Психолого-педагогические Особенности подростков из социально неблагополучных семей, специфика жизненной перспективы и мотивации к самореализации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогические Особенности подростков из социально неблагополучных семей, специфика жизненной перспективы и мотивации к самореализации



 

В нашей работе мы описываем подростков группы риска. В настоящее время понятие "дети группы риска" употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Дети группы риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставшим причиной дезадаптации несовершеннолетних [27].

Классификация Т.А. Шульги подразумевает следующие категории таких детей:

) дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики;

) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств;

) дети из неблагополучных, асоциальных семей;

) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;

) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.

По данной классификации аспектом нашей работы является третья категория детей, т.е. дети из социально неблагополучных семей. К этой категории относятся дети, родители которых не занимаются их воспитанием и развитием. В результате такие подростки характеризуются слабым здоровьем, отклонениями в развитии, низкой успеваемостью в школе, различными проявлениями девиантного (отклоняющегося) поведения и т.д.

Слово риск в данном случае означает возможность, большую вероятность негативного, нежелательного влияния образа жизни родителей, семейного уклада на развитие и становление личности подростка. Фактически речь идет о двух сторонах риска. С одной стороны, это риск для общества, который создают дети данной категории. Понятие "группа риска" появилось еще в советский период именно в контексте приоритета общественных интересов. Это понятие позволяло выделять категории семей, поведение которых могло представлять определенную опасность для окружающих и общества в целом, поскольку противоречило общепринятым нормам и правилам. В последнее же время эта категория детей рассматривается специалистами прежде всего с точки зрения того риска, которому постоянно подвергаются они сами: риска потери жизни, здоровья, нормальных условий для полноценного развития и т.д.

Разные ученые выделяют различные группы факторов, позволяющих отнести детей и подростков к данной категории. Так, по мнению Е.И. Казаковой, можно назвать три основные группы факторов риска, которые создают вероятностную опасность для ребенка: психофизические, социальные и педагогические (как особый вид социальных). Близок к этому подход В.Е. Летуновой, которая выделяет следующие группы факторов риска для детей, изучаемой нами категории:

.   медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.);

2. социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.);

.   психологические (отчуждение от социальной среды, непринятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неуспех в деятельности, неуспех в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.);

.   педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.) [43].

Общественная практика педагогов и психологов позволяет выделить также и другие факторы. Основными такими факторами являются следующие обстоятельства жизни этих детей:

.   пьянство одного или обоих родителей, их асоциальное поведение (тунеядство, попрошайничество, воровство, проституция и пр.);

2. устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов; сексуальное развращение родителями собственных детей, торговля ими;

.   убийство одного из родителей на глазах детей собутыльниками, или другим родителем; отбывание одним из родителей срока тюремного заключения;

.   лечение одного из родителей от алкоголизма, психического заболевания; жестокое обращение с детьми (побои, избиения с нанесением тяжелых травм, голод и т.д.);

.   оставление малолетних детей одних без пищи и воды;

.   отсутствие крыши над головой, скитание вместе с родителями без средств к существованию и отсутствие постоянного места жительства; побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

Все выше перечисленные факторы во многом являются объективными характеристиками подростков из социально неблагополучных семей.

Анализ условий жизни таких детей и подростков показывает, что невозможно выделить одну главную причину, послужившую фактором риска. Специалисты чаще всего фиксируют сочетание многих неблагоприятных условий, которые делают невозможным дальнейшее проживание детей в семьях, где создается прямая угроза здоровью ребенка и его жизни.

Данные причины ведут к тому, что данная категория детей имеет ряд характеристик, особенностей в развитии, существенно влияющих на его мотивацию к самореализации и жизненную перспективу. На них мы остановимся более подробно.

В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований пагубного влияния социально неблагополучных семей на развитие личности подростка. В общих чертах они показывают, что на развитие ребенка особо пагубно влияет "отсутствие" матери (материнская депривация). Помимо этого фактора, обнаружены и другие факторы негативного влияния неблагополучной семьи: сенсорная депривация - обеднение среды, ее сужение; социальная - уменьшение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмоциональная - снижение эмоционального тона при взаимоотношениях с окружающими; психическая - невозможность удовлетворения основных потребностей.

