Глава 1. Теоретический Анализ особенностей развития подростков из социально неблагополучных семей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретический Анализ особенностей развития подростков из социально неблагополучных семей



Оглавление

 

Введение

Глава 1. Теоретический анализ особенностей развития подростков из социально неблагополучных семей

1.1 Общая характеристика подросткового возраста

1.2 Семья и ее функции с точки зрения социализации подростка

1.3 Неблагополучная семья и ее характеристики

1.4 Психолого-педагогические особенности подростков из социально неблагополучных семей, специфика жизненной перспективы и мотивации к самореализации

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей

2.1 Описание процедуры исследования

2.2 Описание и обоснование выбора методик для проведения исследования

2.3 Анализ и интерпретация полученных данных

Заключение

Список литературы

Приложения


Введение

 

Актуальность: Проблема подросткового (14-16) возраста в настоящее время приобрела особую актуальность в связи с глубокими и быстро протекающими социальными изменениями, возникшим разрывом школы (теории) от жизни (практики), утратой идеологических ориентиров в воспитании подрастающего поколения, резко возросшим количеством самых разнообразных факторов, влияющих на психологический облик современного юношества.

С точки зрения большинства авторов педагогики и психологии этот возраст представляет собой критический период [5, 9, 14, 21], т.к. считается возрастом становления самостоятельной личности. Главными новообразованиями возраста являются способность к осознанному построению собственной жизненной перспективы и умение реализовать себя в соответствии с поставленными целями. Именно этим ключевым понятиям посвящена наша дипломная работа.

С психологической точки зрения жизненная перспектива - это определение человеком своего жизненного пути, поиск своего места в обществе, путей включения себя в жизнь; а мотивация к самореализации - в целом, стремление реализовать себя, осознание и понимание о способах реализации своих способностей, в соответствии с имеющимися возможностями.

На сегодняшний день социально-экономическая ситуация в обществе характеризуется динамичностью, неопределенностью, нестабильностью протекания всех общественных процессов. Главными характеристиками современного общества являются: отсутствие устоявшегося канона человека и устойчивого сценария своего развития. Такое общество лишь пытается определить свои ценности и их иерархию, нащупать новые идеологические установки. Такой же неопределенностью характеризуется обстановка в семье. Особенно, ситуация осложняется тогда, когда мы имеем дело с социально неблагополучной семьей. Ее быт, особенности семейного уклада только усугубляет их положение. Следовательно, ситуация в семье характеризуется противоречивостью, т.е., с одной стороны, необходимостью формирования у подростка вышеперечисленных качеств, а с другой, отсутствием необходимых условий для формирования главных новообразований подросткового возраста.

Гипотеза:

·   У подростков из социально неблагополучных семей очень низкая мотивация к самореализации в социально одобряемых сферах деятельности.

·   Содержание жизненной перспективы у подростков из социально неблагополучных семей размыто, слабо структурировано, характеризуется пассивным отношением к собственному будущему.

Объект: подростки из социально неблагополучных семей.

Предмет: связь мотивации к самореализации и жизненной перспективы у подростков из социально неблагополучных семей.

Цель: выявить особенности жизненной перспективы и мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей.

Для достижения цели и проверки гипотезы в данной работе поставлены следующие

Задачи:

1. Рассмотреть особенности подросткового возраста (характеристику, задачи и особенности психического развития) в свете различных психологических концепций;

. На основе обзора зарубежной и отечественной литературы описать феномен жизненной перспективы и мотивации к самореализации в подростковом возрасте (14-16 лет);

. Проанализировать особенности неблагополучных семей, их характеристики;

. Провести исследование по данной тематике.

Методы исследования:

·   Самоактуализационный тест (Методика САТ);

·   Методика Неоконченных предложений;

·   Статистические и математические методы обработки результатов.


Целевая группа

В исследовании участвовало 20 человек МОУ "Общеобразовательный лицей №1" г. Красноярска и 30 школьников 10го класса школ №51, №58 и №14 Центрального района г. Красноярска, расположенных в Покровке из социально неблагополучных семей.

Вторая группа школьников (из неблагополучных семей) была отобрана социальными педагогами соответствующих школ. Главные принципы отбора таких подростков: пьянство родителей, их склонность к употреблению наркотических веществ (в школах ведется патронажная работа по отслеживанию и диагностики состояния таких семей). Как следствие, ослабленное здоровье подростка, следы насилия, педагогическая запущенность.

