Теоретические основы обогащения словаря младших школьников глаголами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы обогащения словаря младших школьников глаголами



Введение

 

Современная система образования стоит на пороге изменения отношения к процессу и результату обучения. В связи с этим на первый план выступает формирование метапредметных компетенций, когда ученик учится приобретать наряду со знаниями и навыки их приобретения. На уровне начальной школы этот процесс можно организовать на любом материале, в том числе и языковом.

Глагол занимает важное место в школьном курсе русского языка. И это естественно: глагол не только широко распространенная, но и наиболее сложная часть речи. Представляя собой многочленный и весьма употребляемый в речевом потоке разряд слов, глагол характеризуется, прежде всего, большой семантической насыщенностью, богатством и разнообразием лексических значений, широчайшими возможностями в передаче различных, порой очень тонких оттенков значения.

Актуальность исследованияопределяется тем, что обогащение словаря младших школьников глаголами имеет важное значение для речевого развития детей младшего школьного возраста. Учащиеся начальных классов при создании связных высказываний используют в речи и существительные, и прилагательные, реже - наречие. Но особое значение имеет глагол. Невозможно построить предложения, не используя в речи глагольные формы. Стандарты второго поколения выдвигают важную цель: умение группировать слова по частям речи, осваивать морфологические признаки слов разных частей речи. Важная особенность курса - коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения; использование средств языка для получения и передачи информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражения, монологических высказываний разного типа. Одним из источников поиска информации является словарь. Поэтому возникает необходимость в теоретическом обосновании и апробировании методов и приемов обогащения речи учащихся глаголами на уроках русского языка в начальной школе с использованием словаря.

Изучением глагола как части речи занимались такие ученые, как Виноградов В.В., Демиденко Л.П., Галкина-Федорук Е.М., Гольцова Н.Г., Горшкова К.В., Евгеньева А.П., Наумович А.Н., Панов М.В., Филин Ф.П., Шанский Н.М. и многие другие. Они в своих работах дают разнообразные определения глаголу, выделяют разнообразные ряды форм глагола. Семантическое богатство глагола выводит нас на проблемы, связанные с обогащением словаря учащихся начальных классов именно данной частью речи. Поэтому темой нашего исследования мы определили «Обогащение речи учащихся младшего школьного возраста глаголами средствами словаря».

Гипотеза исследования: мы считаем, что если на уроках русского языка при изучении раздела «Морфология» в 3 классе проводить работу по обогащению речи учащихся глаголами с использованием словаря, включать творческий характер заданий, применять дифференцированный подход при обучении, то это существенно повлияет на языковое развитие учащихся начальных классов.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике использование наиболее эффективных методов и приемов по обогащению словаря учащихся начальных классов глаголами с помощью работы со словарями.

Объект исследования: процесс обучения на уроке русского языка

Предмет исследования: наиболее эффективные методы и приемы в работе по обогащению речи учащихся начальных классов глаголамисредствами словаря.

Чтобы реализовать поставленную цель и доказать гипотезу, необходимо решить следующие задачи:

1. Установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в научно-методической литературе.

2. Определить эффективные методы и приемы для обогащения речи учащихся глаголами в процессе работы со словарями.

.   Разработать дидактический материал для обогащения словаря учащихся глаголами при изучении раздела «Морфология» в 3 классе.

.   Провести эксперимент по обогащению речи учащихся 3 класса глаголами в процессе работы со словарем

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

. Анализ лингвистической, методической литературы по обогащению словаря учащихся глаголами.

. Наблюдение за организацией работы по обогащению словаря учащихся глаголами на уроках русского языка в начальной школе.

. Анализ письменных работ учащихся третьего класса во время констатирующего среза, опытного обучения, итогового среза.

. Математическая обработка материала.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

отобран дидактический материал для работы по обогащению словаря учащихся глаголами;

разработана система уроков по обогащению словаря учащихся глаголами;

отбор конкретного материала (составление словарика, дидактического материала) для работы на уроках русского языка при обогащении речи учащихся глаголами с использованием словаря.