Если же рассматривать более подробно, то мы выявили некоторые пункты, по которым хотели бы описать психолого-педагогические особенности подростка из социально неблагополучной семьи, которые, в свою очередь, влияют на содержание мотивации к самореализации и жизненной перспективы. Это физические и психические, умственные особенности, а также особенности, касающиеся его умениям социализироваться в обществе.

1. Психологические (психофизиологические) особенности и особенности в умственном развитии:

Семейное неблагополучие влечет за собой массу проблем, характеризующихся поверхностностью, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, приводит к нарушению ценностных ориентаций, способствует появлению глубоких душевных ран. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаются в депрессиях, разнообразных психосоматических заболеваниях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя. Трудности в поведении детей и подростков очень часто уходят своими корнями в неразрешенные еще с детства проблемы самих родителей. Психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно "записывается" в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в школьном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне "естественный". Он не знает других отношений в семье. Таким образом, подростки из неблагополучных семей фиксируют стиль поведения и образа жизни родителей, считают их образцами собственного стиля поведения. И при вхождении в самостоятельную жизнь проецируют все то, что "усвоили". Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

Во взаимоотношениях же со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.

Еще одной характерной чертой подростков из неблагополучных семей является их низкая способность к адаптации в стрессовых ситуациях. Из таких ситуаций ребенку трудно выпутаться, как правило, их последствия негативно влияют на нормальное функционирование всего организма.

Сила переживания подростком стрессовых ситуаций зависит от того, насколько эти события и обстоятельства им воспринимаются и игнорируются. Подростки не могут регулировать силу переживаний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след в его душе, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приводит ко многим проблемам, низкой мотивации к самореализации, либо помогает обрести гибкость, что зависит от его умения противостоять трудностям.

Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситуация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физическая агрессия, так как это способствует появлению чувства незащищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напряженная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нормальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства любви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять. Все эти обстоятельства ведут к тому, что подросток растет эгоистом, озлобленным на весь окружающий мир. В результате, он либо попытается реализоваться с помощью незаконных методов, либо в скором времени покончит жизнь самоубийством, либо будет стремиться к реализации своих потребностей социально одобряемыми методами. Но для этого ему нужна помощь специалистов. В любом случае, перспективы подростков из социально неблагополучных семей оставляют желать лучшего.

Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издевательства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теплого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изменить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, "эффект зализывания ран", боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно). В такой ситуации мотивация к самореализации и жизненная перспектива приобретают ту же окраску. Т.е., в своей жизни он не будет стремиться к построению любви, семьи, доверительных отношений и т.п. Либо, наоборот, будет стремиться, всячески, это устроить, но процент успешности здесь будет очень минимальным, т.к. подросток не имеет нужного позитивного опыта, необходимого для построения взаимоотношений.

Обстановка в семье, связанная с неблагополучием, ведет к переживанию подростком травматических ситуаций, что также негативно отражается на его личности. Семейные невзгоды внедряются в сознание, постоянно вспоминаются детьми в процессе всей жизни. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, проявляющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах со сном, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличенном реагировании [11].

Особенность таких ребят в том, что психика "сживается" с переживаниями травмы, приспосабливается к ней. Симптомы травматических переживаний проявляются у них в виде психических отклонений. Для подростков из социально неблагополучных семей такая черта психики является способом выживания, фундаментом построения жизненной перспективы.

При работе с подростками из неблагополучных семей многие авторы описывают "свойственное им состояние беспомощности". Понятие "беспомощность" рассматривается нами как то состояние человека, "когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии…". У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; неумением принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями.

Мысль об изначальном проявлении состояния беспомощности имеется у З. Фрейда, который считал, что, например, разлуки и утраты приводят к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться [35].

Явление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживание ими негативной ситуации, происходящей в семье, ее последствия, что выглядит следующим образом:

а) как стереотипная деятельность, неадекватная конкретной ситуации;

б) как перебор стереотипных действий (неконструктивных способов поведения и деятельности, не приносящих результата);

в) как отказ от выполнения деятельности, сопровождающийся апатией, депрессией;

г) как состояние оцепенения, плач и т.д.;

д) как перенос или смещение одной цели на другую.

Особенности в развитии физической, умственной и психологической сфер оказывают существенное влияние и на процесс социализации подростка из неблагополучной семьи.

