Анализ и интерпретация полученных данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и интерпретация полученных данных



Результаты.

Полученные данные были обработаны в соответствии с правилами, заданными методиками. Был произведен качественный анализ результатов, полученных с помощью методики "Неоконченных предложений", и сравнение его с результатами САТ (Таблица 1). В таблице мы внесли следующие обозначения: 1 группа: подростки из социально благополучных семей, 2 группа: подростки из социально неблагополучных семей.

Таблица 3.

Результаты САТ и "Неоконченных предложений".

Шкалы

Результаты по шкалам (%)

  1 группа 2 группа
I Шкала компетентности во времени 40,00 28,63
II Шкала поддержки 49,82 39,14
1 Шкала ценностных ориентаций 58,65 36,33
2 Шкала гибкости поведения 50,84 33,33
3 Шкала сензитивности к себе 56,38 38,52
4 Шкала спонтантанности 51,43 42,80
5 Шкала самоуважения 58,67 40,00
6 Шкала самопринятия 46,67 38,09
9 Шкала принятия агрессии 55,63 37,50
10 Шкала контактности 52,00 40,00
11 Шкала познавательных потребностей 45,45 27,30
12 Шкала креативности 37,86 28,60

Обсуждение результатов.

.   Шкала компетентности во времени показывает, что у ребят и первой и второй группы данная компетентность развита меньше, чем на 50%. При этом отличие первой группы от второй в том, что показатель у подростков из социально благополучных семей почти в 2 раза выше, что свидетельствует о более высоком уровне связи времен. Эти дети больше ориентируются на будущее, о чем говорят отдельные ответы в САТ и ответы "Неоконченных предложений". Мы считаем, что это связано с тем, что в это время подростки находятся в условиях скорого окончания школы, связанного с необходимостью, так или иначе, решить проблему своего будущего. По сравнению с ними ребята из социально неблагополучных семей имеют очень низкий показатель по данной шкале (28,63%), что свидетельствует, прежде всего, о разрывности или очень слабой связи времен. Также соответствующие пункты "Неоконченных предложений" (пункты 15, 16, 17, и вопросы под номерами: 8, 23, 30; 3, 25, 43; 1, 13, 35, 42 соответственно) подтверждают, что эти подростки не умеют жить настоящим, считают его просто продолжением прошлого. Сама ценность настоящего времени отсутствует.

2. По шкале поддержки у ребят получились результаты, колеблющиеся около 50% и 40%, соответственно. Это может говорить о том, что у них можно наблюдать относительную независимость их ценностей и поведения от воздействия извне. Т.е. они относительно независимы в своих поступках, руководствуются своими целями, убеждениями, установками и принципами, относительно свободны в выборе. Однако, ребята все еще зависимы от мнения, ценностей и правил, задаваемых их родителями, учителями и др. Скорее всего, для этого возраста это нормально, т.к. опросник сделан для зрелой личности, а наши респонденты - подростки и все еще сильное влияние ближайшего окружения (семьи), что достаточно очевидно по вопросам "Неоконченных предложений" о взаимоотношениях в семье, об отношении к отцу, к матери. У старшеклассников первой группы результат выше на 10,68% респондентов второй группы, что позволяет нам судить о том, что они являются, в данном случае, "изнутри направляемой" личностью. Подростки же из неблагополучных семей более зависимы и конформны от чужого мнения, о чем также свидетельствуют некоторые пункты о семейных взаимоотношениях методики "Неоконченных предложений". В целом можно сказать, что различия между группами в этом пункте не слишком большие, что свидетельствует о высокой значимости для тех и других подростков мнения близких им людей, а также о том, что в выборе ребята все еще руководствуются помощью извне. А это, в свою очередь, говорит о том, что перед нами, в том и в другом случае представлена пока еще незрелая, не полностью сформировавшаяся личность, на которую сильное влияние оказывает семья.