Ход исследования

Ребятам было предложено продолжить предложения методики "Неоконченные предложения" и ответить на вопросы Самоактуализационного теста (САТ) (Приложения 1,2).


Таблица 1.

Ключи обработки к модификации теста "неоконченные предложения"

Проблемная область №№ предложений
1 Мотивация достижения успеха 12, 23, 26, 29
2 Мотивация избегания неудачи 7, 21, 24
3 Ценности и идеалы 13, 14, 23, 25
4 Взаимоотношения с людьми 2, 4, 18, 22, 28, 30
5 Взаимоотношения с друзьями 9, 16
6 Поведение в экстремальных ситуациях 7, 11, 18, 21, 24
7 Ресурсы 5, 8, 13, 14, 23
8 Отношение к себе 5, 13,20
9 Отношение к будущему 6, 15, 19
10 Отношение к прошлому 3, 17, 27
11 Отношение к настоящему 1, 10, 23, 26

МЕТОДИКА САТ (САМОАКТУАЛИЗАЦИОННЫЙ ТЕСТ)

Данная методика очень информативна по многим параметрам анализа проблемы формирования мотивации к самореализации у школьников. Она выявляет базовые, а не ситуативные свойства личности, и не только показывает наличный уровень самоактуализации школьников, но и их самоактуализационный потенциал, и ограничивающие этот процесс факторы, и их уровень самоуважения, особенности Я-концепции, и многое другое (см. ниже, что выявляет каждая шкала).

Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, других людей, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. А. Маслоу определяет самоактуализацию как "стремление к самоосуществлению на основе тенденции к самореализации того, что содержится в качестве потенциальных возможностей".

Самоактуализационный тест (САТ) построен по тому же принципу, что и тест POI Эверета Шострома, основываясь на теории самоактуализации Абрахама Маслоу. Тест POI был адаптирован на кафедре социальной психологии МГУ им. Ломоносова. Авторы адаптированного теста (Ю.Е. Алешина.Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) внесли столько существенных изменений, что тест стал практически оригинальным психодиагностическим инструментом и получил название САТ (самоактуализационный тест). САТ измеряет самоактуализацию по базовым и дополнительным шкалам, как и в опроснике, предложенном Э. Шостромом. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов.12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по 2 шкалы в каждом. Каждый пункт теста входит в какую - либо базовую шкалу и в одну или более дополнительных. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом объем теста.

Методика САТ предназначена для обследования взрослых и молодежи от 13 лет, психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность составляющих его суждений требуют серьезного осмысления.

Таблица 2.

Сопоставление шкал САТ и "Неоконченные предложения".

САТ "Неоконченные предложения"
I Шкала компетентности во времени Отношение к настоящему, прошлому и будущему
1 Шкала ценностных ориентаций Ценности и идеалы
2 Шкала гибкости поведения Поведение в экстремальных ситуациях
3 Шкала сензитивности к себе Отношение к себе
5 Шкала самоуважения Отношение к себе
6 Шкала самопринятия Отношение к себе
10 Шкала контактности Взаимоотношения с людьми и друзьями
11 Шкала познавательных потребностей Ценности и идеалы
12 Шкала креативности Ресурсы

 

Результаты.

Полученные данные были обработаны в соответствии с правилами, заданными методиками. Был произведен качественный анализ результатов, полученных с помощью методики "Неоконченных предложений", и сравнение его с результатами САТ (Таблица 1). В таблице мы внесли следующие обозначения: 1 группа: подростки из социально благополучных семей, 2 группа: подростки из социально неблагополучных семей.

Таблица 3.

Результаты САТ и "Неоконченных предложений".

Шкалы

Результаты по шкалам (%)

  1 группа 2 группа
I Шкала компетентности во времени 40,00 28,63
II Шкала поддержки 49,82 39,14
1 Шкала ценностных ориентаций 58,65 36,33
2 Шкала гибкости поведения 50,84 33,33
3 Шкала сензитивности к себе 56,38 38,52
4 Шкала спонтантанности 51,43 42,80
5 Шкала самоуважения 58,67 40,00
6 Шкала самопринятия 46,67 38,09
9 Шкала принятия агрессии 55,63 37,50
10 Шкала контактности 52,00 40,00
11 Шкала познавательных потребностей 45,45 27,30
12 Шкала креативности 37,86 28,60

Обсуждение результатов.