Наша работа состоит из следующих частей:

Введение, в котором обосновывается актуальность темы, объект и предмет исследования, цели и задачи, гипотеза исследования;

Две главы (I глава называется «Теоретические основы обогащения словаря младших школьников глаголами» содержит лингвистические сведения о глаголе и речевой деятельности младших школьников; II глава называется «Опыт деятельности по обогащению словаря младших школьников глаголами в процессе работы со словарем» и отражает опыт деятельности исследователя по обогащению речи учащихся глаголами;

Заключение;

Список литературы.


Содержание процесса изучения глагола в 3 классе с использованием словаря

 

В начальной школе учащиеся знакомятся с темой «Глагол». Обучение начинается в 1 классе, углубляется и расширяется в следующих классах.

В 1 классе точное определение глагола не дается. Задача учителя в том, чтобы научить детей ставить вопросы: что делает? что делают? что делал?; т.е. находить эту часть речи в ряду других слов по вопросам. Это грамматическая пропедевтика, подготовка к изучению глагола. Очень важно в 1 классе заложить прочную основу для последующего овладения знаниями о глаголе, рассматривая одновременно формальные признаки этой группы слов (т.е. вопросы, на которые отвечают глаголы) и семантическую сторону (это слова - названия действий предметов). Ознакомление со словами, обозначающими действие и отвечающими на вопрос что делает?, осуществляется на специально отобранной лексике, включенной в материал упражнений учебника. Это слова, обозначающие физические действия (бежит, плавает, летал), трудовые процессы (пилит, копает, шил), а также слова, обозначающие состояние (стоит, светит, думал). Грамматическое понятие «действие предмета» формируется постепенно, по мере расширения диапазона значений слов - глаголов.

Учитель использует разнообразные приемы, чтобы развести в сознании учащихся действие и слово, обозначающее это действие. Расширяется понятие «действие предмета», так как первоклассники отождествляют это понятие большей частью с физическими действиями (движения, работа и т.д.), а такие слова, как летит, думает, молчит, звонит, спит, мечтает часто не воспринимаются как слова, обозначающие действия. Учитель обучает детей, прежде всего, постановке вопросов к этим словам. Далеко не все вопросы, на которые отвечают слова - названия действий, включаются в работу. Это преимущественно вопросы наиболее простые: что делает? что делают? (наст. вр., 3-е л., ед. и мн. число). Вопросы что делаешь? Что делаете? или. что будут делать? не используются на данном этапе обучения.

Во 2 классе учащиеся знакомятся с термином «глагол» и определением. Слова, которые отвечают на вопросы что делать? что делает? что делал? Что будет делать? что сделал? Что сделает? называют действия предметов. Читал, читает, читал, будет читать, написал, напишет - это глаголы.

Во 2 классе продолжается наблюдение над употреблением глаголов в речи, в том числе и глаголов, близких и противоположных по смыслу. Учитель воспитывает у учащихся внимание к смысловым оттенкам слова, учит точно употреблять их в соответствии с целями своего высказывания. Например, глагол убегать общеупотребителен, а глагол удирать употребляется в разговорной речи. Также без введения понятия идет пропедевтическая работа над категорией числа; учащиеся учатся различать смысловые оттенки глаголов-синонимов. Например, глаголы бросать, кидать, метать, швырять объединены общим значением - «быстро, резким движением перемещать куда-нибудь какой-нибудь предмет». Из всех этих слов наиболее употребительно слово бросать. Кидать имеет тоже значение, но является словом разговорной речи. Швырять указывает на оттенок раздражения или небрежности при совершении действия, чего нет в слове бросать.

В 3 классе учащиеся вновь останавливаются на теме: «Глагол», закрепляют данное понятие и рассматривают, какую роль выполняют глаголы в нашей речи.

В данном классе дается определение: «Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? что делал? что сделал?» и углубляется работа над грамматическими категориями глагола. Учащиеся знакомятся с темами: «Изменение глагола по числам», «Изменение глаголов по временам». Учащиеся узнают, что в изъявительном наклонении глаголы изменяются по временам (настоящее, прошедшее, будущее). Категорию времени учатся определять по вопросам (в настоящем времени отвечают на вопросы что делаю? что делаешь? что делает? что делаешь? что делаете? что делают?), (в прошедшем времени отвечают на вопросы: что делая? что сделал? что делали? что сделали?), (в будущем времени отвечают на вопросы: что сделает? что будет делать? что сделают? что будут делать?) Узнают, что определять время можно не только по вопросу, но и по формальным показателям (например, глаголы прошедшего времени можно узнать по вопросам: что делал? что сделал? и по суффиксу - Л что делал? читал, видел, пел.)