3. Шкала ценностных ориентаций: Результаты по данной шкале говорят о том, что для подростков первой группы характерна более высокая значимость самоактуализации как жизненной ценности (58,65%). Кроме того, по результатам "Неоконченных предложений" можно судить о том, что у этих подростков встречаются ценности как социально направленные, так и направленные на себя, по сравнению с ценностями подростков из социально неблагополучных семей, ценности которых направлены только на себя, кроме того, носят более материальный характер (например, приоритет иметь машину, легкие деньги). Кроме того, их ценности носят просто потребительский характер, необходимые для обычного существования, а не развития, в полном смысле этого слова.

4. Шкала гибкости поведения показала, что у старшеклассников первой группы результаты выше на 16,51%. Это объясняется тем, что в благополучной семье социализации подростка уделяется должное внимание, родители стараются создать социально актуальную деятельность для подростка путем включения его в различные организации, а также в ситуации, в которых он научается быстрее и активнее реагировать на изменяющуюся ситуацию, т.е. становится социально компетентным. При сравнении данных по САТ с результатами "Неоконченных предложений" мы видим, что у детей 2 группы отсутствуют четкие и разнообразные стратегии поведения в разных ситуациях, а также во многом эти стратегии связаны с потребительскими ценностями или направленными на себя. Дети из социально неблагополучных семей, осознавая наличие друзей как особую ценность, в силу определенных обстоятельств (низкий уровень самопринятия, самоуважения, сензитивности к себе - по САТ и плохие взаимоотношения в семье, с друзьями, низкий уровень эмоциональной привязанности - по "Неоконченным предложениям") не способны так легко и быстро войти в контакт с окружающими, не знают каким способом этого добиться лучше всего.

5. Шкала сензитивности к себе опять выявила более высокий показатель у ребят из благополучных семей. Их показатели составили 56,38%, а у ребят из неблагополучных семей - 38,52%. Разница между ними составляет 17,86%. Эти показатели говорят о том, что подростки 1 группы более четко отдают себе отчет в том, что им нужно, чего конкретно они хотят добиться. А это значит, что способность к рефлексии у этих детей развита сильнее, чем у ребят второй группы. Об этом же свидетельствуют результаты пункта 14 "Неоконченных предложений". Но еще необходимо отметить, что, несмотря на более высокий балл по этой шкале у подростков первой группы, и те, и другие достаточно слабо представляют себе, какими способами они будут добиваться того, что они хотят, какие шаги для этого необходимо предпринять. Это, на наш взгляд, говорит о том, что уровень самоактуализации или потребность в самореализации развита пока еще очень слабо. Скорее всего, это связано с особенностями возраста и той жизненной ситуацией, в которой живет и развивается подросток. Этим и объясняются различия в показателях между данными группами.

6. Шкала спонтанности: 1 группа - 51,43%, 2 - 42,80%. Разница по этой шкале не очень существенна. Она характеризует то, что подростки 1 и 2 группы спонтанны и непосредственны в выражении своих чувств, только у ребят из благополучных семей % выше, т.к. в семье для этого создается больше условий, отношения в семье и процесс образования строится на более демократических началах, чем в социально неблагополучных семьях, где не создаются условия для развития мобильности и креативности подростка. Кроме того, более низкий показатель по этой и предыдущей шкале у подростков из социально неблагополучных семей, а также результаты "Неоконченных предложений" свидетельствует о стереотипности поведения таких детей в экстремальных ситуациях. Они предпочитают действовать по уже известным, давно придуманным способам, не привнося ничего своего, ничего нового. С одной стороны, это можно отнести к позитивной характеристики, т.к. известно, что инициатива порой наказуема. С другой же стороны, эта стереотипность несет негативное влияние на развитие подростка, его творческого потенциала, о чем свидетельствует низкий показатель креативности по САТ и пункты "ценности и идеалы" и "мотивация достижения успеха" "Неоконченных предложений" (см. ниже).

