Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глагол как часть речи. Его основные признакиСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
За прошедшие десятилетия глагол как часть речи по-прежнему в центре внимания лингвистической науки. Термин глагол происходит от латин. verbum (греч. rema), что переводится как слово (в древнерусском языке глаголити означало говорить). В лингвистической науке существует множество определений глагола. Такие ученые, как Виноградов В.В., Демиденко Л.П., Галкина-Федорук Е.М., Гольцова Н.Г., Горшкова К.В., Евгеньева А.П., Жуков В.П., Земский А.М., Караулов Ю.Н., Лекант П.А., Наумович А.Н., Панов М.В., Филин Ф.П., Шанский Н.М. и многие другие в своих работах дают разнообразные определения глаголу, выделяют разнообразные ряды форм глагола. Значение процесса свойственно всем глаголам, независимо от их лексического значения. Глагол предстает как процесс (процессуальный признак) и действие (бежать, грузить, рыть), и состояния (лежать, спать, страдать), и отношения (иметь, преобладать, принадлежать). Глагол - одна из самых сложных, семантически ёмких, грамматически содержательных частей речи. А.А. Потебня вслед за М.В. Ломоносовым, А.Х. Востоковым, Ф.И. Буслаевым и зарубежными лингвистами В. Гумбольдтом, Х. Штейнталем говорил о важнейшей роли глаголов, об их главенстве в системе частей речи. А.А. Потебня «рассматривал эволюцию предложения и частей речи в направлении от имени к глаголу как проявление общей эволюции человеческого мышления в направлении от категории субстанции к категории процесса, от идеи материи к идее процесса». Идеи А.А. Потебни развивали В.В. Виноградов, Л.Л. Буланин, А.В. Бондарко и другие ученые. Панов М.В. считает, что глаголы - это слова, которые изменяются по наклонениям и временам. Этими формами словоизменения передается общее значение глаголов: в них грамматически выражено значение процессуального признака. Шанский Н.М. и Тихонов А.Н. обращают внимание на то, что глаголы обозначают процесс и выражают это значение в формах вида, залога, лица, числа, рода, времени, наклонении выступают в функции сказуемого. Виноградов В.В. дает следующее определение глагола: «Глагол - это часть речи, обозначающая действие или состояние предмета и изменяющаяся по временам, лицам и числам» [7,80]. Глагол - это самостоятельная часть речи, выражающая действие или состояние как процесс [12,80].
Глагол - это часть речи, обозначающая процесс и выражающая это значение в категориях вида, залога, наклонения, времени, лица; глагол обладает также категориями числа и - в формах прошедшего времени и сослагательного наклонения - категорий рода [28,17]. Чтобы ответить на вопрос, какой из точек зрения следует отдать предпочтение, необходимо выявить дифференциальные признаки глаголов. Они определяются на основе критериев разграничения частей речи. Такими критериями являются категориальное значение, морфологические и синтаксические особенности, словообразовательные возможности. Система древнерусского глагола была близка к системе глагола других славянских языков и особенно старославянского языка. Эта глагольная система характеризовалась целым рядом категорий, причем таких, которые есть и теперь в современном русском языке, однако их роль и формы в древности были иными по сравнению с современными. Так, например, как и ныне, существовали категории вида и времени, но значение их и формы выражения отличались от современных (было, например, четыре формы прошедшего времени, каждое со своим значением; были две формы сложного будущего времени, были и иные видовые различия). Все глагольные формы разделялись на простые и сложные: простыми являлись настоящее время (как и простое будущее), аорист, имперфект, повелительное наклонение; сложными - перфект, давнопрошедшее время, сложные будущие времена, условное наклонение. [6,80]. Глагол во всех его формах в плане семантическом обозначает действие или состояние: бежать - бегать - бегу - беги… Лексическая семантика глагола может быть выражена и именем (ср.: бежать - бег, пробег, беготня), но в отличие от имени глагол представляет действие как процесс, охарактеризованный с точки зрения времени и реальности его осуществления. Эти характеристики глагол приобретает с помощью грамматических категорий вида, времени и наклонения, которые являются специфически глагольными, противопоставляющими глагол как часть речи именам и обеспечивающими ему роль коммуникативного центра высказывания. Более того, именно категориальная «недоукомплектованность», то есть отсутствие хотя бы одной из указанных категорий (наклонения, а иногда и времени) лишает так называемые именные формы глагола специфически глагольных функций.