Вводится понятие «неопределенная форма глагола». Неопределенная форма глагола рассматривается авторами учебника как начальная форма глагола. Учащиеся учатся изменять глаголы по временам. После изучения форм времени глагола учащиеся 3 класса подробно останавливаются на изменении глаголов прошедшего времени по родам и числам.

Предметом постоянного внимания учителя по-прежнему остается изменение глаголов по временам. Учащиеся углубляют знания о неопределенной формекак о начальной форме глагола. Это важно для правильного образования учащимися временных окончаний глагола, по неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.

Нами был составлен и апробирован комплекс упражнений и индивидуальных заданий с учетом дифференцированного обучения, нацеленные на развитие внимания учащихся, прежде всего к лексическому значению глаголов.

1) Поиск нового слова. Учитель предлагает найти в орфографических словарях (у каждого ученика имеется школьный «Орфографический словарь» Д.Н. Ушакова и С.Е. Крючкова) новое трудное слово, например томить. Ребята вчитываются в него, всматриваются, запоминают. «Обратите внимание на вторую букву», - советует учитель. Запоминается графический образ слова (как слово видится).

2) Толкование. Если есть необходимость, объясняется лексическое значение слова.

3) Проговаривание. Затем дети четко проговаривают слово; запоминается его слуховой образ (как слово слышится).

4) Запись слова в словариках. Только после этого учитель пишет слово на доске, ученики - в своих рукописных словариках. Запоминается рукодвигательный образ слова (как оно пишется, как «берет» его рука). Отмечается ударный слог, подчеркиваются буквы, которые обозначают звуки в слабой позиции и поэтому требуют особого внимания.

5) Подбор однокоренных слов, элементы лексического или этимологического анализа. Для закрепления подбираются и записываются однокоренные слова, проводится элементарный лексический и словообразовательный анализ. Запись слов сохраняется на доске в течение всего урока. При подведении итогов не забывается и новое трудное слово: ученики читают его, объясняют как оно пишется и почему.

Индивидуальная карточка 1

1. Гвоздь легко идет в доску.

- найдите в предложении глагол и подчеркните его;

обратитесь к «Толковому словарю», установите, какие значения может иметь слово «идет»

подбери к слову идет синоним;

. К словам левого столбика найдите близкие по смыслу слова из правого. Запишите пары:

Журчать - … стонать

Играть - … звенеть

Шуметь - … пиликать

Скрипеть - … клокотать

Плакать - … скрежетать

Индивидуальная карточка 2

Найдите слова, употребленные в переносном значении. Объясните их значение, используйте толковый словарь:

Выберешь местечко поукромней, сядешь и слушаешь, как ласково журчит, разговаривает речная вода. (В. Солоухин)

И вдруг гора охнула и задрожала! Где-то внутри нее зародился гул; он рвется наружу, приближается и растет. (Н. Сладков)

Сравните глаголы и определите, что общего и различного в значениях этих слов: петь - заливаться, мяукать - мурлыкать, играть - наигрывать.

Индивидуальная карточка 3

1. Прочитайте слова. Выясните, что они обозначают: идти, шагать, брести, плестись.

Подберите к данным существительным наиболее подходящий глагол:

спортсмены…

старушка…

лошаденка…

. Ветры по небу гуляют,

Ветры щеки надувают,

Дуют, дуют, листья рвут.

Злятся, злятся, травки мнут. (П. Потемкин)

Подчеркни глаголы, которые употреблены в переносном значении. Составь предложение, употребив глагол «злятся» в прямом значении.

Индивидуальная карточка 4

1. Какие из помещенных в скобках глаголов наиболее подходят к данным предложениям? Почему?

Попробуй (залезть, влезть, взлезть) на это дерево.

Комар (взлетел, залетел) в комнату.