.   Результаты по Шкале самоуважения следующие: у ребят 1 группы - 58,67%, у ребят из неблагополучных семей - 40,00%. Здесь наблюдается существенная разница почти на 20%. Существенные различия в ответах наблюдается и в "Неоконченных предложениях". На наш взгляд, это напрямую связано со шкалами ценностей и, в особенности, со шкалой взаимоотношений по методики "Неоконченных предложений". Так, более высокий показатель у респондентов из благополучных семей говорит о том, что эти подростки лучше и больше ценят себя как личность, ценят свои положительные свойства характера, уважают себя за них. При этом в ответах по второй методике наблюдается тенденция позитивных взаимоотношений с окружающими: друзьями, родителями, учителями, которые, как показывают обе методики, оказывают пока еще сильное влияние на формирование жизненной позиции самого подростка, являются для будущей личности очень значимыми. Также результаты "Неоконченных предложений" подтверждают более адекватное и положительное отношение к себе у подростков первой группы. Во второй же группе показатель самоуважения гораздо ниже. Это позволяет судить нам о том, что у ребят из социально неблагополучных семей способность ценить себя и свои достоинства менее выражена. Что, в свою очередь, позволяет предположить следующее: для таких подростков ценность самого себя либо просто не актуальна (о чем свидетельствует шкала ценностей по САТ и по "Неоконченным предложениям", мы это разбирали выше), либо она не развивается как ценность в силу воздействия негативных обстоятельств на ребенка: семья, сверстники, школа в неблагополучном районе, за счет чего может формироваться чувство собственной неполноценности.

8. Шкала самопринятия показала: 1 группа - 46,67%, 2 - 38,09%. Здесь разница между группами не значительна. Несмотря на то, что предыдущие показатели сильно различимы, с данной шкалой они не связаны, как утверждают сами авторы. Данная шкала регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним. Так, по нашим данным, дети из первой группы больше удовлетворены собой такими, какие они есть. Вторая методика по данному пункту подтверждает мысль о том, что ребята считают себя особенными, талантливыми и пр. В целом можно сказать, что по данному пункту результаты получились примерно одинаковыми. Это позволяет нам судить о том, что подростки из второй группы близки к норме, т.е., считают себя хорошими, принимают себя такими, какие они есть вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков. С одной стороны, данный результат можно рассматривать как позитивный, т.к. для развития будущей личности очень важно уметь принимать себя таким, какой ты есть. С другой же стороны, подростки бывают очень разными, в том числе и уровень самопринятия может носить как социальный, так и асоциальный характер, а для развития полноценной личности необходимо не просто принимать себя таким, какой ты есть, но и уметь работать над собой и своими представлениями. Так что в этом плане, высокий показатель по данному пункту не может являться абсолютным показателем, а скорее всего, будет носить сугубо субъективный характер.

.   По Шкале принятия агрессии у старшеклассников 1 группы показатели опять же выше, они составили 55,63%, а у социально неблагополучных ребят - 37,50%. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Это связано с самоуважением, с большим социальным опытом, с уверенностью в себе, которые могут дать благоприятная ситуация в школе и дома.

10. Шкала контактности показывает разницу в 12% в пользу первой группы (52%, 40%). Это объясняется тем, что в благополучной семье создается благоприятная ситуация для субъект-субъектного общения и эффективных взаимоотношений в обществе. Результаты "Неоконченных предложений" тоже показывают ориентацию на эффективное взаимодействие с окружающими у этих ребят. Кроме того, об этом свидетельствует и описанная нами выше шкала гибкости поведения, а также, связанные с ней ответы второй методики. Более низкий показатель по данному пункту у подростков из социально неблагополучных семей связан, на наш взгляд с тем, что такие ребята с детства не получали опыта установления глубоких и тесных эмоционально насыщенных, контактов с родителями, прежде всего. Хотим мы того или нет, но эта способность человека своими корнями во многом уходит именно в семью. Об этом же говорят результаты "Неоконченных предложений". Т.е. у таких детей особенно тяжело складываются взаимоотношения с родителями, такие дети более замкнуты в себе, сложнее идут на контакт.