Будучи грамматическим, а в самостоятельном употреблении и содержательным центром информации, глагол соотносит ее с предметом высказывания, что обеспечивается согласовательными категориями числа и лица, которые, таким образом, связаны с синтаксическими особенностями глагольной словоформы. Лексико-грамматической является специфически глагольная категория залога, тесно связанная с семантикой глагольной лексемы, но оформляющаяся в синтаксических связях глагольной словоформы и лишь в неспрягаемых (именных) формах имеющая морфологические средства выражения [9,34]. Горшкова К.В. и многие другие ученые считают, что все названные категории искони присущи славянскому глаголу, в том числе и древнерусскому. Однако формы выражений этих категорий и их значимость в системе глагольных категорий и форм в древнерусском языке существенно отличались от того, что свойственно современному русскому языку, и, если опираться на показания памятников письменности, напоминали систему категорий и форм старославянского глагола. Категория вида (несовершенного и совершенного) - специфическая особенность славянского глагола, сложившаяся, как принято считать, на базе индоевропейских видовых отношений. Следы этих древних видовых различий, которые можно отметить в разных славянских языках внутри глаголов одного вида, по-разному характеризующих действие (типа вести - водити), вполне определенно отражают несовпадение древней видовой классификации с двучленным (бинарным) противопоставлением глаголов несовершенного ~ совершенного вида в славянских языках, где несовершенный вид - это «нейтральная» характеристика процесса в отношении времени его развертывания, а совершенный вид - уточнение временных границ осуществления процесса (обычно - окончания, реже - начала или двусторонней ограниченности: ср. совер.: писать - написать, петь - запеть, прыгать - прыгнуть). Формирование двучленного противопоставления глаголов несовершенного и совершенного вида относится к эпохе, предшествующей периоду распада православного языка. Так, что ко времени появления старейших славянских текстов видовую оппозицию глаголов следует считать вполне оформившейся. [19,52]. Категория времени связана с характеристикой действия или состояния по отношению к определенной временной точке - моменту речи (в бытовом диалоге) или иному моменту принимаемому за исходный (в повествовании). В соответствии с этим в категориально - грамматической интерпретации действительности противопоставлены три основных временных плана: момент речи или основного действия - как исходный (настоящее время), вне грамматического сознания - поступательно перемещающийся (например, на протяжении диалога или от одного события к другому - в повествовании); до (прошедшее время) или после временной «точки отсчета» (будущее время). В отличие от категорий вида, характеризуемой самой глагольной основой (в связи с чем видовое значение остается неизменным во всех формах одного глагола), категория времени в древнерусском языке (как и вообще в славянских языках) находит выражение в формообразующих и словоизменительных глагольных аффиксах. [19,70]. Категория наклонения характеризует отношение процесса к действительности, то есть связана с выражением модальных отношений. При этом следует учитывать, что представленный в системе языка набор форм наклонений далеко не исчерпывает возможностей выражения тех многообразных модальных значений, необходимость в которых возникает в речевой практике. Поэтому наклонение как категорию собственно морфологическую следует отличать от синтаксической категории модальности, которая выражается как с помощью форм наклонения, так и с помощью лексических и собственно синтаксических средств, подчеркивающих реальность, гипотетичность, желательность, условность, невозможность и т.д. действия или состояния.