Он (исходил, походил, переходил) много дорог.

. Задание: выписать пары слов с противоположным значением. Составить предложение с глаголом движения: ложиться, рыдать, мешать, хохотать, взять, вставать, хвалить, помогать, ругать, уходить.

. Сравните два отрывка из стихотворения С. Есенина:

а) «Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона.»

б) «Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь Серебрист и светел.»

Назовите глаголы в первом отрывке. Зачем поэт использует их в своем произведении? (передать различные изменения в природе) Объясните значение глаголов.

Заметили ли вы во втором отрывке какое-то движение?

Данная словарно - орфографическая работа дает хорошие результаты и в основном сохраняется в последующих классах; меняется лишь список самих слов, их количество, характер трудности.

Нами были разработаны уроки, на которых активизируется речь учащихся начальных классов в процессе употребления глаголов. Приведем в пример их фрагменты.

Заключение

глагол речь школьник словарь

Теоретический анализ проблемы обогащения словаря младших школьников глаголами позволяет сделать некоторые выводы. Так, обогащение словаря младших школьников глаголами имеет важное значение для речевого развития детей младшего школьного возраста. Невозможно построить предложения, не используя в речи глагольные формы. Стандарты второго поколения выдвигают важную цель: умение группировать слова по частям речи, осваивать морфологические признаки слов разных частей речи. Важная особенность курса - коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения; использование средств языка для получения и передачи информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражения, монологических высказываний разного типа. Одним из источников поиска информации является словарь.

Обогащение речи учащихся, в частности, обогащение словаря учащихся начальной школы глаголами - это проблема, которая в современной методической литературе решается неоднозначно: некоторые ученые считают, что наиболее рациональным путем обогащения словаря учащихся является последовательная работа над тематическими и лексико-сематическими группами слов. В основе данного подхода к обогащению словаря лежит слово, т.е. обогащение строится от слова к тексту. Ряд же исследователей предлагает работать над обогащением речи учащихся через анализируемый текст.

Сегодня приходится констатировать, что, несмотря на значительное внимание к речевому развитию учащихся, наблюдаемое в последние годы, эти задачи решаются не полностью. И речевая среда, в которой растет ребенок, не всегда удовлетворяет школу, и обучение речи не приводит к желаемым результатам.

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень полноценного формирования личности школьника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Основываясь на изученные методы и приёмы, нами были разработаны упражнения практической работы по обогащению словарного запаса учащихся глаголами, формированию умений осмысленного владения лексическими средствами.

Наиболее эффективной представляется нам комплекс упражнений обогащения речи учащихся глаголами с использованием словаря, творческими заданиями, индивидуальные карточки, умело используемым дифференцированным подходом.

Опираясь на основные положения методики, мы отобрали глаголы и разработали фрагменты уроков по обогащению речи учащихся начальных классов глаголами с использованием словаря.

В целом исследования показали, что система работы выбранной нами приводит к крупным сдвигам в речевом и общем умственном развитии школьников. У детей формируются высокая культура речи, тенденция к ее саморазвитию, повышается точность речи, ее выразительность. Школьники начинают уместно употреблять средства художественной выразительности в собственном речевом творчестве

Данная гипотезаисследования, если на уроках русского языка при изучении раздела «Морфология» в 3 классе проводить работу по обогащению речи учащихся глаголами с использованием словаря, включать творческий характер заданий, применять дифференцированный подход при обучении, то это существенно повлияет на языковое развитие учащихся начальных классов, показала в результате положительную динамику в развитии речи учащихся младшего школьного возраста.


Список использованной литературы

 

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения /Педагогика. - М., 1983.

. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. - М., Просвещение, 1978.

. Баранов М.Т. Изучение лексики // Обучение русскому языку в 4 классе. - М., 1981.

. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

. Большой справочник. Русский язык для школьников и поступающих в ВУЗы. - М., 1999.

. Бондарко А.В. Вид и время русского глагола. - М., 1971.

. Виноградов В.В. Русский язык. - М., Высшая школа, 1986.

. Галкина - Федорук Е.М., Горшкова К.В., Шанский Н.Д. Современный русский язык. - М., 1978.