.   Результаты по Шкале познавательных потребностей у 1 группы значительно выше (45,45% и 27,30%). Наблюдается примерно одинаковые познавательные потребности у всех респондентов первой группы. Это объясняется тем, что для благополучных детей учится на "4" и "5" - норма для учебы. В отличие от этого, дети из неблагополучных семей на это не ориентированы, для них высокий балл по учебе является недосягаемым, они привыкли к ярлыку "неудачника", которое четко за ним закрепилось и он привык идти по пути наименьшего сопротивления, пути наименьшего приложения собственных усилий.

.   По Шкале креативности между 1 и 2 группой разница составила 11,26% (37,86% и 28,60%). Это объясняется особенностями обучения в лицее: дети 10 - 11 классов имеют возможность участвовать в проектной деятельности, учебный процесс очень разнообразен и насыщен. Эта способность развита у всех благополучных подростков примерно одинаково. В целом же, мы считаем, что у обеих групп респондентов показатели очень низкие. Возможно, это связано с тем, что 1 группа подростков ничем не занята помимо учебной деятельности, а 2 группа либо не имеет возможности развития и реализации своего творческого потенциала, либо живет по принципу стереотипности поведения, о чем мы писали в шкале "спонтанности" САТ и шкале "поведение в экстремальных ситуациях" второй методики.

Таким образом, мы проанализировали все интересующие пункты выбранных нами методик. Из них САТ был направлен на определение особенностей и содержания потребности в самореализации у подростков из социально неблагополучных семей, а методика "Неоконченные предложения" - на определение особенностей жизненной перспективы у данных ребят. Сопоставление этих методик, позволили нам составить наиболее полную картину об испытуемых. Результаты нашего исследования говорят о более высоком уровне самоактуализации у старшеклассников из благополучных семей. Этот вывод был сделан из того, что по всем показателям обеих методик результаты у детей из благополучных семей выше результатов детей из неблагополучных семей. В анализе методик особое внимание мы уделили таким пунктам как степень самоуважения, самопринятия, ценности и идеалы, а также пункту взаимоотношения с семьей, родителями, отношение к прошлому, настоящему и будущему. Т.к. именно эти понятия и характеристики являются наиболее значимыми при описании нашего предмета исследования для подтверждения нашей гипотезы. Результаты исследования частично подтверждают нашу первую гипотезу о том, что уровень развития потребности в самореализации у подростков из неблагополучных семей подростков из социально неблагополучных семей очень низкая мотивация к самореализации в социально одобряемых сферах деятельности. А также наша вторая гипотеза содержание жизненной перспективы у подростков из социально неблагополучных семей размыто, слабо структурировано, характеризуется пассивным отношением к собственному будущему полностью подтвердилась.

Кроме того, как показывают результаты обеих методик особое влияние на формирование и развитие потребности в самореализации, а также на построение жизненных планов и целей все еще оказывает семья, т.к. перед нами подросток, который все убеждения, идеалы и ценности выносит из семьи, т.к. именно семья первичный и главный институт социализации, заменить который не способен никакой другой институт. Поэтому, как было сказано в начале нашей работы очень важно, чтобы в семье были хорошие отношения, чтобы был высокий уровень эмоциональной привязанности между ее членами и т.п. Именно благоприятная обстановка в семье с самого детства - залог, предпосылка к здоровому развитию личности!


Заключение

 

Таким образом, мы поняли, что на формирование жизненной перспективы и уровня развитости потребности в самореализации влияет, главным образом, семья. В любой семье подросток проходит социализацию, характер и результаты которой определяются ее объективными характеристиками (составом, уровнем образования, социальным статусом, материальными условиями), ценностными установками (просоциальными, асоциальными), стилем жизни и взаимоотношений членов семьи, важность которой не может быть восполнена другими институтами социализации. Поэтому, для нас очень важным оказывается, чтобы подросток рос в социально благополучной семье.

