Описание и обоснование выбора методик для проведения исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание и обоснование выбора методик для проведения исследования



 

МЕТОДИКА "НЕЗАКОНЧЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ"

Данная методика относится к разряду проективных и используется в психодиагностической практике уже давно. На прямой вопрос экспериментатора о жизненной проблеме обследуемого, которая является его болевой точкой, он не всегда может ответить, потому что решение проблемы часто находится вне его сознания. Незаконченное предложение вызывает его спонтанный ассоциативный ответ, который реально или метафорически может содержать ключ к пониманию причин данной проблемы. Преимущество данного методического приема в том, что он выявляет болевые точки и трудности обследуемого естественно, не включая их обсуждение в беседу с экспериментатором, поскольку это может быть болезненно для обследуемого, или он не понимает причин своих трудностей, или он просто не хочет ни с кем обсуждать свои проблемные зоны. Еще одно преимущество методики в том, что она может быть разной величины - от одного-двух предложений, которые можно дать продолжить обследуемым в качестве мини - сочинения, до внушительного списка, включающего максимум возможных проблемных зон и трудностей, которые надо выявить.

Мы взяли за основу вариант методики, разработанный Саксом и Леви, состоящий из 60 незаконченных предложений, проанализированных по 15 интерпретационным группам, выявляющим дисгармоничную систему отношений (в семье, по отношению к собственному будущему в референтных группах, в отношениях с противоположным полом, и т.д.). В нашей модификации методики 50 незаконченных предложений, специально адаптированных по содержанию для школьников из социально - неблагополучных семей с целью изучения их мотивации к самореализации. Ответы школьников можно проанализировать по 19 проблемным зонам (см. список проблемных зон ниже в таблице "Ключи к методике"). С помощью этой методики экспериментатор может выяснить, какие именно проблемные зоны существуют у таких детей; какие ассоциации у них возникают в связи с возможной жизнью и работой в родном городе; есть ли у них вообще мотивация к самореализации; каковы их ценности и идеалы; как складываются их отношения со значимыми для них людьми (родителями, сверстниками, учителями); чего можно от них ожидать при реагировании на экстремальные ситуации, и т.д. Отвечая на прямые вопросы в обычной анкете, респондентам трудно избежать стремления представить себя в лучшем свете, или угадать, чего от него хочет услышать экспериментатор. В проективной форме данная проблема менее значима.

Таблица 1.

Ключи обработки к модификации теста "неоконченные предложения"

Проблемная область №№ предложений
1 Мотивация достижения успеха 12, 23, 26, 29
2 Мотивация избегания неудачи 7, 21, 24
3 Ценности и идеалы 13, 14, 23, 25
4 Взаимоотношения с людьми 2, 4, 18, 22, 28, 30
5 Взаимоотношения с друзьями 9, 16
6 Поведение в экстремальных ситуациях 7, 11, 18, 21, 24
7 Ресурсы 5, 8, 13, 14, 23
8 Отношение к себе 5, 13,20
9 Отношение к будущему 6, 15, 19
10 Отношение к прошлому 3, 17, 27
11 Отношение к настоящему 1, 10, 23, 26

МЕТОДИКА САТ (САМОАКТУАЛИЗАЦИОННЫЙ ТЕСТ)

Данная методика очень информативна по многим параметрам анализа проблемы формирования мотивации к самореализации у школьников. Она выявляет базовые, а не ситуативные свойства личности, и не только показывает наличный уровень самоактуализации школьников, но и их самоактуализационный потенциал, и ограничивающие этот процесс факторы, и их уровень самоуважения, особенности Я-концепции, и многое другое (см. ниже, что выявляет каждая шкала).

Понятие самоактуализации синтетично, оно включает в себя всестороннее и непрерывное развитие творческого и духовного потенциала человека, максимальную реализацию его возможностей, адекватное восприятие окружающего мира и своего места в нем, других людей, богатство эмоциональной сферы и духовной жизни, высокий уровень психического здоровья и нравственности. А. Маслоу определяет самоактуализацию как "стремление к самоосуществлению на основе тенденции к самореализации того, что содержится в качестве потенциальных возможностей".

Самоактуализационный тест (САТ) построен по тому же принципу, что и тест POI Эверета Шострома, основываясь на теории самоактуализации Абрахама Маслоу. Тест POI был адаптирован на кафедре социальной психологии МГУ им. Ломоносова. Авторы адаптированного теста (Ю.Е. Алешина.Л.Я. Гозман, М.В. Загика, М.В. Кроз) внесли столько существенных изменений, что тест стал практически оригинальным психодиагностическим инструментом и получил название САТ (самоактуализационный тест). САТ измеряет самоактуализацию по базовым и дополнительным шкалам, как и в опроснике, предложенном Э. Шостромом. Базовыми являются шкалы Компетентности во времени и Поддержки. Они независимы друг от друга и, в отличие от дополнительных, не имеют общих пунктов.12 дополнительных шкал составляют 6 блоков - по 2 шкалы в каждом. Каждый пункт теста входит в какую - либо базовую шкалу и в одну или более дополнительных. Подобная структура теста позволяет диагностировать большое число показателей, не увеличивая при этом объем теста.

Методика САТ предназначена для обследования взрослых и молодежи от 13 лет, психически здоровых людей (имеется в виду отсутствие выраженной психопатологии). Специфика изучаемого феномена (самоактуализации) и характер самого теста, сложность составляющих его суждений требуют серьезного осмысления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 192; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.206.169 (0.004 с.)