.   Шкала компетентности во времени показывает, что у ребят и первой и второй группы данная компетентность развита меньше, чем на 50%. При этом отличие первой группы от второй в том, что показатель у подростков из социально благополучных семей почти в 2 раза выше, что свидетельствует о более высоком уровне связи времен. Эти дети больше ориентируются на будущее, о чем говорят отдельные ответы в САТ и ответы "Неоконченных предложений". Мы считаем, что это связано с тем, что в это время подростки находятся в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью, так или иначе, решить проблему своего будущего. По сравнению с ними ребята из социально неблагополучных семей имеют очень низкий показатель по данной шкале (28,63%), что свидетельствует, прежде всего, о разрывности или очень слабой связи времен. Также соответствующие пункты "Неоконченных предложений" (пункты 15, 16, 17, и вопросы под номерами: 8, 23, 30; 3, 25, 43; 1, 13, 35, 42 соответственно) подтверждают, что эти подростки не умеют жить настоящим, считают его просто продолжением прошлого. Сама ценность настоящего времени отсутствует.

2. По шкале поддержки у ребят получились результаты, колеблющиеся около 50% и 40%, соответственно. Это может говорить о том, что у них можно наблюдать относительную независимость их ценностей и поведения от воздействия извне. Т.е. они относительно независимы в своих поступках, руководствуются своими целями, убеждениями, установками и принципами, относительно свободны в выборе. Однако, ребята все еще зависимы от мнения, ценностей и правил, задаваемых их родителями, учителями и др. Скорее всего, для этого возраста это нормально, т.к. опросник сделан для зрелойличности, а наши респонденты - подростки и все еще сильное влияние ближайшего окружения (семьи), что достаточно очевидно по вопросам "Неоконченных предложений" о взаимоотношениях в семье, об отношении к отцу, к матери. У старшеклассников первой группы результат выше на 10,68% респондентов второй группы, что позволяет нам судить о том, что они являются, в данном случае, "изнутри направляемой" личностью. Подростки же из неблагополучных семей более зависимы и конформны от чужого мнения, о чем также свидетельствуют некоторые пункты о семейных взаимоотношениях методики "Неоконченных предложений". В целом можно сказать, что различия между группами в этом пункте не слишком большие, что свидетельствует о высокой значимости для тех и других подростков мнения близких им людей, а также о том, что в выборе ребята все еще руководствуются помощью извне. А это, в свою очередь, говорит о том, что перед нами, в том и в другом случае представлена пока еще незрелая, не полностью сформировавшаяся личность, на которую сильное влияние оказывает семья.

3. Шкала ценностных ориентаций: Результаты по данной шкале говорят о том, что для подростков первой группы характерна более высокая значимость самоактуализации как жизненной ценности (58,65%). Кроме того, по результатам "Неоконченных предложений" можно судить о том, что у этих подростков встречаются ценности как социально направленные, так и направленные на себя, по сравнению с ценностями подростков из социально неблагополучных семей, ценности которых направлены только на себя, кроме того, носят более материальный характер (например, приоритет иметь машину, легкие деньги). Кроме того, их ценности носят просто потребительский характер, необходимые для обычного существования, а не развития, в полном смысле этого слова.

4. Шкала гибкости поведения показала, что у старшеклассников первой группы результаты выше на 16,51%. Это объясняется тем, что в благополучной семье социализации подростка уделяется должное внимание, родители стараются создать социально актуальную деятельность для подростка путем включения его в различные организации, а также в ситуации, в которых он научается быстрее и активнее реагировать на изменяющуюся ситуацию, т.е. становится социально компетентным. При сравнении данных по САТ с результатами "Неоконченных предложений" мы видим, что у детей 2 группы отсутствуют четкие и разнообразные стратегии поведения в разных ситуациях, а также во многом эти стратегии связаны с потребительскими ценностями или направленными на себя. Дети из социально неблагополучных семей, осознавая наличие друзей как особую ценность, в силу определенных обстоятельств (низкий уровень самопринятия, самоуважения, сензитивности к себе - по САТ и плохие взаимоотношения в семье, с друзьями, низкий уровень эмоциональной привязанности - по "Неоконченным предложениям") не способны так легко и быстро войти в контакт с окружающими, не знают каким способом этого добиться лучше всего.