Система древнерусского языка (как и современного) отражает двухступенчатый характер средств выражения категории наклонения: реальному (изъявительному) наклонению, выраженному посредством временных аффиксов (суффиксов, личных окончаний и вспомогательных глаголов различных форм прошедшего, настоящего или будущего времени), противопоставлены ирреальные наклонения (повелительное и сослагательное), каждое из которых выражалось специализированными морфологическими средствами. таким образом, наклонение, как и время, является грамматическим значением глагольной формы, характеризующим устанавливаемое автором (говорящим) отношение действия (состояния) к действительности. [9,112]. Категории лица и числа связаны с синтаксической функцией глагольной словоформы и всегда выражаются флексиями, присоединяемыми к формообразующим суффиксам. при этом категория лица характеризует только спрягаемые глагольные формы, функционирующие в качестве самостоятельного сказуемого или связки при именном сказуемом, а категория числа охватывает все изменяемые глагольные формы (включая именные), обеспечивая их синтаксическую связь с именем (подлежащим). На протяжении истории языка категории лица и числа в плане содержания не изменились: изменения коснулись лишь формы выражения лица и числа, включая утрату форм двойственного числа в связи с развитием грамматической оппозиции единственного ~ неединственного числа у существительных, которым глагольные формы подчинены на уровне синтаксических связей. Категория залога связана с противопоставлением действия (состояния) как активной функции субъекта (активный залог) и как его признака, не вытекающего из его активности или являющегося результатом внешнего воздействия. Из этого определения следует, что залог тесно связан с семантикой глагола и выражается в его синтаксических связях, оказываясь, таким образом, категорией лексико-грамматической.
На уровне морфологическом выделяется лишь оппозиция действительного и страдательного залогов, в которой действительный залог оформлен негативно (отсутствием показателей страдательности), а страдательный залог факультативно выражается давлением к глагольной словоформе возвратной частицы - ся и регулярно - формой страдательного причастия. Исторически восходящая к местоимению частица - ся в древнерусских памятниках, как и в старославянских, употребляется свободно по отношению к глаголу. Морфологически не характеризованные способы действия признаются не всеми авторами. Об этом достаточно подробно сказано в работах Н.С. Авиловой, Ю.С. Маслова, А.В. Бондарко, М.А. Шелякина и др., они считают способы действия семантическими разрядами глаголов и подразделяют их на морфологические характеризованные и морфологически не характеризованные. В то же время Н.С. Авилова, Г.А. Анисимов, Г.Г. Кухтенкова понимают способы действия как регулярные модификации значений простых глаголов при помощи определенных формальных средств. Поэтому они различают, с одной стороны, способы действия, т.е. формально, морфологически выраженные семантические модификации этих простых глаголов, с другой стороны - просто действия. Любопытно, что за последние годы существенно изменилась точка зрения Н.С. Авиловой. В разделе «Категория вида» Н.С. Авилова писала: «Способы действия могут или выражаться формально, при помощи префиксации и суффиксации, или могут быть формально не выражены». В монографии же «Вид глагола и семантика глагольного слова» неоднократно подчеркивается необходимость относить к способам действия лишь семантико-структурные группы глаголов. Аналогичное определение способам действия дано и в «Русской грамматике». Изучив мнение ученых о способах глагольного действия, мы остановились на том, что способы глагольного действия - это семантические группы глаголов, объединенные общностью характеристики протекания действия или состояния. Н.М. Шанский же определяет способы действия как семантико-словообразовательные группировки глаголов, объединенные по общности количественно-временных значений, выражаемых при помощи аффиксов. Точный состав способов действия (семантических групп) в русском языке до сих пор не установлен, поэтому Николай Максимович Шанский характеризует лишь важнейшие группы глаголов, составляющие способы действия. Способы действия делятся на два основных типа: временные способы действия и количественные способы действия. Одни способы действия имеют чисто временные или количественные значения, другие совмещают оба типовых значения. I. Способы действия временного типа: 1. Начинательный способ действия включает глаголы совершенного вида с приставками за-, по -, обозначающие начало действия: засмеяться, пойти. . Длительно-ограничительный способ действия охватывает глаголы совершенного вида с приставкой про -, которые обозначают, что действие происходит в течение определенного промежутка времени и ограничено этим временем: проработать, пробегать.