. Головин Б.Н. Введение в языкознание. - М., 1977.

. Горшкова К.В., Хабургаев Г.А. Историческая грамматика русского языка: Учебное пособие для университетов. - М., Высшая школа, 1981.

. Досаева Г.С. Целостный подход к изучению родного языка // Начальная школа. - 2001. - №5. - с. 92.

. Демиденко В.П., Наумович А.Н. Современный русский язык: Глагол. - М., Высшая школа, 1982.

. Жуйков С.Ф. Психология усвоения грамматики в начальных классах. - М.: Просвещение, 1964.

. Земская А.М. и др. Русский язык. В 2-х частях. Лексикология, стилистика и культура речи, фонетика, морфология /Под ред. В.В. Виноградова. - М., Просвещение, 1986.

. Золотых Н.А. Приемы и формы работы над словарным словом на уроках русского языка // Начальная школа. - 2001. - №3. - с. 9.

. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. - М., Просвещение, 1974.

. Кацнельсон С.Д. Содержание слова, значение и обозначение. М.; Л.: Наука, 1965.

. Ковальчук Г.А. Формирование речевой деятельности младших школьников на основе дидактических принципов К.Д. Ушинского // Начальная школа. - 2001. - №10. - с. 27.

. Кузнецов П.С. Историческая грамматика русского языка. Морфология. - М., 1983.

. Леонтьев А.А. Язык, речь. речевая деятельность. - М.: Просвещение, 1969. - с. 214

. Левушкина О.Н. Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа // Начальная школа. 2001. - №5. - с. 47.

. Левушкина О.Н. Словарные диктанты с опорой на этимологический анализ // Русский язык в школе. -1999. - №2. - с. 22.

. Львов М.Р. Развитие речи учащихся в начальной школе. - М., 1985.

. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. - М., Просвещение, 1988.

. Методика развития речи на уроках русского языка: К.Н. для учителя /Под ред. Ладыженской Т.А. - М., Просвещение, 1991.

. Методика русского языка для школьно педагогических училищ. - М., Просвещение, 1978.

. Никитина Е.И. Уроки русского языка в 4 классе. Книга для учителя. - М., Просвещение, 1985.

. Пленкина Н.А. Система работы по развитию связной речи учащихся // Преемственность и перспективность в обучении русскому языку. - М.: Просвещение, 1982

Русская грамматика. - Т.1. - М., 1980.

. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения /Под ред. М.С. Соловейчик - М., - 1998.

. Русский язык: Энциклопедия. - М., 1997.

. Русский язык: Энциклопедия большая / Гл. ред. Ф.П. Филин. - М., 1979.

. Русский язык в 2-х частях /Под ред. Л.Ю. Максимова. - М., 1989.

. Современный русский литературный язык: учебник /Под ред. П.А. Леканта. - М., Высшая школа, 1996.

. Современный русский язык. Лексикология. Фонетика. Морфология. / Под ред. Е.М. Галкиной-Федорук, К.В. Горшковой, Н.И. Шанского. - М., 1985.

. Современный русский литературный язык /Под ред. Леканта П.А. - М., 1999.

. Современный русский язык. Учебник для студентов пед. институтов. Словообразование. Морфология. / Под ред. Н.М. Шанского, А.Н. Тихонова. - М., Просвещение, 1987.

. Ушакова Т.Н., Павлова Н.Д., Зачесова И.А. Речь в общении человека. М.: Наука, 1989.

. Фомичева Г.А. О формировании синтетического строя речи младших школьников // Начальная школа - 2001. - №1 - с. 29.

. Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве // Избранные психологические труды. - М.: Педагогика, 1989.

Введение

 

Современная система образования стоит на пороге изменения отношения к процессу и результату обучения. В связи с этим на первый план выступает формирование метапредметных компетенций, когда ученик учится приобретать наряду со знаниями и навыки их приобретения. На уровне начальной школы этот процесс можно организовать на любом материале, в том числе и языковом.

Глагол занимает важное место в школьном курсе русского языка. И это естественно: глагол не только широко распространенная, но и наиболее сложная часть речи. Представляя собой многочленный и весьма употребляемый в речевом потоке разряд слов, глагол характеризуется, прежде всего, большой семантической насыщенностью, богатством и разнообразием лексических значений, широчайшими возможностями в передаче различных, порой очень тонких оттенков значения.

