Выявление уровня использования в речи глаголов учащимися 3 класса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выявление уровня использования в речи глаголов учащимися 3 класса



 

Исследование по обогащениюречи учащихся младшего школьного возраста глаголами средствами словаря проводилось на базе МОУ «Гимназия №1» города Абдулино в 3 классе.

Задачи исследования были следующие:

·   Определение начального уровня лексического запаса глаголов в речи младших школьников.

·   Разработка упражнений, которые позволили бы совершенствовать речевые (коммуникативные) умения.

·   Проведение опытной работы.

·   Проведение сравнительного анализа для подтверждения эффективности проделанной работы.

Основное внимание в этот период было уделено вопросам развития речевой активности детей, т.к. речь, во всем ее видовом многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности школьников является создание благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Для определения уровня лексического запаса глаголов в речи младших школьников и умения объяснить значение слов, нами была проведена практическая работа, которая представлена в виде эксперимента и состоит из трех этапов:

первый, констатирующий срез;

формирующий, включающий содержание работы по обогащению речи учащихся начальных классов глаголами

итоговый срез.

Основная задача эксперимента - установить:

) умение находить в текстах слова, отвечающих на вопросы: что делает? что сделал? что сделают? что делал? что будут делать? что делают?;

) уровень знаний о глаголе и его формах;

) умение составлять предложения со словами, отвечающими на вопросы что делает? что делал? что делают? что сделал? что будет делать?;

Для того чтобы определить богатство глагольных форм, которыми владеют учащиеся, нами были использованы приёмы метода тестирования:

) нахождение в текстах слов, отвечающих на вопросы: что делал? что делает? что делают? что сделает? И т.д.

) подбор глаголов, близких и противоположных по смыслу;

) составление текста (предложений) со словами, отвечающими на вопросы: что делает? что делает? что делают? что сделает?

В констатирующем срезе участвовали учащиеся 3 класса МОУ «Гимназия №1» города Абдулино. Было охвачено 20 учащихся.

Учащимся предлагалось ответить на вопросы теста.

Тест.

1. Впиши пропущенные слова.

Глагол - это часть речи, которая обозначает ________________ и отвечает на вопросы ____________? ______________?

. Среди данных слов подчеркни только глаголы.

Танец, мелкий, бежит, умная, бегство, издавать, уехать, плохой, звезда, лететь, чувство, рисовать, ум, синий, гулять, напоминать.

3. Подбери подходящие слова:

 

Близкие по смыслу

Противоположные по смыслу

Бежать -   грустит -  
Болеть -   строят -  
Бродить -   шепчет -  
Браниться -   падаю -  

4. Выбери наиболее подходящее слово, подчеркни его.

Ночью (лил, был, прошёл) сильный дождь. Утром (выглянуло, вышло, показалось) солнышко. Крупные капли росы (заиграли, заблестели, засветились) на траве и цветах. Теплые лучи (оживили, отогрели, согрели) озеро светлячок. Тихо (запел, зашуршал, зашумел) камыш. (Выплыла, показалась, появилась) утка с утятами. Жаба (плюхнулась, прыгнула, грохнулась) на лист кувшинки, как на плот. Озеро (ожило, проснулось, очнулось). (Наступал, пробуждался, начинался) теплый день.

 

Анализ работ учащихся

Ф.И.

Впиши пропущенные слова

Подчеркни глаголы среди данных

Подбери подходящие слова

Выбери подходящее слова и подчеркни

  верно неверно

верно

неверно

верно

неверно

верно

неверно

Б. Вова +  

+

 

+

 

+

 

Б. Юля   +

 

+

+

 

+

 
Г. Алеша +  

+

 

+

 

+

 
З. Влад +  

 

+

 

+

+

 
З. Злата +  

 

+

+

 

+

 
К. Саша   +

+

 

 

+

+

 
К. Люба +  

+

 

+

 

+

 
К. Вика +  

+

 

+

 

+

 
М. Илья +   +

 

 

+

+

 

М. Юра   + +

 

 

+

+

 

М. Никита   +  

+

 

+

+

 

П. Настя +   +

 

+

 

+

 

С. Настя +   +

 

+

 

+

 

С. Влад +   +

 

 

+

+

 

С. Ира +   +

 

+

 

+

 

Т. Вика +   +

 

+

 

+

 

Ч. Сережа +    

+

+

 

+

 

Ч. Антон +   +

 

+

 

+

 

Ш. Илья +   +

 

+

 

+

 

Я. Лена +   +

 

+

 

+

 

  16 4 15

5

14

6

20

0

                         

 


С первым заданием справились 16 учащихся, трое из них неверно определили значение глагола, а один записал неверные вопросы.