3. Финитивный способ действия включает глаголы совершенного вида с приставкой от - Они обозначают прекращение длительного действия, доведение его до абсолютного конца: отъехать, отбежать. 4. Многократный способ действия. Глаголы этого способа действия образуются при помощи суффиксов - ива - (-ыва-), - ва-, - а-, выражают нерегулярное повторение действия в отдаленном прошлом (обычно употребляется в форме прошедшего времени). Все они несовершенного вида: жевать, видывать. II. Количественные способы действияобозначают различную степень проявления действия. Неполноту проявления действия, ослабление его обозначают следующие способы действия. 1. Смягчительный способ действия. Малую степень действия, уменьшение, ослабление его передают глаголы совершенного вида с прификсами по-, под-, при -: приболеть, подрасти. 2. Сопроводительный способ действия. Глаголы несовершенного вида с приставками при-, под - и суффиксами - ива - (-ыва-), - ва - обозначают действие, которое сопровождает другое действие и проявляется в слабой степени, в неполной мере: подсказывать, присматриваться. III. Усиление, интенсивность, высокую степень проявления действия выражают следующие способы действия: 1. Накопительный способ действия. Большое накопление объектов в результате действия обозначают глаголы совершенного вида с приставкой на-: напугать, налететь. 2. Тотальный способ действия. Глаголы этого способа действия обозначают, что действие охватывает весь объект или субъект, все объекты или субъекты. Сюда относятся глаголы совершенного вида с приставками из - (-ис-), по-, пере- Глаголы с приставками по-, пере - могут означать распространение действия на субъекты или объекты по очереди, последовательно. Значение тотальности обычно подчеркивается различными средствами контекста: измельчить, переехать. 3. Сатуративный способ действия объединяет глаголы совершенного вида с приставкой на- и постфиксом - ся, обозначающие полную удовлетворенность субъекта действием: напугаться, наиграться. . Глаголы совершенного вида с приставкой до- и постфиксом - ся обозначают длительные действия, чрезмерность которых приводит субъект к отрицательным последствиям: добраться, допрыгаться. . Глаголы совершенного вида с приставкой из - (ис-) и постфиксом - ся обозначают, что в результате длительного и интенсивного действия субъект находится в состоянии крайнего истощения психических и физических сил: измучиться. К словам этой группы примыкают глаголы с приставкой у- и постфиксом - ся: успокоиться. . Глаголы совершенного вида с приставкой за - и постфиксом ся - показывают, что субъект увлечен действием и забывает все остальное, в результате чего действие переходит границы обычного, допустимого, выходит за пределы нормы: заинтересоваться, заиграться. III. Способы действия, совмещающие временные и количественные значения. 1. Усилительный способ действия. Глаголы совершенного вида с приставкой раз - и постфиксом - ся обозначают начало интенсивного проявления действия: разныться, раскружиться. Сюда же относятся глаголы с приставкой вз - (вс-) (взреветь, взвыть). 2. Ограничительный способ действия. Глаголы совершенного вида с приставкой по- обозначают ограничение действия по времени и в степени проявления: поговорить, попрыгать. 3. Прерывисто - смягчительный способ действия. Глаголы несовершенного вида с приставкой по - и суффиксами - ива - (-ыва-), - ва - - обозначают, что действие осуществляется время от времени, иногда и слегка, в слабой степени: похаживать, поглядывать. [35 50]. У разных авторов классификации способов действия могу частично отличаться, но в основном совпадают. Рассмотрим еще одну классификацию. Демиденко Л.П. и Наумович А.Н. в способы действия объединяют, в основном, не соотносительные по виду глаголы, выражающие временные, количественные и результативные значения. I. Начинательный, усилительный, ограничительный и финитивный способы действия обозначают ограниченность действия во времени. . Глаголы начинательного способа действия образуются с помощью приставок за-, вз-, по- и обозначают различные оттенки начала действия или состояния: закричать, взвыть, побежать. . Глаголы усилительного способа действия обозначают начало интенсивного действия и образуются с помощью приставки раз -, и постфикса - ся: раскричаться, разволноваться. . Глаголы ограничительного способа действия образуются с помощью приставок по - и про - и обозначают действия, более или менее ограниченные во времени: посмеяться, попрыгать (недолго, немного), проговорить, проспорить (целый час, всю ночь и т.