Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Студенческая молодежь как социальная группа↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Молодежь, как социально-демографическая группа населения, в социальной структуре общества выделяется на различных стадиях его развития. Обязательным условием для этого является достаточный уровень экономических возможностей общества, которое предоставляет определенный период социального времени различным группам молодых людей для своего «созревания», т.е. развития способностей, освоения социальных ролей в различных сферах жизнедеятельности общества, получения профессии, достижения определенного социально-профессионального статуса. Рассматривая в историческом плане выделение молодежи в отдельную социальную группу, можно видеть, что в истории общества на разных этапах его развития для различных социально-статусных слоев населения наличие и длительность периода «молодости» определялось их местом в социально-статусной структуре общества. Основная задача, решаемая на данном этапе развития личности - это профессиональная и гражданская социализация, и чем сложнее была сфера профессиональной деятельности, тем больше длительность фазы «молодости» и чем выше статус социальной группы - тем продолжительнее эта фаза. При определении понятия «молодежь» существуют различные методологические подходы, которые используются различными науками. Наиболее адекватным с нашей точки зрения будет интегративный, комплексный подход к определению содержания понятия «молодежь». Он включает в себя такие аспекты как: возрастные границы и социально-психологические особенности молодежи; специфику социального статуса, ролевых функций и социокультурного поведения; процесс социализации как единство социальной адаптации молодежи и индивидуализации; специфику самоопределения и самоидентификации молодежи как социально-демографической группы. Все это в настоящее время создает определенные методологические трудности для определения понятия «молодежь». Среди ученых, изучающих проблемы социологии молодежи, одним из первых определение понятия «молодежь» было дано В.Т. Лисовским: «Молодежь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные категории молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Автор здесь обращает внимание на поколенческий аспект данной проблемы и освоение молодыми людьми социальных функций в процессе социализации. Определяя понятие «молодежь», И.С. Кон акцентирует внимание на возрастные характеристики, соотнесенные с этапом жизненного пути личности: «Молодежь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации». Выделение периода молодости, как этапа развития молодых людей, произошло только в конце XIX - начале XX веков. Это было обусловлено потребностями индустриального производства, где появились многие новые профессии, для освоения которых необходимо было специальное время. Кроме того, это определялось переходом к новому типу социума, где происходили динамичные процессы становления гражданского общества. Период молодости - это период становления психических и социально-мировоззренческих структур, где происходят процессы социализации в социально-политической и социокультурной сферах, внутренней самореализации, формирования созидательного потенциала личности. На этой основе осуществляется формирование самосознания молодого человека как социального субъекта, самостоятельного в своих решениях. Период молодости особенно важен в современном российском обществе, где в настоящее время происходит смена социокультурной модели формирования личности, переход к модели постиндустриальной цивилизации. Наиболее активной составляющей частью молодежи является студенческая молодежь (студенчество), представляющая собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Именно студенческая молодежь в недалеком будущем будет определять различные аспекты интеллектуальной элиты общества. Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально- демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением и т.д.; определенное общественное положение, роль и статус; особую фазу, стадию социализации (студенческие годы), которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями. Студенчество как особая группа возникла в Европе в XII веке одновременно с первыми университетами. Средневековое студенчество было крайне неоднородно как в социальном, так и в возрастном отношениях. С развитием капитализма и повышением социальной значимости высшего образования роль студенчества в жизни общества возрастает. Студенчество является не только источником пополнения квалифицированных кадров, интеллигенции, но и само составляет довольно многочисленную и важную социальную группу. Хотя высокая стоимость высшего образования и наличие целого ряда других социальных барьеров делали его доступным в большинстве случаев только для состоятельных слоев общества, и само оно давало получившим его людям значительные привилегии, уже в XIX - нач. XX вв. студенчество отличилось высокой политической активностью и играло заметную роль в общественной жизни. Научно-техническая революция повлекла за собой крупные сдвиги в положении и