Все вышеуказанные черты и особенности данных подростков мы проверили с помощью описанных ранее нами методик. В результате исследования выдвинутая нами гипотеза частично подтвердилась. А именно: первая гипотеза о степени развития потребности в самореализации у подростков из социально неблагополучных семей имеет низкий уровень развития. Вторая же гипотеза подтвердилась полностью: жизненная перспектива респондентов представленной группы слабо структурирована, четко не определена. Отсутствие умения построения картины будущего во взаимосвязи с настоящим не осознается данными подростками. Мы считаем, что для социально неблагополучных эта проблема не является актуальной, у них пока не сложилось четкого представления о том, каким образом, какими способами можно достичь желаемого. У последних, связь времен отсутствует, "настоящее", как это ни парадоксально, тянется из прошлого, не представляет для подростков особой ценности. Не говоря уже о "будущем", которое представляется им мало оптимистичным, не предвещающем ничего хорошего. Поэтому у таких подростков и степень развития потребности в самореализации является очень низкой. Данные ребята просто существуют, не видят возможности своего благоприятного будущего в силу огромного негативного влияния семьи, ощущения состояния собственной беспомощности, неверия в свой личностный потенциал, внутренние силы.


Список литературы

 

1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. - М., 1991. - 299с.

2. Ананьев, Б.Г. Психология человека / Б.Г. Ананьев - СПб, 1997.

.   Арестова, О.Н. Мотивация и перспективное целеполагания в мыслительной деятельности / Вестн. МГУ. Сер.14. Психология. 1999. № 3. С.16 - 25.

.   Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 1968.

.   Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович - Москва - Воронеж, 1995.

.   Буякас, Г.М. Проблема и психотехника самоопределения личности / Вопросы психологии, 2002, №2, С.28-39.

.   Витязь на распутье. Хочешь двигаться - выбери направление. / Учительская газета. №14.2002.

.   Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М., 1991.

.   Выготский, Л.С. Психология - М., 2000. - 1008с.

.   Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах.М., 1982, т.4.

.   Галагузова, М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики / Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. литр. / Отв. ред. М.А. Галагузова. - Вып.3. - Екатеринбург, 1998.

.   Гинзбург, М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения / Вопросы психологии, 1994. №3.

.   Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб. 2000. - С.256-269.

.   Головаха, Кроник. Психологическое время личности. Киев, 1984.

.   Горбачёва, А. "Пока надеюсь - дышу" / статья, газета "Круг жизни", 2001. №2.

.   Давыдов, В.В., Кудрявцев В.Т. / Вопросы психологии 1997. №5.

.   Драгунова, Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова - М., 1976.

.   Дубровина, И.В., Круглов, Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов учащихся. Ценностные ориентации и интересы школьников / И.В. Дубровина [и др.]. - М., 1983. С 27-36.

.   Заика, Е.В., Крейдун, Н.П., Ячина, А.С., Психологические характеристики личности с отклоняющимся поведением / Вопросы психологии. - М., 1990. №4

.   Захарова, О. Предисловие к профильному обучению / Лицейское и гимназическое образование. - М., 2004. №1.

.   Кон, И.С. Психология ранней юности / И.С. Кон. - М., 1989.

.   Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М., 1980.

.   Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Вестник образования. - 2002. № 6.

.   Крягжде, С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981.

.   Лукина, А.К. Социальная педагогика как педагогика среды: учеб. пособие/ А.К. Лукина; Краснояр. Гос. Ун-т. - Красноярск, 2005.

.   Маркс, К. Капитал / К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч.2-е издание том 23.

.   Мудрик, А.В. В поисках своего "Я" // Семья и школа. 1998, № 10.

.   Мудрик, А.В. Социальная педагогика / А.В. Мудрик. - М.: Академия, 1999.

.   Обучение и воспитание детей группы риска: Хрестоматия: Учеб. пособие для педагогов классов коррекц. - развивающего обучения / Сост.В.М. Астапов, М.В. Микядзе. - М., 1996.

.   Олиференко, Л.Я. Муниципальная система социально-педагогической поддержки детства: Моногр. - М., 1998.