5. Шкала сензитивности к себе опять выявила более высокий показатель у ребят из благополучных семей. Их показатели составили 56,38%, а у ребят из неблагополучных семей - 38,52%. Разница между ними составляет 17,86%. Эти показатели говорят о том, что подростки 1 группы более четко отдают себе отчет в том, что им нужно, чего конкретно они хотят добиться. А это значит, что способность к рефлексии у этих детей развита сильнее, чем у ребят второй группы. Об этом же свидетельствуют результаты пункта 14 "Неоконченных предложений". Но еще необходимо отметить, что, несмотря на более высокий балл по этой шкале у подростков первой группы, и те, и другие достаточно слабо представляют себе, какими способами они будут добиваться того, что они хотят, какие шаги для этого необходимо предпринять. Это, на наш взгляд, говорит о том, что уровень самоактуализации или потребность в самореализации развита пока еще очень слабо. Скорее всего, это связано с особенностями возраста и той жизненной ситуацией, в которой живет и развивается подросток. Этим и объясняются различия в показателях между данными группами.

6. Шкала спонтанности: 1 группа - 51,43%, 2 - 42,80%. Разница по этой шкале не очень существенна. Она характеризует то, что подростки 1 и 2 группы спонтанны и непосредственны в выражении своих чувств, только у ребят из благополучных семей % выше, т.к. в семье для этого создается больше условий, отношения в семье и процесс образования строится на более демократических началах, чем в социально неблагополучных семьях, где не создаются условия для развития мобильности и креативности подростка. Кроме того, более низкий показатель по этой и предыдущей шкале у подростков из социально неблагополучных семей, а также результаты "Неоконченных предложений" свидетельствует о стереотипности поведения таких детей в экстремальных ситуациях. Они предпочитают действовать по уже известным, давно придуманным способам, не привнося ничего своего, ничего нового. С одной стороны, это можно отнести к позитивной характеристики, т.к. известно, что инициатива порой наказуема. С другой же стороны, эта стереотипность несет негативное влияние на развитие подростка, его творческого потенциала, о чем свидетельствует низкий показатель креативности по САТ и пункты "ценности и идеалы" и "мотивация достижения успеха" "Неоконченных предложений" (см. ниже).

.   Результаты по Шкале самоуважения следующие: у ребят 1 группы - 58,67%, у ребят из неблагополучных семей - 40,00%. Здесь наблюдается существенная разница почти на 20%. Существенные различия в ответах наблюдается и в "Неоконченных предложениях". На наш взгляд, это напрямую связано со шкалами ценностей и, в особенности, со шкалой взаимоотношений по методики "Неоконченных предложений". Так, более высокий показатель у респондентов из благополучных семей говорит о том, что эти подростки лучше и больше ценят себя как личность, ценят свои положительные свойства характера, уважают себя за них. При этом в ответах по второй методике наблюдается тенденция позитивных взаимоотношений с окружающими: друзьями, родителями, учителями, которые, как показывают обе методики, оказывают пока еще сильное влияние на формирование жизненной позиции самого подростка, являются для будущей личности очень значимыми. Также результаты "Неоконченных предложений" подтверждают более адекватное и положительное отношение к себе у подростков первой группы. Во второй же группе показатель самоуважения гораздо ниже. Это позволяет судить нам о том, что у ребят из социально неблагополучных семей способность ценить себя и свои достоинства менее выражена. Что, в свою очередь, позволяет предположить следующее: для таких подростков ценность самого себя либо просто не актуальна (о чем свидетельствует шкала ценностей по САТ и по "Неоконченным предложениям", мы это разбирали выше), либо она не развивается как ценность в силу воздействия негативных обстоятельств на ребенка: семья, сверстники, школа в неблагополучном районе, за счет чего может формироваться чувство собственной неполноценности.