Актуальность исследованияопределяется тем, что обогащение словаря младших школьников глаголами имеет важное значение для речевого развития детей младшего школьного возраста. Учащиеся начальных классов при создании связных высказываний используют в речи и существительные, и прилагательные, реже - наречие. Но особое значение имеет глагол. Невозможно построить предложения, не используя в речи глагольные формы. Стандарты второго поколения выдвигают важную цель: умение группировать слова по частям речи, осваивать морфологические признаки слов разных частей речи. Важная особенность курса - коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения; использование средств языка для получения и передачи информации, участия в продуктивном диалоге, самовыражения, монологических высказываний разного типа. Одним из источников поиска информации является словарь. Поэтому возникает необходимость в теоретическом обосновании и апробировании методов и приемов обогащения речи учащихся глаголами на уроках русского языка в начальной школе с использованием словаря.

Изучением глагола как части речи занимались такие ученые, как Виноградов В.В., Демиденко Л.П., Галкина-Федорук Е.М., Гольцова Н.Г., Горшкова К.В., Евгеньева А.П., Наумович А.Н., Панов М.В., Филин Ф.П., Шанский Н.М. и многие другие. Они в своих работах дают разнообразные определения глаголу, выделяют разнообразные ряды форм глагола. Семантическое богатство глагола выводит нас на проблемы, связанные с обогащением словаря учащихся начальных классов именно данной частью речи. Поэтому темой нашего исследования мы определили «Обогащение речи учащихся младшего школьного возраста глаголами средствами словаря».

Гипотеза исследования: мы считаем, что если на уроках русского языка при изучении раздела «Морфология» в 3 классе проводить работу по обогащению речи учащихся глаголами с использованием словаря, включать творческий характер заданий, применять дифференцированный подход при обучении, то это существенно повлияет на языковое развитие учащихся начальных классов.

Цель исследования: теоретически обосновать и проверить на практике использование наиболее эффективных методов и приемов по обогащению словаря учащихся начальных классов глаголами с помощью работы со словарями.

Объект исследования: процесс обучения на уроке русского языка

Предмет исследования: наиболее эффективные методы и приемы в работе по обогащению речи учащихся начальных классов глаголамисредствами словаря.

Чтобы реализовать поставленную цель и доказать гипотезу, необходимо решить следующие задачи:

1. Установить степень разработанности различных аспектов исследуемой проблемы в научно-методической литературе.

2. Определить эффективные методы и приемы для обогащения речи учащихся глаголами в процессе работы со словарями.

.   Разработать дидактический материал для обогащения словаря учащихся глаголами при изучении раздела «Морфология» в 3 классе.

.   Провести эксперимент по обогащению речи учащихся 3 класса глаголами в процессе работы со словарем

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

. Анализ лингвистической, методической литературы по обогащению словаря учащихся глаголами.

. Наблюдение за организацией работы по обогащению словаря учащихся глаголами на уроках русского языка в начальной школе.

. Анализ письменных работ учащихся третьего класса во время констатирующего среза, опытного обучения, итогового среза.

. Математическая обработка материала.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

отобран дидактический материал для работы по обогащению словаря учащихся глаголами;

разработана система уроков по обогащению словаря учащихся глаголами;

отбор конкретного материала (составление словарика, дидактического материала) для работы на уроках русского языка при обогащении речи учащихся глаголами с использованием словаря.

Наша работа состоит из следующих частей:

Введение, в котором обосновывается актуальность темы, объект и предмет исследования, цели и задачи, гипотеза исследования;

Две главы (I глава называется «Теоретические основы обогащения словаря младших школьников глаголами» содержит лингвистические сведения о глаголе и речевой деятельности младших школьников; II глава называется «Опыт деятельности по обогащению словаря младших школьников глаголами в процессе работы со словарем» и отражает опыт деятельности исследователя по обогащению речи учащихся глаголами;

Заключение;

Список литературы.


Теоретические основы обогащения словаря младших школьников глаголами

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.087 с.)