Второе задание вызвало затруднение у 3 человек. Они причислили к глаголам слово бегство. Два человека не подчеркнули слова напоминать и издавать.

Третье задание выполнили верно 14 человек, остальные выписали не все близкие по смыслу слова, два человека не нашли слова противоположные по смыслу.

Четвертое задание было творческим, поэтому особых осложнений не вызвало.

Итак, в процентном соотношении правильно выполнили задания:

1-80%, 2 - 75%, 3 - 70%, 4-100%.

 

 

Из представленной диаграммы мы можем сделать вывод, что есть учащиеся, с которыми предстоит дополнительная работа по усвоению темы «Глагол»


Содержание процесса изучения глагола в 3 классе с использованием словаря

 

В начальной школе учащиеся знакомятся с темой «Глагол». Обучение начинается в 1 классе, углубляется и расширяется в следующих классах.

В 1 классе точное определение глагола не дается. Задача учителя в том, чтобы научить детей ставить вопросы: что делает? что делают? что делал?; т.е. находить эту часть речи в ряду других слов по вопросам. Это грамматическая пропедевтика, подготовка к изучению глагола. Очень важно в 1 классе заложить прочную основу для последующего овладения знаниями о глаголе, рассматривая одновременно формальные признаки этой группы слов (т.е. вопросы, на которые отвечают глаголы) и семантическую сторону (это слова - названия действий предметов). Ознакомление со словами, обозначающими действие и отвечающими на вопрос что делает?, осуществляется на специально отобранной лексике, включенной в материал упражнений учебника. Это слова, обозначающие физические действия (бежит, плавает, летал), трудовые процессы (пилит, копает, шил), а также слова, обозначающие состояние (стоит, светит, думал). Грамматическое понятие «действие предмета» формируется постепенно, по мере расширения диапазона значений слов - глаголов.

Учитель использует разнообразные приемы, чтобы развести в сознании учащихся действие и слово, обозначающее это действие. Расширяется понятие «действие предмета», так как первоклассники отождествляют это понятие большей частью с физическими действиями (движения, работа и т.д.), а такие слова, как летит, думает, молчит, звонит, спит, мечтает часто не воспринимаются как слова, обозначающие действия. Учитель обучает детей, прежде всего, постановке вопросов к этим словам. Далеко не все вопросы, на которые отвечают слова - названия действий, включаются в работу. Это преимущественно вопросы наиболее простые: что делает? что делают? (наст. вр., 3-е л., ед. и мн. число). Вопросы что делаешь? Что делаете? или. что будут делать? не используются на данном этапе обучения.

Во 2 классе учащиеся знакомятся с термином «глагол» и определением. Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что делает? что делал? Что будет делать? что сделал? Что сделает? называют действия предметов. Читал, читает, читал, будет читать, написал, напишет - это глаголы.

Во 2 классе продолжается наблюдение над употреблением глаголов в речи, в том числе и глаголов, близких и противоположных по смыслу. Учитель воспитывает у учащихся внимание к смысловым оттенкам слова, учит точно употреблять их в соответствии с целями своего высказывания. Например, глагол убегать общеупотребителен, а глагол удирать употребляется в разговорной речи. Также без введения понятия идет пропедевтическая работа над категорией числа; учащиеся учатся различать смысловые оттенки глаголов-синонимов. Например, глаголы бросать, кидать, метать, швырять объединены общим значением - «быстро, резким движением перемещать куда-нибудь какой-нибудь предмет». Из всех этих слов наиболее употребительно слово бросать. Кидать имеет тоже значение, но является словом разговорной речи. Швырять указывает на оттенок раздражения или небрежности при совершении действия, чего нет в слове бросать.

В 3 классе учащиеся вновь останавливаются на теме: «Глагол», закрепляют данное понятие и рассматривают, какую роль выполняют глаголы в нашей речи.

В данном классе дается определение: «Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? что делал? что сделал?» и углубляется работа над грамматическими категориями глагола. Учащиеся знакомятся с темами: «Изменение глагола по числам», «Изменение глаголов по временам». Учащиеся узнают, что в изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Категорию времени учатся определять по вопросам (в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? что делаешь? что делает? что делаешь? что делаете? что делают?), (в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делая? что сделал? что делали? что сделали?), (в будущем времени отвечают на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать?) Узнают, что определять время можно не только по вопросу, но и по формальным показателям (например, глаголы прошедшего времени можно узнать по вопросам: что делал? что сделал? и по суффиксу - Л что делал? читал, видел, пел.)