8. Шкала самопринятия показала: 1 группа - 46,67%, 2 - 38,09%. Здесь разница между группами не значительна. Несмотря на то, что предыдущие показатели сильно различимы, с данной шкалой они не связаны, как утверждают сами авторы. Данная шкала регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним. Так, по нашим данным, дети из первой группы больше удовлетворены собой такими, какие они есть. Вторая методика по данному пункту подтверждает мысль о том, что ребята считают себя особенными, талантливыми и пр. В целом можно сказать, что по данному пункту результаты получились примерно одинаковыми. Это позволяет нам судить о том, что подростки из второй группы близки к норме, т.е., считают себя хорошими, принимают себя такими, какие они есть вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. С одной стороны, данный результат можно рассматривать как позитивный, т.к. для развития будущей личности очень важно уметь принимать себя таким, какой ты есть. С другой же стороны, подростки бывают очень разными, в том числе и уровень самопринятия может носить как социальный, так и асоциальный характер, а для развития полноценной личности необходимо не просто принимать себя таким, какой ты есть, но и уметь работать над собой и своими представлениями. Так что в этом плане, высокий показатель по данному пункту не может являться абсолютным показателем, а скорее всего, будет носить сугубо субъективный характер.

.   По Шкале принятия агрессии у старшеклассников 1 группы показатели опять же выше, они составили 55,63%, а у социально неблагополучных ребят - 37,50%. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Это связано с самоуважением, с большим социальным опытом, с уверенностью в себе, которые могут дать благоприятная ситуация в школе и дома.

10. Шкала контактности показывает разницу в 12% в пользу первой группы (52%, 40%). Это объясняется тем, что в благополучной семье создается благоприятная ситуация для субъект-субъектного общения и эффективных взаимоотношений в обществе. Результаты "Неоконченных предложений" тоже показывают ориентацию на эффективное взаимодействие с окружающими у этих ребят. Кроме того, об этом свидетельствует и описанная нами выше шкала гибкости поведения, а также, связанные с ней ответы второй методики. Более низкий показатель по данному пункту у подростков из социально неблагополучных семей связан, на наш взгляд с тем, что такие ребята с детства не получали опыта установления глубоких и тесных эмоционально насыщенных, контактов с родителями, прежде всего. Хотим мы того или нет, но эта способность человека своими корнями во многом уходит именно в семью. Об этом же говорят результаты "Неоконченных предложений". Т.е. у таких детей особенно тяжело складываются взаимоотношения с родителями, такие дети более замкнуты в себе, сложнее идут на контакт.

.   Результаты по Шкале познавательных потребностей у 1 группы значительно выше (45,45% и 27,30%). Наблюдается примерно одинаковые познавательные потребности у всех респондентов первой группы. Это объясняется тем, что для благополучных детей учится на "4" и "5" - норма для учебы. В отличие от этого, дети из неблагополучных семей на это не ориентированы, для них высокий балл по учебе является недосягаемым, они привыкли к ярлыку "неудачника", которое четко за ним закрепилось и он привык идти по пути наименьшего сопротивления, пути наименьшего приложения собственных усилий.

.   По Шкале креативности между 1 и 2 группой разница составила 11,26% (37,86% и 28,60%). Это объясняется особенностями обучения в лицее: дети 10 - 11 классов имеют возможность участвовать в проектной деятельности, учебный процесс очень разнообразен и насыщен. Эта способность развита у всех благополучных подростков примерно одинаково. В целом же, мы считаем, что у обеих групп респондентов показатели очень низкие. Возможно, это связано с тем, что 1 группа подростков ничем не занята помимо учебной деятельности, а 2 группа либо не имеет возможности развития и реализации своего творческого потенциала, либо живет по принципу стереотипности поведения, о чем мы писали в шкале "спонтанности" САТ и шкале "поведение в экстремальных ситуациях" второй методики.

Таким образом, мы проанализировали все интересующие пункты выбранных нами методик. Из них САТ был направлен на определение особенностей и содержания потребности в самореализации у подростков из социально неблагополучных семей, а методика "Неоконченные предложения" - на определение особенностей жизненной перспективы у данных ребят. Сопоставление этих методик, позволили нам составить наиболее полную картину об испытуемых. Результаты нашего исследования говорят о более высоком уровне самоактуализации у старшеклассников из благополучных семей. Этот вывод был сделан из того, что по всем показателям обеих методик результаты у детей из благополучных семей выше результатов детей из неблагополучных семей. В анализе методик особое внимание мы уделили таким пунктам как степень самоуважения, самопринятия, ценности и идеалы, а также пункту взаимоотношения с семьей, родителями, отношение к прошлому, настоящему и будущему. Т.к. именно эти понятия и характеристики являются наиболее значимыми при описании нашего предмета исследования для подтверждения нашей гипотезы. Результаты исследования частично подтверждают нашу первую гипотезу о том, что уровень развития потребности в самореализации у подростков из неблагополучных семей подростков из социально неблагополучных семей очень низкая мотивация к самореализации в социально одобряемых сферах деятельности. А также наша вторая гипотеза содержание жизненной перспективы у подростков из социально неблагополучных семей размыто, слабо структурировано, характеризуется пассивным отношением к собственному будущему полностью подтвердилась.