31. Павленко, О. Старшеклассник в профиль: заметки на полях "концепции профильного обучения в старшей школе" // www.russ.ru <http://www.russ.ru>

.   Проблемы, методика и опыт социальной реабилитации детей и подростков в современных условиях / Под ред.Г. Иващенко, М. Плоткина. - М., 1994.

.   Проблемы семьи и детства в современной России. - М., 1992. - Ч.1.

.   Пряжников, Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе / Вопр. психол. 1996 № 1.

.   Психологическая реабилитация детей и подростков / Под ред. И.В. Дубровиной. - Калуга, 1994.

.   Райс, Ф., Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс [и др.]. - СПб.: Владос, 2000.

.   Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн в 2 т. - М.: Педагогика, 1989.

.   Сергоманов, П.А. К вопросу о ведущей деятельности в старшем школьном возрасте. Педагогика развития: соотношение учения и обучения. Ч.1, материалы 7-ой научно - практической конференции. Красноярск, 2000.

.   Сомова, О. Профильное обучение - это увертюра концерта для скрипки с оркестром // Интернет газета "Перемена", http // psyhology.net.ru

.   Толстых, Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей / Вопросы психологии, 1984, №3.

.   Чепурных, Е.Е. Дети с особыми нуждами: Социальная и психологическая поддержка. / Социальное и душевное здоровье ребенка. Защита, помощь, возвращение в жизнь: Материалы Всерос. Науч. конф. (Москва, 22-25 сент. 1998 г.). - М., 1998.

.   Шибаева, М.М. Самоопределение личности в культуре как мировоззренческая проблема / Культура и мировоззрение. Выпуск № 11.М., 1981.

.   Шульга, Т.И., Олиференко, Л.Я. Психологические основы работы с детьми группы риска в учреждениях социальной помощи и поддержки. Прикладная психология и психоанализ / Л.Я. Олиференко [и др.]. - СПб.: Нев. Диалект, 1998. - 256с.

.   Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989г. - 532с.

.   Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон М., 1996. - 344 с.

.   46. <http://www/profile-edu.ru>


Приложения

 

Приложение 1

"НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Дата………………. Возраст…. … Пол: (м \ ж.) ………………………

Школа…………………………………………Класс…………………….

Ф.И.О………………….………………………………………

ИНСТРУКЦИЯ.

Внимательно прочтите незаконченные предложения и закончите их, вписывая первую пришедшую в голову мысль. Старайтесь работать как можно быстрее. Если не получается сразу закончить какое-то предложение, обведите в кружок его номер и займитесь им позже.

У меня каждый раз портится настроение_______________________________

В отношениях с другими людьми мне труднее всего_____________________

Когда я был маленьким______________________________________________

Я ссорюсь с людьми, если ___________________________________________

Думаю, что я достаточно способен, чтобы______________________________

Мое будущее кажется мне___________________________________________

Если все против меня, то____________________________________________

Природа - это _____________________________________________________

Думаю, что мои друзья _____________________________________________

Меня бесит, когда__________________________________________________

Если со мной случится несчастье, я ___________________________________

Если мне надо чего-то добиться, _____________________________________

Я мог бы быть очень счастливым, если ________________________________

Хорошее образование - это __________________________________________

Наступит тот день, когда ____________________________________________

Когда меня нет, мои друзья __________________________________________

Моим самым живым детским воспоминанием является __________________

Я могу ударить человека, если _______________________________________

Когда я буду старым (ой) ____________________________________________

Я чувствую себя виновато, если ______________________________________

Когда мне начинает не везти _________________________________________

Больше всего люблю людей__________________________________________

Больше всего в жизни я хотел бы _____________________________________

Когда я чувствую опасность _________________________________________

Самое ценное для меня - это_________________________________________

В настоящее время я собираюсь______________________________________

Моей самой большой ошибкой было __________________________________

Если кто-то работает под моим руководством___________________________

Если бы я мог _____________________________________________________

Если кто-то руководит мной, то______________________________________


Приложение 2

МЕТОДИКА САТ (САМОАКТУАЛИЗАЦИОННЫЙ ТЕСТ)

ИНСТРУКЦИЯ К ТЕСТУ.

