом.

Если принять за 100% процентов все население в РФ или регионе, то можно рассчитав % населения в каждой из четырех групп определить имеющиеся на данный момент уровень и качество жизни граждан страны и спрогнозировать социально-экономические и политические процессы в перспективе.

 

     

Самый тревожный фактор – рост % количества населения страны в группах 3 (самый высокий уровень социального напряжения и тенденций к протестным выступлениям и в то же время высокий потенциал к деятельности).

 Гр.4 – условно названа мной «черная социальная дыра». Граждане страны, достигнув социального дна, не имея потенциала здоровья, находясь в ситуации социальной опасности и социального неблагополучия, могут существовать только за счет государства и общества. Рост количества населения в данных в областной статистики в данной группе очень тревожный фактор, который требует серьезного анализа и действий.

Гр 1 и гр. 2 – это на сегодняшний день группа населения региона, которая способна решать свои жизненные задачи, оплачивать платные услуги, поддерживать уровень жизни своей семьи на уровне хотя бы среднего достатка - доходы от 30 до 60 тысяч рублей в месяц. В эту группу входят и состоятельные семьи граждане, которые имеют доходы от 60 до 90 тысяч рублей в месяц на человека, и богатые – доходы от 90 тысяч рублей в месяц.
и сверхбогатые, получающие доходы свыше 150 тысяч рублей в месяц и выше на человека.

На данной схеме отражены социальные процессы, которые реально влияют на личность каждого человека, его физическое, психическое и нравственное здоровье, социальную успешность и социальную безопасность.

 

  Эти процессы подтверждает выборочная статистика, представленная в докладе, главная цель которого, привлечь внимание органов власти и управления в Новгородской области к проблеме системного снижения уровня и качества жизни населения, развития негативных процессов в демографии региона. Мы предлагаем специалистам Правительства Новгородской области определить проценты населения в каждой группе и сделать стратегические прогнозы развития социально - экономических процессов в регионе.  

  Уровень и качество жизни населения, как уже было показано в таблицах, напрямую влияет на развитие социальных, социально-экономических, политических процессов в стране и регионах. Если уровень и качество жизни населения падает и не удовлетворяет финансовые, материальные и не материальные нужды населения, то общество обязательно дает социальные реакции, фиксируемые социологами как «социальный след». Социум дает реакцию не только своей социальной активностью или пассивностью, но и показателями, отражающими общее физическое, психическое, нравственное состояние различных социальных групп населения, ростом заболеваемости, смертности, кризисом семьи и как следствие, падением рождаемости.

С 2000 года в стране, находящейся на уровне глобального кризиса начался поиск решений способных удержать экономическую и социальную ситуацию в стране. Государственная система активно начала работать с гражданским обществом и привлекать специалистов.

С 2012 года в РФ стала создаваться нормативная база по стратегическому планированию на федеральном и региональном уровнях. Главными целями которой, декларировались повышение уровня и качества жизни граждан Российской Федерации, преодоление негативных процессов в социальной сфере страны и успешное развитие экономики. 28 июня 2014 года был принят государственной Думой РФ федеральный закон № 172–ФЗ «О стратегическом планировании в Российской федерации». Затем принято 12 нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (документов), необходимых для реализации норм Федерального закона.    

По этому закону, стратегическое планирование представляет собой процедуру создания целей, планов по организации конкретных мер, направленных на достижение запланированных целей. Конечным результатом такого планирования является достижение цели в установленный законом срок.

В 2014 году в Новгородской области областной Думой был принят закон N 100-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года». Стратегия развития Новгородской области была заказана администрацией региона коммерческой организации Санкт–Петербурга «Центр социально-консервативной политики «Северо-Запад». Организация получил за свои исследования, которые легли в основу «Стратегии», 4,8 миллионов рублей. Специалистам Новгородской области эта работа не была доверена. Когда первый вариант проекта стал доступным для обсуждения, то с самого начала он подвергся резкой критике со стороны общественности и ряда политических партий региона, так как проект не соответствовал объективным показателям и возможностям региона. Так депутаты и администрация не согласилась с прогнозом уменьшения численности населения региона ежегодно на 4,5 тысячи человек в год, с заявленным приоритетом развития Новгородской области как логистического центра речного транспорта и других не реальных предложений. С небольшими доработками и поправками специалистами комитетов администрации области все же этот проект был рассмотрен Новгородской областной Думой и стал законом. В документ были внесены лишь отдельные поправки. Анализируется в докладе Закон «Стратегия 2030» прежде всего для того, что бы были в будущем были учтены и проанализированы ошибки и недоработки предыдущего Закона, который по сути был не реализованным и социально-экономическая ситуация в регионе усугубилась. Анализа причин не реализации предыдущего Закона, к сожалению, не было сделано ни Правительством области, ни депутатами областной Думы, которые принимали данный закон. Поэтому в данном докладе мы сделали небольшой анализ результатов Закона закон  N 100-ОЗ.