Кроме того, как показывают результаты обеих методик особое влияние на формирование и развитие потребности в самореализации, а также на построение жизненных планов и целей все еще оказывает семья, т.к. перед нами подросток, который все убеждения, идеалы и ценности выносит из семьи, т.к. именно семья первичный и главный институт социализации, заменить который не способен никакой другой институт. Поэтому, как было сказано в начале нашей работы очень важно, чтобы в семье были хорошие отношения, чтобы был высокий уровень эмоциональной привязанности между ее членами и т.п. Именно благоприятная обстановка в семье с самого детства - залог, предпосылка к здоровому развитию личности!


Заключение

 

Таким образом, мы поняли, что на формирование жизненной перспективы и уровня развитости потребности в самореализации влияет, главным образом, семья. В любой семье подросток проходит социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями), ценностными установками (просоциальными, асоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи, важность которой не может быть восполнена другими институтами социализации. Поэтому, для нас очень важным оказывается, чтобы подросток рос в социально благополучной семье.

Все вышеуказанные черты и особенности данных подростков мы проверили с помощью описанных ранее нами методик. В результате исследования выдвинутая нами гипотеза частично подтвердилась. А именно: первая гипотеза о степени развития потребности в самореализации у подростков из социально неблагополучных семей имеет низкий уровень развития. Вторая же гипотеза подтвердилась полностью: жизненная перспектива респондентов представленной группы слабо структурирована, четко не определена. Отсутствие умения построения картины будущего во взаимосвязи с настоящим не осознается данными подростками. Мы считаем, что для социально неблагополучных эта проблема не является актуальной, у них пока не сложилось четкого представления о том, каким образом, какими способами можно достичь желаемого. У последних, связь времен отсутствует, "настоящее", как это ни парадоксально, тянется из прошлого, не представляет для подростков особой ценности. Не говоря уже о "будущем", которое представляется им мало оптимистичным, не предвещающем ничего хорошего. Поэтому у таких подростков и степень развития потребности в самореализации является очень низкой. Данные ребята просто существуют, не видят возможности своего благоприятного будущего в силу огромного негативного влияния семьи, ощущения состояния собственной беспомощности, неверия в свой личностный потенциал, внутренние силы.


Список литературы

 

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991. - 299с.

2. Ананьев, Б.Г. Психология человека / Б.Г. Ананьев - СПб, 1997.

.   Арестова, О.Н. Мотивация и перспективное целеполагания в мыслительной деятельности / Вестн. МГУ. Сер.14. Психология. 1999. № 3. С.16 - 25.

.   Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968.

.   Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович - Москва - Воронеж, 1995.

.   Буякас, Г.М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Вопросы психологии, 2002, №2, С.28-39.

.   Витязь на распутье. Хочешь двигаться - выбери направление. / Учительская газета. №14.2002.

.   Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

.   Выготский, Л.С. Психология - М., 2000. - 1008с.

.   Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах.М., 1982, т.4.

.   Галагузова, М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики / Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. литр. / Отв. ред. М.А. Галагузова. - Вып.3. - Екатеринбург, 1998.

.   Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / Вопросы психологии, 1994. №3.

.   Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. 2000. - С.256-269.

.   Головаха, Кроник. Психологическое время личности. Киев, 1984.

.   Горбачёва, А. "Пока надеюсь - дышу" / статья, газета "Круг жизни", 2001. №2.

.   Давыдов, В.В., Кудрявцев В.Т. / Вопросы психологии 1997. №5.

.   Драгунова, Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова - М., 1976.

.   Дубровина, И.В., Круглов, Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. Ценностные ориентации и интересы школьников / И.В. Дубровина [и др.]. - М., 1983. С 27-36.

.   Заика, Е.В., Крейдун, Н.П., Ячина, А.С., Психологические характеристики личности с отклоняющимся поведением / Вопросы психологии. - М., 1990. №4

.   Захарова, О. Предисловие к профильному обучению / Лицейское и гимназическое образование. - М., 2004. №1.

.   Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., 1989.