Вам предлагается тест, каждый вопрос которого содержит два варианта ответов, обозначенные буквами "а" и "б". Внимательно прочитайте каждую пару ответов, выберите тот ответ, который в большей степени соответствует Вашей точке зрения, и обведите в бланке ответов под номером соответствующего вопроса букву "а" или "б".

1. а) Я верю в себя только тогда, когда чувствую, что могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами. б) Я верю в себя даже тогда, когда чувствую, что не могу справиться со всеми стоящими передо мной задачами.

2. а) Я часто внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты. б) Я редко внутренне смущаюсь, когда мне говорят комплименты.

3. а) Мне кажется, что человек может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

б) Мне кажется, что у человека мало шансов прожить свою жизнь так, как ему хочется.

4. а) Я всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод. б) Я далеко не всегда чувствую в себе силы для преодоления жизненных невзгод.

5. а) Я чувствую угрызения совести, когда сержусь на тех, кого люблю. б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

6. а) Всложных ситуациях надо действовать уже испытанными способами, так как это гарантирует успех. б) В сложных ситуациях надо всегда искать принципиально новые решения.

7. а) Для меня важно, разделяют ли другие мою точку зрения. б) Для меня не слишком важно, разделяют ли другие мою точку зрения.

8. а) Мне кажется, что человек должен спокойно относиться к тому неприятному, что он может услышать о себе от других. б) Мне понятно, когда люди обижаются, услышав что-то неприятное о себе.

9. а) Я могу безо всяких угрызений совести отложить до завтра то, что я должен сделать сегодня. б) Меня мучают угрызения совести, если я откладываю на завтра то, что я должен сделать сегодня.

10. а) Иногда я бываю так зол, что мне хочется "бросаться" на людей. б) Я никогда не бываю зол настолько, чтобы мне хотелось "бросаться" на людей.

11. а) Мне кажется, что в будущем меня ждет много хорошего. б) Мне кажется, что мое будущее сулит мне мало хорошего.

12. а) Человек должен оставаться честным во всем и всегда. б) Бывают ситуации, когда человек имеет право быть нечестным.

13. а) Взрослые никогда не должны сдерживать любознательность ребенка, далее если ее удовлетворение может иметь отрицательные последствия. б) Нe стоит поощрять излишнее любопытство ребенка, когда оно может привести к дурным последствиям.

14. а) У меня часто возникает потребность найти обоснование тем своим действиям, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

б) У меня почти никогда не возникает потребности найти обоснование тех своих действий, которые я совершаю просто потому, что мне этого хочется.

15. а) Я всячески стараюсь избегать огорчений, б) Я не стремлюсь всегда избегать огорчений.

16. а) Я часто испытываю чувство беспокойства, думая о будущем. б) Я редко испытываю чувство беспокойства, думая о будущем.

17. а) Я не хотел бы отступать от своих принципов даже ради того, чтобы совершить нечто, за что люди были бы мне благодарны. б) Я хотел бы совершить нечто, за что люди были бы благодарны мне, даже если ради этого нужно было бы несколько отойти от своих принципов.

18. а) Мне кажется, что большую часть времени я не живу, а как будто готовлюсь к тому, чтобы по-настоящему начать жить в будущем. б) Мне кажется, что большую часть времени я не готовлюсь к будущей "настоящей" жизни, а живу по-настоящему уже сейчас.

19. а) Обычно я высказываю и делаю то, что считаю нужным, даже если это грозит осложнениями в отношениях с другом. б) Я стараюсь не говорить и не делать такого, что может грозить осложнениями в отношениях с другом.

20. а) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, иногда меня раздражают. б) Люди, которые проявляют повышенный интерес ко всему на свете, всегда вызывают у меня симпатию.

21. а) Мне не нравится, когда люди проводят много времени в бесплодных мечтаниях. б) Мне кажется, что нет ничего плохого в том, что люди тратят много времени на бесплодные мечтания.

22. а) Я часто задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.