составе студенчества. Потребность в образованных кадрах повсеместно вызывает быстрый рост абсолютного числа студентов, а также их удельного веса в общей массе населения и, особенно в молодежных возрастных группах. В связи с укрупнением высших учебных заведений усиливается концентрация студенчества, студенческие городки становятся все более многолюдными. Растущая массовость высшего образования подрывает его былую элитарность, делает студенчество более демократическим по социальному происхождению. Определенные сдвиги происходят и в половозрастной структуре студенчества, в частности увеличивается количество женщин. Несмотря на различия своего социального происхождения и, следовательно, материальных возможностей, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу. Общая деятельность в сочетании с территориальным сосредоточением порождает у студенчества известную общность интересов, групповое самосознание, специфическую субкультуру и образ жизни, причем это дополняется и усиливается возрастной однородностью, которой не имеют другие социально- профессиональные группы. Социально-психологическая общность объективируется и закрепляется деятельностью целого ряда политических, культурно- просветительских, спортивных и бытовых студенческих организаций. Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально- экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования. Но в настоящее время в научной литературе еще нет достаточно полного определения понятия «студенчество», как нет и единого мнения по вопросу о характере и специфике труда студенчества. Понятие «студенчество», данное в книге ростовских социологов Б.Рубина и Ю.Колесникова «Студент глазами социолога», заключается в следующем: «Студенчество - это мобильная социальная группа, целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве». Здесь главная мысль авторов сводится к тому, что студенчество следует рассматривать как социальную группу в системе вуза, которая имеет свою цель, свои специфические особенности и которая готовится к выполнению социальных ролей и функций интеллигенции. «Студенчество, - пишут Б.Рубин и Ю.Колесников, - как социальная группа функционирует в системе высшего образования, выступает в качестве объекта производства, предметом которого является не вещь, а сам человек, личность. Поэтому главной формой производства является обучающе-образовательная деятельность». Другой исследователь, А.Н.Семашко, пишет, что «было бы неправильным рассматривать студенчество лишь как состояние к подготовке и занятию статуса интеллигенции. Студенчество обладает всеми необходимыми характеристиками, достаточными для отнесения его к особой социальной группе, тат как оно отвечает всем установившимся признакам». В подтверждение своих доводов Семашко приводит следующие признаки: выполнение в обществе определенных функций, объективность существования, однозначная детерминированность поведения членов групп, определенная целостность и самостоятельность по отношению к другим социальным группам, специфические социально-психологические черты и системы ценностей. В отличие от авторов книги «Студент глазами социолога» Семашко, выделяя студенчество как особую социальную группу, отмечает внутренние различия, вызванные источниками формирования студенчества. С другой стороны, автором подчеркивается, что студенчество не было бы социальной группой, если бы не «множественность» происхождения не сглаживалась определенным образом единой социально-функциональной его природой и единством других признаков. Представляют определенный интерес определения студенчества, данные А.С.Власенко и Т.В.Ищенко. А.С.Власенко пишет: «Студенчество - это особая социальная группа, формирующаяся из различных социальных образований общества и характеризующаяся особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием». Т.В.Ищенко акцентирует внимание на том факте, что студенчество является составной частью такой общественной группы, как молодежь: «Студенчество - особая общественная группа общества, резерв интеллигенции - объединяет в своих рядах молодых людей примерно одинакового возраста, образовательного уровня - представителей всех классов, социальных слоев и групп населения. Отличительными чертами студенчества как общественной группы являются: характер труда студентов, заключающийся в систематическом накоплении, усвоении, в овладении научными знаниями, и его основные социальные роли, определенные положением студенчества как резерва интеллигенции и его принадлежностью к молодому поколению - молодежи». Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами, одна из которых заключается в достижении статуса взрослого. Согласно концепции жизненных «переходов» и «траекторий», молодой человек в процессе достижения статуса взрослого осуществляет следующие базовые переходы: переход от обучения и подготовки к работе и выходу на рынок труда (переход от школы к работе); переход от родительской семьи к собственной (семейный переход); переход от проживания с родителями (или лицами, их заменяющими) к отдельному проживанию и материальной независимости; переход от молодежной субкультуры к массовому потреблению. В результате совершения этих переходов (этапов взросления) молодежь начинает не только социализироваться, но и политизироваться. Под политизацией молодежи понимается процесс вовлечения молодых людей в политическую деятельность, развитие ее политической активности, усиление политической направленности и социальных движений. Попробуем выделить наиболее характерные особенности молодежи как социального субъекта политических отношений в современных условиях. Первая особенность связана с незавершенностью становления собственной субъектности молодежи в социально-политических отношениях. Это предполагает известные возрастные ограничения политических прав молодежи, закрепленные законодательно. Действительно, в Конституции Российской Федерации содержится несколько возрастных ограничений, которые можно оценить как политические. Так, например, статья 60 устанавливает, что гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности, начиная с 18 лет. Статья 81 определяет, что Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин нашей страны не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Статья 97 устанавливает, что депутатом Государственной Думы РФ может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года. А в статье 119 устанавливается возрастной ценз для судей в Российской Федерации, которыми могут быть граждане, достигшие 25 лет. Конкретные рамки таких ограничений зависят от уровня демократизации, степени зрелости общества и исторических традиций развития того или иного социума. Вместе с тем в российской действительности еще нередки случаи проявления дискриминации молодежи на основе возраста в нарушение действующего законодательства. При этом могут ущемляться политические и социальные права молодых граждан, они могут отчуждаться от различных социальных и политических институтов, а возможности реализации их групповых и политических интересов могут быть существенно ограничены. Возраст, таким образом, играет роль довольно значимого стратификационного основания и является важным фактором участия молодежи в социально-политической жизни современного общества. Возрастная дискриминация неодинаково проявляется в разных странах мира, а иногда даже внутри одной страны в силу имеющихся исторических и социокультурных традиций, а также в связи с региональными особенностями конкретной государственной молодежной политики. Вторая особенность молодежи как социального субъекта политических отношений определяется спецификой ее социально-экономического положения. Оно характеризуется относительной неустойчивостью, подвижностью позиций молодых людей в социальной структуре, относительно невысоким их социальным статусом, ограниченностью социально-экономических связей. Это ставит молодежь в неравное положение с другими более экономически и социально развитыми группами. Тем самым создается благоприятная среда для возникновения разного рода социальных конфликтов, приобретающих нередко политическую окраску. В нестабильном, а тем более кризисном обществе, неустойчивость, как имманентная характеристика социального положения молодежи, усиливается в результате социального расслоения в ее составе, способствуя росту напряженности и политической конфронтации. Данная особенность более заметно проявляется в региональном аспекте в связи со значительными различиями социально-экономического положения субъектов Федерации нашей страны. Третья особенность молодежи как социального субъекта политических отношений связана со спецификой молодежного сознания, обусловленной как возрастом, так и социально-экономическим положением этой категории. Лабильность сознания, недостаточная твердость жизненных позиций, неустойчивость социальных ориентаций присущи в той или иной степени молодому возрасту. Сознание молодежи довольно легко поддается влиянию различных факторов: экономических, социальных, политических. Под их воздействием происходит осознание молодыми людьми собственного положения в обществе и консолидация групповых интересов. В результате этого молодежь становится активной политической силой. Однако существуют и иные варианты, когда путем манипулирования еще несформировавшимся сознанием молодежи, особенно с помощью средств массовой информации, можно добиться желаемых, но асоциальных результатов, превращая молодежь либо в агрессивную, либо в безликую и политически индифферентную массу. Тогда молодежь становится уже не социальным субъектом, а привлекательным объектом манипулирования узко групповых или партийных интересов, поскольку молодые люди больше других групп и социальных слоев поддаются воздействию различных спекуляций и иных технологий, особенно если они построены на конкретных нуждах молодых людей. Поэтому судьба молодого поколения в большой степени зависит от того, какие политические силы оказывают наибольшее воздействие на формирование мировоззрения молодежи. Таким образом, политическая активность современной молодежи определяется особенностями ее как социально-демографической группы, которые характеризуются неустойчивостью, несамостоятельностью в социально-политической структуре. ГЛАВА 2. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОРИЕНТАЦИИ СТУДЕНТОВ БГУ Система политических ориентаций студентов БГУ