В процессе разработки Правительством области варианта «Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года», принятого в феврале 2019 г. кратко подведены итоги реализации предыдущего закона и, по сути, признан провал социально-экономической политики предыдущей администрации. Но, к сожалению, не сформулированы выводы и не раскрыты причины, по которым не был достигнут результат, утвержденный Законом.

Перед новой администрацией и губернатором сегодня стоит архитрудная задача по достижению целей, определённых в «Стратегии» на ближайшие шесть лет. В Стратегии определены 4 основных вектора развития Новгородской области:

«Регион - промышленный центр для экспорта»,

- «Регион - университет»,

- «Регион - центр национальной истории и идентичности»,

- «Регион - экологический оазис, центр отдыха и оздоровления».

К сожалению вектора повышения уровня и качества жизни жителе области нет.

 В документе определены стратегические вызовы и риски развития. На первом месте:

- недостаточное развитие транспортно-логистической инфраструктуры, отсутствие авиационного сообщения (?). В перспективе – аэропорт (такой проект был в 90-е годы, окупаемость проекта предполагалась за счёт потока иностранных туристов в Новгород, в том числе и из Японии);

- высокая доля нетрудоспособного населения;

- ограниченность бюджетных ресурсов для осуществления инвестиционных расходов, высокая закредитованность бюджета.

Насколько успешно будет реализована «Стратегия социально-экономического развития Новгородской области до 2026 года», покажет время. Сегодня результаты принятых в регионе ряда законов, например,  закон   N 622-ОЗ «О Концепции демографической политики Новгородской области на период до 2025г.», который был принят 28 октября 2009 года областной Думой не дали реальных результатов, что подтверждается статистическими данными. Хочется верить, но есть сомнения, что за 5 лет удастся решить проблемы демографии, повышения уровня и качества жизни населения, если не будут приняты кардинальные решения на уровне РФ. Время покажет.

                                                                                          Глава 1 Анализ уровня и качества жизни населения, развитие демографических процессов в Новгородской области за период 2012-2018 г. г.

В Ивановской, Тульской, Новгородской, Тверской и Псковской областях показатели смертности существенно выше, чем общероссийские, заявила вице-премьер Татьяна Голикова в интервью «Вести.Экономика» 14 декабря 2018 года.

По прогнозу Росстата, численность жителей Новгородской области будет сокращаться. В начале 2020 года в области будет проживать 595,4 тысячи человек, к 2036 году численность населения области уменьшится на 88,3 тысячи человек, или на 14,8%, и составит 507,1 тысяч человек. Население в среднем будет уменьшаться на 1% в год.

В апреле 2019 года Т. Голикова рассказала о катастрофической убыли населения страны. По ее данным, за четыре месяца 2019 года умерли 149 тысяч человек.

"Это означает, что у нас падает рождаемость и не такими, как нам хотелось бы, темпами снижается смертность", - сказала Голикова.

Рост смертности зафиксирован сразу в 32 регионах, это относится и к Новгородской области.

Данные Росстата: в 2018 году в среднем по России показатель смертности составляет-12,4 человека на тысячу человек населения. Всех хуже ситуация складывается в следующих регионах страны: Псковская и Тверская области – в среднем умирали по 16,8человек на тысячу человек населения;
Новгородская область – 16,5 человека;  Владимирская область–15,8.
('Использована информация юридической социальной сети https://www.9111.ru).

 

В 2019 году в Псковской, Тверской, Новгородской областях умирает по 17 человек на каждую тысячу жителей.

В 2018 году из 10 заключенных браков 7 завершились разводом. Эти показатели свидетельствуют, что цели, определенные в областном Законе, не достигаются. Эта тенденция сохраняется и в 2019 г. 

       Позитивный фактор – увеличение рождения вторых и третьих детей, что связано, скорее всего, с введением Правительством РФ выплаты материнского капитала и региональных программ по поддержке семей. Но пока не достигается даже стабилизация численности населения, как страны, так и региона.

 

 Ежегодно растет миграционная убыль населения, связана она, прежде всего с отсутствием необходимых рабочих мест, низким уровнем заработной платы в Новгородской области. Так по данным Росстата на начало 2019 года миграционная убыль населения составила -4439 человек, миграционный прирост составил 167 человек.