б) Я редко задумываюсь о том, соответствует ли мое поведение ситуации.

23. а) Мне кажется, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь. б) Я не думаю, что любой человек по природе своей способен преодолевать те трудности, которые ставит перед ним жизнь.

24. а) Главное в нашей жизни - это создавать что-то новое, неизвестное. б) Главное в нашей жизни - приносить людям пользу.

25. а) Мне кажется, что было бы лучше, если бы у большинства мужчин преобладали традиционно мужские черты характера, а у женщин - традиционно женские. б) Мне кажется, что было бы лучше, если бы и мужчины и женщины сочетали в себе и традиционно мужские, и традиционно женские свойства характера).

26. а) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего доставить удовольствие другому в противовес свободному выражению своих чувств. б) Два человека лучше всего ладят между собой, если каждый из них старается прежде всего выразить свои чувства в противовес стремлению доставить удовольствие другому.

27. а) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, являются естественными проявлениями их человеческой природы. б) Жестокие и эгоистические поступки, которые совершают люди, не являются проявлениями их человеческой природы.

28. а) Осуществление моих планов в будущем во многом зависит от того, будут ли у меня друзья. б) Осуществление моих планов в будущем лишь в незначительной степени зависит от того, будут ли у меня друзья.

29. а) Я уверен в себе. б) Я не уверен в себе.

30. а) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является любимая работа. б) Мне кажется, что наиболее ценным для человека является счастливая семейная жизнь.

31. а) Я никогда не сплетничаю. б) Иногда мне нравится сплетничать.

32. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе. б) Я не могу мириться с противоречиями в самом себе.

33. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я чувствую себя обязанным ему. б) Если незнакомый человек окажет мне услугу, то я не чувствую себя обязанным ему.

34. а) Иногда мне трудно быть искренним даже тогда, когда мне этого хочется.

б) Мне всегда удается быть искренним, когда мне этого хочется.

35. а) Меня редко беспокоит чувство вины. б) Меня часто беспокоит чувство вины.

36. а) Я постоянно чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение. б) Я не чувствую себя обязанным делать все от меня зависящее, чтобы у тех, с кем я общаюсь, было хорошее настроение.

37. а) Мне кажется, что каждый человек должен иметь представление об основных законах физики. б) Мне кажется, что многие люди могут обойтись без знания законов физики.

38. а) Я считаю необходимым следовать правилу "не трать времени даром".

б) Я не считаю необходимым следовать правилу "не трать времени даром".

39. а) Критические замечания в мой адрес снижают мою самооценку. б) Критические замечания в мой адрес не снижают мою самооценку.

40. а) Я часто переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного. б) Я редко переживаю из-за того, что в настоящий момент не делаю ничего значительного.

41. а) Я предпочитаю оставлять приятное "на потом". б) Я не оставляю приятное "на потом".

42. а) Я часто принимаю спонтанные решения. б) Я редко принимаю спонтанные решения.

43. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства, даже если это может привести к каким-либо неприятностям. б) Я стараюсь не выражать открыто своих чувств в тех случаях, когда это может привести к каким-либо неприятностям.

44. а) Я не могу сказать, что я себе нравлюсь. б) Я могу сказать, что я себе нравлюсь.

45. а) Я часто вспоминаю о неприятных для меня вещах. б) Я редко вспоминаю о неприятных для меня вещах.

46. а) Мне кажется, что люди должны открыто проявлять в общении с другими свое недовольство ими. б) Мне кажется, что в общении с другими люди должны скрывать свое недовольство ими.

47. а) Мне кажется, что я могу судить о том, как должны вести себя другие люди. б) Мне кажется, что я не могу судить о том, как должны вести себя другие люди.

48. а) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию является необходимым для настоящего ученого. б) Мне кажется, что углубление в узкую специализацию делает человека ограниченным.

49. а) При определении того, что хорошо, а что плохо, для меня важно мнение других людей. б) Я стараюсь сам определить, что хорошо, а что плохо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.143 (0.161 с.)