.   Особенности в процессе социализации:

У детей возникают значительные отклонения в поведении. Им присуща одна характерная черта - нарушение социализации в широкой смысле слова: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом, неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, нарушения половой ориентации, воровство, лживость, потеря ценности человеческой жизни, жестокость, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, дурные, привычки (употребление алкоголя, наркотиков, курение, токсикомания, нецензурная брань и т.д.), отсутствие стремления реализовать себя, строить свою дальнейшую жизненную траекторию.

Кроме того, подросток из неблагополучной семьи, зачастую имеет риск в обучении, отношениях. Такого подростка иногда называют трудным. Исследователь А.Л. Лихтарников провел опрос 200 учителей образовательных учреждений с целью выяснить, что они подразумевают под словом трудный. Оказалось, что чаще всего речь идет о ребенке, с которым трудно взаимодействовать на уроке, так как он постоянно самоутверждается, спорит, ведет борьбу с педагогом, бунтует, настаивает на своей правоте, но при этом не осознает своей ответственности, ни за слова, ни за поступки и действия. Получается, что "трудными" дети становятся в ситуации, когда взрослые не могут найти к ним подход. На подростков из социально неблагополучных семей необходимо затрачивать многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится направлять на преодоление их наследственности, негативного влияния семьи. Им трудно объяснить, почему плохо употреблять наркотики, пить, у них нет тяги к взрослым, они отвергают всякое вмешательство, живут в своем мире [40].

Также, по данным А.Л. Лихтаротковой, у подростков, лишенных родительских тепла и ласки, представления о счастливом человеке и о бытие значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей [29]. Наиболее распространенными ответами подростков неблагополучных семей об основных показателях жизни это: вкусности (много торта), игрушки, подарки, одежда. Такие характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков, игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, возможно, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность других потребностей. Среди таких подростков, 43% отмечают минимум признаков счастливого человека. Это позволяет сделать вывод о том, что такие подростки имеют низкий уровень социально одобряемой мотивации к самореализации, она носит у них материальный характер, связанный с удовлетворением простейших потребностей, а не социально значимых.

Кроме того, "воспитание" в такой семье является главной причиной неготовности этих детей к самостоятельной жизни и порождает личностную депривацию подростка. Представление о своей будущей профессии у них очень размыто и расплывчато. Они мечтают о хорошей работе, но представляют ее как ничегонеделание и получение при этом больших денег.

Выбор профессии или хотя бы профиля осложняется еще и тем, что, не имея позитивного опыта своих родителей, отсутствие помощи и поддержки с их стороны, ребенок из неблагополучной семьи не знает, где, чему и как он может научиться, понять, что ему нужно, какие для этого у него есть способности и возможности, каким образом он может реализовать свои планы и т.п. [43].

Получается, что такого подростка просто никто не научил, как делать тот или иной шаг по жизни, у него нет опоры на ближайших родственников, у него не было возможности получить тот социально-значимый опыт, который повлияет на всю его дальнейшую жизнь…

В соответствии же с нормой, у подростков из социально неблагополучных отсутствуют следующие компоненты, необходимые для развития полноценной личности:

) они не владеют сведениями о современной жизни; они не получают достаточно достоверную информацию по всем волнующим их вопросам, не имеют возможности проверять ее и анализировать (уголовное право; религия; молодежное движение; наркотики и алкоголь; секс и т.д.)

) родители не контролируют сочетание свободы и ответственности в деятельности; подростки не получают конструктивного взаимодействия со взрослыми, ими не приняты выработанные правила в школе, обществе;

) такие подростки характеризуются непринятием себя (своего физического Я, характера, особенностей, эмоций и т.д.);

) у них нет возможности обучения навыкам достойного поведения (взаимодействия, отстаивания чувства собственного достоинства).

Из этого видно, насколько значимо и важно, чтобы ребенок воспитывался в хорошей семье, в которой созданы благоприятные условия для развития будущей личности.

Подводя итоги, можно сказать, что главными психолого-педагогическими особенностями подростков из социально неблагополучных семей по отношению к построению собственной жизненной траектории и мотивации к самореализации являются:

.   невольное проецирование жизни родителей в собственной, принятие (или игнорирование) их стиля жизни как должного. Как результат, стремление (отказ) жить также как они; формирование асоциальной или завышенной мотивации к самореализации; отсутствие способности к построению целенаправленной, четко структурированной жизненной перспективы.