Этот процесс, скорее всего, будет прогрессировать, так как перспектива получить работу в родном регионе снижается. Настораживает факт, что по доле убыточных предприятий в 2018 году Новгородская область заняла в СЗФО третье место (39,2%). А по итогам января-февраля 2019 года область вышла в «лидеры» -47,6%.

В стратегическом планировании указывается, что в области будут проживать к 2026 году 581739 человек, естественная убыль населения составит -4507 человек, зато мигрантов прибудет в область 2093 человека. (Вопрос- откуда?) Прогноз для региона не утешительный.

Необходим серьезный анализ социально-экономических процессов, которые приводят к таким результатам.

Пример: В ноябре 2018 года нами был проведен анализ трудоустройства 23 выпускников 11 класса 2011 года одной из Новгородских школ. Это молодые 24-25- летние люди, из них – 4 человека проживают и работают в Москве, 1 продолжает учебу за пределами области, 5 человек работают в Санкт-Петербурге, 1 в Краснодаре, 1 осужден по статье мошенничество, 1 – инвалид по заболеванию, 10 проживают и работают в Новгороде. Из них 1 человек – предприниматель (в настоящее время банкрот), остальные работают в организациях и предприятиях города Новгорода (номинальная зарплата от 20-25 тысяч руб.). А это возраст, когда молодые люди уже думают о возможности иметь семью и детей.

Не надо проводить больших и дорогостоящих исследований. Достаточно выборочно, взяв по одной школе из каждого района, проанализировать судьбу выпускников учебных заведений Новгородской области. Картина станет ясна. Тогда и планировать будущее можно более объективно.

Кроме этого существует скрытая миграция, выезд на заработки одного из членов семьи на временную или постоянную работы без снятия с прописки. Чаще всего это мужчины трудоспособного возраста, что так же оказывает негативное влияние на благосостояние семей и условия воспитания детей, роста количества разводов, роста количества неполных семей, социального сиротства. Кризис института семьи, рост разводов, заболеваемости, количества неполных семей и социального сиротства связан с многими социальными и экономическими факторами, которые требуют серьезного анализа.

Как видно из данной таблицы область входит в топ женских регионов страны.

        

  Явно на фоне ухудшения экономического и социального положения в регионе идет ускоренными темпами процесс снижения количества людей трудоспособного возраста и роста населения пенсионного возраста, что крайне неблагоприятно для дальнейшего экономического развития области.  

По прогнозу Росстата, численность жителей Новгородской области будет сокращаться до 2036 года. В начале 2020 года в области будет проживать 595,4 тысячи человек, к 2036 году численность населения области уменьшится на 88,3 тысячи человек, или на 14,8%, и составит 507,1 тысяч человек. Население в среднем будет уменьшаться на 1% в год. Больше всего сократится численность детей и подростков. Детей будет рождаться меньше — с 5,8 тысячи в 2019 году до 5,1 тысячи в 2024 году. В 2035 году родится 4,6 тысячи детей, считает Росстат. Это произойдёт из-за сокращения в Новгородской области численности женщин репродуктивного возраста (15 - 49 лет). Сейчас их 131,1 тысяча, к 2036 будет насчитываться 108,7 тысяч женщин. Больше всего сократится, по данным Росстата, население моложе трудоспособного возраста — дети до 15 лет. Численность детей будет ежегодно сокращаться. Сейчас их 107 тысяч человек, и к 2036 году уменьшится до 77,6 тысячи человек.

Численность лиц в трудоспособном возрасте (мужчины 16 - 59 лет, женщины 16 - 54 лет) также ежегодно будет сокращаться. Всего за прогнозируемый период она уменьшится на 51 тысячу человек, и составит в начале 2036 года 262 тысячи человек. Жителей пенсионного возраста в начале 2036 года будет насчитываться на 13,3 тысячи человек меньше, на 7,4% — 167,5 тысячи человек. Население Новгородской области будет в перспективе состоять из людей, старше трудоспособного возраста, на 22,5%. Сейчас их в области 17,7%. В соответствии с международными критериями, население считается старым, если доля людей в возрасте 65 лет и более во всем населении составляет 7%.  

По данным Новгородстата, в I полугодии 2019 года в области родилось 2545 детей, что на 397 новорожденных, или на 13.5% меньше, чем в том же периоде предыдущего года. Умерло в области за первые шесть месяцев 2019 года 4888 человек, что на 360 человек, или на 6.9% меньше, чем в январе - июне 2018 года. Этот процент нивелируется снижением численности жителей области. В целом по области отмечено увеличение естественной убыли на 37 человек, или на 1.6%.  Основными причинами смерти населения остаются болезни системы кровообращения, новообразования, болезни органов пищеварения и внешние причины, на их долю приходится 77.1% от общего числа умерших.