В широком смысле, понятие “система ориентаций” используется в политической науке для обозначения совокупности индивидуальных политических ориентаций в отношении тех или иных вопросов политики, во-первых, и в рамках рассмотрения ее в качестве целостного объекта познания, во-вторых. Система ориентаций личности представляется как сеть взаимосвязанных когнитивных, аффективных и эвалюативных ориентаций, выступающих в качестве элементов системы и выполняющих функцию формирования индивидуального мнения о том или ином предмете политики Когнитивные ориентации трактуются как знание личности о мире политики. Аффективные ориентации рассматриваются как чувства и эмоции, возникающие у человека по отношению к тем или иным политическим феноменам. Эвалюативные ориентации определяются как результат синтеза когнитивных и аффективных ориентаций, каковым предстает суждение личности о предмете политике. Общими характеристиками любого из компонентов системы ориентаций личности рассматриваются: ) содержание ориентаций а) предмет ее, в качестве которого может выступать либо объект, например, политические институты, политические процессы и т.п., либо субъект политики (политические лидеры и т.п.), б) генетическая природа и источники происхождения ориентаций. ) значимость предмета ориентации для личности, ) уровень сложности ориентации, ) соотнесенность и соответствие ориентаций друг другу, ) мотивационный потенциал ориентаций. В узком смысле слова, совокупность политических ориентаций личности подразделяется исследователями на целый ряд категорий. В каждом отдельном случае количественные и качественные характеристики набора понятий, обозначающих политические ориентации, варьируются в зависимости от специфики исследовательских задач. Вместе с тем, категории, используемые сегодня в политической науке для представления многочисленных свойств и признаков политических ориентаций вполне определились, и в значительной мере, предстают как типовые, используемые как общепринятые символы, применяемые для обозначения определенного сочетания свойств политических ориентаций личности. В обобщенном виде типовой набор категориального инструментария для обозначения политических ориентаций субъекта политического действия наиболее полно представлен в соответствующей научной разработке М.Кента, Дженнингса и Ричарда Ниеми, которые подразделяют всю систему когнитивных, аффективных и эвалютивных ориентаций на следующие категории: ) ориентации, выступающие как совокупность позиций личности в отношении политики, ) ориентации, отражающие политической потенциал и ресурсы личности, как субъекта политики ) ориентации, отражающие отношение личности к партиям, политической и электоральной деятельности ) ориентации, характеризующие отношение личности к вопросам общественно-политической деятельности, ) ориентации, выступающие как отношение и оценка личностью правительства и социально-политических групп, ) неполитические ориентации. Таксономия системы политических ориентаций личности Дженнингcа-Ниеми основана на концепции “содержание ориентаций”, включающей понятия предмета ориентаций и их природы, происхождения. Наибольший интерес представляет второй уровень операционализации (преобразования и переформулировки относительно абстрактного понятия “ориентации” в конкретные практические термины), проведенной Дженнингсом-Ниеми. Исследователями вводится в научный оборот система эмпирических понятий, относящихся к явлениям, которые можно наблюдать и измерять, а также характеризующихся относительной точностью и конкретностью. Именно данной системой типовых понятий, выражающих политические ориентации cубъекта политики, оперирует сегодня значительная часть исследователей, изучающих систему политических ориентаций личности. Феномены, нашедшие отражение в указанных понятиях, помещены в центр внимания, как теоретиков, так и практиков, исследующих данный блок научной проблематики микрополитики. Не пытаясь описать все случаи концептуализации системы политических ориентаций, как объекта исследования, а также операционной разработки путей решения этой научной проблемы, ограничимся характеристикой одной из них. Категориальный аппарат Дженнингса-Ниеми включает многочисленные индикаторы каждой из указанных выше категорий: ) Ориентации, выражающие отношение личности к политике, изучаются с применением трехзвенной системы показателей, которая включает: (а) объем времени, уделяемого общественно-политическим проблемам, или другими словами, степень интереса к этим вопросам, (б) интерес к СМИ, освещающим общественно-политические вопросы и частота обращения к ним, (в) объект внимания: конкретная сфера политики и ее уровень, включая международный, национальный, региональный, местный. ) Ориентации, отражающие ресурсы личности, как потенциального субъекта политики, исследуются с примененем трех основных индикатоов: (а) политическая компетентность, как ощущение собственной способности контролировать проиходящее в сфере политики - (аффективный аспект), (б) понимание сути политической и идеологической систем общественого устройства. Данный индикатор обозначается