2. Неумение общаться с людьми, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них. Этот параметр, в целом, осложняет успешный ход социализации подростка, что, безусловно, ведет к отсутствию у него желания реализовать себя, строить планы на будущее.

.   Нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства. Этот аспект ведет к тому, что у подростка будет формироваться эгоистическая мотивация к самореализации, а не социально одобряемая; у него будет завышенный уровень притязаний или, наоборот, в силу своей некомпетентности в общении, апатия ко всему происходящему.

.   Низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им, слабо развитое чувство ответственности за свои поступки. Это ведет к тому, что у подростка из неблагополучной семьи, скорее всего, будет формироваться асоциальная мотивация к самореализации, так как он будет стремиться реализовать любые свои желания, не соотнося их с общепринятыми нормами и правилами. О содержании жизненной траектории тогда можно сказать, что она может носить асоциальный, уголовный характер.

.   Неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержки с их стороны. Это ведет к тому, что данный подросток не стремится реализовать себя, предпочитает жить по принципу: "ниже травы, тише воды", для него характерна низкая мотивация к самореализации, в дальнейшей жизни этот человек будет одинок, возможно, он не способен будет создать свою собственную семью.

.   Несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайших целей: получить желаемое, привлекательное.

.   Несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения).

.   Низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания, что ведет к отсутствию желания реализоваться в социально значимой деятельности, быть гражданином своей страны в полном смысле этого слова.

.   Склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - увлечение одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.). Это ведет к тому, что у подростка будет формироваться асоциальная потребность в самореализации, а содержание жизненной перспективы будет ей соответствовать, будет носить негативный характер с точки зрения общественных норм и правил.

Подводя итоги теоретической части, можно сказать, что современная ситуация подрастающего поколения определяется как ситуация отсутствия ясных жизненных ориентиров, задающих устойчивые (как-то гарантированные) жизненные перспективы. Это во многом обусловлено скоростью социальных изменений. Размытость и отсутствие позитивных социальных ориентиров в обществе, и, конкретно, в неблагополучной семье ведёт к усилению инфантилизации подростков, когда многие из них отказываются от подросткового проектирования своей будущей жизни, профессиональной деятельности, планов по созданию семьи и т.д. Т.е. имеют низкий уровень развития социально одобряемой мотивации к самореализации и слабо простроенную, плохо планированную жизненную перспективу.

В первой главе, мы пытались описать модель, характеризующую особенности жизненной траектории и потребности в самореализации у подростков. Кроме того, во всей теоретической работе держали во внимании главное противоречие, которое служит нам основой для выдвижения нашей гипотезы. С одной стороны, у подростка, живущего в неблагополучной семье, принимающего ее "ценности", установки, образ жизни родителей как должное может сформироваться асоциальное, деформированное, искаженное представление о жизни в целом, о ценности самой жизни, к окружающим, к самому себе. Таким образом, у него будет либо совсем отсутствовать мотивация к самореализации ("мне и так нормально"), либо будет слабо развита социально одобряемая потребность в самореализации, он не способен будет правильно простроить свою жизненную перспективу.

С другой стороны, наблюдая за ситуацией в семье и в обществе, у подростка может сформироваться негативное отношение к своим родителям, к особенностям их способа жизни. И подросток пытается вырваться из нее, стремится стать самостоятельным, независимым от своего ближайшего окружения. И здесь, основное влияние на подростка оказывают СМИ и другие институты социализации. В результате, у подростка формируется высокий уровень мотивации к самореализации (завышенный уровень притязаний): подросток видит цель, но не знает, как происходит процесс по ее достижению. Как следствие, отсутствие умения построения четкой, планированной жизненной перспективы.

На наш взгляд, мы плавно подошли к исходной гипотезе, а именно:

ü Уровень развития мотивации к самореализации у подростков из социально неблагополучных семей может быть представлен как более низким, так и более высоким с точки зрения принятых в обществе норм и ценностей.

ü Содержание жизненной перспективы у подростков из неблагополучных семей неопределенно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 590; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.028 с.)