.   Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М., 1980.

.   Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Вестник образования. - 2002. № 6.

.   Крягжде, С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981.

.   Лукина, А.К. Социальная педагогика как педагогика среды: учеб. пособие/ А.К. Лукина; Краснояр. Гос. Ун-т. - Красноярск, 2005.

.   Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч.2-е издание том 23.

.   Мудрик, А.В. В поисках своего "Я" // Семья и школа. 1998, № 10.

.   Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999.

.   Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия: Учеб. пособие для педагогов классов коррекц. - развивающего обучения / Сост.В.М. Астапов, М.В. Микядзе. - М., 1996.

.   Олиференко, Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: Моногр. - М., 1998.

31. Павленко, О. Старшеклассник в профиль: заметки на полях "концепции профильного обучения в старшей школе" // www.russ.ru <http://www.russ.ru>

.   Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях / Под ред.Г. Иващенко, М. Плоткина. - М., 1994.

.   Проблемы семьи и детства в современной России. - М., 1992. - Ч.1.

.   Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Вопр. психол. 1996 № 1.

.   Психологическая реабилитация детей и подростков / Под ред. И.В. Дубровиной. - Калуга, 1994.

.   Райс, Ф., Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс [и др.]. - СПб.: Владос, 2000.

.   Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн в 2 т. - М.: Педагогика, 1989.

.   Сергоманов, П.А. К вопросу о ведущей деятельности в старшем школьном возрасте. Педагогика развития: соотношение учения и обучения. Ч.1, материалы 7-ой научно - практической конференции. Красноярск, 2000.

.   Сомова, О. Профильное обучение - это увертюра концерта для скрипки с оркестром // Интернет газета "Перемена", http // psyhology.net.ru

.   Толстых, Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей / Вопросы психологии, 1984, №3.

.   Чепурных, Е.Е. Дети с особыми нуждами: Социальная и психологическая поддержка. / Социальное и душевное здоровье ребенка. Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. Науч. конф. (Москва, 22-25 сент. 1998 г.). - М., 1998.

.   Шибаева, М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема / Культура и мировоззрение. Выпуск № 11.М., 1981.

.   Шульга, Т.И., Олиференко, Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. Прикладная психология и психоанализ / Л.Я. Олиференко [и др.]. - СПб.: Нев. Диалект, 1998. - 256с.

.   Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989г. - 532с.

.   Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон М., 1996. - 344 с.

.   46. <http://www/profile-edu.ru>


Приложения

 

Приложение 1

"НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Дата………………. Возраст…. … Пол: (м \ ж.) ………………………

Школа…………………………………………Класс…………………….

Ф.И.О………………….………………………………………

ИНСТРУКЦИЯ.

Внимательно прочтите незаконченные предложения и закончите их, вписывая первую пришедшую в голову мысль. Старайтесь работать как можно быстрее. Если не получается сразу закончить какое-то предложение, обведите в кружок его номер и займитесь им позже.

У меня каждый раз портится настроение_______________________________

В отношениях с другими людьми мне труднее всего_____________________

Когда я был маленьким______________________________________________

Я ссорюсь с людьми, если ___________________________________________

Думаю, что я достаточно способен, чтобы______________________________

Мое будущее кажется мне___________________________________________

Если все против меня, то____________________________________________

Природа - это _____________________________________________________

Думаю, что мои друзья _____________________________________________

Меня бесит, когда__________________________________________________

Если со мной случится несчастье, я ___________________________________

Если мне надо чего-то добиться, _____________________________________

Я мог бы быть очень счастливым, если ________________________________

Хорошее образование - это __________________________________________

Наступит тот день, когда ____________________________________________

Когда меня нет, мои друзья __________________________________________

Моим самым живым детским воспоминанием является __________________

Я могу ударить человека, если _______________________________________

Когда я буду старым (ой) ____________________________________________

Я чувствую себя виновато, если ______________________________________

Когда мне начинает не везти _________________________________________

Больше всего люблю людей__________________________________________

Больше всего в жизни я хотел бы _____________________________________

Когда я чувствую опасность _________________________________________

Самое ценное для меня - это_________________________________________

В настоящее время я собираюсь______________________________________

Моей самой большой ошибкой было __________________________________

Если кто-то работает под моим руководством___________________________

Если бы я мог _____________________________________________________

Если кто-то руководит мной, то______________________________________


Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.102 с.)