Вводится понятие «неопределенная форма глагола». Неопределенная форма глагола рассматривается авторами учебника как начальная форма глагола. Учащиеся учатся изменять глаголы по временам. После изучения форм времени глагола учащиеся 3 класса подробно останавливаются на изменении глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Предметом постоянного внимания учителя по-прежнему остается изменение глаголов по временам. Учащиеся углубляют знания о неопределенной формекак о начальной форме глагола. Это важно для правильного образования учащимися временных окончаний глагола, по неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.

Нами был составлен и апробирован комплекс упражнений и индивидуальных заданий с учетом дифференцированного обучения, нацеленные на развитие внимания учащихся, прежде всего к лексическому значению глаголов.

1) Поиск нового слова. Учитель предлагает найти в орфографических словарях (у каждого ученика имеется школьный «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова) новое трудное слово, например томить. Ребята вчитываются в него, всматриваются, запоминают. «Обратите внимание на вторую букву», - советует учитель. Запоминается графический образ слова (как слово видится).

2) Толкование. Если есть необходимость, объясняется лексическое значение слова.

3) Проговаривание. Затем дети четко проговаривают слово; запоминается его слуховой образ (как слово слышится).

4) Запись слова в словариках. Только после этого учитель пишет слово на доске, ученики - в своих рукописных словариках. Запоминается рукодвигательный образ слова (как оно пишется, как «берет» его рука). Отмечается ударный слог, подчеркиваются буквы, которые обозначают звуки в слабой позиции и поэтому требуют особого внимания.

5) Подбор однокоренных слов, элементы лексического или этимологического анализа. Для закрепления подбираются и записываются однокоренные слова, проводится элементарный лексический и словообразовательный анализ. Запись слов сохраняется на доске в течение всего урока. При подведении итогов не забывается и новое трудное слово: ученики читают его, объясняют как оно пишется и почему.

Индивидуальная карточка 1

1. Гвоздь легко идет в доску.

- найдите в предложении глагол и подчеркните его;

обратитесь к «Толковому словарю», установите, какие значения может иметь слово «идет»

подбери к слову идет синоним;

. К словам левого столбика найдите близкие по смыслу слова из правого. Запишите пары:

Журчать - … стонать

Играть - … звенеть

Шуметь - … пиликать

Скрипеть - … клокотать

Плакать - … скрежетать

Индивидуальная карточка 2

Найдите слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение, используйте толковый словарь:

Выберешь местечко поукромней, сядешь и слушаешь, как ласково журчит, разговаривает речная вода. (В. Солоухин)

И вдруг гора охнула и задрожала! Где-то внутри нее зародился гул; он рвется наружу, приближается и растет. (Н. Сладков)

Сравните глаголы и определите, что общего и различного в значениях этих слов: петь - заливаться, мяукать - мурлыкать, играть - наигрывать.

Индивидуальная карточка 3

1. Прочитайте слова. Выясните, что они обозначают: идти, шагать, брести, плестись.

Подберите к данным существительным наиболее подходящий глагол:

спортсмены…

старушка…

лошаденка…

. Ветры по небу гуляют,

Ветры щеки надувают,

Дуют, дуют, листья рвут.

Злятся, злятся, травки мнут. (П. Потемкин)

Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение, употребив глагол «злятся» в прямом значении.

Индивидуальная карточка 4

1. Какие из помещенных в скобках глаголов наиболее подходят к данным предложениям? Почему?

Попробуй (залезть, влезть, взлезть) на это дерево.

Комар (взлетел, залетел) в комнату.

Он (исходил, походил, переходил) много дорог.

. Задание: выписать пары слов с противоположным значением. Составить предложение с глаголом движения: ложиться, рыдать, мешать, хохотать, взять, вставать, хвалить, помогать, ругать, уходить.

. Сравните два отрывка из стихотворения С. Есенина:

а) «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.»

б) «Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь Серебрист и светел.»

Назовите глаголы в первом отрывке. Зачем поэт использует их в своем произведении? (передать различные изменения в природе) Объясните значение глаголов.

Заметили ли вы во втором отрывке какое-то движение?

Данная словарно - орфографическая работа дает хорошие результаты и в основном сохраняется в последующих классах; меняется лишь список самих слов, их количество, характер трудности.

Нами были разработаны уроки, на которых активизируется речь учащихся начальных классов в процессе употребления глаголов. Приведем в пример их фрагменты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.053 с.)