п.). . Глаголы финитивного (окончательного) способа действия образуются с приставкой от - и обозначают прекращение, исчерпанность действия: отговорить, отшуметь. II. Количественную характеристику действию дают однократный, уменьшительный, смягчительный, многократный, прерывисто - смягчительный, длительно-смягчительный, длительно - распределительный, сопроводительный, осложнено-интенсивный и взаимный способы действия. . Глаголы однократного способа действия обозначают мгновенные однократные действия и образуются с помощью суффикса - ну -: прыгнуть, свиснуть. . Глаголы уменьшительного способа действия образуются с помощью приставок при-, вз-, с-, (со-) и суффикса - ну - и обозначают действия неинтенсивные, ослабленные: припугнуть, взгруснуть, сполоснуть. .К уменьшительному близок смягчительный способ действия, который образуется с помощью приставок по-, под-, при - и выражает неполноту, смягченный характер протекания действия: пораздумать, подзакусить, привстать. . Глаголы многократного способа действия образуются с помощью суффикса - ыва - (ива-) (-ва-) - а - и обозначают неограниченную длительность или многократную повторяемость действия: говаривать, знавать, бывать, слыхивать. . Глаголы прерывисто - смягчительного способа действия обозначают длительное, прерывистое и ослабленное в своем проявлении действие. Они образуются с помощью приставки по - и суффикса - ыва - (-ива-) (-ва-) - а-: пошаливать, посвистывать. . Глаголы длительно - смягчительного способа действия обозначают длительное, ослабленное, время от времени повторяющееся действие и образуются с помощью приставок при-, под-, на - и суффикса - ыва - (-ива-) - ва-: присщелкивать, подвывать, напевать. . Глаголы длительно - распределительного способа действия обозначают действия, распространяемые в разных направлениях, и образуются с приставкой раз - и суффиксом - ыва - (-ива-) - ва-: расхаживать, распевать. . Глаголы сопроводительного способа действия указывают, что одно действие сопровождает другое и несколько ослаблено в своем проявлении. Они образуются с помощью приставок при- и под- и суффикса - ыва - (-ива-) - ва-: притоптывать, приговаривать, подсвистывать. . Глаголы осложненно- интенсивного способа действия передают усиленное, многократно повторяющиеся действия и образуются с приставками вы-, от-, на - и суффикса - ыва - (-ива-) - ва-: названивать, выплясывать, отплясывать. . Глаголы взаимного способа действия обозначают повторяемость действия, происходящего между несколькими субъектами и образуются с помощью приставки пере-, суффикса - ыва - (-ива-) (-ва-) - а- и постфикса - ся: переговариваться, переглядываться. III. К специально-результативным относятся терминативный, завершительный, интенсивный, накопительный и распределительный способы действия. . Глаголы терминативного способа действия выражают законченность длившегося какое-то время действия и образуются с приставкой про -: проговорить, промолчать. . Глаголы завершительного, или комплективного способа действия обозначают завершение конечной фазы действия и образуются с приставкой до -: договорить, дочитать, доделать. . Глаголы интенсивного способа действия выражают значение результата, достигнутого в процессе интенсивного действия, и образуются с помощью приставок вы-, за-, - из-, от-, про-, раз-, у-, а так же приставок вы-, да-, из-, на-, при-, раз-, с-, у- в сочетании с постфиксом - ся: вымыть, забить, изломать, выспаться, набегаться, продышаться, умориться. . Глаголы накопительного способа действия обозначают, что действием, достигшим результата, охвачено несколько субъектов или объектов, и образуются с помощью приставок вы-, - из-, на-, об - приставки на- и постфикса - ся: вырезать, искрошить, набегать, обшить. . Глаголы распределительного способа действия указывают, что действие достигает результата, поочередно охватывая какие-либо субъекты или объекты, и образуются с приставками по-, - пере-: покусать, перекусать. [12,70]. В начальных классах в результате изучения темы «Глагол» учащиеся должны не только уметь распознавать такую часть речи, уметь изменять глагол по временам, лицам, числам, владеть навыками правописания личных безударных окончаний глагола, но и познакомиться со стилистическими особенностями глагольных форм. Таким образом, распределение глаголов в группы разных способов действия позволяет представить систематизированный материал, который поможет в изучении групп глаголов по актуальному значению и способу его выражения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 1315; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.69.25 (0.015 с.) |