в большинстве случаев понятием политической искушенности в понимании сути и природы партийной системы: (когнитивный аспект), (в) политическое знание, как объем информации о политических фактах, обладателем которой является субъект - (когнитивный аспект). ) Ориентации, отражающие отношение личности к партиям и электоральной деятельности, изучаются с использованием категории “чувство партийной принадлежности ”, или наоборот, политической независимости - (аффективный аспект). ) Ориентации, характеризующие отношение личности к вопросам общественно-политической деятельности, исследуются с применением в качестве индикатора категории “мнение личности по различным вопросам общественной политики”, когда учитывается относительная нестабильность ориентаций в силу изменчивости самого предмета, т.е. самих политических объектов отношения личности - (эвалюативный аспект). Вышеуказанные ориентации классифицированы с учетом объекта аттитьюдов личности. Ниже приводится типологизация, учитывающая отношение к субъектам политики, как предмету ориентаций индивида. ) Ориентации, выступающие как отношение личности к правительству и социально-политическим группам, исследуются с применением соответствующего индекса, в качестве которого выступает понятие “политическое доверие”. Изучаются и сопоставляются низкий и высокий уровни доверия по отношению к трем уровням действующих исполнительных органов - национальным, региональным и местным, а также к различным типам социо-политических групп, устанавливаемым по признакам религиозной, национальной, профессиональной принадлежности или месту проживания. При рассмотрении политического доверия личности в качестве объекта исследования изучается, как аффективный, так и когнитивный срезы политических ориентаций, образующие и отражающие - эвалюативный слой базовых аттитьюдов личности. В фокусе внимания теоретиков и специалистов, проводящих эмпирические исследования системы политических ориентаций личности, находятся, главным образом, ориентации, отражающие потенциал и политические ресурсы личности; ориентации, отражающие: отношение к политическим партиям и электоральной активности; ориентации, отражающие отношение личности к вопросам общественно-политической деятельности. В соответствии с этим определилось довольно стабильное концептуальное поле исследования политических ориентаций, которое составляют следующие вопросы: восприятие личностью своей готовности участвовать в политической жизни общества: индивидуальная политическая искушенность в понимании партийной системы; политическое знание, как объем информации о политике, обладателем которой является субъект: ощущение личной партийной принадлежности: индивидуальное мнение по проблемам общественной политики. Система политических ориентаций студентов Бурятского государственного университета была выявлена в рамках данного исследования с помощью анкетного опроса. В ходе исследование было опрошено 100 студентов БГУ. Респонденты были выбраны методом простой случайной выборки, используя программу «Университет». Измерить интерес студентов к политике был призван первый вопрос анкеты исследования. На таблице 1 приведены результаты анализа данного вопроса.
Таблица 1 Интересна ли вам политика?
Таким образом, анализ первого вопроса анкеты показал, что студенты Бурятского государственного университета активно интересуются политикой. На вопрос «Интересна ли вам политика?» 54% респондентов ответили «Да», ещё 32% опрошенных респондентов политика интересна в меньшей степени, совсем не интересуются политикой 14%. Был выявлен основной коммуникативный канал, влияющий на политическую ориентацию студентов - телевизионные программы. Следующий по популярности источник информации - всемирная сеть Интернет. Печатные периодические издания находятся лишь на третьем месте. Однако при дальнейшем рассмотрении выяснилось, что, несмотря на интерес к политике, в политических организациях состоит очень незначительный процент респондентов (См. таблица 2).
Таблица 2 Являетесь ли вы участником, какой либо организации?
Такие результаты были получены несмотря на то, что большинство студентов, отвечая на вопрос «Должен ли гражданин активно участвовать в политике?» ответили «Да»-39%, «Скорее да, чем нет» - 42%, нет, ответило всего 6 %, затруднилось ответить - 13%. Чтобы выяснить отношение студентов БГУ к политическим партиям, респондентам был задан вопрос «Какие политические партии вы поддерживаете в настоящее время?». На основании этого были получены следующие результаты: Таблица №3 Какие политические партии вы поддерживаете в настоящее время?
Таким образом «партию власти» (Единая Россия) поддерживают большинство респондентов, что свидетельствует о конформизме студенческой молодёжи БГУ. Также данное положение подтверждает тот факт, что процент протестно настроенных студентов против любой политической партии оказался очень мал - всего 5%. Важным моментом является то, что, несмотря на поддержку большинства студентов партии «Единая Россия», при ответе на вопрос «Сторонником какой идеологии вы себя считаете?», мы получаем следующие результаты:
Таблица 4 Сторонником, какой идеологии вы себя считаете?