 Сейчас   Новгородская область находится на 70 месте по численности населения в РФ. Может в перспективе встать вопрос о региональном статусе области, если демографическая ситуация будет развиваться в соответствии с прогнозом или усугубляться.

В ласти региона сегодня сталкиваются с многими вызовами, один из самых серьезных связан с человеческим капиталом. В первую очередь, необходимо выделить демографические изменения. В Новгородской области идет системный процесс депопуляции, старения населения, резкого социального расслоения, что напрямую влияет на негативные тенденции в демографии. В области идет стабильное уменьшение численности населения.   Расчет на увеличение численности населения области за счет сокращения убыли и миграционного прироста не оправдался. Естественная убыль с 2010 по первое полугодие 2019 г и на перспективу по-прежнему в минусе.

 

                 Глава 2

2. 1 Уровень и качество жизни населения Новгородской области:

Федеральная служба государственной статистики разделяет уровень жизни россиян в зависимости от доходов на следующие категории:
* крайняя нищета – доходы ниже прожиточного минимума (7–8 тыс. р.)
* нищета - доходы от одного до двух прожиточных минимума (8 до12т.р.)    

*бедность – доходы от 12 до 20 тыс. рублей в месяц.
* выше бедности – доходы от 20 до 30 тысяч рублей в месяц.
* средний достаток – доходы от 30 до 60 тысяч рублей в месяц.
* состоятельные – доходы от 60 до 90 тысяч рублей в месяц.
* богатые – доходы от 90 тысяч рублей в месяц.
* сверхбогатые – доходы свыше 150 тысяч рублей в месяц
.

Для губернаторов регионов РФ, в том числе и для Новгородской области, эти критерии – сложная задача. И главная сложность состоит в том, что система распределения полномочий, распределение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, разные ресурсные возможности регионов и т.д. остаются прежними.

2.2 Уровень доходов специалистов и работников государственных бюджетных учреждений.

  В данном докладе рассматривается отдельно заработная плата в государственных бюджетных учреждениях региона. Это специалисты и сотрудники, работающие в бюджетных учреждениях и низкооплачиваемые работники в сфере бизнеса. В оценке уровня и качества жизни жителей страны и регионов важнейшую роль играет уровень доступности и качества образования, здравоохранения, социальных услуг, культуры.

Прежде всего, этот уровень обеспечивают и специалисты, работающие в школах, детских садах, в учреждениях дополнительного образования, больницах и поликлиниках, социальных учреждениях, учреждениях культуры и спорта.

     Сегодня используется в РФ даже термин «работающие бедные», автором которого является один из членов Правительства РФ.
 При показателях средней заработной платы даются данные без учета налоговых выплат, это так называемая номинальная заработная плата. Один из основных налогов в РФ - НДФЛ, он составляет 13%. Значит реальная заработная плата уже ниже. Кроме этого бюджет региона с фонда заработной платы оплачивает ОПС – 22%+ ОМС – 5,1% +Соцстрах – 2.9% + 0,2%- 8,5 страхование от несчастных случаев, Итого в сумме всех сборов- 43,2-51,5%. Это значительная нагрузка и на граждан и на бюджет, особенно если он дефицитный, каким является бюджет Новгородской области. Поэтому статистические отчеты по средней заработной плате являются не объективными. Итоговую заработную плату, отраженную в статистических данных как средняя з/п, специалисты получают за счет их переработок по времени и объему работы. Как правило, ведется в медицинских учреждениях политика сокращения ставок и доплаты за переработанные сверх нормы часы врачам, медсестрам и т.д. Сложно обвинять главврачей, так как это единственный вариант дать требуемые показатели для министерства здравоохранения области и отчитаться региону перед Правительством.

Есть еще один фактор, который нельзя не учитывать. Этот фактор является ключевым в реализации местной внутренней политики. На региональный и муниципальные бюджеты ложатся значительные долговые обязательства перед кредиторами, по которым выплачиваются значительные проценты по долгам. Таким образом, возникает серьезная дилемма: необходимость повышения заработной платы работникам бюджетной сферы и возможностей бюджета. Решается она, как правило, за счет сокращения количества специалистов и перераспределения квалификационной категории свободных вакансий, как было уже отмечено. Но эта политика усугубляет и без того сложную социальную ситуацию в регионах.

Департаментом труда и социальной защиты населения Новгородской области принято Постановление от 22 апреля 2015 года «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников бюджетных и автономных учреждений». По этому положению, которое действует до настоящего времени, специалистам и сотрудникам, работающим в сфере социального обслуживания населения, заработная пл



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.32.86 (0.059 с.)