Мы видим, что абсолютное большинство респондентов назвали себя приверженцами либеральной идеологии, которая не является идеологией партии «Единая Россия». Это свидетельствует о том, что студенческая молодежь БГУ имеет неясное представление о политических идеологиях, программах политических партий.
Таблица 5 Укажите свои политические взгляды.
Данный факт также подтверждают данные таблицы №5, в которой анализируются ответы студентов на вопрос «Укажите свои политические взгляды». На этот вопрос лишь 5% респондентов охарактеризовали свои политические взгляды как социалистические. Однако приверженцами идеологии социализма себя называют 18%, что явно не соответствует вышеуказанным данным таблицы №5.
Таблица 6 Какую роль в идеале должно играть государство в жизни общества?
Весьма интересны данные этой таблицы. Очень большое количество респондентов на вопрос «Какую роль в идеале должно играть государство в жизни общества?» ответило, что государство должно осуществлять контроль над всеми сферами жизни общества. Это является показателем того, что значительная часть студентов ориентирована на авторитарно-тоталитарный политический режим. Подтверждение чего стали ответы ещё на один вопрос нашей анкеты 13% опрошенных согласились с утверждением о том, что государство должно контролировать СМИ. Что само по себе не может не вызывать опасений, ведь Россия уже переживала подобную ситуацию и к положительным результатам для страны это не привело. Толерантность студентов БГУ к другим национальностям достаточно высокая. Об этом свидетельствуют данные таблицы №6
Таблица 7 Как Вы относитесь к представителям другой национальности?
Абсолютное большинство студентов охарактеризовали свое отношение к представителям другой национальности как дружелюбное. Это подтверждают данные следующего контрольного вопроса, направленного на выявление степени дружелюбного отношения к представителям другой национальности. Таблица 8 Согласились бы Вы выйти замуж (жениться) на представителе другой национальности?
Мы видим, что большинство студентов готово создать семью с представителем другой национальности. Еще для 31% это не имеет значения и лишь 13% не готово создать семью с представителем другой национальности. В рамках этнополитических представлений студенческая молодежь БГУ вполне толерантна и не выражает признаков конфликтности. Подводя итог, появляется возможность создания усредненной модели политических ориентаций студентов БГУ. Итак, студенты БГУ в среднем активно интересуются политикой, информацию о политической жизни получают в основном из телевизионных передач и Интернета. Однако политические ориентации студентов носят в основном обрывочный не оформившийся характер, прежде всего на наш взгляд это связано со слабыми знаниями политических явлений, идеологий и др. Это выражается в основном в ответах на вопросы анкеты так при анализе ответов группы студентов были выявлены весьма забавные противоречия. Например, студенты определяют свои политические взгляды как демократические, однако при этом соглашаются с утверждением о том, что государство должно контролировать все сферы жизни общества, включая СМИ, и вместе с тем считают себя сторонником либеральной идеологии. Всё же в своём большинстве студенты ориентированы на либерально-демократические ценности. Вместе с тем, данное противоречие не выглядит таковым в свете предполагаемого влияния на политические ориентации идеологической политики политического режима современной России. Эта зависимость требует отдельного изучения.
2.2 Факторы политических ориентаций студентов БГУ
По материалам нашего исследования мы пришли к выводам, что наибольшимвлиянием на формирование политических ориентаций влияют такие факторы как политическая организация, политическая идеология, фактор государственной политике и фактор каналов коммуникации. Процесс формирования политических ориентаций происходит в рамках развития личности человека, его социализации. Очевидно, что на формирование системы политических ориентаций студенчества воздействует целый ряд социальных, политических и других факторов. С точки зрения операционализации исследовательского инструментария существует достаточно сложная проблема выявления как ориентаций, так и факторов, воздействующих на них. Система политических ориентаций личности включает в себя, как мы уже отмечали три группы элементов: 1) “когнитивные ориентации”, т.е. знания и веру относительно политической системы, ее ролей и обязанности относительно этих ролей, того, что система берет из окружающей среды и что отдает (что “на входе” и что “на выходе” системы); 2) “аффек
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 3441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.247.17 (0.02 с.) |